Кооп пятерочка что это такое

Обновлено: 07.07.2024

19 декабря состоялось открытие очередного магазина формата «у дома» совместного бренда КООП-Пятерочка. Новая торговая точка начала работать в поселке Серебрянский, Лужского района Ленинградской области.

Примечательно, что новый магазин уже третий по счету, открытый в декабре. Планируется, что в ближайшие несколько лет, фирменная сеть продовольственных универмагов охватит большую часть регионов, которые объединяет Центросоюз.

Партнерство Центросоюза и X5 Retail Group направлено на создание фирменной сети магазинов КООП-Пятерочка на базе объектов потребительских кооперативов, входящих в систему Центросоюза. Проект призван повысить эффективность торговой инфраструктуры потребительской кооперации, в том числе за счет реконструкции и переоснащения магазинов, входящих в систему Центросоюза, внедрения современных стандартов торговли, а также логистики торговой сети «Пятерочка». Эта работа способствует развитию розничной торговли в регионах, поддерживает социальную миссию потребительской кооперации по обеспечению сельского населения в отдаленных населенных пунктах товарами первой необходимости и другими высококачественными товарами по доступным ценам.

«Пятёрочка» станет кооперативной

Анна

Компания X5 Retail Group — крупнейший продуктовый ритейлер России — намерена запустить франшизу магазинов, основанных на потребкооперации. Поможет ей в этом Центральный союз потребкооперативов. Сегодня в активе этой организации 38 тыс. торговых точек, подавляющее большинство из которых расположены в небольших населённых пунктах.

Планируется, что новая сеть будет состоять из тысячи магазинов. Довести её до такого масштаба ритейлер намерен в течение трёх лет.

При этом X5 Retail Group не будет открывать новые магазины. Компания лишь переведёт в формат «КООП-Пятёрочка» действующие торговые точки. В частности, сельпо перейдут на современные торговые стандарты и смогут использовать логистику сети, а также базу поставщиков.

Работать с сельскими торговыми точками планируется по так называемому обратному франчайзингу. То есть собственник, решивший повесить над входом вывеску «КООП-Пятёрочка», не будет платить компании X5 Retail Group паушальный взнос и роялти. Вместе этого он будет отдавать ритейлу выручку, оставляя себе определённый процент от неё.

Помимо возможности охватить сельские территории и упрочить лидерскую позицию на рынке ритейлер получит от сотрудничества и другие плюсы.

В частности, в обычных городских «Пятёрочках», входящих в X5 Retail Group, появятся отделы по продаже фермерских продуктов. Работать они будут на условиях субаренды. Планируется, что до 2021 года будет открыто 5 тыс. таких торговых точек.

Сельские магазины как правило имеют низкую рентабельность, а покупательная способность населения в крошечных городках и деревнях невелика, но осваивать регионы всё равно имеет смысл. Такой шаг позволит ритейлеру не только увеличить свою долю на рынке, но и усовершенствовать логистику, а также нарастить прибыль.

При этом модель обратного франчайзинга и сотрудничество с уже действующими магазинами снижает риски для X5 Retail Group. Компания выбрала наиболее перспективные и интересные точки и по прошествии нескольких лет может отказаться от сотрудничества с рядом своих франчайзи или наоборот выкупить у них магазины в собственность.

Запуск проекта "КООП - Пятёрочка"

Запуск проекта "КООП - Пятёрочка"

Москва, 12 апреля 2017 г. – Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз РФ) и одна из ведущих российских продовольственных розничных компаний Х5 Retail Group, подписали Соглашение о сотрудничестве. Партнерство будет способствовать развитию розничной торговли в российских регионах, позволит поддержать социальную миссию потребительской кооперации и Центросоюза по обеспечению сельского населения в отдаленных населенных пунктах товарами первой необходимости и другими. Сотрудничество между двумя структурами нацелено на выравнивание обеспеченности покупателей в населенных пунктах сельской местности высококачественными товарами по доступным ценам. Соглашение действует 5 лет со дня подписания. Уже в этом году на базе объектов потребительских кооперативов, входящих в систему Центросоюза, стороны планируют открыть 150 универсамов под совместным брендом «КООП-Пятерочка», а в течение 3-х лет – до 1 000 магазинов.

Создание сети «КООП-Пятерочка» повысит эффективность продовольственной инфраструктуры потребительской кооперации, в том числе за счет реконструкции и переоснащения магазинов, входящих в систему Центросоюза, внедрения современных стандартов торговли, а также логистики торговой сети «Пятерочка». – Сегодня Центросоюз совместно с одной из крупнейших российских ритейловых сетей «Пятерочка» представляет форму сотрудничества, которая выгодна обеим сторонам – говорит председатель Совета Центросоюза Дмитрий Зубов. – Формат «магазин в магазине» позволит присутствовать на прилавках наших магазинов дешевой и качественной продукции от российского производителя. Хозяева магазинов не отдают свою собственность: они имеют право выбора удобной для себя формы сотрудничества. К примеру, предложить «Пятерочке» торговые площади внутри своего магазина. Сегодня ассортимента продукции только от кооператоров в сельском магазине уже недостаточно. Мы уверены, что магазины под логотипом «Кооп-Пятерочка» дадут шанс и стимул для наших сельских производителей увеличивать производство, а значит и создавать новые малые и средние предприятия.

Стороны договорились до 2021 года открыть до 5 000 фирменных отделов в формате «магазин в магазине» в магазинах «Пятерочка» по продаже фермерской продукции и продукции потребительских кооперативов. Главная цель партнерств в области субаренды – формирование комплексного предложения товаров и услуг, востребованных в конкретной локации.

Проект будет развиваться преимущественно по франчайзингу. Широкая база поставщиков и логистические возможности одного из крупнейших российских ритейлеров позволят обеспечить партнера бесперебойными поставками широкого ассортимента товаров и повысить ценовую доступность продуктов питания. Центросоюз будет координировать сотрудничество между региональными потребительскими обществами и «Пятёрочкой» в вопросах подбора торговых объектов, документооборота, ремонта и реконструкции помещений в целях развития современных форматов торговли.

- Данный проект с Центросоюзом России для нашей компании - крупнейший за последние годы – говорит исполнительный директор Х5 Retail Group Игорь Шехтерман. – Он выгоден обеим сторонам. Среди целей нашей стратегии – и выход магазинов в регионы. Будущие магазины «Кооп-Пятерочка» будут структурированы по современным стандартам «Пятерочки». Вместе с тем, представители потребительских кооперативов получают возможность на базе уже существующих и будущих магазинов «Пятерочка» открыть для себя новый канал бизнеса по сбыту собственной продукции.

Для подготовки кадров, как в рамках совместного проекта, так и в целом для торговой сети «Пятерочка», предусмотрено использование учебных заведений Центросоюза, а студентам Российского университета кооперации будет предоставлена возможность прохождения практики в магазинах «Пятёрочка».

Соглашением предусмотрена и возможность поставок товаров из ассортиментной матрицы торговой сети «Пятёрочка» в магазины системы потребительской кооперации, не участвующие в проекте, что также позволит повысить доступность продовольственных и непродовольственных товаров для сельских жителей. С учетом задач по оптимизации затрат на логистику и потери, поставки могут осуществляться в регионах присутствия торговой сети «Пятерочка» как непосредственно в магазины, так и на распределительные центры партнера.

Справочная информация:

Центросоюз Российской Федерации − некоммерческая организация, объединяющая более 2,5 миллиона пайщиков, 2,6 тысячи потребительских союзов и обществ с географическим охватом присутствия практически по всей территории России.

По состоянию на конец 2016 года Центросоюз Российской Федерации объединяет 40 тыс. торговых предприятий, в том числе 38 тыс. магазинов, 15,5 тыс. объектов по хранению и переработке закупленной сельскохозяйственной продукции, а также предприятия общественного питания, службы быта и пр. Совокупный объем деятельности организаций Центросоюза приближается к 234 млрд рублей (при обороте оптовой и розничной торговли около 160 млрд рублей). Более 80 процентов объектов розничной торговли потребительской кооперации расположено в сельской местности и малых городах России. Во многих регионах России доставкой продуктов питания, лекарств и других товаров первой необходимости в труднодоступные населённые пункты занимаются исключительно районные потребительские общества.

X5 Retail Group— одна из ведущих российских продуктовых розничных компаний. Компания управляет магазинами нескольких торговых сетей: магазинами у дома под брендом «Пятерочка», супермаркетами под брендом «Перекресток», гипермаркетами под брендом «Карусель», магазинами «Экспресс-Ритейл» под различными брендами.

На 31 декабря 2016 г. под управлением Компании находилось 9 187 магазинов с лидирующими позициями в Москве и Санкт-Петербурге и значительным присутствием в европейской части России. Сеть включает в себя 8 363 магазина «Пятерочка», 539 супермаркетов «Перекресток», 91 гипермаркет «Карусель» и 194 магазина «Экспресс». Под управлением Компании находится 35 распределительных центров и 2 318 собственных грузовых автомобилей на территории Российской Федерации.

За 2016 г. выручка Компании составила 1 033 667 млн руб. (15 420 млн долл. США), показатель Скорр. EBITDA - 79 519 млн руб. (1 186 млн долл. США), а чистая прибыль - 22 291 млн руб. (333 млн долл. США).

X5 Retail Group запустит новую сеть на базе кооперативных магазинов

Сельский магазин

X5 Retail Group (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») вместе с Центральным союзом потребительских обществ России (Центросоюз) в течение трех лет планирует открыть 1000 магазинов под совместным брендом «КООП-Пятерочка». Соответствующее соглашение стороны подписали 12 апреля, передает корреспондент РБК.

Центросоюз — некоммерческая организация, которая объединяет 2,6 тыс. потребительских союзов и обществ, в нее входит 38 тыс. магазинов, около 80% из них расположено в сельской местности и малых городах России. Это крупнейшее российское объединение потребкооперативов.

Магазины «КООП-Пятерочка» будут открываться на базе уже существующих объектов потребительских кооперативов на условиях обратного франчайзинга (собственник магазина не платит паушальный взнос и роялти, но отдает большую часть своей выручки. — РБК), пояснил условия сотрудничества Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group. При этом магазины не будут стоять на балансе ретейлера, но он сможет учитывать в отчетности их выручку. Уточнять детали сотрудничества и объем инвестиций он не стал.

X5 Retail Group проведет реконструкцию магазинов и внедрит «современные стандарты торговли». «КООП-Пятерочки» будут пользоваться логистикой сети и базой поставщиков. Это позволит снизить цены и способствовать развитию торговли в регионах, поясняют в X5 Retail Group. «Рентабельность кооперативной торговли в целом колеблется в пределах 1%, а в труднодоступных и малонаселенных пунктах планово убыточна», — говорится в материалах Центросоюза.

​Кроме того, соглашение предполагает возможность поставок товаров из ассортимента «Пятерочек» в магазины Центросоюза, не участвующие в партнерской программе. Центросоюз в свою очередь до 2021 года откроет в «Пятерочках» 5 тыс. фирменных отделов с фермерской продукцией в формате shop-in-shop на условиях субаренды.

Несмотря на то что в сельской местности и маленьких городах покупательная способность населения зачастую низкая и численность населения может сокращаться из-за миграции или естественной убыли, резон выходить в такие регионы есть, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. По ее словам, используемая X5 Retail Group модель снижает риски, связанные с этим выходом. Сотрудничество с Центросоюзом снижает риск конкуренции с местными, уже привычными для населения торговыми точками. По итогам партнерства ретейлер может отказаться от продления контракта с некоторыми из них, а другие, наоборот, приобрести. Кроме того, из 38 тыс. магазинов Центросоюза X5 Retail Group выбрала только самые интересные с точки зрения потенциального уровня рентабельности, замечает Колупаева.


Удержать лидерство

За прошлый год количество магазинов X5 Retail Group увеличилось на 2167, до 9187. В планах X5 Retail Group открывать по 2 тыс. магазинов ежегодно, говорил Игорь Шехтерман во время телефонной конференции с инвесторами по итогам 2016 года. Это необходимо, чтобы удержать лидерство, которое компания завоевала по итогам четвертого квартала 2016 года, потеснив «Магнит» по выручке — 294 млрд против 284 млрд руб. Но по итогам всего 2016 года X5 Retail Group еще не смогла обойти краснодарскую сеть — выручка «Магнита» составила 1,069 трлн руб., а X5 Retail Group — 1,025 трлн. руб.

«Сегодня главная цель X5 Retail Group — достичь 15-процентной доли рынка к концу 2020 года, что потребует слаженной работы нашей команды», — говорил Шехтерман. Сейчас компания занимает 8% рынка.

​Сотрудничество с кооперативами для X5 Retail Group — это еще один способ повысить эффективность своей логистики и закупочной силы и нарастить оборот и прибыль, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, реновация одного магазина в зависимости от его площади может обойтись X5 Retail Group в 6–10 млн руб. Таким образом, всего компания может потратить на этот проект до 10 млрд руб.

Открытие 5000 фирменных отделов с фермерскими продуктами в «Пятерочках» может помочь ретейлеру привлечь новый трафик, считает партнер Deloitte Егор Метелкин. Сейчас свежие продукты и товары для здорового питания продаются преимущественно в ценовом сегменте выше среднего, говорит он. По словам Метелкина, для покупателя «Пятерочки» цена важнее, чем натуральность продукта. «Однако если сотрудничество с кооперативами позволит X5 Retail Group сохранить низкую цену на фермерские товары, ретейлеру удастся привлечь покупателей, которые раньше ходили за ними на рынки», — добавил собеседник РБК.

Самым важным критерием для покупателей при выборе магазина, по данным UBS, является качество свежих продуктов — на него обращают внимание 83% респондентов. При этом почти столько же (81%) опрошенных ориентируются на цены. Большой ассортимент свежей продукции важен для 73% потребителей.

Потребительские кооперативы в России и Европе

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан (часто вместе с юридическими лицами) для удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах. Каждый из участников кооператива имеет права и обязанности: решение проблем поставок товаров и услуг решается паевыми взносами. Паевые взносы для всех одинаковые, товары и услуги продаются по минимальным ценам.

В СССР система потребительских кооперативов была широко распространена и, хотя формально была негосударственной, на практике контролировалась государством. Кооперация на местах была призвана решать в основном бытовые проблемы населения в условиях неразвитости рыночных механизмов. Уже во второй половине 1960-х годов общее число розничных предприятий потребительской кооперации превысило 410 тыс. (число пайщиков — 53 млн), на долю которых приходилось 30% всего розничного товарооборота страны.

Согласно существующему российскому законодательству потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Поэтому потребительский кооператив вправе не только осуществлять предпринимательскую деятельность, но и распределять полученные от нее доходы между членами, создавать хозяйственные общества и учреждения.

По данным Центросоюза, совокупный объем деятельности его организаций приближается к 234 млрд руб. На 1 января 2017 года в его системе насчитывается 3,8 млн пайщиков, около 3 тыс. потребительских обществ, 135 райпотребсоюзов и 76 региональных потребсоюзов.

Потребительские кооперативы существуют и в Европе. В частности, известные производители молочной продукции из Финляндии и Голландии — Valio и Campina — изначально создавались как объединения потребкооперативов. На текущий момент владельцами Valio остаются порядка 20 кооперативов, выручка за 2014 год — €1,95 млрд, на компанию работает более 4,5 тыс. человек. Объединением кооперативов по-прежнему является и Campina.

Читайте также: