Как играть эрика клэптона на гитаре

Обновлено: 18.05.2024

Не смотря на то что, со времен стиль игры Клэптона менялся, Эрик придерживался блюзового направления, продолжал сочинять свои прекрасные блюзовые рифы.

Эрик Клэптон играл со следующими командами и музыкантами:

The Yardbirds
The Immediate All-Stars
John Mayall & the Bluesbreakers
Eric Clapton’s Powerhouse
Cream
Blind Faith
Delaney, Bonnie & Friends
Vivian Stanshall and the Sean Head Showband
Derek and the Dominos

Так же просто невероятно большое количество альбомов Клэптон записал в сольной форме. А в 2010 году легендарный гитарист Эрик Клэптон выставил на аукцион свои семьдесят гитар).

Теперь, когда Вы подробней узнали, кто такой Эрик Клэптон, я предлагаю продолжить изучение его рифов и фраз. Как и в прошлом уроке, я предлагаю прослушать Вам трек с записями примеров. На прошлом уроке Вы изучили только два приёма, поэтому прослушивать можно с третьего примера.

боюзовые фразы Клэптона

психоделически фразы Клэптона

длинные бенды на электрогитаре

тернэраунд на электрогитаре

фишки от Эрика Клэптона

вариации на электрогитаре от Клэптона

свинг от Клэптона

На этом пожалуй и закончим. Рифы Эрика Клэптона помимо красоты имеют большой уровень техничности. Так что, если Вы действительно хотите научиться играть на гитаре, не пропускайте столь полезные упражнения. И желательно не пропускайте уроки Гитаршколы, чтобы быть всегда в курсе, Вы можете подписаться на обновления Гитаршколы.

Гитарные «фишки» Эрика Клэптона (видео уроки)

В 1968 году вышло видео-интервью с Эриком Клэптоном, в котором он рассказывает о своем гитарном стиле. Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона помогут усовершенствовать вашу технику.

В интервью Клэптон говорит о себе, но это также верно для каждого музыканта, независимо от степени популярности.

Он иллюстрирует это примером, а после добавляет: «Все эти соло собраны из старых фраз, которые я придумал, и теперь они просто смешаны с другими вещами, которые я узнал».

Эрик Клэптон (Eric Clapton)

Эрик Клэптон входит в число лучших гитаристов

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Как и многие, Клэптон начинал как подражатель. Он годами практиковался, чтобы ассимилировать звук и дух блюзменов, которых он боготворил. И, взяв эти «старые фразы», рассматривая их в тонких вариациях и комбинируя их по-новому, он в конечном итоге стал, возможно, величайшим чикагским блюзовым гитаристом, который родился вовсе не в Чикаго.

Подход Клэптона к гитаре практически не изменился с начала его карьеры. Многие из его любимых фишек созданные в 60-х прекрасно звучат и сегодня.

Упражнение № 1

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Рисунок 1

Подобно лику из песни Got to Hurry группы The Yardbirds упражнение на Рисунке 1 следует классической блюзовой формуле, располагаясь вокруг повторяющейся основной ноты «ля», которая чередуется с более высокими нотами, в свою очередь образующими восходящую секвенцию (от «до» до «ми»).

Здесь вибрато средне-быстрое – нечто среднее между пархающим вибрато Би Би Кинга и широким вибрато Дэвида Гилмора.

Упражнение № 2

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Рисунок 2

Эта концепция основной ноты развита здесь на несколько шагов вперед. Соло вдохновленно вступительным залпом Клэптона в песне Джона Мейолла Have You Heard из эпохального альбома Blues Breakers with Eric Clapton 1966 года. Хотя в данном примере больше чем 1 нота, очевиден четкий центр. Нота «до» на 2-ой струне, которая берется снова и снова с необузданной жестокостью в манере игры с остановками (паузами), заимствованной у Фредди Кинга.

На контрасте с фигурой 1, здесь вибрато очень быстрое.

Упражнение № 3

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Рисунок 3

Упражнение № 4

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Рисунок 4

Чисто «Клэптоновские» черты можно увидеть в Рисунке 4, (послушайте его песню Sweet Wine). Пример начинается в группы воспаряющих вверх бендов, немного заигрывая с элегантно обрубленными фразами, а затем трижды повторяет трехнотную фразу. Причем каждый повтор должен звучать по-другому относительно предыдущего из-за изменения положения медиатора во время извлечения искусственных флажолетов.

Для заключительных флажолетов расположите большой палец ближе к углу медиатора и продвигайте медиатор ближе к бриджу (нижнему порожку) при каждом повторе.

Упражнение № 5

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Рисунок 5

Обычно большие септимы не звучат по-блюзовому, но это никогда не останавливало Клэптона, что мы и видим на Рисунке 5. Эти 2 проходящих «фа-диеза», сыгранные поверх блюзовой последовательности в «соль», не только не звучат странно, а даже являются критичными для успеха всего лика.

Скорость, с которой пролетает лик, помогает скрыть тот факт, что это, на самом деле, 2-е идентичные фразы, связанные бриджиком из 4-х нот.

Упражнение № 6

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Рисунок 6

Фишкой Рисунка 6 является череда выпирающих больших терций («до-диез» в «ля-мажоре») в последних двух тактах. Поскольку эти терции сыграны пунктиром в свинговой манере (восьмые с точкой с последующими шестнадцатыми), они не выглядят тяжеловесно. Предваряющая их череда сырых даблстопов (двойных ноты), только больше добавляет им достоверности.

Хаммероновые даблстопы здесь явственно представлены, а также они демонстрируют любовь Клэптона к рок-н-роллу в его первозданном варианте.

Упражнение № 7

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Рисунок 7

Рисунок 7 вдохновлен неувядающим соло в Crossroads из альбома Wheels of Fire группы Cream. Начинается с классического пуллоффного (сдергивание ноты) веселья по минорной пентатонике, а затем, во 2-м такте, переключает передачу на яркую нисходящую фразу, ведущую к финальной ноте «ля».

Упражнение № 8

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Рисунок 8

Конечно же, не вся игра Клэптона чрезмерно агрессивна. Посмотрите на Рисунок 8, который показывает нам более спокойную сторону гитариста. Лик напоминает такие песни группы Cream как I Feel Free и White Room. Здесь Клэптон использует сексты («до-диез» в тональности «ми») и ноны («фа-диез» в «ми»). И хотя выбор этих нот не самый необычный, все же это далеко не первое, что приходит на ум, и что хочется подчеркнуть в данной аккордовой последовательности.

Вот еще один трюк из резерва Клэптона: 2-е триоли восьмыми нотами, включающие в себя пребенд (предварительный бенд до извлечения звука) с последующим пуллоффом.

Упражнение № 9

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Рисунок 9

Рисунок 9 похож на часть соло Blind Faith в песне Do What You Like. Эта фигура указывает на Клэптоновское чутье мелодии при помощи фразы в минорной пентатонике с необыкновенно открытым звучанием. Послушайте как четвырехнотный паттерн в 3-м такте является как бы эхом четырехнотного паттерна в начале 1-го такта.

Обратите внимание на смену позиции во 2-ом такте. Для подготовки вы можете взять последнюю «ля» не третьим пальцем (безымянным), а первым (указательным).

Упражнение № 10

Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона

Рисунок 10

Все это наглядно показывает, что даже в свои самые мэйнстримовые моменты, Клэптон никогда не теряет свою связь с духом Чикагских идолов.

Первые шесть нот – результат одного удара медиатора, так что поверните ручку гэйн (gain) на усилителе для достижения необходимого уровня сустейна.

Откроем тайну "женского тона" Эрика Клэптона

В 1967 году Эрику Клэптону было всего 22 года, но (учитесь, школота!) уже тогда его считали лучшим блюзовым гитаристом Британии, по популярности наступавшим на пятки самому Джими Хендриксу. Эрик старался изо всех сил, и одним из плодов его стараний стал звук гитары – столь необычный, высокий, богатый и эмоциональный, что получил собственное имя – “женский тон”.

Этот звук можно услышать на записях группы Cream – например, в начале знаменитой “White Room”. Эти бесконечно длинные, тягучие, мягкие ноты, так не похожие на популярные в 60-е годы яркие и “хрустящие” звуки электрогитары пытались повторить бесчисленные гитаристы по всему миру.

А между тем, в “женском тоне” нет ничего мистического. Сам Клэптон как-то рассказал и показал на BBC, как он это делал. Тогда он взял с собой свою знаменитую, психоделически раскрашенную гитару по имени The Fool (названную в честь одноименной группы) – в девичестве Gibson SG; известно, что во время записей с Cream он играл на Les Paul “Black Beauty”. Так что нам понадобится любая гитара с двумя хамбакерами, желательно с мощным нековым датчиком.

Итак, сначала выкручиваем обе ручки тембра на гитаре в “0”. Затем ставим переключатель в среднее положение (включив этим оба датчика). Громкость бриджевого датчика устанавливаем в “6” или “7”, а некового в “10”.

Конечно, для правильного звука нужен хороший усилитель. Клэптон не мелочился – он играл через 50-ваттную маршалловскую голову, подключенную к кабинету 4х12 с 25-ваттными динамиками Celestion “Greenback”, выкрутив и громкость, и регуляторы тембра на максимум. Мы можем взять хорошую педаль перегруза и/или программный эмулятор. “Женский тон” требует мягкого и сладкого перегруза, какой дают только лампы.

А теперь пробуем. Можно покрутить тембр некового датчика, поиграть с громкостями, можно подключить педаль Wah-wah и покачать её туда-сюда, слушая, в каком положении звук будет самый манящий. Особенно сладко гитара будет стонать при бендах и игре легато. За образец для импровизаций можно взять соло Клэптона в Cream-овской “I Feel Free”.

Хотя “женский тон” родился из гитары Les Рaul, ничего не мешает повторить его и на инструменте с датчиками-синглами, тем более, что сам Клэптон играл и на “Стратокастере”. Точно так же самое важное здесь – убавить тембр. Переключатель может быть и в первом, самом “басовом” положении, и в четвертом, когда включаются средний и бриджевый датчики. Возможно, нужно будет убавить средние и высокие частоты на усилителе и прибавить бас, так как “Стратокастер” звучит очень ярко. И “женский тон” будет ваш.

Специальный рок >Эрик Клэптон

В этом треке записаны два упражнения, которые описаны ниже. Так же записаны упражнения, которые мы с Вами разберём на следующем занятии.

фразы Эрика Клэптона

Пример 2
Это классический тернэраунд. В отличие от некоторых нынешних звездных персон, предпочитающих игру в закрытых позициях, Клэптон нестеснялся использовать в своей игре открытые ртруны. Для того, чтобы снять звучание ноты D (открытая 4-я струна, 4-я доля первого такта) во втором такте используется аккуратное глушение.

Упражнение Эрика Клэптона

Я не буду давать слишком много материала сразу, так как на практике заметил, что большое количество материала трудно усваивается, и в результате трудно сыграть какое то определённое упражнение. Поэтому на сегодня мы закончим, а следующий урок начнём именно с упражнений Эрика Клэптона.

Читайте также: