Когда появилась денди

Обновлено: 04.07.2024

Ах, как давно это было. Давно отгремела пора безумной популярности 8ми битных игровых приставок, в прошлом осталась и эпоха шестнадцатибиток, покидают рынок остатки 32-128 битных консолей. Остались лишь смутные воспоминания о многочасовых путешествиях в виртуальное пространство ветхих приставок, байках о том, как знакомый знакомого перепаял свою "Dendy" и теперь играет на ней в "Mortal Kombat II"; из памяти людской практически стерлись воспоминания о кровавых войнах между поклонниками приставок "Sega" и "Super Nintendo"…


У нового поколения – новые герои. На рынке господствуют приставки седьмого поколения, а на смену им тяжелой поступью движутся новые титаны. И практически никто сейчас не вспоминает, что когда-то миром правили восьмибитные игровые системы. Новое поколение геймеров, выросшее на "PlayStation 3" и "Xbox 360", даже и не знает, что в стародавние времена пределом развития игровой мысли считалась консоль с 2-мя килобайтами основной памяти и 2-мя – видеопамяти. Не могут, юные, поверить, что каких-то пятнадцать лет назад люди сутки напролет просиживали за своими восьмибитными монстрами.


"Как они в это играли?" – удивляются.

И ведь играли! Еще как играли! Просыпались утром, вставляли в раздолбанный слот картридж с любимой "Контрой" или "Чипом и Дейлом" и… выключали приставку только поздней ночью, подчиняясь требованиям и угрозам соседей, не желающим в два часа выслушивать радостные вопли геймера, раскусившего на сто девятой попытке безотказный способ упокоения предпоследнего босса.


Итак, джойстики в руки, дамы и господа. Сегодня мы совершаем, на радость ветеранам и на удивление молодежи, ретро-путешествие в эпоху восьмибитных консолей. Поехали.

В продаже приставка появилась в конце 1992 года по цене 39000 рублей ($94). Приставка имела собственный рекламный ролик на российском телевидении с фразой «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди — играют все!» Спрос на продукцию оказался очень высоким, и в апреле 1993 года Steepler располагал уже четырьмя региональными дилерами и оборотом в 500 млн рублей. Steepler заняла практически незанятую нишу, а западным игрокам Россия в то время была не интересна. Пришлось бороться не за спрос, основным конкурентом был «серый» импорт аналогичной продукции китайского производства. В 1994 году ещё одним конкурентом стали приставки Sega, поставляемые компаниями Nisho Iwai и «Форрус».

В начале 1994 года Steepler выполняет реорганизацию, в результате которого розничная торговая сеть выделяется в отдельную компанию «Lamport».

К середине 1994 года Steepler продала уже около миллиона приставок Dendy, выйдя на уровень продаж в 100—125 тысяч приставок в месяц и оборот в $5 млн.. Цена приставки в то время составляла $30-35.

В августе 1994 года Инкомбанк и Steepler объявили о планах создания совместного бизнеса — компании «Денди»: Инкомбанк участвует в нём деньгами и получает 30 % от прибыли. В конце 1994 года у «Денди» появляются два конкурента, работающие по той же схеме — продажа в России продукции приставок тайваньского производства — Lamport (приставка «Kenga») и «Bitman» (использует для распространения торговую сеть R-Style).

В ноябре 1994 года фирма «Денди» заключает с Nintendo соглашение, по которому отказывается от продвижения продукции Sega и получает эксклюзивные права на распространение в России и СНГ приставки Super Nintendo.

Современные игровые приставки Dendy, которые можно найти на многочисленных рынках, на прилавках с китайской продукцией, не имеют отношения к компании «Steepler», свернувшей свою деятельность в 1996 году, и производятся в Китае.

Технические характеристики:

Телевизионная передача - "Денди — Новая реальность"

Огромнейшая популярность и новизна компьютерных игр в те годы, отсутствие похожих программ, харизма, юмор и умение ведущего общаться языком детей стали причиной необычайной популярности этой передачи. Те, кто в 1994—1996 году были детьми и подростками, вспоминают передачу с добром и ностальгией, как одну из главных составляющих их счастливого детства. Так как опыта по компьютерным играм было мало, всё было в новинку, то с точки зрения содержания передача велась довольно непрофессионально. Были иногда ошибки и ляпы, которые тогда просто никто не замечал среди захватывающего мира Новой реальности. Всё это было насыщено рекламой приставок, от которой сходили с ума все российские подростки того времени.

Первый сезон:

У Сергея Супонева было много проектов на ОРТ, работать на двух каналах было сложно. Поэтому в итоге он сделал выбор, полностью посвятив себя детским программам на ОРТ. Туда переехала и передача.

К радости поклонников, через небольшой промежуток времени передача появилась на канале ОРТ. Теперь она называлась «Новая реальность» — уже без приписки «Dendy». Она стала выходить днём по пятницам. С 16 июня 1995 до января 1996 вышло 29 новых выпусков. В первых выпусках видеовставки брались из передач первого сезона, позже стали сниматься новые. Первый выпуск снимался в магазине Денди, со 2 по 8 — просто за столом на фоне светлого окна с той же самой кучей приставочных аксессуаров, а с 9 выпуска передача переехала в специально созданный павильон, оформленный самим Супоневым. В нём среди радужного мира с фигурками слонёнка Денди и Марио стояли 3 стола в виде джойстиков от Dendy Classic, Sega Mega Drive II, Super Nintendo, а также макет Game Boy в рост человека.

Ведущий рассказывал об играх, как и в первом сезоне, иногда даже показывая отрывки из фильмов, по которым сделана игра. Затем о некоторых особенно хороших играх Супонев стал рассказывать в нескольких передачах подряд. Так он успел рассказать о трёх играх с Super Nintendo — «Batman Forever», «Killer Instinct» и «Yoshi’s Island».

В январе 1996 вместо новых выпусков неожиданно стали показывать повторы, сделанные из нарезок старых программ. А затем программа и вовсе исчезла. Как написал журнал Dendy — Новая реальность в 23 выпуске, фирма Steepler не смогла договориться с каналом ОРТ. Была создана новая передача «Мир Денди», которая стала выходить на канале МТК вечером по субботам. Так как Супонев был связан контрактом с ОРТ, он не мог вести передачу, и были приглашены новые ведущие Семён Фурман и Андрей Гвоздёв. Программа оказалась менее популярна среди подростков и долго не продержалась. Супонев смог принять в ней участие только 1 раз, когда был приглашён вести турнир по игре «Killer Instinct».

Так как передача никогда не повторялась, найти старые её выпуски ещё некоторое время назад было очень трудно. Фаны по крупицам собирают её части по всей стране с видеокассет, записанных в те годы. Благодаря старанию коллекционеров, передачу легко найти в Интернете, кроме нескольких редких выпусков (таких, как первые выпуски на ОРТ).

Грандиозный успех

За две недели до начала 1993 года Steepler запустила продажи Dendy в своих фирменных магазинах.

Фирма Steepler стала первой в России компанией, специализирующейся на телевизионных игровых устройствах. Вчера она начала продавать под собственной торговой маркой Dendy игровые приставки, которые по заказу Steepler производятся одной из тайваньских фирм. Помимо самой приставки, Steepler будет через дилерскую сеть продавать сменные картриджи с играми, световые пистолеты и другие аксессуары под маркой Dendy. Как сообщил начальник отдела видеоигр Steepler Виктор Савюк, фирма вложила в видеоигровой бизнес уже около миллиона долларов. Steepler заключила долгосрочный контракт с тайваньской фирмой, название которой не разглашается.

В Steepler прекрасно знали, что продают контрафактную копию консоли от Nintendo, поэтому культивировали вокруг бренда образ лицензионной продукции высшего качества.


Предугадывая скорое появление конкурентов, Steepler также активно рекламировала надежность своей электроники. В первую очередь это касается мощной гарантийной и информационной поддержки. Ежеквартально выходили каталоги с играми, появлялись дилерские сети по всей России, где продавали консоли и проводили их гарантийное обслуживание. Вот реклама на местном телеканале в Тольятти.

Sega в России

Steepler продавал Mega Drive и его клоны чуть ли не с открытия своего бизнеса. Это были как хорошие подделки с Тайваня под названием Dendy Pro 16-Bit, так и официальные Mega Drive 2, сделанные в Японии и предназначенные дли азиатского рынка (поставки шли из Сингапура).

Клон под названием Dendy Pro 16-Bit основан на первом Mega Drive.


Было три оригинальных Mega Drive 2 в России — в фирменной коробке от Steepler, в коробке для сингапурского рынка и в коробке для рынка Европы.


Продавали и качественный клон, практически неотличимый от оригинала.


В 1993 году со Steepler связался официальный партнер Sega в России — компания Nissho Iwai. Но переговоры не увенчались успехом: в Steepler не захотели отказываться от дешёвых клонов и серой поставки из стран Азии.


Пиратские картриджи, которыми торговала Steepler (в некоторых были буклеты)

Nissho Iwai не стали опускать руки и нашли партнёра в лице молодой иркутской IT-компании и дистрибьютора «Форус». В Россию приехал управляющий Sega Enterprises Кунимаса Яги и подробно рассказал журналу «Магазин Игрушек» о грандиозных планах компании на российском рынке.


Правда, несмотря на непродолжительность своего пребывания в России, г-н Яги пришёл к справедливому, по мнению экспертов Ъ, выводу: бороться в этой стране с подделками правовыми методами пока невозможно. «Мы будем воевать с ними при помощи нашего высокого качества и низких цен», — заявил г-н Яги, отметив, что Sega — в свете борьбы с подделками — приветствовала бы официальный выход Nintendo на российский рынок. Пока же Sega через двух посредников — Nissho Iwai и «Форус» — ведёт борьбу за дилеров только со Steepler, а борьбу за потребителя — в основном с Dendy и тайваньскими копиями собственной продукции.

В официальной рекламе снялся Саша Лойе — звезда «Ералаша», актер театра и кино.

Завоевать рынок не удалось. Передача не получила должную популярность среди детей и только раздражала. В ней рекламировали продукцию, но практически не показывали сами игры. В 1994 году копия Mega Drive все еще была роскошью, что уж говорить о лицензионной приставке, стоившей в полтора раза дороже её тайваньского клона. Достать картриджи к экзотическим Sega Game Gear или Master System было практически нереально. Дело схлопнулось и Sega временно покинула российский рынок.

История возникновения приставки Dendy

Кто не знаком с игровой приставкой Dendy? Легендарная Денди, ставшая символом эпохи 90-х, открывшая дверь целому поколению геймеров в волшебный и увлекательный мир игр, появилась в России спустя 10 лет после рождения оригинальной консоли Nintendo, клоном которой она и была.

Dendy (она же – Денди) – игровая приставка, являющаяся неофициальным аппаратным клоном консоли III-го поколения Famicom, известной в США и Европе, как NES (Nintendo Entertainment System). Оригинальная приставка, как и игры к ней, была разработана и производилась японской фирмой Nintendo. На территории постсоветской России и стран СНГ официальных продаж NES никогда не было.

1889 год – в японском городе Киото открывается компания «Нинтендо Коппай», основателем которой стал Фусадзиро Ямаути. Компания занималась выпуском игральных карт «Ханафуда», которые рисовались вручную в соответствии с японским стилем и быстро стали популярными на рынке игрушек в Японии. Да-да, вы не ошиблись, компания действительно открылась в 19 веке, в то время как раз жил Лев Толстой и царь Николай II.

1963 год – меняется имя компания, теперь она называется Nintendo Company, Limited.

1970-е годы – компания Nintendo приступает к производству детских игрушек и строит специальную фабрику по их производству. Разработкой игрушек занимается инженер Гумпэй Ёкои. Игрушку «The Ultra Hand», созданную Ёкои чуть раньше, можно считать отправной точкой, с которой и начинается основная история. Гумпэй Ёкои занимался разработкой электронных игрушек, которые были новинкой и отличались от традиционных. Игрушки раскупались на «ура» и приносили компании большую прибыль.

Реклама игры "The Ultra Hand" компании Nintendo
Реклама игры "The Ultra Hand" компании Nintendo

Реклама игры "The Ultra Hand" компании Nintendo

1978 год – начало эры игровых автоматов. В Nintendo Company появляется подразделение, занимающееся производством и продажей аркадных игр.

1980 год – в Нью-Йорке, США, открывается филиал компании – Nintendo of America. Инженер Ёкои создает первое игровое устройство портативного типа – Game & Watch (В СССР хорошо известна аналогичная игра «Ну, погоди!»).

Источником питания для устройства служили часовые батарейки. Экран на основе жидких кристаллов был самого простейшего типа. Имелась одна встроенная игра.

Игровая приставка Game & Watch компании Nintendo

Игровая приставка Game & Watch компании Nintendo

1980 год – президент компании Nintendo обратился к молодому дизайнеру Сигэру Миямото с просьбой о разработке игры. На свет появляется игра Donkey Kong. Средства анимации позволяли отображать все действия плотника – главного героя игры, на экране. Он бегал, прыгал, карабкался по лестницам и когда надо хватал кувалду. Сперва героя звали Jumpman, но большинство его знают как Марио. Имя герою поменял сам Миямото, назвав его так в честь Марио Сегали – руководителя одного из офисов компании.

Аркадный игровой автомат с игрой Donkey Kong
Аркадный игровой автомат с игрой Donkey Kong

Аркадный игровой автомат с игрой Donkey Kong

Сюжет игры был прост: Марио спасал девушку по имени Паулина (принцесса Пич никакого отношения к ней не имеет) от гориллы Donkey Kong. Горилла занимала выгодную позицию – сидела в самом верху экрана, откуда и кидала в Марио разные предметы, всячески мешая ему спасти Паулину. Игра быстро хитом и в США, и в Японии.

1983 год – игра Mario Bros., появляется на игровых автоматах. Марио уже не плотник, а водопроводчик. Во всех приключениях ему помогает брат Луиджи – новый персонаж игры.

У приставки были недочеты, ее часто критиковали как ненадежную, подверженную сбоям, находили ошибки в программировании. Но, тем не менее, медленно, но верно приставка набирала обороты. Для повторного выпуска была полностью переработана материнская плата. Famicom становился все более популярным.

Приставка Family Computer от Nintendo

Приставка Family Computer от Nintendo

1984 год – Family Computer – самая продаваемая в Японии игровая консоль. Объем продаж составил более 2,5 млн., а ближайший конкурент Sega SG-1000 остался далеко позади.

Игровая приставка Sega SG-1000

Игровая приставка Sega SG-1000

1985 год – Famicom, называемая уже Nintendo Entertainment System NES, появляется в Европе и США. Новинка была настолько удачной, что практически полностью завоевала рынок Америки и Европы. Консоль имела большой пакет игр, самыми известными и продаваемыми среди которых стали игры из семейства Super Mario Bros. Марио воспринимался уже не просто как герой игры, а как талисман корпорации Nintendo.

Поддержку приставке оказывали и крупные компании (Capcom, Enix, Konami, Square), и независимые разработчики.

Игра Mario на приставках Famicom

Игра Mario на приставках Famicom

1992 год – в России появляется Dendy.

Для России Денди не была первой игровой приставкой, в стране уже были консоли, проникавшие на ее территорию с запада. Были известны такие приставки со встроенными играми, как дешевая Atari, или ее клон Rambo. Правда, игры Atari 2600 перестали быть актуальными еще в 1983 году и не могли соперничать с компьютерными. Распространение имели и карманные варианты электронных игрушек, которые были срисованы с оригинальных зарубежных. Например, «карманные землетрясения», «Ну, погоди!» и др.

Игровая приставка Atari

Игровая приставка Atari

Игровая приставка "Электроника"

Игровая приставка "Электроника"

Идея о том, что России необходимы современные игровые приставки начинала воплощаться в жизнь. Предприимчивые люди, принадлежавшие к касте «челноков», постоянно ездили за товарами в Польшу, Турцию, Китай. Летом 1992 года в Москве возникли торговые точки, которые не только продавали приставки, но и осуществляли поддержку покупателей. Выполняя заказы покупателей, «челноки» снабжали торговые точки новыми играми и другими аксессуарами.

Фирма «Стиплер» (Steepler), созданная предприимчивыми молодыми людьми, среди которых были выпускники МГУ – Андрей Чеглаков, Максим Селиванов, Владислав Улендеев, Андрей Андреев, закончивший МИФИ и гражданин Германии – Райнер Михлом, запускает в продажу игровые приставки Dendy.

Фирма была названа «Стиплер» неспроста: steepler переводится с английского как «лошадь, приученная к скачкам с препятствиями», лошадь, которая не просто скачет, а может преодолевать препятствия, возникающие на пути.

Китайские комплектующие для сборки приставки Dendy, осуществлявшейся на Тайване, делались по заказу. Благодаря чудесам реверсивной инженерии родилась система NES-ON-CHIP – фактический эмулятор Famicom. Как и другие эмуляторы, он не был идеальным, зато значительно удешевлял производство. Один чип заменял собой кучу процессоров. Себестоимость Famicom выходила где-то $50, а приставки, которые штамповали китайцы, были в 2 раза дешевле. Игры на приставках подобного рода могли запускаться с ошибками (изменялась палитра цветов, менялся звук), иногда не шли, но в большинстве своем они работали, а китайское производство постоянно совершенствовалось.

Dendy Classic имела два видеовыхода (низкочастотный и высокочастотный), два геймпада, которые можно было присоединять по бокам приставки. В отличие от оригинальных консолей форма корпуса и геймпадов была более округлой.

Игровая приставка Dendy Classic

Игровая приставка Dendy Classic

Dendy Classic II отличается от предыдущего варианта еще более округлой формой, геймпады имеют более овальную форму, размещенные на них турбокнопки были желтого цвета, кнопка А – синего, кнопка В – красного цвета. И чем-то геймпады неуловимо напоминали детские игрушки.

Игровая приставка Dendy Classic II

Игровая приставка Dendy Classic II

По долгосрочному контракту, заключенному «Стиплер» с тайваньской фирмой, она начинает ввозить в страну именно такие видео-игрушки. Ввозимые консоли отличались от Famicom тем, что их джойстики использовали стандартный разъем, встроенный модуль PAL/SECAM – иначе отечественные телевизоры не подходили для игры. Другим отличием был логотип – слоненок Денди. Бизнес считался компанией «Стиплер» легальным – они ведь ничего не производят, занимаются поставками готового товара от китайцев. Новое устройство полностью захватило ума и сердца людей: играть можно дома и подходит для этого самый обычный телевизор! Бешеный успех «Денди» был объясним и вполне предсказуем.

Dendy новая реальность

Слоненок Денди, ставший талисманом приставки, был нарисован российским аниматором Иваном Максимовым. Реклама Денди шла повсеместно: телевидение, журналы. В рекламе этого товара принимали участие и «звезды», Олег Газманов, например. Ну а фразу из рекламного ролика «Денди – играют все!» помнят до сих пор.

Приставка стоила 39 тыс. рублей, что в 92-м равнялось $94, в комплект входили джойстик с картриджем на 4 игры и талон на каталог новых игр. Продажа консолей осуществлялась фирменным магазином в Москве, с прилавка их будто сметало, настолько быстро они раскупались. И это при том, что средняя зарплата по стране была 120 тыс. рублей. Картриджи стоили в районе от 1 до 5 тыс. рублей, цена определялась классом записанных игр. Дополнительно можно было купить игровые джойстики и световой пистолет (5 тыс. рублей).

1993 год – продукция пользовалась настолько высоким спросом, что компания «Стиплер» имела четырех региональных дилеров, а оборот составлял 500 млн. рублей. Пустовавшая ранее ниша была занята Steepler. Для мировых производителей, занимавшихся компьютерными играми и приставками, Россия была неинтересна, основным конкурентом для компании были не они, а «серый импорт аналогичных товаров из Китая. Спрос на приставки был, но хотелось повысить узнаваемость бренда, чтобы действительно было «Денди – играют все!». Предпринимателям приходит идея о формировании собственного фан-клуба.

В апреле 1993 года в России начинается выпуск приставки Dendy Junior. Внешне она очень походила на оригинальную приставку Famicom. Была снабжена двумя геймпадами, которые имели прямоугольную форму, отсоединялись (у оригинала это было невозможно), подключать их надо было спереди приставки. Стандартная комплектация не могла похвастаться наличием светового пистолета, его надо было покупать отдельно, а присоединялся он вместо второго геймпада.

Игровая приставка Dendy Junior

Игровая приставка Dendy Junior

1993 год, август – первый выпуск российского журнала «Видео-Асс Dendy», который был полностью посвящен описанию игр для приставки Dendy, пока на рынке России не появилась консоль Sega Mega Drive.

Журнал "Видео-Асс", №1, 1993 год

Журнал "Видео-Асс", №1, 1993 год

Игры для Dendy в большинстве своем были пиратскими копиями с оригиналов. Это могли быть копии самых разных игр – не только для приставки Famicom, но и для других приставок. Dendy прекрасно работала и с лицензионными картриджами Famicom, но, поскольку Nintendo не занималась выпуском приставки на территории стран СНГ, то и лицензионных игр здесь не было. Были выпущены и десятки игр, разработанные на востоке. Они выходили под марками Micro Genius, Idea Tek. В большинстве своем игры, выпускаемые в России, были переведены на русский язык, но было и несколько оригинальных.

В продажу поступали картриджи типа «100 в 1» и даже «9999 в 1», одна и та же игра повторялась множество раз, ее варианты отличались цветом персонажей и возможностью стартовать с другого уровня.

1994 год – примерно миллион приставок Dendy был продан компанией «Стиплер» к середине года. Объем продаж за месяц составлял более 100 тыс. приставок, месячный оборот равнялся $5 млн. Сама приставка стоила $30-35.

В этом году Стиплер выпускает приставку Dendy Junior II. по дизайну корпуса напоминает Dendy Junior, геймпады не отсоединяются, на втором нет кнопок Start и Select. Разъем для светового пистолета находился в передней части приставки, параллельно второму геймпаду. Эта модель была еще более близка к оригиналу Famicom, но ее отличал цвет корпуса, отсутствие микрофона и наличие на геймпадах дополнительных турбокнопок.

Игровая приставка Dendy Junior II

Игровая приставка Dendy Junior II

Вместе с Dendy Junior II продавалась версия консоли с пистолетом в комплекте Dendy Jinior IIP.

Игровая приставка Dendy Junior IIP

В том же году фирма Dendy, обретшая самостоятельность, запускает цикл передач «Денди – Новая реальность», «От винта!» и «Мир Денди».

1994 год, август – компания Steepler совместно с Инкомбанком заявили, что планируют создать совместный бизнес – компанию «Денди». Банк вкладывает деньги, чтобы в дальнейшем получать 30% от прибыли.

1995 год, ноябрь – компания «Денди» имеет дочерние предприятия в регионах , число которых равно 10, и 80 дилеров. Цена приставки стала составлять $20.

Компания начинает выпуск приставки Dendy Junior IVP – в стандартную комплектацию также входил световой пистолет. Корпуса приставки, геймпадов и пистолета были из пластмассы черного цвета, в то время как предыдущие модели были белого или серого цвета. У предыдущих модификаций корпус ВЧ-переходника был металлический, а в этой модификации – пластмассовый.

Игровая приставка Dendy Junior IVP

К концу того же года у «Денди» появляются конкуренты, схема работы которых точно такая же: приставки производит Тайвань (производства Bitman и Kenmaster, под торговой маркой Kenga), а продаются они в России. Основную конкуренцию для Dendy составляли приставки Sega Mega Drive, поставляемые компаниями Nisho Iwai и «Форрус». Все бы ничего, если бы в ноябре 1994 года фирмой «Денди» не было заключено соглашение с Nintendo, по которому она отказывалась продвигать продукцию Sega и становилась обладателем эксклюзивных прав на распространение приставки Super Nintendo как в России, так и в странах СНГ.

Игровая приставка Super Nintendo

Игровая приставка Super Nintendo

Есть несколько версий, объясняющих причину закрытия компании. В 2004 году журнал Forbes в одной из своих статей – «Кто подставил слоника Dendy» – озвучил версию, которую можно считать наиболее вероятной. Максим Селиванов, бывший учредителем «Стиплера», рассказал о том, что к закрытию привело преследование ФАПСИ, возникшее из-за конфликта в ходе тендера на автоматизацию Госдумы, в котором принимали участие обе стороны. Обычный потребитель хотел играть, ему дела не было до тендера и возникшего конфликта, и обратил свой взгляд в сторону дешевой китайской Sega Megadrive II (появившаяся к тому времени SNES была дорогой, распространить ее не получилось, и «Сега» стала второй приставкой массового спроса). А вскоре появилось и трехмерное чудо – PlayStation.

Игровая приставка Sony Playstation

Игровая приставка Sony Playstation

2014 год. Выпуск игровых приставок Денди не прекратился и по сей день, ведь миллионная армия поклонников старых добрых приставок никуда не делась. Большинство игроков 90-х уже повзрослело, перешло на компьютерные игры и современные консоли типа Xbox или Playstation. Однако и сейчас находится немало желающих, хоть на мгновение вернуться в свое детство. Купить Денди стало намного проще, приставки уже не такие дорогие, как в 90-е годы, да и в сравнении с современными консолями выглядят крайне дешево. Для сравнения, приставку Денди можно купить в пределах 1 тыс. рублей, а современная консоль Sony Playstation 4 стоит в районе 20 тыс. рублей.

Современные приставки Dendy можно условно разделить на 2 типа:

Классические модели типа Dendy Junior:

Современная игровая приставка Dendy Junior
Современная игровая приставка Dendy Junior

Современная игровая приставка Dendy Junior

Эти приставки выполнены в точности как Dendy Junior от компании Стиплер. Имеют 2 джойстика и пистолет.

Современные модели, выполненные в измененномкомпактном дизайне и с встроенными играми, например Dendy Смурфики, Dendy Call of Duty, Dendy Tomb Rider и другие. Внутри это такие же самые приставки Dendy, только в новом корпусе и в яркой упаковке по мотивам известных игр и мультфильмов.

Игровая приставка Dendy Смурфики
Игровая приставка Dendy Смурфики

Игровая приставка Dendy Смурфики

Продолжается и выпуск картриджей. Ведь сейчас продолжается выпуск и картриджей, пистолетов. Среди картриджей в продаже преобладают старые добрые игры, которые были ещё в 90-е годы. Но игровая индустрия не стоит на месте, и на Денди уже можно поиграть в целую серию игр Angry Birds. Конечно же, все современные приставки Денди уже не имеют отношения к компании Стиплер.

Консоли в СССР

Игровые приставки на просторах СССР были, но они повально копировали технологии, подсмотренные в начинке консолей первой половины 70-х и представляли из себя различные вариации Pong-консолей. Как и в оригинальном Pong, игрок управлял геометрическими фигурами, и отбивал летающий по экрану белый квадрат.


Первой консолью из этого семейства стала «Палестра-02» с четырьмя встроенными играми — теннис, мини-футбол, волейбол, сквош. Консоль производилась на Львовском заводе имени Ленина с 1978 по 1980 годы. До 1991 года в Советском Союзе вышло около десятка разновидностей Pong-консолей. К модели «Электроника Видеоспорт» прилагался световой пистолет и встроенный тир.






Советские консоли были доступны лишь избранным и считались дефицитным товаром. Так, например, «Видеоспорт-3» стоил от 96 до 115 рублей. В середине 80-х это была зарплата молодого специалиста. На эти деньги можно было купить складной велосипед «Минск» или фотоаппарат «Зенит-Е» в самой дорогой комплектации. Ещё консоль можно было выиграть в лотерее ДОСААФ (стоимость билета — 30 копеек).


В разы доступнее были портативные игры из серии «Электроника», стоившие 25 рублей. Технологию подчистую скопировали с Nintendo Game & Watch и DigiCase от Bandai. Они появились в середине 80-х и были популярны даже после развала Советского Союза (разные заводы производили их до 1995 года). Особенно популярными были игры: «Тайны Океана», «Ну погоди!», «Веселый Повар» и «Космический мост». Всего в серии «Электроника» выпущено около 50 игр.





В начале 90-х предприимчивые «челноки» привезли из Польши несколько новых консолей. Стоили они дорого, а картриджи найти было проблематично. Особенно это касалось тайваньского клона NES, который распространялся в Польше под названием Pegasus.


Лучше ситуация обстояла с Rambo TV Game — клоном Atari 2600. Консоль стоила дешевле Pegasus, к тому же в неё был встроен базовый набор игр. Правда низкая цена влекла за собой один существенный недостаток —недолговечность джойстиков. Они могли сломаться как через неделю после покупки, так и через месяц. К Rambo подходил геймпад от Sega Mega Drive, но в начале 90-х консоль от Sega была у единиц, поэтому устройство отправлялось либо на полку, либо в помойку.


Фиктивный уход от пиратства

Глава Steeple Андрей Чеглаков вспоминал в статье для издания Forbes, какое неизгладимое впечатление производил офис компании в середине 90-х.

Он был заставлен коробками — в одних лежали игровые приставки Dendy, а в других — наличные. В середине 1990-х выручка Steepler от обоих направлений достигала 140 млн долларов. Мы продали, если я не ошибаюсь, около пяти миллионов приставок и 15–20 млн картриджей к ним. Может, даже больше.

У Steepler было столько денег, что они наняли молодую анимационную студию «Аргус» для съёмок рекламного мультфильма с маскотом Dendy.

Steepler рос с каждым месяцем, количество сотрудников только за один год увеличилось со 100 до 400 человек. Открылось три новых отделения — Steepler Graphic Center (компьютерная графика), Steepler Trading (поставка и продажа оргтехники) и обучающий центр, где натаскивали будущих программистов. В компании понимали, что стоит постепенно уходить с пиратской нивы, так как это портило имидж и репутацию преуспевающей IT-компании. Основную прибыль уже приносили не приставки, а услуги автоматизации, IT-консалтинг и сотрудничество с нефтегазовыми компаниями.

В Steepler не стали сворачивать старый бизнес и поступили хитро.

С начала 1994 года акционерное общество закрытого типа «Стиплер Трейд», которому принадлежит розничная сеть продажи компьютерной техники и программного обеспечения, выделилось в компанию Lamport Co., Ltd. Самостоятельной стала также розничная сеть торговли телевизионными приставками Dendy. Lamport принимает на себя все обязательства по контрактам, заключенным «под крышей» Steepler, и переоформляет соглашения с иностранными партнерами.

Чтобы еще дальше уйти от пиратства, производство приставок было решено перенести в Россию. По инициативе Андрея Чеглакова и Андрея Андреева был выкуплен контрольный пакет акций приборного завода «Тензор» в подмосковной Дубне. Из Тайваня частично заказывали начинку, но сами приставки и картриджи собирали в России на «Тензоре». Сейчас предприятие переживает не лучшие времена, о чём активно рассказывают сотрудники завода на городском форуме. Андрей Андреев до сих пор входит в Совет директоров завода.


В августе 1994 года году «Инкомбанк» и Steepler создают совместный бизнес — АОЗТ «Денди». «Инкомбанк» получает 30% от прибыли с продаж, а розничная сеть Dendy получает фиктивную независимость от Steepler.

Игровые приставки 8 Bit

С каждой приставкой поставляется 2 джойстика и гарантийный талон на 12 месяцев гарантии.

Будьте внимательны, некоторые магазины предлагают купить ретро консоль по очень низким ценам, чуть ли не за 500 рублей. Самое интересное начинается после покупки, когда приставка упорно не хочет читать некоторые популярные картриджи, отказываются работать джойстики и бывают даже случаи, когда от приставки начинает пахнуть жженой пластмассой. Не ведитесь на низкую цену. Приставка 8 бит хоть и отличается своей простотой и неприхотливостью, это довольно сложное электронное устройство, которое не может стоить копейки.

Эпоха Dendy: как появились консоли в России

Населению России хорошо известен улыбчивый слонёнок Денди, но вот про развитие консольного рынка в России знают не все. В первой части нашего исторического цикла вспомним про консоли в СССР и остановимся на появлении Super Nintendo в России.


Рождение Dendy

Российская IT-компания Steepler была основана в 1991 году выпускниками МГУ — Андреем Чеглаковым (бывший генеральный директор Marussia, бывший вице-президент Ростелекома, совладелец «Универсальной финансовой системы» и меценат), Максимом Селивановым (генеральный директор обанкротившейся ЗАО «Союзинформ», ныне крупный фермер) и Владиславом Улендеевым (совладелец холдинга eHouse). Позже к ним присоединились Андрей Андреев (сейчас совладелец завода «Тензор») и Рустем Ахияров (президент холдинга eHouse).

Уже к концу 1992 года Steepler превратилась в преуспевающую и богатую компанию. Став первым дистрибьютором Hewlett-Packard в России, Steepler занималась поставками и распространением лазерных принтеров. Другая деятельность компании связана с локализацией зарубежного программного обеспечения (например, Windows 3.x) и системной интеграцией. ПО у Steepler закупали «Сбербанк», банк «Менатеп», «Инкомбанк» и Государственная дума Российской Федерации.


Бренд Dendy придумал и разработал Виктор Савюк (недавно возглавлял холдинг «Акадо», сейчас акционер «Новых облачных технологий»). Савюк пришел в Steepler и заинтересовал своей идеей Максима Селиванова и Владислава Улендеева. Вскоре им удалось открыть маленький офис в Тайване, и наладить бизнес с компанией TXC, производившей клоны консоли Famicom под лейблом Micro Genius. TXC существует и сегодня, но теперь она занимается разработкой микрочипов.


В 1992 году Nintendo Entertainment System (или Famicom в Японии) уже считалась устаревшей консолью, вытесненной Super Nintendo и Sega Mega Drive. Ушлые китайцы вовсю штамповали нелегальные клоны как старых, так и новых консолей, наладив бизнес со странами Восточной Европы, Южной Африки и Юго-Восточной Азии. В молодой Российской Федерации о таких приставках слышали единицы, чем и воспользовались успешные предприниматели, заказав у TXC консоль на основе «фамиклона» Micro Genius.


В Steepler начали разрабатывать рекламную кампанию бренда. Слонёнка Денди придумал художник-мультипликатор Иван Максимов (ныне преподаватель в школе-студии «Шар»), рекламные тексты помогал составлять специалист по НЛП (нейролингвистическое программирование) Алексей Ситников, джингл сочинила и исполнила группа «Несчастный случай», а известный блоггер Рустем Адагамов занимался дизайном коробок. Завершающим этапом рекламной кампании стал вирусный ролик, который активно крутили на российском телевидении. В ролике представили слоненка Денди и песню «Денди-Денди, мы все любим Денди! Денди! Играют все!».

Вирусность рекламы заключалась в том, что в ролике не рассказывали о продукции. Показали только веселого слонёнка, телевизор, таинственное устройство и цепляющую мелодию. В начале 90-х хватало странной, но обсуждаемой вирусной рекламы. Взять хотя бы аскетичный ролик компании «Сэлдом», продававшей бытовую технику. Сработало это и с Dendy: за месяц реклама прочно врезалась в память зрителей, поползли слухи о «новой и доступной игровой системе».

Появление Nintendo

Несколько раз Steepler пытались наладить контакт Nintendo, но консольный гигант не рассматривал всерьёз российский рынок. Изменения пришли только с выходом на арену Sega, которая на тот момент распространяла свои консоли через дистрибьютора «Форус». К середине 90-х война между компаниями достигла апогея, поэтому в Nintendo не хотели, чтобы Россия превратилась во вторую Францию, где консоли от Sega завоевали рынок.


Главу АОЗТ «Денди» Виктора Савюка пригласили на переговоры в США президент Nintendo of America Минору Аракава и председатель совета директоров Говард Линкольн. Они же ранее выкупили права у Алексея Пажитнова на выпуск «Тетриса». Переговоры шли несколько дней и увенчались успехом. Nintendo согласилась официально продавать Super Nintendo и Game Boy в России, она также закрывала глаза на многочисленные «фамиклоны» в фирменных магазинах Dendy, но при одном важном условии. Аракава и Линкольн настаивали на том, чтобы Mega Drive (его клоны они не рассматривали) пропал с прилавков фирменных магазинов.

В Steepler следовали букве контракта лишь отчасти. Реклама Mega Drive исчезла из печатных изданий и телевидения, но сами консоли не пропали из магазинов. Nintendo неоднократно задерживала поставки SNES в Россию. Консоль завозили мелкими партиями через Германию, и Steepler не устраивала прибыль от SNES, в сравнении с прибылью от продажи Mega Drive и её картриджей. Позже Савюк всё-таки добился разрешения на продажу Mega Drive вопреки контракту.


Steepler до 1996 года рекламировал Super Nintendo под лозунгом «совершенной игровой системы». В США и Европе уже вовсю играли в только что вышедшую Sony Playstation и Sega Saturn, а в России 16-битную консоль продвигали как «платформу нового поколения». Увы, но ни реклама, ни привлекательность консоли — не смогли заставить потребителя побежать в магазин и купить Super Nintendo.


Если переводить в сегодняшние цены, то Super Nintendo стоила почти 300 долларов. Это на 40% дороже клона Sega Mega Drive (Pro 16-Bit) и на 30% дороже оригинальной Sega Mega Drive, привезенной по серому импорту из Сингапура или Европы (в комплектацию с ней входил Sonic 2). Картридж Donkey Kong Country (или Super Metroid) стоил как две Dendy Junior с многоигровками в комплекте — 60 долларов за штуку. «Совершенная игровая система» стала недостижимой роскошью для большинства российских семей.


То же самое касалось обычного Game Boy, который хоть и стоил дешевле, но в глазах родителей расценивался как нечто глупое и бесконечно поедающее хорошие батарейки. В Россию импортировали две версии Game Boy — для рынка США и Германии.

Конечно, вне магазинов Dendy позже продавался клон Gameboy и даже поддельные картриджи Super Nintendo, но по популярности и распространению им было далеко до славы дешёвых «фамиклонов» и Sega Mega Drive. За продукцией Nintendo надолго закрепились ярлыки чего-то очень дорогого, недостижимого и элитного.

Читайте также: