Кто придумал три богатыря и шамаханская царица

Обновлено: 04.05.2024

Каждый раз, когда я начинаю изучать вопросы не классической историографии в рунете, то сталкиваюсь с удивительным фактом — все связанное с Азербайджаном, как-будто специально замалчивается.

Я неоднократно писал, что даже на справочных ресурсах, в биографических данных известных людей, азербайджанский период жизни изымается или указывается одной строкой. В то время, когда часто он бывает основополагающим.

Так например было с Курчатовым , которому Баку дал путевку в жизнь.

Та же ситуация с "Шамаханской царицей". Откуда только не ведут ее происхождение, и с арабского Востока, и из Персии, и из Грузии. Даже с территории нынешней Российской Федерации, из Адыгеи.

Хотя в сказке Пушкина по-моему все достаточно ясно сказано.

Если есть Шамаханская царица, то она естественно из Шамаханского царства. А такое существовало в единственном числе, на территории Азербайджана, с 1747 по 1820 годы.

Причем, даже разночтение между "Шемахой" и "Шамахой" доказывают, что Пушкин имел ввиду именно азербайджанское ханство. Потому-что когда он писал свою сказку (1834 год), ханство называлось на азербайджанский манер — "шамаханским".

Интересно, как этот момент преподает Википедия:

Поразительное двуличие ресурса с администрацией из небольшой соседней страны.

Ни тебе географической привязки, ни каких-либо других сведений, как-будто речь идет о какой-то гипотетической стране за тридевять земель.

Шамаханскую царицу звали Зульфия?

Звучит смешно, тем более когда знаешь, что образ это вымышленный. Но не спешите, возможно Александр Сергеевич именно так звал ее про себя.

Дело в том, что товарищ Пушкина, Павел Катенин, в марте 1934 года, публикует поэму "Княжна Милуша".

Павел Александрович Катенин (11 [22] декабря 1792, деревня Шаёво, Кологривский уезд, Костромская губерния — 23 мая [4 июня] 1853, там же) — русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель. Член Российской академии (1833).

В тот же день пишет Пушкину:

В этом эпическом произведении, в песни второй (песнь вторая), русский князь отправляется на Южный Кавказ убить правительницу Шамахи, царицу Зульфиру ("Зульфира" — русская транскрипция имени "Зульфия").

Сюжет там достаточно круто закручен, но дело не в этом.

До этого ни разу в русской литературе не использовался образ шамаханской царицы. А тут, в один год, выходят сразу две поэтические сказки. Двух товарищей. С одинаковыми образами властных цариц.

Причем Катенин уже публикуется в начале 1934 года, а Пушкин только пишет свою сказку в этом году.

Что это было? Плагиат? Творческий спор двух товарищей? Плод их бесед о таинственном Востоке?

Ясно одно — речь в обоих произведениях идет об одном и том же образе.

Три богатыря и Шамаханская царица

Это четвёртая по счету часть анимационного цикла о былинных богатырях («Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»). Мультфильм, в котором герои всех трёх фильмов о богатырях собираются вместе, вышел через три года после появления мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Шамаханская царица


Шамаханская царица однажды была прекрасной владычицей из восточной страны, владеющая колдовскими чарами. Но время дало знать и, постарев, она стала прятать своё лицо, однако у неё сохранились её магические глаза, которые по-прежнему имеют способность влюблять в себя людей и создавать иллюзии. Есть слуга ворон и волшебное зеркальце. Никто до определённого момента даже и не мог догадаться о том, что царица уже старая.

Мечта вернуть себе утраченную молодость и былую красоту приводят её к старинной легенде, согласно которой, чтобы снова стать юной и привлекательной, нужно полить Дерево Молодости слезами тысячи красавиц. Но всех красивых девушек в своей стране она извела уже много лет назад, Для того чтобы заполучить слёзы её слуга Ворон придумал коварный план, согласно которому она выйдет замуж за Киевского Князя, после чего получит слёзы всех красавиц Киева.


Фото царицы, которое Ворон подсунул Князю и тот в него в итоге влюбился

Сначала всё шло отлично. Ворон подсунул Князю фотографию царицы, и тот сразу влюбился. Князь отправился к ней в Шамахань, а оттуда домой в Киев уже вместе со своей избранницей. Тут они поженились, и Царица тут же приказала кинуть Князя в тюрьму. Однако его спас Тихон, за что он в будущем и получил орден. Вскоре за царицей пришли богатыри, при помощи своего зеркальца она создала громил, чтобы задержать их. Сама Царица пошла к карете, чтобы убежать со собранными слезами тысячи красавиц, однако Тихон и Бабуля её поймали и передали в тюрьму. При помощи Ворона она сбежала и кувшин со слезами с собой прихватила. Вернувшись к Дереву Молодости, она вновь обрела желанную ей молодость, но из-за своей жадности снова стала младенцем, после чего Ворон отнёс её к Киевскому Князю. Больше о ней ничего не было известно.

Сюжет

Вельможа Князя, оставшийся за главного, созывает богатырей, чтобы лучший из них на Руси помогал ему в правлении. Но каждый богатырь думает, что именно он лучший. Поспорив, богатыри уходят, а Князь тем временем прибыл в Шамаханское царство, где лично знакомится с царицей. Юлий влюбляется в лошадь царицы. После одной беседы со своей возлюбленной Юлий оказывается на дереве, где подслушивает разговор ворона и царицы. Ворон просит у царицы после свадьбы подарить ему шкуру Юлия, на что царица соглашается. Упав с дерева, Юлий поясняет царице, что у нас (то есть русских) есть свои обычаи, чтобы отсрочить свадьбу.

Перед выполнением миссии Юлий пишет письмо Алёше с просьбой приехать в царство и спасти его. Узнав об этом, Алёша садится на Моисея и отправляется в путь. По пути его мучает совесть, и он решает позвать остальных богатырей, и вот все они в сборе. Добравшись до царства, богатыри видят, что ворота уже закрыты. Решив войти утром, богатыри пошли отдыхать, кроме Алёши.

Тем временем после испытания, в итоге которого Князь и Юлий оказываются в зарослях кактуса, Князь решил сделать царице предложение. В этот момент Алёша через крышу вваливается во дворец, где царица околдовывает его и приказывает ему избавиться от остальных богатырей. Ударив Илью и Добрыню дубиной, Алёша относит их в темницу, а потом кидает в яму, после чего по приказу царицы сам прыгает туда же. Идя за Алёшей, Юлий тоже попадает в яму, где томятся богатыри. Богатыри тут же принялись бить Юлия и друг друга, не видя себя в темноте, а потому полагая, что бьются с супостатами. Но всё разъяснилось, когда Алёша зажёг факел.

Разрушив башню, богатыри бросаются в погоню за царицей, но последняя уже на полдороге в Киев. Узнав о бегстве богатырей, она приказывает ворону уничтожить их. Создав монстров, ворон заставил Добрыню отстать от остальных. Помчавшись в бой, Добрыня падает в пропасть, также подстроенную вороном. После этого он, поменяв дорожные знаки, отправляет Алёшу в болото. Илья вместе с Бурушкой попадает ещё в одну ловушку ворона.

Очнувшись на острове, Добрыня набрёл на китайский старинный храм [3] , где на него нападают монахи — защитники обители. Добрыня победил их и настоятеля, но на бой с Добрыней вышел Змей Горыныч, который почему-то там оказался. Но так как сражение не состоялось, поединщики узнали друг друга. С помощью Змея Горыныча Добрыня улетает из Китая. Алёша тем временем выбирается из болота, где попадает в яму, а Юлия похищает монстр. Найдя дом последнего, Алёша побеждает его и уходит вместе с Моисеем и Юлием. Вскоре их находит Змей Горыныч и подбирает их. Вася, верблюд Добрыни, и Бурушка общими усилиями достают Илью из ямы. Мимо пролетает Горыныч и подбирает Илью. Поняв, что у них перегруз, они опускают Юлия и Моисея.

Царица и Князь тем временем уже прибыли в Киев. Сыграв свадьбу, царица стала собирать красавиц. С помощью своего зеркала она заставила их плакать. Во дворец прибыли жёны богатырей. Вырубив стражу, они заходят в покои. Царица позвала стражу, которая набросилась на девушек. Проиграв драку, Любава срывает с царицы её никаб, под которым царица скрывает своё лицо. Оказывается, что царица очень старая и вдобавок лысая. Она приказала страже увести Алёнушку, Настасью, Любаву и Князя в темницу. Из тюрьмы им помогает выбраться Тихон.

Выбравшись в поле, Тихон, бабка и Князь, а также Алёнушка, Настасья и Любава встречаются с богатырями. Чтобы последних не околдовали, девушки завязывают им глаза. Тут приходят войска царицы, и начинается сражение. Сняв повязки с глаз, богатыри побеждают монстров. Тем временем кувшин наполнился, и царица убегает вместе с ним. В карете её ловят бабка и Тихон.

Посадив царицу в тюрьму, киевляне начали пировать. Царица сумела сбежать из тюрьмы и прибыла в храм. Полив дерево слезами, она стала поедать созревшие плоды. Увлёкшись этим занятием (хотя ворон предупреждал её не есть так много), она превратилась в грудного ребёнка [4] . Ворон отнёс её в Киев — прямо к Князю.

В конце мультфильма мы видим, что маленькая царица сверкнула своими глазами. Фильм заканчивается весёлым смехом молодой девушки, постепенно превращающимся в зловещий смех царицы.

Три богатыря и Шамаханская царица

Царица постер.jpg

«Три богатыря и Шамаханская царица» — четвертый мультфильм из цикла «Три богатыря», вышедший 30 декабря 2010 года, а также первый кроссовер в этой франшизе. По распространённому мнению, на этом мультфильме студии стоило бы остановиться, т. к. мультфильмы, разделяющие его и «Наследницу престола», хочется забыть, как страшный сон.

В поисках тайны вечной молодости Шамаханская царица прибывает в затерянный среди безжизненных скал храм. Согласно вырезанному внутри него барельефу, чтобы получить омолаживающие плоды растущего в храме дерева, она должна собрать слезы тысячи своих подданных красавиц и полить ими дерево. Вот только царица давным-давно извела всех красивых девушек в Шамахе. Остается один выход: выйти замуж за правителя страны, где красавиц в избытке — за Князя Киевского.


— А должность так и называется: «Китайский дракон при монастыре». Работа не пыльная, льготы, премии, всё как положено. Сверхурочные вдвойне оплачивают. Зато форма нарядная, правда, Добрыня?

Послесловие

Образ Шамаханской царицы по разному представлен в различных интерпретациях «Золотого петушка».

По сказке снято:

  • два мультфильма — «Сказка о золотом петушке» и «Три богатыря и Шамаханская царица»;
  • поставлен балет «Золотой петушок»;
  • Римский-Корсаков создал одноименную оперу,

но самый примечательный образ это директор НИИ Шемахинская из «Чародеев».

Екатерина Васильева в роли директора НИИ «Научный Универсальный Институт Необыкновенных Услуг», Шемахинской Екатерина Васильева в роли директора НИИ «Научный Универсальный Институт Необыкновенных Услуг», Шемахинской

Пусть и комический, гротескный и совсем из другого времени, но зато не абсолютно отрицательный. Такой, каким закладывал его в сказку сам Пушкин.

Почему Пушкин обратился к образу царицы из азербайджанского ханства

Азербайджанские ханства — условное название феодальных владений, в основном во главе с азербайджанскими тюркоязычными династиями, возникших на территории бывших провинций Сефевидского государства в результате распада государства Надир-шаха в середине XVIII века.

Причин тому несколько:

1. В отличие от других ханств, Шемахинское, стало достаточно известным в Российской империи с начала своего существования. Ведь здесь производился дефицитный шелк, который после отделения от Персии начал активно продаваться в Россию.

Ширванское ханство являлось важным шелководческим центром. Шёлк здесь производился в четыре раза больше, чем в других ханствах. В 1770-х гг. на территории ханства существовало около 1500 шёлкоткацких станков.

Шелк из Шамахи даже имел свое название — "таламанский", и пользовался огромной популярностью среди высшего света.

В своих сказках, Пушкин, желая показать высокий статус персонажа постоянно использовал выражение "шелковый шатер", то есть наверняка был знаком с предметом.

В той же "Сказке о золотом петушке":

Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.

2. Девушки из Шемахи славились своим умением танцевать далеко за пределами ханства. Им придавали мифические способности по умению околдовывать путешественников.

В русском языке сохранился фразеологизм "шемахинская баядерка", а в Москве, до сих пор, проводится ежегодный танцевальный фестиваль с таким названием.

Дюма, посвятил им целую главу в своей книге:

«Не забудьте увидеть в Шемахе баядерок», — говорил нам князь Дондюков. «Не забудьте увидеть в Шемахе баядерок», — напоминал Багратион. «Не забудьте увидеть в Шемахе баядерок», — вторили нам в Баку. (с) А. Дюма, «Кавказ»

А вице-президент Императорской Академии художеств Российской империи Г.Г. Гагарин посвящал им свои рисунки (заглавный к статье также его кисти):

Пушкин, как человек пытливый, к тому же расположенный к амурным делам, не мог не слышать о танцовщицах.

Мне почему-то кажется, что именно мифы о их чарах подтолкнули поэта к сюжетной линии сказки.

3. Пушкину было 6 лет, когда Ширванское ханство запросило подданство Российской Империи. Когда поэту 14 — Персия признает переход ханства под юрисдикцию России. А в 21 — ханство упраздняется.

Взросление поэта происходило на фоне известий с загадочного Востока, который становился частью Империи. Это не могло не отложить свой отпечаток на его творчестве.

"Руслан", "Салтан" — имена из других сказок с явно тюркскими корнями, поэтому нет ничего удивительного, что Пушкин обратился к образу Шамаханской царицы.

Кстати, имя старика царя — Дадон, которое было заимствованно русским фольклором из европейского, означает «несуразный, неповоротливый, суетливый, карлик».
То есть поэт не ставил своей целью показать коварство шамаханской царицы перед простоватым русским царем (как это интерпретируется сегодня), его идея была глубже — о первых контактах двух цивилизаций, преследующих свои корыстные цели.

Если пытаться политизировать сказку дальше, то можно представить ее, как прогноз на будущее — кажущаяся податливость южных ханств/губерний эфемерна. Они будут перемалывать военные ресурсы (две армии погибших сыновей Дадона) и в конце концов приведут к падению империи.

Читайте также: