Когда roblox выходит на прямой листинг

Обновлено: 18.05.2024

10 марта игровая платформа Roblox (NYSE: RBLX) планирует разместить свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Мы решили присмотреться к этому бизнесу и вынести свое суждение.

Резюме

Roblox — очень интересный эмитент. Акции убыточных компаний априори волатильны, но это тот самый случай, когда стоит рискнуть в целях долгосрочного инвестирования. Возможно, что в течение следующих 5 лет капитализация компании вполне может удвоиться в контексте форсированной геймификации общества развитых стран. Все же следует быть готовыми к банкротству компании.

Пандемия помогла игровому стартапу Roblox. Теперь он решил выйти на IPO

Фото: Ian Tuttle / Getty Images

Roblox Corporation разместит свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером RBLX. Детали размещения станут известны позднее, пока компания сообщила только о планах привлечь порядка $1 млрд. Размещение акций будут проводить Goldman Sachs, Morgan Stanley и JPMorgan Chase.

В феврале, в рамках раунда финансирования, компания привлекла $150 млн и была оценена в $4 млрд. Сейчас Roblox рассчитывает удвоить свою оценку.

Roblox Corporation основана в 2004 году в Сан-Матео, штат Калифорния. Компания предлагает игры для мобильных устройств и игровых консолей. Roblox использует модель freemium, в которой пользователи могут совершать внутриигровые покупки.

Многопользовательская онлайн-платформа Roblox позволяет создавать свои собственные и играть в созданные другими пользователями игры. За созданные игры пользователи получают долю от дохода компании.

В течение первых девяти месяцев 2020 года ежедневно сайт Roblox посещали 31,1 млн активных пользователей. Это на 82% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Время, которое пользователи проводили на платформе, увеличилось по сравнению с прошлым годом более чем вдвое, до 22 млрд часов. Данные компания привела в заявке, поданной в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).

Спрос на большинство видеоигр Roblox вырос в условиях пандемии коронавируса, из-за которой миллионы людей, в том числе дети школьного возраста, сидят дома, пишет Bloomberg. Играми Roblox увлекаются две трети всех детей в США от 9 до 12 лет. На фоне ограничений в школах платформа Roblox активно используется для обучения — от программирования до физики. Сообщество Roblox объединяет почти 7 млн активных разработчиков. По оценкам Newzoo, мировой доход от игр в этом году вырастет почти на 20%, до $175 млрд.

Фото:Gorodenkoff / Shutterstock

Компания планирует расширить возможности общения пользователей и стать социальной платформой, куда люди смогут приходить не только для игры, но и для посещения виртуальных вечеринок и концертов.

Между тем всплеск интереса к видеоиграм не сделал Roblox прибыльной в этом году. За девять месяцев, закончившихся 30 сентября, Roblox потеряла $206 млн при выручке в размере $589 млн. За год выручка компании выросла на 68%, но и убытки возросли в 4,4 раза.

Фото:Mikhail Leonov / Shutterstock

Согласно данным Bloomberg, в этом году общий объем размещений на биржах США достиг рекордных $144 млрд. До конца года ожидаются IPO, которые увеличат эту сумму на несколько миллиардов долларов. Среди них размещения Airbnb, DoorDash и Affirm.

В сервисе «РБК Инвестиции » можно купить или продать валюту по выгодному курсу. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета.Это займет не более пяти минут

Знатная грибница

Мэтью Уорнфорд из консалтингового агентства Dubit удачно назвал компанию «YouTube игрового мира». Как и YouTube, Roblox завлекает миллионы пользователей, которые, по сути, развлекают себя на платформе самостоятельно, создавая интересующий их контент. Некоторые игры, созданные на платформе, типа ужастика Piggy, скачивают миллиарды раз.

Сильное ускорение бизнесу Roblox придал карантин: дети больше времени проводили у мониторов. В частности, даже в Нидерландах с превосходными условиями для удаленного обучения успеваемость упала — очевидно, что дети занимались чем угодно, только не учебой.

Учитывая, что власти большинства развитых стран очевидно взяли курс на бесконечный карантин, думаю, популярность Roblox там будет расти. Но и без карантина, несмотря на некоторый возможный спад активности, у компании, скорее всего, все будет отлично: Roblox благоволит общепланетарная конъюнктура. Весьма симптоматично то, что в год падения доходов и безработицы продажи видеоигр выросли на 63%.

Целевая аудитории компании на данный момент — это публика подневольная и зависящая от родителей. Огромного простора в тратах на платформе Roblox у детей нет: здесь все зависит от щедрости их родителей. А щедрость эта зависит от финансового положения семьи — и как вы понимаете, у многих семей это положение ухудшилось в 2020 году и, возможно, продолжит ухудшаться дальше.

Также следует учитывать репутационные риски — их бесчисленное множество, ибо речь идет о детях. И как мы знаем по «Повелителю мух», дети, будучи предоставленными сами себе, могут влипнуть в большие неприятности. Я так стар, что помню морализаторские кампании борца с видеоиграми Джека Томпсона, — думаю, здесь история может повториться с понятными последствиями для акций.

И наконец, родители — сами по себе сдерживающий фактор: вполне возможно, что будет волна ограничений на игровое время. Вероятно, в связи с этим в прогнозе на 2021 год руководство Roblox не ожидает на платформе вообще никакого увеличения количества проведенных за играми часов: похоже, здесь уже достигнут пик и извлекать выручку будут из имеющейся аудитории. Компания ожидает увеличения количества активных пользователей в 2021 году всего лишь на 9% — это неплохо, но вообще не сравнить с ростом 85% в 2020.

Непонятно, когда и как компания станет прибыльной. Может быть, никогда — но это не страшно: биржа полна неприбыльных компаний, акции которых растут. Собственно, ранее упомянутые коллеги Roblox по DPO тому живое подтверждение. Но все же с убыточными компаниями всегда есть риски банкротства. Однако, возможно, компания в скором времени введет новые платные функции, что позволит ей увеличить свою рентабельность.

Когда roblox выходит на прямой листинг

Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

Акции CureVac упали на 16% на фоне отказа от первой вакцины от COVID-19 16:40

Аналитики повышают таргеты по акциям «Акрона» и «Фосагро». В чем причины 16:33

«Газпром» начала использовать запасы газа для стабилизации рынка 16:30

Китайский производитель электрокаров Leapmotor планирует IPO в Гонконге 16:25

Авиаперевозки российских компаний почти достигли «доковидного» уровня 15:51

Курс южнокорейской воны к доллару упал ниже 1200 впервые с июля 2020 года 15:42

«Яндекс» купила израильский сервис аренды электросамокатов Wind 15:41

Intel и Samsung возобновят работу своих вьетнамских подразделений 15:17

«Газпром» закупит у Mitsubishi оборудование для балтийского СПГ-завода 14:55

Merck планирует удвоить производство своих таблеток для лечения COVID-19 14:12

Facebook добавит новые функции для защиты подростков в Instagram 14:02

Золото дорожает. Причины — опасения инфляции и снижение аппетита к риску 13:42

Tesla продала рекордное количество произведенных в Китае электромобилей 13:37

Chevron сократит выбросы углекислого газа до нуля к 2050 году 13:36

О компании Roblox Corporation основана в 2004 году в Сан-Матео, штат Калифорния. Компания предлагает игры для мобильных устройств и игровых консолей. Roblox использует модель freemium, в которой пользователи могут совершать внутриигровые покупки.

Чистая прибыль за 2021 год по итогам за 2 квартала

Когда все рынки мира под рукой, инвестируйте откуда угодно

Котировки мировых финансовых инструментов предоставлены Reuters

На чем зарабатывают

Главный источник сведений о компании — ее проспект. Roblox — это игровая платформа, предоставляющая пользователям инструментарий для создания собственных игр. Игры могут быть самыми разными — от платформеров-«бродилок» с преодолением препятствий до командных состязаний типа «захват флага». Примеры игр можно посмотреть здесь.

В Roblox все построено по принципу социальной сети, где игроки могут общаться друг с другом. Компанию можно считать смесью игры и социальной сети. Roblox в целом ориентирован на детей младше 13 лет, они и составляют основную аудиторию.

Платформа бесплатная, но компания зарабатывает на продаже пользователям виртуальной валюты, на которую они покупают виртуальные предметы и аксессуары.

Собственно, как это выглядит: пользователь покупает определенное количество внутриигровой валюты Robux и тратит ее в игре. Вывести «робуксы» в реальные деньги по курсу, установленному Roblox, тоже можно.

Для этого нужно соблюсти несколько условий:

  1. Быть подписчиком Roblox Premium — стоимость варьируется от 4,99 до 19,99 $ в месяц.
  2. Быть не младше 13 лет.
  3. На счете должно быть не менее 100 тысяч робуксов.

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами

Есть и дополнительные условия: перевести в реальные деньги можно только те робуксы, которые вы заработали в игре, причем с ограничениями — нельзя, например, выводить робуксы, полученные по реферальной программе или за продажу товаров, созданных не вами.

Компания на данный момент убыточная, и когда она станет прибыльной, никто сказать не может. К слову, немало денег она теряет на выплатах робуксов пользователям-разработчикам.

Ежедневное количество пользователей платформы по возрасту, в миллионах

2018 2019 2020
До 13 лет 6,7 10,2 17,5
От 13 лет и старше 4,9 7,0 14,4
Возраст неизвестен 0,4 0,4 0,7
Финансовые показатели компании в тыс. долларов. Источник: проспект компании, стр. 12 Объем платежей на платформе компании за виртуальные предметы по регионам, в тыс. долларов и процентах от общего. Источник: проспект компании, стр. 78

Ежедневное количество активных пользователей по регионам, в миллионах

2018 2019 2020
США и Канада 4,8 6,2 10,5
Европа 3,0 4,9 9,5
Азиатско-Тихоокеанский регион 1,7 2,8 4,8
Остальной мир 2,5 3,7 7,7

Количество часов, проведенных на платформе, по регионам, в миллиардах

2018 2019 2020
США и Канада 3,8 5,0 10,7
Европа 2,3 3,7 8,4
Азиатско-Тихоокеанский регион 1,3 2,0 4,5
Остальной мир 2,0 2,9 7,0

Пользовательская база компании, разделенная по разным признакам, в процентах от общего в каждой категории

Платформы пользователей Пол
Мобильные устр-ва 72% Женщины 44%
Компьютеры 25% Мужчины 50%
Приставки 3% Неизвестно 6%
Возраст пользователей Регионы
Младше 9 лет 25% США и Канада 32%
9—12 лет 29% Европа 29%
13—16 лет 13% АТР 15%
17—24 года 16% Остальной мир 24%
25 лет и старше 2%

Roblox выходит на биржу: как компания сэкономила на частных инвесторах

Сегодня компания Roblox выходит на фондовый рынок путем прямого листинга. Почему основатель Roblox Дэвид Базуцкий выбрал этот способ вместо IPO? Действительно ли отказ от услуг андеррайтеров — это праздничный подарок для акционеров или это всего лишь купон от казино для подогрева большой игры? Ответы на эти вопросы искали Financial One. «Минфин» подает главное.

Сегодня компания Roblox выходит на фондовый рынок путем прямого листинга.

IPO и прямой листинг: в чем разница

В прошлом году так разместились только три компании — Palantir Technologies (PLTR), Asana (ASAN) и Thryv Holdings (THRY). Это менее 2% от 165 традиционных размещений, проведенных за этот год американскими компаниями на NYSE и NASDAQ. За два предшествующих года таких размещений было тоже только три — Spotify Technology (SPOT), Slack (WORK) и Watford Holdings (WTRE).

При прямом листинге компания не выпускает новых акций, а их цена не определяется андеррайтерами. Вместо этого акционеры просто начинают продавать ценные бумаги на бирже. Отсутствует и локап-период, в течение которого часть акционеров не может продать акции. Основной причиной, по которой владельцы компании отказываются от услуг андеррайтеров и выбирают прямой листинг, считается нежелание оставить «деньги на столе».

«Деньги на столе» — так экономисты называют сумму, которую якобы недополучают владельцы компании при традиционных IPO.

Дело в том, что цена акций компаний в первый и последующие дни торгов часто сильно взлетает по сравнению с той, по которой акционеры продают их в процессе IPO. Собственно, в этом и состоит одна из причин интереса широкой публики к IPO. Ведь участники IPO — словно гости на большом пиру, которым владельцы компании делают щедрый подарок — усыпают стол деньгами. Эти денежные суммы они могли бы выручить сами, однако «дарят» их участникам.

Цена вопроса

По подсчетам профессора Джея Риттера из университета Флориды, в среднем за последние сорок лет это 20%. В сумме за эти годы компании привлекли на IPO $1 трлн, а «на столе» оставили $202 млрд.

Для объяснения феномена, который уже называется «андерпрайсингом» ученые придумали несколько теорий. Одни утверждают, что андеррайтеры должны добиваться некоторой скидки ради неопытных клиентов, которые инвестируют во что попало. Другие считают, что занижение цены — это буфер, который спасает от обрушения цены в будущем.

Сам Риттер объясняет явление так — акционеры дают промо-скидку, размещая небольшую долю акций (сейчас в ходе IPO на рынок поступает лишь 7−8%), зато становятся обладателями намного более дорогой компании.

2020 год оказался пиром во время covid 19

Компании привлекли $62 млрд, а «на столе» оставили $30 млрд. То есть могли бы привлечь в полтора раза больше. Еще год назад ничего подобного не наблюдалось, «чаевые» андеррайтерам и их клиентам составляли всего 18% ($7 млрд. из $39).

Нельзя не признать, что желание стать участником IPO в прошлом году было вполне рациональным.

Риттер показывает, что в прошлый раз треть всех денег оставалась «на столе» только в далеком периоде 1999−2000 годов. В эпоху первого интернет-пузыря компании привлекли $130 млрд, а на столе оставили $67, то есть, привлекая два доллара в компанию, третий акционеры «дарили» андеррайтерам и их клиентам. Однако тот пузырь «схлопнулся» с тяжелыми потерями. Цены акций некоторых компаний лишь в последние годы вернулись к уровням конца девяностых. Действительно ли «деньги на столе» — это просто праздничный подарок, или это всего лишь купон от казино для подогрева большой игры? Посмотрим, что происходит сейчас.

Облачный сектор

Акции компании Snowflake (SNOW), с которой в середине сентября и начался осенний бум IPO, держатся на уровне первого дня торгов — $240. Это в два раза выше диапазона размещения ($100−110). Наличие акций у Уоррена Баффета инвесторов было причиной скачка их стоимости и сейчас этот факт продолжает их удерживать.

Правда, пиковая стоимость составляла $429 и была достигнута в середине декабря, через три месяца после IPO. Потом истек локап-период, и часть акционеров, конечно, не могла от искушения продать по цене вчетверо выше, чем ожидалось на размещении. Однако ниже закрытия в первый день торгов стоимость не падает.

У звезд меньшего размера не так стабильно. Акции израильской JFrog (FROG) на прошлой неделе снижались до $44 внутри торгов. Это совпадает со средней ценой диапазона размещения, а ведь в первый день торгов FROG взметнулась до $65.

Пиковая стоимость в $95 была достигнута в первые две недели. Инвесторы, которые мечтали об участии в IPO самого известного разработчика платформы DevOps, но не получили аллокации, сейчас могут прибрести акции и заработать на технологической волне. Правда, они все равно недешевы — по средним для индустрии мультипликаторам их стоимость должна была бы составлять около $35. Но по крайней мере это то же самое, что получили те счастливчики, которым акции достались на IPO. Но было ли то, что JFrog оставило им «на столе» деньгами? Или подарок оказался скоропортящимся, и его надо было продать кому-нибудь до истечения срока годности?

Еще одна «облачная» компания SUMO Logic (SUMO) предоставляет анализ лог-файлов облачных сервисов. В первый день торги закрылись на отметке $27, максимальная цена составляла $46, но сейчас бумага стремится к нижней границе диапазона размещения — $22.

Никакой негативной информации об эмитентах за это время не появилось. Да и вообще, «скелеты в шкафу» могут храниться у одной или двух компаний, но не могут быть правилом. Напрашивается вывод, что если акционеры главной звезды рынка — Snowflake и оставили клиентам андеррайтеров деньги «на столе», то акционеры других компаний получили все, что причитается, и по довольно высокой оценке. Акционеры Snowflake заплатили за всю индустрию.

Игровые технологии

Здесь тот же сценарий, что и в облачных технологиях. К примеру, акции американского разработчика игровых технологий Unity Software (U) сейчас стоят $93. Диапазон размещения составлял $44−48, а на закрытии в первый день торгов акция стоила $68,4.

Акционеры «подарили» $20 из $68, при том, что, не доверив определение цены андеррайтерам, они провели аукцион и установили цену, исходя из спроса. Зато после истечения локап-периода получили к $68 дополнительные $107 — в соответствии с моделью Джея Риттера. Да, акции стоят сейчас вдвое дешевле пиковой цены $175, достигнутой, так же, как и в случае Snowflake — перед истечением локап-периода.

Но ведь речь идет о компании Unity! Это компания, движок которой использует больше половины всех разработчиков. А вот если взглянуть на траекторию цены акций разработчика виртуальных казино Playtika (PLTK), то все, оставленное «на столе», уже диссипировало.

Искусственный интеллект

Все то же обнаруживается в индустрии искусственного интеллекта. Акции компании C3. AI, предоставляющей тысячи готовых и заранее тренированных моделей машинного обучения и захватившей даже тикер AI (Artificial Intelligence — искусственный интеллект), вернулись к первому дню торгов ($90).

Снижение стоимости с пиковых $184 — двукратное, но все же цена втрое превосходит диапазон размещения ($31−34). Купить по этой цене акции C3. AI, по-прежнему, нельзя. Зато акции некоторых других компаний, тоже выходивших с искусственным интеллектом, например, Root Inc. (ROOT), приобрести можно дешевле диапазона размещения.

Получается, что золото «на столе» оставляют только стержневые компании каждой индустрии. Тем самым они стимулируют спрос на собственные акции и вносят свою лепту в общий бум IPO. Что касается остальных (also-runners), то деньги «на столе» остаются деньгами только до начала локап-периода, а то и меньше. Фактически, такие компании не дают скидок, и если бы они повысили цены размещения, то IPO могли бы и провалиться.

Итоги прямых размещений (без IPO) пока не дают контрпримеров. Когда акционеры очевидного лидера в большом сегменте рынка решают оставить андеррайтеров и их клиентов без пирушки, затея удается. Акции Palantir (PLTR) сейчас стоят в два с половиной раза дороже, чем в сентябре.

Акции компании Asana (ASAN), разработчика софта для совместной удаленной работы, не выросли совсем. Дастину Московицу (состояние — $18 млрд.), одному из крупнейших акционеров Facebook, где он когда-то был техдиректором, делать Asana публичной не особо-то и хотелось. Он разместил на бирже акции лишь для того, чтобы дать возможность выйти венчурным фондам.

Акции Spotify (SPOT) не росли вплоть до начала пандемии, когда инвесторы распознали потенциал стриминга. А бумаги Slack (WORK) дешевели, пока Марк Беньофф не объявил, что приобретет эту компанию для расширения бизнеса Salesforce (CRM).

Что будет с акциями Roblox

Roblox (RBLX) — разработчик платформы для создания собственных видеоигр, в которые играет 115 млн человек в месяц, в том числе 75% американских детей в возрасте от 9 до 12 лет. Топовые игры — Adopt Me, Jail Break, Piggy, в которых от 4 до 16 млрд игровых сеансов.

Эта компания известна не меньше, чем Snowflake, Unity и C3.AI. У Roblox сто миллионов лояльных пользователей и харизматичный CEO поколения Стива Джобса. В ноябре Roblox оценивали в $8,6 млрд и прогнозировали рост капитализации компании до $11 млрд в первый день торгов. Затем в течение несколько месяцев компания могла подорожать до $16−20 млрд.

Судьба распорядилась иначе. Roblox привлек средства не через IPO, а в новом венчурном раунде. Компанию оценили сразу в $29,5 млрд. Ожидается, что рынок заплатит за акцию по меньше мере $55 уже в первый день торгов. Если взять мультипликатор компании Unity на ее пике, то при высоком рынке стоимость акции Roblox может подскочить и до $73, а капитализация — до $48. Правда, рынок сейчас уже не так горяч. В сегменте хайтек — распродажи. Индекс NASDAQ с начала года упал на 10%, размещение Oscar Health (OSCR) оказалось неудачным.

Что будет дальше — покажет предстоящая неделя. Одно ясно — Roblox вовремя привлекла транш от Dragoneer, и теперь Базуцкий может отдаться развитию Roblox с таким же удовольствием, с которым Московиц занимается компанией с говорящим названием Asana. Для них счастье уже не в деньгах.

Цена вопроса

Точная цена акций сейчас неизвестна, но, по данным банка Renaissance Capital, стартовая цена акций может составить 45 $ — сама Roblox ориентируется на эту цену, но пока ничего не обещает. Капитализация Roblox, таким образом, будет в районе 29 млрд долларов.

Roblox планирует провести прямое размещение акций, так что технически это не IPO (англ. initial public offering — первичное размещение акций), а DPO (англ. direct public offering — прямое публичное размещение). Но в техническом плане разница несущественная: и так и так акции оказываются на бирже.

Считается, что прямое размещение акций безумно опасно и волатильно по сравнению с обычным IPO. В принципе, это правда: цена акций и вправду может здорово скакать, поскольку в обычном IPO банки-андеррайтеры выступают в качестве гарантов успешной продажи акций. Но если посмотреть на котировки компаний, прошедших через DPO, например Slack, Spotify и Palantir, то можно увидеть, что после изначальных колебаний с течением времени стоимость их акций оказывается выше первоначальной цены размещения.

Возможно, что первые несколько недель акции будет лихорадочно трясти, но в итоге все убыточные стартапы начинают стоить так, как их оценивают инвесторы, — без оглядки на способ выхода на биржу.

Есть мнение, что в распространении негативного отношения к DPO заинтересованы банки-андеррайтеры: когда компании выходят на биржу без их посредничества, банки очень расстраиваются, потому что не получают жирных комиссий. Собственно, поэтому некоторые компании предпочитают DPO: у них нет желания платить банкам «ни за что».

Лично я думаю, что дело тут в том, что в США в целом в течение многих лет уменьшалось количество компаний на бирже, вот инвесторы и изголодались и готовы закрывать глаза на многое, лишь бы на бирже был «свежак». Часто инвесторам достаточно простого факта выхода на биржу: «Акции есть — значит, перспективный эмитент».

Как это заведено у многих стартапов, мнение рядовых акционеров в компании не будет значить ничего: на бирже будут акции класса А, каждая из которых дает один голос, а в распоряжении руководства компании будут акции класса B, каждая из которых дает 20 голосов. В общем, 70% голосов будет у основателя и директора Roblox Дэвида Базуки. На практике это означает, что руководство компании может продавливать различные решения, которые необязательно будут в интересах акционеров.

Что тут происходит

В обзорах много скриншотов с таблицами из отчетов. Чтобы было удобнее ими пользоваться, мы перенесли их в гугл-таблицы и перевели на русский язык. Обратите внимание: там несколько листов. А еще имейте в виду, что компании округляют некоторые числа в отчетах, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.

Читайте также: