Как снимали беовульф

Обновлено: 28.06.2024

Сегодня предлагаем ознакомиться с различными экранными вариациями на тему древнего датского эпоса, сохранившегося и укоренившегося на Английской земле. Поэма "Беовульф" . Считается, что эпос создан в конце VII или в начале VIII века и сохранился в единственном списке XI века, который чуть не погиб во время пожара библиотеки Роберта Коттона в 1731 году, а впервые текст издан только в 1815 году. По оценкам специалистов, это древнейшая эпическая поэма «варварской» (германской) Европы, сохранившаяся в полном объёме. На заре XXI века, с развитием технологий и интереса у масс к жанру фэнтези, кинематографисты необычайно часто стали обращаться к этому сюжету. Рассмотрим результаты их трудов, что вышли на экраны.

"Беовульф": Создание фильма

Экранизацию известного средневекового героического эпоса о Беовульфе режиссёр Роберт Земекис решил преподнести зрителю в новом виде – анимационном. А мы попробуем рассказать о процессе создания его новой картины

«Скоро все фильмы будут создаваться при помощи одной лишь трёхмерной графики, а живым актёрам останется только озвучивать своих экранных персонажей», – примерно в таком ключе говорили в июле 2001 года представители студии Square Pictures в преддверии выхода на экраны фильма «Последняя фантазия: Духи внутри нас» (Final Fantasy: The Spirits Within). Однако чуда не произошло: картина с передовой компьютерной графикой провалилась в прокате, и при 137-миллионном бюджете с трудом «наскребла» по миру 85 млн. долл. Таким образом, киноделы были предупреждены, что к приходу анимационных фильмов зрители ещё не готовы, и предпочли повременить с активным выпуском лент подобного типа.

Рендеринг каждого кадра «Последней фантазии» компьютерная система, состоявшая из тысячи процессоров Pentium III, осуществляла, в среднем, за 90 минут

Первым эстафету Square Pictures перенял Роберт Земекис (Robert Zemeckis). Режиссёр оценил преимущества компьютерной графики ещё во время работы над фильмом «Форрест гамп» (Forrest Gump), и с тех пор вынашивал планы создания фильма, созданного при помощи одной лишь трёхмерной анимации. В 2004 году свет увидел новый мультфильм Земекиса под названием «Полярный экспресс» (The Polar Express), в процессе создания которого студия Sony Pictures Imageworks интенсивно использовала технологию захвата движений. Однако в итоге и эту картину постигла участь «Последней фантазии»: прохладные отзывы кинокритиков и довольно скромные кассовые сборы.

100-минутный «Полярный экспресс» был снят по мотивам 29-страничной детской книги

Тем не менее режиссёр не расстроился, и решил во что бы то ни стало попытать счастья ещё раз, попутно исправив в новом проекте ошибки, допущенные при производстве «Полярного экспресса». Ориентируясь отныне на более взрослую аудиторию, Земекис взялся за экранизацию древнейшей английской поэмы, в основе которой лежит легенда о Беовульфе – могучем воине из племени гаетов, победившем терроризировавшего датское королевство монстра Гренделя, убившем его мать, и впоследствии ставшем королём.

Согласно тексту поэмы, рост Беовульфа достигал двух метров

Старая сказка на новый лад

«Если честно, оригинальный эпос прошёл мимо меня», – признаётся Земекис. «Я помню, как читал это произведение в школе, однако его смысл ускользнул от меня из-за староанглийского языка, на котором она была написана. Впоследствии я никогда не вспоминал о «Беовульфе», поскольку считал его историю малоинтересной. Однако когда мне довелось прочитать сценарий Нила Геймана (Neil Gaiman) и Роджера Эвери (Roger Avary), он пленил меня в мгновение ока». Эвери познакомился с Гейманом во время совместной работы над сценарием для экранизации его комикса «Песочный человек» (Sandman), принадлежащего DC Comics. Как раз тогда сценаристы впервые заговорили о «Беовульфе». «Однажды Роджер упомянул, что всегда хотел превратить этот эпос в полнометражный фильм, однако ему никак не удавалось сохранить нить повествования при переходе от первых двух актов поэмы к третьему», – говорит Гейман. «Произведение начиналось с битвы Беовульфа с Гренделем, затем с его матерью, и лишь спустя 50 лет следовало сражение с драконом, что в результате нельзя назвать нормальной структурой сценария в трёх действиях. Я предложил ему несколько вариантов решения проблемы, и работа закипела». Сценарий был готов ещё в 1997 году, однако взяться за него Земекис смог только после окончания работ над «Полярным экспрессом». Однако ещё работая над своей первой анимационной картиной, режиссёр точно знал, что непременно возьмётся за экранизацию «Беовульфа» даже если его рождественский мультфильм потерпит фиаско. Согласно сценаристам фильма, оригинальный эпос был написан между VII и XII столетиями, однако сама история про похождения Беовульфа пересказывалась задолго до этого. Единственными людьми, обученными письму, были монахи, поэтому можно предположить, что впоследствии они вносили в первую версию поэмы множество правок. Гейман и Эвери решили копнуть глубже в исходный текст, посмотреть меж строк, заполнить зияющие дыры в повествовании, а также потеоретизировать, что могли удалить монахи во время своих правок, и почему. «Им удалось следовать букве повествования поэмы, и в то же время сделать её более доступной для современной аудитории», – продолжает режиссёр. Дабы помочь сценаристам ещё больше развить историю Беовульфа, Земекис стал таким прилежным «учеником по данному предмету», что, по его словам: «его бывший школьный учитель был бы в восторге». «Проглотив» сценарий, я сразу же перечитал оригинальную поэму, переговорил с историками, изучавшими эпос, и затем погрузился в эту легенду». По словам продюсера ленты Джека Рапке (Jack Rapke): «Что привлекает в оригинальном «Беовульфе», так это эпических масштабов мир, северогерманская мифология с её жуткими монстрами и соблазнительными девами, а также древние существа, знакомые каждому из нас ещё с пелёнок».

В некоторых сценах «Беовульфа» количество высокодетализированных персонажей достигло сотни человек

Работа над анимационной картиной стартовала в 2004 году, сразу же после окончания «Полярного экспресса». Миссия по озвучиванию Беовульфа была возложена на актёра Рэя Уинстона (Ray Winstone), которому уже доводилось «дарить голос» трёхмерным персонажам: в фильме «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» он говорил за Бобра. Среди других актёров, чьи голоса звучат в картине, можно отметить Энтони Хопкинса (Anthony Hopkins), сыгравшего короля Хротгара, Анжелину Джоли (Angelina Jolie), «перевоплотившуюся» в мать Гренделя, и других известных актёров.

В «Беовульфе» количество сцен сравнительно невелико – около 800 штук. В той же «Последней фантазии» их почти в полтора раза больше. Столь большая разница кроется в любви Земекиса к длинным планам, длящимся десятки секунд

Актёры в «Зазеркалье»

Ключом к успешному созданию «Беовульфа» была система ImageMotion, являвшаяся собственной разработкой Imageworks на поприще технологии захвата движений (Motion Capture, MoCap). Если кратко: MoCap предназначена для передачи смоделированным на компьютере персонажам нюансов движения живых объектов. Использование технологи выглядит следующим образом: расположенные по периметру зоны «захвата» камеры отслеживают местоположение специальных датчиков, прикреплённых к телу исполнителя. По ним специальное программное обеспечение вычисляет положение виртуального «скелета» модели и ориентацию в пространстве каждого фрагмента человеческого тела. В результате полученные данные можно использовать для анимации трёхмерных моделей. Впервые ImageMotion была применена во время создания «Полярного экспресса». Затем её услугами пользовались при создании мультфильма «Дом-монстр» (Monster House), спродюсированный, кстати, всё тем же Земекисом. Благодаря стремительному развитию цифровых технологий, возможности ImageMotion во время работы над «Беовульфом» были значительно расширены. Отныне система состояла из 250 4-мегапиксельных камер производства Vicon, которые были способны «захватывать» область 7,5*7,5 м (съёмочная площадка «Полярного экспресса» обладала лишь 72-мя мегапиксельными камерами, обеспечивавшими рабочую область всего 1,5*2 м).

Обновлённая система ImageMotion позволяла собирать данные движения одновременно двадцати человек (в «Полярном экспрессе» – до четырёх)

В процессе MoCap актёры были одеты в специальные эластичные костюмы, на которые и крепилось 78 датчиков, представлявших собой круглые шарики белого цвета. Для «захвата» мимики лица датчики крепились непосредственно на кожу. Общее количество маркеров на лицах актёров составило около 150 штук. Особое внимание в процессе производства «Беовульфа» Земекис решил уделить глазам. Не секрет, что одним из недостатков «Полярного экспресса» были как раз «стеклянные» глаза персонажей, вызванные отсутствием возможности использования MoCap для захвата их движения. В своей новой анимационной ленте режиссёр хотел искоренить эту проблему. В ходе исследования сотрудники Imageworks провели множество бесед с экспертами по физиологии человеческого глаза. В результате выяснилось, что ощущение «жизни» передают не большие произвольные движения глаз (называемые «саккадами»), а так называемые фиксационные движения (микросаккады). Даже когда человек зафиксировал свой взгляд на одном объекте, глаза продолжают незаметно подёргиваться. Для регистрации микросаккад Imageworks решила воспользоваться «электроокулографией» – специальным методом для регистрации движения глаз, основанном на графической фиксации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных мышц. Изготовленная студией система EOS (ElectroOccularoGraphy) и была названа в честь этого метода. Во время MoCap для «Беовульфа» к лицам актёров были прикреплены специальные электроды в количестве восьми штук (по четыре на каждый глаз), которые отмечали на графиках малейшие движения мускул, контролирующих глазные яблоки. Как и в случае с «захватом движений» частей тела, впоследствии записанная посредством EOS информация была применена для анимации глаз трёхмерных персонажей.

Общее количество актёров, прошедших через MoCap во время работ над «Беовульфом», составило более 250 человек

Использование MoCap при производстве фильма, особенно анимационного, значительно отличается от общепринятого съёмочного процесса. Поскольку режиссёру, его команде и даже операторской камере нет необходимости излишне активно взаимодействовать с актёрами, как это происходит при обычных съёмках, на выходе в результате получаются более продолжительные дубли. Благодаря значительно возросшей площади «захвата» ImageMotion актёрская игра отныне больше напоминала театральное представление. MoCap позволял актёрам не обращать внимание на положение камеры и исполнять свои роли на протяжении практически всего дня, тогда как при обычных съёмках им приходилось больше ожидать своего часа, бездельничая на съёмочной площадке. В действительности, игра актёра посредством «захвата движений» непрерывно записывается со всех углов, и уже после этого режиссёр устанавливает в выбранное место виртуальную камеру, чтобы снять действие с необходимого ему угла. Благодаря такому подходу актёрам не надо ждать, пока съёмочная бригада сменит плёнку в камере, установит необходимое освещение и т.д. Их игра не прерывалась, и была больше похожа на выступление в театре. Для того, чтобы не затемнять маркеры на костюмах, и таким образом дать камерам MoCap возможность производить более точный захват движений, актёры взаимодействовали с предметами, сделанными в виде проволочного каркаса.

Возросшая площадь «захвата» ImageMotion позволила сотрудникам Imageworks работать не только с людьми, но и с лошадьми

Цифровые эффекты анимационного фильма

Концептуальные рисунки персонажа Анджелины Джоли. Грендель, его мать и дракон имеют одну общую особенность – золотистый отлив кожи

«Чем дольше мы работали над героями фильма, тем больше понимали, что хотим добиться максимальной реалистичности их лиц, одежды, а также самого мира картины», – говорит супервайзер визуальных эффектов Жером Чен (Jerome Chen). «Лицам персонажей была необходима более выразительная мышечная система, глазам – сверхдетализированная текстура с множеством оттенков, причёске на голове – десятки и сотни тысяч отдельных волосков. Дошло до того, что в случае с королём Хротгаром мы хотели, чтобы зритель мог увидеть волосы, растущие у него в ушах и в ноздрях, а при определённом боковом освещении – тончайший персиковый пух на лице».

Трёхмерная модель Беовульфа, закономерно являвшаяся наиболее сложной, насчитывает свыше 66 тысяч полигонов

«Одним из наиболее интересных персонажей в фильме является Грендель», – говорит Чен. «Изначально мы собирались «оживлять» его без помощи захвата движений с применением одной лишь анимации по ключевым кадрам, но Роберт хотел, чтобы актёр Криспин Гловер (Crispin Glover), озвучивавший монстра, «отобразил его «замученную душу посредством MoCap. Согласно утверждённым эскизам, Грендель должен был выглядеть гигантским мутировавшим ребёнком, страдающим от всех известных человеку кожных заболеваний». Чен отмечает, что поскольку его высота достигала трёх с половиной метров, одна рука была длиннее другой, а лицо – ассиметричным, после использования захвата движений аниматорам пришлось экспериментировать с временными задержками, размерами, а также движущей силой, дабы мимика лица и движения монстра, основанные на MoCap Гловера, были максимально реалистичными.

Грендель состоял из десятка различных слоёв: костей, сырого мяса, мышц, жировой ткани, кусков кожи и т.д.

Кроме данных захвата движений аниматоры Imageworks в процессе своей работы использовали и записи с площадки, где проходил «съёмочный процесс». «В нашем распоряжении была отдельная камера, снимавшая крупным планом выражения лиц актёров во время их игры», – говорит супервайзер анимации Кен Макдональд (Kenn McDonald). В результате аниматор мог в любой момент в покадровом режиме сравнить данные, полученные посредством MoCap с видеозаписью, и внести необходимые коррективы в создаваемую им анимацию. При всех неоспоримых преимуществах технологии захвата движений, она не могла стать панацеей от всех проблем, возникших на пути Imageworks. В результате аниматоры студии параллельно с MoCap использовали и анимацию по ключевым кадрам (keyframe animation), при которой аниматор указывает положение трёхмерного объекта лишь в граничных кадрах движения, а промежуточные рассчитываются компьютером на основе начальных условий самостоятельно. Используя keyframe animation, сотрудники студии анимировали рот, язык, щёки и брови трёхмерных персонажей. В общей сложности Imageworks разработала 125 управляющих элементов для контроля за лицевой мимикой и ещё больше – для управления мускульной системой. Стоит также отметить, что единственными существами, анимированными без использования MoCap, были морские чудовища и дракон.

Сверхреалистичные персонажи – не единственное, чего хотел добиться Земекис. Не менее важной по его мнению была и окружающая обстановка, создававшаяся, опять таки, на основе эскизов Чианга. По словам сотрудников Imageworks некоторые пейзажи в фильме обладают таким же уровнем детализации, как и персонажи, фигурирующие на их фоне. Частью создания правдоподобной окужающей обстановки являлись текстуры трёхмерных объектов. «Во время нашей работы мы всегда хотим внести в них некий уровень реалистичности», – говорит Чен. «Полученные фотографии, например, камня, из которого построены стены замка, незамедлительно становятся основой текстуры для его трёхмерного воплощения». Imageworks оказал неоценимую помощь опыт, приобретённый в результате работ над другими фильмами. Так, для создания световых эффектов в «Беовульфе» художники использовали программное обеспечение Katana, разработанное для фильма «Человек-паук 3» (Spider-man 3). Поскольку в сценах фигурировало множество различных компонентов, влиявших на освещение, для Katana был написан специальный плагин, занимавшийся их управлением. «Как только другие отделы, работавшие над моделированием персонажей, одежды, волос и т.д. заканчивали очередной объект, он сразу же появлялся в нашей базе», – говорит супервайзер компьютерной графики Тео Биалек (Theo Bialek). «Благодаря этому наша команда всегда имела доступ к наиболее полной библиотеке данных». Каждая сцена в фильме требовала использования определённого типа освещения, выбор которого зависел не только от конкретных нужд, но и от сложности самого плана. Для примера можно привести освещённую десятками различных источников света пиршественную залу Хеарот, для которой Imageworks необходимо было произвести просчёт теней, бросаемых не только статичными объектами, но и десятками постоянно движущихся персонажей. В общей сложности на долю отдела по работе с освещением выпало 210 планов из общих 800. Знания, полученные в результате работы над мультфильмом «Лови волну» (Surf’s Up) были применены для создания бушующего моря, а также водной глади в пещере, в которой жили Грендель и его мать. Вода в пещере была создана с использованием специальных шейдеров на плоской поверхности, а брызги – при помощи симулятора динамики частиц пакета Side Effects Houdini. Для сцен с морем художниками Imageworks на основе поведения динамики мягких тел была создана трёхмерная вода, «обогащённая» пеной, брызгами, дождём и туманом, созданными при помощи того же генератора частиц. Моделирование и анимация волн были произведены при помощи специального программного обеспечения, разработанного для «Лови волну». Процесс создания сцены в «Беовульфе»:

Во время начальной стадии анимации персонажи представлены в виде каркасных (проволочных) моделей, чтобы художник мог легко внести изменения в траекторию их движения в зависимости от условий сценария

Затем следует более кропотливый этап анимации персонажей. Теперь уже их модели «покрыты» однородными текстурами

Добавление слоёв с различными спецэффектами: в данном случае это огонь и снег

  • 297 уникальных вариантов различных персонажей;
  • 28 основных героев, практически каждый из которых обладает несколькими вариантами причёски и одежды;
  • 15 второстепенных персонажей, которые также были снабжены полноценным волосяным покровом и высокодетализированной одеждой;
  • 20 масштабных локаций, среди которых можно выделить пиршественную залу, морское побережье, дубовый лес и т.д.;
  • Тысячи предметов обихода различной степени сложности: от простых вилок, мечей и щитов до сложных катапульт.

По-настоящему трёхмерный

Итоговый бюджет «Беовульфа» составил 150 миллионов долларов, хотя до премьеры называлась намного более скромная сумма – 70 млн. долл. Прокат картины стартовал не так давно (16 ноября), и предрекать итоговую сумму сборов ещё сложно. Стоит отметить только, что «Полярный экспресс», обошедшийся своим создателям в 165 млн долл., в итоге не смог отбить свой бюджет во время кинопроката в Штатах, но по миру фильм собрал 303 миллиона (напомним, что около половины киносборов являются доходом кинотеатров). Что же касается новой работы Земекиса, на момент написания статьи картина заполучила 69 млн долл. в США и ещё 75 млн. долл. – в остальном мире. Хотя на данный момент «Беовульф» не бьёт никаких рекордов по кассовым сборам, прокат этого фильма всё же может похвастаться одним немаловажным достижением. Кроме обычных кинотеатров картину показывают и в так называемых «трёхмерных» кинотеатрах трёх основных типов – Real D, IMAX 3D и Dolby 3D. Общее количество подобных заведений, в которых крутят новую картину Земекиса, составило 742 в США и около 1000 во всём мире, что на данный момент является абсолютным рекордом. Несмотря на то, что обычных кинотеатров, в которых идёт прокат «Беовульфа», в три с лишним раза больше (2411), да и цены на билеты у них дешевле, 3D-кинотеатры приносят в копилку «Беовульфа» 40% прибыли, что говорит о явном интересе к «трёхмерному» кино со стороны обычных зрителей.

Над «Беовульфом» в Imageworks работало 450 человек. По словам Чена, новый фильм Земекиса по сложности и разнообразию визуальных эффектов с лёгкостью обошёл трилогию «Человек-паук»

7. Беовульф (сериал, 2015-2016)

Двенадцатисерийный британский телесериал, созданный Джеймсом Дормером, Тимом Хайнсом и Кэти Ньюман. В роли Беовульфа Киран Бью .
Спустя долгие двадцать лет, проведённых в странствованиях и жестоких сражениях, отважный воин-наёмник Беовульф возвращается в Хеорот, чтобы выразить своё почтение давнему другу тану Хротгару, но с прискорбием узнаёт, что тот недавно скончался.
Через некоторое время в городе происходит загадочное событие – одного из лучших воинов находят жестоко убитым. Беовульф, чувствуя вину за то, что не успел отдать должное Хротгару при жизни, клянётся защитить город и во что бы то ни стало найти убийцу. В тот момент наш герой даже не догадывается, что ему придётся столкнуться с невероятно сильным кровожадным монстром, люто ненавидящим людей.

Здесь мы имеем дело с современным сериальным фэнтези, бессмысленным и беспощадным, где от оригинального сюжета остались лишь рудименты. Но если желаете скрасить вечер-другой с экранным "мечом и магией", можете побробовать и это. кх-м. блюдо.

6. Викинги против пришельцев (2008)

Производство: США, Германия, Канада
Режиссёр: Говард Маккейн
Оригинальное название: Outlander (Чужестранец)
Фильм также шёл под названием "Викинги". Очередная интерпретация классического средневекового сюжета о Беовульфе. Действие разворачивается, когда инопланетный космический корабль разбивается на планете Земля в эпоху раннего Средневековья. Корабль приземляется в Норвегии 709 года н. э. во времена викингов. Корабль тонет в водах озера, но из обломков появляется солдат из другого мира, Кайнан ( Джеймс Кэвизел ), который охотится на кровожадную тварь, известную как Мурвен.

Здесь Грендель и одновременно дракон - это пришелец с другой планеты, а главный герой является астронавтом из продвинутой человеческой цивилизации, попавшим к викингам. Его-то противостояние с хищным пришельцем, согласно фильму, и стало прототипом легенды о Беовульфе.
В финале герой, расправившись с монстром, остаётся на Земле и женится на Фрейе ( София Майлс ) - дочери убитого чудовищем вождя викингов.

3. Беовульф (2007)

Производство: США
Режиссёр: Роберт Земекис
Это крупнобюджетная анимационная версия легенды, с Анджелиной Джоли в роли мамаши Гренделя, ставшей главной звездой и изюминкой всего фильма. Да и в остальных ролях сыграли обработанные CGI звёзды кинематографа первой величины: Рэй Уинстон в роли Беовульфа, Криспин Гловер - Грендель, Энтони Хопкинс - конунг Хротгар (этот образ актёра позже ляжет в основу его роли Одина в киновселенной Marvel), Робин Райт в роли кюнны Вальхтеов и Джон Малкович в роли Унферта.

Трейлер фильма

прекрасная Джоли в обработке компьютерных аниматоров приобретает инфернальные черты прекрасная Джоли в обработке компьютерных аниматоров приобретает инфернальные черты

Этот кинофильм - единственный, где судьба Беовульфа раскрыта до конца и история рассказана до самой смерти героя. Разумеется, в сюжет поэмы были внесены изменения, и на выходе мы имеем прекрасное героико-эпическое фэнтези с волшебным видеорядом и великолепной музыкой Алана Сильвестри .

"Беовульф": Создание фильма

Экранизацию известного средневекового героического эпоса о Беовульфе режиссёр Роберт Земекис решил преподнести зрителю в новом виде – анимационном. А мы попробуем рассказать о процессе создания его новой картины

«Скоро все фильмы будут создаваться при помощи одной лишь трёхмерной графики, а живым актёрам останется только озвучивать своих экранных персонажей», – примерно в таком ключе говорили в июле 2001 года представители студии Square Pictures в преддверии выхода на экраны фильма «Последняя фантазия: Духи внутри нас» (Final Fantasy: The Spirits Within). Однако чуда не произошло: картина с передовой компьютерной графикой провалилась в прокате, и при 137-миллионном бюджете с трудом «наскребла» по миру 85 млн. долл. Таким образом, киноделы были предупреждены, что к приходу анимационных фильмов зрители ещё не готовы, и предпочли повременить с активным выпуском лент подобного типа.

Рендеринг каждого кадра «Последней фантазии» компьютерная система, состоявшая из тысячи процессоров Pentium III, осуществляла, в среднем, за 90 минут

Первым эстафету Square Pictures перенял Роберт Земекис (Robert Zemeckis). Режиссёр оценил преимущества компьютерной графики ещё во время работы над фильмом «Форрест гамп» (Forrest Gump), и с тех пор вынашивал планы создания фильма, созданного при помощи одной лишь трёхмерной анимации. В 2004 году свет увидел новый мультфильм Земекиса под названием «Полярный экспресс» (The Polar Express), в процессе создания которого студия Sony Pictures Imageworks интенсивно использовала технологию захвата движений. Однако в итоге и эту картину постигла участь «Последней фантазии»: прохладные отзывы кинокритиков и довольно скромные кассовые сборы.

100-минутный «Полярный экспресс» был снят по мотивам 29-страничной детской книги

Тем не менее режиссёр не расстроился, и решил во что бы то ни стало попытать счастья ещё раз, попутно исправив в новом проекте ошибки, допущенные при производстве «Полярного экспресса». Ориентируясь отныне на более взрослую аудиторию, Земекис взялся за экранизацию древнейшей английской поэмы, в основе которой лежит легенда о Беовульфе – могучем воине из племени гаетов, победившем терроризировавшего датское королевство монстра Гренделя, убившем его мать, и впоследствии ставшем королём.

Согласно тексту поэмы, рост Беовульфа достигал двух метров

Старая сказка на новый лад

«Если честно, оригинальный эпос прошёл мимо меня», – признаётся Земекис. «Я помню, как читал это произведение в школе, однако его смысл ускользнул от меня из-за староанглийского языка, на котором она была написана. Впоследствии я никогда не вспоминал о «Беовульфе», поскольку считал его историю малоинтересной. Однако когда мне довелось прочитать сценарий Нила Геймана (Neil Gaiman) и Роджера Эвери (Roger Avary), он пленил меня в мгновение ока». Эвери познакомился с Гейманом во время совместной работы над сценарием для экранизации его комикса «Песочный человек» (Sandman), принадлежащего DC Comics. Как раз тогда сценаристы впервые заговорили о «Беовульфе». «Однажды Роджер упомянул, что всегда хотел превратить этот эпос в полнометражный фильм, однако ему никак не удавалось сохранить нить повествования при переходе от первых двух актов поэмы к третьему», – говорит Гейман. «Произведение начиналось с битвы Беовульфа с Гренделем, затем с его матерью, и лишь спустя 50 лет следовало сражение с драконом, что в результате нельзя назвать нормальной структурой сценария в трёх действиях. Я предложил ему несколько вариантов решения проблемы, и работа закипела». Сценарий был готов ещё в 1997 году, однако взяться за него Земекис смог только после окончания работ над «Полярным экспрессом». Однако ещё работая над своей первой анимационной картиной, режиссёр точно знал, что непременно возьмётся за экранизацию «Беовульфа» даже если его рождественский мультфильм потерпит фиаско. Согласно сценаристам фильма, оригинальный эпос был написан между VII и XII столетиями, однако сама история про похождения Беовульфа пересказывалась задолго до этого. Единственными людьми, обученными письму, были монахи, поэтому можно предположить, что впоследствии они вносили в первую версию поэмы множество правок. Гейман и Эвери решили копнуть глубже в исходный текст, посмотреть меж строк, заполнить зияющие дыры в повествовании, а также потеоретизировать, что могли удалить монахи во время своих правок, и почему. «Им удалось следовать букве повествования поэмы, и в то же время сделать её более доступной для современной аудитории», – продолжает режиссёр. Дабы помочь сценаристам ещё больше развить историю Беовульфа, Земекис стал таким прилежным «учеником по данному предмету», что, по его словам: «его бывший школьный учитель был бы в восторге». «Проглотив» сценарий, я сразу же перечитал оригинальную поэму, переговорил с историками, изучавшими эпос, и затем погрузился в эту легенду». По словам продюсера ленты Джека Рапке (Jack Rapke): «Что привлекает в оригинальном «Беовульфе», так это эпических масштабов мир, северогерманская мифология с её жуткими монстрами и соблазнительными девами, а также древние существа, знакомые каждому из нас ещё с пелёнок».

В некоторых сценах «Беовульфа» количество высокодетализированных персонажей достигло сотни человек

Работа над анимационной картиной стартовала в 2004 году, сразу же после окончания «Полярного экспресса». Миссия по озвучиванию Беовульфа была возложена на актёра Рэя Уинстона (Ray Winstone), которому уже доводилось «дарить голос» трёхмерным персонажам: в фильме «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» он говорил за Бобра. Среди других актёров, чьи голоса звучат в картине, можно отметить Энтони Хопкинса (Anthony Hopkins), сыгравшего короля Хротгара, Анжелину Джоли (Angelina Jolie), «перевоплотившуюся» в мать Гренделя, и других известных актёров.

В «Беовульфе» количество сцен сравнительно невелико – около 800 штук. В той же «Последней фантазии» их почти в полтора раза больше. Столь большая разница кроется в любви Земекиса к длинным планам, длящимся десятки секунд

Актёры в «Зазеркалье»

Ключом к успешному созданию «Беовульфа» была система ImageMotion, являвшаяся собственной разработкой Imageworks на поприще технологии захвата движений (Motion Capture, MoCap). Если кратко: MoCap предназначена для передачи смоделированным на компьютере персонажам нюансов движения живых объектов. Использование технологи выглядит следующим образом: расположенные по периметру зоны «захвата» камеры отслеживают местоположение специальных датчиков, прикреплённых к телу исполнителя. По ним специальное программное обеспечение вычисляет положение виртуального «скелета» модели и ориентацию в пространстве каждого фрагмента человеческого тела. В результате полученные данные можно использовать для анимации трёхмерных моделей. Впервые ImageMotion была применена во время создания «Полярного экспресса». Затем её услугами пользовались при создании мультфильма «Дом-монстр» (Monster House), спродюсированный, кстати, всё тем же Земекисом. Благодаря стремительному развитию цифровых технологий, возможности ImageMotion во время работы над «Беовульфом» были значительно расширены. Отныне система состояла из 250 4-мегапиксельных камер производства Vicon, которые были способны «захватывать» область 7,5*7,5 м (съёмочная площадка «Полярного экспресса» обладала лишь 72-мя мегапиксельными камерами, обеспечивавшими рабочую область всего 1,5*2 м).

Обновлённая система ImageMotion позволяла собирать данные движения одновременно двадцати человек (в «Полярном экспрессе» – до четырёх)

В процессе MoCap актёры были одеты в специальные эластичные костюмы, на которые и крепилось 78 датчиков, представлявших собой круглые шарики белого цвета. Для «захвата» мимики лица датчики крепились непосредственно на кожу. Общее количество маркеров на лицах актёров составило около 150 штук. Особое внимание в процессе производства «Беовульфа» Земекис решил уделить глазам. Не секрет, что одним из недостатков «Полярного экспресса» были как раз «стеклянные» глаза персонажей, вызванные отсутствием возможности использования MoCap для захвата их движения. В своей новой анимационной ленте режиссёр хотел искоренить эту проблему. В ходе исследования сотрудники Imageworks провели множество бесед с экспертами по физиологии человеческого глаза. В результате выяснилось, что ощущение «жизни» передают не большие произвольные движения глаз (называемые «саккадами»), а так называемые фиксационные движения (микросаккады). Даже когда человек зафиксировал свой взгляд на одном объекте, глаза продолжают незаметно подёргиваться. Для регистрации микросаккад Imageworks решила воспользоваться «электроокулографией» – специальным методом для регистрации движения глаз, основанном на графической фиксации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных мышц. Изготовленная студией система EOS (ElectroOccularoGraphy) и была названа в честь этого метода. Во время MoCap для «Беовульфа» к лицам актёров были прикреплены специальные электроды в количестве восьми штук (по четыре на каждый глаз), которые отмечали на графиках малейшие движения мускул, контролирующих глазные яблоки. Как и в случае с «захватом движений» частей тела, впоследствии записанная посредством EOS информация была применена для анимации глаз трёхмерных персонажей.

Общее количество актёров, прошедших через MoCap во время работ над «Беовульфом», составило более 250 человек

Использование MoCap при производстве фильма, особенно анимационного, значительно отличается от общепринятого съёмочного процесса. Поскольку режиссёру, его команде и даже операторской камере нет необходимости излишне активно взаимодействовать с актёрами, как это происходит при обычных съёмках, на выходе в результате получаются более продолжительные дубли. Благодаря значительно возросшей площади «захвата» ImageMotion актёрская игра отныне больше напоминала театральное представление. MoCap позволял актёрам не обращать внимание на положение камеры и исполнять свои роли на протяжении практически всего дня, тогда как при обычных съёмках им приходилось больше ожидать своего часа, бездельничая на съёмочной площадке. В действительности, игра актёра посредством «захвата движений» непрерывно записывается со всех углов, и уже после этого режиссёр устанавливает в выбранное место виртуальную камеру, чтобы снять действие с необходимого ему угла. Благодаря такому подходу актёрам не надо ждать, пока съёмочная бригада сменит плёнку в камере, установит необходимое освещение и т.д. Их игра не прерывалась, и была больше похожа на выступление в театре. Для того, чтобы не затемнять маркеры на костюмах, и таким образом дать камерам MoCap возможность производить более точный захват движений, актёры взаимодействовали с предметами, сделанными в виде проволочного каркаса.

Возросшая площадь «захвата» ImageMotion позволила сотрудникам Imageworks работать не только с людьми, но и с лошадьми

2. Беовульф (1999)

Седые волосы, меч за спиной, приспособления для ловли монстров и. Плотва? Седые волосы, меч за спиной, приспособления для ловли монстров и. Плотва?

Производство: США
Режиссёр: Грэм Бейкер
В роли Беовульфа главный горец всех времен и народов, Тарзан и лорд Рейден - Кристофер Ламберт .
Это более кислотная и фантастическая версия легенды: здесь Беовульф - своеобразный постапокалиптический ведьмак - герой-одиночка, истребитель чудовищ с хитрым арсеналом всевозможного холодного оружия.

Люди будущего погрузились в новое средневековье. В лесах и полях обитают тёмные варвары, а культурные ребята укрываются в высоких замках. Один такой замок осаждает изнутри тёмная сущность, возникающая из ниоткуда и исчезающая вникуда - Грендель будущего. Чужеземец по имени Беовульф, случайно ставший гостем этого замка, начинает охоту на этого крупного хищника. Ему мешает капитан местной гвардии Роланд ( Гётц Отто ), но зато помогает принцесса Кайра (прекрасная Рона Митра ). Мать Гренделя сыграла звезда Playboy Лэйла Робертс . Беовульф версии Ламберта уничтожил всех плохих и уехал с принцессой верхом на лошадках в закат.

1. Беовульф и Грендель (2005)

Производство: Канада, Великобритания, Исландия.
Режиссёр: Стурла Гуннарсон
Беовульфа сыграл сам царь всея Спарты из "300", он же завоеватель Аттила из одноимённого телефильма, он же египетский Сет из "Богов Египта", в миру - Джерард Баттлер . В роли короля Хротгара выступил Стеллан Йон Скарсгорд ("Елена Троянская", "Король Артур", "Пираты Карибского моря" 2 и 3 и мн. др.)

Фильм - в простых древнескандинавских реалиях, почти без волшебных прикрас. Наиболее каноническая версия легенды, хотя в сюжете и есть отличия от исходного текста поэмы. Тролля Гренделя изобразили более человекоподобным и дали ему предысторию, из которой следует, что тролль мстит народу Хротгара за убийство своих родичей. Сюжет заканчивается отплытием Беовульфа домой после победы над Гренделем и его матерью. И, соотвественно, сюжет с драконом и смертью героя остаётся за скобками.

Чем интересна необычная экранизация «Беовульфа»?

«Риск — благородное дело», — должно быть, решили продюсеры фильма и его режиссёр Роберт Земекис, берясь в очередной раз экранизировать сказание англосаксонского эпоса.

Мало того, что сам материал уже не один раз использовали в кино и даже мультипликации, а на родине от одного слова «Беовульф» у школьников начинается нервный тик, совсем как у наших при упоминании «Слова о полку Игореве». Создатели фильма пошли на двойной риск, решив снять картину при помощи высоких технологий. Вместо декораций — компьютерная графика, вместо актёров — их электронные копии. Зрителю предлагается не только вникнуть в сложную историю из северной мифологии, но и получить при этом удовольствие от двух часов созерцания чуда компьютерной анимации. Согласится ли он с такой перспективой?

Что может заставить пойти в кинозал нашего зрителя? Эффектный кинотрейлер и активная рекламная кампания. И тем, и другим его пичкали накануне премьеры «Беовульфа» в достаточном количестве. Чего стоила одна только Анджелина Джоли, выходящая из глубин морских в образе коварной соблазнительницы и чудовища по совместительству. Добавил «Беовульфу» зрителей и список знаменитых имён на киноафишах. Помимо уже упомянутой Джоли, в фильме снимались такие звёзды, как Рэй Уинстоун, Робин Райт-Пенн, Криспин Гловер. В первые дни показа в кинотеатры поспешили и преданные поклонники доктора Лектора, в миру Энтони Хопкинса. И не прогадали. Во всяком случае, это одна из немногих работ сэра Энтони, где он столь откровенен. Особенно оценят юные поклонницы Хопкинса тот момент, когда на анимированном герое актёра — короле Хродгаре — остаётся одна лишь корона.

Эротизма в фильме даже больше, чем можно было ожидать от сказки холодного Севера, пусть даже пересказанной на новый лад. Во всяком случае, первая часть фильма держится в основном на нём. Похотливые викинги заглядываются на прелести служанок, выражая свои намерения недвусмысленными фразами, от которых в кинозале стоит громкий смех брутальной молодёжи. После некоторых фраз девушки-зрительницы краснеют так, что заметно даже в темноте. Король Хродгард не отстаёт от своих подданных, тем более, что молодая жена обязывает его проявлять активность. Вот только проклятие, довлеющее над ним, не даёт полностью расслабиться. Несмотря на все старания юной красавицы, у короля нет наследников. Хотя это не значит, что нет детей. Недалеко от замка в подводном царстве вместе с мамой живёт сыночек — монстр Грендель. Периодически сынок навещает папу, и тогда половина войска оказывается разорванными пополам или просто съеденными. Прекратить творящееся безобразие способен лишь Беовульф.

Бесстрашный Беовульф является из-за моря. Он наполовину медведь, наполовину волк, о чём в фильме упоминается вскользь, причём очень неубедительно. Беовульф мало чем напоминает оборотня. Он скорее похож на нашего стриптизёра Тарзана: такая же гора мускулов, замешанная на явном нарциссизме. Самолюбование героя и присущая ему мания величия (чего стоят только вопли «Я — Беовульф», которыми сражаются наповал все враги) поначалу очень раздражают. Но проходит некоторое время, и начинаешь наслаждаться игрой Рэя Уинстоуна. Особенно приятно смотреть на Беовульфа, убелённого сединами, мудрого и раскаявшегося, каким он предстаёт в конце фильма.

Несмотря на обилие кроваво-красочных сражений, «Беовульф» — прежде всего психологическая драма. Фильм заставляет задуматься сразу над несколькими непростыми вопросами. Должны ли дети отвечать за грехи отцов? Должны ли отцы расплачиваться за подаренную когда-то жизнь? Легко ли быть бессмертным? Даже второстепенные персонажи и их отношения проработаны создателями фильма до последних мелочей. Жена короля и молодая любовница появляются на экране не так часто, но зритель успевает прочувствовать драму пожилой женщины, сохранившей любовь несмотря ни на что и сумевшей сделать соперницу подругой.

На первых минутах фильма в зале слышатся недовольные возгласы: «Так это всё на компьютере сделано!». Но совсем скоро они умолкают. Графика настолько безупречна, что очень скоро забываешь о том, что смотришь не обычную ленту. Творение компьютера не кажется бездушным. Фильм красочный и яркий, лица актёров так же выразительны, как и в привычном кино. Но и ничем сверхъестественным фильм не отличается. Стоило ли тратить сумасшедшие деньги на электронную графику, мучить актёров непривычными условиями работы и кучей датчиков, бороться с предубеждениями зрителей, чтобы в итоге получить ленту всего лишь не хуже, чем снятую традиционным способом? Кто знает.

Быть может, «Беовульф» положит начало новому направлению в киноиндустрии. Но как бы то ни было, он войдёт в историю кинопроката как первый фильм, полностью созданный с помощью компьютера.

5. "Тринадцатый воин" (1999)

"За эти годы появилось несколько слухов о возможности фильма по произведению Геммела. Какой из романов Дэвида, если у вас есть выбор, вы хотели бы увидеть на экране и почему?
Это должна быть Легенда. У кинематографистов теперь есть технические возможности воздать должное масштабам осады Дросс-Дельноха.
И, отвечая на незаданный вопрос, Дэйв всегда думал, что Брайан Блэссид, конечно, отлично сыграл бы Друсса , или Шон Коннери, хотя сейчас он немного постарел. Мы оба любили Владимира Кулича, лидера викингов в "13-м воине", - по-моему, самого геммеловского фильма."
Стелла Геммел (из интервью 18 апреля 2007 г.)

"Тринадцатый воин" (1999) - художественный фильм, снятый по роману Майкла Крайтона «Пожиратели мёртвых» (Крайтон - автор таких экранизированных книг, как "Парк Юрского периода", "Мир Дикого Запада", "Ловушка во времени"). Сюжет основан на «Записке» арабского путешественника и писателя Ахмада ибн Фадлана о его путешествии в Волжскую Булгарию и, частично, на эпосе «Беовульф». В ролях - Антонио Бандерас , Омар Шариф , Мария Бонневи , Владимир Кулич и другие.

X век. Ахмед Ибн Фадлан, придворный багдадский поэт, изгнан из двора халифа по подозрению в адюльтере и отправлен послом на север в Волжскую Булгарию. Караван, с которым путешествует Ахмед, подвергается нападению кочевников и после погони оказывается прижатым к реке. Неожиданно появившийся торговый корабль варягов-русов спасает всех от неминуемой смерти.

Беовульф

2007 год - время ярких визуальных экспериментов в фэнтезийно-историческом кино. Само собой, что прежде всего имеются в виду "300 спартанцев" Зака Снайдера с их глобальной оцифровкой всего и вся, из-за чего их постпродакшн растянулся аж на целый год (сама картина была снята всего за 60 дней). Но если все трудозатраты Снайдера в конце концов блестяще окупились и ныне "300 спартанцев" не только стали культовыми, но и образцом для стилистического подражания (сериал "Спартак" , "Война богов: Бессмертные" ), то второму экспериментатору на этом поприще, Роберту Земекису так не повезло. Заполучив на свои опыты аж полторы сотни миллионов баксов, он в итоге едва-едва вернул их назад. И нынче "Беовульфа" помнят в основном лишь фанаты Анджелины Джоли да сами авторы фильма. А уж равняться на него и в голову никому не приходит. Тем более, что создатели кат-сцен в компьютерных играх, использующие ту же технологию видеозахвата/оцифровки движений, умели делать это и до Земекиса, так что вряд ли он их тут чему-либо научил.

В 2007-м такая графика пока ещё впечатляла, а сегодня во многих видеоиграх, причем даже не хитовых, она стала гораздо детальнее и реалистичнее. В 2007-м такая графика пока ещё впечатляла, а сегодня во многих видеоиграх, причем даже не хитовых, она стала гораздо детальнее и реалистичнее.

Хотя в плане технических заморочек Роберт, конечно, шагнул дальше Зака Снайдера. Ведь тот не стал превращать своих актёров в компьютерных болванчиков, тогда как Земекис не постеснялся всех выписанных ему звёзд покрыть толстым-толстым слоем цифрового грима. Зачем? Ну, видимо, потому что он всё-таки снимал полнометражный анимационный фильм, а не кино. И вот Рэй Уинстон (Беовульф, самый неузнаваемый здесь из всех), Энтони Хопкинс, Анджелина Джоли, Джон Малкович, Робин Райт, Брендан Глисон, Криспин Гловер и другие актёры калибром поменьше были увешаны специальными датчиками, которые отслеживали все их движения и мимику. После чего из собранной таким образом информации рисовались их виртуальные образы, которые мы теперь и наблюдаем на экране в течении без малого двух часов.
С текстом оригинального мифа о Беовульфе этот фильм во многом разнится. Но - в лучшую сторону, поскольку над сценарием работал известный писатель и сценарист Нил Гейман. Который "апгрейдировал" этот мифический эпос до уровня мрачной философской притчи, хотя, конечно, не всем критикам такие своевольности с "классикой жанра" пришлись по нраву. С другой стороны, было бы куда страннее, кабы Земекис живописал подвиги Беовульфа строго по тексту, не преподнеся нам никаких сюрпризов - за это бы зритель уж точно укорял маэстро гораздо больше.

Анджелина же, наоборот, была оцифрована максимально близко к своему "аналогу" и вообще, пожалуй, играет лучше всех в этом анимационном балагане. Анджелина же, наоборот, была оцифрована максимально близко к своему "аналогу" и вообще, пожалуй, играет лучше всех в этом анимационном балагане.

Впрочем, первая треть картины почти не расходится с оригинальной историей.
507 год н. э., Дания. На пир, устроенный королем Хротгаром в честь постройки нового банкетного зала - тут он назывался "медовым", - внезапно нагрянула какая-то обиженная страхолюдина-истеричка по имени Грендель. Накостыляв гостям так, что назавтра в деревне надо было открывать новое кладбище, тварь почему-то не стала биться с королем и, обматерив его напоследок, ушла обратно в лес. Тогда Хротгар, опечатав место преступления, бросил по всей округе клич, что тот, кто замочит Гренделя, мешающего ему спокойно пьянствовать, получит в награду гору золота.
А поскольку обещаниям королей в ту пору было принято верить, вскоре к деревне подплыл корабль воинов-гётов со своим предводителем Беовульфом. Которые, не мудрствуя лукаво, тотчас сели бухать в медовом зале, полагая, что услыхав их пьяное "караоке", скандальный монстр не усидит в чаще и прибежит на разборки.
Тактическая уловка сработала. Правда, на сей раз Грендель нарвался уже не на слизняков Хротгара, а на конкретного заморского "пацана" Беовульфа. Поэтому огрёб по-крупному, лишился одной лапы и, жалобно скуля, пошёл жаловаться перед смертью своей мамаше на несправедливость жизни в раннем средневековье.

Мамаша Гренделя, водная демоница, надо отдать ей должное, не полезла в открытую драку с гётским мордоворотом. Сначала она по-тихому вырезала его спящих корешей, а затем прикинулась местной королевой и попыталась развести на секс его самого. Из чисто практических соображений: раз уж ты и впрямь крутой самец, а других гренделей у меня в запасе не осталось, будь добр, снимай штаны и компенсируй эту потерю. Однако Беовульф почуял, что его разводят, вытолкал демоницу взашей, а когда увидел трупы гётов, то, естественно, решил нанести ответный визит к ней в логово, чтобы отомстить.
Вот только кто бы мог подумать, чем обернётся его месть по версии Геймана/Земекиса, которых официальная трактовка мифа уже категорически не устроила.

Трейлер фильма:

4. Грендель (2007)

Слоган фильма: непобедимый монстр взял в заложники целое королевство. Герой освободит угнетённых Слоган фильма: непобедимый монстр взял в заложники целое королевство. Герой освободит угнетённых

Производство: США
Режиссёр: Ник Лион
Малобюджетный телефильм от канала SciFi предлагает вновь посмотреть на историю противостояния Беовульфа с чудовищем, под иным углом. Здесь авторы поиграли с происхождением знаменитого тролля. Беовульфа сыграл Крис Бруно, Бен Кросс - конунга Хротгара, Марина Сиртис - кюнну Вальхтеов.

Минуя страшную бурю, великий воин Беовулф с командой верных бойцов плывет через море, в древнее датское королевство, чтобы сразиться с Гренделем. Это сын Каина, продолжатель рода атлантов, наполовину зверь, наполовину человек. Он наводит ужас на всю округу зверскими убийствами и легенды о нем ходят по всему свету. (с) Кинопоиск

Сюжет поэмы переработан также в фильмах "13-й воин", и "Викинги против пришельцев".

Читайте также: