Кто читает трудно быть богом

Обновлено: 18.05.2024

В аудиокниге привлекло, в первую очередь, имя чтеца. Ярмольник. Что не удивительно, поскольку он играл главного героя в фильме, который, правда, неизвестно, увидим ли мы когда-нибудь. На мой взгляд чтение у Ярмольника получилось. Чувствовалось, что он, что называется, в материале.

Что не понравилось, это то, что аудиовариант оказался обрезанным в сравнении с книгой. Отсутствует начало книги, где действие происходит еще на Земле. И нет финальной части (после того, как черные монахи врываются в дом главного героя), то есть редакторы решили сделать такой открытый финал что ли? Я сначала подумал, что что-то не докачал, но нет, вроде все на месте (10 треков).

Почему аудиокнига оказалась обрезана, для меня загадка.

Поэтому оценка «хорошо», а не «отлично».

В аудиокниге привлекло, в первую очередь, имя чтеца. Ярмольник. Что не удивительно, поскольку он играл главного героя в фильме, который, правда, неизвестно, увидим ли мы когда-нибудь. На мой взгляд чтение у Ярмольника получилось. Чувствовалось, что он, что называется, в материале.

Что не понравилось, это то, что аудиовариант оказался обрезанным в сравнении с книгой. Отсутствует начало книги, где действие происходит еще на Земле. И нет финальной части (после того, как черные монахи врываются в дом главного героя), то есть редакторы решили сделать такой открытый финал что ли? Я сначала подумал, что что-то не докачал, но нет, вроде все на месте (10 треков).

Почему аудиокнига оказалась обрезана, для меня загадка.

Поэтому оценка «хорошо», а не «отлично».

Аудиокнига оставила двойственное впечатление.

Из положительного – потрясающее чтение Ярмольника.

Отрицательного, к сожалению, больше. Музыка порой мешала, ибо громковата, хотя это субъективно, и смотря на чём слушать. И, самое главное, книга сильно урезана. Когда читаешь печатную книгу после прослушивания, то часто ловишь себя на том, что вот этого я не слышал, и вот этого, и того тоже. Во многих местах изъятия делаются буквально через предложение, часто – через абзац. Зачем – непонятно. Ну и, как тут уже писали – в аудиоварианте нет ни начала, ни конца книги :(

Аудиокнига оставила двойственное впечатление.

Из положительного – потрясающее чтение Ярмольника.

Отрицательного, к сожалению, больше. Музыка порой мешала, ибо громковата, хотя это субъективно, и смотря на чём слушать. И, самое главное, книга сильно урезана. Когда читаешь печатную книгу после прослушивания, то часто ловишь себя на том, что вот этого я не слышал, и вот этого, и того тоже. Во многих местах изъятия делаются буквально через предложение, часто – через абзац. Зачем – непонятно. Ну и, как тут уже писали – в аудиоварианте нет ни начала, ни конца книги :(


Слушала, как читает Ярмольник и не могла оторваться от его завораживающего голоса. Очень жаль, что аудиозапись обрывается так внезапно. Я думала, что не все треки попали на плейер. Мне кажется, для этой книги лучшего чтеца и не найти. После аудиозаписи захотелось еще раз перечитать оригинал книги. Все советую послушать, сказочно читает


Слушала, как читает Ярмольник и не могла оторваться от его завораживающего голоса. Очень жаль, что аудиозапись обрывается так внезапно. Я думала, что не все треки попали на плейер. Мне кажется, для этой книги лучшего чтеца и не найти. После аудиозаписи захотелось еще раз перечитать оригинал книги. Все советую послушать, сказочно читает

Хорошая, интересная, качественно сделанная вещь. Правда тоже осталось впечатление обрезанности. Концовки все же не хватает. Прочтение на отлично.

Хорошая, интересная, качественно сделанная вещь. Правда тоже осталось впечатление обрезанности. Концовки все же не хватает. Прочтение на отлично.

Лучшая экранизация Стругацких

Говорят, Стругацких сложно экранизировать. Возможно, причина в том, что в процессе прочтения книги у читателя в голове складывается настолько совершенная картинка, что никакие актёры и никакой оператор не в состоянии её превзойти. Не нужен сценарий, не нужны декорации, нужен только оригинальный текст, остальную работу сделает воображение.

Так я думала, пока не послушала книгу «Трудно быть Богом» в исполнении Леонида Ярмольника. Прослушав её, я поняла, какой фактор упустила из виду, и фактор этот – голос. Вернее, искусство игры голосом.

Леонид Ярмольник читает книгу один, но за счёт его мастерства, его потрясающего владения интонацией, получается целый спектакль. Благодаря его голосу картинка в воображении, несколько потускневшая со временем, обретает новые краски.

Я не хочу смотреть фильм по Стругацким, но мне бы так хотелось услышать этот голос в других книгах гениальных братьев.

Радиоспектакль «Трудно быть богом»

В 1999 году на радио «Эхо Москвы» по предложению телеведущей Светланы Сорокиной были устроены чтения сказки Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Эксперимент сочли удачным и в конце того же года начали работу над повестью братьев Стругацких «Трудно быть богом». Премьера состоялась 21 февраля 2000 г. В июле-августе 2005 г. постановка повторно выходила в эфир.

Я затруднюсь однозначно определить жанр — это всё же больше чтение по ролям с добавлением звуковых эффектов и фоновой музыки, однако название «радиоспектакль» за данным произведением устоялось, так что будем и мы так именовать его.

Несмотря на то что делали, в общем-то, дилетанты — всё же журналисты, ведущие и рекламщики — не профессиональные актёры, тем не менее получилось довольно неплохо.

Наверное у многих само название радиостанциии и фамилии чтецов вызовут идиосинкразию, изжогу и несварение желудка с поносом «в одном флаконе». Наверняка бдительный читатель и слушатель тонко подметит, что спектакль делался с умыслом, политически ангажирован и социально заказан. И наверняка окажется существенно прав. Как написано на сайте поклонников Сорокиной, «абсолютное совпадение фигур дона Рэбы и В. Путина превращало фантастику сорокалетней давности в жутковатый гротеск современной реальности».

Как мы помним, 1999-2000 годы были довольно нервозными для страны, а особенно для авторов, находившихся и находящихся в довольно сложных отношениях с режимом — смена кремлёвского караула, маленькая победоносная контртеррористическая операция в Дагестане и Чечне, арест Гусинского и последующий разгон НТВ. На момент выхода многие события ещё не произошли, но подковёрные механизмы вовсю вращались и, несомненно, эта нервозная атмосфера отразилась на характере спектакля.

Но теперь, по прошествии почти десяти лет, особенно человеку удалённому и в прямом — географическом — и в переносном смысле от разборок в бывшей столице бывшей метрополии, которому имена мало что говорят, и который слышит то что слышит, спектакль «на уши не давит» и отвращения не вызывает, а скорее даже прямо наоборот. Зато эффект не стихающего, постоянно растущего напряжения, присутствующего все пять с лишком часов спектакля, несомненно является художественным достоинством.

Причём, замечу, мне в этом напряжении чудится нечто более значительное, экзистенциальное, стоящее у порога за некий предел — и потому оптимистичное. И уж никак несводимое к только лишь политической карикатуре и потребе дня. Не возьмусь однозначно утверждать, что это сами авторы добивались такого эффекта, а не произошло наложение моего личного восприятия слушателя, тем более прозревать проблески их гениальности. Гениальности там нет, а проблески — есть. Дело тут думаю в том, что сам первоисточник задаёт некий градус сущностного напряжения.

50-60-е годы были тем моментом, когда стало ясно и явно проявляться, что прогресс человечества — это не механическая перетасовка властей, форм правления и партий, не рост выплавки чугуна, стали и дохода на душу населения, а эволюция этой самой души, его сознания, принципиальное изменение картины мира и психологии. Биологическая эволюция человека в основном окончилась, дальнейшее развитие — это эволюция сознания, развитие внутренних сил организма и углублённое самопознание, требующее пристального внимания к внутреннему миру человека. Вопрос «кто я?» и «что я в этом мире?» встал как никогда остро. Конечно же, этими вопросами задавались издревле, но это был удел единиц, однако к массовому осознанию, причём как вопроса насущного, подошли сравнительно недавно. Недаром в 60-е происходит взрыв интереса к любым учениям и наукам, занимающихся человеком: ставятся опыты с психоделиками, целые толпы ломятся в Индию приобщиться к древним премудростям йогов и риши, расцветает «неоязычество», сметаются с прилавков книги по оккультизму, новые веяния буквально переворачивают музыкальный мир, да и прочие направления искусства тоже.

В это же время происходит взлёт научной фантастики. При всём её разнообразии сюжетов, тематики, таланта писаталей, в центре внимания — нарождающийся новый человек в новом мире. Наш современник как бы примеряется авторами к новым условиям: влазит-невлазит, выдюжит-невыдюжит, соответствует или не соотвествует, где удлинить, а где укоротить, а где и вовсе обрезать, а где и катастрофически не хватает? Как ни странно, в этом процессе полезным оказался даже откровенно коммерческий мусорный ширпотреб — как доказательство от противного и портрет того, как не надо: вот так — нельзя, видите что получается, если такой человечешка окажется в таких условиях?

Самые прозорливые не просто меряют человека, а пытаются смоделировать — кем он может стать в этом мире? Каковы пути эволюции и к чему мы придём? Каков будет не просто наш современник, помещённый в данные фантастические обстоятельства — чем грешит большинство авторов независимо от антуража, а наш потомок? Появляются ефремовские «Туманность Андромеды», «Сердце Змеи», к концу 60-х — «Час быка». Однако книги, сюжетно о настоящем, так же обращены к будущему — таково «Лезвие бритвы». Своим творчеством Ефремов фактически открывает новую эпоху в фантастике и литературе вообще. Многие считали и считают себя его учениками, в том числе и Стругацкие.

Они по-своему, но тоже начали разрабатывать эту тему. При всём различии подходов, взглядов, дальнейшем усилении пессимисических мотивов в их творчестве, предмет внимания Стругацких — человек, и человек на пороге, переходящий в новое качество. Вообще, человека той фантастики и её настроение можно описать словами Б. Гребенщикова «утро накануне чудес».

Румата Эсторский — человек этого утра. И это чувствуется несмотря на все трагические события книги, сомнения героя и неоднозначный финал.

Мелочная текучка дня, около и политическая возня, полное погружение в матрицу непристойной совершенно как бы борьбы и беличий забег за призраками в колесе сансары, суета вокруг распиливаемого дивана не могут не разъедать душу человека. Если нет большего в настоящем, то хотя бы нужны сны о чём-то большем и предчуствие зари на горизонте. Особенно если горит под ногами земля и проваливается кресло из под зада. Душе нужно лечение. Создатели спектакля своё лекарство нашли в нём.

Врядли оно оказалось таким уж сильнодействующим и дало какой-то огромный эффект. Но мне так кажется, что пройдёт лет может тридцать-сорок, может пятьдесят, и никто, кроме стариков да историков, не вспомнит всю эту свору политиканов и воров, сколько было ножек у дивана и с какой стороны и кто пилил, уж тем более никому не будет интересно, что там в затёртом году с таким пафосом говорил о этих пильщиках журналист такой-то и что ему отвечали, с высочайшей космической колокольни будет наплевать кто в каком кресле сидел, кто были все эти ельцины-путины-чубайсы-сурковы и прочие черномырдины — от них всех останется одна-единственная присказка «хотели как лучше, получилось как всегда». Вот, единственное на всех них совокупно наследство.

Но чей-нибудь внук какого-то деда наткнётся случайно в сарае на ящик с давно позабытыми дисками, вокнёт его в найденный там же раздолбанный плеер, и посмеиваясь над такими примитивными механизмами и умилясь антиквариату, забудет про всё и понесётся вскач следом за Руматой по Арканару. Пусть один такой найдётся — но это же на бесконечность больше, чем ничего!

Alex Dragon

Работа над радиоспектаклем началась осенью 1999 года. Премьера состоялась в эфире радио «Эхо Москвы» 21 февраля 2000 года.

Авторский текст — телеведущая Светлана Сорокина
«Исторические экскурсы» — Сергей Бунтман
Барон Пампа — Сергей Пархоменко
Дон Рэба — Владислав Флярковский
Дон Румата — Рамил Ибрагимов
Дон Кондор — Александр Шаврин
Отец Кабани и Арата — Константин Кравинский
Дон Гука — Лев Гулько
Звукорежиссёры постановки: Сергей Игнатов и Александр Цернес

Эта статья была опубликована на Редаре 13 июля 2008 г. и размещается в рамках моего мемориального мини-проекта .

Отзывы 49

В аудиокниге привлекло, в первую очередь, имя чтеца. Ярмольник. Что не удивительно, поскольку он играл главного героя в фильме, который, правда, неизвестно, увидим ли мы когда-нибудь. На мой взгляд чтение у Ярмольника получилось. Чувствовалось, что он, что называется, в материале.

Что не понравилось, это то, что аудиовариант оказался обрезанным в сравнении с книгой. Отсутствует начало книги, где действие происходит еще на Земле. И нет финальной части (после того, как черные монахи врываются в дом главного героя), то есть редакторы решили сделать такой открытый финал что ли? Я сначала подумал, что что-то не докачал, но нет, вроде все на месте (10 треков).

Почему аудиокнига оказалась обрезана, для меня загадка.

Поэтому оценка «хорошо», а не «отлично».

В аудиокниге привлекло, в первую очередь, имя чтеца. Ярмольник. Что не удивительно, поскольку он играл главного героя в фильме, который, правда, неизвестно, увидим ли мы когда-нибудь. На мой взгляд чтение у Ярмольника получилось. Чувствовалось, что он, что называется, в материале.

Что не понравилось, это то, что аудиовариант оказался обрезанным в сравнении с книгой. Отсутствует начало книги, где действие происходит еще на Земле. И нет финальной части (после того, как черные монахи врываются в дом главного героя), то есть редакторы решили сделать такой открытый финал что ли? Я сначала подумал, что что-то не докачал, но нет, вроде все на месте (10 треков).

Почему аудиокнига оказалась обрезана, для меня загадка.

Поэтому оценка «хорошо», а не «отлично».

Аудиокнига оставила двойственное впечатление.

Из положительного – потрясающее чтение Ярмольника.

Отрицательного, к сожалению, больше. Музыка порой мешала, ибо громковата, хотя это субъективно, и смотря на чём слушать. И, самое главное, книга сильно урезана. Когда читаешь печатную книгу после прослушивания, то часто ловишь себя на том, что вот этого я не слышал, и вот этого, и того тоже. Во многих местах изъятия делаются буквально через предложение, часто – через абзац. Зачем – непонятно. Ну и, как тут уже писали – в аудиоварианте нет ни начала, ни конца книги :(

Аудиокнига оставила двойственное впечатление.

Из положительного – потрясающее чтение Ярмольника.

Отрицательного, к сожалению, больше. Музыка порой мешала, ибо громковата, хотя это субъективно, и смотря на чём слушать. И, самое главное, книга сильно урезана. Когда читаешь печатную книгу после прослушивания, то часто ловишь себя на том, что вот этого я не слышал, и вот этого, и того тоже. Во многих местах изъятия делаются буквально через предложение, часто – через абзац. Зачем – непонятно. Ну и, как тут уже писали – в аудиоварианте нет ни начала, ни конца книги :(


Слушала, как читает Ярмольник и не могла оторваться от его завораживающего голоса. Очень жаль, что аудиозапись обрывается так внезапно. Я думала, что не все треки попали на плейер. Мне кажется, для этой книги лучшего чтеца и не найти. После аудиозаписи захотелось еще раз перечитать оригинал книги. Все советую послушать, сказочно читает


Слушала, как читает Ярмольник и не могла оторваться от его завораживающего голоса. Очень жаль, что аудиозапись обрывается так внезапно. Я думала, что не все треки попали на плейер. Мне кажется, для этой книги лучшего чтеца и не найти. После аудиозаписи захотелось еще раз перечитать оригинал книги. Все советую послушать, сказочно читает

Хорошая, интересная, качественно сделанная вещь. Правда тоже осталось впечатление обрезанности. Концовки все же не хватает. Прочтение на отлично.

Хорошая, интересная, качественно сделанная вещь. Правда тоже осталось впечатление обрезанности. Концовки все же не хватает. Прочтение на отлично.

Лучшая экранизация Стругацких

Говорят, Стругацких сложно экранизировать. Возможно, причина в том, что в процессе прочтения книги у читателя в голове складывается настолько совершенная картинка, что никакие актёры и никакой оператор не в состоянии её превзойти. Не нужен сценарий, не нужны декорации, нужен только оригинальный текст, остальную работу сделает воображение.

Так я думала, пока не послушала книгу «Трудно быть Богом» в исполнении Леонида Ярмольника. Прослушав её, я поняла, какой фактор упустила из виду, и фактор этот – голос. Вернее, искусство игры голосом.

Леонид Ярмольник читает книгу один, но за счёт его мастерства, его потрясающего владения интонацией, получается целый спектакль. Благодаря его голосу картинка в воображении, несколько потускневшая со временем, обретает новые краски.

Я не хочу смотреть фильм по Стругацким, но мне бы так хотелось услышать этот голос в других книгах гениальных братьев.

"Трудно быть богом": роман, который не случился

Так что можно смело брать книгу в руки и читать, не боясь разочарования.

Вот только разочарование может настигнуть уже много после прочтения книги.

Люблю Стругацких. Это, наверное, что-то вроде синдрома утёнка.

Когда начинал читать фантастику, одна из первых фантастических книг, попавших мне в руки, принадлежала авторству именно братьев Стругацких.

Это были "Стажёры". Потом был "Малыш", "Далёкая радуга" и "Страна багровых туч".

Ух, как я любил эти книги!

Не перечитывал я только "Трудно быть богом".

На самом деле, это сложно объяснить.

"Трудно быть богом" - это о прогрессоре, сорвавшемся в убийство.

"Трудно быть богом" - это роман, который сломали сами авторы.

У меня в голове слова куда резче.

Смотрите. Каждое литературное произведение развивается от начала к финалу. Оно состоит из частей, прочно связанных сюжетом, мыслью автора, действиями героев и внутренне логикой.

У каждого литературного произведения есть настроение, атмосфера, есть цель написания и суть.

Суть - это то, что сейчас многие называют "мессендж", посыл, послание автора читателю. Что именно автор хотел сказать читателю этой книгой или рассказом.

Обычно это короткая фраза. В "Колобке" - "Не верьте ласковым словам". В "Репке" - "Помогайте друг другу, вместе вы сила."

Атмосфера влияет на восприятие книги, подсказывает читателю какие-то ожидания от прочтения. Обманывать их не стоит, ибо тогда книга будет воспринята не так, как вы планировали. Читатель будет разочарован.

Например, читатель ждёт сказки, а получает кровавую бойню.

Цель написания - зачем автор это пишет? Это цели автора. Они обычно еле касаются книги и её содержания. Это внешние цели.

Например, многие пишут ради денег. Некоторые пишут ради красоты. Другие ради самореализации.

Только эти три характеристики могут помочь вам понять, что я имею ввиду. Хотя, конечно, можно покопаться и глубже. Но.

Начинается повесть, как мушкетёрский роман. Шпага, герой-везунчик, тайны, интриги, великая цель.

Разудало и хитро обводя врагов вокруг пальца дон Румата танцует к своей цели.

Танцует, всё глубже увязая в грязи и чернухе чужого мира.

В конце атмосфера напоминает. больше присуща психологической драме, чем приключенческому роману.

И именно поэтому я чувствую себя обманутым после прочтения. Это как купить шоколад с клубничной начинкой, а потом выяснить, что он без начинки и горький. Горький - тоже хорошо. Но мне-то обещали клубничный!

А вот почему авторы так поступили со своим произведением.

Цель написания и мессендж можно разобрать заодно.

Легенды гласят, что братья вначале и в самом деле взялись за мушкетёрский роман.

Но потом в мире произошли кое-какие события, и роман сделали манифестом по его поводу.

Авторы просто его сломали и вновь приставили отломанное, развернув в другую сторону.

Никаких больше танцев с волками-рэбами. Нелепо и страшно авторы убивают героев.

Авторы поступились сюжетной справедливостью в отношении героев ради повода и мотива для Руматы. Для его срыва и кровавой бойни в финале.

Когда я читаю этот роман, "Трудно быть богом", я всегда чувствую сожаление о том романе, который мог бы быть.

О том романе, который рассказал бы нам историю Руматы, а не высказал мнение авторов о политическом и злободневном.

Трудно быть богом. Читает Леонид Ярмольник

Повесть «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких – один из лучших образчиков советской фантастики, тот самый случай, когда прилагательное «советский» становится не ругательным, а уважительным.

© А. Стругацкий (наследники)

© Б. Стругацкий (наследники)

  • Возрастное ограничение: 12+
  • Дата выхода на ЛитРес: 17 февраля 2010
  • Длительность: 3 ч. 48 мин. 09 сек.
  • Чтец:
  • Правообладатель: СОЮЗ
Аудиокнига Стругацких «Трудно быть богом. Читает Леонид Ярмольник» — скачать в MP3 или слушать онлайн бесплатно.

Читайте также: