Как сделать настольную игру

Обновлено: 15.05.2024

Всё началось с того, что мне захотелось радикально сменить род деятельности. Последние 14 лет я профессионально занимался travel-фотографией. Сделал хороший проект с онлайн-курсами, веду YouTube-канал по фотографии на 30 тыс. подписчиков. Но вот беда — выгорел. Не то, чтобы сильно, но тем не менее.

Итак, решено: делаю новый проект, но какой? Мне всегда нравились игры. И первой идеей было пойти в эту сторону. Сделать небольшой но классный проект для смартфонов или в Steam. Но, копнув глубже, выяснив затраты по времени и оценив нужное количество денег, решил оставить эти планы на будущее. Уж больно нереалистично всё получалось, и очень рискованно.

И тогда я подумал о настольных играх! Мне показалось, что это идеальный вариант для старта. Во-первых, как я и хотел, это игровая индустрия. Да, это не видео игры, за которыми я в своё время провёл много времени, но тем не менее — это интересно. Во-вторых, бюджет на настольную игру — вполне реальный. Можно рисковать только своими деньгами, не искать инвестора, не брать кредиты. В худшем случае просто потеряешь свои. В общем, решено!

С чего начать? Вначале было минимум понимания, что вообще нужно делать. «Наверное, нужно придумать игру», – подумал я. Ну и начал придумывать. Завел в Trello доску с карточками, добавлял туда какие-то новые идеи по механикам, сеттингу. Параллельно с головой погрузился в изучение современных настольных игр. В ежедневном режиме смотрел YouTube с обзорами и «летсплеями». Изучал топы, мнения, рейтинг BGG. По итогам исследований собрал стартовую коллекцию игр с интересными для моего проекта механиками, чтобы поиграть и оценить всё самому. Подсадил на настолки всю семью. В общем вот так постепенно весь этот компот из сырой информации превратился в достаточно ясное понимание, какой будет первая игра и каким будет новое издательство в целом.

А дальше я принял лучшее решение, которое, на мой взгляд, определило судьбу проекта! Именно из-за него всё зашло так далеко, я сейчас сижу и пишу этот текст, а уже через месяц мы запустим краудфандинг, чтобы собрать деньги на производство. Что это за решение? Я собрал свои разрозненные записи по будущей игре в единый документ и пошёл с ним к гейм-дизайнеру Юрию Ямщикову. Нам понадобилось около 10 минут общения по телефону, чтобы подписать договор на разработку. И вот с этого момента всё завертелось по-настоящему!

Механику доработали примерно за месяц. А еще три потратили на плейтесты, шлифование баланса и игрового процесса. Всё это время я потратил на изучение и планирование бизнес-части проекта. Мало просто сделать классную игру. Чтобы вся эта затея превратилась в настоящее издательство, нужно найти людей, которым понравится твой проект, которые поверят в твои идеи, которые купят игру. Тем более, было сразу понятно, что без краудфандинга не обойтись (личных денег хватает только на разработку). Итоговая маркетинговая стратегия заслуживает отдельного рассказа. Кстати, маленькая бесплатная игра «Подводный мир», о которой я рассказывал в предыдущем посте — одно из самых рискованных решений этой стратегии, эффективность которой ещё предстоит оценить.

Бесплатная игра «Подводный мир», которую мы используем для маркетинга

В июне начался процесс оформления игры. Наконец-то мы начинаем видеть, как голая механика обрастает мясом и превращается в настоящий продукт, который захватит мир (ну…, хотелось бы)! В игре мы будем путешествовать по России, делать фотографии достопримечательностей, брать в прокат фототехнику, побеждать в фотоконкурсах и набирать очки (чувствуете, как мой прошлый опыт travel-фотографа нашел своё воплощение в новом проекте?). По моему мнению, такая игра должна выглядеть не просто хорошо, а отлично! Для этого нужно нарисовать 50 уникальных артов для карточек (именно столько достопримечательностей будет в игре). А еще обложка, игровое поле, жетоны…. Много всего. Да еще и сделать всё нужно в разумные сроки. Иначе это будет не бизнес-проект, а вялый долгострой.

На поиски иллюстраторов ушло не много времени. Всего над игрой трудились (и трудятся) пять художников! Моя роль — арт директора. На каждую иллюстрацию я собирал фото-референсы, прописывал подробное техзадание, вносил правки, добивался, чтобы картинки были стилистически похожи и выглядели именно так, как нужно. В этой работе мне невероятно помог мой опыт фотографа и преподавателя! Я точно знал как сделать каждую иллюстрацию эффектной, быстро находил правильные референсы, следил за тонкими нюансами и деталями.

В августе к проекту подключилась студия дизайна. До этого мне пришлось реально попотеть. Правильных дизайнеров искал месяц! Мне было важно, чтобы исполнители имели опыт в работе с настольными играми. Было добрых два десятка вариантов. Но кто-то был занят и не смог взять проект в обозначенные сроки. Кто-то просто не потянул по уровню. В результате удалось раздобыть контакт студии, которая в том числе специализируется на настолках. И с ними всё сразу завертелось. Прямо сейчас мы вместе делаем карточки, игровое поле, обложку. До конца августа должны разработать и подготовить для типографии все компоненты игры.

Что будет дальше? Краудфандинг! Без него проект не состоится. Нужно будет собрать деньги на производство. Именно этим занята моя голова последние недели. Мы сделали страницу проекта на сайте издательства:

Если вам интересно, оставьте нам email. Когда начнётся краудфандинг — пришлём уведомление. Обещаем самую выгодную цену + разыграем несколько коробок с игрой в первый день предзаказа.

Ни у напоследок: прошу помощи DTF! Кодовое название игры «Путешествие: Россия». Но есть мнение, что это не лучшее название. Я придумал несколько альтернативных вариантов. Ниже добавил голосовалку. Проголосуйте за лучший вариант. Это очень поможет. Если у вас есть свой ещё более крутой вариант — приглашаю в комментарии.

Создание настольной игры — от идеи до производства 3000 коробок

Все мы знаем, что случилось в начале 2020 года во всём мире, и это, конечно же, коснулось нашего основного проекта, блога о бюджетных путешествиях Vandrouki.

Путешествия остановились, мы мгновенно лишились всех доходов и в марте наивно полагали, что летом всё будет хорошо. Оказавшись взаперти, у члена нашей команды, Стаса Рабунского, появилась идея создать настольную игру о путешествиях, пока в реальной жизни делать этого нельзя.

В этой статье мы хотим подробно рассказать о том, как всё начиналось, и как в итоге превратилось в живые коробки с игрой.

Началось всё с очень простеньких прототипов, которые сегодня лишь отдаленно напоминают финальный результат:

Распечатанные на обычном чёрно-белом принтере листы бумаги, склеенное игровое поле, и вырезанные ножницами карточки.

Идея настолки достаточна проста — путешествовать по странам Европы и ближнего зарубежья. Делать это нужно, конечно же, максимально бюджетно и наиболее выгодно. Показалось странным, что подобных проектов практически нет.

Вся механика — максимально приближена к реальной жизни. Игрокам нужно оформлять загранпаспорта и визы, выбирать наиболее удобный вид транспорта, простраивать маршруты и логистику, чтобы за минимально возможный бюджет и время посетить как можно больше самых классных и интересных стран.

Здесь возникла первая же проблема. Как протестировать, когда команда разнесена по разным городам и странам, а настолка предполагает игру в оффлайне?

Тогда к зум-вечеринкам добавились и игры в настолки. Всё ещё склеенные листы бумаги, но распечатанные уже в цвете!

Функцию штатива для камеры от макбука, через которую участники смотрели на игровое поле, выполняла бутылка Натахтари. Достаточно опасная конструкция :)

Мы достаточно много играли внутри команды, постепенно дорабатывая механику игры, её баланс, а также визуальную часть.

После того, как появились более-менее опробованные прототипы, мы стали приглашать друзей со стороны. Весь процесс доработки до более-менее нормальных прототипов, в которые стало классно и интересно играть, занял около 4 месяцев. Суммарно было проведено более сотни игровых сессий и потрачено огромное количество времени.

Процесс можно назвать завершенным к концу июня. Правки вносились и дальше, но они были уже незначительными с точки зрения механики и самого геймплея.

Изначально это планировалось как развлечение для своих, но параллельно мы начали думать о том, что подобная игра наверняка интересна не только нам, но и как минимум, нашему коммьюнити путешественников.

Изначально мы хотели пойти простым путем и найти издателя. В России их не так много, это Магеллан, Hobby World, Звезда, Игровед, и возможно несколько других.

Во всех случаях задача автора — заинтересовать издателя. Все дальнейшие проблемы, расходы, производство и распространение издатель берет на себя.

Автор игры получает от 5 до 10% от оптовой цены. Было несколько причин, по которым мы достаточно быстро бросили эту затею:

  • На этапе прототипа неизвестной игры убедить издателя её взять достаточно сложно;
  • Даже в случае успеха, до выхода коробок с игрой на полки пройдет около года;
  • С тиража в 1000 штук (а вряд ли издатель сделает первый тираж больше) доход автора, в лучшем случае, составит 100.000 рублей, но скорее всего, и того меньше.

Немного забегая вперёд, примерно столько мы и заработали на первом тираже, занявшись всем самостоятельно. :)

Мы пришли к решению заняться изданием игры самостоятельно. Написали в десятки типографий вообще без каких-либо спецификаций, конкретных тиражей и подобных вещей, так как хотелось понять вилку стоимости производства настольной игры.

Конечно же, ничего внятного мы не получили. Далее было много гугла и опрос знакомых, через несколько рукопожатий мы вышли на классных ребят из Банды Умников, которые занимаются изданием настольных игр и попросили совета.

Теперь мы знаем, что в России не так много профессиональных типографий или производств, которые могут сделать качественно полный цикл создания настольной игры. Мы остановились на SuperWave из Петербурга. Нельзя сказать, что мы провели какой-то невероятный анализ, это было скорее субъективным решением, так как ребята оказались очень отзывчивыми, и мы быстро нашли общий язык.

В процессе общения мы более-менее начали понимать стоимость производства, сроки, а также объем работы, который необходимо проделать для его старта.

Сразу предупреждаем, это очень и очень много работы, согласований, макетов и всего прочего, этим нужно заниматься заранее. Мы подумали, что это не займет больше недели, и отложили данный вопрос на потом, что было огромной ошибкой.

Изначально мы планировали обойтись своими силами, и нанять иллюстраторов только для макета коробки, но в итоге всё изменил случай, которому мы очень благодарны.

Так выглядела первая версия игры, созданная своими силами

Пренебрегать этим этапом ни в коем случае нельзя. Чтобы игру захотели купить с полки, чтобы другие игроки захотели её приобрести, настолка должна быть красочной и приятной глазу, с продуманными деталями, фирменным стилем и иллюстрациями.

К нам пришли ребята из проекта Практика от Логомашины, которым нужны были интересные проекты, которые можно использовать для обучения дизайнеров и иллюстраторов.

Уже через неделю мы получили много работ, их все можно посмотреть здесь.

Остановили свой выбор на одной из команд, стиль которых понравился нам больше всего, после чего пригласили ребят доработать иллюстрации для всех комплектующих игры, от коробки до каждой бонусной карточки.

Заплатить мы им не могли, но договорились об оплате по факту завершения краудфандинга.

Было принято решение запускать сбор средств, и уже в процессе сбора вносить финальные правки, завершать иллюстрации и общаться с производством.

Это ещё одна ошибка.

Мы посчитали, что за месяц, который отведен на сбор средств, точно всё успеем, за пару дней получим деньги, тут же отправим их в производство, и ещё через месяц начнем раздавать игры. Ох уж эти новички. :)

Говорят, что ни один проект на краудфандинге не производится в изначально оговоренные сроки. Мы ощутили это на себе.

На этом моменте у вас обязательно должно быть готово к производству абсолютно всё. От макетов до финальной стоимости тиража со всеми расходами. Об этом фейле мы расскажем чуть позже, когда дойдем до непосредственно производства игры.

Что касается выбора площадок, в России крупных игроков два, это Boomstarter и Planeta.

Решение было быстрым, обе площадки берут около 3-5% за проведение платежей, Boomstarter сверху берет небольшую комиссию за старт проекта, около 5000 рублей, которые не возвращаются (есть пакеты дороже, с продвижением), Planeta не берет денег за запуск, но в случае успешного проекта заберет 10% от всех собранных средств.

В нашем случае, выбор был очевидным, и за неделю мы подготовили страницу проекта и запустились.

Расходов на продвижение не было, так как у нас достаточно большое коммьюнити путешественников.

Результат нас невероятно поразил и вдохновил. В первые сутки мы собрали более 300.000 рублей, а за 3 дня мы дошли до отметки в 500.000 рублей, которая необходима была для успешного тиража.

Теперь мы понимаем, что если бы на этом моменте сбор завершился, мы бы ушли в сильный минус, так как этого недостаточно было бы для запуска минимального тиража в производство, не говоря уже о расходах на иллюстрации и налоги.

Действительно экономически выгодным производство настолки становится тогда, когда тиражи идут от 3-5 тыс штук. В этом случае, можно получить хорошую цену за производство, и на разнице с продажей и остальными расходами заработать.

По итогам месяца проекта мы собрали 1.16 млн рублей. За вычетом всех налогов и комиссий — около 950 тыс. рублей.

Параллельно мы запустили совместную акцию с банком Тинькофф, где наши подписчики за оформление дебетовой карты получали игру, стоимость которой нам оплачивал банк. Это очень сильно помогло добрать тираж, чтобы уменьшить его стоимость и покрыть часть расходов.

В середине августа завершился краудфандинговый проект. Мы рассчитывали, что финальная подготовка всех макетов, согласования и вся бюрократия к этому моменту будет завершена, и нам останется только оплатить производство, а через месяц начать выдавать игры спонсорам проекта.

Как же мы ошибались.

К этому моменту мы только заканчивали внесение финальных правок и иллюстрации, когда на этом этапе уже должны были быть готовы абсолютно все макеты и файлы по требованиям производства для запуска в тираж, а также напечатан сигнальный образец.

В итоге мы потратили ещё целый месяц, в процессе которого:

  • закончили все иллюстрации и внесли правки в игру;
  • привели все макеты и файлы в соответствие требованиям типографии;
  • решали проблемы с нестандартными элементами игры и увеличением бюджета.

Даже в случае, когда первые два пункта были готовы, задержки было не избежать. В нашей игре было два нестандартных компонента, по которым пришлось решать проблему с типографией до запуска в тираж.

Большое поле, состоящее из шести частей. Нужно было добиться результата, в котором оно при раскладывании на столе не шло «волной» и выглядело цельным. Помимо времени, это увеличило изначально запланированный бюджет.

Флаги стран оказались настолько маленькими, что при их вырубке было очень сложно добиться точности, при которой они оставались выглядеть цельными.

Также нам пришлось перерабатывать размер карточек, паспортов, виз и вообще практически всех элементов игры под существующие размеры штампов и ножей для вырубки, чтобы не увеличивать стоимость и сроки производства.

В итоге, заключение договора и оплата случились только ближе к концу сентября. Сам процесс производства на типографии занял чуть больше месяца, и в ноябре мы получили первую партию нашего тиража в 1300 коробок с игрой. Прямо со склада типографии первая партия отправилась в пункт выдачи, где мы начали раздавать комплекты в тот же вечер.

При старте сбора мы объявили о том, что игру можно получить только самовывозом в Москве, Петербурге и Минске, так как очень боялись возиться с отправкой сотен коробок службами доставки (и не зря!).

Своих офисов или чего-то подобного у нас нет, мы договорились о выдаче игр с нашими дружественными барами в Москве и Петербурге, а также клубом настольных игр в Минске.

В начале ноября мы наконец получили коробки с игрой, которые сразу же поехали в бары, оставшаяся часть хранилась в квартирах нашей команды.

Нам очень повезло, что расходы на пункты выдачи ограничились подарочными играми в рамках игротек и выпитым пивом. :) В качестве благодарности, проводили игротеки в заведениях, чтобы привлечь клиентов.

Luminous, Птица-Синица, Пипл Мипл, спасибо вам огромное!

Будьте аккуратны с дополнительными вознаграждениями для тех спонсоров, которые готовы платить больше.

Нужно предложить что-то действительно классное и ценное, иначе получится так, что вы практически ничего на этом дополнительно не заработаете, но получите кучу проблем с логистикой небольших дополнений, как это вышло у нас.

Маленькие тиражи ремувок, шопперов и футболок разных размеров долго путешествовали между городами, чтобы хватило всем, и мы до сих пор разбираемся с доставкой брелков.

Через несколько недель после запуска проекта на краудфандинге, мы решили добавить возможность доставки, так как процесс заморозился, и таким образом мы вдохнули в него новую жизнь.

Доставку решили организовывать через пункты выдачи Boxberry, так как их тарифы показались наиболее привлекательными, а сеть пунктов выдачи охватывает практически всю страну.

И получилось, мы получили больше 300 заказов с доставкой. И даже не представляли, чем это обернется.

Никакой интеграции со службами доставки у краудфандинговых платформ нет, поэтому все электронные накладные пришлось заполнять руками, перенося данные из почты и экселевских таблиц.

Затем — упаковка посылок, наклейка ярлыков для доставки, и доставка их к пункту приёма заказов.

Можно ещё упомянуть тот факт, что конверты для отправок мы купили чуть меньшего размера, чем нужно, и физически требовались усилия, чтобы поместить коробку с игрой внутрь.

Клетчатые сумки, чемоданы на колесиках, удивление и непонимание сотрудников на точках выдачи заказов, когда за 10 минут до закрытия к ним двое парней привозят сотню посылок, и даже отказы в приёме на двух пунктах.

Доставка — самый нудный, физически трудный и сложный этап, но обойтись без него невозможно, если вы хотите работать на большую аудиторию.

Самостоятельно пройти от идеи до реализации сложно, но можно. Нам очень повезло, что есть классная аудитория, которая оказала нам невероятную поддержку.

По итогам выпуска тиража ещё одной нашей ошибкой стали поверхностно описанные правила. В какой-то момент после сотен тестов глаз окончательно замылился и вещи, которые нам казались очевидными, таковыми не являлись. Это была главная претензия к выпущенной игре, по всем остальным аспектам все остались очень довольны качеством и наполнением. Пусть и с задержкой, но был выпущен апдейт, который отправили всем участникам проекта.

Мы полностью окупили первый тираж и за вычетом расходов на производство, работу иллюстраторов, налоги и комиссии даже немного заработали.

Стоят ли месяцы работы этого заработка? Конечно нет.

Но когда видишь результат работы, довольные лица людей и восторженные отзывы, забываешь обо всех проблемах. Это был невероятный опыт и ощущение безграничного счастья в финале.

В конце декабря мы запустили сбор на второй тираж. В этот раз уже без помощи краудфандинговых платформ. Boomstarter нам очень здорово помог и придал сил, но при наличии своей аудитории, мы решили организовать сбор самостоятельно.

Свой же проект более гибок, вы можете управлять распродажами, настроить интеграцию со службами доставки, чтобы не заполнять все накладные вручную, в любой момент вносить доработки и изменения, и гораздо больше свободы в реализации своих идей.

Мы учли все свои ошибки, разработали дополнение «Средняя Азия» к игре, и уже получили заказов почти на 1700 коробок (если сложить основную игру + коробку с дополнением по Средней Азии).

В ближайшее время отправляем игру в производство, и уже в марте снова будем радовать наших читателей классными вечерами за нашей игрой.

Как сделать свою настольную игру и стоит ли заморачиваться

Итак, про настолки… Я не очень-то любитель чисто карточных настолок, мне больше нравится, когда есть поле, фигуры или фишки. Разумеется, однажды меня посетила совершенно не новая мысль: «А не сделать ли какую-то свою игру, по своим правилам?».

И случайно возник вопрос — существует ли настолка, в которой фигуры трансформировались бы в процессе игры? Этот вопрос немедленно был задан заядлому игроку, который разбирается в настолках уж точно лучше меня :) Ответ «нет» меня приятно удивил.

Я вырезал из стикеров вот таких медведей (хотя, возможно, они мне тут только кажутся), которые позже заменил черепашкой.

Идея подобных фишек или фигур мне нравилась, но форма была всё ещё слишком сложна, на мой взгляд.

Немного поразмыслив, я решил, что нафиг всяких там медведей да черепах, пусть будут сразу драконы — рептилии топовые, к тому же сказочные, а значит, представлять их можно в любом виде на вкус автора.

Поначалу я просто «игрался» с фигурками, продумывая, как их лучше стыковать и как технологичней изготавливать, и особо не задумывался о сюжете и финале игры, хотя какая-то эскизная концепция в голове, конечно же, присутствовала.

Получились вот такие пирамидки.

Слева — картонные фишки. В центре — 3D-модель (с головой беда, знаю). Справа — фишки, отпечатанные на 3D-принтере

Варианты изготовления рассматривались следующие: резка и сборка, литьё, штамповка, 3D-печать. Резка (какая бы лазерная она ни была) со сборкой отпали сразу по причине большого количества ручного труда с мелкими деталями (пирамидка 2 см в основании), а следовательно, конской цены за штуку.

Литьевую форму в нескольких конторах мне предложили сделать по цене в среднем 50 тысяч рублей при ресурсе 10 тысяч фишек. При этом за материал с работой попросили 5 рублей за каждую фишку. Итого цена фишки получилась бы 10 рублей (терпимо).

Со штамповкой итоговая ситуация примерно такая же, только форма в два раза дешевле, но и её ресурс в два раза меньше.

В итоге после всех раздумий и сравнений было принято решение в пользу 3D-печати, так как за 250 рублей мне сразу напечатали десяток фишек, а при тираже от 500 штук пообещали цену в те же 10 рублей за штуку.

При достижении заказа минимум 1000 комплектов игр к этому вопросу можно и нужно будет вернуться, а пока 3D-печать.

Тут надо напомнить, что такое пристальное внимание к технологии изготовления фигур или фишек потому, что их геометрия и возможность стыковаться друг с другом имеют ключевое значение и именно вокруг них и начала вертеться вся разработка. А также добавить, что разрабатываемой игре 20–24 фигуры (по пять-шесть штук на четырёх игроков).

Параллельно с этим я провёл разведку на предмет изготовления картонных комплектующих игры (поле, карточки, жетоны, коробка, правила). Выяснилось, средняя цена такого комплекта будет около 400–500 рублей при тираже 1000 штук (от 3000 штук рублей на 100 меньше, а за 500 штук рублей на 100 больше).

Плюс в игре ещё есть монетки и хочется, чтобы они были не картонные (около 50 рублей), а металлические (около 300 рублей).

Самый недорогой вариант металлических монеток с «алика»

С одной стороны, игру можно было бы выхолостить почти до состояния ГО, но мы же хотим привлечь другую аудиторию, которая любит не только подумать, но и погрузиться в игровой мир, где есть и другие игровые атрибуты — возможность зарабатывать баблишко, применять магию, наносить противнику непоправимый урон и защищаться от него, ну и вот это вот всё…

Немалую часть заберёт визуальное оформление игры (работа художника), а также затраты на прототипирование и изготовление прототипов всех компонентов по нескольку раз (в разы меньше, чем работа художника, но всё же).

Поэтому когда была подбита заветная цифра «Итого», получилось, что полный комплект задумываемой игры будет иметь себестоимость 1000–1200 рублей при тираже 1000 и 500 экземпляров соответственно.

Далее число нужно помножить на коэффициенты собственной жадности и рыночных настроений. Также нужно учесть расходы на продвижение в массы. И уж точно не добавить их сверху, а скорее встроить за счёт уменьшения собственных аппетитов, поскольку все другие составляющие цены будут примерно неизменны.

На вопросы, где и кому предлагать игру и как собирать деньги, мозг практически сразу выдал ответ: «Идём на краудфандинговые площадки». Ну во всяком случае попытаться гораздо лучше, чем не попытаться. Тем более давно хотелось попробовать :)

В результате обзора рынка появилось понимание, что подобные по сложности и наполнению игры стоят от 2450 до 3450 рублей. Взяв среднее арифметическое, предположим, что наша игра будет иметь ценник на полке в магазине 2950 рублей.

Учтём классическую наценку розницы примерно в 35–40%, а также то, что бэкеры (спонсоры), приобретающие что-то на крауд-площадках, привыкли к скидкам в среднем 40%. Таким образом, краудфандинговая цена на игру составит около 1700 рублей, из которых ещё около 15% уйдёт площадке и в налоги.

Авторам останется 200–250 рублей с каждого проданного комплекта игры (и это примерно за четыре месяца трудов). Не оч большой навар, не находите? Но попробовать всё же стоит. Так сказать, пройти путь до конца.

Через некоторое время после успешного изготовления требуемых фишек были с пристрастием опрошены ещё два владельца игровых клубов-магазинов и пять опытных разработчика игр на предмет похожести игровой механики и взаимодействия фигурок.

После их примеров вроде «Колпачки» (оч далеко) или «Истоки» (вообще нет) меня, конечно же, посетила крамольная мысля: «А вдруг я создал что-то новое?!», за которой последовали фантазии о неминуемом взлёте этого проекта. Если кто-то из читателей может привести в пример другую игру с механикой, похожей на предлагаемую нами, то с удовольствием изучу аналог.

После того как стало понятно, что экономика хотя бы от 500 экземпляров сходится, было решено прокачивать сюжет и правила. Поначалу появилась история про скандинавского чувака Сигурда (а точнее, его потомков) и квадратно-гнездовое поле, сильно напоминающее шахматное.

Что и было немедленно и безжалостно раскритиковано на первом же тесте в компании более опытных разработчиков. Кстати, погрузившись в эту тусовку, с удивлением обнаружил, что разработчики настолок — это не какие-то издательства, а самые обычные ребята, которые что-то придумывают, а потом продают свои придумки тем самым издательствам. Ну либо откладывают их в долгий ящик :)

Замечания учёл, добавил на поле несколько функций и сделал его более ассиметричным, и второй вариант восприняли уже лояльнее.

Вообще, выяснилось, что придумать сюжет и набросать правила — это процентов 10 (или меньше) от того, что предстоит ещё сделать с игрой. Крайне сложно добиться баланса по количеству фигур, урона, плюшек и зарабатываемых игровых денег.

Хотелось бы увидеть интерес читателей к этой статье (или стойко принять его отсутствие). Если он будет, то могу рассказать, как мы мучились с кубиками и другими способами ходов, про оформление и общение с художниками и типографиями или же про наши потуги продвижения (где и как).

P. S. Заметил, что чаще пишут истории уже свершившегося успеха (реже провала), а я попробую писать историю в режиме реального времени, не зная, как она повернётся и куда это нас приведёт.

P. P. S. Ещё подробнее про саму игру и её атмосферу можно посмотреть в группе во «ВКонтакте» (разумеется, мы хотим, чтоб вы в неё вступили, чтоб иногда мелькать в вашей ленте ;)

Надо делать, только не спешите сразу с огромной аудиторией - пока не проверите, что игра интересна рынку.

Понимание, что нужно проверять – есть. Но вот как проверять – четкой стратегии нет, ну кроме как считать конверсию в соцсетях, например. Так что пока мы в поисках направления, куда копать.

Давайте поймем для начала, какой результат Вы бы хотели получить и попробуем его декомпозировать на задачи и точки контроля.

Ну "программу минимум" я вижу, как минимум 500 предзаказов на краудсейле. Этого количества хватит, чтобы не сработать в минус.
От 1000 предзаказов и больше я бы уже считал прям успехом.

Краудсейл - это промежуточный шаг. Если у Вас будет 500 предзаказов - то что дальше? Какая финальная точка.

Что нужно для достижения 500 предзаказов. С какой суммы инвестированный в маркетинг это можно получить? И еще совет: продажа != радость клиента. 500 предзаказов можно получить на хорошей рекламе, но клиенты будут впоследствии разочарованы. Важно ли для Вас это?

Про радость клиента – однозначно да! Мы хотим сделать хорошую игру, в которую захочется сыграть не один раз.
Над остальным пошел думать)

Люблю подобные статьи! Пожалуйста, продолжайте

Игра - это механика! Про нее у тебя ни слова.
В шашки можно и камушками играть, от этого интерес и суть не изменится. А ты сразу фигуры делать.

У нас механика как раз таки завязана на фигурках, в статье об этом есть: *такое пристальное внимание к технологии изготовления фигур или фишек потому, что их геометрия и возможность стыковаться друг с другом имеют ключевое значение и именно вокруг них и начала вертеться вся разработка*

Но замечание принято :) В следующем посте уделю максимум внимания игровому процессу, может даже небольшое видео сделаем.

дракон же из мультика!

из какого мультика? О_о

Привет, Юрий!
Интересно) Интересно на какой стадии вы сейчас - все еще просчитываете или изготовили первый тираж?
Куда вставали, как? Как игра продается? Спасибо!

Добрый день! Изготовили прототип (на фотках выше – поле, фишки, монетки), карточки и жетоны на время тестов распечатали на плотной бумаге на обычном принтере. В процессе создание визуала, работа с художниками. Продавать пока рано, но заявлять об игре уже пора :)
Планируем заходить на краудфандинговую площадку (Boomstarter для начала) – в этом вижу проверку гипотезы востребованности такой игры. Т.е. если краудсейл состоится, то тираж выйдет, а если достаточную сумму не соберем, то будем работать над ошибками, докручивать маркетинг и заходить на новый круг. ред.

вот про краудфандинг во второй серии подробно расскажите плз)

Круто!
Не пробовали пропихнуть в антикафе и подобные места? Авось там и обкатается игра.

Спасибо, хорошая идея!

Я тоже задумывался о создании чего-то подобного. Много статей читал про это, даже вроде удачный опыт в Т-Ж (советую почитать). Но как-то перехотел потом, из-за трудностей реализации. Пробуйте снизить цену, что тут ещё говорить! Я б не купил.

А вы какие-то другие настолки покупаете? Если да, то какие (названия)?

не покупаю. Предпочитаю преферанс

О, ещё один юноша со взором горящим, который придумал уникальную настолку :))
А вы сколько настолок видели в своей жизни?
Я не иронизирую на пустом месте, просто из вашего текста следует, что немного - вы пишете, что консультировались со "специалистами".
Обычно что-то хорошее можно сделать, если сначала самому стать "специалистом", то есть, хорошенько разобраться в данной области.
Я сам увлекаюсь настолками, и нет-нет, да и мелькнёт какая-то крамольная мысль по поводу своей игры. Но сначала нужно набрать определённый опыт и знания, понимания того, какие существуют механики, какие из них интересны людям.
Я видел, наверное, сотню настолок. А всего хороших, качественных настолок несколько тысяч. Так что пока я не считаю, что видел достаточно.
Это примерно как решить снимать кино, посмотрев десяток фильмов. Может получиться что-то гениальное и необычное, но в основном бывает по-другому.
Кстати, есть настолка "грани судьбы", там главными фигурами служат кубики, у которых нужно менять грани. В каком-то смысле, трансформация фигур.

"классическая наценка розницы" 35-40% это заблуждение. Расчитывайте минимум 60!

Очень пространные рассуждения про экономику проекта - их бы структурировать и заложить в таймлайны) пока сказать что-то сложно, ни видео, ни экономики, ни продукта, только идея и хаотичный набор потребностей и цифр)

Статья интересная! Пожалуйста, пишите дальше. Но про саму игру пока сказать нечего: одной идеи трансформирующихся фигурок, по-моему, маловато, чтобы увлечь аудиторию. Меня всегда цепляет в первую очередь сюжет и механика, потом дизайн, потом уже количество компонентов (фишки/карты/поля). Ваша идея однозначно дает огромный простор для того, чтобы сделать классный сюжет) Надеюсь, это получится!

Как сделать настольную игру и не умереть

Настолка, о которой ты всегда мечтал, так и пылится у тебя в голове.

Индустрия настольных игр в России сейчас испытывает небывалый подъём: сумасшедшие люди скупают очередной тираж «Имаджинариума», кайфующие от ужасов Аркхема погружаются с головой в тонкости сюжетов и проработку персонажей до запаха пота из левой подмышки шерифа, какой-то чувак открыл производство дешёвых фигурок для Warhammer, задолбавшись покупать дорогущие комплекты, и даже бездушная секс-кукла Валера нашёл своё место в нише патигеймов.

Полки ломятся от средневековых замков в перемешку с эльфами и драконами, но нет ни одной компанейской игры, связанной с будущим индустрии развлечений — со смартфоном.

Тут-то мы и решили вставить своё решающее слово в геймдизайне и взялись за дело, подогреваясь костерком в пятой точке. Как известно, блестящие идеи не приходят в голову только одному человеку, и пока ты только пускаешь пузыри, сидя на диване, кто-то уже воплощает твою идею в жизнь.

И с первых дней исследования рынка мы наткнулись на забугорную игру Game of Phones с отличной идеей, но довольно скучным дизайном. Суть игры в том, что игроки выполняют задания, связанные с функциональностью своего телефона. Так почему бы не допилить игру, добавив ей остроты, интересных заданий и красивую упаковку? Вопрос риторический.

С первых же макетов мы пытались переосмыслить игру и решить два технических вопроса: каким должен быть размер карточек и что на них должно быть. Перебирая разные идеи, мы подумали сделать лицевую сторону в виде экрана яблочного смартфона. Не, ну а шо, все воруют у Apple, так чем мы хуже? Сразу появилось несколько интересных моментов:

Помимо технологических решений нас также волновали вопросы о том, насколько жёсткими должны быть задания и где заканчиваются границы веселья и начинается мордобой из-за открывшихся грязных секретов. Решив, что если нас не покоробит при составлении, то и игрокам будет норм, мы отбросили сомнения и продолжили творить.

Тут-то и подъезжает обещанная динамика: мы добавляем бонусы — дополнительные карточки, которые можно применять ко всем игрокам, в том числе и к себе.

Например: держать телефон перевёрнутым, на вытянутой левой руке, посвятить хвалебный пост игроку в соцсетях и так далее.

А настоящая жаришка начинается, когда из колоды вытягивается карта обмена телефонами. И тогда все (на первый взгляд безобидные) задания вроде «покажи своё последнее фото, которое тебе прислали в соцсеть» приобретают совсем иной смысл, заставляя потеть владельцев вылизанных Instagram и обладателей самых зашкварных фоток с последней тусы. И если вам всё ещё не хватает жести, то просто дождитесь момента, когда мы выпустим версию для игроков старше 18 лет.

В игровом процессе нас также интересовал баланс карточек: мы постарались сделать задания и на поиск в интернете, и на креатив, и на наблюдательность. Всего в игре 74 карты заданий и 26 бонусов. Помимо баланса мы столкнулись с проблемой того, что не у всех смартфонов, есть функции записи слоу-мо, панорамных фоток и прочего. Тут нам на помощь пришла идея наделить ведущего полномочиями принимать ключевые решения по таким вопросам. В правилах мы прописали три варианта действий в данных обстоятельствах:

  • Не разыгрывать карту.
  • Разыграть карту ради фана и не присуждать никому победы.
  • Разыграть карту среди тех, кто может выполнить задание.

Кстати, название игры «Свайп» изначально было связано с механикой выдачи карт. В нашей розовой мечте в комплекте должна была идти пластиковая или деревянная версия iPhone без экрана. В верхней части этого бокса мы хотели сделать щель, через которую игровые задания после их выполнения отдавались бы победившему игроку простым движением — свайпом вверх.

Карточки должны были подаваться с помощью подпружиненной нижней платформы. Но так как у нас не было даже лишних 50 тысяч на разработку хорошей модели, да и промдизайнеры из нас так себе, мы отказались от этой идеи до лучших времён.

Вопрос с логотипом решился довольно просто: в слове свайп меняем диакритический знак у буквы «й» на стрелку свайпа, которая и будет являться самим лого. Фирменный стиль — равнение на Apple.

Правила со всеми нюансами заняли трёхполосный буклет с двух сторон. Если не представляете, что это, то в уме разделите лист А4 на три части и сложите гармошкой.

Наверное, больше всего ругани услышали стены наших домов, когда мы прописывали правила. Раз 20 приходилось переписывать текст и максимально упрощать его. Мы давали почитать другим людям, опять правили, обращались за помощью к копирайтерам, продавцам настолок, родственникам, Кодзиме, просто прохожим на улицах, опять правили и, наконец, получили финальный вариант.

Надо сказать, многие моменты и тонкости открылись только во время написания правильных и чётких формулировок, а мы на какое-то время обрели суперспособность бесить уточняющими вопросами всех окружающих, нечётко выражавших свои мысли.

Параллельно со всей хурмой и сложностями разработки мы шарили по интернету в поисках типографии, готовой напечатать небольшой тираж нашей игры (500 шт) за адекватные деньги. Судьба свела нас с ребятами из Электростали, что принесло в последствии немало перлов и весёлых историй, из которых, при желании, можно было бы сделать целый стендап-концерт.

Стоит уточнить, что изначально, без привлечения инвесторов, у двух студентов, которыми являются разработчики, был весьма ограниченный бюджет (около 120 тысяч рублей), поэтому каждая новая статья расхода обсуждалась и рассматривалась буквально под микроскопом. Но всё же мы были нацелены сделать из говна и палок максимально презентабельный продукт и всегда искали компромисс на стыке идей, качества и расходов.

Приняв во внимание вышесказанное, вопрос «Каким способом делать карточки?» встал ребром. Мы всерьёз рассматривали варианты с печатью на визитках, картоне, календариках, игральных картах, выжигание на дереве, трафаретирование и ещё некоторые совсем уж безумные способы. В итоге пришли к выводу, что надо печатать, как все нормальные люди — в специализированной типографии.

Связавшись с сотрудниками из технологического отдела, мы получили прайс на разные размеры и выбрали оптимальные по эргономике и цене: 58 х 88 мм для заданий и 58 х 58 мм для бонусов. Пощупав материалы, изображая сомелье со стажем, мы выбрали картон плотностью 270 г и двусторонней цветной печатью, что на языке типографии значит: «4 + 4 печать».

Коробку с крышкой мы так же выбрали из уже имеющихся размеров, а именно 152 х 107 х 37. По бокам нижней коробки мы добавили название инстаграм-аккаунта игры для обратной связи (@swiperussia) и заделали маленький словарь терминов вроде «слоу-мо», «сторис» и так далее.

На крышке уютно устроился iPhone XXX, для яркости и лухури-эффекта покрытый УФ-лаком, который даёт глянцевый блеск. Внутри самого желанного подарка любой девушки находится чёрный ложемент, добавленный, чтобы карты не болтались, аки цветок в проруби.

Общение с типографией заняло у нас на два месяца больше, чем в намеченных планах, ввиду некоторых недопониманий с обеих сторон. Но в целом это не сбило боевого настроя, и 31 октября 2018 года мы стали гордыми обладателями первого тиража игры из 500 штук, уместившихся в 38 коробок.

Читайте также: