Как вы можете объяснить почему воспоминания юности для ганина реальнее окружающей его жизни

Обновлено: 18.05.2024

Образовательные цели : дать представление о Русском Зарубежье, познакомить с биографией В.В. Набокова, выявить общее и отличное в описании «дворянского гнезда» в романе «Машенька» и в произведениях русской классической литературы, сравнить главного героя с «лишним человеком»

Развивающие цели : развитие навыков чтения, самостоятельной работы с текстом , формирование эстетических взглядов , выявление особенностей авторского почерка В.В. Набокова («феномен языка» в формулировке критиков) и нюансов мировоззрения писателя (противопоставление «избранного» – «толпе», «обывателю» , «массе») .

Оборудование : стенд «Жизнь и творчество В.В.Набокова», репродукции, журналы, телевизор, программное обеспечение , портрет писателя.

Вступительное слово учителя

Беседа по вопросам семинарского занятия.

На доске эпиграф:

Твой образ легкий и блистающий

как на ладони я держу

и бабочкой неулетающей

Ребята, сегодня мы продолжим тему «дворянских гнезд» в творчестве писателей XIX-XX веков и проследим, как В.В. Набоков в период раннего творчества продолжал традиции классиков русской литературы. В лице Владимира Владимировича мы столкнулись с новым для нас явлением… Это писатель, которого мы относим к Русскому Зарубежью. Явление это связано с тем, что после 1917 года многие русские писатели были вынуждены покинуть Россию и продолжали свое творчество вне Родины, но писали о ней, о русской стране и русских людях. Владимир Владимирович Набоков – один из таких писателей.

Запишите в тетради тему урока и эпиграф к нему.

Теперь вы знакомы с судьбой писателя и вам будет более понятен и эпиграф урока, и стихотворение 1930 года «Первая любовь».

Стихотворение «Первая любовь» написано через 4 года после романа «Машенька», их многое объединяет: и проникновенный лиризм, и наброски благоухающей природы, и ностальгия…

III. Беседа по вопросам семинарского занятия.

1) Чем вам понравился роман? Может, что-то отталкивает? Что-то неприемлемо для вас?

2) Можно ли назвать произведение автобиографическим? Каковы ваши доказательства?

3) Почему так рельефно, зримо выписаны мельчайшие детали дворянской усадьбы героя. Подкрепите рассуждения текстом.

Во-первых, автор раскрывает свою тоску по России, описывая с детства знакомую обстановку, в какой воспитывался герой (материальное благополучие, комфорт, природа парка стали неотъемлемой частью его понимания жизни).

«Обои – белые, в голубоватых розах… Направо от постели, между киотом и боковым окном, висят две картины: черепаховая кошка, лакающая с блюдца молоко, и скворец, сделанный выпукло из собственных перьев на нарисованной скворечнице. Рядом, у оконного косяка, приделана керосиновая лампа, склонная выпускать черный язык копоти…» Писатель любовно описывает мельчайшие детали обстановки его комнаты в детстве, потому что каждая вещь напоминает ему о чем-то неизъяснимо дорогом и любимом. Герой представляет себе обстановку усадьбы, и его сильней тянет на Родину. Также автор сопоставляет простор и приволье дворянской усадьбы и убогий пансионат в Германии у госпожи Дорн.

– Когда человек привыкает к каким-то вещам, то не замечает их. Но потом, теряя это, он вспоминает и тоскует по ним. Все эти вещи олицетворяют для него его Родину, его золотое детство. Он живет в прошлом, живет своими воспоминаниями. «Старый, зеленовато-серый, деревянный дом, соединенный галереей с флигелем, весело и спокойно глядел цветными глазами своих двух стеклянных веранд на опушку парка и на оранжевый крендель садовых тропинок, огибавших черноземную пестроту куртин. В гостиной, где стояла белая мебель и на скатерти стола, расшитой розами, лежали мрамористые тома старых журналов, желтый паркет выливался из наклонного зеркала в овальной раме и дагерротипы на стенах слушали, как оживало и звенело белое пианино».

4) Критики называют Набокова продолжателем традиций И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Докажите или отвергните это умозаключение.

5) Как вы можете объяснить , почему воспоминания юности для Ганина реальнее окружающей его жизни?6) Отчего Ганину, человеку без дела, без семьи, без денег и даже без будущего, так важны воспоминания о Машеньке, о юношеской светлой и такой короткой любви?

– Воспоминания о Машеньке невольно заставляли его еще раз перелистывать страницы своей жизни, обдумывать и переоценивать прошлое, сравнивать жизнь на Родине с бесперспективным существованием в Германии.

– Окунаясь в прошлое, Ганин ощущал утешение и успокоение. Воспоминания дают возможность оказаться в России прошлого, обрести свой утраченный рай.

– Воспоминания о светлой юношеской любви – это воспоминание об яркости, искренности чувств (чего он лишен в любовной связи с Людмилой).

– Для Ганина Машенька – это идеал девушки…

7) Портрет героини. Вы помните портреты Татьяны Лариной и Маши Троекуровой , княжны Мери и княгини Веры, Ольги Ильинской.

– Машенька, по сравнению с другими героинями, гораздо жизнерадостнее. Она ведет себя непринужденно, но не развязно. Она веселится, смеется, тогда как героини русской классики более строги, например, Татьяна Ларина, Лиза Калитина. Это мнение можно подтвердить строками романа: «Она была удивительно веселая, скорее насмешливая. Любила песенки, прибаутки всякие, словечки да стихи. Песенка у нее погостит два-три дня и потом забудется, прилетит новая ».

– Ганин описывает Машеньку очень часто: это и первые встречи, и знакомство, и период короткой, но яркой любви, и встречи в столице. И каждый раз он любовно описывает детали ее внешности (например, большой бант на косе, напоминавший бабочку-траурницу; вспомним, что сам Набоков серьезно увлекался наукой о бабочках, даже написал научный труд, отсюда же образ-сравнение в стихотворении «Первая любовь»: «…и бабочкой неулетающей благоговейно дорожу».)

Образ легкокрылой бабочки – это и символ яркой первой любви, такой ранимой и незащищенной… Это и символ самой героини – немного легкомысленной и наивной.

Ганин увлеченно вспоминает все новые и новые привычки Машеньки, поэтому она кажется нам не такой строгой, как героини XIX века, а более живой, земной, человечной: «…да и вообще постоянно что-нибудь сосала, – стебелек, листик, леденец. Ландриновские леденцы она носила просто в кармане, слипшимися кусками, к которым прилипали шерстинки, сор. И духи у нее были недорогие, сладкие, назывались «Тагор».

– Вы, несомненно, правы. Начавшийся XX век привнес новые обычаи и нравы. Девушки из состоятельных семей, получающие образование, уже имели больше свободы, чем пушкинская Татьяна. Их не сковывали жесткие светские правила, они отличались как от барышень-кокеток, так и от «тургеневских девушек», живущих серьезной духовной жизнью, стремящихся не к личному счастью, а к жизни для пользы общества.

А теперь мы вернемся к образу главного героя. Послушайте приготовленный доклад, запишите в тетрадь основные мысли.

8) Психологический портрет юного героя романа. Чем он похож и не похож на героев русской классической литературы? Наложило ли время свой отпечаток или сам он принципиально отличается от юных дворян XIX века?

– Ганин – человек эгоистического склада характера. Но он не карьерист, не сноб. Этим он похож на Онегина и Печорина. Для него главное – не доводы рассудка, а движения души, поэтому его можно сравнить с Обломовым.

– У юного Ганина чуткая к красоте душа, искренние чувства, любящее сердце. Но он, как и многие герои XIX века, эгоист. Он любит для себя. Для него главное – не Машенька, а его чувства у ней. Их развели не обстоятельства, не исчезновение любви, а эгоизм Ганина. И хотя, читая произведение, я часто сочувствовала герою, но я все же не могу простить ему, что он потерял свою любовь.

– Нерешительность Ганина напомнила мне неуверенность в себе Рудина. Но то, что смешно в 30-летнем человеке, понятно и естественно в юноше, только начинающем жить.

– А для меня сравнение Рудина с Ганиным совсем не в пользу последнего. Ведь герой Тургенева живет для других, хочет прожить жизнь не зря. А Ганина интересуют в основном собственные проблемы.

9) Каково ваше мнение, почему Ганин не решился на встречу с повзрослевшей Машенькой? Почему сначала сделал все, чтобы свидание произошло (даже перевел стрелки будильника у Алферова), отправился ее встречать, а потом, дождавшись прихода ее поезда, все же ушел?

– Думаю, что он понял, что не сможет больше полюбить Машеньку.

– Мое мнение, что Ганин просто решил, что прошлого не вернуть, еще неизвестно, как бы произошла эта встреча, ведь прошло столько лет!

– Мне кажется, что Ганин почувствовал, что прошлого не вернешь и что он не вправе лишать возможного счастья двух людей.

– Я не согласна с таким мнением: меньше всего Ганин был способен думать о счастье господина Алферова. Скорее всего он понял, что прошло много времени, он боялся увидеть свою Машеньку, изменившуюся внешне и внутренне.

– Здесь проявилась его нерешительность: ведь неизвестно, как бы прореагировала Машенька, встреться она с Ганиным на перроне вокзала…

– Ганин понял, что Машенька уже не та. Он боялся не увидеть у нее таких смеющихся глаз, тех черт характера, которые он так любил. Да и сам герой изменился. Их встреча не была бы столь радостной вдали от России.

– Видите, как много у вас мнений по этому вопросу. А вот что написал Набоков в уже известном вам стихотворении:

Но если встретиться нежданная

судьба заставила бы нас,

меня бы, как уродство странное,

твой образ нынешний потряс.

Обиды нет неизъяснимее:

ты чуждой жизнью обросла

не платья синего, ни имени

ты для меня не сберегла.

Думаю, что Владимир Владимирович считал, что вернуть счастье, как вернуть прежнюю любовь, нельзя. Прежняя Машенька, так любимая им ранее, осталась в прошлом, куда нет дороги. Как говорил философ: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

А мы с вами переходим к анализу второстепенных образов романа.

10) Как в романе показана эмигрировавшая интеллигенция? Как автор-эмигрант относится к героям-эмигрантам?

11) Какие выводы о цели и смысле жизни, о славе и смерти можно сделать, читая страницы о Подтягине и других обитателях пансиона госпожи Доры?

12) Ностальгия не оставляла Набокова до самой смерти. Образ утраченной России переходит из романа в роман. Можно ли сказать, что герои романа «Машенька» «…живут в изгнании и мучаются ностальгией, заняты поисками утраченного рая?» (Цитата из статьи Г.Л. Коровкиной).

– Думаю, что у людей, эмигрировавших за границу, разное отношение к Родине: одни ее ненавидят, считают «проклятой», другие страдают и мечутся. Но в душе они тоскуют и потому, что бы они не делали, они не находят места в жизни.

– Думаю, что Алферов совсем не мучился. А вот Ганин и Подтягин, как сам автор, действительно ищут утерянный рай – Родину.

– Я согласна с тем, что герои пансиона «…живут в изгнании и мучаются ностальгией», но я сомневаюсь, что танцоры, Клара или Алферов «… заняты поисками утраченного рая». Они живут, можно сказать, по инерции, не пытаясь обдумать свою жизнь, даже не делая попыток сделать первый шаг в этом поиске.

Вывод учителя . Устами тяжелобольного (по сути дела – умирающего) старика автор выражает одну из важнейших мыслей произведения: «Россию надо любить. Без нашей эмигрантской любви России крышка». Сегодня, когда ушли в прошлое политические противоречия, объединяются два крыла российской культуры: к нам вернулась литература Русского зарубежья, возвращаются колокола, картины, архивы. Объединились две ветви православной церкви… Сегодня стали понятны слова Подтягина: те эмигранты, кто любил свою далекую Родину даже в изгнании, кто писал книги, прославляющие Россию, создавал музыку, ставил спектакли, строил церкви, учил детей русскому языку, воспитывал их в духе православной культуры, трудились не напрасно. Они сберегли богатейший пласт российской культуры. Возвращение раритетов искусства – это приобщение наших современников к богатейшей духовной культуре наших предков. Эмигранты первой волны, в том числе и Набоков В.В., сберегли для нас, своих потомков, высокие нравственные ориентиры.

И роман «Машенька» тому пример. Отношение автора к героям прежде всего зависит от их отношения к России… Писатель ненавязчиво внушает идеи патриотизма, чувство гордости за свою многострадальную, но великую Родину.

13) «Полно, я возвращусь когда-нибудь, » - так писал Владимир Владимирович в одном из стихотворений. Он мечтал вернуться в Россию, но категорически не признавал власти большевиков, однозначно воспринимая СССР как тоталитарную державу. Сейчас он вернулся на Родину, но уже после своей смерти… Вернулся своими произведениями… Как вы думаете, чему может научить своих потомков великий писатель?

– Я считаю, что автор тосковал по природе России, по ее душе. Писатель учит ценить то, что имеешь, учит любить свою Родину, понимать ее значимость для человека. Набоков показывает, что ничто не заменит родного гнезда, родных мест (ни деньги, ни признание поклонников), он знал это на своем собственном примере.

Подведение итогов. Рефлексия.

– После прочтения романа понимаешь идеи Владимира Владимировича: в жизни счастье – это не только деньги, карьера, женщины, но и чувство искренней, трепетной любви и к людям, и к родной стороне.

– Сегодня мы познакомились с уникальным явлением – Зарубежьем, прикоснулись к творчеству великого Набокова В.В., увидели в его романе отголоски русской классической литературы XIXв., сделали вывод о значении его творчества для нас, потомков. Надеюсь, что вас заинтересовал этот урок-семинар и летом прочитаете другие романы прославленного автора: «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Другие берега».

Заканчивая урок, хочется обратиться к той строке, которой он назван: «Твой образ легкий и блистающий…» В стихотворении «Первая любовь» это, конечно, образ любимой, образ первой любви, а в романе «Машенька» это не только образ главной героини, но и легкий, блистающий образ утраченной и такой дорогой Родины…

Домашнее задание.

Вопросы семинарского занятия.

1) Чем вам понравился роман? Может, что-то отталкивает? Что-то неприемлемо для вас?

2) Можно ли назвать произведение автобиографическим? Каковы ваши доказательства?

3) Почему так рельефно, зримо выписаны мельчайшие детали дворянской усадьбы героя. Подкрепите рассуждения текстом.

4) Критики называют Набокова продолжателем традиций И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Докажите или отвергните это умозаключение.

5) Как вы можете объяснить , почему воспоминания юности для Ганина реальнее окружающей его жизни? 6) Отчего Ганину, человеку без дела , без семьи, без денег и даже без будущего, так важны воспоминания о Машеньке, о юношеской светлой и такой короткой любви?

7) Портрет героини. Вы помните портреты Татьяны Лариной и Маши Троекуровой, княжны Мери и княгини Веры, Ольги Ильинской. Что нового привнес в мировую литературу портрет Машеньки?

8) Психологический портрет юного героя романа. Чем он похож и непохож на героев русской классической литературы? Наложило ли время свой отпечаток или сам он принципиально отличается от юных дворян XIX века?

9) Каково ваше мнение, почему Ганин не решился на встречу с повзрослевшей Машенькой? Почему сначала сделал все, чтобы свидание произошло (даже перевел стрелки будильника у Алферова), отправился ее встречать, а потом, дождавшись прихода ее поезда, все же ушел?

10) Как в романе показана эмигрировавшая интеллигенция? Как автор-эмигрант относится к героям-эмигрантам?

11) Какие выводы о цели и смысле жизни, о славе и смерти можно сделать, читая страницы о Подтягине и других обитателях пансиона госпожи Доры?

12) Ностальгия не оставляла Набокова до самой смерти. Образ утраченной России переходит из романа в роман. Можно ли сказать, что герои романа «Машенька» «…живут в изгнании и мучаются ностальгией, заняты поисками утраченного рая?» (Цитата из статьи Г.Л. Коровкиной).

13) «Полно, я возвращусь когда-нибудь, » - так писал Владимир Владимирович в одном из стихотворений. Он мечтал вернуться в Россию, но категорически не признавал власти большевиков, однозначно воспринимая СССР как тоталитарную державу. Сейчас он вернулся на Родину, но уже после своей смерти… Вернулся своими произведениями… Как вы думаете, чему может научить своих потомков великий писатель?

Внеклассное чтение в 10-м классе "От классики к современности"

По ныне действующей программе Коровиной в 10 классе по литературе рекомендуется проводить по 18 уроков внеклассного чтения. Тем не менее многие словесники игнорируют (в большей или меньшей степени) этот факт, аргументируя это чрезвычайно насыщенной программой: 1) И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. Кроме того, это действительно сложные темы, уяснить которые (в связи с отсутствием жизненного опыта) способны далеко не все ученики. С этим фактом не поспоришь.

Тем не менее и для проведения в системе уроков внеклассного чтения есть свои аргументы.. Во-первых, современный среднестатистический десятиклассник воспринимает классическую литературу XIX века почти так, как поэмы Гомера: происходили те события давно, понять суть изображаемого трудно. А произведения современной эпохи читаются легче, и анализируются с большим интересом, так как их значительно проще понять. Сужу по собственному опыту: наши юноши и девушки охотно читают В.Войновича, Ю. Бондарева, В. Дудинцева. Романы этих авторов вызывают огромный интерес, формируют читательский опыт. Да и произведения 1-ой половины XX века: антиутопия Е. Замятина «Мы», роман В. Набокова «Машенька» – небезынтересны, так как в 9 классе школьники уже изучили исторический материал о тоталитарном обществе и о русской эмиграции в 20-е годы XX века.

Во-вторых, изучение таких острых в политическом смысле произведений формирует зрелую гражданскую личность с ярко выраженными демократическими взглядами. Здесь мы идем рука об руку с учителями истории и обществознания, и данные уроки можно проводить совместно с ними. Бинарные темы всегда вызывают интерес неадекватностью поставленных проблем.

И наконец, в-третьих, уроки внеклассного чтения позволяют часть тем в 11 классе провести заранее, тем самым хоть немного разгрузив более чем насыщенную программу выпускного класса. Так, проведя в 10 классе 2-х часовой семинар по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», впоследствии к проблемам драматургии XX века обращаюсь только в обзорных темах, напоминая учащимся опыт анализа данного текста.

Конечно, такая интенсивная система работы требует основательной подготовки: в конце 9 класса учащимся выдается список литературы для летнего чтения, а произведения внеклассного чтения описываются наиболее интригующе для того, чтобы подростки прочитали летом как можно больше.

Все уроки внеклассного чтения провожу только в форме семинаров, выдавая вопросы за полторы-две недели, что стимулирует интерес читателей и помогает сразу увидеть наиболее актуальные вопросы текста. Кроме того, все семинары по внеклассному чтению проходят всегда в 2 урока, что дает возможность опросить каждого ученика и осветить поднятые проблемы достаточно глубоко и последовательно. При анализе произведений XX века важным считаю и рассмотрение вопроса о традициях классической литературы у авторов последующих эпох.

Сводная таблица уроков внеклассного чтения

[Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как нечто возвышенно-поэтическое. В самом деле – природа, тишь, сосредоточенность души…Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? «Знаешь, какая это тишина? – объясняет герой. – Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет».
Объяснение сумрачное. Этими короткими фразами («И ничего нет. И не было. И не будет»). Будто гвозди заколачиваются…

В. Лакшин («Литература в школе» – 1992 г. №2 с.68)]

Семинар по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота»

Безусловно, лучше всего «Утиную охоту» изучать после знакомства с творчеством А.П. Чехова, так как у Вампилова больше близких черт с этим драматургом (лаконизм, многослойность образов и т.д.), но в конце учебного года никогда не бывает времени для внеклассного чтения. А в I четверти это произведение вполне подходит для пробного варианта семинара по внеклассному чтению: объем мал (ученики могут познакомиться с текстом даже в читальном зале), образы трактуются неоднозначно, открытый конец вызывают бурные споры.

У многих учащихся «Утиная охота» вызывает недоумение лаконизмом, отсутствием четко сформулированной авторской позиции. Особенно это бросается в глаза после чтения «Бесприданницы», где десятиклассники легко выделяли мировосприятие драматурга, его видение общественных проблем.

Для лучшего усвоения темы мало познакомить участников семинара с биографией Александра Вампилова. Гораздо важнее провести межпредметные связи с историей, вспомнить совместно с юными читателями об эпохе застоя и ее особенностях, о времени правления Леонида Ильича Брежнева. Тогда станет понятнее отношение Зилова и его приятелей к работе, «квартирный вопрос», отношение к личному автомобилю Кушака и многое другое. Эпизод со статьей в газете из невинной шутки превратится в политический сарказм над государственным устройством страны, год за годом обещающей светлое будущее и никогда не выполняющей свои обещания.

Эмоционально происходит обсуждение сюжетной линии Зилов-Ирина. Как относится автор к своей главной героине? Сопереживает ей, сочувствует, всю вину за происшедшее перекладывая на Зилова? Интересен тот факт, что именно девушки-десятиклассницы чаще строже юношей судят Ирину…Судят за легкомыслие, инфантильность, неумение и нежелание анализировать свои и чужие поступки. Интересно разворачивается обсуждение сопоставления образов Ирины и Ларисы Огудаловой. На фоне Ларисы с ее богатым духовным миром и трагизмом восприятия жизни меркнет облик Ирины. Глупая простушка, попавшая на удочку первого встречного волокиты, вызывает намного меньше сочувствия, чем героиня А.Н. Островского.

Еще более сложен финал пьесы. Пьяная ссора Зилова с приятелями, его последующее одиночество заставляют задуматься о его душе.

[В «Утиной охоте» есть некая тайна, некий секрет, до сих пор не разгаданный. Мной тоже. Если ставить пьесу об алкоголиках – тема исчезает. Тупик надо сыграть.

Г. Товстоногов («Литературная газета» – 1984 – №33)]

Тупик, в котором оказался автор, – специфически русский. С одной стороны, Зилов – герой времени, его взрастила эпоха застоя, он плоть от плоти системы Брежнева.

С другой стороны, он еще не утратил до конца духовности (в отличие от официанта Димы), и открытым финалом пьесы автор оставляет ему шанс на возрождение

Б. Суриков (в книге «Александр Вампилов» – М., «Советская Россия», 1989г., с.94)]

Пьесы А.Вампилова заставляют задуматься и о времени, и о себе. В этом смысле сопоставление с сегодняшним днем особенно интересно для думающих читающих школьников. Представить себе Зилова сегодня… Нашел бы он для себя нишу в наше время? Смог бы реализовать свои способности? Или бы удовольствовался ролью «лишнего» человека, которому и эта эпоха не дает раскрыться?

  1. Что общего и различного вы обнаружили в изученных произведениях А.Н.Островского и в «Утиной охоте»? Какие общие проблемы рассматриваются?
  2. Попытайтесь определить, какая эпоха в жизни Российского государства здесь отражена. Приведите доказательства.
  3. Как Зилов и его приятели относятся к работе? Случайно ли это? Или характерно для того времени?
  4. В чем вы видите значение частых повторений фраз типа: «поехали», «понеслись»?
  5. Каково значение в пьесе любовного треугольника: Зилов, Вера, Кушак? Как он характеризует этих трех героев?
  6. Почему Вера всех мужчин называет аликами? Как это характеризует ее саму и то общество, в котором она вращается?
  7. Что нового о героях (Зилове и Галине) рассказывает сцена воспоминания о молодости и взрыве любовных чувств? Случайно ли упоминание планетария, расположенного в бывшей церкви?
  8. Что вы думаете об Ирине? Какова ее роль в пьесе?
  9. Образ официанта Димы. Его значение в пьесе.
  10. Дайте развернутую характеристику Зилова. Если бы вы были театральным режиссером (или актером, играющим эту роль), на каких аспектах его личности вы сделали бы акцент?
  11. Объясните символичность названия пьесы. Какие идеи автор подчеркивает, давая своему произведению такое название?

Семинар по роману В. Набокова «Машенька»

Этот семинар бывает особо удачным в тех классах, в которых ребята прочитали летом и романы И.С. Тургенева, и эпопею «Война и мир» Л.Н. Толстого – сопоставление сюжетов, коллизий, нюансов, идет легко и непринужденно.

Данное занятие предваряю 2-часовой лекцией (на факультативе) «Эволюция темы «дворянского гнезда» в русской литературе XIX – нач.XX века (От Пушкина и Тургенева до Толстого, Бунина и Набокова)». Зачитанные эпизоды классической литературы с описанием барских усадеб Троекуровых, Лариных, Маниловых, Головлевых, Болконских, Ростовых и т.д. помогут учащимся уяснить роль дворянства в жизни российского общества, значение «дворянских гнезд» как факта культуры и как места жестокой эксплуатации крестьян. Обращение к «Суходолу» И. Бунина приоткроет перспективы 11 класса и раскроет процесс деградации класса, потери ведущей роли в общественной и политической жизни страны.
На фоне этой лекции станет более понятен лаконизм В.В. Набокова в описании дворянской усадьбы: после Тургенева и Толстого нет необходимости в подробном описании, достаточно 2-3 мелких деталей. С другой стороны, в виде подтекста воспринимаем мелкие нюансы рушащегося аристократического быта: обезображенный стол под лианами, чрезмерно заросшие аллеи парка. Ни в усадьбе Троекуровых, ни в поместье ростовых такого запустения не оставили бы. Сквозь ностальгическую призму первой любви видим мы мини-зарисовки писателя о «дворянском гнезде», находящемся на пороге разрушений. Но и эти воспоминания тоже ярко характеризуют главного героя: не от материальных благах, потерянных в ходе революции, расстраивается Ганин, а о тех милых сердцу мелочах быта, что ассоциируются с детством и эпохой первой любви. Отсутствие меркантильности – яркая черта классической русской литературы XIX века, а Набоков – продолжатель ее традиций.

[Сияющие, сладкопевные описания его русской природы похожи на восторги дачника, а не человека, с землею кровно связанного. Пейзажи усадебные, не деревенские: парк, озеро, аллеи и грибы – сбор которых любили и дачники (бабочки – это особая статья). Но как будто Набоков никогда не знал запаха конопли, нагретой солнцем, облака мякины, летящей с гумна, дыхания земли после половодья, стука молотилки на гумне, искр, летящих под молотом кузнеца, вкуса парного молока или краюхи ржаного хлеба, посыпанного солью… Все то, что знали Левин и Ростовы, Тургенев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Бунин, все русские дворянские и крестьянские писатели, за исключением Достоевского.
Отсутствует в набоковской России и русский народ, нет ни мужиков, ни мещан…Низшая каста, отразившаяся в набоковском творчестве, – это гувернантки и учителя.

Зинаида Шаховская , Б.Носик «Мир и дар Владимира Набокова» (Первая русская биография) отпечатано в Чехии, с.4]

  1. Чем вам понравился роман? Может, что-то отталкивает? Что неприемлемо для вас?
  2. Можно ли назвать произведение автобиографичным? Каковы ваши доказательства?
  3. Почему так рельефно, зримо вписаны мельчайшие детали дворянской усадьбы героя (обои комнаты и ее обстановка, аллеи парка, стол под липами и т.д.)?
  4. Критики называют В.В. Набокова продолжателем традиций И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Докажите или опровергните это умозаключение.
  5. Как вы можете объяснить, почему воспоминания юности для Ганина реальнее окружающей его жизни?
  6. Отчего Ганину, человеку без дела, без семьи, без денег и даже без будущего, так важны воспоминания о Машеньке, о юношеской светлой и такой короткой любви?
  7. Портрет героини. Вы помните портрет Татьяны Лариной и Маши Троекуровой, княжны Мери и княгини Веры, Ольги Ильинской, Натальи Ласунской и Лизы Калитиной. Что нового привнес в мировую литературу портрет Машеньки? (Желательно обратить внимание и на манеру изложения, и на суть описываемого).
  8. Психологический портрет юного героя романа. Чем он похож и не похож на героев русской классической литературы? Наложило ли время свой отпечаток, или сам он принципиально отличается от юных дворян XIX века? Провести параллель Рудин –Ганин.
  9. Каково ваше мнение, почему Ганин не решился на встречу с повзрослевшей Машенькой? Почему сначала сделал все, чтобы свидание произошло (даже перевел стрелки будильника у Алферова) и отправился ее встречать, а потом, дождавшись прихода ее поезда, все же ушел?
  10. Как в романе показан эммигрировавшая интеллигенция? Каково отношение автора к героям? Анализ образов Алферова, Клары, танцоров, Подтягина.
  11. Какие выводы о цели и смысле жизни, славе и смерти можно сделать, читая страницы о Подтягине и других обитателях пансиона госпожи Дорн?
  12. Ностальгия не оставляла Набокова до самой смерти. Образ утраченной России переходит из романа в роман. Можно ли сказать, что герои романа «Машенька» «живут в изгнании и мучаются ностальгией, заняты поисками утраченного рая»? (Цитата из статьи Г.Л. Коровкиной).
  13. «Полно, я возвращусь когда-нибудь», – так писал Владимир Владимирович в одном из стихотворений. Он мечтал вернуться в Россию, но категорически не признавал России большевистской (воспринимая ее однозначно как тоталитарную державу). Сейчас он вернулся на Родину, но уже после своей смерти. Как вы думаете, чему может научить своих потомков великий русский писатель?

Трудно переоценить роль уроков внеклассного чтения. Они помогают учащимся осмыслить окружающий их мир и собственные душевные переживания, развивают эмоционально и творчески, являются той ступенькой лесенки, которая ведет к глубокому постижению классической литературы. Практическая невозможность ограничиться сухими строками учебника (анализа этих произведений нет в школьном учебнике) подвигает к самостоятельной интерпретации произведений. Формирует думающего читателя, активную творческую личность.

Разработка открытого урока русской литературы. Тема: В.В. Набоков. Тема любви в романе "Машенька" (213 РА)

Создать условия для самостоятельного развития личности: умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы:

Уметь выстраивать композицию собственного высказывания:

Уметь целостно воспринимать образ героев:

Уметь устанавливать причинно-следственные связи:

Уметь раскрывать авторский замысел;

Уметь соблюдать основную мысль высказывания.

Воспитывающие:

Создать условия воспитания коммуникативной культуры, самостоятельности, умение принимать решения, воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной форме, воспитание патриотизма, любви к окружающим людям, к Родине, стремление к полнокровной духовной жизни;

Тип урока: урок изучения нового материала;

Форма проведения урока: урок-поиск:

Интеграция предметов: русский язык, история:

Методическое оборудование: электронная версия жизни и творчества В.В Набокова; Презентация по теме урока;

Текст романа «Машенька»

Словарь С.И Ожегова Опережающие задания:

2. Найти интересные факты из жизни (детство, юность, зрелость) В.В.Набокова (слайд);

3. Творческое кредо писателя слайд);

4. Выписать со словаря С.И. Ожегова значения слов «любовь», «Родина»;

5 . Прочитать роман «Машенька».

Эпиграф к уроку

Твой образ легкий и блистающий как на ладони я держу и бабочкой неулетаюшей благоговейно дорожу.В.В. Набоков (из стихотворении «Первая любовь»

Организационный момент .

Приветствие, проверка отствующих и подготовка к занятию

Мотивация к обучению.

Вступительный слово учителя "Я родился в один лень с Шекспиром через сто лет после Пушкина» Чье эти слова! Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить на сегодняшнем уроке? (О В.В. Набокове и его романе «Машенька»)

- Да, вы правы. Сегодня мы будем говорить о необычном писателе

В.В. Набокове. Он всегда был не таким, как все писатели, рожденный в России, получивший образование в Англии, где он изучая французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию.

Бабочки и шахматы стали символами его творчества.

Это необычный урок, урок-поиск, поможет вам не только самостоятельно получить знания, но и пережить сильные эмоции, которые научат вас тому сопереживанию, без которого немыслим каждый современный человек. И я верю, что эти самостоятельно полученные знания эффективно помогут вам на сегодняшнем уроке.

Актуализация опорных знаний учащихся.

б) Интересные факты из жизни писателя;

в) Творческое кредо писателя (слайд) ;

Теперь вы знакомы с судьбой писателя и вам более понятен эпиграф нашего занятия. Перечислите основные темы произведения В.В. Набокова(тема Родины, тоска и ностальгия по родине, любовь к женщине и т.д.).

- А по-вашему, что такое любовь?

Творческая работа студентов(сочинения на тему: «Любовь к ближним», «Любовь к Родине», «Девушки современности»).

-А сейчас мы рассмотрим тему любви в романе «Машенька» глазами В.В. Набокова.

Дискуссия по роману «Машенька».

. Вспомня прежних лет романы,

Вспомня прежнюю любовь. Пушкин. - Как вы это понимаете?

- С чего начинается роман?

- Застрявший лифт. Темнота. Голоса. Встреча Ганина с Алфёровым.

- Можно ли назвать произведение автобиографическим? Каковы ваши доказательства?

- Автор раскрывает свою тоску по России, описывая с детства знакомую обстановку, в какой воспитывался герой (материальное благополучие, комфорт, природа парка стали неотъемлемой частью его понимания жизни). Писатель любовно описывает мельчайшие детали обстановки его комнаты в детстве, потому что каждая вещь напоминает ему о чем- то неизъяснимо дорогом и любимом. Когда человек привыкает к каким-то вещам, то не замечает их. Но потом, теряя это, он вспоминает и тоскует по ним. Все эти вещи олицетворяют для него его Родину, его золотое детство. Он живет в прошлом, живет своими воспоминаниями.

- Опишите портрет героя и героини (Машеньки и Ганина, найти в тексте и прочитать).

- Ганин — человек эгоистического склада характера. Но он не карьерист, не еноо. )гим 0,1 похож на Онегина и Печорина. Для него главное - не доводы рассудка, а движения души, поэтому его можно сравнить с Обломовым.

у юного Ганина чуткая к красоте душа искренние чувства , любящиее сердце. Он любит для себя. Для него главное – не машенька, а его чувства у ней. Он нерешительный, неуверенный в себе его интересуют в основном собственные проблемы.

- Машенька жизнерадостная, ведет себя непринужденно, но не развязно. Она веселится, смеется. Это мнение можно подтвердить строками романа: «Она была удивительно веселая, скорее насмешливая. Любила песенки, прилетит новая». Она была живой, земной, человечной и немного легкомысленная и наивная. '

Работа в группе.

1 гр. Описание реального романа Ганина с Машенькой (примеры из текста).

2 гр. Описание романа в письмах (доказать примерами из текста).

3 гр. Описание романа в воспоминаниях (примеры из текста).

- В чем трагедии Маши и Ганина?

- В том что они не смогли слиться душа в душу, когда судьба давала им еще такую возможность. Они прошли мимо своего счастье, мимо своей любви.

- Как вы можете объяснить почему воспоминания юности для Ганина реальнее и важнее окружающей его жизни?

- Воспоминания о Машеньке невольно заставляли его еще раз перелистывать страницы своей жизни, обдумывать и переоценивать прошлое, сравнивать жизнь на Родине с бесперспективным существованием в Германии.

- Отчего Ганину, человеку без дела, без семьи, без денег и даже без будущего, так важны воспоминания о Машеньке, о юношеской светлой и такой короткой любви?

- Окунаясь в прошлое. Ганин ощущал утешение и успокоение. Воспоминания дают возможность оказаться в России прошлого, обрести свой утраченный рай. Воспоминания о светлой юношеской любви - это воспоминание об яркости, искренности чувств (чего он лишен в любовной связи с Людмилой).

Для Ганина Машенька - это идеал девушки.

- Каково ваше мнение, почему Ганин не решился на встречу с повзрослевшей Машенькой? Почему сначала сделал все, чтобы свидание произошло (даже перевел стрелки будильника у Алферова), отправился ее встречать, а потом, дождавшись прихода ее поезда, все же ушел?

- Думаю, что он понял, что н е сможет больше полюбить Машеньку.

- Мое мнение, что Ганин просто решил, что прошлого не вернуть, еще неизвестно, как бы произошла эта встреча, ведь прошло столько лет!

- Мне кажется, что Ганин почувствовал, что прошлого не вернешь и что он не вправе лишать возможного счастья двух людей.

- Я не согласна с таким мнением: меньше всего Ганин был способен думать о счастье господина Алферова. Скорее всего он понял, что прошло много времени, он боялся увидеть свою Машеньку, изменившуюся внешне и внутренне.

- Верилось ли вам что эта встреча возможна или нет?

- Думаю, что эта встреча возможна.

- Считаете ли вы что он совершает подлость?

- Нет. я не считаю это подлостью, потому что он любит её светлой любовью.

- Почему герой вдруг отказывается своей любви и уезжает один?

Здесь проявилась его нерешительность: ведь неизвестно как бы прореагировала Машенька, встреться она с Ганиным на перроне вокзала. Ганин понял, что Машенька уже не та. Он боялся не увидеть у нее таких смеющихся глаз, тех черт характера , которые он так любил. Да и сам герой изменился. Их встреча не была бы столь радостной вдали от России .

Видите, как много у вас мнений по этому вопросу. А вот что написал Набоков в уже известном вам стихотворении:

Но если встретиться нежданная

судьба заставила бы нас,

меня бы. как уродство странное,

твой образ нынешний потряс.

Обиды нет неизъяснимее:

ты чуждой жизнью обросла

не платья синего, ни имени

ты для меня не сберегла.

Думаю, что Владимир Владимирович считал, что вернуть счастье, как вернуть прежнюю любовь. нельзя. Прежняя Машенька, так любимая им ранее, осталась в прошлом, куда нет дороги. Как говорил философ: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

- Есть ли в наше время «Машеньки и Ганины»?

- Можно ли сказать, что герои романа «живут в изгнании и тоской по Родине»?

- Думаю, что у людей, эмигрировавших за границу, разное отношение к Родине: одни ее ненавидят, считают «проклятой», другие страдают и мечутся. Но в душе они тоскуют и потому, что бы они не делали, они не находят места в жизни.

- Я согласна с тем. что герои пансиона «. живут в изгнании и мучаются ностальгией», тоской по Родине.

Весь роман проникнут грустным, ностальгическим настроением. Его главный герой — эмигрант Ганин. Он тоскует по родной земле, и все его мысли и чувства окрашены в печальные тона. В его душе пустота, его мучит осознание бессмысленности существования и бездеятельность, жизнь протекает «в какой-то безвкусной праздности, лишенной мечтательной надежды, которая делает праздность прелестной». «За последнее время.— сообщает о нем автор.— он стал вял и угрюм. ослабла какая-то гайка, он стал даже горбиться и сам признавался. что. страдает бессонницей».

Писатель ненавязчиво внушает идеи патриотизма, чувство гордости за свою многострадальную, но великую Родину. Это трепетное чувство любви к родине мы наблюдаем во многих произведениях великих писателей и композиторов. Одно из таких произведений является полонез «Прощание с Родиной», польского композитора Михаила Клеофаса Огинского, который также как и В. Набоков тосковал по Родине.

( Звучит музыка «Прощание с Родиной» М. Огинского.)

Да , сегодня мы с вами познакомились писателем В.В. Набоковым, и его романом «Машенька», и после прочтения романа поняли идею В.Владимировича, что в жизни счастье - это не только деньги, карьера, женщины, но и чувства искренней, трепетной любви и к людям, и к родной стране.

5. Фаза рефлексии.

- Чем вам понравился или не понравился роман? Почему?

- Что-то отталкивает или что-то приемлемо для вас?

- Напишите краткий отзыв о романе.

Заканчивая занятие, хочется обратиться к строке «Твой образ легкий и о листающий. » в эмапе «Машенька» это легкий образ любимой, а также образ утраченной и дорогой

Читайте также: