Кто придумал dark souls

Обновлено: 05.07.2024

Знаете ли вы, что такое настоящий игровой «хардкор»? Это бесконечная цепочка из разных форм и размеров смертей персонажа, которые заставляют нервничать, биться головой о клавиатуру — или, напротив, воспитывают и укрепляют восхитительный «пофигизм» и философское презрение к смерти. Это отсутствие каких бы то ни было «костылей» для маменькиных сынков, привыкших к заботливо расставленным на мини-карте точкам, отмечающим объекты, что представляют интерес для игрока. Одиночество в мире, где найти дружественного NPC — словно найти бриллиант. И наконец, «хардкор» — это Dark Souls. В нашем случае — «хардкор» втройне, поскольку в PC-версии градус тотального недружелюбия окружающей среды возрастает в несколько раз.

Порт на «отвяжитесь»

Здесь нужно сделать небольшую историческую оговорку. From Software — японская студия, умельцы из которой создали Dark Souls, — давно и успешно работает с консолями. Компьютерная адаптация игр для этих разработчиков — дело крайне непривычное. Собственно, сама идея переноса игры на нивы ПК была подана и, можно сказать, продавлена негодующими пользователями этого самого ПК, поскольку очередной лакомый кусочек, каким Dark Souls казалась издали, был уже готов пройти мимо наиболее демократичной платформы.

Разработчики честно предупредили: так, мол, и быть, сделаем вам порт, но учтите, что будет криво. И слово свое сдержали вполне. Выполнили и перевыполнили план, так сказать.

Сюжет в игре, пожалуй, скорее есть, чем нет. Поначалу он кажется весьма запутанным и невнятным, но постепенно, в процессе многократного самоубийства об всяческих мертвяков, населяющих местные земли, проясняется. Перед погружением в мир чавкающего страдания нам показывают эпичную заставку, в которой рассказывают о том, как нежить, ведьмы и войско некоего короля совместно победили драконов. Но поскольку победители сами оказались, мягко говоря, далеки от образа благородных героев, переизбыток Тьмы в организме Вселенной породил Темную Метку — нечто вроде эпидемии, превращающей людей в бессмысленных и беспощадных зомби. Здесь их называют Полыми.

Dark Souls

RPG без драконов не модная RPG. Только драконы. Только шаблон.

Прочитав все вышенаписанное, читатель, не игравший в Dark Souls, мог бы предположить, что наша роль во всем этом — человек, противостоящий ордам оживших мертвецов. Как бы не так. По крайней мере — не сразу. Потратив кучу времени на создание какой-нибудь юной красавицы в редакторе персонажей, мы видим перед собой в итоге кошмарную физиономию старухи, чья плоть гниет и отваливается на ходу. Так что беременных женщин и детей лучше убирать от мониторов, дабы оградить от нешуточного шока.

Чемпионат по неспортивному ориентированию

На самом деле, удивляться нечему. Мы начинаем игру в роли нежити, которую лишь пара шагов отделяет от окончательного опустошения — то есть превращения в безмозглую агрессивную тварь. Посмотреть на безмозглых агрессивных тварей вдоволь можно по дороге к выходу из так называемого Северного Убежища Нежити, больше напоминающего тюрьму для тех, кто уже на пути к своему окончательному зомби-состоянию.

Первый же попавшийся по дороге «босс» может ввести в ступор: убить его невозможно. По крайней мере на том этапе, на котором мы его встречаем впервые. Нужно умереть раза три, спрашивая себя, пытались ли сами разработчики вообще пройти эту игру хоть как-нибудь, прежде чем станет понятно, что драться с громадным демоном сейчас бесполезно. Единственный выход — сбежать от него до того, как он нас окончательно избавит от страданий. Это, впрочем, не спасет от безвременной гибели где-нибудь за углом, когда на нас полезут сразу четыре скелета. Да и от битвы с демонической тушкой тоже окончательно уклониться не получится: мы все равно должны будем убить ее, чтобы попасть на следующий уровень. И это будет ой как непросто.

Выбравшись из пристанища зомби и скелетов, мы попадаем… в клюв. В клюв к огромному ворону, несущему нас прочь — в храм Огня, где парень, сидящий на ступеньках, выдает туманные инструкции: надо, мол, позвонить в два колокола, чтобы «что-нибудь произошло». Вот только находятся эти колокола в совершенно разных местах, а карты нет. Вообще нет. И компаса нет. И журналов всяких или дневников с квестами — тоже.

И начинается ад. Мы карабкаемся на стены по узким тропинкам, срываемся, падаем и умираем. При следующем воскрешении умудряемся не свалиться — что бывает отнюдь не просто, поскольку при каждом боевом выпаде персонажа здорово уводит в сторону, и поймать его до падения порой бывает физически невозможно. Не свалившись, попадаем в толпу скелетов-латников и весело отправляемся на тот свет. Пытаемся применять магию — она в игре доступна любому классу, — попадаем в монстра с пятой попытки, потому что, стоит лишь чуть-чуть сместить прицел, голубая вспышка, которая должна была снести противника с первого удара, летит абсолютно в другую сторону. Стоит ли говорить, что за то время, пока мы возимся с магией, нас уже успевают распилить на кусочки? Неважно, сражаемся мы с классической нежитью, кристаллическими гигантами, здоровенными чумными крысами или лягушками-василисками — враги почти никогда не нападают по одному. Чаще всего нам навстречу выпрыгивают сразу трое. Нередко попадается толпа из пяти тварей. Наши же способности в основном рассчитаны на дуэль.

Dark Souls

Демоны — это не только ценные рога, но еще и несколько тонн отборной демонятинки. В данном случае — демонятинки-телятинки. Объедение!

Да и способностей не так-то много, честно говоря. Мы можем держать наготове только одно заклинание за раз, причем количество использований магии строго ограничено. Разработчики не стали дополнительно мучить нас страстями по мане — этого просто не потребовалось. Имея в запасе тридцать волшебных стрел, запас которых можно восполнить только у следующей контрольной точки, особо не разгуляешься.

В ближнем бою вообще все просто до примитивизма. Есть обычный удар — слабый, но быстрый. Есть сильный удар — на него требуется больше времени. Перекаты и блоки могут помочь вовремя уйти из-под меча или кулака. Это, собственно, и все.

В сражениях с «боссами» обычно используется еще один прием: на них полезно прыгать сверху. С теми же, на кого нельзя свалиться с большой высоты из-за особенностей рельефа, обычно работает индивидуальная тактика. Как правило, нам нужно просто вовремя уворачиваться от смертоносных ударов и ждать момента, когда противник будет уязвим. Увы, длится эта фаза уязвимости очень недолго, а шкала здоровья противостоящих нам чудовищ способна оказать деморализующий эффект одним своим видом. Впрочем, как и сами «боссы» — жуткие, сюрреалистичные порождения явно больной фантазии.

Вылезает, например, из подземного водостока крокодил. «Ну, — думает игрок, — это ж обычный крокодил, я с ним справлюсь без проблем». И тут оказывается, что это лишь маленькая голова «босса» на тонкой шее, а под ней притаились гигантское туловище с огромной разверстой пастью и куча крайне неприятных лап.

Мертвые души

Сохраняться в игре по своему желанию нельзя. Спасительным маячком в темноте и хаосе окружающей действительности выступают костры, разбросанные по разным локациям. Отогревшись возле огня, можно, во-первых, зафиксировать свой прогресс, во-вторых — потратить души, выступающие в роли очков опыта и валюты одновременно, чтобы улучшить свои характеристики. А еще — наполнить фляги Эстусом — зельем здоровья; обновить «обойму» заклинаний и стать немного человечнее, поглощая, как ни странно, «человечность» — особый ресурс, который можно добыть из «боссов» и различных трупов, попавшихся нам по дороге. Правда, такие посиделки всякий раз заканчиваются воскрешением всех убитых врагов в округе, не считая уникальных чудовищ. Так что радостно возжигать каждое кострище, расположенное на обочине нашего пути, пожалуй, не стоит.

Здесь же, в точке последнего привала, персонаж возрождается после очередной смерти. И обнаруживает, что его карманы, еще недавно наполненные десятком тысяч тяжко заработанных душ, — пусты. Чтобы забрать потерянное, нужно добежать до того самого места, где нас настигла костлявая с косой. При этом, естественно, все враги, которых мы убили по дороге, возрождаются. Снова умерли? Значит, души, утраченные в прошлый «заход», потеряны навсегда.

Dark Souls

Вы думали, что в Чумном Городе живут чумные люди? Чумные крысы? Ничего подобного — вот его настоящие обитатели.

Это бывает весьма трагично, ведь из каждого монстра универсальной валюты выпадает совсем немного. Ситуация осложняется тем, что летучая субстанция здесь заменяет одновременно и опыт, и деньги, за которые можно приобрести не только снаряжение, но и новые чары. Даже «полноценному» магу в начале игры выдают целое одно заклинание, в то время как все остальные нужно находить и покупать — и совсем не за копейки.

Время от времени попадается несгораемый запас — «законсервированные» души разных существ, которые можно в нужный момент распаковать. Но количество таких «пачек» тоже, мягко говоря, не радует игрока, чья поступь недостаточно тяжела и брутальна для того, чтобы умирать не через каждые пять метров, а хотя бы через каждые пятьсот.

В пироманты я б пошел — пусть меня научат

Ролевая система выглядит достаточно гибкой и сбалансированной. Классы, заявленные в самом начале, — не что иное, как самые общие векторы развития буквально на первых нескольких уровнях. В дальнейшем мы будем «раскачивать» мультиклассового гибридного персонажа. Полноценно работать с магией «чистый» класс просто не сможет.

Dark Souls оставляет простор для весьма причудливых комбинаций. Можно создать, например, вора-пироманта. Или бронированного латника-чудотворца, которому нужно будет вкладывать души в веру для того, чтобы творить магию чудес.

Со свободой действий в Dark Souls вообще все прекрасно. Иногда кажется, что даже чересчур. Мы можем исследовать локации в любом порядке до тех пор, пока не убьемся о чересчур сильных врагов или не упремся в запертую дверь, для которой непременно необходим ключ. Ключи, кстати, часто можно найти совсем не там, где находится непосредственно проход в следующую локацию, а совершенно в другом месте. Карты, напомним, нет.

Нам не запрещено убивать почти любого нейтрального NPC. Правда, учитывая, что существ, готовых с нами торговать или хотя бы говорить, в игре, мягко говоря, немного, убивать их приходится на свой страх и риск. Да, расставшийся с жизнью торговец может «уронить» уникальное оружие, но не выяснится ли потом, что цена была слишком высока.

Среди желающих истребить нашего персонажа вполне могут попасться вменяемые, но противные «забредшие» коллеги по несчастью. Дело в том, что «человечность», которую мы время от времени едим, не только делает нашего героя менее ужасным внешне, но также открывает нашу копию мира для других игроков — конечно, только если мы онлайн в Games for Windows — Live. Именно тут и скрыта обещанная возможность устроить эпичное PvP-мордобитие. Хотя на самом деле далеко не всегда посетители намерены нас укокошить: есть и те, кто готов помочь в битве с «боссом», к примеру, или оставить где-нибудь на земле ценную надпись вроде «здесь был Вася и за поворотом забрал супермеч; всем рекомендую».

Dark Souls

Не все «боссы» одинаково ужасны. Лунная бабочка, например, очень мила на вид.

Во имя «хардкора»

Умирая снова и снова, мы можем развлекать себя рассматриванием окрестных пейзажей. Туманные болота, явно зловонные озера и фантасмагорические лесные ландшафты здесь чередуются с городскими видами: полуразрушенные башни, поросшие мхом, шаткие мостики — и жерло подземного мира, где еще недавно свирепствовала чума. Все это выглядит исключительно мрачно и стильно. Мир Dark Souls, конечно, не слишком объемен, но за счет многомерности пространства и крайне агрессивного поведения всех местных жителей воспринимается как нечто огромное. И весьма, весьма атмосферное.

В то же время доминирование «action» над «RPG» диктует свои правила мироустройства. К примеру, редкие предметы утвари, которые попадаются нам по дороге, — чистая бутафория. Подобрать их и воспользоваться ими обычно нельзя. Говоря по совести, в Dark Souls вообще трудно чем-либо воспользоваться, поскольку недружелюбие управления превышает недружелюбие всех монстров вместе взятых.

Во-первых, предлагаемые по умолчанию кнопки клавиатуры способны ввести в ступор любого бывалого игрока. Внезапно обнаружив в самом начале игры, что кнопка А не работает так, как указано в обучении, мы, естественно, лезем в настройки. Точнее, пытаемся залезть — и тут выясняется, что нажимать на Escape тоже бесполезно. Меню изначально связано с End, а клавиши, на которые нам «заботливо» рекомендуют нажимать разработчики, разумеется, относятся к геймпаду. Так что, если вы хотите увидеть настоящий «хардкор», не беритесь за консольную версию — начинайте сразу с компьютерной. Или скачайте DSfix, исправляющий проблемы с разрешением и назойливым указателем мыши, и подключите геймпад.

Dark Souls

Пришлось долго думать над тем, какую оценку поставить Dark Souls: Prepare to Die Edition. Игра как бы говорит нам: «Хватит ныть, попробуйте-ка лакомство для настоящих, брутальных мужиков». И это прекрасно. Несмотря на то что порт на ПК получился кривым; несмотря на бесконечные смерти — или благодаря им — игра затягивает похлеще многих современных RPG. Рекомендуем к погружению.

Плюсы: атмосферный мир; гибкая ролевая система; демонстративная «хардкорность»; разнообразие «боссов».
Минусы: крайне недружелюбное управление в PC-версии.

Хидэтака Миядзаки. История создателя Dark Souls и Bloodborne

2016 без сомнений можно назвать годом Dark Souls. Благодаря двум прошлым частям, эксклюзиву Bloodborne, и тому, что родоначальник серии Хидэтака Миядзаки снова встал у руля проекта, релиз Dark Souls 3 получил, наконец, столько внимания, сколько заслуживал. Игра окончательно ворвалась в мейнстрим, но, судя по словам Миядзаки, именно этот момент он считает идеальным для того, чтобы закончить серию Souls. Таким образом, геймдизайнер поставил точку в направлении, фундамент для которого он начал закладывать еще в детстве.

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

В отличие от большинства подростков в Японии, Хидэтака не выделялся амбициями, не мечтал о чем-то далеком и не строил планов. Но вот что он действительно любил, так это чтение. Семья Миядзаки жила бедно и не могла позволить себе излишества в виде покупки книг или манги. Поэтому днями напролет он просиживал в библиотеке, погружаясь в литературу, частенько выходящую за пределы его понимания.

«Я предпочитал книги посложнее и, хотя я понимал далеко не все, воображение приходило мне на помощь и заполняло пропуски. Прибавьте к этому мою любовь к социологии и психологии и получите Dark Souls».

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Тем не менее, отсутствие каких либо планов привело Миядзаки на факультет общественных наук, а позже в IT-компанию Oracle Corporation. В то время как в Японии большинство выходцев из университета тут же связывают всю свою жизнь с какой-нибудь конкретной компанией, Миядзаки, проработав несколько лет в Oracle, решил переключиться на видеоигры. Спусковым крючком в этом решении стала мистическая игра Ico от Фумито Уэда.

Удивительно, но в детстве будущий игродел практически не брал в руки геймпад. Вплоть до университета видеоигры были запрещены в доме Миядзаки и приходилось развивать фантазию, поигрывая в настольные нетленки Sorcery и Dungeons and Dragons.

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Demon’s Souls

В итоге, в 29 лет Хидэтака решил полностью сменить вид деятельности, и даже перспектива более низкого заработка его не останавливала. Правда, несмотря на его амбиции, ни одна студия не спешила принимать Миядзаки на работу. В конце концов, с горем пополам он устроился в From Software на должность кодера.

«Проект продвигался со скрипом — у команды даже не было законченного прототипа. Я понял, что если у меня получится возглавить проект, я смогу превратить его во что захочу. И даже если я провалюсь, это будет неважно, ведь проект и так висел на волоске».

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Как только Миядзаки удалось задуманное, первоначальную идею было не узнать. Однако, выйдя в 2009 в Японии, Demon’s Souls оправдала недоверие начальства. Игра была раскритикована на Tokyo Game Show, и в первую неделю удалось продать только 20 тысяч копий. Никто не встретил на ура дикую сложность прохождения, которая была непривычна для расслабившейся аудитории. И только через несколько месяцев игроки начали проникаться концепцией Demon’s Souls и распространять по сети доброе слово о загадочной и хардкорной RPG.

«У меня не было намерения специально делать игру сложнее остальных. Этого потребовала специфика идеи».

Как только продажи перевалили за 100 тысяч, нашелся западный издатель, и первая порция известности серии была обеспечена.

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Dark Souls

До конца не известны обстоятельства, вынудившие Миядзаки начать разработку Dark Souls, в то время как он планировал заняться прямым сиквелом к прошлому тайтлу. Но с другой стороны это дало ему еще одну возможность освежить концепцию серии.

На этот раз, релиз игры был встречен по достоинству. Натренировавшись на Demon’s Souls, игровое сообщество сразу оценила все тонкости игры, и поставило ей высший бал.

Вместе с тем все большее количество обладателей ПК начало понимать чего их лишили. Незамедлительно была создана петиция о разработке версии для Windows, набравшая более 90 тысяч подписей. Японцы решили не игнорировать такой спрос на западном рынке и принялись делать порт. При этом стоит учесть, что рынок ПК в Японии в разы меньше, чем на западе, а команда From Software вообще не работала с этой платформой за исключением разве что Ninja Blade в 2009.

В 2012 с горем пополам студия выпустила версию для ПК под названием Dark Souls: Prepare to Die. Порт был признан никуда не годным, и игровое сообщество тут же смастерило моды для исправления графических и технических проблем. В свое оправдание From Software заявила, что осознавала все проблемы, но на доработку ушло бы слишком много времени, и разработчики решили компенсировать проблемы дополнительным контентом, который доступен только в версии Prepare to Die.

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Как бы там ни было, в очередной раз Миядзаки успешно погрузил игрока в свое детальное видение, удивительным образом переданное в игре.

«Я напрямую общаюсь абсолютно с каждым дизайнером. Мы заботились о том, чтобы игрок, перемещаясь между локациями, ощущал изменения. Чем выше место, тем прекрасней и фантастичней выглядит окружение. И наоборот, опускаясь все ниже под землю, вы замечаете, как все вокруг становится грязным и отвратительным. Переход в «Чумной город» — отличный тому пример».

Еще одной причиной для такой тщательной проработки окружения стало решение переложить интерпретацию мира на плечи игроку.

«Прежде всего, в противовес сложившемуся мнению, я не ненавижу прямолинейный сюжет. Просто мне кажется, что игрок получает намного больше эмоций, когда самостоятельно распутывает сюжетные нити, внимательно изучая описания предметов или вслушиваясь в немногочисленные реплики второстепенных персонажей».

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Bloodborne

Как только талант Миядзаки признали, он начал искать возможность поработать на новом уровне, каковой он видел в восьмом поколении консолей. Заключив контракт с Sony на эксклюзив для PlayStation 4, геймдизайнер доверил разработку Dark Souls 2 коллегам, а сам принялся за совершенно новый сеттинг.

«Игровая механика, готическая тематика — я уже давно разрабатывал концепцию Bloodborne, и наконец, момент настал».

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Несмотря на то, что Bloodborne выглядит как отступление от тематики Dark Souls, фанаты тут же нашли сходство с другим детищем Миядзаки, Demon’s Souls.

«Bloodborne определенно содержит ДНК Demon’s Souls. Особенно это выражено в специфичном дизайне локаций».

Также, фанаты отметили более агрессивную боевую систему, опять-таки близкую к той, что была представлена в Demon’s Souls.

«Во-первых, я хотел отделить игру от Souls, а во-вторых, передать дух кошмара — главной темы Bloodborne. Я подумал, что придав боям скорости, добьюсь большего удовлетворения от побед».

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Помимо выхода Dark Souls 2, в разработке которой Миядзаки принимал участие в роли супервайзера, 2014 стал знаменателен еще и потому, что геймдизайнера сделали президентом компании. Всего за 10 лет он прошел в индустрии путь от новичка до президента компании, на которую направляется все больше и больше глаз. Впрочем, успех не вскружил голову новоиспеченному начальнику.

«В первую очередь я геймдизайнер, выполняющий обязанности президента, а не наоборот. К счастью, все в студии это понимают. Что важнее, так это то, что суть From Software — в создании уникального продукта, и к счастью, моя новая должность не заставляет меня жертвовать временем в ущерб разработке».

«С тех пор как я стал президентом, я встретил немало глав компаний. Все они очень странные. Некоторые стали прототипами монстров в наших играх».

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Dark Souls 3

Разработка Dark Souls 3 началась в середине 2013-го, почти за год до релиза второй части. И хотя Миядзаки приходилось отвлекаться на разработку Bloodborne, в 2016 фанаты удостоверились, что это нисколько не повлияло на качество игры. Отчасти потому, что и тот, и другой тайтлы разрабатывалась разными командами.

Релиз третий части сопровождался восторженными отзывами и еще большими цифрами. За первый месяц игра разошлась тиражом в 3 миллиона копий, выведя общие продажи серии за 13 миллионов.

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

На вопрос, стоит ли ожидать продолжение серии Souls, Хидэтака отвечает без колебаний.

«Я не думаю, что будет правильно продолжать Souls и Bloodborne игры. Так что я воспринимаю третью часть громким финалом. Мы постарались сделать так, чтобы пройдя Dark Souls 3, у игрока появилось представление, о чем была вся серия».

По словам Миядзаки, это не только его решение. Всей студии From Software не терпится продемонстрировать игрокам совершенно другую игру, разработка которой к слову, уже началась. При этом он отмечает, что при определенных обстоятельствах ситуация может измениться.

«Если кто-нибудь из From Software придет ко мне через пять лет и станет умолять о продолжении, то скорей всего я позволю сотрудникам заняться новой игрой. Одно должно быть ясно — лично для меня с Dark Souls покончено».

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Что касается HD-ремейков Demon’s Souls и Dark Souls, то здесь все зависит от решения издателей: Sony и Bandai Namco соответственно.

Также Миядзаки не исключает возможность выхода игры другого жанра во вселенной Souls. Главное, чтобы соблюдался ключевой рецепт — сначала придумывается игровая механика и только потом разработчики должны оценить: возможно ли реализовать ее в мире Dark Souls или нет.

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Каким именно будет следующее детище Хидэтака Миядзаки нам неизвестно, но вполне возможно, нас ждет большой сюрприз.

«На самом деле, я уже давно хочу сделать что-нибудь теплое и красочное, но никто мне не верит. Конечно, темные игры вроде Bloodborne являются моей сильной стороной, и, скорей всего, я еще займусь чем-нибудь подобным. Но сейчас, меня не отпускает мысль, что мне стоит попробовать заглянуть на совершенно незнакомую территорию».

Хидэтака Миядзаки

Хидэтака Миядзаки

Жизнь замечательных людей. Человек, который придумал Dark Souls


Сейчас Хидэтака Миядзаки (Hidetaka Miyazaki) и его FromSoftware снова заслуженно утопают в аплодисментах — Sekiro: Shadows Die Twice оказалась очень крутой игрой. А ведь, распорядись судьба иначе, отец серии Souls вполне мог бы быть каким-нибудь крупным IT-специалистом или книжным червём, просиживающим штаны в библиотеке. Не попадись ему в своё время на глаза Ico. Не будь он таким амбициозным, рисковым и настойчивым. Итак, рассказываем об интересных фактах биографии Хидэтаки Миядзаки.

Пьянее от строк

«В тихом омуте черти водятся» — это как раз про Миядзаки. Как и в его играх, в биографии нашего героя много недосказанности и тумана. Неизвестно даже, когда он родился — в 1974-м или 1975 году. Но точно вырос в городе Сидзуока на восточном побережье Японии, в семье офисных работников. Родители были небогаты, книги и комиксы ему покупать не могли, а видеоигры в доме запретили — дескать, «сначала закончи школу и поступи в университет».

В итоге юный Миядзаки, который с детства обожал читать, брал книги в библиотеке и почти всё свободное время проводил там, читая зачастую произведения для старшего возраста, в которых не всё понимал, — поэтому смысл некоторых абзацев приходилось додумывать. В основном это была западная литература — «Легенда о короле Артуре», «Беовульф», «Песнь о Нибелунгах». Именно ею Миядзакивпоследствии вдохновлялся при создании Dark Souls, и именно этот принцип — додумывать самому — он положил в основу нарратива в своих играх.

Кроме того, Хидэтака Миядзаки обожал «настолки» вроде Dragon Pass и, конечно, зачитывал до дыр разные манги, особенно ценя Record of Lodoss War, Saint Seiya, JoJo’s Bizarre Adventure и Berserk. «Я предпочитал книги посложнее, и, хотя понимал далеко не всё, воображение приходило мне на помощь и заполняло пропуски. Прибавьте к этому мою любовь к социологии и психологии, и получите Dark Souls», — говорил он впоследствии.

Вот оно, одухотворённое лицо любителя книг!

Вот оно, одухотворённое лицо любителя книг!

Мои года — мои амбиции!

После школы Миядзаки поступил в частный Университет Кэйо на факультет общественных наук и социологии. Однако и тут поступил по-своему — работать пошёл совсем по другой специальности, став программистом в филиале американской IT-компании Oracle.

Там его тоже что-то не устраивало, чего-то не хватало, поэтому несколько лет Хидэтака обдумывал, как уволиться, и наконец сделал это, что тоже выбивалось из привычного для японцев уклада. Ведь в Стране восходящего солнца все стараются заранее определить свою специальность и место работы, сохраняя верность этому выбору практически всю жизнь.

Но наш герой рискнул. Он ушёл фактически в никуда — работодатели ведь не выстраивались в очередь за не таким уже молодым 29-летним специалистом. Но Миядзаки твёрдо решил заняться видеоиграми, пусть даже на новом месте платить будут меньше. В числе прочего толчком к этому, по его собственному признанию, послужило знакомство с волшебной и загадочной Ico от Фумито Уэды (Fumito Ueda).

Тут можно было бы сказать, что юноша, с детства находившийся в плену книжных образов и грёз, просто шёл за своей мечтой. Но сам Хидэтака впоследствии говорил, что он всегда, в отличие от многих японских детей, был не мечтательным, а амбициозным. И когда его наконец взяли кодером во FromSoftware, это проявилось в полной мере.

Чувствуется, что выступления на публике — не стихия Миядзаки.

Чувствуется, что выступления на публике — не стихия Миядзаки.

Всё своё возьму с собой!

А потом его внимание привлёк проект Demon’s Souls, который в недрах студии разрабатывали совсем другие люди. Но разрабатывали не слишком успешно. «Работа продвигалась со скрипом — у команды даже не было законченного прототипа. Я понял, что если у меня получится возглавить проект, то я смогу превратить его во что захочу. И даже если я провалюсь, это будет неважно, ведь проект и так висел на волоске», — вспоминал Миядзаки.

Амбициозный Хидэтака, вдохновлённый ещё и тем, что это его любимое тёмное фэнтези, а не какие-то ходячие роботы, активно включился в работу и фактически заставил руководство отдать разработку Demon’s Souls в его руки.

В Demon’s Souls мы впервые могли видеть кратковременные «привидения» других игроков.

В Demon’s Souls мы впервые могли видеть кратковременные «привидения» других игроков.

Откуда есть пошла Demon’s Souls

В итоге Миядзаки практически полностью поменял изначальную концепцию, но нельзя сказать, что брал всё с потолка или исключительно из своей головы. На самом деле он активно использовал наследие самой FromSoftware — по большому счёту Demon's Souls выросла из первой работы студии — RPG от первого лица King’s Field, которая вышла ещё в 1994 году.

Именно там впервые появились знакомые до боли черты — предельно пессимистичный мир, о котором толком ничего не известно, и фоновый сюжет. Игрока просто выбрасывали в юдоль боли и печали и предлагали самому из редких обрывков информации узнавать, что, где, когда, кто виноват и что делать. Там же были очень злые враги, атаковавшие каждый по-разному, и постоянные надписи Game Over.

King’s Field превратилась в достаточно успешную серию, которая развивалась много лет. В 2001 году в четвёртой части появился знакомый интерфейс с полоской выносливости, которая расходуется на каждый удар. Там же нам позволили сохраняться только в безопасных зонах. В 2003 году со стапелей FromSoftware сошла ещё одна RPG — Shadow Tower Abyss, где появились знакомый теперь уже инвентарь, зависимость скорости от веса снаряжения, кровавые надписи на стенах и на земле, а также предмет под названием Soul Pods, позволявший увеличивать характеристики персонажа. Да и сюжет, его структура в Shadow Tower Abyss во многом схожа с тем, что в 2009 году мы увидели в Demon's Souls.

В King’s Field тоже были костры.

В King’s Field тоже были костры.

Миядзаки добавил ко всему этому вид от третьего лица, более сложные бои, основанные на уклонении и заучивании атак и движений монстров, систему коллекционирования душ, возможность влиять своими действиями на тенденцию мира и уникальную концепцию мультиплеера, где игроки могут обмениваться предостережениями и вторгаться в миры других пользователей.

На старте Demon's Souls считалась коммерческим провалом — в первую неделю удалось продать лишь 20 тысяч копий. Помимо достаточно сложной, непривычной (а скорее, некомфортной) концепции сказалось и то, что незадолго до релиза проект получил негативные отзывы критиков на Tokyo Game Show, где большинство посетителей, пробуя новинку на стенде, не захотели смотреть дальше экрана генерации персонажа.

Однако игра тут же стала культовой, вокруг неё сформировалось своё комьюнити. И по мере того, как слухи о необычной новинке распространялись по Сети, росли и продажи, достигнув за пару месяцев отметки 100 тысяч экземпляров. После этого Миядзаки всё-таки позволили работать над следующим проектом.

В Shadow Tower Abyss сочеталось холодное и огнестрельное оружие, как потом в Bloodborne

В Shadow Tower Abyss сочеталось холодное и огнестрельное оружие, как потом в Bloodborne

Теория и практика символизма

Поначалу наш герой хотел делать прямое продолжение Demon's Souls, хотя, как потом признавался, в принципе не любит сиквелы и триквелы. Но в итоге в 2011 году на свет появилась Dark Souls. Игра стала более масштабной, нелинейной, сложной, загадочной. И мрачной. «Наш мир груб и жесток, в „карамельную“ вселенную просто никто не поверит», — говорил Миядзаки.

В таком мире, естественно, выжить очень и очень непросто. Желание так задрать планку сложности наш герой объяснял тем, что игрока нужно безапелляционно вырывать из зоны комфорта и заставлять чувствовать себя неуютно среди давящего и пугающего окружения. Только так, по его мнению, каждое достижение и продвижение в игре будет восприниматься как победа.

Сюжет же вообще свёлся к неясным полунамёкам и символизму. «Прежде всего, в противовес сложившемуся мнению, я не ненавижу прямолинейный сюжет. Просто мне кажется, что игрок получает намного больше эмоций, когда самостоятельно распутывает сюжетные нити, внимательно изучая описания предметов или вслушиваясь в немногочисленные реплики второстепенных персонажей», — объяснял свою позицию Миядзаки.

Некоторые критики называли Dark Souls чрезмерно требовательной к игроку.

Некоторые критики называли Dark Souls чрезмерно требовательной к игроку.

По такому же принципу строились и образы персонажей. В них полно символизма, мотивы их туманны — по замыслу автора, настрой и характер героев должен считываться по их одежде, цветовой гамме и даже позе. Именно это делает персонажей более живыми, а мир — правдоподобным.

Успеху Dark Souls также способствовали феерические «боссы» (волка Сифа всё-таки жалко!) и шикарный дизайн. Снова слово Миядзаки: «Я напрямую общаюсь с каждым дизайнером. Мы заботились о том, чтобы игрок, перемещаясь между локациями, ощущал изменения. Чем выше место, тем прекрасней и фантастичней выглядит окружение. И наоборот, опускаясь всё ниже под землю, вы замечаете, как всё вокруг становится грязным и отвратительным. Переход в Чумной город — отличный тому пример».

Dark Souls II не является прямым продолжением первой части.

Dark Souls II не является прямым продолжением первой части.

Карьерный рост

В отличие от предыдущей игры, Dark Souls ждал большой успех. Такой, что обладатели персональных компьютеров, чувствовавшие себя обделёнными, даже написали петицию с просьбой выпустить PC-порт, которая собрала более 100 тысяч подписей. Namco Bandai и FromSoftware вняли гласу народа и в 2012 году выпустили версию для «самой православной» платформы — Dark Souls: Prepare to Die Edition. И даже несмотря на то, что порт получился скороспелым и технически, мягко говоря, несовершенным, репутацию разработчиков это нисколько не испортило — фанаты тут же наклепали разных антикризисных модов.

Однако работать над сиквелом Миядзаки не стал, ограничившись ролью консультанта. Казалось бы, это легко объяснить тем, что после успеха Dark Souls он в 2014 году, как раз когда вышла вторая часть, стал президентом FromSoftware и сосредоточился на управленческой работе. Но на самом деле это не так.

«В первую очередь я гейм-дизайнер, выполняющий обязанности президента, а не наоборот. К счастью, все в студии это понимают. Что важнее, так это то, что суть FromSoftware — в создании уникального продукта, и, к счастью, моя новая должность не заставляет меня жертвовать временем в ущерб разработке», — говорил герой нашего рассказа.

И действительно, в то время как одна независимая (внутри студии) команда разрабатывала вторую Dark Souls, Миядзаки с коллегами работали над двумя новыми проектами. Главным из них долгое время была Bloodborne.

К Dark Souls: Prepare to Die Edition было много вопросов, но хорошо, что она в принципе вышла.

К Dark Souls: Prepare to Die Edition было много вопросов, но хорошо, что она в принципе вышла.

На одной волне

Миядзаки давно хотел разработать игру в викторианско-готическом сеттинге, поэтому сделал на неё большую ставку — он даже специально выезжал в Чехию и Румынию для погружения в атмосферу. При этом команда и тогда, и сейчас не получает от него чётких указаний — маэстро говорил лишь о том, что он хочет увидеть (что-то в духе «нарисуй мне такое копьё, которому доверил бы свою жизнь»), и после давал полную творческую свободу. А когда сотрудники приходят согласовать результат, Миядзаки в первую очередь пытается настроиться с ними на одну волну, поэтому частенько говорит об отвлечённых, философских вещах.

Неудивительно, что он предпочитает работать в сравнительно небольшой команде единомышленников, которым такой подход к дизайну, такая творческая свобода позволяют создавать очень самобытные, но при этом гармоничные миры и образы.

Поэтому-то Bloodborne, вышедшая в 2015-м эксклюзивно на PlayStation 4, и получилась такой самобытной. А ещё — куда более динамичной в сражениях, чем Souls, откуда переехали многие ключевые механики и тот же зашкаливающий уровень сложности. «Bloodborne определённо содержит ДНК Demon’s Souls. Особенно это выражено в специфичном дизайне локаций. Но, во-первых, я хотел отделить игру от Souls, а во-вторых, стремился передать дух кошмара — главной темы Bloodborne. И подумал, что, придав боям скорости, добьюсь большего удовлетворения от побед», — говорил в интервью лидер FromSoftware.

Dark Souls III, над которой герой нашего рассказа работал ещё с середины 2013-го года, вышла в 2016-м и тоже прибавила в динамике. Но при этом она ещё и вернулась к масштабам и нелинейности первой части. Публика оценила: только за первый месяц было продано 3 миллиона копий, а общие тиражи серии в итоге перевалили за 13 миллионов.

Некоторые называют Sekiro: Shadows Die Twice идейным наследником именно Bloodborne

Некоторые называют Sekiro: Shadows Die Twice идейным наследником именно Bloodborne

Что-то кончится, что-то начнётся

Однако на этом Хидэтака Миядзаки решил закончить со столь успешным тайтлом. «Я не думаю, что будет правильно продолжать Souls и Bloodborne-игры. Так что я воспринимаю третью часть как громкий финал. Мы постарались сделать так, чтобы, пройдя Dark Souls III, игрок понял, о чём была вся серия», — говорил Миядзаки. Он не исключал, что лет через пять, если кто-то начнёт умолять его о продолжении, то он позволит заняться новой игрой. Но уверенно уточнял: для него с Dark Soulsпокончено.

Вся студия, по словам Миядзаки, стремилась показать что-то новое. И этим новым стала Sekiro: Shadows Die Twice. Как вы уже знаете, по сравнению с предыдущими работами FromSoftware тут многое изменилось, но многое и осталось. В целом можно сказать, что это всё та же хардкорная Souls, только рассказанная более понятным, человеческим языком.

Во время разработки проекта именно эта необходимость слегка разгрузить механику, сделать её более комфортной, не такой тяжеловесной, убрав лишние в данной концепции препятствия между игроком и его интересом (так, чтобы мы не застревали на каждом втором «мобе»), стала для студии одной из проблем. Авторам пришлось даже обратиться за помощью извне — к издательству Activision.

«Сразу хочу прояснить один момент: все решение, касающиеся разработки, принимали мы. Activision с уважением относится к нашей игре и к тому, что мы хотим сделать. Эта компания также делилась с нами впечатлениями от проекта и давала советы, которые могли улучшить результат. Activision уделяла особое внимание удобству, комфорту и моментам, связанным с обучением. Стыдно признаться, но мы не очень сильны в этих составляющих, так что помощь пришлась очень кстати», — говорил Миядзаки.

В остальном, по его словам, авторы даже хотели сделать более сложную игру, чем предыдущие проекты студии, позволив нам творчески, с фантазией подходить к решению задач и не сводить всё к прямолинейным дракам. Что ж, теперь уже можно сказать, что эксперимент удался на сто процентов.

В Sekiro: Shadows Die Twice японцы наконец выдали очень японский колорит.

В Sekiro: Shadows Die Twice японцы наконец выдали очень японский колорит.

Несмотря на все свои успехи и статус одного из лучших гейм-дизайнеров в мире, Хидэтака Миядзаки остаётся скромным человеком, который не любит повышенное внимание и нечасто появляется на публике. Но он далёк и от образа сумрачного, отгороженного от всего мира гения. Он разыгрывает фанатов, заставляя искать несуществующие секреты в своих играх. И шутит в интервью, рассказывая о том, что, с тех пор как стал президентом, встретил немало глав компаний, среди которых были настолько странные, что они стали прототипами монстров в работах студии. Согласитесь, было бы здорово увидеть новую игру от Миядзаки с Бобби Котиком (Bobby Kotick) в качестве «босса»…

Читайте также: