Как стать инквизитором в реальной жизни

Обновлено: 03.05.2024

Сегодня мы видим в инквизиторах жестоких палачей и религиозных фанатиков. Такое отношение сформировалось в эпоху войн между католиками и протестантами в XVI–XVII веках. Обе стороны старались очернить друг друга. Одной из мишеней стали церковные суды, которым приписывали всяческие злодеяния. В последовавшую вслед за этим эпоху Просвещения инквизиторов тоже не жаловали и считали противниками научного прогресса.

В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!

В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!

В результате в массовом сознании инквизиция стала символом «тёмного» Средневековья, когда тысячи неповинных людей сжигали на кострах. Лайфхакер рассказывает, почему это не совсем так.

1. Ведьмы и колдуны — главные противники инквизиторов

Инквизиторы считаются главными преследователями ведьм, к которым могли причислить любую рыжую или просто красивую женщину, а также хозяйку котов. Но это лишь распространённое заблуждение.

На самом деле инквизиторы боролись Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 с ересями — отклонениями от ортодоксального католического учения, пороками и с нарушением нравственных норм того времени. Например, с тайной приверженностью иудаизму или лютеранству, двоежёнством или гомосексуальностью.

«Сожжение голландского анабаптиста XVI века Аннекена Хендрикса, обвинённого в ереси», гравюра Яна Лёйкена, 1685 год. Изображение: Wikimedia Commons

В Испании инквизиция гораздо чаще осуждала людей за богохульство, тайную приверженность исламу, иудаизму или лютеранству, аморальные поступки и сексуальные преступления, чем за суеверия, в том числе и колдовство.

В 1610 году инквизитор Салазар‑и‑Фирас и вовсе провёл Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 «следственный» эксперимент, в котором доказал, что обвиняемые в ведовстве женщины никак не связаны с магией, а либо психически нездоровы, либо оговаривают себя. Через несколько лет инквизиция перестала рассматривать дела о колдовстве.

Зато охота на ведьм была широко распространена в странах, в которых не было инквизиции. В Центральной и Северной Европе в XV–XVII веках стали Goode E., Ben‑Yehuda N. Moral Panics: The Social Construction of Deviance. John Wiley & Sons. 2010 массово выискивать магов и колдунов. При этом их преследованием в основном занимались именно светские суды. Также нередки были случаи самосуда.

Печально известный Салемский процесс вообще состоялся в британской колонии в Америке и лежит на совести именно светского суда.

В итоге количество жертв 300‑летней охоты на ведьм по разным данным составило Gaskill M. Witchcraft, a very short introduction. Oxford University Press. 2010 от 35 до 100 тысяч человек. Однако в странах, где действовала инквизиция, то есть в Испании, Италии и Португалии, эта цифра была значительно ниже. И в основном это были мужчины.

Количество убитых ведьм в странах Европы в XV–XVII веках. Изображение: ANELKAOS / Wikimedia Commons

О том, как Святая инквизиция превратилась в Конгрегацию доктрины веры

Конгрегация доктрины веры — одно из ведомств Римской курии (или одна из дикастерий Святого престола) — является наследницей Святой инквизиции, но, конечно, очень сильно от нее отличается.

Оба учреждения являются детищами своего времени. Инквизиция родилась в Средние века, когда Католическая церковь имела огромное политическое влияние, большое папское государство и собственную армию. В те времена инквизиция была трибуналом, который наказывал еретиков, отлучал от церкви христиан, не выполнявших решений папы, преследовал евреев и имел право применять смертную казнь.

В 1542 году для более эффективной борьбы с лютеранством папа Павел III преобразовал инквизицию в Верховную священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, а в 1908 году при папе Пие X она стала называться Верховной священной конгрегацией Святой канцелярии. Ее власть была по-прежнему велика, а функции оставались в первую очередь карательными, но смертную казнь она уже не применяла. Одной из задач Конгрегации в то время было составление «Индекса запрещенных книг» (Index librorum prohibitorum) — то есть книг, которые объявлялись опасными во всех католических государствах (в список включили, например, книги, написанные либеральными католическими учеными в XIX веке, во времена Рисорджименто, движения за объединение Италии). «Индекс запрещенных книг» был упразднен в 1966 году.

Современная дикастерия была создана папой Павлом VI в 1965 году. К этому времени Святой престол потерял значительную часть своей политической власти, а II Ватиканский собор 1962–1965 годов обновил католическую церковь — сделал ее более современной, открыл к диалогу с разными христианскими конфессиями и другими религиями. Сегодня Конгрегация доктрины веры — главная дикастерия Ватикана, отвечающая за ортодоксальность католической церкви и ее продвижение (но в менее репрессивной форме, чем это делала Святая инквизиция). Как сформулировал в 1988 году Иоанн Павел II в Pastor Bonus «Добрый пастырь» — апостольская конституция, инициировавшая реформы в управлении Святым престолом. , она должна «повсюду в католическом мире продвигать и охранять доктрину веры и морали; по этой причине все, что любым способом касается вопросов веры, находится в пределах ее компетенции».

Основное отличие Конгрегации от Святой инквизиции заключается в том, что ее власть — исключительно догматическая — распространяется на католические университеты, монашеские ордена, католических политиков и на случаи отлучения от церкви, а не на все общество, как это было раньше.


Папа Бенедикт XVI с Владимиром Путиным в Ватикане в 2007 году © Wikimedia Commons

О конфликте между папой Франциском и префектом Конгрегации доктрины веры


Кардинал Герхард Людвиг Мюллер © Wikimedia Commons

Cаму Конгрегацию доктрины веры сейчас возглавляет немецкий теолог Герхард Людвиг Мюллер. Они с папой очень сильно расходятся во многих вопросах. Например, папа Франциск созвал два собора (один из них состоялся в октябре 2014 года, другой пройдет в октябре 2015-го), чтобы обновить католическое отношение к семье. На этих соборах должно быть принято решение, следует ли допускать к причастию разведенных и вновь вступивших в брак людей. Сейчас католическое учение об этом ничего не говорит. Сам папа Франциск никогда публично по этому поводу не высказывался, но он назначил кардинала Вальтера Каспера представлять его на встрече кардиналов всего мира, а мнение Каспера на этот счет известно. Он считает, что после покаяния эти люди могут быть допущены к причастию — так же, как в православии. Мюллер же говорит, что это невозможно, потому что в Евангелии сказано, что брак нерасторжим. Это два совершенно разных подхода: более доктринальный, негибкий подход Мюллера и более мягкий и милосердный подход папы, который говорит, что Церковь должна играть роль «полевого госпиталя» для «раненых».

Так же как и глава любой другой Римской курии, префект Конгрегации доктрины веры назначается папой: Святой престол вообще очень похож на монархическую власть, и именно папа в итоге решает все, что касается назначений, отставок и официальных документов конгрегаций. Так что, конечно, папа может отстранить Герхарда Людвига Мюллера, как и любого другого из глав дикастерий Ватикана или любого епископа в любой точке мира. Однако для этого должны быть веские причины. Кроме того, хотя Мюллер и Бергольо очень разные люди (немецкий теолог крайне осторожен, а аргентинский пастор, наоборот, очень самоуверен), у них есть неожиданные точки соприкосновения. Герхард Людвиг Мюллер очень близок с Ратцингером: они земляки, оба родом из Регенсбурга. А Бергольо очень уважает Ратцингера. Думаю, это дополнительная, неофициальная причина, почему Мюллер сохранит свой пост.

Якопо Скарамуцци последние десять лет работает в итальянском информационном агентстве Askanews, и восемь из них в основном пишет о Ватикане. Кроме того, он работает на сайте Vatican Insider, созданном газетой La Stampa, и в католическом журнале Jesus. В качестве эксперта по вопросам Римской курии давал комментарии каналам BBC, CBS, RAI, Ard и Al Jazeera, газетам Libération и Le Monde и информационным агентствам Associated Press и Agence France-Presse.

6. Инквизиторы преследовали учёных

Якобы поэтому инквизиторы сожгли Джордано Бруно и Николая Коперника, а Галилея вынудили отказаться от своих взглядов.

Однако никакому церковному преследованию Коперник не подвергался. Астроном умер в возрасте 70 лет от инсульта, а вовсе не от пламени костра. Есть даже версия, что талантливого учёного, известного по всей Европе, приглашал ко двору римский папа Лев X. Он хотел, чтобы знаменитый астроном поучаствовал в разработке календарной реформы, но Коперник вежливо отказался.

Теорию Коперника о том, что не Земля, а Солнце находится в центре мира, католическая церковь запретила Pedersen O. Galileo and the Council of Trent: THe Galileo Affair Revisited. Journal for the History of Astronomy в 1616 году, спустя почти 70 лет после его смерти. Папы придерживались теории Птолемея, согласно которой все небесные тела вращаются вокруг Земли.

Но в первую очередь инквизиторы боролись не с научными убеждениями, а с ересями. Например, Джордано Бруно попал на костёр в 1600 году вовсе не из‑за того, что пропагандировал учение Николая Коперника: оно ещё даже не было запрещено. Итальянский учёный пострадал из‑за того Giordano Bruno. Stanford Encyclopedia of Philosophy , что утверждал, к примеру, что души могут жить в нескольких телах, Моисей был колдуном, Иисус стремился избежать смерти и был распят не по доброй воле, от Адама и Евы произошли только евреи, а Библия — это подделка.

«Галилей перед лицом римской инквизиции», картина Кристиано Банти, 1857 год. Изображение: Wikimedia Commons

В отличие от Коперника и Бруно, Галилео Галилей действительно пострадал за свои научные взгляды. Его процесс состоялся в 1633 году. Но судили Livivo M. Did Galileo Truly Say, ‘And Yet It Moves’? A Modern Detective Story. Scientific American учёного не за веру в гелиоцентрическую модель мира, а за то, что он обсуждал эту «ересь». Припомнили Галилею и фразу из его книги, что Священное Писание — не единственный источник истины. Впрочем, хотя астроном не подвергся суровому наказанию, менее унизительным это его отречение не делает.

Кстати, нет ни одного свидетельства, что после процесса Галилей сказал: «И всё-таки она вертится!».

Искоренением ересей занимались не только инквизиторы. Так, в протестантской Женеве в 1553 году сожгли Michael Servetus. Britannica испанского учёного Мигеля Сервета, первого европейца, который описал малый круг кровообращения. Поводом для казни стало то, что Сервет отрицал триединую сущность Бога (Отец, Сын и Святой дух).

Как стать Инквизитором

Как все вы, наверное, знаете, есть такая очень и очень нужна организация – Имперская Инквизиция. Состоит она, как известно, из разных Ордосов (Орденов, если по-простому) и занимается совершенно разными делами. Была учреждена Малкадором Сигиллитом в последние дни перед атакой на Терру из восьми чиновников, одновременно с учреждением Серых Рыцарей… Всё это известно, конечно же. Но – откуда берутся новые Инквизиторы сейчас?

Есть такое «образовательное учреждение» –Схола Прогениум. Там обучают разного рода молодёжь, родители которой так или иначе отличились на службе Империуму. Ну, или просто военные сироты (как в случае с одним известным комиссаром). Там готовят Сестёр Битвы, высший офицерский состав Гвардии и Флота, Арбитров, штурмовиков, комиссаров и прочих нужных Империуму персонажей. Помимо всего прочего, самыми умными и любознательными кадетами рано или поздно начинает интересоваться Инквизиция. И это – наверное, самый простой путь в Инквизицию…

Ветеран Инквизиции. Такой запросто может поделиться опытом с молодыми. Ветеран Инквизиции. Такой запросто может поделиться опытом с молодыми.

Как правило бывает так, что опытный сотрудник Инквизиции рано или поздно принимает решение не работать в поле (просто стар он уже, а пенсии в Империуме, как известно, не предусмотрено), а делиться своими знаниями с молодёжью. Как правило, такой «жгун», «старый, но не бесполезный», отправляется преподавать в ту самую Схолу Прогениум. В процессе работы он может выбрать нескольких, скажем так, подающих наибольшие надежды, кадетов. Вот они-то, рано или поздно и отправятся в Инквизицию работать. Сначала в должности агента-аколита, потом – дознавателем, а потом уже, если не помрёт в процессе подготовки – и до полноценного Инквизитора дорастёт…

Но, есть и иные способы… Как известно, Инквизиторам приходится бывать на разных мирах (по крайней мере тем, кто «работает в поле»). Разумеется, им приходится встречаться с разными людьми – разными, как по своему уму, так и по своим возможностям. Среди тех, кого встречает Инквизитор, во время очередной «охоты», может появиться интересный – в плане своих потенциальных возможностей – «персонаж». Такой человек тоже может быть «завербован» в команду Инквизитора. Примеры – например, Годвин Фишиг из книг про Эйзенхорна, агент, которого ему «навязали» на Спеси. Работал с Эйзенхорном и Рейвенором… Или, можно вспомнить девушку с крашеными волосами, что торговала какими-то вкусняшками, в том романе про Каина, когда он впервые узнал про Тенесвет. Девушке очень сильно не повезло оказаться в центре перестрелки, потом из-под местного «асфальта» вылезла Эмбрели в модифицированной штурмовой броне… Так эта леди (увы, забыл её имя) и осталась в свите Эмберли. Инквизитором она, как и Фишиг, правда, не стала – но работать в свите – тоже неплохо… Особенно, если раньше просто продавать «вкусняшки» с лотка…

Другой человек может попасть в поле зрения Инквизиции по совершенно обычной причине – его просто могли заметить при расследовании. Он мог оказать услугу – может, даже и важную. Ну, а потом – полезного человека начинают «продвигать» – и рано или поздно он может стать сначала полевым агентом, а потом уже – и полноценным Инквизитором…

Есть и другие способы, но, кажется, автор этого канала умудрился подцепить Covid (пока не понятно), но с субботы я просто никакой… Даже не уверен, что смогу что-то ещё писать на этой неделе…

С Вами был Алексей Аряев. Спасибо, что подписываетесь на мой канал и поддерживаете меня в это тяжёлое для меня время. Есть такое предложение: у меня есть два канала на Youtube - один , где раньше я рассказывал про автомобили (но теперь основная тема - обзоры книг и "Беседы о Вахе"), и второй , посвящённый компьютерным играм. Сейчас я прохожу там Space Marine, со своими комментариями. На первом канале также проходят стримы по War Thunder, на втором будут проходить стримы по другим играм. Так что - проходим, подписываемся и поддерживаем каналы Вашими "Королевскими лайками".

3. На совести инквизиторов кровь миллионов людей

Хотя инквизиторы не были добродушными «санитарами» средневекового общества, масштаб их злодеяний чаще всего завышается. Сохранившиеся архивы испанской и португальской инквизиций позволяют Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 сделать некоторые выводы.

С 1478 по 1834 годы испанские инквизиторы рассмотрели около 150 000 дел, вынесли около 10 000 смертных приговоров. Приведено в исполнение было не более 7 000 из них.

А ведь именно церковные суды Испании считались самыми жестокими! В действительности это тоже миф. Его называют Калугина Е. О. «Чёрная легенда» об Испании в русской культуре. Пограничные культуры между Востоком и Западом (Россия и Испания). СПб. 2001 чёрной легендой. Считается, что протестанты распространили её во время войн с католиками.

В Португалии за 250 лет существования (с 1540 года) инквизиция рассмотрела в три раза меньше дел, чем в Испании, но вынесла на 4% больше Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 смертных приговоров. Связано это было в первую очередь с сохранением иудейских традиций у крещёных евреев в дальних уголках страны.

Хоть это и немалые числа, но о миллионах жертв говорить всё же не приходится.

2. Инквизиторы старались сжечь каждого, кто попадал им в руки

В отличие от светских судов, инквизиторы подробно документировали Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 свою деятельность. Благодаря доступу к этим архивам мы знаем многое о ходе процессов и решениях церковных судов. Оказывается, трибуналы были не такими уж кровожадными, а приговоры — довольно мягкими по нормам средневековой морали.

В основном инквизиторы были Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 образованными юристами, ведь в средневековой Европе монастыри были центрами науки и знаний. Поэтому церковники использовали следственные процедуры, заимствованные из практики Древнего Рима: поиск улик, построение линии обвинения, выяснение беспристрастности свидетелей. Следствие и допросы они вели обычно тщательно и дотошно.

Трибунал в инквизиторском дворце в Витториороса, Мальта. Фото: Marie‑Lan Nguyen / Wikimedia Commons

Чтобы не допустить случаев лжесвидетельствования, перед расследованием инквизитор узнавал у обвиняемого, нет ли у того врагов. Также разделялись Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 понятия «сознательного» и «несознательного деяния». Суд мог принять во внимание, в каком состоянии был человек, который, к примеру, произносил «кощунственные» речи.

Отчасти поэтому больше 90% приговоров были оправдательными. Но даже если вина была доказана, церковные суды чаще назначали не казнь, а телесные наказания, изгнание, штрафы, конфискацию имущества или ношение специальных «покаянных» одежд. На костёр же отправлялись только те, кто упорствовал в своих убеждениях или попадался второй раз на деянии, в котором уже признавался.

Известны даже случаи, когда обычные преступники начинали богохульствовать во время светского следствия. Так они надеялись получить более мягкий приговор инквизиторского трибунала.

Показательна и история 1580 года, когда в Миланском герцогстве местные жители стали истерично выискивать ведьм среди соседей. Инквизиторы арестовали Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 17 женщин, обвиняемых в колдовстве. Девять из них были оправданы сразу, ещё пять — после принесения клятвы, что они не ведьмы. Лишь одна женщина полностью признала вину, а две оставшиеся — частично, но все они получили незначительные наказания.

В общем, инквизиция скорее стремилась установить мотивы проступка, добиться раскаяния, а не просто наказать виновного. Казнь же демонстрировала Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 , что еретика не удалось вернуть к католической вере и заставить раскаяться в содеянном. Например, Джордано Бруно сожгли только через семь лет после начала процесса. Всё это время с учёным вели теологические диспуты.

5. Суды инквизиции выносили приговор и сами приводили его в исполнение

«Трибунал инквизиции», картина Франсиско Гойи, 1808–1812 годы. Изображение: Google Arts & Culture

Вопреки расхожему мнению, сами инквизиторы никогда не казнили тех, кого преследовали.

Инквизиторы работали Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 в связке с местными властями. Если в городе или деревне не было доминиканского монастыря, светский правитель должен был обеспечить церковника всем необходимым, а также организовать надзор за подозреваемым. Более того, члены инквизиции не имели права пытать обвиняемых самостоятельно, поэтому местные власти призывали для этого специального человека.

После окончания следствия и вынесения приговора инквизиция передавала арестованного светской власти. Та и наказывала виновного.

Современная инквизиция


Галилей перед судом инквизиции. Картина Жозефа-Николя Робер-Флёри. 1847 год © Wikimedia Commons

О том, как папы влияют на Конгрегацию доктрины веры

Йозеф Ратцингер постоянно увеличивал роль Конгрегации в расследовании сексуальных преступлений священнослужителей — сначала в качестве префекта Конгрегации доктрины веры (он занимал этот пост при Иоанне Павле II), а затем и в качестве Римского Папы. Папа Франциск продолжил вести эту линию и еще больше расширил полномочия Конгрегации в этих вопросах: он разрешил суду Ватикана открывать уголовные дела против своих сотрудников (недавно так произошло с бывшим папским нунцием в Доминиканской Республике архиепископом Юзефом Веселовским).

Йозеф Ратцингер вообще известен своей консервативностью. Когда он возглавлял Конгрегацию, она вынесла осуждение масонству (и каждому католику, имеющему к нему отношение) и латиноамериканской теологии освобождения (причем дважды, поскольку школа считалась слишком близкой к марксизму) Теология освобождения — течение в римско-католической церкви, получившее широкое распространение в Латинской Америке. Сформировалось после II Ватиканского собора, в 1950–1960-е годы. Одной из задач церкви видит защиту бедных и избавление развивающихся стран от экономической, социальной и политической несправедливости. , критиковала легализацию однополых браков, выступала против рукоположения женщин в священники и признания крещения мормонской церковью, выпустила документ, в котором утверждалось, что спасение возможно только для католиков, и документ, указывающий политикам-католикам, как следует себя вести, обсуждая законы, касающиеся таких вопросов, как семейные ценности и аборты.

Будучи кардиналом, Ратцингер пытался преследовать серийного насильника Марсиаля Масиеля, мексиканского священника и основателя ордена Легионеров Христа. Иоанн Павел II не стал возбуждать против него дело, и Масиель был осужден только после того, как Ратцингер был избран папой. Но интересно, что были и обратные случаи, когда Ратцингер, будучи префектом Конгрегации доктрины веры, не стремился осуждать еретических богословов, а Иоанн Павел II решил, что они все же должны быть наказаны.

Сегодняшний папа Франциск очень ортодоксален. Еще когда он был архиепископом в Буэнос-Айресе, его обвиняли в излишнем консерватизме. Особенно он выделялся там на фоне теологов освобождения. Но он епископ, а не богослов, и при этом иезуит. А иезуиты традиционно занимаются тем, что приближают католическую доктрину к жизни людей, в том числе людей из других культур, равнодушных к Богу и враждебных Церкви. То есть главная задача папы Франциска — приближение не католической доктрины, а Церкви к людям, которые в этом нуждаются, даже если это приводит к возникновению противоречий. Поэтому, с его точки зрения, Конгрегация доктрины веры, хоть и должна способствовать католической ортодоксии, но без наказания «народа Божьего». Он как-то сказал на частной встрече с латиноамериканскими религиозными деятелями (встреча была закрытой, но слова папы тем не менее попали в прессу): «Люди будут делать ошибки, они будут оступаться, но это пройдет! Может быть, даже вам однажды придет письмо из Конгрегации доктрины, в котором будет написано, что вы сказали что-то не так. Но не волнуйтесь. Объясните, что можете объяснить, и двигайтесь вперед». Поэтому, по сравнению с Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI, у Франциска несколько другое представление о том, что должна представлять собой Конгрегация доктрины веры. Он постоянно напоминает, что «доктринальная конгрегация Ватикана больше не является верховной».

7. Инквизиция существовала только в Средние века

Истоки церковных судов в средневековой Европе уходят Bornstein D.E. Medieval Christianity. Minneapolis: Fortress Press. 2005 в глубь истории. Ещё во II веке н. э. христианские богословы стали осуждать еретиков.

Официально первые органы розыска виновных в преступлениях против католической веры учредил папа римский Луций III в 1184 году. При нём же была принята концепция покаяния — аутодафе. Церковный же суд с названием «инквизиция» создал папа Иннокентий III в 1215 году. В основном инквизиторами становились Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 члены монашеского ордена доминиканцев.

Да, аутодафе — это не сожжение еретика. Так именовалось публичное покаяние. Обычно это было шествие, во время которого обвиняемый каялся в деянии, а инквизитор зачитывал приговор.

Римские папы использовали инквизицию для борьбы с ересями. Секты катаров, вальденсов, альбигойцев открыто бросали вызов власти римского понтифика и считали католическую церковь погрязшей в грехах.

Инквизиция оставалась влиятельной и в XVI–XVII веках, в эпоху Реформации и Контрреформации. Тогда церковные суды сохранились только в Испании, Португалии и Италии. Здесь они просуществовали до XIX века. Последняя казнь по приговору инквизиции случилась Anderson J.M. Daily Life During the Spanish Inquisition. Greenwood Publishing Group. 2002 в 1826 году. Это произошло в Испании: школьного учителя Каэтано Антонио Риполя обвинили в ереси.

Существует инквизиция и сегодня. С 1908 года она носит другие названия, сейчас — Священная конгрегация Congregation for the Doctrine of the Faith доктрины веры.

Как люди становились инквизиторами?

Сначала они шли в церковную школу, потом в монастырь и служили до инквизитора?
Или как-то по-другому?

инквизиторы -это церковные судьи, их назначали из числа епископов

на церковь всегда работали бандиты, убийцы и прочие

просто читали библию и становились убийцами, что и сейчас происходит!

Но сейчас есть закон и тюрьма!

Источник: практически все зеки ВЕРУЮЩИЕ! - Это статистика

Полагаю. для того, чтобы стать инквизитором надо обладать сплавом радости от причинения боли и ощущенения власти над человеком. и + религиозный фанатизм. причем извращенный

Сначала слушали речи Ленина и других диверсантов Запада, а потом шли убивать тех кто не хотел верить в их домыслы, что Бога нет.

4. Инквизиторы были главными сторонниками пыток и применяли их бесконтрольно

«Святой Доминик председательствует на аутодафе», картина Педро Берругетте, конец XV века. Изображение: Museo Nacional Del Prado / Wikimedia Commons

Суды инквизиции сильно отличались от современных. Например, прокурор, следователь и судья были одним и тем же лицом. Действовала презумпция вины Bishop J. Aquinas on Torture. New Blackfriars , а не невиновности.

Убеждённость в заведомой виновности подсудимого оправдывала применение пыток.

Однако насилие и презумпция вины в те времена были характерными чертами любого судебного процесса, не только церковного. В той же Испании гражданское судопроизводство в таком виде просуществовало до начала XVIII века.

При этом в деле истязания подозреваемых церковники были намного гуманнее светских властей. Пытать разрешалось Bishop J. Aquinas on Torture. New Blackfriars не больше одного раза в сутки не более двух дней подряд. Причём только тех, кого на предварительном дознании уличили во лжи, или тех, чья вина была почти доказана. Также в ходе следствия арестованный не должен был умереть или остаться инвалидом.

Кроме того, инквизиторам запрещалось Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 проливать кровь, поэтому пыточный арсенал был ограничен. В основном использовались три вида истязаний:

  • водой: подозреваемого клали на спину вниз головой и обливали так, что он начинал захлёбываться;
  • подвешивание на дыбе;
  • растягивание на доске.

Также подсудимых могли заключать в одиночных камерах и заставлять голодать.

Применение пыток не было обязательным, а полученное под ними признание обвиняемый должен был подтвердить повторно уже без истязаний. Инквизиторы обычно были тонкими психологами и больше полагались Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 на перекрёстные допросы.

Например, 69‑летний Галилей во время инквизиторского расследования ни дня не провёл Livivo M. Did Galileo Truly Say, ‘And Yet It Moves’? A Modern Detective Story. Scientific American в темнице, а пытками, скорее всего, ему только угрожали. А перед процессом его осмотрел врач из флорентийского отделения Римской инквизиции.

Впрочем, всё это не делает инквизиторов менее жестокими.

О том, чем занимается Конгрегация доктрины веры

Дикастерия имеет три отделения: теологическую комиссию, библейскую комиссию и особую комиссию по трактовке вопросов, касающихся семейной жизни (это своего рода суд последней инстанции). Ее юрисдикция достаточно широка: она курирует теологическую работу католических университетов всего мира, и если возникают сомнения в чьей-то ортодоксальности, может провести своего рода «процесс» над подозреваемым теологом и даже наложить на него санкции (это может быть предупреждение, временный запрет на публикации или временный запрет на преподавание в католическом университете). За время правления Кароля Войтылы (папы Иоанна Павла II) и Йозефа Ратцингера (папы Бенедикта XVI) подобным наказаниям были подвергнуты семь богословов. Интересно, что четверо из них были иезуитами — как и избранный после Ратцингера папа Франциск Хорхе Марио Бергольо, избранный папой в 2013 году, является первым в истории папой-иезуитом и первым папой-монахом со времен Григория XVI. .

Еще одна задача Конгрегации — рассмотрение «преступлений против веры, нравственности и таинств». Сюда, помимо прочего, относятся расследования сексуальных преступлений священников в отношении несовершеннолетних, поскольку в прошлом подобные злоупотребления часто случались во время исповедей (об этом пишет Джон Корнуэлл в книге «Темная камера: Тайная история исповеди»).

Читайте также: