Как выглядит дора в реальной жизни танк

Обновлено: 05.07.2024

В начале июня 1942 года небо Севастополя разорвал мощнейший взрыв. Потом еще один. И еще… Если бы люди тогда знали о ядерном оружии, то наверняка бы решили: все, конец, точно оно. Исследования в области «военного атома» уже велись, но время такого оружия еще не пришло. То была «Дора» — самая большая, грозная и при этом бесполезная пушка в истории человечества. С ее помощью вермахт намеревался уничтожить Севастополь, а потом и другие стратегически важные города противника.

Прыгающий танк

Прыгающий танк

Этот восьмиколесный американский прыгающий бронеавтомобиль обладает уникальной возможностью преодолевать препятствия высотой до 125 сантиметров. Кроме того, развив максимальную для себя скорость (64 километра в час) он способен перескакивать противотанковые рвы, ширина которых не более 14 метров.

Пулеметная точка Ижорского завода

Пулеметная точка Ижорского завода

Такая передвижная бронированная точка применялась во время Финской войны. Полное отсутствие механизмов, которые могут выйти из строя в самый неподходящий момент. Абсолютно простой и надежный, а, следовательно - идеальный танк.

Царь-танк

Царь-танк

Когда царю Николаю II продемонстрировали его модель, он тотчас распорядился профинансировать уникальный проект. Россия только что вступила в Первую мировую войну.
Нетрудно представить, какое впечатление произвело бы на фронте появление бронированного самодвижущегося объекта высотою с пятиэтажный дом. Название для боевой машины придумалось сразу: царь-танк. А зря. Ведь всем предыдущим гигантам с такими названиями катастрофически не везло. Царь-колокол никогда не звонил, Царь-пушка выстрелила всего один раз. Словно повторяя судьбу знаменитых "однофамильцев", царь-танк так и не появился на поле боя. Он остался ржаветь в подмосковном лесу на секретном полигоне под Дмитровом.

Самая мощная пушка Гитлера. Сверхтяжёлое орудие «Дора»

Самые большие пушки в истории. «Дора» является уникальным орудием. Сверхтяжёлое 800-мм железнодорожное орудие было венцом развития артиллерии германской армии в годы Второй мировой войны. Разработанное инженерами знаменитой фирмы «Крупп», это орудие было самым мощным артиллерийским средством в арсенале Гитлера.

Как это часто случалось с немецким оружием в годы войны, «Дора» потрясала воображение, но реальная эффективность орудия, а главное, вложенные в его создание ресурсы себя никак не оправдывали. Отчасти орудие повторяло судьбу сверхтяжёлого танка «Маус». Это было оружие не для войны, а для пропаганды. А после войны и для энциклопедий, справочников, художественной и научно-популярной литературы.

Лучше всего данную разработку описывает крылатое выражение, дошедшее до нас ещё из античной литературы: «Гора родила мышь». На данную пушку Гитлер и его генералы возлагали большие надежды, но полученные от использования «Доры» результаты были ничтожно малы.

Как появилась идея создания «Доры»

«Дора» изначально разрабатывалась как сверхмощное артиллерийское орудие, размещённое на железнодорожной платформе. Основными целями для пушки калибром 800-мм должны были стать французская линия укреплений «Мажино», а также пограничные форты Бельгии, к которым относили знаменитый форт Эбен-Эмаэль.

Задачу разработки орудия для сокрушения укреплений линии Мажино поставил лично Адольф Гитлер во время посещения завода компании «Крупп». Это произошло в 1936 году. Стоит отметить, что у компании «Крупп» имелся огромный опыт создания сверхмощной артиллерии ещё с периода Первой мировой войны, поэтому выбор разработчика новой сверхмощной пушки был очевиден.

Самая мощная пушка Гитлера. Сверхтяжёлое орудие «Дора»


Установка «Дора» на позиции в Крыму

800-мм артиллерийское орудие, метающее в цель снаряды весом примерно 7 тонн, что было сопоставимо с весом лёгких танков тех лет, должно было получить углы вертикального наведения до +65 градусов и максимальную дальность стрельбы на уровне 35-45 километров. В выданном на создание орудия техническом задании указывалось, что снаряд новой пушки должен гарантированно пробивать бронеплиты толщиной до метра, бетонные укрепления толщиной 7 метров и твёрдый грунт до 30 метров.

Работами по созданию уникального железнодорожного орудия руководил профессор Эрих Мюллер, обладавший богатым опытом создания различных артиллерийских систем. Уже в 1937 году компания «Крупп» закончила разработку проекта сверхмощной пушки. В том же году военные выдали фирме заказ на изготовление сверхмощного орудия.

Стоит отметить, что несмотря на развитое состояние немецкой промышленности, проблемы в ней присутствовали. В том числе сказывались несколько финансовых кризисов, которые прокатились по Германии перед войной, а также эффект от ограничений, действовавших после Первой мировой войны во время существования Веймарской Республики. Немецкая промышленность систематически срывала поставки даже малокалиберной зенитной артиллерии, что уж говорить о сверхтяжёлой пушке, аналогов которой просто не существовало в мире.

«Дора» была полностью собрана только в 1941 году. К тому моменту линия Мажино, которую должны были крушить её 7-тонные снаряды, уже давно была взята. А форт Эбен-Эмаэль, который перед войной был причиной головной боли немецких генералов, был взят за сутки. Главную скрипку в этой операции сыграли всего 85 десантников, успешно приземлившихся в форте на планерах.

Всего в Германии полностью собрали два орудия: «Дору» и «Густава». Считается, что второе орудие назвали так в честь директора компании Густава Круппа. Этот заказ обошёлся Германии в 10 миллионов рейхсмарок. На эту сумму можно было построить для армии сразу 250 гаубиц 15 cm sFH18 или 20 240-мм дальнобойных пушек К3. Для вермахта эти орудия оказались бы значительно полезнее.

Самый большой артиллерийский расчёт в истории

Сверхмощное железнодорожное орудие «Дора» представляло собой конструкцию исполинских размеров и масштабов. Во всей литературе калибр орудия обычно указывается как 800 мм, если же быть совсем точным, орудие имело калибр 807 мм. Один только ствол этой пушки весил 400 тонн при длине 32,48 метра. Общий вес всего орудия на специально спроектированной железнодорожной платформе составлял 1350 тонн.



800-мм снаряд орудия, на заднем фоне находится танк Т-34-85

Общая длина артиллерийской установки составляла 47,3 метра, ширина – 7,1 метра, высота – 11,6 метра. Чтобы лучше себе представлять размеры установки, можно отметить, что она была чуть ниже, чем стандартная пятиэтажная хрущёвка. При этом только ствол орудия весил больше, чем 8 советских тяжёлых танков КВ-1 образца 1941 года.

Огромными были и снаряды, которыми «Дора» должна была поражать свои цели. Вес фугасного снаряда составлял 4,8 тонны, вес бетонобойного снаряда – 7,1 тонны. Это было сопоставимо с боевой массой одного из самых распространённых предвоенных танков в мире – знаменитого Виккерс Mk E (он же Виккерс 6-тонный). Дальность стрельбы фугасными снарядами доходила до 52 км, бетонобойными – до 38 км.

Сама артиллерийская установка транспортировалась до места размещения исключительно в разобранном состоянии. При этом на месте развёртывания 800-мм орудия необходимо было строить сортировочную станцию. На станцию размещения первый поезд доставлял 43 вагона, которые везли обслуживающий персонал и средства маскировки. Именно столько вагонов потребовалось, когда орудие единственный раз использовали в боевых действиях, доставив под Севастополь в 1942 году.

Второй поезд состоял из 16 вагонов, которые доставляли на место монтажный кран и различное оборудование вспомогательного назначения. Третий поезд из 17 вагонов доставлял на место части лафета и мастерские. Четвёртый поезд, состоявший из 20 вагонов, перевозил 400-тонный ствол артиллерийской системы, а также механизмы заряжания. Пятый поезд из 10 вагонов перевозил снаряды и заряды для стрельбы. В вагонах последнего поезда искусственным путём поддерживалась заданная температура воздуха – не более 15 градусов.

Оборудование только огневой позиции занимало по времени до 3-6 недель, а сама сборка и установка железнодорожной артиллерийской установки – ещё около трёх суток. Сборка орудия осуществлялась с привлечением железнодорожных подъёмных кранов с двигателями мощностью по 1000 л.с. При этом к артиллерийской установке штатно были прикреплены специалисты завода «Круппа», всего до 20 гражданских инженеров.

Хотя установка была железнодорожной, передвигаться по обычной железнодорожной колее она не могла. Передвигаться и стрелять установка могла исключительно со специально построенного сдвоенного железнодорожного пути. В ходе сборки получался гигантский железнодорожный транспортёр на 40 осях и 80 колёсах (по 40 с каждой стороны на колее сдвоенного пути).

Для оборудования позиции и обслуживания установки под Севастополем было привлечено более 4 тысяч человек. Это беспрецедентная цифра. Сюда, помимо непосредственно расчёта и людей, собирающих орудие – 250 человек, входило несколько тысяч рабочих, которые оборудовали позицию и проводили земляные и инженерные работы.

Эффективность «Доры» оказалась под вопросом

Самая мощная артиллерийская установка в распоряжении Гитлера не сыграла во Второй мировой войне практически никакой роли. Эффект от стрельбы был внушительным, но выхлоп минимальным. Посуда на столах после выстрела дрожала на удалении до трёх километров, но вот прямых попаданий из такой установки на максимальной дальности добиться было почти невозможно.

Подсчитано, что под Севастополем «Дора» выпустила по различным фортификационным сооружениям осаждённого города 48 штатных снарядов. Стрельба велась с 5 по 17 июня 1942 года. Считается, что в цели попало только 5 бетонобойных снарядов (10,4 процента), падение 7 снарядов немецкие наблюдатели вообще не зафиксировали (14,5 процента). По зафиксированным 36 снарядам (за исключением попаданий) разлёт доходил до сотен метров: перелёты составляли 140-700 метров, недолёты – 10-740 метров.

Ещё пять выстрелов опытными фугасными снарядами были сделаны 26 июня, результат этих стрельб неизвестен. Считается, что единственным успешным попаданием «Доры» было уничтожение крупного склада боеприпасов, укрытого в скалах на северном берегу бухты Северной. Склад, располагавшийся на глубине 30 метров, был уничтожен одним выстрелом, об этом, в частности, в своих воспоминаниях после войны писал Манштейн.

При этом высшее военное руководство Германии крайне низко оценило эффективность стрельбы орудия под Севастополем. Гитлер приказывал использовать установку для подавления фортов и береговых башенных батарей под городом, но единственным ощутимым результатом было накрытие склада.

Позднее подытожил результаты использования «Доры» и начальник Генерального штаба вермахта генерал-полковник Гальдер. Железнодорожную артиллерийскую установку он назвал настоящим произведением искусства, но при этом бесполезным. К счастью для СССР, немцы потратили 10 миллионов марок на то, что можно было использовать в целях пропаганды, а не войны. Если бы немецкие заводы произвели лишние 250 тяжёлых 15-см гаубиц, то советским воинам на фронтах Великой Отечественной войны пришлось бы тяжелее.

По некоторым данным, «Дора» могла использоваться второй раз во время подавления Варшавского восстания, но эта информация носит обрывочный и эпизодический характер. Скорее всего, под Варшавой установка не использовалась, или эффективность её применения была нулевой.

Из двух построенных установок в боевых действиях приняла участие только «Дора», «Толстый Густав» вообще ни разу не выстрелил по противнику. Третья проектируемая и строящаяся установка с новым длинным стволом 520-мм, известная как «Длинный Густав», так и не была закончена до конца войны.

На Сталинград, Ленинград и Лондон

После взятия Севастополя «Дору» отправили в Сталинград, однако уже на подъезде к городу эшелоны развернули в сторону Германии. Уж слишком изношенным к тому моменту стал ствол, который командование в итоге решило заменить. Пушка прибыла в Рюгенвальд (сегодня польский городок Дарлово), откуда ее ствол отправили на восстановление на фабрику Krupp в Эссен.

Обновленное орудие направили к блокадному Ленинграду. Зимний сезон 1942—1943 годов «Дора» провела в 30 километрах от осажденного города, но участия в боях по неясным причинам так и не приняла. Вероятно, загвоздка была связана с некими техническими моментами, потому что весной пушка объявилась в Эссене, где ее снова несколько недель обслуживали. Здесь же «Дору» осмотрел лично Гитлер. Говорят, фюрер остался в восторге от пробных выстрелов орудия.


В 1945 году, когда поражение Германии стало очевидным для всех, командование вермахта распорядилось уничтожить «Дору» и «Толстого Густава», который так и не добрался до фронта. Остатки поврежденных взрывами орудий в апреле нашли американские и советские войска.


Дальнейшая судьба грозных и бесполезных пушек неизвестна. Американцы вроде как оставили металлолом немцам, которые отправили его на переплавку. В СССР, по неподтвержденным данным, металлические ошметки несколько лет изучали, но в конце концов также утилизировали.

Сегодня от «Доры» осталось только несколько ржавых снарядов высотой в два человеческих роста.

Машины-монстры: Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster


Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster называют нереализованными проектами гигантских танков гитлеровской Германии.

Так было всегда, что противоборствующие стороны в процессе военных действий обращают внимание на технику противника, используя в последствии наиболее интересные для себя идеи при создании техники. Исключением в этом списке не стала и гитлеровская Германия, в то время, когда шла Вторая Мировая Война. Практически точной копией танка советской армии Т-34 у немцев стал танк "Пантера". Однако это не значит, что Германия не имела своих интересных решений, аналогов которым в то время не было. В их основе лежали идеи, которые не использовались ранее вообще. Такими нововведениями, без сомнения, можно назвать проекты самых больших танков Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster, применить которые так и не удалось на деле.

23 июня 1942 года немецким Министерством вооружений, в обязанности которого входило также разработка подводных лодок, были предложены на суд Адольфа Гитлера проекты, включающие в себя гигантские танки, вес которых составлял 1000 и 1500 тонн каждый. Гитлер был человеком, одобряющим всяческие нестандартные решения, касающиеся области вооружения. Для машиностроительного гиганта Германии он поставил серьёзную задачу, обязав обеспечить воплощение в жизнь эти проекты. Первому танку-монстру предполагалось дать название Landkreuzer P1000 Ratte.


Примерные параметры этого танка должны были быть следующие: длина 35 метров, ширина - 14 метров и высота - 11 метров. Передвижение монстра должно было осуществляться с помощью гусениц, ширина которых составляла 3.6 метра, они состояли из трех секций, шириной 1.2 метра. Имея такую ширину гусеницы, обеспечивалась площадь взаимодействия с поверхностью, не позволяющая проваливаться ему под тяжестью собственного веса.

Управлять танком P1000, и его орудиями было поручено экипажу, состоящему из 20 человек, а перемещаться он должен был при помощи двух 24-цилиндровых двигателей MAN V12Z32/44, имеющими мощность 8500 лошадиных сил. Вообще данные двигатели применялись в производстве подводных лодок, а танку они обеспечивали мощность, в сумме которая составляла 17000 лошадиных сил. Затем, проведя различные инженерные расчеты, поступило предложение заменить два вышеупомянутых двигателя на восемь 20-цилиндровых двигателей, носивших название Daimler-Benz MB501. Они имели мощность в 2000 лошадиных сил каждый и применялись в производстве торпедных катеров.

Оба варианта обеспечивали скорость движения танка P1000 в 40-45 км/ч, что просто невероятно для машины таких внушительных размеров.

Существование проекта P1000 было только на бумаге, но это не помешало разработчика приняться за создание очередного проекта танка P1500, имеющим вес в 1500 тонны. В отличие от Р100, толщина брони которого составляла от 150 мм до 220 мм, броня этого экспоната предполагалась от 250 мм до 360 мм. В танке P1500 предполагалось наличие одного 800-мм орудия, похожее на орудие, установленное на железнодорожных платформах "Толстый Густав" и "Дора". Кроме того, было запланировано оснастить танк двумя дополнительными 150-мм орудиями и в достаточно большом количестве пулеметами и зенитными пушками. Движение осуществлялось бы при помощи четырёх двигателей, заимствованных у подводных лодок MAN V12Z32/44, которые в сумме обладают мощностью в 34000 лошадиных сил.

Но эти модели танков так и не были запущены в производство, причиной тому стали их внушительные габариты, создание которых значительно усложнило бы работу всей машиностроительной отрасли Германии, которая и так работала в усиленном темпе. Чтобы выпускать подобные танки, нужны были грамотные специалисты из разных областей, причём в большом количестве. К тому же для технического обслуживания этих машин также потребовались бы люди, количество которых приближалось к среднему армейскому подразделению.

Эти причины оказались достаточно убедительными для министерства вооружений Германии и в начале 1943 года Альбертом Шпеером (Albert Speer) был издан приказ, требующий остановку всех работ, связанных с каждым из проектов. В то время работы над главной орудийной башней для танка P1000 были уже закончены. Её позже установили на линии Тронхейма в Норвегии.

Chrysler TV-8

Chrysler TV-8

Без лишних слов - это один из самых необычных заказов, которые делала компания Крайслер для заказчика ТАСОМ в 1955 году, в мае. Танк должен был заменить уже устаревающий М48. Самая интересная особенность новой машины заключалась в том, что абсолютно все агрегаты и узлы танка, даже МТО, находились в большой, качающейся башне. В той же башне находились и четыре танкиста, которые обслуживали этого монстра. Шасси было облегчено.
Танк вооружался двумя 7,62мм пулеметами, а также 90мм орудием под названием Т208, которое находилось в чрезвычайно жесткой, безоткатной установке.

Тяжелый атомный танк – наверное, это было бы феерическое зрелище. Американцы в середине прошлого века вообще любили всунуть атомный реактор куда угодно, хоть в танк, хоть в самолёт. А задача состояла в том, чтобы обеспечить танку максимальную автономность и высокую мощность. Помимо этого, разработчики озаботили себя вопросом снарядостойкости, что привело их к созданию самой оригинальной башни в истории танкостроения. Из интересных особенностей можно выделить телевизионные камеры на башне, которые предполагалось использовать во время атаки атомными бомбами (чтобы экипаж не ослеп от вспышек), и размещение в башне(!) силовой установки.
Машина под названием TV-8 проектировалась фирмой Chrysler, но до логического завершения проект довести не удалось. Уже на начальном этапе стало ясно, что основная проблема будет за созданием малогабаритного атомного реактора. Второй проблемой стала безопасность экипажа. Представленный в 1955 году макет произвел сильное, но недолгое впечатление на военных. Оценив масштаб технических проблем атомного танка армия так и не решилась на постройку даже прототипа.

Т28\Т95

Т28\Т95

Итальянское орудие

Итальянское орудие

Итальянская самоходная установка времен первой мировой. Калибр, предположительно, 305 мм. Баллистика напоминает орудие береговой обороны образца 1917 года. Предположительно применялась при обстреле австрийских укреплений в Альпах. Если баллистика определена правильно, то вес снаряда - 442 кг. Начальная скорость - 540 м/с. Дальность стрельбы - 17600 м.
Использовалось в период Первой мировой войны. Ответ итальянских конструкторов российскому танку, разработанному Лебеденко. Понимание того факта, что танк больших размеров является отличной мишенью, пришло намного позже. В то непростое время главным боевым качеством боевой машины служили: огромный размер и устрашающий внешний вид.

Как выглядит дора в реальной жизни танк

Основной танк, состоявший на вооружении СССР - Т-34. На фотографии вы можете видеть забетонированный вариант. По сути получилась тяжелоукрепленная боевая точка. Выглядит настолько грозно, что немецкие танкисты, наверно, были в шоке.

Уничтожитель городов

Идеи о гигантском орудии появились у командования немецкой армии еще в 1934 году, когда встал вопрос о преодолении линии Мажино. Мощнейшая система укреплений на границе между Францией и Германией была настоящей головной болью для вермахта. А в том, что линию Мажино как-то придется преодолевать, у фюрера сомнений не было.

Спустя два года Адольф Гитлер распорядился спроектировать сверхмощное орудие, способное разнести все укрепления противника в пух и прах. Пушка должна была быть как можно больше и мощнее. В конце концов, это был и вопрос престижа — условия Версальского договора ограничивали калибр допустимых для содержания на вооружении орудий всего 150 миллиметрами. В очередной раз щелкнуть по носу победивших в Первой мировой войне — что может быть слаще?


Разработкой уникального орудия занялась группа конструкторов одного их крупнейших промышленных предприятий Германии — Krupp. Задачи перед инженерами во главе с Эрихом Мюллером стояли следующие: снаряд пушки должен пробивать броню толщиной не меньше метра и 7-метровую толщу бетона, дальнобойность — чем дальше, тем лучше, но ориентироваться нужно на 40—50 километров.

За год специалисты Krupp справились с заданием и закончили проектирование пушек калибром 700, 800, 850 и 1000 миллиметров. С учетом плюсов и минусов каждого решения Гитлер отдал предпочтение 80-сантиметровому варианту. Заводы Krupp должны были поставить вермахту три одинаковых орудия-гиганта. Тестовая модель была готова уже в 1939 году, а еще спустя год можно было приступать к испытаниям на полигоне. Встречайте «Дору».


Почему «Дора»? С названием возникла путаница. Дело в том, что заводы Krupp успели выпустить два гигантских орудия с идентичными характеристиками — «Толстого Густава» и «Дору». Названия давались по традиции, согласно которой тяжелые пушки получали наименования в честь членов семьи Крупп и главных конструкторов. Так вот Густав был одним из руководителей Krupp, а Дорой звали жену Эриха Мюллера. В процессе изготовления появилось и орудие поменьше, известное как «Длинный Густав», но о его судьбе доподлинно ничего не известно.

Согласно зарубежной историографии изначально и официально «Дора» называлась «Толстым Густавом», а «Дорой» его почему-то прозвал гарнизон, в ведение которого попала пушка. Истинная же «Дора» не сделала ни одного выстрела. Советские и российские историки предпочитают называть орудие, о котором идет речь в нашем материале, именно «Дорой», а «Толстым Густавом» обозвали ее близнеца, который не принимал участия в боях. Чтобы избежать путаницы в названиях, основное оружие мы все же будем называть «Дорой».


Машина вышла впечатляющей! Ни до, ни после мир не видел столь гигантских пушек. Масса «Доры» достигала почти 1350 тонн, в длину орудие вытянулось на 42 метра (только длина ствола составляла 32 метра!), а высотой оно было примерно с 5-этажный дом. Пушку «кормили» 5- и 7-тонными снарядами. Эффективная дальность стрельбы находилась на уровне 40 километров, а максимальная приближалась к 50 километрам.

На месте дислокации такая махина могла передвигаться только по сдвоенным железнодорожным путям на восьми тележках с пятью осями. Однако для этого «Дору» сначала надо было доставить и собрать, что требовало пяти поездов с сотней вагонов! Примерно половину составов занимали 500 человек обслуживающего персонала, а более полусотни вагонов перевозили части орудия.

На сборку «Доры» уходило около трех дней работы 250 человек. При этом еще около трех тысяч человек должны были заниматься прокладыванием путей и созданием насыпей для обеспечения необходимого для выстрела уклона.

Стоимость гигантского орудия достигала 7 млн рейхсмарок, что на сегодня составляет около 26 млн долларов. Но в соответствии со своими принципами Krupp не взяла с правительства Третьего рейха ни единой марки за первое орудие. Оплатить пришлось лишь второе, которое так и не побывало ни в одном бою. А вот «Дора» пострелять успела.

Танк-бегемот «LVTH6»

Танк-бегемот «LVTH6»

Дитя Индии
отличался весьма большим экипажем, который составлял 7 человек: командир, наводчик и заряжающий — в башне; Механик-водитель и командир экипажа — в отделении управления; 2 подающих снаряды располагались в боевом отделении позади башни.
Индийский танк «LVTH6» первоначально планировался как средство высадки десанта, но при этом вооруженное 105 миллиметровой гаубицей.
Главным ее предназначением должна было стать огневая поддержка десанта, высаживающегося со слабовооруженных транспортеров. Но, в итоге, танк-бегемот превратился в средство перемещения гаубицы М49 и боекомплекта к ней.

Кошмар Севастополя

К концу 1941 года «Дора» прошла полный комплекс испытаний на полигоне Хиллерслебен и привела командование вермахта в восторг. Все задачи, которые стояли перед конструкторами, были выполнены. В Krupp создали мощнейшее артиллерийское орудие из всех когда либо созданных! Вот только как и где его применять?

К моменту ввода в строй «Доры» вопрос о прорыве линии Мажино уже не стоял — своим блицкригом немецкая армия смела сопротивление союзников и обеспечила надежный тыл на западе, получив возможность перебросить силы на восток. В континентальной Европе банально не осталось объектов, против которых целесообразно было использовать такую пушку.


Схематичное сравнение габаритов «Доры», человека и ОТРК «Точка». Источник: Wikipedia

В начале 1942 года начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер приказал транспортировать «Дору» в Крым. Там генерал Манштейн должен был использовать супероружие для обстрела Севастополя.

Пять железнодорожных эшелонов, растянувшихся почти на два километра, добирались до места назначения больше месяца. Еще месяц ушел на строительство отдельного пути для перемещения «Доры» и корректировки боевой позиции. Куча времени понадобилась для возведения кранов грузоподъемностью под 300 тонн. Обстрел осажденного Севастополя должен был стать первым боевым испытанием страшного орудия.

На сборку «Доры» ушли полтора месяца и усилия почти пяти тысяч человек! К железнодорожной станции Бахчисарай неподалеку от Севастополя эшелоны пришли в обстановке строжайшей секретности. Маршрут следования составов с «Дорой» тщательно патрулировали истребители люфтваффе, поезда сопровождал отряд дымомаскировки, две охранные роты и взвод овчарок. Место дислокации охраняли две зенитные батареи.

В век интернета кажется невероятным, что передвижение столь большого скопления людей и гигантского оружия можно было скрыть. Но тогда советская разведка проморгала прибытие и развертывание «Доры». Поэтому ее первые громогласные выстрелы 5 июня 1942 года застали защитников Севастополя врасплох.


Разумеется, слухи о некоем супероружии, которое нацисты привезли в Крым, уже ходили. При этом многие члены советского командования долгое время были уверены, что их с целью психологической атаки распускают сами немцы. Другие, напротив, вовсю пользовались славой грозной «Доры» и впоследствии даже получали правительственные награды за ее «уничтожение». На самом деле пушка благополучно пережила битву за Севастополь.

Появлению мифов и слухов способствовало само орудие. При всех своих впечатляющих характеристиках «Дора» оказалась удивительно бесполезной. Подготовка каждого выстрела занимала около часа, и в благоприятные для вермахта дни оружие было способно выпускать по 14 снарядов в сутки. За почти две недели боевого применения пушка выстрелила 48 раз по семи целям. Лишь 10 снарядов легли в пределах 60 метров от целей, многие же мазали на 500—700 метров.


Документально подтвержденных сведений об ущербе, который «Дора» нанесла Севастополю, крайне мало. Генерал Манштейн утверждал, что пушка поразила спрятанный на глубине 27 метров склад боеприпасов. Кроме того, она помогла уничтожить несколько береговых укреплений. Однако в целом эффективность орудия по сравнению с куда более мобильной и классической артиллерией, превратившей город в руины, была поразительно низкой.

Читайте также: