Киберпанк 2077 в чем хайп

Обновлено: 03.07.2024

Как бы горько не было признавать это, но самым главным разочарованием года стала не прошедшая выставка The Game Awards и 7 наград, отданных The Last of Us: Part II, а именно нашумевший в последние годы — Cyberpunk 2077.

Хайп активизировавшийся вокруг игры и последующий хейт равносильны. Поэтому взвесив все «за» и «против» было решено написать о игре ещё одну большую заметку-обзор, ведь пока подогретые хейтом фанаты поднимают новую волну «хайпажорства», а стоимость акций CDPR стремится к 10 долларам — мы поговорим о том, что же там с игрой.

💵 Почему не стоит покупать Cyberpunk 2077 в 2021 году?

Сегодня вы узнаете о том, почему Cyberpunk 2077 вышел настолько плохим, как с геймплейной, так и с технической части, что уже даже на сегодня понятно, почему игру не стоит покупать.
Приятного прочтения!

Предисловие

Говорить я буду лишь о проблемах игры, которые либо невозможно решить с помощью патчей, либо тех, что решить сложно и никто из разработчиков этим заниматься в здравом уме не будет уже после релиза игры, поэтому по сути, я буду оценивать игру в вакууме, лишь иногда косвенно сравнивания ее с другими.

Геймплей

Эту часть возможно закрыть парой десятков патчей, но кто этим будет заниматься? Учитывая, что сейчас CD PROJECT испытывает не самые лучшие времена, и задерживает даже уже анонсированные патчи.

Способности / Скиллы / Прокачка

Таким образом, более 30 способностей которые не работают вовсе за счет недоработки игры (об этом подробней вы можете прочитать [ЗДЕСЬ] ), также мало того, что часть способностей не работает, но ещё одна часть попросту бесполезна, например способность, которая "Повышает броню при захвате врага на 20%". Кто в условиях битвы будет хватать врага не понятно, учитывая, что при захвате врага нельзя стрелять из оружия. Подобных скилов в игре более 10 - 15, так же, как и тех, что ломают баланс в сторону игрока, те что дают 3000% крит в голову - лишь малая часть проблем с прокачкой в игре. Конечно же, так же нужно упомянуть количество прокачиваемых способностей вроде "Повышает урон на 3% при стрельбе из пистолета".

Всю эту чушь никто не будет дорабатывать, и даже если все скилы заработают, то в игре всё ещё остаются дисбалансовые способности и полностью бесполезные, которые не вносят никакого импакта в игру.

Искусственный Интеллект

Также я очень сомневаюсь, что ИИ в игре будут пересобирать с нуля или же просто улучшать, ибо это долгий и мучительный процесс, а тот ИИ, что есть в игре, сейчас даже не способен дать нормальный отпор на любом уровне сложности игроку. Больше же глупость ИИ видна при стелсе, когда они даже не способны патрулировать местность, поэтому чаще всего их можно заметить за тем, что они смотрят тупо в стену.

Система с полицией

Ещё одна вещь, на которую нужно много времени и денег - система с розыском и полицией. Сейчас они в игре буквально появляются за спиной игрока, наносят запредельный урон, от которого на любом уровне сложности игрок помирает, но при этом сбежать от полиции можно просто скрывшись за ближайшим углом, где они вас и потеряют.

И данная система никакой не БАГ, а лишь кривизна разработчиков.

Боты, или же НПС, которые гуляют по городу, заскриптованы настолько на банальном уровне, что на это невозможно взглянуть без слёз. НПС ходят как зомби от одной точки до другой, ничем не занимаясь, при этом порой даже в некоторых местах не могут забраться по лестнице. Но главная проблема в том, что единственное взаимодействие с НПС - это убийство их, на этом весь интерактив заканчивается.

Короткий сюжет

Из основной части игры был либо вырезан отрезок сюжета, либо попросту не было времени этот кусок как следует доработать, поэтому часть где главный герой V вместе с другом Джеки богатеют и покупают машину, квартиру, грабят и выполняют задания тупо показывают нам за 1 - 2 минуты в короткой нарезке. Такое чувство, что это приключение должно было быть намного больше, но даже если не учитывать данный вырезанный акт, сюжет игры длится от силы 15 - 20 часов.

Открытый мир

Техническая сторона игры

К сожалению, на сегодня по тому, что я вижу в игре, я думаю что игру будет очень сложно починить не в плане багов, а именно оптимизации и разных проблем, вроде исчезающих НПС заходящих за угол, так же, как и пропадающих машин на глазах, если резко обернуться.

Где вариативность?

Проще говоря, диалоги в игре никак не влияют на сюжетную линию, также, как и спасенные или же убитые вами люди. Да даже, если при диалогах выбирать любые ответы, то в 90% случаев вы придете к одному и тому же варианту происходящего, также, как если ничего не делать при ситуациях, когда идет время на выбор ответа. Ничего не меняется, можете даже сами проверить данный факт, если есть лишнее время.

Ну, и, конечно, как не упомнить, что выбор предыстории влияет лишь на первые 15 минут. В последующих событиях ваша предистория никак ни на что не повлияет.

Итак, что касается геймплея, каждый из его отдельных компонентов реализован неплохо, но без какой-либо глубины.

Элементы геймплея функциональны только в той степени, чтобы базово развлекать и предоставлять игроку широкий спектр методов для выполнения определённой задачи. С этим нет никаких проблем: стрелять, резать противников катаной или взламывать их пятые точки — довольно весело, но вот между игровыми системами довольно мало взаимосвязи. У самих же систем нет полного раскрытия или «двойного дна». Хорошо вписывается и комбинируется со всеми элементами геймплея, разве что, хакинг. Взаимопроникновение систем, как в настоящих, полноценных, «иммёрсив симах» здесь, по большому счёту, не происходит.

Тем не менее, может ли игровой процесс Cyberpunk 2077 приносить удовольствие?

Да, более чем. Особенно, если правильно собрать билд под конкретный стиль боя и игры, и выбрать оптимальный уровень сложности. Однако с геймплейной точки зрения, фантастической игры, которая превосходит все известные и неизвестные жанровые стандарты, из Cyberpunk, увы, не получилось.

Однако, Cyberpunk — не взирая на ощутимую нелинейность, это всё же в большей степени Action/RPG, чем полноценная ролевая игра. Так что ваши атрибуты и навыки, в основном, нацелены на улучшение ваших боевых возможностей, а не на расширение диапазона вашего отыгрыша. Никаких специальных разговорных атрибутов здесь нет. Хотя, безусловно, почти каждая из характеристик может быть проверена во время диалога или в какой-то геймплейной ситуации.

Иногда, если вы достаточно прокачены в определённом направлении для вас откроется некий уникальный исход целого задания, однако такое происходит далеко не часто. Стоит также понимать, что никаких колоссальных возможностей отыгрыша игра тоже не предоставляет. Ви (V) — это так или иначе наёмник, работающий по заказу и вопрос лишь в том, какие методы достижения цели он считает для себя наиболее оптимальными и насколько именно ваш Ви получится циничным или эмпатичным?

Вообще существует десяток способов, которыми проект CDPR мог обмануть ожидания игроков или уж тем более мои, или ваши фантазии.

Мы даже не возьмёмся их перечислять, потому что у каждого были свои идеи на счёт того, ка будет или как должна выглядеть эта игра. Но всё же, в Cyberpunk 2077 есть кое-что, что после почти неизбежного разочарования может заново воодушевить и очаровать игрока. Нечто, что позволяет принимать эту игру не такой какая она представлялась в фантазиях, а такой — какая она есть на деле и это, конечно же, повествование.

Центральный сюжет Cyberpunk поднимает довольно любопытные вопросы. Как заметить изменения в личности, если они крайне постепенные? В какой момент ты перестаёшь быть собой и становишься кем-то ещё? В чём заключается основная опасность оцифровки сознания? Джонни Сильверхэнд в голове Ви — это друг, враг или просто некий факт, который необходимо смиренно принять? Сам же Сильверхэнд, в исполнении Киану Ривза, совершенно бесподобен.

Забавно, что CDPR решили взять за основу свою же идеи из дополнения «Каменные сердца». Джонни — это аналог Витольда фон Эверека, который тоже будет жить в вашей голове, появляться в игровом мире, в качестве голограммы и активно комментировать происходящие события, ваши действия и решения. У Сильверхэнда есть своя точка зрения почти по любому вопросу. Он очаровательный и харизматичный сукин сын. Порой максималистично наивный и циничный, словно подросток, а в другой отрезок времени — ведёт себя совсем иначе, совершая зрелые предположения и предлагая разумные вещи. Всё же заметно, что физическая смерть научила многому этого рокера-бунтаря.

Соглашаться же с ним или нет, зависит только от вас. Что ещё нужно? Конечно же, чтобы игра работала, как следует. Квесты стараются увлекать игрока самыми различными путями, помещая его в разнообразные ситуации, создавая драму и нагнетая саспенс или наоборот развлекая.

Мир Cyberpunk настолько грязный и враждебный, что переизбыток обсценной лексики воспринимается вполне нормально. Здесь все люди живут, как на последнем издыхании. Вылезают из одной передряги и тут же вляпываются в другую. История киберпанков в достаточной мере комплексная, но подаётся она настолько красиво и внятно, что поймёт её, пожалуй, любой геймер.

Игра прекрасно демонстрирует опасность и тотальную нестабильность того мира, в котором обитают герои. Здесь не то что кошелька или жизни можно лишиться, здесь у тебя могут попытаться украсть даже чёртову идентичность и самосознание. В Найт-Сити все жаждут признания, власти и контроля, и при этом готовы пойти на всё, чтобы их заполучить. Поэтому вместо реального контроля люди получают лишь иллюзию, которая может оборваться в любой момент, а все их опасения конечно же сбываются. Найт-Сити — хаос, порождаемый амбициями, постоянным страхом всех перед всеми и тотальным взаимным недоверием и когда разработчики говорили, что якобы город является полноценным персонажем — это звучало несколько претенциозно. Но ближе к финалу становится понятно, что они имели в виду. Сюжет и сайд-квесты покажут самые разные стороны этого места, жизнь простых наёмников, вроде самого Ви, будни работниц «домов кукол» и ежедневную политическую, криминальную и корпоративную борьбу, а также коррупцию полиции и почти полную нормализацию насилия и прочие малоприятные вещи.

С кем из этих потрясающих людей вы будете сотрудничать, чтобы решить свою проблему? Можно ли победить такой порядок вещей или к нему можно лишь адаптироваться? Это ещё несколько вопросов, которыми начинаешь задаваться, поэтому мегаполис вполне может считаться угнетающим. Какие бы действия не предпринимал главный герой, какие бы проблемы бы он не решал, какие бы связи не налаживал. Сами принципы мироустройства этого футуристичного ада всегда будут нависать над ним дамокловым мечом. Но разумеется основная фишка Cyberpunk 2077 — это нарративный дизайн. Разработчики почти полностью избавились от кат-сцен, в результате чего вы постоянно находитесь в теле Ви и видите мир не иначе, чем глазами своего героя. Посмотреть со стороны можно лишь во время поездки на транспорте, на экране персонажа, в меню, и буквально в единичных кат-сценах.

Если раньше решение привести всю игру к виду от первого лица многим казалось спорным, то теперь я его абсолютно понимаю. Все диалоговые эпизоды, а болтовни в игре, кстати, довольно много, построены с учётом этой особенности. Дизайнеры постарались сделать так, чтобы даже во время продолжительных бесед игрок не терял интереса к происходящему. Мало того, что разговоры здесь весьма интересны и содержательны сами по себе. Разработчики постарались привнести в игру различные элементы режиссуры, не взирая на то, что игрок почти всё время управляет персонажем или, как минимум, направлением его взгляда. Ваш собеседник зачастую занимает какую-то особо живописную позицию в антураже или занимается чем-то интересным, либо же вокруг вас происходит нечто интересное, то есть в диалогах появляется живая динамика. Никакой оператор с камерой за вами не бегает, и никто до конца не отнимает у вас управление, что немаловажно. Благодаря чему у игрока создаётся крепчайшая связь со своим персонажем.

Схожий подход к постановке применялся и в серии Metro, но там зачастую управление камерой у игрока всё-таки отнимали. Да и масштабы этих двух игр не сопоставимы, совсем. Cyberpunk 2077 — самая иммерсивная игра этого года, а из погружения вас могут вырвать только короткие перебивки во время быстрого перемещения, если вы им пользуетесь, и, конечно же, визуальные баги.

Мир киберпанка: почему все вокруг говорят про компьютерную игру Cyberpunk 2077

Фото: cyberpunk.net

«Доброе утро, Найт Сити!», радостно выкрикивает телеведущий Стэн под веселую нарезку залитых цветным неоновым блеском сцен с выстрелами в голову и расчлененкой — так начинается Cyberpunk 2077, игра, находящаяся сейчас в том романтическом моменте, когда она еще не стала культом, но уже видно, что это точно случится. Своевременный повод обсудить, за что ее ненавидят, за что можно полюбить и почему 2077 заслуженно претендует на звание игры года.

Ярость ортодоксальных геймеров понятна. Во-первых, игру пообещали восемь лет назад, и за это время несколько раз переносили дату выхода — ставки все росли, хайп зрел и пух, а часть ожидавших попросту перегорела. Во-вторых, размашистый маркетинг «Киберпанка»все эти годы обещал что-то гораздо более грандиозное, чем то, что вышло в начале декабря. В-третьих, у многих владельцев приставок уходящего поколения — речь о PlayStation 4 и Xbox One — 2077 по факту выхода работает настолько отвратительно, что играть практически невозможно, и сейчас разгорается беспрецедентный скандал с отзывом игры из PS Store и полным возвратом денег за уже проданные и даже поигранные (!) копии — и это действительно самый провальный запуск года. Окей, кто виноват и что с этим всем делать?

Фото: cyberpunk.net

Cyberpunk 2077 — это история Ви, девушки (или молодого человека, это настраивается) с темным прошлым и разными предысториями, которые в любом случае довольно скоро выруливают в очень конкретный и максимально жесткий криминальный переплет планетарного масштаба в конце XXI века.

Найт Сити — эдакий гибрид Сан-Франциско и Лос-Анджелеса — если, конечно, представить, что в Лос-Анджелесе из«Бегущего по лезвию» внезапно полюбили необрутализм и 1980-е. Дальше все вроде бы по шаблону: последствия глобального потепления и третьей мировой, засилье мегакорпораций, Япония в роли супердержавы, балканизированные США в раздрае — но, поскольку игра напрямую наследует достаточно культовой настолке, дьявол — в деталях, и здесь они выверены до миллиметра.

Нет, в релизе действительно полно ошибок: от очень стыдных, когда случайные прохожие застревают друг в друге, автомобили не могут объехать пешехода и скапливаются в пробку, а неигровые персонажи как будто не обладают никакой автономностью, — до комичных, когда у главного героя из ширинки вываливается половой орган, а из футболки — грудь, просто от того, что что-то не так пошло с текстурами. Но это поправят — не сейчас, так через пару месяцев. Главное, что сам мир живет и дышит, он настоящий, в нем нет сделанности, не видна волосатая лапа издателя, которая выпрямляла сложные места и сглаживала слишком острые углы — очень заметно, что поляки CD Projekt Red взяли лучшее из своих «Ведьмаков»и с оттягом сделали игру вдоль любимой субкультуры, а уж поклонников у киберпанка полно.

Фото: cyberpunk.net

Второй главный герой истории, Джонни Серебряная Рука, которого и харизматичным голосом и приметной внешностью играет Киану Ривз — рок-звезда, анархист, террорист, сексист и в целом отпетый мошенник. С этим тоже придется смириться, как и с тем, что у Джонни довольно невнятная повестка. Он якобы против корпораций, и сквозь его сексизм вроде бы просвечивает непроговоренный кодекс пацанской чести вроде «своих не бросаем» — ну и ладно, а давно ли вы видели настоящего злодея с внятной повесткой?

Вообще, все претензии к миру 2077 — это претензии к тому, что объект искусства должен быть выверенным, законченным, логичным, гармоничным, актуальным и своевременным. На все это легко возразить, что мир 2077 очень выверен и внутри своей парадоксальной киберпанковской логики очень герметичен, но вот про законченность, ценности, повестку и уж тем более про «что хотел сказать автор» — увольте.

Это место для жизни, в которое зашита впечатляющего эмоционального размаха история часов эдак на 20, а если отвлекаться на посторонние нарративные линии, то и на все 40, в которой находится место примерно всему: есть и кровь, и любовь, и шпионский триллер, и карибский экшн, и похитители органов, и обезумевшие киберпсихи, и LGBTQ+ сюжеты, и гонки по пустыне, и полеты на танке, и шекспировское предательство с убийством, и ядерная бомба, и японские якудза, и феноменальной красоты траурное шествие посреди ночных небоскребов с гигантскими голографическими карпами в качестве привета то ли Мамору Осии и «Призраку в доспехах», то ли Сатоси Кону и его «Паприке» — мало какое приключение в наши дни может похвастаться такой палитрой оттенков.

Фото: cyberpunk.net

Важное про оттенки: если играть за Ви как за female representing character, то очевидный маскулинный перекос, неудивительный для студии, которая насквозь профдеформировалась тремя «Ведьмаками», заметно сгладится: доброжелательная пионерская прямолинейность Ви хорошо оттенит мизогинию Джонни, и пусть гетеросексуальных романтических вариантов останется не так уж и много, зато линия с Пэнэм (и это не спойлер) превратится в настоящую большую дружбу, а сама Пэнэм окажется одной из наиболее объемных и интересных женских героинь за последние годы (пропустить ее в игре невозможно, так что сами все и прочувствуете).

Хребет сюжета при всех своих цветастых поворотах и ловких выкрутасах порой кажется немного прямолинейным, но это впечатление обманчиво. Если вы начнете сравнивать свое прохождение игры с прохождениями друзей, обозревателей и стримеров, то увидите, что ваши неочевидные выборы приводят к самым разным последствиям, и это разительный контраст с типичными ролевыми играми, где даже самый нетривиальный выбор принято буквально проговаривать игроку, чтобы он точно не ошибся. Нет, 2077 живет по непрозрачным законам неоновых улиц: в сюжете есть четкая логика, но для того, чтобы вырулить свою историю в нужное русло, нужно держать в голове многофигурные взаимоотношения районов, банд, корпораций, фиксеров, нетраннеров и других персонажей и акторов этой многополюсной игры, в которой нарочитый буквализм оборачивается ловкой обманкой.

Фото: cyberpunk.net

И в этом парадоксальная сила «Киберпанка»: не предлагая очевидной черно-белой логики и не разделяя Найт Сити на своих и чужих, хороших и плохих, команда CDPR создала удивительной визуальной красоты и убедительности мир, дающий освежающий простор самостоятельным интерпретациям. Напролом рваться к развязке тут, конечно, можно, но совершенно необязательно — между несколькими финалами (я успел пройти два, и они максимально непохожи друг на друга) зашито огромное количество увлекательных, жутковатых, ироничных и просто классных приключений, в которых будет повод и побродить по транспортным развязкам, исчезающим в тумане, и посозерцать залитую солнцем Пасифику, и замереть, заглядевшись на неоновые отражения в лужах ночного дождя. И, конечно же, по дороге убить много красивых людей — но, ребята, тут такие правила! Технически пройти 2077 без единой жертвы можно, но это все же не Deus Ex, а, скорее, Borderlands, и вы существенно усложните себе задачу.

В любом случае это очень своевременная история, доехавшая до нас аккурат в конце крайне непростого года: идеальный эскейпизм и для всех старорежимных любителей «Бегущего по лезвию» и «Джонни Мнемоника», и для тех неофитов, которые через 2077 могут открыть для себя целую вселенную книжного киберпанка от Гибсона и Стерлинга до Олдер и Раяниеми. Игре запросто можно простить и ее витиеватую и невнятную систему прогрессии персонажа, и скорбную мини-игру про кибервзлом (в более чем непритязательной инди-серии Shadowrun решающая похожие задачи мини-игра сделана на два порядка интереснее), и многочисленные глюки, и время от времени отпаивающиеся сюжетные склейки, которые требуют как минимум загрузки из сейва — это все поправят, а что не поправят, так и черт с ним.

2077 звучит выразительным контрапунктом к другой важной игре этого года, Half-Life: Alyx, но если Alyx с ее обязательным требованием иметь мощную VR-систему всерьез рекомендовать всем подряд как минимум странно, то Cyberpunk 2077 — понятное, народное, общее для всех нас место. Про киберпанк были и невероятные, сдвигающие культурные пласты книги; появлялись и фильмы, и анимация, к сегодняшнему моменту уже ставшие культовыми. Были и игры, причем действительно хорошие, но не было Одной Большой Игры. И вот теперь она у нас есть, действительно большая, просторная и важная игра в киберпанк. Отметим этот момент.

И вот еще что: выверенная и безупречная Alyx — это яркое приключение «на рельсах». Да, положа руку на сердце, ее глава «Jeff» — это мое самое сильное игровое переживание лет за десять, но Alyx — это как фильмы Кристофера Нолана. Когда они заканчиваются, досверкав своей идеальностью, пересматривать не то чтобы сразу тянет, а вот к неидеальному и прекрасному в своем нелепом несовершенстве «Киберпанку» хочется возвращаться и возвращаться, и обживать его дальше. И есть надежда, что 2077 это не отдельно стоящая история — зря, что ли, ее пять лет делали? — а начало прекрасной дружбы с продолжениями.

Акции создателей Cyberpunk 2077 рушатся. Геймеры в гневе из-за уймы багов

Фото: Shutterstock

Релиз Cyberpunk 2077 был самым ожидаемым событием игровой индустрии в 2020 году. Анонсированная еще в 2012-м году ролевая игра должна была выйти 16 апреля, но дату выхода отодвинули сначала на 19 ноября, а потом на 10 декабря.

Почти сразу после запуска количество одновременно играющих в Cyberpunk 2077 людей только на платформе Steam превысило 1 млн, что стало рекордом для однопользовательских проектов. При этом игра также доступна на других PC-платформах GOG и Epic Games Store, консолях PlayStation и Xbox, а также в сервисах облачного гейминга NVIDIA GeForce Now и Google Stadia.

Cyberpunk 2077 получила 8 млн предзаказов, прибыль от продаж всех копий составила приблизительно $ 500 млн, а средняя оценка критиков на агрегаторе Metacritics составила 90 баллов из 100.

Однако все это не помогло акциям издателя CD Projekt, владеющего студией-разработчиком игры CD Projekt RED. В ноябре на Варшавской фондовой бирже они прибавили более 30% и 7 декабря достигли отметки в 464 польских злотых за бумагу — но с тех пор обвалились более чем на 40%. Почему это происходит?

Cyberpunk 2077 полна багов, а ожидания от игры были заоблачными

Падение котировок началось еще до выхода игры, с появлением предварительных обзоров на игру. В основном они были хвалебными, но в них отмечалось множество проблем и неполадок. Однако масштаб бедствия стал понятен лишь после релиза.

Обилие багов и плохая оптимизация — главная проблема Cyberpunk 2077 на сегодняшний день. Особенно это касается консолей PlayStation 4 и Xbox One: их пользователи в ярости из-за низкой частоты кадров с просадками до 15 FPS (минимальным комфортным показателем считает 30 FPS), некорректных отражения и освещения, появления текстур и объектов прямо перед глазами и других неполадок. Специалист технического блога об играх Digital Foundry Джон Линнеман назвал версию Cyberpunk 2077 для PS4 «месивом» и сравнил уровень ее графики с неудачным портом для Nintendo Switch.

Разработчики уже выпустили первые обновления для консолей и ПК, исправляющие различные ошибки, но до идеала игра еще далека. Возможно, скандал только начинает раскручиваться: 13 декабря стало известно, что Sony стала возвращать деньги за Cyberpunk 2077 недовольным владельцам PS4.

В случае Cyberpunk 2077 90 из 100 баллов от критиков на Metacritics — показатель ниже ожидаемого. Пользовательский рейтинг на PC ниже и по состоянию на 14 декабря находится на уровне 6.8/10. А разгневанные пользователи PS4 и XboxOne вовсе обвалили рейтинг Cyberpunk 2077 до 2,8 и 3,7 баллов соответственно.

«Оценка ниже 90 баллов может вызвать отрицательную реакцию, при 95 баллах реакция будет сдержанной, при 98 и больше — очень позитивной», — так говорил аналитик Ipopema Securities Михал Войцеховски до релиза. А аналитик Citigroup Рафал Виатр отметил, что текущий балл на Metacritic в какой-то мере может считаться разочарованием, учитывая огромный ажиотаж и высокую планку, установленную высокобюджетными AAA-тайтлами (самыми высокобюджетными проектами игровой индустрии. — Прим. РБК) в прошлом.

Фото:CD Projekt

Негатива инвесторам добавляет неопределенность с датой выхода специальных версий Cyberpunk 2077 для PS5 и Xbox Series X/S. Изначально планировалось, что игра для них появится в 2021 году, однако вице-президент CD Projekt RED по развитию бизнеса Михал Новаковский заявил, что студия пока не определилась с точной датой релиза. По мнению Gamespot, это может быть связано с обилием багов для текущего поколения и слабым распространением новых консолей.

«У CD Projekt репутация нетипичного разработчика, более лояльного фанатской аудитории, чем крупные западные компании. Выход Cyberpunk 2077 сопровождался завышенным ожиданиями, она поставила ряд мировых рекордов, включая объем предзаказов на ПК. Когда аудитория поняла, что студия переоценила себя, это вызвало волну возмущения в соцсетях и игровых СМИ. Думаю, не ошибусь, если скажу, что значительная часть инвесторов в акции Cyberpunk 2077 — это геймеры, и они на эмоциях избавлялись от ее бумаг», — объяснил «РБК Инвестициям» аналитик инвесткомпании «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.

Что будет с акциями CD Projekt дальше

На торгах 14 декабря акции CD Projekt в моменте теряли 25%, но на 17:00 мск падение скорректировалось до 14,2%. Это не первый обвал котировок CD Projekt: в конце октября после переноса релиза на декабрь акции рухнули на 25%, до 346 злотых за штуку, но быстро отыграли потерянное.

Капитализация CD Projekt достигла пика в августе (42,5 млрд злотых или около $11,6 млрд), когда цена акций превысила 460 злотых (около $125,9). Даже на текущих уровнях (278 злотых) рост котировок с 2009 года составляет более 21000%. Акции CD Projekt торгуются на Варшавской бирже, поэтому российским инвесторам купить их не так просто: нужно иметь счет у зарубежного брокера, предоставляющего доступ к бумагам польской площадки.

Вернуть инвесторам веру в CD Projekt могут данные о продажах Cyberpunk 2077: по мнению опрошенных Bloomberg аналитиков, они могут достичь 17 млн копий в первые две недели и 29,7 млн копий в первый год. Таких показателей за всю историю добились всего девять игр, а предыдущий крупный проект CD Projekt The Witcher 3: Wild Hunt достиг отметки в 30 млн только к концу пятого года.

Звезда Голливуда Киану Ривз исполнил роль одного из главных персонажей Cyberpunk 2077 — рокера-террориста Джонни Сильверхенда

Звезда Голливуда Киану Ривз исполнил роль одного из главных персонажей Cyberpunk 2077 — рокера-террориста Джонни Сильверхенда (Фото: Christian Petersen / Getty Images)

Сильным продажам способствует отсутствие сильной конкуренции с другими AAA-проектами в момент релиза: из-за пандемии выход Halo Infinite и Deathloop перенесли. Уже известно, что Cyberpunk 2077 с ходу стала лидером британского чарта продаж и вторым самым крупным релизом рынка в 2020-м после футбольного симулятора от Electronic Arts FIFA 20.

В CD Projekt сообщили, что игра уже окупила затраты на разработку и продвижение благодаря предзаказам — в частности, только от продаж в Steam, где компания получает роялти в 80%, польские разработчики выручили более $50 млн. Всего 59% предварительных заказов пришлось на PC-версию Cyberpunk 2077. Бюджет игры компания не раскрыла, но ранее аналитики польской компании DM BOS оценили его в 1,2 млрд злотых (примерно $ 315 млн).

Еще один ключ к возвращению котировок в зеленую зону — скорость и качество исправления багов в игре. В CD Projekt уже выпустили заявление, в котором извинились за качество консольных версий Cyberpunk 2077, анонсировали обновления игры в ближайшие семь дней и пообещали выпустить первый большой патч в январе 2021-го и второй — в феврале. Также компания выразила готовность вернуть недовольным геймерам деньги до 21 декабря.

Валерий Емельянов отметил, что CD Projekt Red не раз доказывала, что способна довести игру до совершенства, даже если придется жертвовать для этого прибылью. Компания получила удар по репутации и сейчас будет усиленно ее восстанавливать, поэтому Cyberpunk 2077 не стоит списывать со счетов, считает эксперт.

«Наверняка Cyberpunk 2077 станет одной из самых продаваемых игр начала следующего десятилетия — соответственно, отыграют вверх и акции CD Projekt Red. Они дважды в этом году стоили более 440 злотых за штуку, а сегодня стоят меньше 270 — дешевле они были только в марте на биржевой панике. Сейчас в них можно заработать порядка 60%, если додержать до восстановления, скажем, на срок год-два», — отметил Емельянов.

Больше новостей и интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Подведём итоги.

К сожалению, CD Projekt RED пока не смогли приблизиться к Rockstar Games на поприще создания иммерсивных миров с открытым миром, с элементами симуляции. Мир Cyberpunk безусловно интересно исследовать, но не в качестве песочницы, а как место способное поведать тебе десятки личных, заранее прописанных историй. В этом крайне неуютном, красивом городе есть своя адреналиновая искра и в него хочется возвращаться.

Что же стало причиной печального технического состояния игры? Мы полагаем, что свою роль сыграло сразу множество факторов, как минимум чрезмерные амбиции, откровенно слабый менеджмент и отсутствие проверенного технологического фундамента для воплощения своих идей. Движок RED Engine прекрасный инструмент, но как мы видим превратить техническую базу, созданную под игры серии Ведьмак в основу для футуристичного боевика в открытом мире, оказалось не так уж и просто. Конечному игроку на все эти проблемы, особенно после такой яркой рекламной компании, конечно же, плевать и когда всё исправят, перед нами предстанет хорошая игра.

Так что же может предложить Cyberpunk 2077 игроку?

Стильный и весьма детализированный мир, солидный и при этом шикарно срежиссированный сюжет, роскошные сайд-квесты в духе CDPR с рядом колоритных персонажей, но и само собой игра задаёт довольно высокий уровень реиграбельности. Безусловно, это не RPG с полным отыгрышем роли, но игра ставит перед вами, порой, любопытные дилеммы, с более-менее уравновешенными опциями. С геймплейной точки зрения футуристичный боевик не пытается ворваться в какую-то высшую лигу. Да он вручает игроку массу различных игрушек, но не придаёт каждой из них какой-то особой глубины. Впрочем, небольших фрустрирующих моментов в игре тоже не мало.

Пожалуй, самым впечатляющим аспектом проекта является постановка. Игра старается сохранить погружение игрока во время повествовательных эпизодов и не отнимать у него управление камерой. Польская студия не первая это придумала, но первая реализовала на таком высоком уровне, благодаря чему никакой жёсткой разделительной черты между игровым процессом и условной кат-сценой игра не создаёт.

Наше время. 2020 год.

На фоне падения акций становится интересно: «Каким местом думали генеральные директора и топ-менеджмент компании?». Игра находилась далеко не в финальном её виде — это факт. Ещё бы месяц-два полировки и, возможно, что тогда бы мы и увидели тот самый Киберпанк 2020 с оценкой на Metacritic в 91 балл. Было бы заслуженно, но нет.

Первое что нужно знать об игре СDPR — это то, что она с лёгкостью может разочаровать, в частности тех, кто ей успел сильно очароваться.

В особенности, за счёт очевидного недостатка технической полировки. Несмотря на ряд переносов релизная версия игры всё ещё работает далеко не наилучшим образом. В частности, на консолях предыдущего поколения, где всё очень-очень ужасно.

На ПК всё ещё можно столкнуться с багами, но, в основном, это баги коллизии в чём нет какой-то колоссальной беды. Правда ближе к середине игры могут возникнуть баги игровой логики, но решить их поможет простой перезапуск игры. Само собой, такое состояние тайтла совершенно неприемлемо, и мы надеемся, что в ближайших патчах, после 1.05 — CD Projekt RED доведут проект до ума, с технической точки зрения.

С визуальной точки зрения Cyberpunk — это, не прорыв в некую иную вселенную.

Смотрится он весьма и весьма неплохо. Даже радует обилием мелкой детализации. На ультра настройках же Cyberpunk 2077 выглядит очень приятно даже без рейтрейсинга.

Нам понравился Найт-Сити с его агрессивной и недружелюбной атмосферой, победившей корпоратократии и вездесущим криминалом. Однако, куда больше мне пришлись по душе здешние Пустоши, которые раскинулись вокруг города. Правда выбрал я не Кочевника, а Дитя улиц.

Выбор жизненного пути определяет какой пролог вы увидите и какие диалоговые реплики будут вам, время от времени, доступны. Но никакие ограничения на ваши ролевые возможности это не накладывает. Весь контент в игре будет для вас доступен.

Интересно отметить, что у Сyberpunk 2077 весьма необычное пропорциональное соотношение между сайд-квестами и центральной историей. Прохождение сюжета может занять у вас от 20 и до 30 часов, в зависимости от уровня сложности. Прохождение же всего повествовательного контента, представленного в игре, может занять у вас до 60 часов. Никто, конечно же, не запретит пробежать вам игру, как этакий приключенческий боевик, проходя только лишь сюжетные квесты.

Но что крайне важно, уровню качества исполнения цепочки побочных заданий вообще ни в чём не уступают основной сюжетной линии.

Разумеется, далеко не все цепочки побочных заданий оказывают сходное влияние на сюжет. Однако они, однозначно, заслуживают своё право восприниматься, как полновесная часть истории.

Вы знаете, в этой игре есть один аспект, который совершенно точно не взорвёт ваш мозг — это игровой процесс.

Мы, ни в коем случае, не говорим, что он плохой. Он очень даже солидный. Многие предполагали, что Cyberpunk будет походить на современные части Deus Ex, но только в открытом мире. Да, от части так оно и есть. Правда порой, игра начинает походить больше на какой-нибудь Watch Dogs от первого лица, причём, как в хорошем, так и в плохом смыслах.

Можно действовать скрытно, а можно атаковать в открытую. Можно применять оружие дальнего боя, а можно идти напролом с оружием ближнего боя. Можно применять грубую силу, а можно применять хакинг.

В зависимости от вашего билда, в большинстве боевых ситуаций, у вас действительно будет подобный выбор. Иногда вам придётся придумать способ проникнуть в определённое помещение, но никаких особо глубоких взаимосвязанных систем за этим не скрывается.

То есть игровой процесс Cyberpunk может похвастать шириной, но при этом он не слишком глубокий.

Если вы внимательно следили за игрой, то понимаете, что по отдельности компоненты геймплея работают далеко не фантастически. Здесь есть перестрелки и даже разнообразные, весьма любопытные образцы вооружения. Например, электромагнитное оружие может пробивать некоторые укрытия, а «умные пушки» стреляют самонаводящимися снарядами. В плане классов вооружения всё более-менее традиционно: пистолеты, револьверы, дробовики, автоматы и снайперские винтовки. Вот только чтобы увидеть этот impact, вам сперва нужно отключить показатели урона, а затем нужно собрать правильный билд, чтобы этот impact и получить.

Впрочем, можно играть на средней сложности или ниже. В этом случае ваш билд не будет так уж и важен.

В игре большая часть имплантов является просто набором пассивных перков, которые, к примеру, дают эффект слоу-мо во время уворота, увеличивают ваши шансы на критический урон, позволяют воспользоваться умным вооружением или усиливают регенерацию здоровья. При этом вы можете лицезреть на теле персонажа лишь те аугментации, которые расположены на руках. Например, баллистические модули.

Превратить себя в машину, в духе Адама Смэшера, у вас не получится, что для некоторых явно станет причиной разочарования.

Стелс и хакинг идут в Cyberpunk 2077 рука об руку. Скрытное перемещение работает здесь на довольно базовом уровне. Подойдя к противнику со спины можно взять его в захват, а затем выбрать способ его устранения — летальный или не летальный. Некоторые особо сильные враги могут вырваться из вашего захвата и до определённого уровня, по стелсу, их завалить вообще не выйдет.

Касательно хакинга, время от времени Cyberpunk предлагает вам простенькую игру, прохождение которой позволяет вам взламывать некоторые терминалы, камеры или ослабить врагов в рамках одной локации. Но по большей части игрок будет применять к противникам скрипты с быстрого набора его «кибердеки» и чтобы не распинаться, просто скажу, что хакинг здесь — это цифровой аналог магии.

Можно на некоторое время ослепить врага отключив его зрительные импланты, можно заразить противника вирусом, и он будет получать периодический урон. Никто не запрещает взять под контроль камеры, переназначить цели для автоматических турелей и творить прочие дистанционные шалости. Ощущается, что в данном компоненте CDPR вдохновлялись механикой взлома из Watch Dogs и можно сказать, что у них это получилось интересно.

Так же в игре появляется детективная механика под названием Брейнданс — цифровой наркотик, распространенный среди жителей Найт-Сити. Он предлагает игроку погрузиться внутрь воспоминаний какого-то человека, внимательно их изучить обнаружить на записи некоторые детали, которые, по началу, не слишком заметные, но могут продвинуть расследование в нужном направлении. Важные моменты появятся на таймлайне — автоматически, а вам останется лишь их подметить. Сверхиновационного в этой механике ничего нет. Нечто подобное мы видели в других AAA-тайтлах.

Относительно вождения — вы сами, всё, прекрасно понимаете и знаете. Это не Forza Horizon 4 и даже не Grand Theft Auto V.

Машины здесь заносит будь здоров. Многие уже успели сравнить физику автомобилей с Watch Dogs, мол она такая же дубовая. Впрочем, стоит взять во внимание, что вождение — это не основная механика и она здесь скорее функциональна. В большинстве погонь вы находитесь на месте пассажира, а в остальное время вы лишь преодолеваете расстояние между квестами. Да, в игре есть квестовая линии с гонками, но эти гонки замечательно проходятся такими профессиональными криворукими гонщиками, как я.

Кстати, кроме полновесных дополнительных заданий игра готова предложить кучу побочного контента. В каждом районе города обитают фиксеры — посредники, которые готовы выдать вам многочисленные заказы. По большому счёту это простенькие геймплейно-ориентированные задания, в хорошем смысле. Кое-какое разнообразие в этих задачах есть и геймплейную вариативность у вас никто не отнимает, но около нулевая сюжетная нагрузка делает их не особо ценными. «Заказы» разве что позволяют заработать немного репутации, денег и опыта.

Деньги можно тратить на покупку одежды, оружия и, что самое главное, автомобилей! Репутация же в моём прохождении влияла ровно на две вещи — на уровень уважения в баре «Посмертие», что выражается в новых диалогах с NPC и вместе с этим рос ассортимент товаров у различных вендоров.

К ещё более геймплейно-ориентированному контенту можно причислить так называемые «преступления и точки разбора». По большому счёту это банальная зачистка вражеских лагерей ради получения лута, опыта и денег. Впрочем ничего плохого в наличие таких мест нет. Нечто подобное было и в Ведьмак 3.

В игре также есть крафт, а значит можно поразвлечься и присутствует прокачка элементов экипировки.

Но их можно обойти стороной и в таком случае Cyberpunk 2077 быстро превращается в лутер-шутер. Для того, чтобы эффективно устранят врагов приходилось частенько обновлять свой арсенал вооружения, подбирая его или покупая у торговцев.

В игре есть и боссы, но о них мы не станем говорить, пускай для вас это останется сюрпризом. Помимо них есть киберпсихи — этакие боссы, на порядок меньше обычных, но не менее устрашающие. Особой проблемы сами киберпсихи не представляют, но тоже заставят вас попотеть. Особенно, если вы не будете использовать «умное» оружие. Очень грязный игровой приём!

Читайте также: