Как выглядит конек горбунок в реальной жизни

Обновлено: 16.05.2024

Конек-горбунок — персонаж популярной литературной сказки в стихах, написанной в 1830-х годах Петром Ершовым. Герой становится верным помощником крестьянскому сыну Иванушке-дурачку, вместе с ним преодолевает преграды и позволяет найти счастье. В словах конька заключается народная мудрость. Также персонаж наделен сказочными способностями, знает волшебные заклинания. Сегодня герой входит в число самых любимых среди читателей сказочных образов.

Шутник граф Стадницкий и прототип "конька-горбунка"

Журналист, писатель и пионер российского воздухоплавания Аркадий Васильевич Эвальд, вспоминая свое детство в Гатчине в тысяча восемьсот сороковых годах, оставил воспоминания о знаменитом персонаже тех времен, графе Стадницком, служившем в гатчинском гарнизоне.

Граф Стадницкий был высокого роста и необычайно силен. Остановить тройку на скаку, ударом кулака вышибить запертую дверь, согнуть серебряный рубль, свернуть кочергу узлом-все это было для него так же легко, как обыкновенным смертным разломить пирожок.

Граф обладал искусством верховой езды, равнявшийся его силе. Он садился на всякую лошадь, не спрашивая ее согласия на это, и как только садился, то лошадь будто превращалась в его собственные ноги.

Своей неповторимой верховой ездой он часто пользовался для того, чтобы на ученьях бесить начальство и в особенности генерала Туманского, к которому питал какую-то особенную антипатию.

Однажды с полкового учения он был отправлен под арест на конюшню за то, что по ошибке, как он выразился, вскочил на свою лошадь задом наперед и понесся в атаку, держась не за уздечку, а за хвост.

«Я нисколько в этом не виноват, оправдывался потом бравый юнкер. Мы были спешены, как Вы знаете. Когда раздалась команда «садись», моя лошадь наклонила голову, второпях, я не разобрал, где у нее зад, а где перед и вскочил как попало, лишь бы не опоздать. Если бы я опоздал - все равно бы на конюшню».

Как-то раз едет по городу генерал Туманский на красивом вороном коне. Конь скачет галопом, генерал покачивается в седле с гордым видом. Но кайф от прогулки генерала неожиданно нарушается чем-то странным: он замечает, что встречный народ глядя на него смеется.

Едет дальше - то же самое. Оглядывается назад. А за ним следом, на дохлом коне, едет какой-то тип, по виду американский плантатор. И этот "плантатор" сидит задом на перед и держится за хвост коня.

«Что за осел», думает Туманский и что бы избавиться от такого неприятного спутника, поворачивает в боковую улицу. Но «плантатор» поворачивает туда же. Туманский в другую улицу, «плантатор» за ним. Туманский галопом, «плантатор» рысью. И все так же задом на перед, держась за хвост своей лошади.

Ясно, что такое преследование умышленное.

Генерал вспомнил случай на учении и догадался, что это должно быть шалун Стадницкий. Генерал круто повернул коня и подъехал к остановившемуся насмешнику, который изо всех сил старался повернуть свою лошадь за хвост, что бы скрыть лицо за широкими полями шляпы.

"Граф Стадницкий!", завопил генерал.

" Я-вашество", отвечает , «плантатор»

"Ведь Вы же арестованы, сидите на конюшне. Кто Вам разрешил оттуда выйти?"

"Не могу знать, вашество."

"На конюшню!", надрывается генерал

"Рад стараться, вашество". Слышит он в ответ.

Наконец, злоумышленник исчез во всю прыть своего тощего скакуна.

А генерал отправился на конюшню сохраняя достоинство.

Стадницкий достиг конюшни раньше, чем его командир. И когда генерал туда приехал, он уже застал графа, одетого по всей военной форме и на своем месте.

« Как вы смели выходить из конюшни и ездить по городу в партикулярном платье?" Заверещал генерал.

"Я не ездил. Я все время на конюшне убирался"-отвечал шутник

"Что же Вы меня за сумасшедшего держите?"

"Никак нет, сокрушается граф, кто-то под меня подделывается",

Оторопевший генерал стал искать свидетелей. Спрашивает вахмистра, унтер-офицеров, солдат-все хоть под присягу готовы идти, утверждают, что граф из конюшни не выходил. Генерал для порядка оставил молодчика еще три месяца сидеть на конюшне.

И благодаря своим шалостям Стадницкий почти не расставался с конюшней. Лошадей он любил, а в частном быту был не прихотлив. Ему бы только покуролесить и он доволен. У Стадницкого, по его собственным словам весь город ходил по струнке. Одни были им закуплены, а другие его боялись. Все свои десять двенадцать тысяч дохода он употреблял на жалованье своим людям, которые его шалости прикрывали.

Увидел граф у одного купца медвежью шубу. Понравилась она ему очень и, выложил он за нее тысячу рублей. "Сумасшедшие деньги»!

Едет в шубе в дилижансе, мороз страшный, а ему жарко. На встречу по дороге плетется нищий. Остановил бродяга дилижанс: "пустите погреться". Кондуктор ни в какую: мест нет. А Стадницкий не раздумывая снял с себя обнову и выбросил нищему. «Грейся старик. А придешь в город, спроси графа Стадницкого, тогда и шубу мне возвратишь". И возвратил нищий шубу графу, через неделю, а возвратил. И получил он за это от графа 25 рублей, "большой куш" по тому времени.

Автору наших мемуаров, журналисту Эвальду, было двенадцать лет, когда он познакомился с графом. И граф, будучи по натуре совершенным мальчишкой сдружился с подростком. И даже пригласил его однажды в гости.

Наслушавшись рассказов о графе, как о человеке богатом, наш рассказчик отправился к нему, надеясь найти графа в хоромах. С трудом найдя хибару, где квартировал Стадницкий, он вошел в переднюю, в которой нашел пустой ушат, на углу коромысло, на гвозде кнут, а на полу растрепанная рогожка-"ковер".

Пошел дальше, всюду такая же скудная обстановка и ни души. Не может быть, что б здесь жил граф!

Эвальд уже собирался уходить, как услышал шорох.

«Кто там?» раздалось за перегородкой.

Я ведь заглядывал, там никого кроме тулупов не было, подумал посетитель. Из-за перегородки выглянула заспанная физиономия Стадницкого.

"Как, граф, откуда Вы взялись": разве только дыра есть в полу?

"Нет никакой дыры", отвечал граф, вылезая из-под тулупа.

"Так как же Вы ухитрились свернуться на полу, даже без подушки?"

"Уж такая у меня привычка. Да и зачем мне подушка, когда у меня кулак есть. Да что разговаривать, давайте я вас пряничком угощу. У меня нет больше ничего, кроме солдатских щей и пряников. Мне вчера целый ящик прислали. А впрочем, давайте я Вам своих лошадей покажу" .

В неказистой конюшне стояло три жеребца. Два высокого роста и очень красивые, а третий, костлявый, с неуклюжей мордой, похожий на верблюда. (вот и нашелся прототип конька-горбунка!)

"Каковы кони?"- Осведомился граф.

"Эти два-так лучше не куда, а этот третий-только для татарина"-сказал гость.

" Ну, батенька! Вы кавалерист такой же, как мои сослуживцы. А хотите знать, что на этом горбунке я на днях проехал 80 верст. И эту штуку батенька, мы с ним отмахали за шесть часов. И свидетели есть, ибо скакали мы на пари. С этими словами граф подсыпал своему любимцу овса и засмеялся".

" Не все то золото, что блестит ", подумал наш рассказчик. А граф Стадницкий вскоре распрощался с Гатчиной, и след его простыл где-то в горах Кавказа.

Образ и судьба Конька-горбунка

В центре произведения лежит сказочный сюжет, основанный на принципе троичности: в семье крестьянина три сына: первый – умный, второй «так и сяк», а третий — Иван-дурак. Братья торгуют пшеницей, но с некоторого времени по ночам кто-то вытаптывает поля. Только Ивану удается выследить «врага» — им оказывается белая кобылица с золотой гривой. Чтобы герой отпустил ее, она обещает подарить крестьянскому сыну двух прекрасных жеребцов и конька-горбунка, который станет во всем помогать Ивану.

Характеристика персонажа в сказке имеет такое описание: «Ростом только в три вершка / На спине с двумя горбами / Да с аршинными ушами». Замечательный образ конька получился в иллюстрациях, созданных художником Дмитрием Брюхановым. На картинках перед зрителями предстает маленький «игрушечка-конек», который везде сопровождает молодого хозяина, Иванушку-дурачка.

С момента знакомства юношу вместе с его новым другом ожидают яркие истории. Найдя перо сказочной Жар-птицы и не послушав совета конька не брать находку, Иван тем самым обрекает себя на опасные приключения. Прежде всего герой попадает на службу к царю. Тот купил прекрасных жеребцов, что подарила дураку кобылица, а юношу взял конюхом. Однажды спальник, на место которого назначили Ивана, видит у персонажа светящееся перо. Решив отомстить юноше, он сообщает царю: Иван обещал достать для правителя саму Жар-птицу.

Конёк-горбунок это единорог.

Есть легенда о том, что русские сказки это форма дохристианских, так называемых, «ведических» знаний славянских народов. То есть, русская сказочная квинтология – Иван-дурак, Царевна-лягушка, Сивка-бурка, Иван Царевич и серый волк, и Конёк-горбунок, является зашифрованной в сказках Библией индоевропейских народов Евразии.

В этом исследовании будет рассмотрен феномен такого странного служебного героя Ивана – дурака, как конь непонятной породы под именем Конёк-горбунок.

Если мы поймём, какое качество психологии, или какое знание символизирует конёк-горбунок, то сможем по идее, стать «писаным красавцем» и благодаря этому «жениться на Царь-девице», то есть занять высокое социальное положение в обществе, не имея связей и начального капитала!

Несмотря на то, что конёк-горбунок это - карликовый конь – горбатый мутант - «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами», в отличие от своих единоутробных, золотогривых красавцев коней, конёк обладает невероятными, волшебными способностями.

Конёк-горбунок говорит человеческим языком; обладает гораздо большей скоростью, чем его прекрасные братские кони; знает обо всём чудесном, что есть на свете, и как это добыть; знает как человеку омолодиться и похорошеть, и при этом не погибнуть.

Изначальный образ коня – чудесного помощника Ивана, в русских народных сказках, до 19 века, выглядел как Сивка-Бурка, который выглядит как обычный конь, но с невероятными способностями.

Сивыми крестьяне называли белого коня, а это приводит к догадке о происхождении этого коня - белый конь с чудесными свойствами известен в средневековой Европе под названием единорог.

Единорог часто изображается рядом с девственницей, что символизирует духовную чистоту и искания. В греческой мифологии единорог был посвящён Артемиде, богине- девственнице. В сказке Сивка-Бурка тоже отличается тем, что прыгает выше всех коней и достигает окна, где сидит царица–девственница на выданье. В сказке конёк-горбунок также помогает похитить Царь-девицу.

Конёк-горбунок по описаниям похож на единорога: первое упоминание о единороге на Западе относится к V веку до н.э. Ктесий, лекарь при персидском дворе, описал единорога как дикого индийского осла, имеющего рог на лбу, а у конька-горбунка, по описаниям Ершова, были как раз ослиные «аршинные уши»! На некоторых средневековых гобеленах и на картине Рафаэля единорог изображается маленьким коньком, размера котёнка. По сказке Ершова у конька – горбунка рост в 3 вершка.

Цитата Лариса В. (Яндекс-Кью): «Вершок равнялся ширине двух соседних пальцев – указательного и среднего – 4,4 см, 3 вершка – 13,5 см. Но таким он не мог быть, тогда бы Иванушка не смог на нём скакать. И тут надо знать один секрет. В старину, называя рост лошади, люди говорили, насколько она выше одного аршина. Аршин – это расстояние вытянутой руки от плеча до кончика среднего пальца и равен 71 см. И вот, если прибавить к аршину три вершка, то получится, что рост конька-горбунка – 85 см.» (конец цитаты).

Итак, что мы выяснили; конёк-горбунок это единорог, а он слушается только девственницу. Конечно, можно сказать, что Иванушка дурачок был девственником, поэтому так преданно ему служил конёк-«единорог», но для того, чтобы докопаться до истины, особенно размышляя над сказками, не надо понимать всё буквально.

Иван был девственником не потому, что дурачку не давали девушки, а потому, что он был «дурак», то есть его сознание было девственным, как tabula rasa - «чистая доска», в отличие от его старших братьев, сознание которых было отформатировано комплексом логических конструкций, с базой общепринятых шаблонов принятия решений и набором стандартных слов и предикатов, которыми ограничивается горизонт понятий и решений, то есть, эти старшие братья Иванушки дурачка были запрограммированы стандартным, обывательским умом, каким в нашей действительности наделяют студентов на поточном образовательном конвейере вузов.

Наиболее умные, то есть стандартизированные и запрограммированные студенты становятся чиновниками, то есть бюрократами, и преподавателями, то есть догматиками. Психоаналитик Зигмунд Фрейд, который ввёл этот термин в психоанализ, считал, что у людей нет свободы воли, и их поведение определяется воспитанием, (то есть, их программированием).

Поэтому гений воспринимается умными бюрократами как дурачок, потому что его идеи из неоформленного будущего, поэтому не укладываются в шаблон, то есть в то, что уже было принято и оформлено в понятийную систему бюрократическим аппаратом и стало привычным для обывателей.

Получается, что обретение «единорога» не означает автоматически обретение реального «царства», высокого социального статуса потому, что в реальном мире, в отличие от сказки, становятся «царями», то есть, «женятся на Царь-девице», то есть обретают власть, - умные, то есть, запрограммированные в стандартных рамках формуляров бюрократы.

Соперник единорога (сознание посвящённого) это лев (личность). Лев является символом власти, а единорог является символом духовного познания; неслучайно в московском царстве единорог символизировал книжную учёность, и его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице. Духовно неофит, идущий путём познания, должен победить в себе индивидуализм и эгоизм, что в средневековых легендах символизируется победой единорога над львом.

В средневековых легендах и сказках на единороге ездили волшебники и волшебницы, как на коньке-горбунке - Иван.

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо – единорог, упоминалось как символ Благовещения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии. Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Единорог обладает способностью очищать воду своим рогом. Такое его свойство описано в греческой версии «Физиологуса»: вода в озере была отравлена змеёй и стала ядовитой. Единорог начертал рогом на воде крест, и после этого животные смогли её пить. И в этом его важное сходство с коньком-горбунком сказки Ершова, который также обезвреживает три котла с водой и молоком. Здесь также налицо сопоставление единорога с Христом, который очищает от греха (яда), вызванного Дьяволом (змеёй).

Цитата Алисы А. Бейли «Эзотерическая астрология»: Мистерия Льва и Единорога. Эта тайна дошла до нас в старых детских стихах о «льве и единороге, подходящих к городу». Это особая тайна посвящения и «восхождения» человека к порталу, ведущему в Иерархию, а также «мистического подъёма», ключ к которому хранит масонство. Она относится к раскрытию сознания посвящённого (белого и однонаправленного) и поражение царя зверей (личности), что ведёт к триумфу группового и мирового сознания, бескорыстия и просветления над самосознанием и эгоизмом (Конец цитаты).

Символично, что рог исходит из лба коня, где находится у человека «третий глаз» - чакра Аджна, которая даёт ясновидение, способность к магии и духовность человека - «позволяет заглянуть за пределы разума и за границы слов».

Приключения Ивана на коньке-горбунке это ступени посвящения, пройдя которые, можно стать посвящённым, что в сказке имеет эпитет «писаный красавец». Искупаться в кипящем молоке и не свариться, на последнем этапе посвящения, символизирует обретение духовного бессмертия, превращение в «писаного красавца», то есть в дух, который абсолютно красив и бессмертен, потому что – бесплотен.

То есть сказка Ершова, это зашифрованный путь от человека тленного к духочеловеку, то есть после физической смерти у такого человека сохраняется духовное тело, которое позволяет ему жить полноценной жизнью в царстве свободы – в Духовном мире. В христианстве он называется Царствие небесное, и поднимаются в него святые. Но христиане поднимаются в духовный мир несколько иначе, чем учит зашифрованная в сказке Ершова мистерия.

Христиане, которые хотят стать святыми, примерно также жертвуют своей индивидуальностью, отказываясь от суетного ума и становясь блаженными, то есть «дураками», как Иван, но, в отличие от мистериального пути, описанного в сказке, христиане остаются на первой ступени блаженного, концентрируясь на любви к Христу настолько сильно, чтобы раствориться душой в эгрегоре, обретая его Дары Святого Духа, но став его инструментом.

Но этот христианский путь требует полного отказа от своего я и растворения в эгрегоре, что для большинства христиан недоступно и нежеланно. Прохождение мистериальных этапов посвящения, описанный в сказке об Иване – дураке, даёт возможность стать бессмертным духом, и при этом не расплатиться за это своей свободой с церковным эгрегором.

История создания персонажа

Легендарную сказку автор создал в 19 лет. Вдохновением для начинающего писателя послужили сказочные произведения Александра Пушкина. При этом в основу сюжета были положены мотивы, взятые классиком из фольклора скандинавов и славян, живших на Балтике, а также славянских народных сказок.

Ершов лишь выстроил в стройный ряд чудесные рассказы, местами пополнив их придуманными им самим деталями. Получилось произведение, которое пленяет простодушием, задорными шутками и сочным, мелодичным языком. Недаром, прочитав сказку, Пушкин изрек: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». В тексте автор использует яркие метафоры, присказки, сближающие сказку с фольклором.

Существуют свидетельства, что Александр Сергеевич собственноручно записал первые четыре строки сказки, которые затем включались в собрания сочинений русского поэта. Этот и другие факты побудили некоторых литературоведов усомниться в авторстве Ершова, посчитав Пушкина истинным автором сказочного произведения.

Но в настоящее время эта точка зрения официально не подтверждена. Так, исследователи отмечают, что при переработке текста молодой поэт изменил зачин «Не на небе — на земле» на «Против неба — на земле». При этом кажется сомнительным, чтобы начинающий поэт мог бы так просто обращаться с пушкинскими строками.

Впервые эпизоды сказки «Конек-горбунок» напечатали в журнале «Библиотека для чтения». Отдельным изданием произведение вышло в 1834 году, но цензура вырезала значительные куски, касающиеся жадности урядников и глупости жестокого царя. Спустя десятилетие живую остроумную сказку запретили, 13 лет она находилась в забвении.

Затем Ершов отредактировал главы, вернул вычеркнутые цензурой отрывки, и книга продолжила путь к читателям, с конца XIX столетия заняв достойное место в детских библиотеках. Главным героям удается справится с трудностями с помощью крепкой дружбы — в этом заключается главная мысль сказки, не потерявшей актуальность и в наше время.

А теперь горбатый! Новый “Конек-горбунок”

Автор “Времени первых” Олег Погодин снял новую версию “Конька-горбунка”. До сих пор был наиболее популярен одноименный мультфильм. Но была еще и киносказка Александра Роу.

Получилось что-то странное. Отступления от текста незначительны. Стилистика сказочная. Выглядит довольно аляповато. Просто нужно настроиться на условность жанра. В анимации это проще, в игровом кино обычно ждешь большей достоверности. Но здесь павильонные съемки с бюджетной графикой. Игра актеров? Антон Шагин выглядит блаженным, но он и играет Ивана-дурака. Горбунок нарисован на компьютере, а озвучил его, широко распахнув дверь в мир пошлости, Павел Деревянко. Он безбожно переигрывает, но в мультиках часто говорят именно такими голосами. А его персонаж как раз анимационный.

Герои говорят прозой. С одной стороны, жаль, что не звучит сочный язык Ершова. С другой, нерифмованная речь все-таки естественнее. Еще бы замена была равностоящей. Оцените диалог, когда конек с Иваном влетают в ноздрю чуда-юда рыбы-кита, чтобы пощекотать изнутри:

Читайте также: