Как выглядит кв 44 в реальной жизни

Обновлено: 07.07.2024

Не спешите говорить о том, что КВ не был первым тяжелым советским танком. Мы не зря употребили слово "боевой". Да, как модель, построенная серией, Т-35 реально стал первым советским тяжелым танком. И для парадов подходил вполне. Но его боевая польза оказалась более чем условной. Впрочем, мы об этом уже писали вот здесь: «Рассказы об оружии. Танк Т-35. Самый бесполезный в мире?»

Так что не сильно преувеличивая, мы считаем, что тяжелый танк КВ стал первой реально боевой машиной РККА в этом классе.

Встретившись в первые же дни войны с советским тяжелым танком КВ, немцы тут же окрестили его "Призраком". Машина, которая могла в одиночку вести бой сразу с несколькими противниками. Машина, броню которой не брали противотанковые пушки. Достойнейший противник для любой бронетехники немцев. Да и вообще, для любой бронетехники того времени.

Сегодня существует множество материалов об этом семействе танков. На любой вкус. От разгромной критики до обожествления. Соответственно, у любителей бронетехники военного периода уже сложилось совершенно противоположное мнение об этом великолепном или отвратительном танке.

Однако все сходятся во мнении, что первый период войны это действительно был самый сильный танк. И именно он во многом вынес тяготы самого сложного временного отрезка Великой Отечественной.

Примеров удачных и показательных действий экипажей КВ предостаточно. От действий экипажа Колобанова под Ленинградом до экипажа Коновалова под Воронежем.

Рассказы об оружии. КВ: первый тяжёлый советский танк

И сами немцы отдавали дань уважения боевой машине, потому как, если что-то и могли противопоставить, то весьма и весьма немногое.



Но общая картина впечатляет. И вот теперь стоит посмотреть, откуда появился КВ. Мы привыкли рассматривать боевые машины из нашего сегодня, современными глазами и мозгами. А между тем до начала Второй мировой войны никто понятия не имел, какими характеристиками должен обладать тяжелый танк. Даже об эффективности той или иной конструкции можно было только догадываться.

Уже упомянутый нами танк прорыва Т-35.


Несмотря на то, что этот пятибашенный гигант был запущен в серию, участие в боевых действиях он принимал весьма условное, о чем мы в свое время рассказывали. Парадный танк, быстро исчезнувший в первый период войны, потому что не был доведен до ума, то есть абсолютно не отвечавший самим требованиям той войны.

Лишь во второй половине 30-х годов в СССР наконец-то было выработано хоть какое-то понимание самой концепции танка прорыва. Именно тогда появляется знаменитый "С. М. Киров". Тот самый опытный СМК с двумя башнями, который и стал основой для разработки "Клима Ворошилова".


Тяжелые танки должны не только обладать мощным вооружением с пушками калибра 76 мм и 45 мм, но броней не менее 75 мм по бортам, которая бы обеспечивала защиту не только от 47-мм пушки на всех дистанциях, но и от огня 76-мм пушки на дальности 800-1000 метров.

Сам танк КВ появился именно как уменьшенная копия СМК. Конструкторы, убрав вторую башню, уменьшили длину машины. И достаточно сильно. На два катка. Интересно то, что вообще сама концепция этого танка не рассматривалась руководством как перспективная.

Но был один человек, который верил в концепцию однобашенного танка прорыва. Это начальник АБТУ РККА комкор Павлов.


Именно по его настоянию на разработку такой машины были направлены выпускники ВАММ им. Сталина, которые прибыли на Кировский завод для выполнения дипломного проекта. Кстати, это и объясняет появление в числе руководителей проекта А. С. Ермолаева.


Афанасий Семенович Ермолаев был именно руководителем дипломного проекта этой группы выпускников. Хотя, по нашему мнению, незаслуженно не упоминается ещё один из руководителей – Леонид Егорович Сычев.


Руководство проектом создания танка Сычев и Ермолаев осуществляли вместе.

Танк получился. Ведущий конструктор Ермолаев представил машину в августе 1939 года под индексом О-У. Прототип О-У действительно имел две пушки: 76-мм (Л-11) и 45-мм. Кроме этого, на танк было установлено три пулемета – один ДК и два ДТ. Кроме вооружения, машина получила дизельный двигатель, торсионную подвеску и такую броню, которую действительно не пробивали бронебойные снаряды того времени.


Главным конструктором нового танка, получившего к тому времени имя Клима Ворошилова, стал Николай Леонидович Духов.


На заводских испытаниях машина показала себя достаточно хорошо, хотя и были обнаружены многочисленные недоделки. Существует письмо военпреда Кировского завода военинженера 3-го ранга Каливоды на имя наркома Госконтроля Л. Мехлиса, в котором прямо говорится о необходимости срочной доработки этой машины для принятия её хотя бы как учебной.

В августе 1939 года был изготовлен первый экземпляр КВ. Именно КВ, а не КВ-1, как ошибочно утверждается в некоторых изданиях. Единица, как это ни парадоксально звучит, появилась позже двойки.

29 ноября 1939 года, за один день до начала советско-финской войны, в 20-ю танковую бригаду (танки Т-28) для военных испытаний передали сразу три перспективных машины — СМК, Т-100 и КВ.

Первый свой бой КВ провел 17 декабря 1939 года при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Машина показала себя вполне достойно. Как, впрочем, и другие. Правда, СМК подорвался на фугасе на третий день испытаний и больше не использовался.

Однако военным не понравилась маломощная пушка. Л-11 просто не справлялась с укреплениями финнов. Вот тогда-то и появилась идея установить на шасси КВ 152-мм гаубицу. Новый танк получил обозначение КВ-2. А первый вариант машины стали именовать КВ-1.







Кстати, на вооружение КВ был принят уже через день после первого боя. 19 декабря 1939 года.

Это послужило одной из причин отказа от СМК и Т-100. Эти машины при одинаковой мощности вооружения (мощнее, чем у КВ) были менее бронированы, сложнее в производстве и тяжелее КВ. Хотя споров такое решение вызвало много.

Сегодня можно много говорить о потерях в первые месяцы войны. Даже не столько о потерях, сколько о том, что множество машин просто брошено экипажами из-за неисправностей и недостатка горючего. Но давайте посмотрим на тех, кто воевал в 1941-м на КВ.

Экипажи тяжелых танков в подавляющем большинстве до первого боя имели практически никакую подготовку. Механики-водители, по официальным данным, имели 3-5 часов вождения! Даже такая мелочь, как наставление по эксплуатации КВ, была дефицитом. Одно на батальон!

Немцы тоже прилежные ученики. Через полгода после начала войны немецкие танки получили 50-мм и 75-мм пушки, а в конце 1942 года на фронте появился «Тигр» (Pz-VI). «Тигры» поражали КВ на дальности в 1,5-2 км, тогда как 76-мм пушка КВ могла подбить немецкую машину всего лишь с 500 метров.

Тогда же у немцев появились и "Panzerjägerkanone" вместо "Panzerabwehrkanone". Пушка охотников на танки вместо противотанковой пушки Pak-40.

75-мм пушка, поставленная на шасси, практически полностью ликвидировала превосходство КВ и Т-34 в броне. Любое попадание из этого орудия считалось фатальным. Тогда как 50-мм подкалиберные снаряды имели всего 50% фатальных попаданий. Так, в принципе неплохой танк КВ стал ненужным для армии.

Но отказываться от тяжелых танков в РККА не думали. Началось традиционное противостояние брони и снаряда. Конструкторы начали утяжелять машины более мощной броней. Тяжелые танки периода 1940-41 годов были действительно тяжелыми. Достаточно сказать, что самый легкий такой прототип весил 60 тонн!

Да и вооружение таких машин внушало уважение. Не менее 100 мм! Примером такого монстра может служить прототип КВ-7. Он более известен специалистам под другим именем — КВ-220. Классический штурмовой танк в понимании того времени. Вооруженный тремя (!) пушками. Основное орудие 76-мм и два 45-мм орудия.

Такая "артиллерия" сыграла с танком злую шутку. Стрелял он не туда, куда наводил наводчик, а туда, куда хотелось самому танку. Даже Ворошилов после испытаний этого прототипа выразился очень образно: "До сегодняшнего дня я считал артиллерию точной наукой".

Ещё один интересный прототип — танк со спаркой 76-мм пушек. Представляете себе эту машину?

Были прототипы с пушкой-гаубицей (КВ-9). Был даже прототип с ракетным вооружением — КВ-1 КРАСТ. Обозначение "короткая ракетно-артиллерийская система танковая" как раз и имел такой танк.




Все то, о чем говорилось выше, — достаточно сложное решение. А в условиях войны решения должны быть легкими, дешевыми и технологичными. Самым простым из таких решений выглядело простое увеличение бронирования на уже существующих машинах. Причем это касалось не только КВ, но и Т-34 и Т-28.

Эти прототипы имели индекс "Э". Дополнительные маски назывались экранами. Отсюда Э — экранированный. Простое решение не всегда хорошее. Машины были рассчитаны на определенный вес и, соответственно, утяжеление приводило к существенному ухудшению динамических качеств танков.

В случае же с КВ это вообще выглядело глупо. Дело в том, что уже в 1941 году пришло понимание того, что машина бронирована излишне. Стремление сделать крепость на гусеницах привело к совсем не нужным миллиметрам брони на бортах и корме. Большинство попаданий было в лоб.

Решение подсказали сами военные. Из частей и соединений часто поступали жалобы на низкую маневренность и скорость наших тяжелых танков. Командиры связывали большие потери и с этой особенностью "крепостей". Конструкторы получили задание увеличить скорость танка.

Решение проблемы было найдено в КБ Челябинского тракторного завода. Проанализировав потери танков в боях, на ЧТЗ пришли к тому же выводу, который озвучили мы выше. И уже в мае 1942 года предложили новый танк — КВ-1С.






Откуда появилась расшифровка "С" как специальный или скоростной, мы не знаем. Официально же эта машина называлась танк КВ-1 скороходный. Скороходность была действительно существенно увеличена. До 43 км/ч. За счет чего? За счет бронирования.

К июлю 1942 года появился именно этот модернизированный вариант первой серии танка. Броню по бортам уменьшили до 60 мм. Стало применяться броневое литье, которое также снизило вес. Была изменена конструкция башни в сторону уменьшения толщины. При этом на ней появилась командирская башенка.

На КВ-1С устанавливалась новая коробка переключения передач, бортовые редукторы, новый главный фрикцион, новая система охлаждения. Для шасси так же использованы другие материалы. Машина получила облегченные катки, облегченные гусеницы, облегченный ленивец.

С этой машиной случился казус. Танк КВ-1С был принят на вооружение больше чем за неделю до окончания государственных испытаний, 20 августа 1942 года. А испытывали машину до 26 августа 1042 года. Таким образом, в серию машина пошла ещё до принятия на вооружение.

Вроде бы все требования были учтены, но… Но получилось так, что КВ-1С «не зашел». Все было хорошо, но в 1943 году пошли в танковые войска вермахта «Тигры» и «Пантеры», орудия которых вполне нормально справлялись с броней КВ, а вот ответить взаимностью наш танк мог с большим трудом. 76-мм орудие явно требовало замены. К тому же усиление бронирования классических Pz-IV в целом полностью свело на нет все работы по КВ.

В первую очередь требовалось более мощное орудие. Например, 85-мм орудие Д-5.

Орудие и даже башня уже были готовы. Правда, предназначены они были для нового танка — "Иосиф Сталин". Брать чужую башню было достаточно сложно. Дело в том, что башня для ИСа делалась в Челябинске, а шасси КВ производили в Ленинграде. Поэтому на Кировском заводе создали собственную модель башни.

В конечном счете на КВ-85 пошла все-таки башня от ИСа, но один-единственный экземпляр «оригинального» КВ-85 сохранился до нашего времени и стоит в качестве памятника на проспекте Стачек в Санкт-Петербурге. Это как раз тот самый прототип с собственной (Ленинград) башней.


А вот КВ-85 с башней от ИС, увы, время не пощадило, и их можно видеть только на фотографиях военной поры.

Машина, которую можно увидеть, пощупать и осмотреть, та, что вы видите на наших фото, это ещё одна модификация КВ. Точнее, КВ-8.


Наш советский огнеметный танк, который сеял панику среди немецких солдат и офицеров. "Горело всё!" — это о нем. Таких машин вместе с КВ-8С было выпущено всего 139 единиц. Мало? Сложно сказать, тут дело в специфике применения.

На первый взгляд машина почти не отличается от обычной. Пушка, спаренный пулемет, обычное шасси. На самом деле здесь действует принцип "не верь глазам своим".


Пушка приличного, вроде бы обычного для тяжелого танка, калибра — не более чем имитация. На самом деле это 45-мм орудие в маскировочном кожухе. Да и пулемета на привычном месте нет! Там находится огнемет АТО-41 "Змей Горыныч". АТО — автоматический танковый огнемет.


Эффективность на дальности до 130 метров — ничего живого не оставалось! Немцы, увидев КВ-8 или Т-34 с АТО, просто бежали с позиций. Другой вопрос, что идентифицировать огнеметный танк было непросто.

Вообще-то, «Змей Горыныч» — так прозвали именно танк Т-34 с АТО. Уже потом название распространилось и на КВ, да и на сам огнемет.

А выпускалось это чудо техники (на тот момент больше никто в мире такого вооружения не производил) в поселке Карабалых Кустанайской области. В обычном зерносовхозе. Вот такие чудеса бывают.

А закончим мы наш рассказ о том, почему танк КВ вечен. Именно так — вечен! Вечность — это непродолжительность жизни отдельного экземпляра или индивида. Вечность – это продолжение в потомках!

Потомок того, кто погибал в первые месяцы войны, того, кто горел, защищая отступающие войска, стал самым грозным, самым сильным танком Второй мировой войны! Да, семейство тяжелых ИС — прямые потомки неуклюжих, слабовооруженных, со множеством недоделок и конструкторских ошибок КВ.

КВ просто поменял фамилию. КВ-13, он же объект 233, средний танк тяжелого бронирования, созданный на ЧТЗ в 1942 году, стал танком ИС-1. А вот КВ-9 со 122-мм танковой гаубицей У-11, объект 234, стал ИС-2.

Создание новой техники, особенно военной техники, всегда связано с множеством проблем, которые выявляются уже в процессе опытного производства. Но больше всего проблем выявляется все-таки в бою. Особенно это касается совершенно новых разработок.


"Клим Ворошилов" был первым советским тяжелым танком, Т-35 вообще сложно рассматривать как боевую машину. Так что КВ и его дальнейшее развитие вполне можно считать машиной, которая оказала влияние не только на отечественное танкостроение, но и на западные школы конструкторов. Так что в любом современном танке есть его пусть маленькая, но частичка.

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

Статья относится к принтерам:

Предыстория обычная, ну как у всех, у кого есть дети. В какой-то момент ты прогибаешься, показываешь YouTube, и понеслась. Так незаметно переходишь от того же "Синего трактора" к "Щенячьему патрулю", потом к "Суперкрыльям" и, в принципе, с промежуточными можно было бы добраться до "Острова сокровищ", но тут вмешивается сбежавшая из того же мульта фортуна, и мы уже все вместе плотно подсели на канал Gerand'a и его стальных монстров.

Ну а так как главный, хорошо, один из главных, героев у него это сверхтяжелый танк КВ-44, то понятно, кого мне захотелось напечатать.

Для начала я изучил матчасть, а именно - доступные изображения КВ-44 из мультфильмов и заодно - неповторимого оригинала:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

По всему выходило, что оба в некотором смысле франкенштейны. Оригинал - больше, мультяшный - меньше. Но в любом случае получалось, что даже если определишься с количеством и расположением башен, одновременная стрельба оказывалась невозможной - это нам не ган-ката. Тут и карапузу ясно, что застрелишься раньше, чем попадешь во врага.

Поэтому я, насколько мог, абстрагировался от рациональности и стал делать КВ-44. Чтобы понимать, что такое КВ-44:

Итак, каким должен быть КВ-44? Правильно: огромным, опасным и чтоб глаза горели красным. А область печати у моего принтера - всего 220х220 мм по характеристикам и в лучшем случае 200х200 по практике.

Так что началось все с того, что танковую платформу я разбил на три части и начал думать над тем, как их потом скрепить, чтобы ничего не разваливалось и не ломалось. Первый вариант сопряжения был зубодробительным и я настолько сильно сомневался в его целесообразности, что даже не пытался печатать:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Здесь на скрине половина танка - именно так я рисовал большую часть. Ведь танк планировался симметричным, а значит можно сделать половину, а потом просто отзеркалить.

По этому же изображению можно понять, что вдохновлялся я, все-таки, КВ-44 руки Gerand'a. В свое оправдание хочу сказать, что он, по моему мнению, классик КВ-44 и непонятно, куда смотрит наш Минкульт.

Через некоторое количество итераций я пришел к сэндвичной конструкции основания танка:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

В основании половинки гусеничного блока. Половинки - потому что принтер (и, наверное, пластик) у меня не очень и поддержки при печати PET-G выламываются с большим трудом, оставляя после себя душераздирающее зрелище. Так что я постарался сделать гусеницы и танк вообще таким, чтобы количество поддержек было минимальным с учетом моих способностей, конечно.

Другой принципиальный момент - унификация и минимизация номенклатуры печатаемых деталей. По этой причине передний и задний гусеничный блок, а также оба соединителя - абсолютно одинаковы. Правда, если быть до конца честным, то половинки гусеничных блоков немного отличаются, что объясняется наличием ребер, чтобы хотя бы гипотетически увеличить поперечную жесткость и заодно облегчить сборку.

Не знаю, насколько понятен чертеж, но словами будет еще более бестолково. Например, смысл конструкции в том, что по горизонтали гусеницы объединяются соединителем, а чтобы он никуда не делся, сверху прикручиваются крышки в виде верхних передней, средней и задней частей. При этом верхняя средняя часть заходит на переднюю и заднюю, что по моей идее должно предотвращать перелом танка, если брать его совсем уж варварским способом - только за нос или корму.

Кстати, из этого же чертежа следует, что внешний вид танка можно изменять, переделывая только часть деталей, например, гусеницы или крышки.

Следующий вопрос - как крепить башни, если помнить, что все они должны вращаться. Здесь первая версия, как и в случае с танковой платформой, до финала не дошла:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Ее идея была в том, чтобы скручивать все части платформы шпилькой, достаточно длинной, чтобы насадить на нее и башни. А сверху планировалась гайка. Здесь же можно видеть, что в начале я еще был оптимистичен и надеялся печатать гусеничные блоки целиком, а чтобы поддержек было меньше, части с катками планировал вставными.

Вот только я не смог придумать, как обездвижить гайку-шпильку при подвижных башнях. Полагаю, что в дело вступил встроенный скрам-менеджер (я даже не знал, что это такое, но загуглил): если решение задачи занимает слишком много времени, отправляем все в пропасть и начинаем заново.

И, сюрприз, тут я заново вляпался в ту же ерунду. Мне не давала покоя идея со шпилькой, поэтому я придумал сделать ее полой и с кольцевыми пазами. Полой - для того, чтобы в нее заходил винт для скрепления шпильки и слоев танковой платформы, а с кольцевыми пазами - чтобы по ним, как по направляющим вращались башни. Защелкивание башен в этом случае обеспечивалось тем, что шпилька была разрезной и на время установки башни сжималась. В общем, объяснять долго и не нужно, с учетом того, что этот вариант тоже отправился на свалку истории. Понимаете, очень сложно оказалось подбирать диаметры отверстий и высоту расположения кольцевых пазов, чтобы обеспечить желаемую фиксацию и усилие поворота.

Ощутить частичку моей боли можно по следующей картинке:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Здесь сразу три тупиковых решения. Про шпильку я уже рассказал. Теперь про башни. Было очевидно, что напечатать без поддержек башни сразу с пушками невозможно. Также я знал, что и с поддержками у меня это не получится - поломаю еще в процессе отделения поддержек. Плюс я думал, что пушки будут ломаться первыми, а это значит, что каждый такой инцидент влечет повторную печать всей башни. Поэтому башни и пушки должны были печататься отдельно.

Однако в этом случае нужно было придумать, как их скреплять. Вариант с резьбой я почему-то даже не попробовал - сразу отмахнулся и стал делать защелку. Идея была в печати башен в режиме вазы (один периметр, по спирали) с вырезом под пушку. Защелка на пушке - два встречно направленных усеченных конуса. При должном расчете, пушка должна была прогнуть переднюю поверхность башни, разводя в стороны края выреза, а затем встать на место, позволив вырезу сомкнуться (простите, если кому-то это покажется излишне эротичным).

Короче, идея сработала, но возникли трудности. Например, исходя из концепции крепления башен на кольцевые пазы, верхняя башня не могла быть напечатана в режиме вазы, а это автоматически делало стенку более жесткой - вплоть до невозможности толком установить пушку. Кроме того, получалось не очень эстетично. Ведь у танков здесь должна быть качающаяся броня окна пушки, а не то, что получилось у меня.

С этим надо было что-то делать. И, так как меня в первую очередь беспокоило сопряжение башен, им я и занялся. После экспериментов с попытками попасть в десятые доли миллиметра при совмещении деталей, я понял простую вещь: соединение должно быть таким, чтобы не требовало особой точности при печати и особых умений при сборке.

Вообще жаль, что от башен в режиме вазы пришлось отказаться. Рисовать их лично мне было не очень просто, но снизу они выглядели довольно изящно:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Как ни парадоксально, финальное решение оформилось это в виде подобия шкантового соединения, которое, если бы не случайность, я бы вообще в расчет не принимал. Случайность - это "раз ничего не помогает, давай попробуем его - пять минут потеряем, а вопрос закроем раз и навсегда".

До шканта я довольно долго пытался вдохнуть жизнь в защелку со сквозным отверстием:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Выходило не очень. Если фиксация была достаточной, то соединение оказывалось условно-неразъемным. Буквально: ломалось при попытке разобрать.

Вариантов было много, но всех их объединяли одни и те же качества:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Ну и поле экспериментов тоже получилось обширным:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

А в продакшн пошел вот такой шкант:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Да, сначала шкант был сплошным, но соединение с ним довольно плохо вращалось и его было сложно разбирать, поэтому появились выборки.

Чтобы обеспечить сопряжение вращающейся нижней башни с неподвижной платформой я использовал шкантовую вставку:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Она входит в выемку танковой платформы и фиксируется тем же винтом, который скрепляет части платформы. Квадратная форма не дает вставке прокручиваться и разбалтывать соединение. При этом стенка достаточно толстая, чтобы не ломаться при разъединении. И даже если вставка сломается - не беда, новая печатается очень быстро. К слову, у меня ни одна такая вставка пока что не сломалась.

На этом же этапе я применил принцип "попробуем и, если что, выбросим" к резьбовому соединению башен и пушек. На удивление все срослось - нужно было только принять в расчет тот факт, что резьба на башнях чуть провисала, что лечилось небольшим увеличением диаметра резьбы на пушке.

Другая особенность пушек в том, что я печатал их в моем любимом режиме вазы, от которого пришлось отказаться в башнях. Причин две: во-первых, это красиво (и быстро). Во-вторых, когда (а не если) такая пушка ломается, то остатки довольно просто выкрутить, вставив внутрь отвертку подходящего размера.

Собственно, здесь случился переворот. Наконец-то танк стал собираться и в конечном итоге собрался. Схема выглядит примерно так (без излишне повторяющихся деталей):

Или вот небольшая демонстрация:

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

По мере готовности условных чертежей условных башен я, как мог, пытался проверить кинематику - чтобы поворачивались, не задевая деталей корпуса. В целом все получилось, но я не учел расположение пушек, поэтому случилась небольшая неожиданность по унификации башен. Несмотря на то, что задние центральные башни по размерам точно такие же, как и передние, у одной пришлось сместить орудийное окно, иначе при повороте пушка упиралась в выхлопные трубы.

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Дело оставалось за малым. Именно - краской и звездами. Так получилось, что пластик у меня только белый и в спешке я забыл сделать в корпусе и пушке выемки для обязательных звезд.

Поэтому звезды я нарисовал и приклеил к корпусу, а для покраски использовал акриловую аэрозольную краску. И если с грунтом и черным цветом все понятно, то хочу сказать, что краска REF 0310 (хаки) в применении к корпусу меня просто потрясла. Это оказался тот самый оттенок, который я ожидал от военной техники.

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44

Конечно, у меня получилось не 77 пушек, а всего 35 пушек и 31 башня на трех платформах. При этом унификация вылилась в то, что разновидностей пушек всего 6, а башен - 10. Размер соединительных гаек один, размеров винтов - два. Конструкцию я постарался сделать такой, чтобы при поломке количество деталей для восстановления было минимальным.

Также можно увидеть, что качество окраски плавает. Действительно, я ошибся в количестве краски и одного баллона хаки на танк не хватило. Поэтому местами проглядывает коричневый грунт, а местами все покрыто черной краской, которая, напротив, осталась после покраски гусениц. Вообще, хотя краской я остался очень доволен, в идеале, конечно, танк лучше печатать уже окрашенным пластиком.

В завершение хочу сказать, что для всех резьбовых соединений я пользовался скриптом Nut job, потому что сам не умею.

Модель уже загружена в библиотеку 3DToday. Примерный вес готового изделия - 760 граммов.

Рассказы об оружии. Танк Т-44 снаружи и внутри

Что показали события Великой Отечественной войны в отношении танка Т-34? На начальном этапе – чудесная машина, намного опередившая современников. На окончательном, на примере Т-34-85, стало ясно, что модернизировать машину уже некуда.

Мировое танкостроение шагало десятикилометровыми шагами, и Т-34 явно уже не поспевал за «одноклассниками». Да, некоторое изменение башни и установка более мощной пушки 85-мм сделали свое дело, но дальше оказался тупик.

И в конце 1943 года советские конструкторы пришли к выводу, что надо что-то делать.

Изначально компоновка Т-34 была спроектирована так, что двигатель В-2-34 занимал почти половину всего внутреннего пространства танка.

Башню пришлось максимально сдвигать вперед, а экипаж распихивать по оставшемуся пространству. В итоге, как мы уже отмечали, внутри Т-34 было весьма тесно, но и это не самое страшное. Неприятно было то, что невозможным стали дальнейшее наращивание лобовой брони и установка более мощной пушки. Это было вызвано серьезным перегрузом ходовой части в передней части танка.

Поэтому уже в 1943 году была подготовлена достойная смена для Т-34, разработанная конструкторском бюро (отдел № 520, главный конструктор А. А. Морозов) Уральского танкового завода № 183 имени Сталина, получившая рабочий индекс Т-44, или объект 136.

Основной задачей для конструкторов стала полная перекомпоновка моторно-трансмиссионного отделения танка. Удалось. Двигатель Т-44 был установлен не вдоль, а поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором. Также удалось снизить и высоту двигателя за счет перемещения воздухоочистителя к борту, перемещения радиатора поперек корпуса позади коробки передач и смещения вентилятора к корме танка.

Компоновка получилась не просто более удачной: в сравнении с Т-34 на Т-44 значительно улучшилось охлаждение агрегатов трансмиссии.

Боевое отделение не просто увеличилось. Если пересесть из Т-34 в Т-44, ощущаешь, что попал в современную квартиру после «сталинки», настолько увеличивается внутренний свободный объем. Башню можно было сдвинуть в центр корпуса, ближе к центру тяжести танка. Это повысило балансировку и положительно сказалось на точности огня на ходу. Увеличился модернизационный потенциал, места теперь хватало даже для установки 122-мм пушки от ИС-2.

Снизилась нагрузка на передние катки, значит, стало возможно увеличить лобовую броню корпуса до 90 мм, а лобовую броню башни до 120 мм.

Угол наклона лобового листа увеличили до 60°, и он стал монолитным. Если в Т-34 слабым местом был люк механика-водителя, расположенный в лобовом листе брони, то на Т-44 люк механика-водителя вообще убрали на корпус.

Экипаж танка сократился на стрелка-радиста, так как с обслуживанием радиостанции справлялся командир танка. Кроме того, получение приказов командиром танка непосредственно от вышестоящего начальства, а не через члена экипажа, повышало оперативность.

Курсовой пулемёт оставили, но теперь он был жестко закреплен в лобовой броне, стрельбу из него вёл механик-водитель. На освободившемся месте стрелка-радиста разместили топливный бак.

Ну, и экипажу стало намного более комфортно.

Боевая масса, т 31,0
Экипаж, чел. 4

Годы производства 1944—1947
Годы эксплуатации 1945 — конец 1970-х
Количество выпущенных, шт. 1823

Размеры
Длина корпуса, мм 6070
Длина с пушкой вперёд, мм 7650
Ширина корпуса, мм 3180
Высота, мм 2410
База, мм 3800
Колея, мм 2630
Клиренс, мм 425

Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 90 / 60°[1]
Лоб корпуса (низ), мм/град. 90 / 45°[1]
Борт корпуса, мм/град. 75 / 0°[1]
Днище, мм 15[1]
Крыша корпуса, мм 15—20[1]
Лоб башни, мм/град. 120
Борт башни, мм/град. 90 / 20°[1]

Вооружение
Калибр и марка пушки 85-мм ЗИС-С-53 обр.1944 года
Боекомплект пушки 58
Углы ВН, град. −5…+25°
Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТМ

Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 500
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25..30
Запас хода по шоссе, км 200..250
Запас хода по пересечённой местности, км 180..200
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,73
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3

Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством.

Замена старой, тяжёлой и громоздкой пружинной подвески Кристи на торсионную подвеску освободила достаточно много места. Именно это дало возможность полностью пересмотреть компоновку танка.

Исчезли надгусеничные ниши, а высвободившееся место позволило расположить новый двигатель В-44 не вдоль, а поперёк корпуса танка. За счет разворота двигателя было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа.

После внесения ряда незначительных конструктивных доработок 23 ноября 1944 года Т-44А был принят на вооружение.

Первые пять серийных машин вышли из цехов ХТЗ в ноябре 1944 года. Всего же за период производства с 1944 по 1947 годы было произведено 1823 танка Т-44.

На фронт, правда, они не поступали и в боевых действиях Второй мировой войны не участвовали.

Более того, почти сразу после запуска в производство в конце 1944 года стало ясно, что по вооружению Т-44 не может рассматриваться как основная боевая машина. 85-мм пушка практически исчерпала свои возможности и для борьбы с современными танками не годилась.

Было решено начать работы по следующей модификации танка – Т-44Б, оснащенной 100-мм пушкой Д-10. К работе приступили в октябре 1944 года, проектирование завершилось в декабре 1944-го, а опытный образец был изготовлен к февралю 1945 года.

Танк успешно прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. От «базовой» модели Т-44 он отличался уже многими вещами: новой пушкой, башней иной конфигурации, двигателем, иной схемой бронирования.

Фактически это был уже совершенно другой танк, поэтому вместо литеры «Б» машина получила самостоятельное название, под которым и была вскоре запущена в производство – Т-54.

Но это уже совсем другая история.

В 1961 году все выпущенные танки Т-44 прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счёт уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию.

В 1965 году часть Т-44 была переоборудована в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской Армии.

Единственным вооруженным конфликтом, в котором участвовал Т-44, была операция «Вихрь». Кроме того, под конец своей службы машинам всё же довелось «участвовать» в Великой Отечественной войне: в роли немецких танков Pz VI «Тигр» в фильмах «Освобождение» и «Они сражались за Родину».

После соответствующей переделки танки становились малоотличимы от немецких машин (за исключением ходовой части).

В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер». Также этот танк можно увидеть в фильмах «Отец солдата», «Офицеры», «На пути в Берлин», «На дорогах войны», «Родная кровь», где он «играет» роль Т-34-85.

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком

Первые бои Советско-Финской войны, в которых приняли участие тяжелые танки КВ-1, наглядно продемонстрировали эффективность этого класса бронетехники. 76-миллиметровой пушки танков было достаточно для поражения любых бронированных целей. В то же время, это оружие не позволяло уничтожать множество видов фортификационных сооружений. Если деревоземляную точку можно было разбить при помощи снаряда калибра 76 миллиметров, то для пробития бетонных стен более серьезных сооружений этого оружия уже не хватало.

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком

Военный Совет Северо-Западного фронта предложил усилить вооружение тяжелого танка. Вместо 76-мм пушки они хотели видеть гаубицу калибра 152 миллиметра. Опыт эксплуатации полевой артиллерии такого калибра показывал ее достаточную мощь для того, чтобы эффективно бороться с серьезными укреплениями противника. Военное руководство страны одобрило это предложение и в январе 1940 года конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода (Ленинград) получило задание оснастить танк КВ-1 152-мм гаубицей. На выполнение важного задания дали всего несколько дней. Из-за этого конструкторский коллектив под руководством Ж.Я. Котина был вынужден перейти на казарменное положение. Рабочий день инженеров длился по 16-18 часов. Свободного времени хватало только на сон, да и то не всегда.

Первоначально в качестве вооружения для обновляемого танка рассматривалась 152-мм гаубица образца 1909/30 годов. Она имела подходящие для установки на танк габариты, но при этом ее характеристики были уже недостаточны. Затем взгляд конструкторов и военных пал на 152-мм гаубицу обр. 1938 года, также известную под названием М-10. Огневые характеристики этого орудия были гораздо лучше, чем у предыдущего. В то же время, казенная часть гаубицы и ее противооткатные устройства имели такие размеры, при которых требовалась новая башня. Собственно говоря, большая часть отведенного на создание танка времени ушла на создание новой башни. По сравнению с башней КВ-1 она имела большие габариты, хотя диаметр погона остался прежним. Благодаря этому не понадобились трудоемкие переделки бронекорпуса и ряда систем. Новая башня получила индекс МТ-1. Примечательно, что новый тяжелый танк с гаубицей большего калибра в документах обозначался как «танк с большой башней». Оригинальный КВ, в свою очередь, в этот период значился под названием «танк с малой башней».


В ходе глубокой модернизации танка КВ была немного изменена ходовая часть. Трансмиссия, гусеничный движитель и ряд сопутствующих систем остался без изменений. При этом был установлен новый двигатель. Дизель В-2К после доработки имел большую мощность – 600 лошадиных сил – что, однако, не дало значительного повышения характеристик. Дело в том, что новая башня утяжелила машину и весь прирост в мощности был «съеден» разницей в весе. Бронекорпус танка с толщиной катаных плит от 75 мм (лоб и борт) до 30 (крыша) обеспечивал защиту от подавляющего большинства существовавших в то время противотанковых орудий. Бронеплиты толщиной в 75 миллиметров имели хороший уровень защиты, поэтому новая башня МТ-1 собиралась именно из них. Все четыре стенки башни изготовлялись толщиной в семь с половиной сантиметров, крыша – в три, а маска орудия достигала толщины в 110 миллиметров. Из-за новой башни и более серьезного орудия «танк с большой башней» был почти на десять тонн тяжелее исходного КВ и имел боевую массу в 52 тонны. При этом удельная мощность обеих бронемашин, ввиду разных двигателей, была примерно равной и равнялась 11-11,5 лошадиным силам на тонну веса.

Вооружение «танка с большой башней» имело в своем составе одно орудие и три пулемета. 152-мм гаубица М-10 в ее танковом варианте монтировалась на цапфах в крупногабаритной башне. Система ее креплений была сконструирована таким образом, что орудие было полностью уравновешенным. Однако конструкторам СКБ-2 не удалось уравновесить всю башню целиком. Из-за этого центр тяжести башни с орудием находился не на ее оси вращения. В боевых условиях это приводило к тому, что танкистам приходилось внимательно следить за креном своей машины – при перекосе больше определенного значения электромотор поворота башни не справлялся со своей работой. Наведение орудия по горизонтали производилось поворотом башни. Углы вертикальной наводки находились в пределах от -3° до +18°. Кроме того, при необходимости экипаж танка мог производить т.н. «ювелирную наводку». Для этого башня фиксировалась, а орудие перемещалось в пределе горизонтального сектора шириной в несколько градусов. Боекомплект гаубицы составлял 36 снарядов раздельного заряжания. Первоначально планировалось выдавать танкистам только осколочно-фугасные гаубичные гранаты ОФ-530. Однако на практике новый тяжелый танк мог использовать почти любые снаряды калибра 152 миллиметра. Уже в ходе Финской войны «танки с большой башней» успешно вели огонь бетонобойными снарядами. Крупные габариты казенника орудия, а также особенности его крепления потребовали сделать в заднем листе башни специальную дверь. Через нее на заводе устанавливалась гаубица. В частях дверь использовалась для ремонта орудия, загрузки боекомплекта и посадки экипажа.


Дополнительное вооружение танка состояло из трех пулеметов ДТ. Один из них был спарен с пушкой. Два других устанавливались в шаровых установках на лобовом листе корпуса и задней стенке башни. Общий боекомплект трех пулеметов включал в себя 3087 патронов (49 дисковых магазинов).

Обновленное вооружение глубоко модернизированного танка КВ-1 потребовало увеличить экипаж. Теперь он состоял из шести человек: командир танка, командир орудия (наводчик), его помощник (замковой), механик-водитель, помощник водителя и стрелок-радист. В обязанности командира орудия и помощника входили действия, ранее выполнявшиеся одним заряжающим.

10 февраля 1940 года первый опытный «танк с большой башней» начал пробные стрельбы. Проводились они прямо на территории Кировского завода, на траншейном стенде. Стрельбы были признаны удовлетворительными, да и ходовая часть не подвела. Единственная проблема с конструкцией касалась дульной крышки. Для предотвращения попадания пуль, осколков и другого крупного «мусора» в ствол была установлена специальная круглая деталь. Открытие дула производилось автоматически, за долю секунды перед вылетом снаряда. При первом же пробном выстреле крышка была сорвана с креплений и куда-то улетела. Стало понятно, что эта деталь танка – лишняя. На втором прототипе «танка с большой башней» дульная крышка не устанавливалась, а с первого были сняты остатки механизма закрытия.


Заводские испытания нового танка продлились недолго. Уже 17 февраля оба прототипа отправились на фронт. В ходе войсковых испытаний была собрана необходимая для улучшений информация. В частности, была расширена номенклатура допустимых боеприпасов – именно укрепления линии Маннергейма стали теми объектами, благодаря которым «танк с большой башней» стал стрелять бетонобойными снарядами. Также военные высказали ряд предложений относительно компоновки новой башни. В соответствии с этими рекомендациями, во второй половине 1940 года инженеры СКБ-2 доработали ее форму. В первую очередь, переделке подверглись ее габариты. Обновленная башня танка имела меньшую высоту и обозначалась индексом МТ-2. Одновременно с этим изменили форму лобовой и бортовых плит. Для удобства сборки лоб башни стал прямоугольным, а не трапециевидным, как раньше. Также переработали маску орудия и ввели несколько менее крупных усовершенствований.

Доработанный танк с башней МТ-2 представлял собой то, что и хотели получить военные. Теперь вооружение бронемашины имело должную мощность и удобство эксплуатации. Что касается уровня защиты, то бронирование танков КВ с самого начала их боевой работы получало самые лестные отзывы. Так, после боев на лбу, бортах и башнях опытных «танков с большой башней» насчитывали десятки вмятин от вражеских снарядов. За несколько месяцев боевых испытаний ни один из них так и не смог пробить 75 миллиметров катаной гомогенной брони. В качестве примера мощи вооружения и уровня защиты новой машины можно привести слова танкиста Э. Ф. Глушака:

Препятствия на линии Маннергейма были сделаны основательные. Перед нами высились в три ряда громадные гранитные надолбы. И все же для того, чтобы проделать проход шириной 6—8 метров, нам понадобилось лишь пять выстрелов бетонобойными снарядами. Пока взламывали надолбы, противник нас непрерывно обстреливал. Дот мы быстро засекли, а затем двумя выстрелами полностью разрушили его. Когда вышли из боя, на броне насчитали 48 вмятин, но ни одной пробоины.


Совокупность защиты, вооружения и подвижности повлияли на решение Наркомата обороны. В начале 1941 года новый танк был принят на вооружение под обозначением КВ-2. Серийное производство было развернуто на ленинградском Кировском заводе. КВ-2 выпускался до октября 1941 года. В первые месяцы войны выпуск тяжелых танков постепенно снижался. Причиной этого были сразу несколько факторов: сложность и трудоемкость производства, тяжелое положение промышленности, необходимость эвакуации производств и т.д. Точное количество произведенных танков КВ-2 вызывает вопросы. Чаще всего приводится цифра в 330-340 машин. Однако ряд источников указывает тот факт, что пермский завод №172 успел произвести только сотню систем подвеса для гаубиц. Из этого делается вывод о соответствующем количестве собранных танков.


В качестве примеров неудач новых танков часто приводится 4-я танковая дивизия. За первые две недели Великой Отечественной войны это соединение потеряло 22 танка КВ-2. При этом только пять из них были подбиты противником. Остальные из-за отсутствия горючего или запчастей были брошены или уничтожены экипажем. Собственно говоря, основная масса потерь советских тяжелых танков пришлась именно на небоевые инциденты. Трудности со снабжением и постоянные отступления вынуждали танкистов не ремонтировать свои машины, а бросать или уничтожать их. Тем не менее, даже в таких тяжелых условиях советские танкисты доставляли противнику массу проблем. Ярким примером этого являются воспоминания одного из немецких офицеров, служивших в 1-й танковой дивизии:

Наши роты открыли огонь с 700 м. Мы подходили все ближе. Скоро мы были уже в 50-100 м друг от друга. Но мы не могли добиться успеха. Советские танки продолжали наступать, и наши бронебойные снаряды просто отскакивали от их брони. Танки выдерживали стрельбу прямой наводкой из 50-мм и 75-мм пушек. В KВ-2 попало более 70 снарядов, но не один не смог пробить его броню. Несколько танков были выведены из строя, когда нам удалось попасть в гусеницы, а затем расстрелять с небольшого расстояния из пушек. Затем их атаковали саперы с ранцевыми зарядами.

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком. Вот что записал в своем дневнике командир 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы) 25 июня 1941 года:

Уцелевшие во время отступления Красной Армии танки КВ-2 воевали в течение нескольких лет. Начиная с 1943 года, часть тяжелых танков переделывалась в ремонтно-эвакуационные машины. Дело в том, что их ходовые качества к тому времени уже не в полной мере устраивали военных, а двигатель хорошей мощности был способен обеспечить эвакуацию подбитой бронетехники. Несколько КВ-2 были захвачены Вермахтом и использовались в своих целях. В германской армии советские танки получили обозначение PzKpfw KV-II 754(r). Последний из этих трофеев был уничтожен в 45-м, во время штурма Кенигсберга.

Основной период жизни и боевой работы танков КВ-2 пришелся на самые тяжелые времена Великой Отечественной войны. Из-за этого танки несли большие потери, в первую очередь, небоевые. Это стало одной из главных причин того, что из трех с лишним сотен собранных танков до нашего времени дожил только один. Сейчас он является экспонатом Центрального музея Вооруженных сил. Интересно, что в музее ВВС Северного флота (Сафоново, Мурманская область) имеется еще один танк, похожий на КВ-2. Слово «похожий» применено здесь по той причине, что танк из Сафонова был изготовлен для съемок художественного фильма «Танк Клим Ворошилов-2» и базой для него стала другая тяжелая бронемашина – ИС-2.

Как выглядит кв 44 в реальной жизни


КВ-44 является говном, придуманным Герандом. Представленный чертёж является первым упоминанием о данном танке.от Геранда

Внешне Геранд представляет собой огромную 77-ми пушечную машину. На нем установлено огромное количество рук. На некоторые руки установлено несколько орудий. По бортам у геранда находятся 282910385775930 гусениц. Посередине у говна находится огромная башня, оснащенная огромным 914 мм орудием, которое, в свою очередь размещено на маске с броней в 700 мм. Она держится на нескольких башнях. На корме и носовой части корпуса находятся 122 мм гаубицы.

Исходя из данного чертежа, известно, что толщина брони достигает до 1 мм (главная башня). Масса машины достигает 500 грамм! Скорость составляет целых 1000000000 км/час (в мультипликациях скорость увеличена до 100000000000000 км/час минимум).

Крайне маловероятно. Даже в случае постройки он бы вряд ли смог в лучшем случае передвигаться хоть как-то, да и уничтожить его можно было бы относительно просто с помощью авиации (ибо у этой махины визуально нету ПВО), а обслуживать и заряжать данную советскую вундервафлю было бы ну очень проблематично. Если рассматривать вариант, при котором это чудо было бы собрано, то максимум, на что бы его хватило - оборона какого-то города при массовой поддержке ПВО и разведки - бронирования на верхних частях корпуса и практически всех башен (а части из них - и круговой брони) вряд ли хватило бы для защиты от обстрела калибром артиллерии 150 и больше мм, поэтому такую угрозу надо было бы исключить. В теории, такой чертеж и мог бы быть создан какой-нибудь человек с желанием помочь фронту (вспомним ту же машину для уничтожения крепостей "Обой), но этим бы все и закончилось. Даже менее монструзные танки, наподобие Ратте или сухопутного крейсера Осокина, так и остались только на чертежах, а КВ-44, в случае, если бы этот чертеж был создан во время Второй Мировой войны, тем более имел бы ту же участь. Впрочем, если пофантазировать, не исключено, что в некой параллельной вселенной он мог и быть создан, но, опять же, это лишь фантазии.

Откуда такая популярность?

Благодаря своим габаритам и устрашающему виду, танк стал очень популярным среди 'Танковых аниматоров', которым очень полюбился данный танк. В огромном количестве анимаций, КВ-44 с легкостью уничтожает врагов, среди которых встречается и его толстейшество 'Maus' и бабаха Яга Е100.

Читайте также: