Как выглядит мона лиза в реальной жизни

Обновлено: 01.07.2024

Картина Да Винчи "Мона Лиза" считается одной из самых известных в мире. Она была написана около 1503 года. Существует много теорий относительно того, кто на самом деле изображен на этой картине.

Согласно общепринятой теории, Мона Лиза была женой флорентийца Франческо дель Джиокондо. Об этом писал Джорджо Вазари, автор биографий итальянских художников. Позже ученые выяснили, что, скорее всего, он ссылался на другого источника, так как не мог видеть Джоконду своими глазами. Именно он пишет о торговце шелками, который заказал портрет своей третьей жены.

Итальянец Франческо дель Джиокондо узаконил свои отношения с девушкой из знатного рода Лизой ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, когда топу было 35 лет. Многие источники сообщают, что он заказал ее портрет для нового дома, куда переезжала семья.

Искусствоведы также делали анализы пейзажа, который расположен за портретом. Благодаря этому ученые нашли новые подтверждения личности девушки. Они считают, что на картине изображена дочь миланского герцога Бьянка Джованна Сфорца, а за ней художник изобразил не Флоренцию, а городок Боббио, где Да Винчи часто был в гостях у герцога.

Существуют и другие теории, подтверждения которым пока не нашли. Многие исследователи выдвинули версию о том, что для знаменитой "Моны Лизы" позировала возлюбленная художника, его мать и даже он сам.

Загадка притягательности «Джоконды» Леонардо да Винчи…

Ворочаясь намедни в люле, изволил смотреть по каналу всяких путешествий интересный фильм о Флоренции. Стало стыдно. Показали метрическую выписку о заключении брака наипрекраснейшей Лизы Гередини, добрейшей супруги флорентийского торговца Франческо дель Джокондо. А ваш покорный слуга уже половину года торчит одному Читателю обещанную статью по данной теме. Исправляюсь…

Вообще, в живописи не силён. По обе стороны холста полный профан. Предпочитаю что-то батальное, да радует непритязательный взор репродукция «Мишек в лесу» на кухне. Но будучи давненько в городе Париже, был затянут в Лувр. Где долго пялился в глаза легендарной «Флорентийской Дамы». Или, как её называют сами служители музея — «номера 779». Впечатлений немало впитал, в двух словах: разочарование (увиденным) и недоумение (от происходящего).

Вредная баба .

Над двумя загадками готов подумать. Кого конкретно изобразил на холсте великий итальянский живописец Леонардо да Винчи, и почему такой ажиотаж… вокруг вполне обычной картины (на собственный взгляд). Подтверждено сие недоумение личными наблюдениями, кстати. Подозрительно косился на ахающих-охающих, застывших соляными столбами, ошеломлённых и восторженно-восхищённых зрителей Лувра. Такие эмоции не подделаешь.

Сегодня портрет Моны Лизы («Джоконда») — наиболее известное произведение изобразительного искусства в мире. Популярность такова, что дело дошло до абсолютно узнаваемого изображения в Европах и Америке, стало брендом и торговой маркой. Кое-кто (небезосновательно) утверждает: это символ самой человеческой цивилизации, эталон прекрасного. Упираемся в парадокс. «Джоконда»… что угодно, только не символ красоты. Леонардо мог изобразить это небесное качество куда лучше всегда.

Кто модель, пресловутая Мона Лиза? Как уверяют полтысячи лет — это «прекрасная» Лиза Гередини, жена флорентийского торговца Франческо дель Джокондо. Но даже искусствоведы на больших зарплатах кривятся… признавая за дамой любое достоинство, кроме «прелести, доброты, очарования». Некоторые вообще находят Мону Лизу обыденной, банальной, некрасивой. Но поток желающих посмотреть (не по одному разу)… становится всё полноводнее десятилетие за десятилетием. Что за истерика мирового уровня?

Больше всего недолюбливают Джоконду… служители Лувра. Немало свидетельств тому, неприязнь какая-то мистическая. Никто не готов провести ночь в зале с «номером 779», тем более — заглядывать в глаза «Флорентийской Даме». Стойкий предрассудок: она высасывает жизнь из зрителя, словно вампир. Все случившиеся вызовы «Скорой» в Лувр… именно к поплывшим возле этого шедевра. Это не шутка.

Так кто изображён?

Ответ вроде дал исследователь искусства Возрождения — собственной персоной знаменитый Джорджо Вазари в «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Труд написан спустя 30 лет после смерти Леонардо:

«Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет монны Лизы и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным».

Вазари оставил подробности, которые уже пять веков ставят в тупик публику. Леонардо, по его описанию, изобразил на портрете:

«глаза, которые обладали блеском и влажностью», «розоватая и нежная кожа», «густые ресницы», «алость губ», «биение пульса на шее», «Мадонна Лиза была очень красива».

Стоит добавить, она должна быть молода, к 1503 году (якобы год создания портрета) ей едва исполнилось лет двадцать. Теперь смотрим на обитательницу Лувра, «№ 779». Розово-нежная кожа, алость губ и очаровательные очи в обрамлении густых ресниц? На самом деле? На портрете утомлённая зрелая женщина. С каким-то неимоверным багажом жизненного опыта.

Тонкие, давно бесцветные губы кривятся змеей подколодной под названием «саркастическая усмешка». Что-то натянутое получается… типа: «Улыбнуться? Знаешь, какой у меня день был? Я постараюсь, но шёл бы ты лесом…».

Джорджо Вазари рассказал: Леонардо, дабы вызвать у Лизы Джокондо весёлую улыбку и поддерживать легкое расположение духа, — приглашал на сеансы рисования музыкантов, певцов, даже шутов. Такое ощущение, все комедианты Флоренции были на гастролях, потому что молодая женщина как-то странно улыбается. Кривится откровенно бездарному представлению убогих Петросянов. Ни тени беззаботного смеха.

Ещё больше настораживает эпитет Вазари о «биении пульса на девичьей шейке». Первое… как такое можно заметить в статичной позе могильного надгробия? Второе: Джоконда сидит так, что любое биение на шее можно заметить только в одном ракурсе. Если развернуть модель на три четверти к смотрящему… Кого описывал Визари?

Теперь почитаем свидетельство художника Франческо Мельци (1493-1570 гг.), любимого ученика Леонардо. Он сопровождал гения во Францию, где мастер провёл последние годы жизни, приняв приглашение короля Франциска I. Там, в личном замке государя, великий художник и скончался. «Джоконду» оставив в подарок королю и Франции. Мельци говорит о … «величайшем полотне живописного искусства», где девушка изображена в костюме Весны. Она чуть повернулась, немного склонила голову в характерном для Леонардо приёме. Как он традиционно изображал всех своих героинь, включая Мадонн.

Девушка на «Джоконде» должна держать цветок-коломбину. Эмм-м-м. На портрете в Лувре ничего подобного не наблюдается в помине. Нет, это портрет кисти Леонардо. Только девушка… Кто угодно, но не та, которую описывали современники.

Вопросы можно считать риторическими. Многие исследователи творчества Леонардо это в полный голос голосили, ничего не понимая. Коллективно придя к выводу: на портрете в Лувре изображена не юная Лиза. Едва прожившая четыре года в счастливом браке с купцом дель Джокондо. Значит, слова Вазари — ошибка? Мистификация и ложь? Не похоже…

Другая «Джоконда».

Исследователь тонких искусств Вазари поведал историю о жене торговца летописцу в 1566 году. Но… если внимательно прочитать: портрет, с которым Леонардо никогда не расставался (всю жизнь возил с собой), великий мастер называл «джиокондо». «Улыбающаяся». Ученики ему вторили, тот же Андреа Салари (1480-1524 гг.). Получается, Мельци называл не фамилию модели. А говорил о странной и завораживающей улыбке некой женщины на портрете. Тогда всё становится на свои места.

Улыбка действительно… не рядовая. Готов согласиться с художниками и фотографами, утверждающими: подобного выражения эмоций в реальной жизни — не встретить. Это вымысел великого художника, загадочная метаморфоза. Название «Джоконда» дали картине не Леонардо или ученики. Оно появилось позже, после разговора Мельци — с Джорджо Вазари.

Который немного перепутал факты. Прекрасно знал: у да Винчи была натурщица Лиза, вышедшая потом замуж за торговца по фамилии Джокондо. Что её портрет как-то писал Леонардо. Но является именно тот холст нынешней «Джокондой» Лувра? Где недостающий костюм Весны, брызжущая очарованием молодость?

Ответ предложил еще в середине ХХ века известный советский искусствовед и литератор, профессор Гуковский. Уверенный: портрет Моны Лизы в костюме Весны существует, несколько веков спокойно висит себе в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Картина приписывается кисти самого Франческо Мельци, ученика Леонардо. Называется «Коломбина».

«Коломбина» после и до реставрации (Иллюстрация из открытых источников) «Коломбина» после и до реставрации (Иллюстрация из открытых источников)

Вопросы

возникают. Всё очевидно, произошла ошибка. Не той «Джокондой» потчуют публику Лувра. Имеющие глаза да увидят. Но почему искусствоведы мира столь равнодушны к небольшому портрету в Эрмитаже, не проведут очевидную переатрибутацию названий? Это же громкая историческая сенсация, загадка наконец-то раскрыта! Ха… кто отважится? Чтобы отнять у «номера 779» великую славу «художественного произведения номер один». Мировой бренд, символ целой Эпохи…

Ответ на поверхности. Деньги. Огромные причём. Влияние, статус, немалые выгоды обладания главным портретом мира… Пусть на них, утончённых и трепетно организованных и экзальтированных поклонников высокого искусства. Объясните взрослому мужику, не чуждому великой гармонии форм автомата «Калашникова»… что такого в луврской картине находят сотни миллионов людей? Япония и Китай гоняют специальные туристические чартеры… сотнями за сезон (до Ковид-19) по простому маршруту: «аэропорт — Лувр — Эйфелева башня — булочная с круассанами — аэропорт».

Вторая загадка «Джоконды» Лувра в полный рост. Из-за чего картина оказывает такое воздействие массового поражения на воображение зрителя? Для этого социологии провели масштабное исследование среди посетителей парижского музея. Знаете, какие ответы получили на вопрос: «Что вы чувствуете, глядя на Мону Лизу?»:

«Кажется, она знает обо мне все». «Она заглядывает в самую душу». «От этой картины становится не по себе». «Она интригует». «Эта женщина знает какую-то великую тайну». «В картине скрыты несколько загадок великого Леонардо».

Короче, всё вращается вокруг некой таинственности, загадки, головоломки. Хорошо, смотрим внимательно. Потёртая жизнью, далеко не юная женщина, в обыденном платье. Домашняя обстановка, поскольку волосы модели распущены (флорентийские дамы всех сословий не могли появиться на улице в таком простоволосом образе). На пальце нет обручального кольца. Вдова? Может так. Но скорее всего, это знак… беременности.

Было даже негласное решение католической Церкви, согласно которому такой вопиющий (для добродетели замужней дамы) факт поведения разрешался. По медицинским показаниям. Когда в «интересном положении» пальцы женщин отекали, им позволялось невозбранно обручальные кольца снимать, даже на людях появляться. Другое наблюдение в правильность догадки: странное положение рук Моны Лизы, напоминающее охранительный жест.

Психологи прямо говорят: дама прикрывает будущего ребенка, своей позой отталкивает нескромные взгляды зрителей. Немного комплексует. Вот откуда странная улыбка, на грани нескольких пограничных состояний психики. Внутри дамы сражаются несколько эмоций. Ни одна — не относится к внешнему миру. Великий Леонардо замыслил Великое… Передать красками тот момент, когда женщина прислушивается… к своему внутреннему состоянию, пытается почувствовать новую жизнь, понять её желания.

Это полностью, с точки зрения психологии, объясняет более чем странный взгляд «в никуда». Мона Лиза не рассматривает какой-то определённый предмет, тем более — не ищет взгляд абстрактного зрителя. Она просто старается передать простые слова: «Только мне известна тайна, вам её не открою… Пока не открою».

Это подтверждает полный сарказма (или презрения) взгляд свысока. Так ведут себя многие женщины, когда осознают появление внутри себя «нового мира». Тайного, пока неизвестного никому. Как будущие матери, сразу повышают «ставки» в социальном и психологическом поле. Поскольку имеют полное право быть выше всех, больше всего любить именно себя и будущего ребенка. А весь мир подождёт…

Техника «Джоконды»

«Мона Лиза» написана маслом на дощечке из тополиного дерева (так что это не полотно, как считают некоторые). Возможно, такая основа для картины – одна из причин ее необычных свойств. За несколько столетий своего существования работа даже ни разу не была реставрирована – что очень неожиданно, учитывая возраст шедевра.

Большинство художников эпохи Ренессанса использовали в работе библейские сюжеты. Это отличало живопись от других направлений искусства того периода. Анатомическая достоверность – характерный признак эпохи, и «Мона Лиза» выделяется из величайших произведений искусства благодаря точности изображения деталей – рук, глаз, губ. В уголках рта и глаз женщины да Винчи использовал затенение, что придало изображению удивительную правдоподобность. При этом в выражении лица можно проследить сдерживаемое веселье и хитрость, как будто она знает какую-то тайну и радуется ей.

Да Винчи также изобразил фон, который выглядит как вид сверху на прекрасный пейзаж. Однако все элементы картины, кроме лица и рук женщины, умело затемнены. Еще одна уникальная особенность – отсутствие видимых мазков кисти. Неудивительно, что эту картину считают подлинным шедевром искусства.

Предыстория

Картину написал Леонардо да Винчи , знаменитый итальянский живописец, между 1504-м и 1519-м. На ней по пояс изображена молодая женщина по имени Лиза Герардини. Считается, что портрет великому мастеру заказал ее муж, Франческо дель Джокондо , поэтому изображенную даму также называют Джокондой. А «Мона Лиза» буквально означает «Госпожа Лиза». Работа да Винчи вывешена в парижском музее Лувре .

Лиза Герардини происходила из известной семьи, которая пользовалась влиянием в Тоскане и Флоренции. Она вышла замуж за Франческо дель Джокондо, преуспевающего купца, торговавшего шелком. Портрет Лизы был заказан Франческо по случаю рождения их второго сына и должен был стать украшением их жилища. Личность изображенной на картине женщины стала известна лишь в 2005-м, а до тех пор выдвигалось бесчисленное количество версий относительно того, кто на самом деле нарисован на портрете.

Кража

«Мона Лиза» известна не только по этой причине. В 1911-м ее выкрали из Лувра. Как ни странно, в числе главных подозреваемых был художник Пабло Пикассо. Его даже бросили в тюрьму, но позже освободили. Два года шедевр считался утерянным.

В 1913-м итальянец Винченцо Перуджа был арестован за похищение знаменитой картины. Оригинал шедевра вернулся на законное место в галерею Лувра. Перуджа в то время был одним из служащих музея и считал, что картина принадлежит Италии и должна вернуться на родину. Два года он прятал ее в своей квартире, но попался, когда пытался продать ее в галерею во Флоренции, Италия.

«Мона Лиза»: история и тайны самой известной картины в мире

«Мона Лиза» – пожалуй, самое известное произведение искусства во всем мире. Вряд ли хоть одна картина в истории живописи подвергалась столь тщательному исследованию и анализу или была бы овеяна таким количеством легенд и загадок. Поразительная улыбка женщины столетиями служит предметом споров.

Акты вандализма

Не обошли картину стороной и акты надругательства. Впервые она подверглась нападениям вандалов в 1956-м, когда кто-то облил нижнюю половину работы кислотой и нанес ей сильный урон. В том же году другой вандал швырнул в нее камнем, повредив тем самым краску у локтя женщины. Позже следы надругательства были скрыты. После этого картину поместили под пуленепробиваемое стекло, чтобы предотвратить дальнейшие попытки уничтожить ее.

Гений мастера

«Мона Лиза» прославилась по ряду причин. Одной из них была, конечно, личность и популярность самого художника. Леонардо да Винчи можно назвать самым узнаваемым живописцем в мире. Он был не только художником, но также ученым, изобретателем и врачом. Своими познаниями в области анатомии человека мастер во многом обязан препарированию трупов.

Благодаря возможности наиболее близко знакомиться со строением человеческого тела, да Винчи рисовал более точно, чем другие художники его времени. Хотя его «Мона Лиза» признана величайшим произведением искусства, Леонардо был в большей степени графиком, чем живописцем. Красками он написал лишь несколько картин. А его самый знаменитый рисунок – «Виртрувианский человек» , хорошо известный каждому, кто изучал анатомию, физиологию или искусство.

Но прославился Леонардо не только картинами, но и изобретениями. Среди самых известных его идей были предшественники современного вертолета и танка. Кроме «Моны Лизы», огромной известностью пользуется его фреска «Тайная вечеря» . Да Винчи писал на самых разных поверхностях, экспериментируя, изобретая.

Загадки «Моны Лизы»

Ученые и искусствоведы объединенными усилиями бьются над разгадыванием тайн, которые хранит произведение да Винчи. Главная из них – поразительная улыбка изображенной женщины. Дело в том, что уголки рта лишь самую малость приподняты, поэтому глядя только на губы Моны Лизы, сложно утверждать, что она улыбается. А вот если оценивать портрет целиком, то кажется, что улыбка действительно есть. Более того, с разных ракурсов выражение лица меняется.

Объяснить этот феномен непросто. Кое-кто выдвигал версию, что изображенная женщина ждет ребенка и это придает ее улыбке такую загадочность. Теория не выдерживает критики: как известно, Мона Лиза как раз незадолго до этого произвела на свет второго сына.

Многие верят, что Леонардо изобразил на картине самого себя в женском обличье, но и этому нет доказательств. Другие утверждают, что да Винчи, будучи нетрадиционной ориентации, тайно написал портрет своего возлюбленного.

Есть и еще одно объяснение загадочной улыбки, которое, кстати, не сразу бросается в глаза. Дело в том, что у изображенной женщины полностью отсутствуют брови; ресницы тоже не прорисованы. Одни объясняют это веянием моды: многие дамы того времени не только удаляли брови, но и сбривали часть волос на голове, чтобы визуально увеличить высоту лба. Однако французский искусствовед Паскаль Котт , изучивший картину, утверждает, что брови изначально были, просто со временем краски или выцвели, или же были счищены.

Ученый и врач индийского происхождения Мандип Мехра привел свое объяснение отсутствию бровей. Изучив отдельные черты, такие как цвет лица, линии шеи, очертания пальцев и особенности роста волос, он пришел к неожиданному заключению. По его мнению, изображенная женщина страдала от гипотиреоза – заболевания щитовидной железы. И таинственная улыбка – лишь результат мышечной слабости.

Интересно, что улыбка Моны Лизы вызывает не только положительные впечатления. Многие находят ее отталкивающей, тревожной, неприятной и даже «бесовской». В любом случае, чем дольше зритель вглядывается в ее лицо, тем более широкий спектр ощущений у него появляется.

Еще одна загадка картины – ее оригинал . Известно, что изначально изображение выглядело несколько иначе, но позже Леонардо сам закрасил и видоизменил отдельные участки. Было обнаружено, что поменялось положение пальцев на руке и покрывала на коленях женщины. Открытия были сделаны с помощью инфракрасной и лазерной визуализации. В 2015-м было даже обнаружено, что и выражение лица модели было другим. Кто был изображен изначально, остается тайной.

Спасибо за внимание! Если понравилось - можно подписаться на канал и следить за обновлениями :)

Как Мона Лиза выглядела бы в наше время

Шедевр Леонардо да Винчи "Джоконда или Мона Лиза" известен во всем мире. Кем была девушка, изображенная на портрете? Сведений не очень много: итальянка из среднего класса (не бедная, но и не очень богатая). В 15 лет вышла замуж, родила пятерых детей. Умерла в почтенном возрасте - около 70 лет, во время эпидемии чумы.
А если бы она жила в наши дни? В Интернете много на эту тему фотографий Моны Лизы, созданных пользователями.




Читайте также: