Как уволиться с военной службы по контракту

Обновлено: 02.07.2024

39. При увольнении военнослужащих с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за ними сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами.

При наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д1", "д2", "е", "е1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е1" и "е2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению.

При разрешении споров об увольнении с военной службы беременных женщин-военнослужащих, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, необходимо учитывать социальные гарантии, предусмотренные для них пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

40. В случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

По смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, при сокращении воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность должна предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а военнослужащим других войск, воинских формирований и органов - в масштабах федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.

41. Досрочное увольнение с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

42. Решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") должно быть основано не только на волеизъявлении военнослужащего, но и на объективных данных, гарантирующих возможность его поступления на конкретную должность государственной гражданской службы.

43. Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судами по делам об оспаривании досрочного увольнения с военной службы по подпункту "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", являются не только обстоятельства, связанные с установлением факта нарушения запретов, ограничений и обязанностей, установленных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", но и обстоятельства, связанные с соблюдением воинскими должностными лицами процедуры досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по указанному основанию.

При рассмотрении споров о применении взыскания, предусмотренного подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", необходимо учитывать, что оно применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения лицу, обладающему правом применения указанного взыскания, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

По смыслу Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", под актом о применении к военнослужащему взыскания - досрочного увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 названного закона, понимается приказ воинского должностного лица, обладающего правом его издания.

44. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении его условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

При разрешении заявлений об оспаривании отказа в увольнении с военной службы в связи с нарушением условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.

Систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени.

45. Судам следует учитывать, что признание офицеров или прапорщиков (мичманов) ограниченно годными к военной службе на основании подпункта "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает принуждение их к дальнейшему прохождению военной службы, поскольку решение вопроса о сохранении или прекращении статуса таких военнослужащих зависит от их свободного волеизъявления. В случае увольнения с военной службы, если общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более, такие военнослужащие не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для военнослужащих.

При этом признание военно-врачебной комиссией военнослужащего ограниченно годным к военной службе дает ему право, но не обязывает досрочно увольняться с военной службы и не лишает его права продолжать военную службу на должности, позволяющей выполнять соответствующие состоянию здоровья общие, должностные и специальные обязанности. В связи с этим военнослужащие, принявшие решение продолжить военную службу, обеспечиваются жилыми помещениями в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

46. В случаях досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с нарушением в отношении их условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункты "а" и "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") они по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны обеспечиваться жилищными субсидиями или жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

47. При проверке законности и обоснованности действий воинских должностных лиц, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы по собственному желанию, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.

Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.

48. Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях когда указанные военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы, согласились уволиться с военной службы, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилищной субсидией или жилым помещением не имеется, поскольку в этом случае требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не нарушаются.

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилищной субсидии или жилого помещения, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица в соответствии с законом не могут быть уволены с военной службы.

Исходя из положений абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.

49. В силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

50. В случае признания судом увольнения с военной службы необоснованным военнослужащий в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на военной службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Восстановление на военной службе производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится воинским должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе, истечение срока заключенного контракта или достижение им предельного возраста пребывания на военной службе на момент судебного разбирательства не может служить препятствием к принятию такого решения.

51. Принимая во внимание право прокурора вступать в процесс в случаях, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ и статьей 39 КАС РФ, в том числе о восстановлении военнослужащих на военной службе, военным судам следует извещать соответствующего прокурора о месте и времени рассмотрения соответствующих гражданских и административных дел.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с нарушением их прав, свобод и охраняемых законом интересов, необходимо устанавливать причины и условия, способствовавшие нарушению воинскими должностными лицами и органами военного управления законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, и при наличии к тому оснований реагировать на них в предусмотренном процессуальным законом порядке.

Обратить внимание судов на то, что исполнение судебных решений по вопросам воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а федеральные органы исполнительной власти обязаны принимать необходимые меры по их реализации. Неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки.

52. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу:

постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих";

пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 "Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам".

Сроки

Увольнение военнослужащего происходит после окончания контракта, издания соответствующего приказа и исключения его из списков личного состава воинской части. Это и будет для гражданина днем окончания военной службы.

Исключение из списков части должно быть осуществлено в день истечения срока военной службы. В п. 11 ст. 38 ФЗ № 53-ФЗ перечислены случаи, когда лицо исключается из списков части в другой срок:

  • отпуск по беременности и родам;
  • уход за ребенком до трех лет;
  • стационарное лечение;
  • пребывание в длительном плавании;
  • нахождение в плену или в заложниках;
  • участие в вооруженном конфликте на территории другой страны;
  • пребывание под арестом.

То есть в этих случаях из списков части военнослужащий исключается позже.

Одним из оснований для увольнения военнослужащего является окончание срока контракта. Процедура освобождения от воинских обязанностей строго регламентирована, в последний день службы увольняющийся получает денежные выплаты и документы. В дальнейшем гражданин может рассчитывать положенные льготы, такие как получение жилья, назначение военной пенсии, преимущественное право при трудоустройстве.

Что делать при нарушении прав?

При нарушении прав военнослужащий может обратиться с жалобой:

  • к своему непосредственному командиру части;
  • при отсутствии результата — к вышестоящему командованию;
  • в военную прокуратуру.
Если были допущены нарушения прав гражданина в части денежных выплат или обеспечения жильем, гражданин имеет право обратиться в военный суд в течение трех месяцев после увольнения. Окончание контракта не является единственной причиной для увольнения военнослужащего. В наших статьях вы можете прочитать о таких причинах увольнения: по ОШМ, по несоблюдению условий контракта, по семейным обстоятельствам военнослужащего, по собственному желанию, в связи с утратой доверия.

Порядок процедуры

Процесс увольнения военнослужащего строго регламентирован законодательными актами:

  • Указ Президента РФ № 1237, утвердивший Положение о порядке прохождения военной службы (ст. 34) — далее ПППВС.
  • Приказ Министра обороны РФ № 660«О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту…» (пп. 28, 29).

В общем виде порядок такой:

    Рапорт об увольнении подавать не обязательно (п. 12 ст. 34 ПППВС). Рапорт необходим, если военнослужащий хочет продолжить службу. Тогда его надо подать за 4 месяца до того, как закончится действующий контракт (п. 9 ст. 9 ПППВС).

Если военнослужащий решит подать рапорт для увольнения, лучше тоже сделать это за 4 месяца до окончания срока контракта. До исключения из списков воинской части военнослужащему должны быть выданы положенные виды довольствия (обеспечения) (п. 30 приказа МО № 660).

Как написать рапорт, чтобы уволиться из ВС РФ?

Рапорт оформляется в письменном виде в произвольной форме:

blank

  1. В правом верхнем угле указываются данные командира части и лица, подающего рапорт.
  2. Название документа — рапорт.
  3. Текст документа с просьбой о ходатайстве об увольнении перед вышестоящим командованием. Приводится основание для увольнения со ссылкой на нормативный акт (п.1 ст.51 ФЗ № 53-ФЗ).
  4. Просьба о направлении на ВВК.
  5. Указывается военкомат для постановки на учет в случае увольнения в запас.
  6. Приводится информация о выслуге лет и наличии собственной жилплощади.
  7. Просьба о выплате полагающихся премии и довольствия.
  8. Дата составления документа и личная подпись.

Образец рапорта:

Командиру войсковой части №12546

полковнику Петрову А. А.

Прошу вашего ходатайства перед вышестоящим командованием об увольнении с военной службы меня, капитана Иванова Ивана Ивановича, по причине истечения срока контракта о прохождении военной службы в соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998 г. № 53-ФЗ.

Можно ли военнослужащему досрочно уволиться с контрактной службы в армии и как это сделать?

Для увольнения военнослужащего по контракту недостаточно просто желания, нужны определенные основания. Инициатором прекращения служебных отношений может быть как сам гражданин, так и его командир части. Знание законодательных норм позволит покинуть ряды вооруженных сил без потери льгот и привилегий.

Завершение срока военной службы: основные правила для контрактников

Военнослужащие принимаются в ряды российской армии по контракту на следующие сроки:

  • от 1 до 10 лет;
  • неограниченный или меньший срок — до достижения предельного возраста;
  • от полугода до года — при чрезвычайных ситуациях.
Прохождение военной службы регламентируется ФЗ № 53, согласно которому одним из оснований для прекращения службы и увольнения является окончание срока действия контракта (подп. «б» п. 1 ст. 51).

После процедуры увольнения с военнослужащего снимаются все воинские обязательства, и он отправляется в запас или в отставку.

  • Если увольняющийся планирует в дальнейшем заключить контракт еще раз, он просит в рапорте о прохождении ВВК. По результатам медицинского осмотра военнослужащему определяется категория годности к несению службы.
  • Если состояние здоровья не позволяет возобновления службы, гражданин получает право на расширенный список социальных и пенсионных льгот, а также дополнительные выплаты.

Что делать, если не увольняют, а вы не хотите служить?

Причинами отказа в увольнении военнослужащего могут быть:

  • отказ в признании оснований для прекращения службы уважительным;
  • неполный комплект документов для признания основания;
  • непризнание аттестационной комиссией причин увольнения по инициативе командира достаточными.

В случае отказа в увольнении и неправомочной задержке в рассмотрении документов или оформлении приказа военнослужащий может обратиться в суд или военную прокуратуру.

Законодательство РФ допускает досрочное увольнение военнослужащих срочной службы, Росгвардии и других категорий по ряду законных оснований. Для осуществления данного права должны быть выполнены определенные условия со стороны начальства и призывника. Из наших материалов вы узнаете о том, по каким причинам можно уволиться с воинской службы, как написать рапорт и для чего нужна профпереподготовка.

Процедура увольнения военнослужащих отличается от процедуры прекращения трудовых отношений и регламентирована отдельными нормативными актами. Уход из ВС возможен только по уважительным причинам, инициаторами могут быть военнослужащий или его командир. Выбор основания важен для сохранения льгот и дальнейшего трудоустройства.

Порядок увольнения военнослужащих по окончанию контракта, выплаты и привилегии

В России существуют два вида военной службы: срочная и по контракту. Во втором случае гражданин осуществляет свою деятельность на основе специального контракта, который заключается на определенный срок. Строгое соблюдение всех правил при увольнении важно для сохранения льгот и привилегий, которые предоставляются военнослужащим согласно законодательству РФ.

Приказ

Приказ печатается в стандартной форме, с указанием названия воинской части.

Подписывается только одним уполномоченным лицом:

  • высшие офицеры увольняются Президентом РФ;
  • офицеры, имеющие звание полковника или капитана 1 ранга, — министром обороны;
  • младшие офицеры — командующим военным округом;
  • рядовые, сержанты, старшины увольняются командиром части или другим уполномоченным лицом.

В приказе указываются следующие данные:

blank

  • Ф. И. О., звание и личный номер увольняемого;
  • выслуга лет;
  • основание увольнения;
  • сроки заключенного контракта;
  • дата увольнения;
  • заключение ВВК;
  • информация о положенных льготах.

Образец приказа:

Командира войсковой части
По личному составу

№ 88
«01» сентября 2019 года г. Екатеринбург

Капитана Иванова Ивана Ивановича в соответствии с ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» УВОЛИТЬ с военной службы В ЗАПАС в связи с окончанием срока контракта (подп. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ № 53-ФЗ).
10.02.1986 г. р. Л-596412

Выслуга лет в ВС: календарная 15 лет 5 месяцев.

Контракт о прохождении военной службы в ВС РФ сроком на 5 лет по 01.09.2019.

Подлежит направлению на воинский учет в отдел ВК Оренбургской области по Красногвардейскому району.

ОСНОВАНИЯ: рапорт военнослужащего от 01.08.2019, заключение ВВК от 14.08.2019.

Командир войсковой части №12546

Полковник А. А. Петров

Последствия

blank

Увольнение по основаниям, не связанным с нарушением условий контракта и иными негативными обстоятельствами, не несет для гражданина никаких отрицательных последствий. Прекращение службы по состоянию здоровья, по ОШМ или достижению предельного возраста позволяет сохранить все социальные и пенсионные льготы.

При увольнении из-за вины военнослужащего он лишается дополнительных выплат, компенсаций и пособий. К тому же в этом случае гражданин не может:

  • возобновить службу;
  • работать в государственных структурах;
  • трудоустроиться в силовое или военное ведомство.

Во избежание подобного юристы советуют:

  • найти другое основание для увольнения;
  • оспаривать решение комиссии и командира у вышестоящего командования или в суде;
  • обратиться в военную прокуратуру.
Решение командования может быть оспорено в течение месяца.

Какие выплаты положены?

blank

    Единовременное пособие. Выплачивается за полные годы военной службы без округления:

  • менее 20 лет – два оклада;
  • более 20 лет – семь окладов.
Если гражданин уволен по негативным основаниям: несоблюдение условий контракта, утрата доверия, совершение преступления или по другим причинам, за что могут уволить — он теряет право на единовременную выплату в несколько окладов, материальную помощь и премию за добросовестную службу.

Полный перечень таких оснований приведен в п. 4 ст. 3 ФЗ РФ № 306-ФЗ.

Как быстро уйти из армии контрактному служащему: порядок

blank

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше. Порядок увольнения военнослужащего регламентирован в Указе Президента Российской Федерации № 1237 и в ст. 23 ФЗ РФ № 76.

  1. Сбор необходимых документов для досрочного увольнения в зависимости от основания увольнения (медицинское заключение ВВК, справки о состоянии здоровья родственника и т. д.).
  2. Написание рапорта на имя командира части с указанием причин ухода со ссылками на нормативные акты.
  3. Проведение беседы с командиром о причинах увольнения с составлением протокола, который затем прилагается к личному делу. В нем отражаются сведения:

  • причины прекращения службы;
  • военный стаж;
  • медицинское заключение ВВК;
  • нуждаемость в жилье;
  • просьбы увольняющегося.
При досрочном увольнении по инициативе командира части порядок увольнения сохраняется, за исключением пункта о написании рапорта увольняемым.

При прекращении службы по окончании контракта составление рапорта необязательно.

Установлено, кто имеет право уволить военнослужащего:

  • высших офицеров увольняют указами Президента;
  • полковников, капитанов 1 ранга, служащих, переходящих на службу в органы внутренних дел, — руководителями органов, в которых предусмотрена военная служба;
  • других военнослужащих — должностными лицами, которые уполномочены назначать военнослужащих на воинские должности;
  • досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом ВС РФ, командующим войсками военного округа.

Как уволиться с военной службы по контракту

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

1. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 20.04.2015 N 97-ФЗ)

В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2015 N 97-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

2. В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

4. Военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.

5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;

зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ , от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;

предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Одиноким матерям военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

6. В целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению.

7. Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, до 1 января 2015 года выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

Основания

  1. По предельному возрасту. Увольнение по этому основанию означает, что по окончании договора с военнослужащим, проходящим службу по контракту, не предполагается его продление в связи с достижением гражданином определенного возраста:
  • офицеры в звании ниже полковника или капитана 1 ранга и военнослужащие-женщины – 45 лет;
  • полковники и капитаны 1 ранга – 50 лет;
  • генералы и вице-адмиралы – 55 лет;
  • адмиралы, маршалы, высшие чины генералов – 60 лет.
  • Приговор суда: о лишении воинского звания; о лишении свободы условно за преступление, совершенное умышленно; о лишении права занимать воинские должности.
  • Утрата доверия к военнослужащему — основания перечислены в пп. «д. 1» и «д. 2» ст. 51 ФЗ РФ № 53.
  • Избрание депутатом.
  • Смена гражданства подчиненным. Если должность могут занимать служащие со званием старшины и ниже, решение принимается по усмотрению командира.
  • перевод в ведомственные или государственные структуры;
  • упразднение должности военнослужащего;
  • отказ оформлять допуск к государственной тайне или лишение допуска;
  • приговор суда об условном лишении свободы за неосторожное преступление;
  • нарушение требований, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 ФЗ РФ № 76;
  • отказ от сдачи анализов на наркотики;
  • совершение административного правонарушения, связанного с употреблением наркотиков.
  • в виде дисциплинарного взыскания;
  • по итогам аттестационной комиссии.
  • переезд на постоянное место жительства за рубеж;
  • не устраивают условия службы и проживания, нет возможности обеспечить семью (существенное и периодичное ущемление прав, низкий размер военного довольствия);
  • родственникам военнослужащего требуется постоянный уход, который может осуществить только он;
  • осложненная беременность военнослужащей;
  • супруг переведен на службу в другую местность;
  • получение государственного поста;
  • несоответствие должности полученному образованию.
Вне зависимости от оснований и инициатора увольнения решение принимается командиром части.

Привилегии

Размер денежных выплат и льгот зависит от выслуги лет, наград, звания и определяется индивидуально для каждого увольняющегося. Он определяется на основании ФЗ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих…».

Какие положены выплаты?

blank

При увольнении по этому основанию военнослужащему положена материальная помощь в виде выплат:

  • в размере двух окладов при выслуге лет менее 20 лет;
  • в размере семи окладов при сроке службы более 20 лет;

При отсутствии взысканий дополнительно выплачиваются:

  • премия за добросовестное исполнение обязанностей в размере трех окладов;
  • ежегодная материальная помощь;
  • премия в размере одного оклада при наличии наград;
  • компенсационные выплаты за переработки и неиспользованные отпуска.
Если во время несения военной службы были получены травмы и ранения, мешающие выполнению обязательств в дальнейшем, военнослужащий может претендовать на получение единовременного пособия в размере 2 миллионов рублей.

Обеспечение жильем

Вопросы обеспечения военнослужащих жильем регулируются ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». После увольнения гражданин должен освободить служебную квартиру в течение трех месяцев.

  • признаны нуждающимися и встали на учет в том органе, в котором проходят службу, до увольнения;
  • имеют срок службы больше 20 лет.

Помощь оказывается путем:

  • безвозмездной передачи жилья в собственность;
  • предоставления жилого помещения нуждающемуся по договору социального найма;
  • выделения денежных средств на покупку или строительство жилья — денежной субсидии.
Граждане, прослужившие 20 и более лет, обеспечиваются жильем или получают субсидию на его приобретение в обязательном порядке.

Военная пенсия

Льготы для тех, кого уволили из армии по истечении периода службы

blank

Военный стаж включается в общий трудовой. Уволенный по окончании контракта может рассчитывать на льготы при дальнейшем трудоустройстве:

  • получение гражданской специальности до увольнения;
  • приоритет при получении бесплатного образования;
  • приоритет на бирже труда при трудоустройстве;
  • возвращение на прежнюю должность (по возможности).

Может ли контрактник уволиться досрочно?

Согласно ст. 51 ФЗ РФ № 53 досрочно уволиться с военной службы возможно:

  • по собственному желанию;
  • по инициативе командира;
  • по причине возникших обстоятельств, которые не зависят от воли служащего и его командования.

ФЗ РФ № 53 устанавливает способы увольнения со службы:

  • в запас до достижения предельного возраста;
  • в отставку при признании негодным к несению службы или достижении предельного возраста.

Также возможно прекращение службы в армии в связи с осуждением по уголовной статье. Данные об этом заносятся в военный билет и личное дело.

Узнать больше о том, какие есть основания для выхода в отставку, можно здесь.

Военнослужащие, поступившие на службу по контракту вместо срочной, после досрочного увольнения могут быть направлены на службу по призыву.

Сроки

Срок увольнения после подписания приказа составляет один месяц. Дата при досрочном увольнении не может быть позднее даты окончания контракта. Военнослужащего нельзя уволить в период:

  • отпуска по уходу за детьми;
  • стационарного лечения;
  • декретного отпуска по беременности и родам;
  • нахождения в плену или в заложниках;
  • участия в военных действиях на территории другой страны;
  • пребывания под арестом.

Читайте также: