Как стать лука в реальной жизни

Обновлено: 30.06.2024

Вы ждали, мы ждали и, наконец, дождались: 17 июня в прокат выходит пиксаровский мультфильм «Лука». Эта лёгкая летняя история о подростках Луке и Альберто наполнена тайнами как сюжетно, так и визуально: оказывается, что главные герои превращаются в морских чудовищ при контакте с водой (этакий анимационный «H2O: просто добавь воды»). Дополнительно создатели припрятали несколько пасхалок для самых внимательных: они отсылают к прошлым работам Pixar. Кроме того, команда мультфильма так заморочилась, что продумала образы героев до мельчайших деталей, которые так же привлекательны, как и пасхалки.

Мы уже сходили на премьеру, кое-что заметили сами, а кое-что нам прислали в пресс-релизе коллеги из Disney. Делимся с вами интересными деталями, на которых стоит быть повнимательнее при просмотре.

Пасхалки

В мультфильме герои садятся на поезд, номер которого — 94608. Это не просто цифры, а индекс родины Pixar Эмервилла, Калифорния. Ещё одна привлекательная надпись, на этот раз из железнодорожного билета — A113 — номер аудитории в Калифорнийском Институте Искусств, где учились Брэд Бёрд и Тим Бёртон. Такая же отсылка мелькает в «Душе».

Скорее всего, вы были слишком увлечены сюжетом, чтобы обращать внимание на маленькие отсылки в «Душе». Понимаем, поэтому пришли рассказать, что вы могли не заметить во время просмотра. 2х2.медиа Наталья Лобачёва

Не забываем и про фургон с пиццей, кочующий из мультфильма в мультфильм: в этот раз его переделали в мото-грузовик Piaggio Ape на одной из улиц городка. Его мы уже видели в «Тачках», «Приключениях Флика» и «В поисках Немо».

И раз перед нами такой подводный мультфильм, было бы странно не заметить пасхалку к его коллеге по морям-океанам — «В поисках Немо». На стене городского кинотеатра висит афиша фильма «20 тысяч лье под водой». Это тоже история про Немо, а точнее — Капитана Немо. Афиши отсылают и к другим кинолентам. Так как режиссёр вдохновлялся фильмами об Италии 50-х годов, в мульте можно заметить отсылки к «Дороге» и «Римским каникулам».

Естественно, авторы не забыли про знаменитый пиксаровский мяч! Жёлто-красно-синий предмет закинули на крышу. Заметить его можно во время гонки героев за кубок города.

Ещё одна маленькая, но примечательная отсылка: в комнате Джулии можно заметить мягкие игрушки с Дональдом Даком!

«Концовку “Луки“ придумали через год работы». Интервью 2х2 с режиссёром Pixar Энрико Касаросой Поговорили с автором нового мультфильма Pixar о головоломках в работе, самоидентичности и альтер-эго в «Луке». 2х2.медиа Наталья Лобачёва

Факты

— Как сам Энрико Касароса рассказывал нам в интервью, прообразом одного из главных героев Альберто стал его реальный лучший друг с таким же именем;

— У Луки в образе монстра на теле 3436 чешуйки (и где только они уместились?);

— У актёра, озвучившего Луку, Джейкоба Тремлбея особый талант — выдавать реальную отрыжку в любой момент. Поэтому, когда герой съедает свою первую итальянскую пасту, мы слышим реальную отрыжку;

— Сам режиссёр озвучивал победителя в карточной игре, который постоянно орёт: «Скопа!» (по названию игры). А ещё его голосом говорит рыбак в лодке, который кричит проезжающим мимо: «Вы нормальные, идиоти?!»

Новый мультфильм от Pixar «Лука» — памятка для кидалта, как провести лето А впереди — безграничное лето, полное путешествий из мира Luca. 2х2.медиа Наталья Лобачёва

— Для того, чтобы герои естественно улыбались, на губах Луки установили 221 контроллер, а Альберто — 223. Так аниматорам было легче создавать выражения их лиц;

Luca / Pixar

— Смешные рыбы барабульки, которых в самом начале мультфильма пасёт Лука, реально существуют: они водятся у берегов Италии;

— Альберто получил свою озвучку от Джека Дилана Грейзера, который записывал диалоги в гардеробной своей мамы;

— В мультфильме три главных героя — Альберто, Лука и Джулия. Но детей в целом гораздо больше. Их озвучивали местные ребята из Италии.

Так, все вводные вы получили, теперь смело отправляйтесь на премьеру (или на второй круг) к барабулькам на поиски того самого пиксаровского мяча!

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

Существовал ли Лука (жених Хюррем) в реальной истории?

Султан Сулейман был не единственной любовью Хюррем. В прошлом, когда она была простой провинциальной девушкой, рядом с ней находился ее возлюбленный Лука. Молодые люди мечтали о свадьбе и совместной жизни, но пришли татары и разрушили их мечты. Александру забрали в Стамбул и там превратили в красивую наложницу Хюррем. А Лука, как думала девушка, был убит.

Что показали в сериале?

Оказавшись в Стамбуле, Александра стала фавориткой падишаха. Теперь ее звали Хюррем, и она была не просто наложницей, а матерью детей Сулеймана. Любовь к султану помогла ей забыть прошлое. Только вот прошлое никак не отпускало ее.

После набега татар Лука выжил. Более того, юноша отправился на поиски своей возлюбленной. Свою Александру он нашел в столице Османской империи, в султанском гареме. Однако это была уже не та девушка, которую он помнил. Александра теперь была Хюррем-султан. Кроме того, она любила Сулеймана, поэтому сбежать с Лукой не могла.

Хюррем было больно видеть Луку. Безусловно, она радовалась, что он выжил. Однако юноше было опасно находиться рядом с ней. Враги Хюррем могли убить его и уничтожить ее.

Так и случилось. О Луке узнал самый злейший противник Хюррем. В результате интриг Ибрагима-паши юноша погиб.

Существовал ли Лука в реальной жизни?

Теоретически Лука мог существовать в реальной жизни, пока Хюррем жила со своими родителями в Рогатине. На момент прихода татар ей было не более 18 лет. В этом возрасте многие девушки имеют женихов и собираются замуж. Только вот нет никаких документальных подтверждений о том, что Лука был реальным человеком, а не вымышленным персонажем "Великолепного века".

Образ Луки в художественной литературе

Тем не менее Лука существовал в художественной литературе. В произведении "Роксоляна" украинского писателя Осипа Назарука юношу зовут Степан, а Хюррем - Настя. Пара была влюблена друг в друга, но их разлучили татары.

В книге другого украинского автора Павла Загребельного образа Луки нет. Однако в 3 главе произведения "Роксолана" мы можем поближе познакомиться с происхождением девушки и узнать, в кого же на самом деле она была влюблена.

Настасья жила в Рогатине вместе со своим отцом Гавриилом Лисовским и матерью. Отец был священником, а мама следила за хозяйством. Так как у церкви, где служил Гавриил, пожертвования были маленькими, то ему приходилось выращивать и продавать свиней на ярмарке.

Настю родители любили. Отец посылал ее учиться к викарию Иерониму Скарбському. Взрослый, умный, он поразил девушку, и она влюбилась в него так, как никогда не влюблялась ни в одного мальчишку, которые постоянно бегали за ней. Однако во время набега татар викарий быстрее всех покинул Рогатин, а Настю забрали и отправили в Стамбул.

Любовь наложницы и художника в реальной истории

Возможно, это художественное произведение и сподвигло создателей «Великолепного века» придумать Хюррем жениха Луку. Но то, что он был именно художником, возможно, взято из реальной истории.

В XIX веке во дворце Йылдыз (это была новая резиденция османских султанов) трудился итальянский художник . И он влюбился в одну из девушек из гарема султана Абдул-Хамида II. Девушка отвечала ему взаимностью.

Но, конечно, дальше взглядов и коротких разговоров их отношения не зашли. Зато одна калфа, следящая за своими подопечными, узнала про эти отношения и устроила девушке взбучку, сказав, что та сильно грешит, ведь художник — неверный.

Несчастная, возможно от стыда, а возможно от сильной любви, которой не суждено было закончиться браком, наложила на себя руки.

А вот в «Великолепном веке» Лука пожертвовал собой, ради любимой. Но в любом случае эта история уж очень напоминает мне то, что показали в сериале.

Если вам понравился наш материал, буду благодарна за лайк (палец вверх) и подписку на канал.

Соломоново решение. История с Лукой глазами Ибрагима. Особое мнение.

Самой большой претензией у поклонников сериала «Великолепный век» к Ибрагиму является, пожалуй, его поступок по отношению к художнику Луке, когда вскрылось его давнее романтическое знакомство с Хюррем в прошлом и настойчивые попытки возобновить его в настоящем. Главный упрек Ибрагиму – почему он поставил Хюррем перед таким страшным выбором: отведать отравленный лукум самой или предложить его ее бывшему возлюбленному Луке. Вот ведь какой плохой, какой подлый… А давайте попробуем посмотреть на всю эту историю глазами Ибрагима, а потом уже будем выносить нравственные вердикты.

Для того, чтобы понять мотивы Великого визиря, вернемся на несколько дней раньше до того трагического дня с лукумом.

Только-только случилась история с русскими наложницами, когда Хюррем поставила Сулейману ультиматум: «или я или они». Она была весьма эффектна, убедительна, действовала решительно, не побоялась вложить в руки султана окропленный собственной кровью кинжал и попросить прервать ее мучения. В общем, султан, отродясь такое не видывавший и слыхом о таком слыхавший, был впечатлён. Русскую девушку он прогнал, так и не увидав, и крепко задумался. А на следующий день, обсуждая происшествие с Ибрагимом, сказал следующее.

« Ибрагим, я управляю миром на трех континентах, но оказалось мне сложно управлять любимой, которая поднимает восстание в знак своей любви. И такое восстание невозможно погасить, не пойдя на некоторые уступки. Не думал, что могу потерять Хюррем. Она меня так сильно любит, что готова была проститься с собственной жизнью. Я хотел понять, столь же сильна моя любовь? Нет! Но сегодня в мое сердце вновь вошла любовь».

В этом монологе два ключевых момента. Просто запомним их, как запомнил Ибрагим.

1) Хюррем способна расстаться с жизнью из-за любви ( кстати, дети тут почему-то ни разу ей в этом не помеха – прим. автора)

2) В сердце Повелителя вновь вошла любовь ( и разбивать это сердце Ибрагиму вовсе не хотелось – прим. автора).

Буквально на следующий день Ибрагим застукивает Нигяр за работой почтового голубя, носящего туда-сюда записки между Хюррем и Лукой, и. опешивает от открывшегося ему небывалого вероломства. Даже злейшим врагам Хюррем такое не могло прийти в голову.

«Александра, моя любимая с ангельским ликом. Как ты хотела, я уезжаю домой. Уезжаю в родные края, где родилась наша любовь. Но позволь мне перед отъездом увидеть тебя в последний раз. Сделай ради меня хотя бы это. Не откажи человеку, который будет любить и оплакивать тебя на протяжении всей своей жизни. Жду тебя завтра в дворцовом саду у фонтана».

Представьте, какие картины воскресли и пронеслись перед глазами Ибрагима! Чересчур смелая и предприимчивая девица, которая выкрикивает имя Повелителя, зазывный танец и фиолетовый платок, все ее поведение, наглёж с требованием посторониться ему самому и, наконец, сплошные угрозы.

А теперь эта преступная любовная переписка с художником, по-видимому, любовником из прежней жизни, который каким-то хитроумным образом пробрался во дворец… Так вот какое оно - истинное лицо Хюррем. То, что не могло никак быть доказанным наконец-то получило свое подтверждение!

«Я поймал тебя, Хюррем! Я поймал тебя!»

Но как быть с Повелителем? Он же так уверен в её любви! Настолько, что даже верит в то, что Хюррем способна расстаться с жизнью ради любви к нему. Представляете, какой чудовищно лицемерной должна была тогда показаться Ибрагиму Хюррем. И вообще, со стороны это все тянет на преступный умысел, посягающий на честь Повелителя.

Ошарашенный таким открытием Ибрагим идет к султану, который в это время читает Платона.

Сулейман : «Ибрагим, смотри, что Платон говорит. «Первейшее и самое страшное из зол – это оставить всякую несправедливость безнаказанной». Ты с этим согласен?

Ибрагим : «Государь, ни одно преступление или злодеяние не скроется от вашего взора».

Сулейман : "А что с теми, что я не видел, Ибрагим? И о которых не слышал?»

Ибрагим: «Они будут лежать на моей совести, Повелитель» .

Сулейман : «Не забывай об этом».

Вот такой пролог к стремительно развивающейся развязке с художником. Как сказать Повелителю о таком предательстве? Это ведь не просто разобьет его сердце, но и страшно унизит его. Пусть же оно останется скрытым от Повелителя, но при этом не останется безнаказанным. И теперь это дело целиком на совести Ибрагима.

Напомним, что для него Лука – человек с улицы, никто. Это безвестный художник, которого Великий визирь нанял, чтобы сделать росписи в своем дворце – не друг, не сват и не брат. Представьте, какими глазами после всего открывшегося он смотрит на Луку. Он же знает от Матракчи, что тот всё искал какую-то возлюбленную. Выходит, нашел.

Для паши всё это выглядит как явный умысел, использование его самого в качестве пропуска во дворец. И никакое хорошее отношение и благодарность за защиту жены во время бунта, не спасут Луку, когда задета честь Повелителя. И даже если то, что Лука говорит, правда, то что это меняет? Падишах доверил художнику свое сокровенное, а тот воспользовался этим. В конце концов, он мужчина и должен отвечать за свои поступки.

А вот что делать с Хюррем? Неприязнь Ибрагима к Хюррем лишь немногим уступает её ненависти к нему. Конечно, он с удовольствием избавился бы от нее, как от какой-то неотвязной напасти, с самого начала агрессивно зациклившейся на нем.

В памяти Ибрагима настойчиво всплывает ее последняя угроза: « Учти, ведь недолго и упасть с высоты, на которую ты взошел, паша. Особенно, если я тебе помогу».

Угрозы, угрозы, угрозы… И вот теперь ее жизнь в его руках… Если доложить обо всем Повелителю и предъявить Луку, то Хюррем конец. Повелитель в таком деле может вынести лишь один-единственный приговор – смерть. Соблазн велик. Но ведь реакция Падишаха может быть фатальной и для детей, не говоря уже о его собственном разбитом сердце и позоре, который ему, и как Повелителю и как мужчине, придется пережить. Одно дело пугать этим Хюррем, и другое - реально решиться на такое. Предать дело огласке через кадия и того хуже – это значит, публично унизить Повелителя. Нет, все, что может ударить по Повелителю, точно не годится.

Надо что-то решать, но что.

Так пусть же сама Хюррем и решает. Пусть приходит и сама решает свою судьбу и судьбу своего бывшего возлюбленного. Бывшего ли? Один Аллах ведает, что у них там было на самом деле. Что если она по-прежнему любит этого своего земляка Луку? Готова ли она ради него расстаться с жизнью так же, как еще вчера уверяла в том Повелителя. Нет, однозначно не готова, иначе, не приведи Аллах, во дворце Великого визиря окажется бездыханное тело любимой наложницы падишаха со всеми вытекающими для паши последствиями. Нет-нет, исключено - травить себя ради любовника Хюррем точно не будет. Но проверить не мешало бы.

Вот и посмотрим, как она поступит. Если же это не любовь, а лишь блажь и прихоть, то пускай сама вынесет приговор своему обреченному возлюбленному и сама же приведет его в исполнение, ибо для нее сейчас живой Лука – самая большая угроза. И если уж она решит его убить, то пускай убивает сама, своими собственными руками - незачем ей облегчать жизнь и поручать грязную работу кому-то другому. Жестоко? Но будь она на месте Ибрагима, разве стала бы она хоть минуту сомневаться, если бы его жизнь была в её руках? Так что пусть эта история будет ей уроком, чтобы и не думала больше угрожать Великому визирю. И может, тогда поймет, что Ибрагим мог, но не погубил ее. И хоть немного протрезвеет, образумится и, наконец, успокоится.

Впрочем, если все это какое-то дикое недоразумение, и Хюррем с Лукой в этой истории белее снега и ни в чем не виноваты, то кто же ей мешает решительно поставить блюдо с отравленным лукумом на стол, уйти и все рассказать Повелителю. Когда она услышит, какой страшный это яд, она поймет, что поставлено на кон. Не погубит же она невиновного. Правда сама себя защитит. А уж Хюррем-то, как никто, умеет убеждать Повелителя в своей невиновности, любви и преданности.

Вот оно - поистине соломоново решение! Помните, как царь Соломон разрешил спор двух женщин, каждая из которых утверждала, что ребенок ее? Предложил женщинам разрубить ребенка пополам - и сразу вычислил, кто настоящая любящая мать, а кто лгунья. Жесткий выбор, да. Вот тут что-то в этом роде. Так или иначе, невинные сумеют оправдаться, виновные понесут наказание, но при любом раскладе честь Повелителя не пострадает.

Когда Ибрагим вернулся в комнату, он увидел пустой зал и разбитое блюдо с лукумом. Хюррем, как и следовало ожидать, жива и находится с Повелителем. А где же художник? «Он пошел на корм рыбам, паша» - ответили стражники.

Ну что ж… Значит, ты так решила Хюррем… решила не рисковать, предпочла перестраховаться… А может, твоя совесть не так уж и чиста, раз ты решила раз и навсегда заткнуть рот художнику? А может, ты просто не настолько уверена в любви Повелителя к тебе?…

И вот страшная история позади. Ибрагим подводит черту и говорит, что история закрыта. И как на это реагирует Хюррем? Взгляните.

В общем, мщение нон-стоп. Такие люди, как Хюррем, не способны понять мотивы ваших поступков. Даже если им скажешь прямым текстом, что тобой двигало. Что бы вы им не говорили и не объясняли, они всё равно услышат своё. А знаете почему? Потому что они судят по себе.

Знал бы Ибрагим, что последует за этим его соломоновым решением, так и не стал бы, к чертям, спасать ни брак Повелителя, ни его честь и достоинство.

Целее и здоровее был. И прожил бы гораздо дольше.

Читайте про загадочную историю с лукумом предшествующие статьи:

___________________

Печальная судьба бывшего жениха Хюррем

Лука – молодой художник, бывший жених Хюррем Султан, который бесследно исчез, когда Александру похитили татары.

До некоторых пор о Луке было ничего не известно, и зрители встречают этого персонажа только в тот момент, когда Лука оказался на базаре и встретил там Матракчи.

Они познакомились, и совсем скоро Лука попал во дворец Ибрагима и Хатидже, где как раз проводилась реставрация. Он продемонстрировал свои работы, и восхищённый Ибрагим решил поручить талантливому художнику роспись потолков в своём дворце.

Лука приступил к работе, однако его интересовало лишь одно – его украденная невеста, за которой он и прибыл в Стамбул.

Однажды, работая во дворце, Лука услышал доносящиеся голоса султанш, один из которых показался ему знакомым.

Но пойти и посмотреть он не мог, поэтому художнику оставалось лишь догадываться, что это была за девушка. И вот, ему всё же выпал шанс увидеть её – Луке велели нарисовать портрет султана.

Делая первые наброски портрета падишаха с натуры, Лука случайно бросил взгляд на Хюррем-султан , пришедшую сообщить мужу об очередной беременности, и сразу же узнал в ней Александру – свою невесту.

С того злополучного момента мир для Луки больше не был прежним.

Во время ужина во дворце, с разрешения повелителя визирь представил Луку султанской семье.

Увидев своего жениха, Хюррем упала в обморок от неожиданности, но у художника даже не было возможности к ней подойти – ему уже дали новое поручение.

На этот раз Луке предстояло нарисовать портрет Сулеймана и его жены.

Уже приступив к работе, ему наконец удалось ненадолго уединиться с Хюррем. Его бывшая невеста уговаривала Луку уехать из Стамбула как можно скорее, чтобы никому не довелось узнать об их прошлом.

Художник собирался последовать совету Хюррем, но было уже поздно – как раз в то же время началось восстание янычар. С Хюррем и её родственниками Лука был вынужден прятаться во дворце Ибрагима.

Он вёл себя храбро и, помогая другим, сам оказался ранен.

Этот случай сказался на репутации Луки во дворце. Вернувшийся после очередного отсутствия султан, сердечно поблагодарил его, а Ибрагим пригласил молодого художника работать в мастерской при дворце.

Там он закончил работу над портретом султанской семьи и приступил к миниатюре. Лука вёл переписку с возлюбленной через Нигяр Калфу.

В своих письмах Хюррем настаивала на том, чтобы он уехал домой, и предлагала деньги, но художник отказался. Тем временем Нигяр, знавшая русский, прознала о совместной тайне султанши и художника, но не стала выдавать влюблённых.

Закончив работать над портретами, Лука всё же собрался уезжать домой и написал Хюррем записку с просьбой о встречи, которая, случайно попала в руки к Ибрагиму.

Паша планировал схватить обоих, однако Хюррем не пришла на свидание, и в дворцовой темнице оказался один Лука. Там доверчивый молодой человек рассказал всю правду.

Решив не упускать такой прекрасный шанс, Ибрагим свёл султаншу и молодого художника в комнате, где полил ядом миску с лукумом и поставил влюблённых перед выбором: из этой комнаты живым выйдет либо Лука, либо Хюррем. Тогда художник понял, что его жизнь больше не имеет смысла, и съел лукум.

Так закончилась трагичная судьба Луки, но несчастья в жизни Хюррем на этом не прекратились.

Спустя годы после его смерти, к Махидевран-султан , а после и к Валиде , матери султана, попал дневник, где художник писал о своей любимой. Тогда Хюррем пришлось доказывать свою непричастность к этому, стоя перед Валиде на коленях.

Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана: Какой на самом деле была Роксолана

Роксолана и Сулейман I Великолепный.


Весь мир знает Роксолану как личность, сломавшую все стереотипы о женщине в исламском обществе. И несмотря на то, что ее образ почти пол тысячелетия так популярен, не существует единственно верной и бесспорной мысли ни о ее характере, ни о внешности. Есть только одни предположения - чем простая пленница могла покорить сердце одного из самых могучих правителей Османской империи Сулеймана I Великолепного . Уж очень много темных пятен таит ее биография. Видимо поэтому все ее портреты, написанные художниками в те времена, так противоречивы.

Об этой необыкновенной женщине слагали стихи и поэмы, писали романы и пьесы; одни вспоминали о ней трепетно и с восторгом, иные – обвиняли в разрушении стереотипов исламского общества и самой Османской империи. Поэтому совсем не удивительно, что почти за пять веков биография Роксоланы, таящая множество противоречий и загадок, так обросла легендами и вымыслами.

Роксолана. Неизвестный художник. Начало 16 века.

Поэтому и говорить объективно об этой знаменитой женщине весьма сложно. Хюррем Хасеки-султан - так ее называли в Османской империи, в Европе ее знали под именем Роксолана. Настоящее же имя достоверно неизвестно. Но, опираясь на литературные традиции и на основную версию, она родилась в небольшом городке Рогатин, что на Западной Украине. И поскольку в те времена та территория находилась под поляками, Роксолану нередко называли полькой. Однако по официальным данным, она была по национальности украинкой.

А своим именем, вошедшем на века в историю, она обязана послу римской империи Де Бусбеку, назвавшем её в своих отчетах "Роксоланой", имея в виду распространенное в конце 16 столетия название тех мест, откуда султанша была родом — Роксолания. Имя «Роксолана» звучало как «Рюсса», «Росса», «Россана».

Роксолана - Хюррем-султан.

А что касается реального имени, то до сих пор ведутся среди исследователей бурные споры. Ведь в первоисточниках 16 века о нем нет достоверных сведений. Лишь намного позже одни начали называть ее Анастасией, дочерью священнослужителя Гаврилы Лисовского. А иные историки считали - Александрой и полячкой по национальности. Сейчас некоторыми исследователями нередко упоминается версия о русских корнях великой султанши, что не имеет под собой веских оснований.

На невольничьем рынке.

А самая популярная версия гласит, что приблизительно в 1520 году во время очередного набега татар 15-летнюю Анастисию Лисовскую взяли в плен, увезли в Крым, а оттуда переправили в Стамбул. Там и приметил ладную девушку визирь Ибрагим-паша, который и подарил ее Сулейману I.

Гарем турецкого султана.

Именно с того времени и начнется ее величественная биография. За Анастасией в гареме закрепилось имя "Хюррем", что означало "веселая". И за очень короткое время из обычной наложницы, она станет любимой женой Сулеймана I Великолепного, который ее боготворил, посвящал в свои государственные дела и писал для нее свои стихи.

Ради возлюбленной он сделает то, что никто и никогда из султанов до него не делал: свяжет себя узами официального брака с наложницей. Для этого Роксолана примет ислам и, став главной женой, будет около сорока лет влиятельной персоной в Османской империи.

Сулейман I Великолепный. / Хюррем-султан. (1581г.) Автор: Мельхиор Лорис.

Сулейман I Великолепный. / Хюррем-султан. (1581г.) Автор: Мельхиор Лорис.

Справедливости ради нужно отметить, что никто и никогда не описывал Роксолану, как какую-то очень красивую женщину, она обладала привлекательной внешностью - не более того. Чем же тогда приворожила славянская девушка турецкого султана? Сулейман Великолепный любил волевых, умных, чувственных и образованных женщин. А ума и мудрости ей было не занимать.

Именно этим объясняется тот факт, что Роксолане удалось влюбить в себя молодого султана так легко и стать владычицей его сердца. К тому же, будучи весьма образованной женщиной, она отлично разбиралась в искусстве и политике, поэтому Сулейман вопреки всем обычаям ислама позволил ей присутствовать на совете дивана, на переговорах дипломатических послов. К слову, Сулейман Великолепный был величайшим султаном из династии Османов, и при его правлении империя достигла апогея своего развития.

Роксолана и Сулейман I Великолепный.

Специально для нее султан ввел новый титул при своем дворе - хасеки. И с 1534 года Роксолана станет хозяйкой дворца и главным политическим советником Сулеймана. Ей приходилось самостоятельно принимать послов, вести переписку с влиятельными политиками европейских государств, заниматься благотворительностью и строительством, покровительствовать мастерам искусства. А когда супругам приходилось разлучаться на некоторое время, они переписывались красивыми стихами на арабском и персидском языках.

Сулейман и Хюррем. (1780). Автор: немецкий художник Anton Hickel.

Сулейман и Хюррем. (1780). Автор: немецкий художник Anton Hickel.

У Роксоланы с Сулейманом родилось пятеро детей – четыре сына и дочка. Однако, из сыновей пережил Сулеймана Великолепного лишь один – Селим. Двое погибли в процессе кровавой борьбы за трон, третий - умер во младенчестве.

За сорок лет брака Хюррем удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. При этом были задушены два младших сына Роксоланы. По некоторым источникам именно ее обвиняют в причастности к этим убийствам – якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Хотя достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено. Зато есть данные о том, что около сорока сыновей султана, рожденных другими женами и наложницами, по ее приказу были разысканы и убиты.

La Sultana Rossa. Автор: Тициан Вечелио. Портрет хранится в Музее города Сарасота (США, штат Флорида).

La Sultana Rossa. Автор: Тициан Вечелио. Портрет хранится в Музее города Сарасота (США, штат Флорида).

Говорят, что даже мать султана была потрясена теми жесткими методами, благодаря которым завоевывала себе власть Роксолана. Биография этой необыкновенной женщины свидетельствует, что ее боялись и за пределами дворца. Сотни неугодных ей персон быстро погибали в руках палачей.

Роксолану можно было понять, живя в постоянном страхе, что в любой момент султан может увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а старую жену приказать казнить. В гареме было заведено неугодную жену или наложницу живьем сажать в кожаный мешок с ядовитой змеей и разъяренной кошкой, а затем, привязав камень сбрасывать в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.

Портрет Хюррем, хранящийся в музее дворца Топкапы.

Время шло, но Роксолана и дальше оставалась для Сулеймана самой лучшей: чем дальше – тем сильнее он ее любил. Когда ей было уже под 50, посол из Венеции писал о ней: «Для его величества султана это настолько любимая жена, что – поговаривают, - после того как он ее узнал, больше уже не захотел знать ни одной женщины. А этого не делал еще ни одни из его предшественников, так как у турков есть обычай менять женщин».

К счастью, не только коварство и холодный расчет прославили Хюррем-султан. Она успела сделать многое для процветания Стамбула: построила несколько мечетей, открыла школу, организовала дом для умственно отсталых, а также открыла бесплатную кухню для нищих, наладила контакты со многими европейскими странами.

Сулейман I.

На 55 году жизни биография влиятельнейшей женщины обрывается. Роксолана была похоронена со всеми почестями, которых не знала ни одна женщина ислама. После ее смерти султан до последних дней даже не думал о других женщинах. Хюррем оставалась его единственной возлюбленной. Ведь он в свое время ради нее распустил свой гарем.

Султан Сулейман умер в 1566 году, пережив свою супругу всего на восемь лет. Их гробницы и по сегодняшний день стоят рядом, возле мечети Сулеймана. Стоит отметить, что за 1000-летнюю историю Османского государства такой чести была удостоена только одна женщина - Роксолана.

Примерно 5 столетий супруги покоятся с миром в соседних тюрбе в Стамбуле. Справа тюрбе Сулеймана, слева - Хюррем-султан.

Примерно 5 столетий супруги покоятся с миром в соседних тюрбе в Стамбуле. Справа тюрбе Сулеймана, слева - Хюррем-султан.

После смерти султана трон занял любимый сын Хюррем-султан Селим. Во время его восьмилетнего правления начался упадок империи. Вопреки Корану он любил «принять на грудь», поэтому и остался в истории под именем Селим-Пьяница. К счастью, Роксолана до этого не дожила.

 Хюррем. Автор:Тициан Вечелио.

Жизнь и возвышение Роксоланы так взволновали творческих современников, что даже великий живописец Тициан (1490–1576), написал портрет знаменитой султанши. Картина Тициана, написанная в 1550-е годы, называется La Sultana Rossa, то есть, русская султанша.

Одно из вероятных изображений Хюррем. Неизвестный художник.

Одно из вероятных изображений Хюррем. Неизвестный художник.

Немецкий художник Мельхиор Лорис был в Турции именно в те годы, когда правил Сулейман Великолепный. Он писал портреты самого Сулеймана и его придворных. Вероятность того, что этот портрет Роксоланы, выполненный на дощечке, принадлежит кисти этого мастера вполне вероятна.

Портретов Роксоланы в мире насчитывается немало, но среди исследователей нет единого мнения в том, какой из этих портретов является наиболее достоверным.

Роксолана. Автор: Ramzi Taskiran.

Эта загадочная женщина будоражит до сих пор фантазию художников, по-новому трактующих ее образ.

В истории человечества были и другие великие женщины-правительницы , оставившие после себя значимый след.

Читайте также: