Кто был богом грома и войны в славянской мифологии

Обновлено: 02.07.2024

Пожалуй, первое упоминание о Перуне встречается у Прокопия Кесарийского - византийского писателя жившего в VI веке:

"Они считают, что один только бог, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды".

Это, а также упоминания в других источниках, например в Повести временных лет , говорит о том, что культ Перун среди славянских племен точно не являлся локальным.

В вышеупомянутой повести говорится о том, что князь Владимир в 980 году установил деревянный идол Перуна:

"И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь".

Однако, всего лишь через 8 лет князь принял христианство по греческому образцу, а идол Перуна был сброшен в Днепр.

Князь Владимир у идола Перуна. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Князь Владимир у идола Перуна. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Стоит упомянуть также, что в договорах, которые были заключены между Русью и Византией в X веке, русы клялись как раз Перуном, а также Волосом (Велесом) - это говорит о высоком положении данных божеств.

Касаемо имени славянского владыки небес, то оно индоевропейского происхождения и происходит от корня "per/perk" т.е. ударить или расколоть и обозначает бога грозы.

Теперь поговорим о внешнем виде, функциях и легендах, связанных с Перуном.

Согласно белорусскому преданию, Перун в левой руке носит колчан стрел, а в правой - лук, а также разъезжает по небу на огненной колеснице и бросает с огненного лука стрелы-молнии.

Б. А. Рыбаков (советский историк и археолог) по поводу возникновения культа Перуна говорит, что "в историко-социологическом плане возникновение культа Перуна-Воителя мы должны отнести к протославянской эпохе и связать с культурой шаровых амфор, когда впервые обозначились черты военной демократии, военная напористость дружин, расселение, сопровождавшееся завоеванием и насильственным вторжением".

Но нельзя говорить о том, что Перун нес с собой только войну, он также был и богом-благодетелем. Он олицетворял собой грозовые тучи, которые несут дождь, а следовательно - хороший урожай.

Место, где обычно проводили ритуалы, посвященные Перуну, как правило, было на возвышенности и недалеко от дуба, или дубовой рощи (дуб - атрибут не только Перуна, но и многих других громовержцев).

Друзья, на канале в ютубе у меня есть видео по данной теме. Если интересно - приятного просмотра!

Бог грома и молний, покровитель воинов, кого-то напоминает, не правда ли?

Первый кто приходит на ум, конечно же, Зевс из греческой мифологии и Юпитер из римской. А если затронуть ведийскую мифологию, то здесь Перуну соответствует Парджанья - бог грозы и дождя.

Теперь переместимся поближе к расселению древних славян и посмотрим на богов их соседей. Первым, кто имеет явное сходство с Перуном, является балтийский бог-громовержец Перкунас. Вторым - хозяин знаменитого молота Мьёльнира - бог Тор из германо-скандинавской мифологии.

После принятия христианства Перуна заменил святой Илья, который изображается в виде белобородого старца, путешествующего на огненной колеснице. Пророк Илья уже согласно Библии был владыкой стихий, в связи с чем народная традиция и перенесла часть функций Перуна на него.

Кстати, Ильин день который празднуется 2 августа по григорианскому календарю, и праздновался 20 июля по старому, т.е. юлианскому, по-видимому и являлся исконным днем громовержца Перуна.

Доказательством этого могут служить человеческие жертвоприношения князя Владимира в 983 году. За неделю до Перунова дня, 12 июля по старому календарю, были убиты варяг христианин Федор и его сын Иоанн.

Вот что пишет Начальный летописец об этом:

"И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?» И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили".

О человеческих жертвоприношениях, посвященных Перуну можно узнать не только из Повести временных лет, о них упоминает митрополит Иларион, Кирилл Туровский, епископ Серапион и два арабских автора: Гардизи и Ибн Руста.

Бог громовержец в славянской мифологии

Перун – главное божество славянских племен. Он олицетворяет могущество, повелевает молнией и громом, является властелином огня. Перун покровительствовал князю и его дружине. Перед походами ему приносилась жертва в виде заколотого быка, а договоры и клятвы закреплялись его именем.

Бог-громовержец в языческой традиции славян имел собственные атрибуты:

  • красный плащ, являющийся отличительной особенностью русских князей;
  • богатырский конь, сильный и выносливый под стать своему хозяину;
  • секира (или палица) – меч для сражений.

Стихия божества – холмы и горы. Поэтому идолы громовержцу устанавливались на вершинах возвышенностей.

С принятием христианства характерные для Перуна черты перешли к святым Илье-Пророку и Георгию-Победоносцу.

Перун — славянский бог грома и воинской доблести

Светловолосый, статный, в золотых доспехах и кроваво-красном плаще. Именно таким представляли себе Перуна, Бога грома и воинской доблести, наши давние предки язычники. Является самым знаменитым языческим славянским богом, культ поклонения которому действует до сих пор на территориях современной России, Белоруссии, Украины и Польши.

Перун, художественное изображение // Источник неизвестен Перун, художественное изображение // Источник неизвестен

Имя Перун происходит от древнеславянского «perunъ» - что дословно означает «разить, ударять», что как нельзя лучше описывает две важнейшие функции бога-громовержца — управлять молниями и убивать врагов своего народа.

Перун с палицей и щитом в руках // Максимильян Анатолиевич Пресняков Перун с палицей и щитом в руках // Максимильян Анатолиевич Пресняков

Как уже можно было догадаться, Перун очень похож на Тора, Повелителя Грома . Можно даже сказать, что два этих языческих божества практически одинаковы по своей сути. Оба выступали яростными защитниками своих народов от сил Тьмы (Перун постоянно боролся с темными божествами славянской мифологии, например с Велесом; Тор в свою очередь с ледяными гигантами из Йотунхейма) и олицетворяли доблестных мужей-воинов. Перун в этой специализации зашел даже дальше Тора , будучи покровителем князя и воинской дружины.

Поединок между Перуном и Велесом в образе василиска // художник: Ожиганов Игорь Поединок между Перуном и Велесом в образе василиска // художник: Ожиганов Игорь

Известным символом славянского бога-громовержца является Секира Перуна. На некоторых изображениях и в повествованиях не указывается, что именно секира была излюбленным оружием Перуна, он пользовался как мечом, так и луком, "разя стрелами словно молниями". Однако в пользу секиры можно отнести разного вида амулеты-топорики, которые, как полагают археологи, принадлежали воинам-дружинникам и были их талисманами. По аналогии со скандинавским божеством , четверг у древних славян традиционно считался "Перуновым Днем".

Типы амулетов-топориков, схематическое изображение // источник: Википедия Типы амулетов-топориков, схематическое изображение // источник: Википедия

Хоть и культ поклонения Перуну был очень популярен на славянском пространстве, после крещения его стали замещать библейскими героями, чтобы переход от языческой религии был более комфортным. Христианским вариантом Перуна стал пророк Илья, который славился своим бурным нравом и так же являлся ревностным защитником христиан.

Илья пророк с мечом (Илья Грозный) // Фрагмент иконы «Воскресение Христово — Сошествие во Ад с приписными святыми на полях и изображениями Богоматери Взыскание Погибших, Святого Николы Можайского с мечом и градом и Илии Пророка». Россия, Ветка XIX век Илья пророк с мечом (Илья Грозный) // Фрагмент иконы «Воскресение Христово — Сошествие во Ад с приписными святыми на полях и изображениями Богоматери Взыскание Погибших, Святого Николы Можайского с мечом и градом и Илии Пророка». Россия, Ветка XIX век

Подписывайтесь на ВЕК МИФОЛОГИИ , если хотите глубже погрузиться в мифологию других народов нашей.

Духи и существа славянской мифологии

В славянских былинах кроме богов, встречаются необычные существа. Самые известные:

  1. Алконост – райская птица с чудесным голосом, приносящая счастье людям.
  2. Бабай – существо, усмирявшее ночные капризы детей легким припугиванием.
  3. Гамаюн – божественная птица, поющая людям об их дальнейшей судьбе.
  4. Леший – хозяин лесов и дубрав. Это косматый старичок, меняющий рост и превращающийся в любое дерево, животное или птицу.
  5. Водяной – властелин озер и болот. Славяне рисовали его как пузатого старика с волосами из водорослей. Водяному прислуживали Русалки. Считалась, что перед тем как окунуться в воду необходимо задобрить Водяного. Иначе беды не избежать.
  6. Домовой – хозяин в доме. Это самый уважаемый дух у славян. Считалось, что он защищает хозяйство и жителей дома, но иногда проказничает.
  7. Банник – особый вид домового. Дух, живущий в бане и пугающий женщин. Перед тем, как идти в баню, его обычно задабривали различными способами.

Кроме живых персонажей, славяне верили в знаки и символы. Чтобы уберечься от злых духов создавались талисманы и обереги. Например, зуб убитого волка убережет охотника в темное время суток, а чашка с молоком, оставленная на столе на ночь, вызовет благосклонность домового.

Изначально существующие в устном варианте былины и сказания претерпели изменения и дошли до наших времен в том виде, в котором представлена славянская мифология: существа и боги едины с природой, непобедимы, наделены волшебными свойствами. А обряды и ритуалы нашли свое применение даже в современном быту.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Основные боги древних славян

Боги славянской мифологии, список:

боги славянской мифологии список

  • Перун – главный культ войны, повелевающий громом и молнией. Защитник воинской дружины в походах и сражениях.
  • Велес – покровитель домашних животных и окружающей природы. Волшебный оборотень, помогающий торговцам и путешественникам, приносящий удачу.
  • Хорс – божество, олицетворяющее солнечный свет.
  • Даждьбог – покровитель русской земли, плодородия и силы. Дожившая до нас молитва «Дай, Боже!» сохранило его имя.
  • Догода – известен, как несущий хорошую погоду, легкий свежий ветерок.
  • Стрибог – хозяин ветра. Может нагнать бурю и укротить стихию.
  • Мокошь – богиня рукоделия (ткацких и прядильных работ)
  • Чернобог – воплощение неудач, холода, разрушения, смерти, безумия.
  • Род – определяет судьбу новорожденного.
  • Сварог – создатель земли и неба, хозяин огня и его повелитель.
  • Коляда – веселый покровитель праздников и застолий.
  • Лель – создатель любви и страсти.
  • Белбог – отвечал за добро и удачи, воплощение светлого неба. Жил на высоком холме под открытым солнцем. Украшения из золота и серебра озаряли его храм, в котором не было ни теней, ни единого темного уголка.

Бог солнца в славянской мифологии

В языческих обрядах древних народов присутствовали следующие символы:

  • Хорс – воплощение солнца, четырехликий бог света и тепла. Славяне наделили его различными именами и постоянными преображениями:
  • Хорс – имя зимнего солнца;
  • Ярило – весенний бог, царствующий до летнего солнцестояния;
  • Даждьбог – летнее имя культа солнца;
  • Сварог – идол осеннего тепла.

Бог солнца у славян, в зависимости от сезона, менял свое обличие. Зимой он выглядел как мужчина среднего возраста, в лазурном плаще и румяным от мороза лицом. Весной представлял из себя молодого светловолосого юношу с голубыми глазами, в развивающемся красном плаще верхом на коне. Повелитель летнего светила передвигался по небу в золотой колеснице, запряженной четырьмя крылатыми конями. Золотой щит сиял ярким светом, озаряющим землю. Осенний бог – это старик, любящий погреться возле кузнечных печей. Поэтому его солнце темное и холодное.

Многие народности поклонялись своеобразным идолам. Свои символы имела и славянская мифология: в ней существа и боги в материальном обличии возводились в виде фигур из крепких пород дерева и украшались драгоценностями. Из древних текстов известно, что Перун, установленный в Киеве, держал в руках луч молнии, и был украшен драгоценными камнями.

Проявление Бога Перуна для славян

Для славян Бог Перун – это Покровитель воинов. Имя Перуна нужно для того, чтобы мальчики были сильными и крепкими. Почитают Перуна и как Бога, который научит, как быть сильнее, терпеливее, крепче духом, душой и телом.

Атрибуты Бога Перуна

конь - символ Бога Перуна

Призвание – Бог войны и Справедливости.

Значение имени – «Перунъ» обозначает – Первый, Познавший руны, Поражающий.

ОН покровитель – князей, воинов.

Его Стихия – гром, молния, землетрясения.

Животное с ним связанное – конь боевой.

Птица – орёл.

Геральдика, предметы – щит, меч, топор, секира.

Растение (в мифологии) – Перунов цвет.

Дерево – дуб, дубравы.

Треба (подношение) – хлеб, соль.

Места установки храмов, капищ, идолов (чуров) – верхушки холмов.

Славянская Реза Рода Перун в северном гадании

Перун — славянский Бог Воев, Справедливости, Грома

Реза Бога Перуна включается в северный оракул «Славянские Резы Рода. Предсказание. 40 шт». Реза Бога Перуна также входит в магический набор «Славянские Резы Рода. Исполнение чаяния. 21шт»

На Резе изображён Бог Перун, восседающий на вздыбленном коне, держащий двуручное копье наготове. Бог в самом разгаре боя, волосы взметнулись назад, взгляд устремлен вперед, прямо на врага. Глядя на картинку, можно одним словом описать Перуна Громовержца – Поражающий!

Символ-оберег Бога Перуна — Громовник выступает одновременно и символом Резы. Знак располагается в серёдке яркого многолучевого Солнца. Внизу под фигурой Бога и коня находится земля Яви, которую Он всегда защищает. Еще ниже – Имя Бога.

Его число – 1 (один, раз-разящий, первый).

Номер резы – 18.

Гадание. Вопрошание Бога. «Настала победа!» — вот весть этой Резы Спрашивающему. Именно эта реза появляется в раскладе, когда Спрашивающий ждёт окончания своей битвы. Человеку предлагается использовать свою отвагу и мужество, немедля привлечь сторонников к своему делу. Однако и сам Спрашивающий может стать поддержкой для нуждающихся в этом.

В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Перун встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

Легенды и мифы о славянском Боге Перуне

Рождение Перуна

Темное и загадочное место есть в Архангельской области – это гора Карасова и ее близлежащие территории. Издавна люди туда не ходят, считают гиблыми местами. Науке не все ведомо, что прознали уже давно наши предки и передают из поколения в поколение. Есть одна легенда, которую ведающие увязывают с горой Карасова, полагая, что это и есть настоящий могильник Скипер-Змея, которого Перун Могучий схоронил после боя. Вот отрывок из легенды:

…а Перун же ударил копьем и пригвоздил Скипер-Змея к земле. Тот корчится, вырывается, а Перун обрубил ему ядовитые когти мечом–кладенцом. Подоспели тут братья Сварожичи и заковали Черного Скипер-Змея заговоренным железом.

Разом он силу свою колдовскую утратил, но злость и черную ненависть ко всему светлому при себе держит. И погнали братья ненавистного врага впереди себя, а еще быстрее, впереди них бежала молва о том, что пленен мучитель и враг людской. Слуги Скипер-Змея разбежались, спасаясь от гнева людского. А земля, освобожденная от черного колдовства, начала цвести и плодоносить.

Выбрали братья место подходящее, выкопали яму в 90 сажен глубиной, да 30 сажен шириной. Сколотили гроб дубовый, обшили его обручами железными, затолкали туда Кара-Скипера, и наложил Велес, мудрый Бог, заклятие: «чтобы спал в этом гробу мертвым сном Кара-Скипер-зверь, но каждые триста лет и три года просыпался, вспоминал, как хотел погубить он ребенка малого, как Перун, освобожденный братьями, выполнил то, что Макошь начертала. И вспомнив это, бился бы в бессильной злобе, не в силах разорвать цепи и разбить дубовый гроб». А после закрыли эту яму дубовыми щитами, скрепили железными обручами, сверху еще камней наложили, и на них нанес заклятье мудрый Велес.

А Стрибог, Бог устремлений и ветра, призвал своих сыновей, и они, стрибы- буйные, со всех четырех сторон Яви, набрали песка всякого: и крупнозерного желтого с берегов рек, серого, мелкого с берегов озер и со всяких еще разных мест. Высыпали этот песок на яму, где помещен был Кара-Скипер-зверь, и образовалась гора. И опять Велес наложил заклятье и на эту гору: «Гора эта, под названием Караскиперова гора, каждой своей песчинкой будет сторожить лютого врага нашего, чтобы не мог он вырваться из позорного плена. И напоминать будет гора людям, что если они позволят злу поселиться у них в головах, то тогда Скипер-Змей может разбить оковы и выйти на свободу. И гора эта должна быть заповедной и нерушимой, чтобы зло, источаемое зверем, не просачивалось наружу в людские головы.

А что было дальше или подробнее хочется узнать, то уже непременно почитайте в книге О.Бояновой «Боги и люди».

Оберег – символ Бога Перуна

Перун Бог славян, Перун, Перун славянский Бог Грома

Не один оберег имеется в обиходе у славян, которыми они к Перуну обращаются. С их силою соединена мощь Бога грозы и Справедливости.

Секира Перуна – это оберег, направленный на получение твердости в различных делах, принятии решений, карьерной славы и успеха.

Перунов Цвет (или – Цвет Папоротника, который связан с праздником Купало) – ограждает от всего темного, злого и чёрного, что может помешать счастливой жизни и ее расцвету. Как гром и молнии в Небесах от Перуна исходят мгновенно и так же скоро прячутся. Тот, кто носит этот символ, будет иметь удачу в делах, силу преодолеть всяческие препятствия в жизни, защиту от бедствий и неудач.

Громовник несет мужчинам силу, умение владеть воинским мастерством. Защищает человека от зла и бедствий, от дурных намерений от чужих людей.

Щит Перуна имеет больше отражательные функции, поэтому символ больше служит в качестве защитного оберега, чем орудия для нападения. Он отражает все плохое, за счет этого отражения всякое зло попросту рассеивается рядом с таким щитом. Поэтому тот человек, кто носит этот оберег, может быть уверен в полной защите от всяких дурных сил.

знак Перуна

Какие бывают обереги,
дающие защиту Бога Перуна?

Перун — славянский Бог Воев, Справедливости, Грома

Бог Перун, Перун

Перун – это славянский Бог Воев, Справедливости и Грома. Рожден Сварогом, Отцом Небесным и Ладой – Матерью Небесной. Посылает людям славянский Бог Перун отвагу, мужество, силы и умения для защиты своей родной земли, семьи и Родины. Поэтому так много оберегов и знаков, обращенных к Нему. Бог Перун является одним из значимых Богов в старинной северной системе гадания – «Славянских Резах Рода». В День Перуна люди вспоминают Его силу, да о справедливости и защите просят.

Бог Перун в пантеоне славянских Богов

Перун-громовержец – это сын Отца Небесного Сварога и Небесной Матери-Богородицы, Лады. Рождён был Перун в Мир по особому замыслу Рода Творца, Прародителя всех богов и людей. Предназначение Перуна – это быть защитником Мира Яви и Миров Сварги Пречистой, делать слабых сильными, помогать становиться смелее и мудрее.

Бог Перун является братом:

  • Велеса – Бога Целительства и Волхования;
  • Стрибога – Бога Устремлений, Страстей, Ветров.
  • Книга«Боги и люди». О том, как похитил Скипер-Змей Бога Перуна и как смог молодой Бог победить страшное чудовище.
  • Книга «Приключение Ярого Бога». О том, как обучал Перун Бога Ярило воинскому делу.

Праздники, где чествуют Бога Перуна

  • Зимний День Перуна 12 января, где почитался Перун как мудрый и справедливый Бог славян. Это День Перуновой Справедливости, Огненного Меча. В этот день, также как и в День Громницы, очень важно было босым пробежаться по снежку ранним утром, на утренней зоре. Могли даже некоторые смельчаки снегом утираться, обтираться, умываться. Считалось, что это могучую силу телу даст и очистит душу человека.
  • 2 августа. В этот период отмечали воины свой праздник, сопровождали его освящением своего оружия, оберегов, да учиняли обрядовые бои. Не даром в этот день в современной Росии отмечают свой праздник и воины ВДВ.

Сила в этих праздниках несомненная, сегодня многие люди, кто попробовал в эти дни почтить Перуна, уже на себе прочувствовали Его очищающие и благотворные благословения!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Славянский Бог Перун в северной магии

Бог Перун, Перун

Девиз Бога Перуна: «Лови момент! Делай, что сейчас можешь, остальное отложи на время». Реза Бога Перуна используется в обрядах, когда нужен быстрый и сильный результат.

Три повода обратиться к Богу Перуну:

  • Снятие наговоров и уроков-призороков (порчи). Своими огненными стрелами Он отстрелит все темное и недоброе!
  • Защита воина, идущего на войну, призвать к нему смелость и неуязвимость.
  • Зажечь огонь любви между мужчиной и женщиной. Вторая сторона силы Перуна — его мужская привлекательность. Он – сын Лады, Царицы Небесной, и также умеет огонь между людьми зажигать.

Легенды, мифы и факты религии древних славян

Славянская мифология: существа и боги

На протяжении многих веков люди придумывали мистические существа, чтобы объяснить окружающий непознанный мир. Со временем многие образы прижились, причем настолько, что стали частью культуры народов. Множеством собственных персонажей наделена и мифология, существа и боги древних преданий являются отражением языческих верований славянских народов. Они свято верили в мистических героев, помогающих людям собрать хороший урожай, исцелить от болезней, подарить счастье в семейной жизни, а также наказать за неблаговидные поступки.

Корни славянской мифологии

Мифические тексты славян не дошли до нас, поскольку во времена создания былин не существовало письменности. Из археологических источников и произведений древнерусской литературы языковеды определили общие черты языческих мифов. Славяне представляли, что где-то посреди бескрайнего океана находится небольшой остров (Буян), который считается центром мира. На острове растет дуб или лежит священный камень, обладающий целительными свойствами. На ветвях сидит птица, а у корней дерева или подножия камня лежит змея.

Создание мира славяне связывали с главным богом, который отделил мир внешний, где живут обычные люди, от невидимого, населенного божествами, духами и необычными существами.

Славянская мифология подразделяет категории «существа» и «боги» на группы:

  • культы древних славян, наделенные властью и могуществом в определенной области;
  • главные богини, прародительницы женщин, любви и красоты;
  • добрые и злые духи, живущие в определенном пространстве, – в доме, в лесу, в поле, в воде;
  • необычные существа;
  • важные символы и знаки.

Древние люди верили, что все они сопровождают человека от самого рождения до смерти, вмешиваются в его жизнь, помогают и наказывают.

Читайте также: