Как войти в церковь в жизнь после

Обновлено: 05.07.2024

Многие люди придерживаются мысли, что можно "верить в душе", самому, и никуда для этого ходить не нужно, ведь можно молиться дома.

Однако это совсем не библейский, не христианский и не евангельский подход.

Во-первых, я уже писал о том, что понятие "вера в душе" - это не библейское понятие, прочитайте пост " Бог у каждого свой, главное верить в душе "

Теперь по поводу Церкви. Если бы Церковь была не нужна, то Иисус не создавал ее, не умирал бы ради нее, ведь Иисус за всех, но в первую очередь, чтобы составить Свой народ, создать Свою Церковь.

Одна из важнейших причин почему ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна поместная церковь состоит в том, что после искренного покаяния в грехах перед Богом, дух человека возрождатся от Бога. Человек приобретает Божий образ в себе, становится духовным существом. Но дух рождается младенцем.

Именно поэтому и нужна Божия Церковь. Сразу после рождения никто не выносит человеческого младенца в поле, лес или в город, в надежде, что он сам выживет и вырастет. Все знают, что он погибнет, поэтому взращивают его дома, потом отводят в ясли, потом в детский сад, потом в школу.

Это ведь только маугли и тарзана оставили в лесу, но это сказки, в реальности ребенок там если и не погибнет, то точно не вырастет в супергероя, а будет отставать в развитии.

Церковь помогает духу человека возрастать, предосталяя ему правильную духовную "еду", следя за тем, чтобы человек не увлекся обольщением.

В Церкви человек узнает, что у него есть большая семья, из множества братьев и сестер, учится с ними общатся, ведь с ними ему жить в вечности. Учится познавать Бога, изучает Библию, узнает волю Божию на молитвах с посредством даров Духа Святого, получает ответы на вопросы, проходит испытания, участвует в Причастии, учится служить другим людям.

Поэтому не совсем понимаю причину заданного вопроса.

И, собственно, ответ кроется в мотиве данного вопроса.

Конечно же мы знаем, что несколько десятилетий назад, когда Церковь была гонима, верующим приходилось жить в одиночестве. Кого-то сажали в тюрьмы, кого-то ссылали, и человек на десятки лет уходил от местной церкви, правда не по своей воли. И уйдя от церкви и живя в одиночестве, кто-то в одиночной камере, кто-то в колонии строго режима, кто-то в ссылках, не имея общения с друзьями, мог возрастать и укрепляться, хотя был один. Но это происходило из-за того, что все его сердце, оно мечтало и рвалось к церкви, к братьям и сестрам, но не было возможности. И Бог один на один работал с этим человеком.

Но в нормальных условиях Господь установил совсем другой порядок. Мы видим, что все Послания Нового Завета они обращаются или к церквям или к руководителям церквей, они описывают жизнь в церкви, они дают совет как совершать это служение совместное перед Богом. Сам Иисус Христос сказал - «Я создал Церковь Мою».

И во всех посланиях раскрывается, что эта церковь не только вселенская церковь, о которой знает только Господь, но это те общины, в которых Бог работает над человеком.

Мы читаем в Послании к Ефесянам, что Он поставил в церкви, в общине, одних апостолом, других пророков, иных евангелистами, пасторами, учителями, и для чего? К совершению святых на дело служения для созидания тела Христова.

Церковь Христова представлена как Тело, в котором много-много членов, и это все совершается определенным образом, через работу тех, кого Господь ставит, кому Он дает Свои дарования.

Все эти общины созданы не для того, чтобы кто-то чувствовал себя высоко, а кто-то унижено, но все оно создано для одной цели, к совершению святых, т.е. Посвятившихся себя Богу, на дело служения, для возрастания в духовный возраст сына.

Любой человек - социальное существо и ищет общение. Если человек христианин, то он обязательно ищет общение с теми, кто разделяет его мнение. Церковь это семья Бога. Кто любит Бога, тот любит и рожденных от Него.

И причина по которой человек удаляется от других скорее всего в том, что он не хочет делать то, что говорит кто-то.

Мужчина, который желает жениться, или девушка, которая хочет выйти замуж, стремятся это сделать часто с одной целью, они думают, что кто-то удовлетворит их потребности в близком человеке, общении и пр. И если вдруг оказывается, что супруг не удовлетворяет этих потребностей, она думала, что он будет слушать, когда она говорит, а он не слушает, она думала, что он будет зарабатывать, а он не может заработать, он думал, что она будет готовить удивительные блюда, а она еле еле варит суп, и когда человек не получает то, что ожидает - между людьми возникает холод и удаленность.

Причина, почему человек удаляется от окружающих в том, что человек не получает от них то, что желал бы получить.

Но Иисус Христос предлагает совершенно другой путь. Он сказал - «Я пришел не для того, чтобы Мне служили, а чтобы послужить» , поэтому и наша задача войти в церковь и стать тем, кто служит всему Божьему Телу, а через это служение всему Телу, это служение Главе этого Тела, самому Господу Иисусу Христу.

Поэтому нормальное и обусловленное священным Писанием состояние, когда человек находит свою поместную церковь, ходит в нее, и служит ей, в какой-то момент подчиняясь, где-то выполняя ту функцию, которая возложена на него. И так взаимно, подчиняясь один другому, служа один другому, как тело человеческое растет, так и христианская община возрастает в познании Бога, и в служении Ему.

Это единственный правильный, обусловленный священным Писанием путь христианской жизни.

Поэтому найдите поместную церковь подходящей вам деноминации, которая верно стоит на Слове Божьем, и присоединитесь к ней.

Где вы оказались? Вы на канале " Ключи разумения. Апокалипсис " - то, что вы хотели знать о Боге, Библии, но вам не рассказали. А мы рассказываем ясно и просто, с картинками. Отвечаем на сложные вопросы. Вы здесь не случайно , поэтому обязательно подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи. Мы пишем, чтобы вы могли найти вечную жизнь и мир с Богом. Нас лучше всего читать по порядку с самого первого поста и далее.

Проходит какое-то время, человек втягивается в церковную жизнь, начинает нести послушания при Церкви, входит в общинную жизнь. «Нет, какие там три поклона перед входом в храм, тут расписание старое висит, где Иван, почему не проследил? Так, а это у нас тут что? Вещи для бедных пожертвовали? Мария, ну-ка, убрать надо, давайте-ка вместе отнесем, чтобы они в притворе не лежали. О, да тут аналойники не поменяли, скорее-быстрее, служба через полчаса, так, вот эту икону-ка подними, сейчас заменим аналойник тут». Радостно вхождение человека в жизнь общины, радостна его активная помощь и радение о храме. Но многие переживают, что такое привычка к Церкви, участие в приходской помощи часто стирает границу между храмом Божиим и обычным рабочим местом, привычным, например, офисом, придя в который мы так же начнем наводить порядок.

Проблема утраты благоговения стояла остро во все времена, и наши дни не являются исключением. Мы решили обратиться с этой темой к протоиерею Александру Лаврину, клирику храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно и задать ему вопросы, волнующие наших читателей.

Отец Александр, в церковной среде нам часто приходится слышать о благоговении. Что, по-вашему, входит в это понятие?

В Ветхом Завете, например, о праотце Енохе дважды сказано, что он «ходил пред Богом», и предание церковное утверждает, что он, подобно пророку Илие, живым был взят на Небо (Быт.5; 21,24). Вот это хождение перед таинственным непостижимым Творцом и рождает искомое внутреннее состояние, которое мы называем благоговением. Т.е. если человек на своем жизненном пути внутренне встречается со Христом, то у него завязываются пусть пока минимальные, но уже личные отношения с Ним. Он верит еще в какую-то, может быть, самую малую меру, но в эту меру живого общения у него и рождается благоговение.

Страх Божий, о котором Псалтырь говорит, как о «начале премудрости» (Пс.110; 10) – это и есть благоговение, которое так часто, увы, отсутствует у нас, христиан, в повседневной жизни. В другом псалме Господь устами пророка приглашает, называя нас «детьми», послушать Его, чтобы «страху Господню научить нас» (Пс.33; 12). Т.е., другими словами, благоговение – это Его дар.

Страх Божий диаметрально противоположен животному страху. Последний заставляет нас обманывать, хитрить, или, например, льстить в глаза, а внутренне ненавидеть. Страх Божий, напротив, заставляет быть открытыми, искренними, мужественными, стоять в правде вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств .

Так же и в жизни. Скажем, если мы реально любим кого-то, то боимся обидеть этого человека не только словом или делом, но даже выражением лица, интонацией голоса, любым нюансом. Когда обижаем любимых, нам самим больно. Это и есть подобие «страха Божия». В этом состоянии мы боимся сделать что-то неосторожное в жизни, где бы нет, не Бог отступил от нас, Он-то всегда с нами, а мы бы сами Его потеряли и опять закрылись от Него, привычно замкнувшись на себе.

-Как Вы считаете, благоговение это основа религиозной жизни или средство духовного возрастания?

–Действительно, благоговение занимает центральное место в жизни православного христианина…

Покаяние вызывает благоговение, а благоговение поддерживает покаяние. Без покаяния и благодарности не бывает и благоговения, а без благоговения не бывает покаяния и благодарности. Это некое цельное состояние человека.

Если я вижу только свои грехи и центрируюсь на них, тогда я просто в них утону и, скорее всего, замучаю и себя, а заодно и окружающих. Покаяние реально и действенно только тогда, когда делается акцент не на своих грехах, а на Господней милости. Тогда открывается его истинный смысл. Покаяние – это точка встречи с Богом. Именно в этом и состоит благоговейное предстояние, которое даёт человеку возможность увидеть себя таким, какой он есть.

Различие не в принадлежности к полу, а в степени общения с Господом. У каждого человека отношения с Ним личные. Чем выше степень этих отношений, тем больше человек видит то, что его с Богом разделяет. Здесь опыт церковной жизни очень чёткий. Переживание своей греховности всегда было прямо пропорционально степени духовной жизни. Поэтому парадоксально, именно святые считали себя самыми грешными. В то же время, это и понятно: они как древний Енох всегда ходили пред лицом Праведника, поэтому видение и сознание своей падшести и ограниченности было непосредственным. Оно не угадывалось, а зналось, реально переживалось. Подвижники были носителями благодати Божией, излучали тот свет, который творит все из ничего. Но открыли они свои души этому Божьему свету именно покаянным и благодарным предстоянием.


Настоящие учёные, например, очень редко были атеистами, они могли быть не христианами, может быть, какими-нибудь деистами, но они не могли отринуть идею Бога. Потому что пытались в науке прийти к основам, а в основании всегда – Дух Святой. Он же непостижим для разума. Для Его ведения требуется уже другой инструмент познания – чистое сердце (Миф.5, 8).

Любое образование, как постижение наук, как строительство души, должно укреплять веру у христианина. Если человек нашел Бога, то все внешние знания, опыт становятся тем, на что он может опереться в духовной жизни. Любые трудности, обстоятельства, болезни, соблазны, неожиданности могут тогда стать для человека необходимым научением непосредственного общения с Богом и с людьми. Именно в испытаниях душа истончается и приобретается бесценный опыт.

-Вы не могли бы подробней рассказать, с какими именно опасностями может столкнуться христианин на этом пути?

Другими словами, самые главные затруднения находятся внутри самого человека. Точным критерием нашей веры, отношения к Богу является отношение к жизни. Её фон у нас, как правило, осудительный, мы часто унываем. Но ведь любое уныние – это, по существу, ропот на Бога. Другими словами: зачем Ты, Господи, мне вот такую жизнь дал?!

-Приходская жизнь полна соблазнов. Насколько остро здесь стоит вопрос благоговения?

А характерным примером такого поверхностного внешнего благочестия часто бывает то, что принадлежность к Церкви не смиряет, а наоборот, часто становится предметом нашего превозношения. Хотя казалось бы…

О смирении мы можем говорить только как о даре Божием, который можно усвоить именно внутри Церкви. И совесть – это дар Божий, который Господь вкладывает в человека с рождения. Поэтому он всегда может на неё опереться. Но для неверующего человека чуткую совесть иметь, порой, может, даже опасно. Выхода нет. Ведь сам человек свои падшие чувства и желания изменить не может: «сердцу не прикажешь». Нам же дано покаяние. Без него совесть может загрызть. Покаяние и благодарность Господу дают возможность освобождения от давления страстных желаний и чувств, и поселиться в душе живому зерну смирения.

Смирение есть у Бога, а не у человека. Он сам говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11, 29). Без Него у нас ни того, ни другого нет. Молитва, покаяние, благодарность, благоговение, предстояние перед Богом – всё это нужно только для того, чтобы научиться от Него этому. Быть причастным такому духу.

Но сложность состоит в том, чтобы суметь согласиться, что я такой же жалкий грешник, как и те, из-за грехов которых я так негодую. Для нас покаяние внове – именно поэтому, опять же, этот вопрос так остро стоит. Вся внецерковная жизнь построена на самооправдании и на обвинении других. Нам не просто выйти из привычного фарисейского самооправдания и обвинения «грешников». Не просто согласиться с тем, что если нам самим от Бога всегда требуется лишь милость и снисхождение, то в своих личных судах мы не можем лишать той же Господней милости, т.е. той же возможности и любого встречного-поперечного, будь он даже последний разбандит.

Конечно, причина этого в том, что у нас утеряна традиция духовной жизни. Нет преемственности. Церковь достаточно быстро растёт в количестве, качественная же зрелость всегда отстаёт. Должен пройти известный период «адаптации» внутри Церкви, который может продлиться значительное время. Сейчас часто акцент ставится на грехах. Казалось бы – правильно, как хорошо свои грехи замечать, но, к сожалению, за ними мы часто не видим Бога, Его милости.

Есть очень характерное и актуальное явление сегодняшней Церкви. Часто в храм приходят из-за разных жизненных неустройств, так называемых, безвыходных положений, когда душа перенапряжена и ничего уже не несет. Человек начинает ходить на службы, самостоятельно молиться, участвовать в церковных Таинствах и постепенно жизнь начинает, что называется, налаживаться, как бы «входит в свою колею». Но тут-то и появляется главная духовная проблема. Если в этот трудный период его вера осталась только на уровне просьб о разрешении тяжких обстоятельств, исцелении тех или иных болезней родственников или своих, а Сам Бог им так и не был обретен, то когда в жизни все более-менее входит в норму возникает вопрос: а зачем мне все это нужно?! Действительно, всё, что искал, вроде, уже получил… Службы и келейные молитвы постепенно становятся ярмом – скучными и неинтересными.

Да, часто Господь нас привлекает тогда, когда мы испытываем какие-то болезни и трудности. Но за внешними трудностями, болезнями и просьбами их разрешения, важно увидеть, что главная болезнь и трудность гнездится в нашей душе – это её обезбоженность. Отсюда у нас такое часто отчаянное восприятие жизни, мы ничего не можем потерпеть. Значит и исцеление души – это обретение потерянного Бога. Тогда вся церковная жизнь: службы, личные молитвы, слово Христово, приобретают смысл, потому что становятся общением с Ним. Это и может родить то, о чем мы здесь говорим.

-А внешнее и внутреннее проявления благоговения…?

Внешнее благочестие очень часто может не отвечать внутреннему благоговению, быть напоказ. В том-то и дело, что предавал Иуда именно поцелуем.

В то же время, вот человек становится христианином. У него возникает желание помочь кому-то. На первых порах это могут быть, по большей части, этакие «медвежьи услуги». Ведь опыта делания добра еще нет. Но искренность и простодушие всегда ценно в очах Господних.

У искренности и у фарисейства «на выходе» благочестие может выглядеть внешне одинаково, но внутренне между ними – огромная разница.

Главное, конечно, чтобы благочестие и внутреннее благоговение были естественным продолжением друг друга.

– Преподобный Паисий Святогорец в одной из бесед сказал, что «неблагоговение не стоит на месте, оно развивается к худшему. Человек развивается или в добром или в злом».

Кажется, сейчас надо увидеть Бога не отмстителем и ревнителем, не наказующим человека за грехи, а увидеть Христа за нас распятого, «Который хочет всем спастись и в разум истины прийти», увидеть в Нем Пастыря, полагающего за нас душу, ожидающего покаяния как возможности входа в наше сердце. Как Он сам говорит в Притчах: Сын Мой! Отдай сердце твое Мне…» (Притч.23;26)

Именно это может тронуть и вызвать то необходимое внутреннее сердечное сокрушение, на котором и строится благоговение. Борьба и аскеза – это ведь те же дары Божии, как результат человеческой взаимности: желания ответных сердечных, покаянных отношений со Спасителем. Никак иначе.

Что делать после возжигания свечей

Теперь можно выбрать себе место в храме, где будете стоять всю службу и молиться.

По традиции женщины занимают левую половину храма, мужчины – правую. Но сейчас это не во всех приходах соблюдается.

Надо понаблюдать, как это происходит в местном храме, чтобы никого не смущать.

Надо ли прикладываться ко всем иконам до начала службы

Важно! Вовсе необязательно перецеловывать все иконы в храме, тем более формально. Это выглядит иногда странно. Также неважно как вы идёте: справа налево или слева направо.

Обязательно надо подойти к Голгофскому кресту и помолиться молитвой мытаря или Иисусовой.
Верующие лобзают ноги Христа, можно сделать земной поклон, если душа находится в покаянном настроении. В воскресные дни земные поклоны не делаются в честь праздника.

Как подойти к иконе праздника и к другим образам в храме

Например, в день Рождества Иоанна Крестителя на аналое (тот самый столик в центре для иконы) мы видим его образ.

Когда подходим к праздничной иконе, крестимся два раза, делаем поклон, прикладываемся и лобзаем образ, крестимся один раз и аккуратно отходим. Нужно молиться во время подхода к празднику. Например: « Святой Иоанн Креститель (Николай Чудотворец), моли Бога о нас!» или своими словами.

Важно! Прикладываться и лобзать икону не обязательно. Это делают верующие, которые по своему расположению души, своей любви ко Господу так выражают свои чувства.

Что нужно делать в первую очередь, после того, как зашёл в храм? А что лучше сделать после службы

Если у человека появляется желание зайти в храм или не просто зайти, а помолиться на литургии, то обязательно надо это сделать. Даже если он не знает, как зайти, сколько креститься, где стоять и что делать. Просто можно наблюдать за более опытными прихожанами.

Однако такое поведение простительно для случайно зашедших, по милости Божией, первый-второй раз в храм.

Потом просто необходимо потрудиться и выяснить, что делать в первую очередь, после того, как зашел в храм, как молиться и что лучше сделать после завершения службы.

Какие правила нужно соблюдать человеку, при посещении монастыря и храма

Монастыри и Церкви - это особые места, посещая которые человек находится в коллективе, как наедине с самим собой. Главной целью этого посещения является общение с Богом и вознесение соборной молитвы к Богу.

Как и в любом учреждении, в Церкви существуют свои обычаи, правила.

А каждый монастырь живет по своему уставу.

Не зря в народе существует поговорка "В чужой монастырь со своим уставом не ходят".

Что же нужно знать, чтобы не нарушать Устав монастыря и правила поведения в храме?

Паломнику, который собрался в монастырь нужно помнить, что там особый мир. В монастыре живут люди, которые отказались от мирской жизни и дали обет служения Богу до конца своей жизни.

Поэтому в монастыре нельзя заходить на территорию, где расположены братские корпуса, келии, служебные помещения.

Нельзя без надобности задавать вопросы монахам, привлекать к себе внимание.

Правила эти основываются на текстах Святого Писания.

Перед входом на территорию монастыря и в храм необходимо трижды нанести на себя крестное знамение (перекреститься) и поклониться.

Мужчины должны снять головной убор, а женщины одеть платок (в холодное время вместо платка можно шапку).

В некоторых монастырях требуют в храме снять шапку и повязать платок, надеть шаль на голову.

Собираясь в паломничество в монастырь или идя в храм, мы должны помнить, что это - Божий дом.

Перед выходом из храма

Необходимо три раза перекреститься на алтарь, лучше всего с хвалебной или благодарственной молитвой.

Например, короткая: « Слава Тебе, Боже, слава Тебе!», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу», «Слава Богу за все!».

Интересно! Все молятся по-разному, некоторые вдобавок произносят: «Господи, помилуй меня, грешного, спаси и сохрани Твоею благодатью!»

Что лучше сделать после службы

  • Прослушать благодарственные молитвы после Причастия, если причащались.
  • Подойти к священнику с личным вопросом или просьбой.
  • Еще раз приложиться к любимым образам, читая про себя хвалебные и благодарственные молитвы.
  • Договориться о генеральной исповеди с батюшкой, об освящении жилища или крещении.
  • Спросить, чем можно в данный момент помочь: прибраться в храме, покосить траву во дворе или убрать листья. Такое поведения прихожанина всегда приветствуется и является прекрасным примером заботы о «родном» приходе, храме.

После вхождения в храм

Как перекреститься в притворе храма

В первую очередь, надо не торопясь спокойно перекреститься прямо на алтарь три раза с молитвой (на выбор): «Боже милостив, буди мне грешному», «Господи помилуй», «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)».

Потом совершать поясной поклон с благоговением, понимая, что находимся в доме Божием.

Важно! Приходить за 10-15 минут до начала службы, так как считается неправильным расхаживать во время литургии или вечерней, покупать свечи, разговаривая с женщиной в церковной лавке, тем более подходить к подсвечникам в толпе.

Как подать записки и купить свечи

Что нужно делать в первую очередь, после того, как зашёл в храм? А что лучше сделать после службы

Если церковная лавка не вынесена за пределы храма, то надо написать записки об упокоении, о здравии и купить свечи.

Важно! Все это делать не обязательно, а желательно. Главное – наша молитва ко Господу, посильную жертву приходу можно положить в специальный ящичек. Возжигание свечей – традиция, а не обязанность.

Читайте также: