Как ты хочешь взять меня женою когда сам крестил и назвал дочерью

Обновлено: 17.05.2024

Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: „Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: „Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: „Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: „Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ей царь: „Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: „Люди мои и сын мой язычники, – да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: „Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, – так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) – человеческой, а эта – Божьей. „Ибо ищущие мудрости найдут». „Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество…». Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа. Ибо сказал Соломон: „Желание благоверных приятно для души»; и: „Склонишь сердце твое к размышлению»; „Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня». Господь сказал: „Приходящего ко мне не изгоню вон».

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: „Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: „Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. „Ибо для неверующих вера христианская юродство есть»; „Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», и не ведают славы Господней; „Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят». Ибо сказал Соломон: „Дела нечестивых далеки от разума»; „Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли»; „Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои». Так и Ольга часто говорила: „Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь – тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: „Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: „Если ты крестишься, то и все сделают то же».

Крещение святой Ольги

Крещению Руси предшествовало одно важное событие, прочно связавшее род великих князей киевских с христианством.

К 955 году русская летопись относит путешествие княгини Ольги в Константинополь. По другим источникам, это произошло осенью 957 года. Вторая дата более достоверна. К тому времени ее сын Святослав должен был подрасти и принять бразды правления - хотя бы отчасти. Поэтому не стоит видеть в плавании его матери к грекам визит главы государства.

Летопись не называет причин, по которым Ольга решила посетить византийскую столицу. Они могли быть разнообразными: от необходимости обновить договор, заключенный покойным князем Игорем, до поиска выгодного брака для сына или еще кого-то из родни. Греческие источники свидетельствуют, что Ольгу сопровождал племянник (двоюродный брат?) и 43 купца. Это наводит на мысль о переговорах по торговым делам и о подборе знатной невесты племяннику. Византия поддерживала с Киевским княжеским домом тесные связи. Речь идет не только, и даже не столько о походах русов на земли императоров. Между двумя странами шла оживленная торговля, велись переговоры о найме дружин для использования их на полях сражений Империи, составлялись договоры о действиях против общего врага - Хазарского каганата. Очевидно, накопились дела, для урегулирования которых понадобился столь высокий гость.

История, рассказанная летописцем, возвеличивает княгиню. Но она как будто нарочно составлена так, чтобы оттенить действительные резоны ее поездки, а также то, насколько Ольга решила поставленные задачи.

«И был тогда царь Константин, сын Льва, - говорит летопись, - и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. ».

Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», - отыскался бы священник. На Русь христианство начало проникать как минимум со второй половины IX века. К середине X века здесь его прекрасно знали, появились и первые храмы. Совершать дорогостоящее и опасное путешествие за услугами иерея - бессмыслица.

Другое дело, что в самом Константинополе Ольга могла проникнуться доверием и восторгом в отношении Христовой веры. Богослужение в святой Софии, одном из прекраснейших храмов мира, да хотя бы одно пребывание под ее сводами, - могли способствовать подобному движению души. Могло быть и по-другому: Ольга приняла крещение, желая использовать этот шаг в какой-то сложной политической игре. Остался лишь намек на реальную дипломатическую интригу: щедро одарив Ольгу, император попросил у нее прислать воинов, но та отказала.

Хотел ли на самом деле император Константин VII, женатый правитель зрелых лет, брака с иноземкой - регентшей при взрослом или почти взрослом сыне? Вот уж вряд ли.

Неизвестно, когда родилась Ольга, сколько жен было у Игоря, сколько его детей осталось в живых к тому времени, когда Игоря убили древляне. О ее молодых годах твердо установлено немногое: она происходила из варяжского рода, жившего на Псковской земле, и стала супругой Игоря еще при жизни Олега. А значит, появилась на свет в конце IX, самое позднее - в первых годах X столетия. Редкий, скажем так, случай, когда дама весьма зрелых лет (к 957-то году!) способна кому-либо заворожить взор до потери здравого смысла. В одном из современных фэнтезийных романов автор, сделав соответствующие вычисления и оторопев от цифр, объяснил страсть, якобы внезапно вспыхнувшую у Константина VII. проделками славянской ведьмы! Это, конечно, забавное объяснение, но какая-то реальная основа для разговора о «матримониальных планах» у летописца, скорее всего, имелась. Брачная тема, как уже говорилось, вполне могла звучать на переговорах. Просто она отразилась в сказаниях о путешествии Ольги искаженным образом, поставив в центр повествования княгиню, а не тех, с кем была реально связана.

Для Ольги крещение не стало пустой формальностью. Она отдалась новой вере всем сердцем.

Обычно в таких случаях примеру властителя следуют его слуги, приближенные и родня. Вернувшись домой, княгиня почувствовала, что становится примером для подражания. Тогда она попыталась учить тех, кто прислушивался к ней, христианству. К полутора десятилетиям, проведенным Ольгой во христианстве, восходит предание, согласно которому княгиня сначала поставила крест у слияния рек Псковы и Великой, а затем дала средства на основание там собора Святой Троицы. Впоследствии Троицкая церковь станет главнейшей на всей Псковщине.

Русский закон не возбранял принимать крещение желающим. Однако языческая среда издевалась над ними, называя их веру «уродством».

Так поступал и ее собственный сын Святослав. Ольга приступала к нему с увещеваниями. Она желала, чтобы князь разделил с нею радость, полученную вместе с крещением. Но тот отвечал: «Да надо мною дружина станет смеяться!» Княгиня парировала: «Ты крестишься, так и все крестятся вслед за тобой». Но тот решительно отвергал все ее уговоры, предпочитая оставаться язычником.

Что ей оставалось? Летописец с грустью говорит о тщетных попытках Ольги переубедить сына: «Ольга любила. Святослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия». Молитвы Ольги не останутся неуслышанными. Христианство встанет на Руси твердой ногой, правда, не при сыне ее, а при внуке. Вполне возможно, что на него еще в детстве повлияла мудрая бабка.

Как ты хочешь взять меня женою когда сам крестил и назвал дочерью

Повесть Временных лет

Повесть Временных лет

"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.

BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ,

KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ

Так начнем повесть сию.

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.

Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.

Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.

По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.

Крещение Руси (11 стр.)

Почему с таким вопросом Ольга обратилась к императору, а не к патриарху? Главную роль в христианизации окрестных государств и народов в Византии, как известно, играли не патриарх, не иерархи церкви, а император, аппарат политической власти. Хотя, разумеется, церковники, в том числе константинопольские патриархи, в соответствии со своим саном принимали участие в реализации этой политики, поскольку греческая церковь сама являлась частью феодальной государственной системы.

В один из дней между 9 сентября и 10 октября в соборе Св. Софии состоялся торжественный обряд крещения Ольги. На императорском троне в парадных одеждах восседал император. Патриарх и весь клир совершали обряд крещения. Вся священная утварь, чаши, сосуды, ковчеги были из золота и ослепляли сверканием драгоценных камней; книги Нового и Ветхого Завета с золотыми переплетами и застежками лежали на видном месте. Из золота же были все семь крестов, необходимых в придворном церемониале при короновании и крещении высоких особ. В храме горели шесть тысяч канделябров и столько же переносных подсвечников, каждый весом в 111 фунтов. Своды купола сверкали от сияния канделябров и серебряных лампад, висевших на бронзовых цепях.

"И было наречено ей в крещении имя Елена"

Крещение состоялось. "И крестил ее царь с патриархом", – пишет летописец. В крещении Ольга получила имя Елена, что само по себе очень знаменательно. В крестильном имени пытались предугадать, точнее, мистически ознаменовать судьбу, связывая имя с тем "соименным" святым, по которому оно дано, и с теми, кто это имя достойно – опять же с христианской точки зрения – носил. Еленой звали мать Константина Великого. Это она, христианка при сыне-язычнике (а Константин, по церковной легенде, принял крещение лишь на смертном одре), отправилась в Палестину, чудесно обрела там величайшую христианскую святыню – крест, на котором распяли Христа. Та "древняя Елена" много радела об укреплении христианства в Римской империи. Вот на такую роль матери-христианки при сыне-язычнике, который под ее влиянием примет истинную веру, и "предназначает" Ольгу-Елену ее новое имя.

"Просветившись же, – отмечает летописец, – она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте. Она же, наклонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских…"".

Ольга пожертвовала в собор Св. Софии "великое служебное блюдо", унизанное жемчугом и имевшее внутри драгоценный камень с изображением Спасителя. "И благословил ее патриарх, и отпустил".

Дальше русская летопись рассказывает о том, что Константин, как только Ольга крестилась, позвал ее к себе и сказал: "Хочу взять тебя в жены себе". На что Ольга ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь". Константин восхитился мудростью Ольги и сказал ей: "Перехитрила ты меня, Ольга". Он дал ей многие дары – золото, серебро, паволоки, различные сосуды и назвал своею дочерью.

Крещение Ольги, получение ею титула "дочери" императора – это лишь один из признаков того, что намерения княгини во время этой поездки были тесно связаны с надеждами на получение Русью более высокой политической титулатуры и отражали общую внешнеполитическую линию Руси на совершенствование договорных отношений с империей.

Ольгу назвали "дочерью", и это имело огромное значение. Дочь возвышалась над многими и становилась ближе к императорской короне. Результатом пребывания Ольги в Константинополе явилось значительное возвышение титула русской княгини: ее величали и "архонтиссой", и "дочерью" императора, что в тот момент резко выделяло Русь из числа стран, с которыми она в течение долгих десятилетий стояла рядом в византийской дипломатической иерархии.

Со своей стороны, Ольга вручила дары императору, обещала прислать в помощь империи свои дружины. Затем она вновь посетила патриарха и попросила у него благословения на возвращение домой. Во время беседы с патриархом Ольга сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, – да сохранит меня Бог от всякого зла". Патриарх дал Ольге свое благословение, сказав: "Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха в древнейшие времена, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков в печи, Даниила от зверей, – так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". Патриарх, благословив Ольгу, вручил ей святой крест со следующей надписью: "Обновися Русская земля к Богу святым крещением, егоже прияла Ольга, благоверная княгиня". Как отмечал в свое время митрополит Макарий: "Крест этот долго хранился в киевском Софийском соборе, созданном правнуком ее Ярославом, и стоял в алтаре на десной стране как живой свидетель о достопамятном событии и как святыня, сугубо драгоценная для русских".

Ольга, приняв благословение патриарха, возвратилась в Киев. Здесь она жила с сыном Святославом. "И учила его мать, – указывает летописец, – принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем". Но Ольга оставалась настойчивой, снова и снова повторяла Святославу: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь – тоже станешь радоваться". Но Святослав оставался неумолимым, отвечая матери: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". На что Ольга отвечала сыну: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Но и эти доводы не возымели успеха. "Святослав, – продолжает летописец, – не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает – в беду впадет, как сказано (в Священном Писании): "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет". Святослав же притом гневался на мать". Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне…" "И говоря так, – продолжает летописец, – молилась за сына и за людей всякую ночь и день, руководя сыном до его возмужалости и до его совершеннолетия".

Прошел год, как Ольга возвратилась в Киев, и на Днепре показались корабли. На них из Византии прибыли послы. Послы обратились к великой княгине со словами императора Константина: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда-де возвращусь в Киев, много даров пришлю тебе; челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". На эти напоминания императора мудрая Ольга отвечала: "Если ты (император) так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". В. Н. Татищев добавляет к этим словам: "Это было сказано потому, что Святослав не любил греков". После беседы с послами Ольга богато одарила их и отпустила.

Итак, принятием христианства в Византии Ольга добилась определенных результатов: за ней был закреплен титул "дочери" императора, русская княгиня поднялась в византийской дипломатической иерархии выше тех владетелей, которым был пожалован титул "светлость", как когда-то Олегу. В то же время крещение Ольги явилось индивидуальным политическим актом, связанным с престижными вопросами великокняжеской власти, и не предусматривало учреждения автокефальной церковной организации на Руси. Русь того времени еще не была готова к принятию христианства: языческая партия в Киеве еще сохраняла достаточную силу.

Несомненно, что после крещения Ольга была кровно заинтересована в распространении христианства в Киевском государстве. Увеличение числа христиан на Руси привело бы и к увеличению числа сторонников княгини, способствовало бы укреплению ее позиций в стране. Иаков Мних отметил, что по прибытии из Царьграда домой Ольга "требища бесовские сокрушила и начала жить в Христе Иисусе… всеми добрыми делами освещающимися и милостыней украшающейся, голых одевая, жаждущих напоя… нищих, вдов и сирот всех одаривая милостыней, и советы давая всякому с тихостью и любовью сердца, и моля бога день и ночь о спасении своем". Написанная позже "Степенная книга" сообщает, что Ольга, "обходя грады и веси по всей Русской земле, всем людям благочестие проповедовала и учила их вере христианской… дани и оброки легкие устанавливала и кумиры сокрушала и на кумирных местах кресты Христовы ставила".

Возможно, по приказу Ольги в это время в Киеве строится деревянный Софийский собор. В Иоакимовской летописи мы встречаем следующую запись: "Привела Ольга в Киев [из Константинополя] иереев мудрых и церковь Святой Софии деревянную построила, а иконы прислал ей патриарх". В святцах "Апостола" 1307 г. сообщается, что 11 мая состоялось "освещение Святой Софии в Киеве". Конечно, деревянный Софийский храм, сооруженный княгиней, отличался от каменного, построенного в княжение Ярослава Мудрого в 1037 г. Вероятнее всего, он располагался на территории монастыря, где, немногим более 50 лет спустя, встретятся польский король Болеслав и киевский князь Святополк.

Эпоха становления русской живописи (11 стр.)

В. Бутромеев, Владимир Бутромеев - Эпоха становления русской живописи

Акимов родился в Петербурге, учился в Академии художеств у знаменитого тогда А. П. Лосенко. После окончания на четыре года был послан в Италию, где некоторое время обучался в Болонье в Пиоклементинской художественной академии, а потом жил в Риме.

Возвратившись в Петербург, Акимов получил звание профессора и стал преподавателем класса исторической живописи Академии художеств. Современники ценили Акимова как художника ниже его сверстника Г. И. Угрюмова. Но как преподаватель он пользовался большим уважением учеников академии. В 1794 году по представлению президента академии А. А. Мусина-Пушкина Акимов был назначен директором Академии художеств.

Умирая, художник завещал академии пятнадцать тысяч рублей на содержание двух пенсионеров. "Акимовское" пенсионерство поддержало многих начинающих живописцев.

В. Бутромеев, Владимир Бутромеев - Эпоха становления русской живописи

И. Б. Лампи Младший. Пртрет И. А. Акимова

И. А. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

В. Бутромеев, Владимир Бутромеев - Эпоха становления русской живописи

И. А. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

Ольга отправилась в Царьград, чтобы креститься и принять христианскую веру. Император Константин не сразу принял Ольгу, и ее ладьям пришлось долго стоять в Суде – так назывался залив Золотой Рог у Царьграда – Константинополя. Послов из разных стран прибывало сюда много, допускали их во дворец по очереди, и русской княгине исключения не сделали. Когда Константин встретился с Ольгой, он, по словам летописца, был восхищен ее красотой и умом, угощал княгиню за золотым столом, из тарелок, усыпанных драгоценными камнями, и даже захотел сделать ее своей женой и императрицей. Ольга не пожелала оставаться в Царьграде. Боясь, что отказ обидит императора и он помешает крещению, она, по легенде, снова прибегла к хитрости. Ведь язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он не крестит ее. Константин приказал патриарху крестить русскую княгиню и сам согласился стать ее крестным отцом. Новое имя Елена дали ей в честь матери Константина Великого, первого римского императора-христианина. Когда обряд совершился и снова возник вопрос о женитьбе, Ольга ответила:

– Как ты хочешь взять меня женою, когда сам крестил и назвал дочерью?

И императору пришлось признать:

– Перехитрила ты меня, Ольга.

Он отпустил ее из Царьграда с большими дарами, но Ольга все равно уехала с обидой. Когда позже от Константина в Киев прибыли послы с просьбой дать в помощь императору войско, гордая и обидчивая княгиня ответила императору через послов:

– Если постоишь у меня в Почайне, как я у тебя в Суде, тогда помогу.

В. Бутромеев, Владимир Бутромеев - Эпоха становления русской живописи

И. А. Акимов. Ниспровержение Перуна новгородцами

В. Бутромеев, Владимир Бутромеев - Эпоха становления русской живописи

И. А. Акимов. Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев

И. А. Акимов. Прометей делает статую по приказанию Минервы

В. Бутромеев, Владимир Бутромеев - Эпоха становления русской живописи

И. А. Акимов. Прометей делает статую по приказанию Минервы

Согласно греческой мифологии, первым поколением богов были титаны – дети Урана-Неба и Геи-Земли (ее первоначальное имя было Тита, поэтому и всех рожденных ею назвали титанами). Второе поколение богов – олимпийцы, во главе с Зевсом – происходили уже от титанов, они победили их и захватили власть над миром. Один из титанов – Прометей – был сыном Иапета, двоюродного брата Зевса и богини Фемиды (второй супруги Зевса, богини права и законного порядка). Прометей более всего известен как покровитель людей, похитивший для них с Олимпа огонь и обучивший их земледелию, ремеслам и искусствам. За что и был наказан Зевсом. Прометея приковали к скале, а орел каждый день клевал его печень, пока – по разрешению Зевса – Геракл не освободил Прометея.

Но по одному из мифов Прометей был и творцом людей. Он вылепил их из земли и воды по подобию бессмертных богов. Люди, созданные Прометеем, могут поднимать голову вверх и смотреть на небо и на звезды, в отличие от животных, голова которых всегда опущена к земле в поисках пищи.

По другому варианту мифа Прометей создал из земли и воды только тело человека, его материальную оболочку, а душу в него вложила Афина – богиня мудрости и справедливой войны, единорожденная дочь Зевса.

И. А. Акимов. Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета

В. Бутромеев, Владимир Бутромеев - Эпоха становления русской живописи

И. А. Акимов. Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета

Перед смертью Несс сказал Деянире: "Собери кровь из моей раны в сосуд и храни ее. Если Геракл когда-нибудь полюбит другую женщину, натри моей кровью его одеяние и любовь твоего мужа снова вернется к тебе". Деянира последовала совету кентавра.

Деянира и Геракл счастливо жили в Тиринфе. Спустя некоторое время Геракл отправился воевать против царя Эврита, правившего в Эхалии. Когда-то он сватался к дочери Эврита – прекрасной Иоле. Эврит обещал, что отдаст дочь замуж за того, кто победит его, лучшего в Греции, лучника в состязаниях в стрельбе из лука. Геракл выиграл соревнование с Эвритом, но царь не выполнил своего обещания и выгнал Геракла из дворца. Теперь пришло время отомстить Эвриту.

Геракл напал на Эхалию, убил царя Эврита, а дочь его Иолу взял в плен. Он хотел выдать ее замуж за одного из своих сыновей. Деянира испугалась, что теперь Геракл забудет ее и полюбит Иолу. Она вспомнила предсмертные слова кентавра Несса, натерла его кровью хитон и отослала его Гераклу. Кровь, вытекшая из раны Несса, смешалась с ядом Лернейской гидры, которым была смазана стрела, ранившая Несса. Поэтому, когда Геракл надел на себя хитон, присланный Деянирой, отравленная одежда прилипла к его телу и он почувствовал страшную боль.

Снять хитон оказалось невозможно, Геракл изнемогал от ужасных мук. Узнав о том, что произошло, Деянира пронзила себя мечом. А Геракл приказал сложить погребальный костер и решил умереть, чтобы избавиться от невыносимой боли. Но никто не соглашался поджечь костер. Тогда Геракл пообещал одному из своих молодых друзей – Филоктету, царю Мелибеи, подарить ему свой лук с не знающими промаха стрелами, если он выполнит его просьбу. Филоктет согласился. Как только костер вспыхнул, с неба на золотой колеснице спустились богиня Афина и Гермес и, по воле Зевса, забрали Геракла на Олимп, где он был принят в число бессмертных богов и получил в жены богиню юности Гебу.

И. А. Акимов. Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру

В. Бутромеев, Владимир Бутромеев - Эпоха становления русской живописи

И. А. Акимов. Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру

Сатурн – римское имя греческого бога Кроноса (Хроноса), сына Урана-Неба и Геи-Земли. Кронос пожирал своих детей и избежавший этой участи Зевс сверг его и отнял у него власть. В одной из своих ипостасей КроносХронос является богом времени, поглощающим все сущее в этом мире.

Амур – римское имя Эрота. Эрот-Эрос не только божество любви, но и одна из основных сил мироздания, которая выделяется из хаоса и определяет творческое развитие. По одним представлениям, он сын самого Зевса, по другим – сын богини любви Афродиты и бога войны Ареса, по третьим – сын Бедности и Богатства, явившийся в мир в день рождения Афродиты как ее вечный спутник. Его основные качества – жажда обладания, смелость, непобедимость и стремление к творческому созиданию мира из ничего, их темных сил хаоса.

"Сатурн, обрезающий крылья Амуру" – широко использовавшийся художниками всех времен сюжет на тему аллегории борьбы всепоглощающего времени и неистребимого процесса созидания.

Читайте также: