Кто написал алиса в стране чудес

Обновлено: 02.07.2024

Автор

Язык оригинала

Приключения Алисы в Стране чудес (англ. Alice’s Adventures in Wonderland, часто используется сокращённый вариант «Алиса в Стране чудес») — сказка, написанная английским математиком, поэтом и писателем Чарльзом Лютвиджем Доджсоном под псевдонимом Льюис Кэрролл и изданная в 1865 году. В ней рассказывается о девочке по имени Алиса, которая попадает сквозь кроличью нору в воображаемый мир, населённый странными антропоморфными существами. Сказка пользуется устойчивой популярностью как у детей, так и взрослых. Книга считается одним из лучших образцов литературы в жанре абсурда; в ней используются многочисленные математические, лингвистические и философские шутки и аллюзии. Ход повествования и его структура оказали сильное влияние на искусство, особенно на жанр фэнтези. «Алиса в Зазеркалье» является сюжетным продолжением произведения.

Персонажи [ ]

Алиса - главная героиня. Девочка, которая любит помечтать, однако потихоньку она понимает нелепость Страны Чудес. Впоследствии выяснила, что всё, что с ней было - это только сон.

Белый Кролик - кролик в жилете и с часам. Вечно спешит. Ведёт себя трусливо, но с прислугой общается повелительно.

Мышь - один из зверей, упавших в море слёз. Знает французский и не любит кошек и собак.

Птица Додо - отличается особым умом, является отсылкой на самого Кэрролла.

Робин Гусь - аллюзия на друга Кэррола, Робина Дакворта.

Попугайчик Лори - прообраз Лорины, сестры Алисы.

Орлёнок Эд - прообраз Эдиты, ещё одной сестры Алисы.

Королева - Дама Червей, правительница Страны Чудес. Очень криклива и любит рубить головы.

Король - Король Червей, правитель Страны Чудес и муж Королевы. Обладает более мягким характером.

Грифон - скорее всего служит Королеве. Дружит с Черепахой Квази. Его забавляют угрозы Королевы, что, по его мнению, никогда не исполняются.

Черепаха Квази - друг Грифона, вечно ходит грустный.

Валет - слуга Червовой Королевы. Был обвинён в краже кренделей.

Шляпник (в других переводах Болванщик) - шляпных дел мастер, который сошёл сума от своей работы. Выступая на концерте он оскорбил Время (сказали, что он "убивает время"), в результате чего у него на часах всегда 5 часов - время чая в Англии.

Мартовский Заяц - свихнулся от мартовского солнца. Друг Шляпника. Вместе с ним пьёт чай.

Соня - дружит с Зайцем и Шляпником, но постоянно спит. Последние используют её как подушку.

Синяя Гусеница - сидит на грибе и курит кальян. Говорит странными изречениями.

Герцогиня – кузина королевы (но об этом не говорится). Имеет сына и двух слуг. Является хозяйкой Чеширского Кота. По мнению Алисы она злая от обилия перца.

Чеширский Кот – кот, который постоянно улыбается. Способен постоянно появляться и исчезать. Впоследствии исчезает по частям, оставив лишь улыбку.

Кухарка – служанка Герцогини. Обильно перчит еду и швыряется посудой.

Сюжет [ ]

Алиса вместе с сестрой сидит на берегу речки. Алиса пытается заглянуть в книгу сестры, но та кажется ей скучной, т. к. там нет картинок и разговоров. Внезапно мимо пробегает Белый Кролик. Всё бы ничего, но он был одет в жилет и имел карманные часы. Алиса бежит следом и видит, как он ныряет в нору. Девочка лезет следом и падает. В ходе полёта она предаётся странным размышлениям и чуть не засыпает. Упав на кучу листьев она снова бежит за Кроликом, но вскоре его теряет. Она оказывается в зале со множеством дверей, но все они закрыты. Внезапно она замечает маленький столик, а на нём ключик. Увы, но ключ к дверям не подходит. Но вскоре Алиса замечает ещё одну дверь. Ключ подходит, и она видит прекрасный сад. Алиса горит желанием туда попасть, но дверь слишком мала для неё. Она возвращается к хрустальному столику, где находит странную бутылочку. К бутылочке прикреплена этикетка с надписью "Выпей меня". Немного подумав, Алиса пьёт из бутылочки и уменьшается. Когда она подбегает к двери, то выясняет, что она закрыта, а ключ остался на столике. Алиса пытается влезть на столик, но ничего не выходит. Но тут она находит коробочку, а в ней пирожок с надписью "Съешь меня". Съев его, Алиса стремительно вырастает. Из-за этого она начинает рыдать, в результате чего на полу образуется большая лужа. Тут подбегает Белый Кролик. Алиса его окликивает, и он в страхе убегает, уронив перчатку и веер. Алиса начинает обмахиваться веером и не замечает, как уменьшается. Она пытается открыть дверь, но она снова заперта. Тут она падает в собственную лужу слёз. Она пытается позвать на помощь Мышь, но лишь сердит её. Но вскоре они выплывают на берег.

Все жалуются на холод, и тогда Мышь предлагает высушить всех лекцией. Она начинает читать о Вильгельме Завоевателе, но Алисе всё равно холодно. И тогда Додо предлагает устроить "Бег по кругу". После бега он объявляет, что победили все. Награждать должна Алиса, которая раздаёт всем по цукату. Но самой ей ничего не достаётся. Тогда Додо дарит ей её же напёрсток. После Алиса просит Мышь рассказать о её нелюбви к кошкам. Мышь начинает свой рассказ, говоря "прохвост". Алиса тут же задумывается, при чём тут хвост. Из-за того, что Алиса её не слушает, Мышь обижается и уходит. Затем расходятся все остальные. Но вскоре появляется Белый Кролик, ищущий перчатки и веер. Увидев Алису, он принимает её за свою служанку и посылает её к себе в дом. Отправившись туда, Алиса находит перчатки и веер, а так же пьёт из бутылочки, в результате чего вырастает. Кролик пытается войти в дом, но Алиса ему не даёт. Он призывает своего слугу Пата и требует, чтобы он залез в дом. Но ничего не получается, и тогда зовут Билля. Он пытается попасть в дом через трубу, но Алиса отправляет его пинком в полёт. Тогда Алису пытаются забросать камнями. Но попав в комнату, камни превращаются в пирожки. Съев один, Алиса тут же уменьшается. Попав в лес, она сталкивается с щенком, которого отвлекает палкой. Затем она размышляет над тем, как бы увеличится. Внезапно она видит гриб, а на нём - Синюю Гусеницу. Она пытается поговорить с ней, но всё бестолку. На прощанье гусеница даёт совет - откусить от гриба. Алиса делает это, при этом пугая горлицу. Кое-как придя в норму, Алиса продолжает свой путь. Она выходит к дому Герцогини, где встречается с ней. Там она начинает чихать, а так же видит необычного кота. После того, как Герцогиня уходит переодеться, Алиса выходит из дома вместе с ребёнком. Но тот вскоре превращается в поросёнка, поэтому она его отпускает. Однако вскоре она встречает Чеширского Кота, который рассказывает о том, кто тут живёт. Затем, по просьбе Алисы, он исчезает не сразу, оставив улыбку. Алиса направляется к домику Мартовского Зайца. Там она встречает Мартовского Зайца, Болванщика и Соню, которые пьют чай. Алиса присаживается, чем вызывает недовольство.Они начинают вести разговоры. Причём Болванщик рассказывает, что он обидел Время, и теперь они всегда пьют чай. Однако после оскорбления в свой адрес, Алиса уходит. Пройдя сквозь дверь в дереве, она снова оказывается в комнате с дверьми. Она открывает дверь, после чего уменьшается.

В саду она видит как трое садовников красят белые розы в красный цвет. Они объясняют, что посадили не те розы. Но тут появляется Королева и велит отрубить им головы. Но Алиса прячет садовников в горшок. Затем Королева предлагает Алисе сыграть в крокет. Та соглашается, и игра начинается. Правда все стараются подыграть Королеве, но время от времени она отдаёт приказы о казни. Тем временем Алиса заводит разговор с Чеширским Котом. Однако к разговору подключается Король, и Кот ему дерзит. Он просит помощи у Королевы, а та отдаёт единственный приказ - отрубить Коту голову. Пока Алиса ищет своего фламинго, вокруг головы собирается толпа. Палач говорит, что не может отрубить голову, т. к. кроме головы ничего нет. Король считает, что раз есть голова, значит можно рубить. Королева сообщает, что если что-нибудь не предпримут, то обезглавят всех. Алиса советует поговорить с Герцогиней, но когда её приводят, Кот исчезает. Герцогиня начинает мило общаться с Алисой, отчего та решает, что она была такой из-за перца. Но тут появляется Королева, и Герцогиня тут же решила исчезнуть. Королева предлагает Алисе познакомится с Черепахой Квази и для этого ведёт её к Грифону. Грифон отводит её к Черепахе Квази, который рассказывает ей историю своей жизни, а затем рассказывает о морской кадрили. Затем Квази начинает петь, но тут слышится "Суд идёт!" и Грифон убегает с Алисой.

Заняв своё место, Алиса начинает следить за процессом. Так Белый Кролик зачитывает обвинение, после чего Король вызывает Болванщика. Однако его допрос ничего не даёт, а Королева его кажется узнаёт. Однако Болванщику удаётся сбежать. Следующей выступает Кухарка, но и от неё толку нет. Затем вызывают Алису, которая тут же выходит. Однако она уже выросла. На вопрос она отвечает, что ничего о деле не знает. Тем временем Кролик находит странное письмо, которое Король читает. Однако это так же не продвигает процесс, и Королева решается всё же казнить Валета. Алиса говорит, что это чепуха. Королева велит отрубит ей голову, но Алиса уже привычного роста и ей никто не страшен. Она говорит, что они - лишь колода карт. Карты начинают лететь ей в лицо, и она просыпается. После этого она спешит домой.

Этот странный Льюис Кэрролл

Стеснительный заика

Льюис Кэрролл (1832 – 1898) в детстве отнюдь не был заводилой и душой компании, фонтанирующим искромётным юмором. Будущий автор бесчисленных каламбуров был довольно стеснительным , к тому же заикался . Возможно, одной из причин возникновения заикания стало строгое воспитание в семье: есть предположение, что Чарльзу Лютвиджу Доджсону (настоящее имя Льюиса Кэрролла) запрещали писать левой рукой.

Левши, которых в детстве активно переучивали «на правую руку», поймут, каких нервов это стоило и юному Чарльзу, и его родным.

Математик

Льюис Кэрролл рано проявил склонность к изучению математики . Он получил хорошее образование , это в немалой степени заслуга отца, деревенского викария (священника). Неудивительно, что Кэрролл не только демонстрировал отличные математические способности , но и успешно занимался богословием. По другим предметам он не был в числе первых учеников, однако смог выиграть конкурс на чтение лекций по математике в оксфордском колледже Крайст-Чёрч (сначала Кэрролл сам этот колледж и окончил, получив степень бакалавра). Возможно, чтение лекций не особенно вдохновляло молодого писателя Льюиса Кэрролла – а он уже начал свою писательскую карьеру – однако математик Доджсон эти лекции читал 26 лет !

Диакон

Да, Кэрролл принял духовный сан . Это было непременным условием, для того чтобы стать членом Крайст-Чёрч коллежда. Англиканским священником математик так и не стал, однако сан позволял ему читать проповеди.

Алиса – дочь декана колледжа

«Алиса в стране чудес» появилась на свет благодаря дружбе Кэрролла и десятилетней девочки. Однажды на лодочной прогулке математик развлекал друзей (и в первую очередь Алису Лидделл) сказкой , которую придумывал на ходу. Это была история о приключениях девочки под землёй. Алиса – главная героиня - потребовала непременно записать сказку. А через 3 года была издана книга, которая сразу же произвела настоящий фурор . Кстати, Алиса Лидделл была дочкой декана колледжа Крайст-Чёрч, в котором Кэрролл читал лекции.

Фотограф

Кэрролл был страстным фотографом. Особенно его интересовали постановочные фотографии , напоминающие картины или иллюстрации. Фотопортреты, сделанные Кэрроллом, по современным оценкам, явно опережали своё время.

Фанат технического прогресса

Да, автор историй про Алису был страстным изобретателем , он придумал множество логических игр, а также различных приспособлений, упрощающих расчёты. Для математика такое хобби вполне логично. Выравнивание поля при печатании на машинке, двусторонний выставочный стенд, электрическая ручка, бланки для денежных переводов, особый руль для велосипеда, шахматы для путешественников, двусторонняя клейкая лента – это лишь малая толика рационализаторских предложений Доджсона (имя Кэрролл использовалось исключительно как литературный псевдоним). Многие придумки Кэрролла не устарели и прекрасно «живут» и сегодня. Например, я с дочкой иногда играю в «словодел» - аналог игры в слова «скрэббл». Нет, «скрэббл» в его современном виде придумал архитектор Альфред Баттс, а Кэрролл создал прототип игры.

Не бывает мелочей

Льюис Кэрролл никогда не был женат . Возможно, знакомые женщины просто не выдерживали некоторых привычек дотошного математика. Например, отправляясь в путешествие, Кэрролл предварительно досконально изучал маршрут по карте, рассчитывал точное время каждого этапа пути, а также необходимое количество денег. Вычисленные суммы раскладывались по разным карманам: деньги на билет, еду, напитки, чаевые. Точность и определённость – ничего на волю случая! Приглашая гостей, Кэрролл рисовал схему рассадки, а после детально записывал, что съел каждый и гостей. Скупость? Экономия? Вовсе нет! Внимательный к мелочам, хозяин заботился, чтобы в следующий раз гостям не подали то же самое блюдо. При заваривании чая чайные листья должны были настаиваться совершенно определённое время – ни секундой больше или меньше! И таких привычек у Кэрролла было множество. Холостой математик…

Извращенец или гений? Льюис Кэрролл, автор «Алисы в стране чудес»

Человек, чей внутренний мир содержал такой объем фантазийных спецэффектов, что его мозг дал бы фору любому человеку 21ого века, избалованному современными медиа. Для кого-то он фокусник и фантазер, для кого-то математический гений, чьи работы по логике опередили время, для кого-то шарлатан и извращенец, фотографировавший обнаженных девочек, а для кого-то волшебник, произведения которого вот уже 150 лет радуют миллионы читателей.

Чарльз Лютвидж Доджсон, больше известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, родился в небольшой деревушке под названием Дарсбери в 1832 году. Он был сыном скромного приходского священника и домохозяйки. С самого детства Льюис присматривал за маленькими детьми. И это неудивительно, ведь уже в 7 лет под его присмотром были пять сестер и три брата, а к девяти годам у него появились еще 2 сестренки. Развлекал он такую большую компанию, смастерив первый в своей жизни театр марионеток, в котором играл собственные пьески. Там деревянные солдатики, коварные короли и капризные принцессы говорили его голосом на разные лады. Также примечательно, что с пяти лет Льюис «издавал» в своей семье маленький рукописный журнал, для которого самостоятельно рисовал иллюстрации, сочинял тексты, забавные заметки и стихи.

В свои пятнадцать он был весьма одаренным юношей, но имел изъян во внешности – асимметричное лицо: один глаз был несколько выше другого, как и уголки губ. Кроме того, с рождения Льюис Кэрролл был глухим на одно ухо. Но самое страшное заключалось в том, что он очень сильно заикался, особенно когда волновался.

Но все это не помешало Кэрроллу в 1855 году окончить Оксфордский университет сразу по двум направлениям: математике и классическим языкам. После этого ему предложили пост профессора в оксфордском колледже Крайст-Чёрч, что в те времена означало принятие сана и обет безбрачия. Но самым страшным для Льюиса в этом было прощание с обожаемым им театром. К тридцати годам Кэрролл достиг особой виртуозности в нескольких видах искусства, прежде всего в математике, литературе и фотографии. Последняя, кстати, только начинает свое триумфальное шествие по миру.

Взрослый, лаконичный и изящный, Кэрролл был всегда одет в темный костюм, застегнутый на все пуговицы по самый подбородок, с цилиндром на голове и перчатках на руках даже летом. В обществе он считался весьма странным и предельно сдержанным, вел очень упорядоченный и одинокий образ жизни. Страдая от многочисленных комплексов и чрезмерной робости, он избегал близких знакомств, за что имел славу хмурого затворника. Лекции Кэрролл читал монотонным и даже заунывным голосом, но как только этот черный человек-футляр оказывался в компании детей, он мгновенно преображался и на сцену выходил совершенно другой мужчина, остроумный, подвижный, жизнерадостный, и феерически артистичный.

И вот в 1856 году в колледже появляется новый декан, Генри Лиддел, и они начинают дружить. Кэрролл становится частым гостем в доме Генри, отца пятерых детей, и имеет великое счастье играть с ними. В 1864 году он отправился с тремя его дочерями на лодочную прогулку. И не успели они отойти от берега, как девочки наперебой стали требовать сказку. Кэрролл оглянулся вокруг в поисках темы для истории и, внимая требованиям юных дам, сочинил историю, которая впоследствии разрастется в целую книгу – «Алиса в стране чудес». В ней будет столько глупостей и странностей, что хватит на все времена. Это и море слез, и говорящие цветы, и заикающаяся птица (автошарж Кэрролла), и печальные рыцари, и исчезающие коты, и, конечно же, главная героиня, четырехлетняя Алиса Лидделл, которой в последствии предстояло стать его драгоценной музой.

Музой в фотоэкспериментах Кэрролла, в которых он был одним из пионеров. И стоит заметить, что эти фотографии не всегда были безобидным, даже по современным меркам. Особенно это стало заметно на фото позже 1979 года. Надо оговориться, что все фотографии, даже самые откровенные, делались с разрешения, а то и в присутствии родителей. И это не вызывало в викторианской Англии каких-либо негативных последствий, ведь дети до 14 лет считались абсолютно асексуальны. Сейчас же очевидно, что у Кэрролла была не совсем здоровая тяга к детям, но выливалась она исключительно в творчество, а именно фотографии и книги.

Человек строжайших правил, известный викторианский церковник, находил в образе Алисы удивительную и сводящую с ума чистоту. Кэрроллу эта маленькая девочка нравилась до такой степени, что он просил ее руки у родителей. Но, разумеется, не в возрасте 11 лет, а через шесть-восемь лет. Но по мере взросления, к 13 годам, она уже перестает быть тем невинным созданием, которое нравилось Кэрроллу. Еще же через пять лет, когда ей стукнет 18, Кэрролл сделает уже последний снимок своей музы. Тогда она, уже молодая женщина, пришла к нему в сопровождении своего будущего мужа и заявила, что каждый раз после фотосессии она желала содрать с себя кожу, запятнанную следами его вожделеющих глаз.

После этого Кэрролл уже не смог долго оставаться на одном месте, и отправился в путешествие. Даже побывал в России, ведь уже тогда было известно, что умом эту страну не понять. После поездки он начал писать вторую часть «Алисы в стране чудес» и продолжил лекции и семинары.

Самая известная фотография Льюиса Кэрролла, Алиса Лидделл в образе нищенки. Самая известная фотография Льюиса Кэрролла, Алиса Лидделл в образе нищенки.

Надеюсь, вы не забыли, что Кэрролл был профессиональным математиком. В своих научных трудах он затрагивал такие темы как теория вероятности, евклидовой геометрией, логикой. Но этого сегодня, конечно же, никто не помнит, все только и знают его «Алису», от первого до последнего слова искрящуюся каким-то непостижимым светом. К концу жизни, устав от славы сказочника, а не серьезного ученого, он даже заявлял, что не имеет отношения к этим книгам. Он умер от пневмонии в 1898 году в Гилфорде, куда он отправился на рождественские каникулы к своим сестрам, таким же одиноким, как и он сам.

Человек, чьим хлебом были цифры, чьим богом была логика. В сердечных глубинах у него жила страсть, которую большинство из вас назовут извращением. Один из самых печальных весельчаков на земле, забавный заика. Гений математики, который остался в памяти людей как создатель самых прелестных сказок.

Также почитайте статью про гения мировой музыки, также страдавшего особого рода особенностями, а именно нетрадиционной сексуальной ориентацией, Петра Чайковского

С тавьте лайки и комментируйте, а лучше подписывайтесь и читайте про действительно интересных и выдающихся людей!

Этот странный Льюис Кэрролл: интересные факты о жизни автора «Алисы в стране чудес»

Продолжаю серию статей об интересных фактах из жизни известных писателей. Льюис Кэрролл – автор «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» . Это не единственные художественные произведения Кэрролла, но, без сомнения, самые популярные. «Алгебраический разбор пятой книги Эвклида» (и другие математические труды) или роман «Сильвия и Бруно» мало кто читал. Хотя за поэму «Охота на Снарка» даже обидно: очень любопытная абсурдистская вещица. Итак, что обычно вспоминают о Льюисе Кэрролле? Что помнят из его биографии? Да ничего! А человек был очень неординарный . Судите сами.

Льюис Кэрролл


Английский писатель Льюис Кэрролл прославился не только своими историями о девочке Алисе. Он остался в истории как математик, философ, логик, фотограф, диакон. Самыми известными произведениями писателя стали «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Вначале Льюис Кэрролл написал небольшой рассказ, смысл которого понимал только узкий круг самых близких ему людей. Постепенно он расширял свое произведение, пока не получилась книга, которая вызывает живой интерес всего человечества на протяжении столетия.

Детство

Настоящее имя писателя Чарльз Лютвидж Доджсон. Он родился 27 января 1832 года в небольшой деревеньке Дарсбери английского графства Чешир в семье приходского священника. Мальчика назвали в честь отца, кроме него у родителей было еще три сына и семь дочерей. С ранних лет Чарльз поражал всех своим умом и сообразительностью.

До двенадцати лет его учителем был родной отец. Чарльз левша, а в те годы это могло стать причиной религиозных преследований. Поэтому родители строго следили за тем, чтобы сын писал правой рукой, и именно это насилие над собой обернулось впоследствии психологической травмой, осложненной небольшим заиканием. По мнению некоторых исследователей биографии писателя, он был аутистом, хотя точные данные по этому поводу отсутствуют.

Льюис Кэрролл в детстве

В 12 лет мальчика отдали в частную грамматическую школу, которая находилась в нескольких милях от Ричмонда. Чарльз быстро сошелся с учителями и одноклассниками, ему импонировала и здешняя атмосфера. В 1845-м он стал учеником более престижной школы в Рагби, которая делала упор на физическую подготовку учеников и прививала им христианские ценности.

Здесь Чарльзу было не так комфортно, как раньше, но он продолжал получать хорошие отметки, особенно продвинулся в математике и богословии.

В 1850-м будущий писатель стал студентом колледжа Крайст-Черч при университете в Оксфорде. Его оценки были далеки от идеальных за единственным исключением – математики. Парень явно обладал выдающимися математическими способностями. Спустя несколько лет он получил диплом бакалавра, и остался в этом же колледже лектором по математике. Причем свои лекции готовил самостоятельно. Эта работа хорошо оплачивалась, и Чарльз продолжал заниматься ею на протяжении 25 лет, хотя и считал это занятие достаточно скучным.

Все учебные заведения того времени имели тесную связь с церковью, поэтому лектор тоже должен был иметь духовный сан. Чарльз согласился на это, стал диаконом, но от работы в приходе отказался. Дело в том, что он не собирался связывать свою жизнь с религией. В студенческие годы он впервые написал небольшой рассказ, потом еще и еще, и подписывал их псевдонимом Льюис Кэрролл. Это имя молодой человек придумал сам.

Создание Алисы

В 1856-м на место декана в колледже, где учился Льюис, назначили филолога и лексикографа Генри Лидделла. Он приехал в город вместе с женой и пятью детишками. Кэрролл стал настоящим другом их семейства, и эта дружба продолжалась много лет. Именно Алиса Лидделл послужила прототипом героини самой известной книги Льюиса. В 1856-м она была всего лишь четырехлетней малышкой.

Алиса Лидделл прототип для произведения Кэрролла

Кэрролл часто развлекал детишек декана забавными историями и сказками, которые сочинял просто во время очередной встречи или прогулки. Летом 1862-го Кэрролл и семейство Лидделов отправилось на лодочную прогулку, Алиса обратилась с просьбой к писателю рассказать одну из своих историй для нее и двух других дочерей декана – Эдит и Лорины. Льюиса долго упрашивать не пришлось, он сходу придумал и рассказал малышкам историю о девочке, которая оказалась в норе Белого Кролика, жившего в Подземной Стране.

Чтобы как можно больше заинтересовать своих маленьких слушателей, Льюис придал героине рассказа черты характера самой Алисы, а второстепенных героев наградил чертами ее сестер.

Льюис Кэрролл в творческом процессе

Герои его книг и ситуации, в которых они оказываются, на первый взгляд кажутся абсурдными и нелепыми. Но в действительности все подчинено логике, несмотря на то, что эта логика сама по себе и есть абсурдной. Кэрролл использовал необычную форму, благодаря которой сумел очень тонко осветить философские вопросы, человеческую жизнь, строение мира и месте человека в этом мире. Поэтому его произведения интересны не только детям, они делятся мудростью и со взрослым читателем.

Творческая манера написания, присущая Кэрроллу, просматривается и во всех последующих его сочинениях. Однако они не получили такой популярности, как история о девочке Алисе. Перу Льюиса принадлежат произведения «Сильви и Бруно», «Охота на Снарка», «Полуночные задачи», «Истории с узелками» и другие.

По мнению некоторых критиков, писатель жил в каком-то своем, необычном мире, и приписывали это употреблению опиума на постоянной основе. Дело в том, что его мучили сильные головные боли и он продолжал серьезно заикаться. В те времена опиумной настойкой лечили множественные заболевания, ее принимали даже при незначительной мигрени.

Современники Кэрролла называли его «человек с причудами». Его жизнь состояла из парадоксов. С одной стороны – настоящий светский лев, с другой – человек, страдающий от определенных социальных стандартов и живущий детскими воспоминаниями, тем временем, когда все было таким простым, когда не нужно было притворяться, а поступать так, как хочется. Эти противоречия вызывали у него расстройство сна, писатель проводил различные исследования, искал возможность выйти в другую реальность, так как верил в ее существование. Льюис пытался опередить научные исследования того времени, используя отличное знание математики.

Математика

Кэрролл обладал недюжинными математическими способностями. Может быть, именно этим объясняются загадки в его текстах, отличающиеся сложностью и многообразием. В перерыве между написаниями книг Льюис проводил математические исследования. Он не добился выдающихся результатов как другие светила этой науки, однако именно он автор нескольких открытий в математической логике, которые шли с опережением времени.

Он стал автором собственной графической техники, с помощью которой легко решались логические задачи. Эта техника была намного лучше, чем диафрагмы, которые использовали для этой цели в те годы. Кэрролл отличался способностью к решению сложных логических задач, так называемых «соритов». Их особенность заключалась в том, что силлогизм, используемый в заключении одной задачи, являлся «подсказкой» для другой, причем все остальные посылки задачи заранее перемешивались.

Фотография

Биография Кэрролла была бы неполной, если не рассказать и о его увлечении фотографией. Он уделял ей достаточно много времени, если не был занят написанием своих произведений. Это увлечение писателя тоже было поставлено на профессиональный уровень, который называют пикториализмом. Писатель использовал постановочную съемку, а потом монтировал негативы.

Чаще всего Льюис снимал детей и делал это с большим удовольствием. Среди его знакомых было немало профессиональных фотографов, в том числе и самый прославленный – Оскар Рейландер. Именно он стал автором фотопортрета Кэрролла, впоследствии признанный классикой этого жанра тех лет.

Личная жизнь

Несмотря на все свои причуды, Льюис Кэрролл не был затворником. Он часто появлялся в обществе, причем рядом с ним всегда были очаровательные спутницы. Нужно отметить, что в те годы он уже успел стать профессором и принять сан диакона, поэтому близкие советовали ему по мере возможности скрывать пикантные подробности личной жизни, или, в конце концов, жениться на одной из своих пассий. Наверное по этой причине историки того времени пытались скрасить интимные подробности жизни писателя, они представляли его добродушным сказочником, не чаявшим души в детях. Спустя годы оказалось, что они оказали ему «медвежью услугу».

Писатель любил детей, они отвечали ему взаимностью. Чаще всего он общался с маленькими девочками, родителями которых были его коллеги и друзья. Льюис так и не женился, наверное, не смог найти среди своего окружения достойную партию. Собственных детей у него тоже нет. В те годы его общение с девочками ни у кого не вызывало отрицательной реакции, и только в 20-м веке, о Кэрролле заговорили, как о педофиле. По мнению некоторых недалеких исследователей его биографии, Кэрролл был Джеком Потрошителем, сгубившим множество невинных жертв.

Однако эти теории так и не нашли никаких подтверждений впоследствии. Всю клевету, которую вылили на голову писателя, удалось опровергнуть. Так, в одном из писем некая Рут Гэмлен уверяла, что у Льюиса часто гостила застенчивая двенадцатилетняя девочка Иза Боумен. Потом удалось выяснить, что этой «малышке» на самом деле было не 12, как написано в письме, а 18. Аналогичная клевета на писателя содержалась и в других заявлениях, хотя на самом деле все «малолетние» подружки писателя уже перешагнули порог своего совершеннолетия.

Смерть

Сердце создателя Алисы – Льюиса Кэрролла, остановилось 14 января 1898 года. Доктора установили, что смерть наступила в результате развившегося воспаления легких. Писатель не дожил до своего 66-летия каких-то две недели. Местом вечного упокоения Кэрролла стало кладбище Восхождения в Гилфорде.

Избранные труды

  • «Полезная и назидательная поэзия»
  • «Приключение Алисы под землёй»
  • «Алиса в Стране чудес»
  • «Месть Бруно»
  • «Алиса в Зазеркалье»
  • «Охота на Снарка»
  • «Сильвия и Бруно»
  • «Заключение „Сильви и Бруно“»
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Читайте также: