Как сделать джетпак в реальной жизни

Обновлено: 16.05.2024

За первые две недели ноября джетпаки (управляемые реактивные ранцы) стали часто обсуждаться в СМИ. В течение месяца были анонсированы две модели от разных компаний, были показаны несколько красочных роликов-презентаций, а одна из фирм-производителей заключила контракт с дубайскими пожарными. Многие издания поспешили сообщить, что будущее уже близко, однако слухи о скором массовом производстве подобных технологий ходят не первый год. Вопрос «Где мой джетпак?» стал популярным названием книг и статей, но ответа на него до сих пор нет.

TJ решил разобраться, когда люди смогут приобрести собственный реактивный ранец, и сможет ли он трансформировать современную систему лётного транспорта.

Ядерный реактор за спиной

Однако не все разделяют желание приобрести подобный ранец. Несмотря на вполне рабочие образцы, устройство регулярно попадает в различные списки нереализованных фантастических технологий вроде телепортов или летающих автомобилей. Критики обвиняют ранцы в высокой цене, повышенной опасности во время использования и негативному влиянию на экологию.

Но главный аргумент критиков: джетпаки в современном мире не нужны.

Ещё в сентябре 2014 года журналист The Guardian Дин Барнетт заявил, что настоящая проблема технологии не в ограничениях законов физики и человеческой анатомии, а в том, что это просто «ужасная идея». По мнению Барнетта, большинство фанатов джетпаков не задумываются о непрактичности и опасности подобного способа путешествия: автор сравнил ракетный ранец с мощной паяльной лампой, на протяжении долгого времени направленной прямо на ноги.

Некоторые люди хотят джетпаки не потому что именно хотят, а потому что им это пообещали. При этом нигде не указано, кем и когда были сделаны эти обещания. Обычно высказывания приписывают «учёным» или просто «науке», но вполне может быть, что некоторые путают понятия «наука» и «научная фантастика», ведь идея реактивных ранцев пришла в основном оттуда. Научная фантастика также обещала нам зомби-апокалипсис, но вы редко встретите людей, жалующихся, что его до сих пор не произошло.


Дин Барнетт, журналист The Guardian

Барнетт отметил ещё несколько причин, по которым джетпак в ближайшие годы не станет массовой технологией: загрязнение окружающей среды, необходимость готовиться к полету годами и большие размеры ранца. Малую длительность работы журналист предложил решить с помощью миниатюрного ядерного реактора, но отметил, что «если уж люди в паникуют, находясь в десяти милях от АЭС, то, пожалуй, они откажутся носить подобное с собой».


Не разделяет эйфории по поводу джетпаков и Элон Маск. На эту тему он высказался в эфире программы The Colbert Report, отвечая на последний вопрос Стивена Кольберта: «Где мой джетпак?». Глава Tesla Motors и SpaceX заявил, что «не уверен» насчёт этих устройств, но признал необходимость в подобных технологиях.

Есть несколько фундаментальных моментов в физике, делающих использование реактивных ранцев уж слишком неудобным. Но, знаешь, иногда я думаю, что было бы великолепно иметь лётное средство с вертикальным взлётом и посадкой. Вроде штурмовиков Harrier, но с большим удовольствием от полета.

Элон Маск, глава Tesla Motors

Николай Ковшов, ведущий аналитик фонда Quantum Wave, в колонке для Wired напомнил, что многие технологии, идеи которых появились в научной фантастике начала 20-го века, так и не прижились в повседневности. По мнению аналитика, основные проблемы таких устройств очень похожи — в основном это предрассудки людей по поводу одних технологий и завышенные ожидания от других. Некоторые изобретения ещё не могут использоваться массово, хотя созданы были довольно давно. Ковшов привел в пример голограммы из научно-популярных фильмов: технология существует уже больше полувека, но слишком затратна, что сводит её использование к единичным случаям.

Российские учёные и разработчики ни разу не заявляли о создании собственного массового джетпака. При этом научно-производственное предприятие «Звезда» весной 2014 года анонсировало создание реактивного ранца на солнечных батареях для российских космонавтов. За основу была взята американская разработка 1994 года под названием SAFER, также предназначенная для перемещении астронавтов в космосе.

Обычные люди же пока могут рассчитывать максимум на так называемые «водные джетпаки», получившие в России определённую популярность. Одно из таких устройств стало частью эстафеты олимпийского огня в 2013 году. Тогда Михаил Чуев пролетел с факелом над озером Байкал. Однако пользовался он джетпаком Jetlev-Flyer JF-260, сделанным в Германии.

В лаборатории Google[x] отказались от проекта джетпака. Руководитель лаборатории Астро Теллер в интервью журналу Esquire отметил, что идея активно разрабатывалась, но разработчики отказались от неё из соображений безопасности.

Мы довольно долго трудились над проектом персонального летательного средства. Да, назовите это реактивным ранцем, джетпаком. Первая реакция у всех — офигеть! Когда я говорю «джетпак», вы представляете себе ранец, который стреляет реактивной струёй и поднимает вас. Но проблема в том, что как только выхлоп закончится, вы покойник.

Астро Теллер, руководитель Google[x]

Остро встаёт вопрос использования технологии, если она всё-таки появится. В The Guardian предположили, что в отличие от набирающих популярность сегвеев, джетпаки никогда не станут революцией в средствах повышения мобильности в современном городе.

Сама идея реактивных ранцев не подходит для массового ежедневного использования. Мэймен, например, является единственным пилотом JB-9. На его счету десятки полётов за два года. У многих людей нет времени на такое долгое обучение. Таким образом, перед создателями появляются несколько вариантов: переход в нишу «дорогих хобби» или контракты с нуждающимися службами вроде полицейских или спасателей.

Пока что Martin Aircraft пошла по второму пути, продав 20 экземпляров пожарным Дубая. После прохождения курса обучения от сотрудников компании пожарные смогут с помощью ранцев быстрее добираться до горящих небоскрёбов. Нынешний глава Martin Aircraft Питер Кокер отметил, что джетпаки могут использоваться в качестве одной из функций сервиса заказа такси Uber.

Но несмотря на это Гленн Мартин, как и его конкуренты, не оставляет попыток исполнить мечту многих людей — дать возможность почувствовать себя настоящим «рокетменом».

Даже джетпак появится быстрее ховерборда,
Евгений Кузьмин,
TJ

Строим реактивный ранец/ховерборд: системы спасения

Недавно я кинул клич в фейсбучике и в группе «Суровый технарь» с запросом подсказать, какие есть системы спасения на больших скоростях и на низких высотах. Вот что удалось накопать по этому вопросу. Разброс большой — от фантастики до космических систем, посмотрим, что из этого можно извлечь полезного.

Следуя подсказкам ТРИЗа, нужно посмотреть, что уже сделали в смежных областях.

Помозгоштурмим, что можно придумать вот для такого полета:

Катапультное кресло К-36ДМ

от Александра Шаенко

image

Парапланерная запаска

Филлип Терехов aka Lozga

Для высот >50 метров пойдет парапланерная запаска, они быстро раскрываются:

На меньших высотах нужно что-то более быстрое, например, пиротехнические системы.

Судя по тому, что на видео он летает вообще без системы спасения, наверное, сначала возьмут готовые ручные парапланерные, это лучший вариант по соотношению цена/качество. В идеале для такого девайса парашют с вышибным зарядом и ускоренным раскрытием, причем с двумя приводами — от стабилизирующей электроники блюдца и ручным, как на Як-38.

Увы парапланерная запаска будет бесполезна.

  1. Бросать её на 50 метрах практически бесполезно. Лучше бросать на 80-100 тогда она гарантированно раскроется. Все что ниже большие риски с ее правильным раскрытием.
  2. Парапланерные запаски не предусмотрены для свободного падения. Когда падает пилот его всегда так или иначе держит крыло и скорость снижения 10мс, максимум 15 при авторотации.

От комиксов до Бонда

Однако реактивный ранец — не новая разработка. Впервые джетпаки появились на страницах американских научно-фантастических комиксов «Удивительные истории» 1928 года. На обложке одного из номеров был изображён человек, летящий с помощью специального ранца за спиной.

До шестидесятых годов двадцатого века джетпаки существовали в кинематографе (американский сериал «Рокетмен») и легендах: ходили слухи, что во время второй мировой войны в Германии был создан прототип ракетного ранца Himmelstürmer («Небесный штурмовик»), но сведений о нём не осталось.

Первые настоящие полёты с помощью устройства под названием Rocket Belt состоялись в 1961 году. Оба длились всего лишь 14 секунд, но являлись доказательством прорыва в технологии. Тогда ранец планировали применять в военных целях, но позже отказались от этой идеи: к 1962 году создатели прототипа Венделл Мур (Wendell Moore) и Гарольд Грэхам (Harold Graham) смогли улучшить показатели только до 21 секунды.

В последующие годы технология джетпаков не смогла совершить существенного прогресса. Аппараты могли взлетать, высота и длительность полёта постепенно увеличивались, но они были не приспособлены к тому, чтобы использовать их в какой-либо сфере, кроме развлекательной. Поэтому создатели ранцев устраивали воздушные шоу для публики. Такие изобретатели — или «рокетмены» — собирали стадионы зрителей, желающих посмотреть на реактивный ранец. Также устройство популяризовал четвёртый фильм про Джеймса Бонда «Шаровая молния», вышедший в 1965 году: в одной из сцен картины герой Шона Коннери использовал джетпак.

Самым знаменитым «рокетменом» середины прошлого века являлся Билл Сьютор (Bill Suitor), который был дублёром Коннери и снимался в сценах полёта. За 30 лет Сьютор показал джетпак в 40 странах, выступив более тысячи раз. В 1984 году он пролетел на реактивном ранце во время церемонии открытия Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, которую посмотрели 2,5 миллиарда человек.

Следующий этап развития джетпаков связан со швейцарским изобретателем Ивом Росси (Yves Rossy). В 2002 году лётчик решил создать собственный джетпак, на разработку которого он потратил более двух лет. 24 июня 2004 года Росси совершил первый полёт.

The Guardian: «У вас не будет реактивного ранца, живите с этим»

Есть и «противники» реактивных ранцев, как, например, журналист Dean Burnett из The Guardian, будем знать их в лицо.

Чувак, будет и для тебя джетпак.


Статья от 23 сентября 2014 года

Типичные жалобы на науку связаны с реактивными ранцами — видите ли, у нас их все еще нет, «а обещали». Однако их отсутствие связано не с несостоятельностью ученых, а с физическими и анатомическими ограничениями, уже не говоря о том, что создание реактивного ранца — ужасная затея.

«Где мой реактивный ранец?»

Вы, наверное, слышали этот вопрос уже не один раз. И с 99% вероятностью это было сказано как упрек в адрес ученых. Потому что если бы ученые хорошо делали свою работу, у нас бы уже были реактивные ранцы, правильно?

image

Сегодня можно все чаще видеть, как в интернете — месте, где каждый может выразить свою жалобы, продемонстрировать свое эго — появляются люди с онлайн-запросами типа «где мой реактивный ранец?» Итак, у нас есть люди, с пугающе мощными карманными компьютерами, которые могут получить доступ ко всем информационным базам мира, стоит только нажать (виртуальную) кнопку, посредством невидимых лучей, движущихся со скоростью света, а они используют их для написания жалоб о том, что у них нет «футуристических» технологий. Но кому нужен самоанализ, если у вас блестящий телефон, верно?

Некоторые требуют реактивные ранцы, не потому что они хотят их заполучить, а потому что им было обещано! Хотя по сути никто не знает, кто именно это обещал или когда. Обычно это приписывают «ученым» или просто «науке», хотя многие могут путать «науку» с «научной фантастикой», откуда как раз и происходят все предсказания о реактивных ранцах. Согласно научной фантастике нас уже давно должны были уничтожить пришельцы или на Земле должен был воцариться зомби апокалипсис, но что-то я не часто встречаю людей, которые жалуются на то, что это так и не произошло.

Настоящие ученые вряд ли когда-нибудь придут к единому мнению, уже не говоря о том, чтобы давать громкие обещания публично. И в редких случаях, когда 95% ученых что-то обещают, например, «если вы не перестанете выбрасывать CO2 в атмосферу, вы погубите эту планету», люди обычно игнорируют это или вовсе засыпают ученых угрозами.

Поэтому если все претензии к ученым по поводу того, что они не изобрели реактивный ранец, основаны на том, чего они никогда не делали и не говорили, тогда… если они никогда меня не назначали своим представителем, ясное дело — я им буду.

И как официальному представителю науки по делу реактивных ранцев, которые еще не получили широкое распространение, позвольте мне сказать следующее: замолчите! Прекратите свое дурацкое нытье. У вас не будет реактивного ранца, живите с этим.

Ну почему вы его так сильно хотите? Вы хотите летать? Вы можете летать, если захотите. Сейчас очень много бюджетных авиакомпаний, покупайте билет и вперед — навстречу приключениям! Это слишком дорого? А вы думаете, что реактивные ранцы будут дешевыми, что их будут раскладывать в почтовые ящики как рекламные листовки? Или что самолеты это не «так круто»? Ну-ну.

image

Думаете, сделать реактивный ранец так легко? Все-таки, изобрели же реактивные двигатели, да и ранцы изобрели, в чем тогда проблема? Это должно быть просто, как если бы у Графа Сэндвича была докторская по ракетным двигателям. Грустно признавать, но это совсем не так просто. Что уж скрывать «найти способ для того, чтобы среднестатистический член общества мог летать» не является главным приоритетом каждой исследовательской структуры, хотя за эти годы разными людьми — от инженеров до любителей — предпринималось большое количество попыток. До сих пор по определенным причинам не было сделано ни одной работающей модели.

image

Классический образ реактивного ранца можно увидеть в фильме «Ракетчик». При упоминании его перед нашими глазами сразу встает образ взмывающего в воздух со столпами огня за спиной (как обычно бывает у ракет) человека. Для того, чтобы ответить, что не так с этим образом, представьте себе как в течение долгого времени на ваши ноги направлена мощная паяльная лампа. Люди боятся получить мозоли от велосипедного сидения, так что вряд ли кто-то будет терпеть сожжение своей кожи во имя удобного транспорта.

Возможно люди понимают термин «реактивный ранец» в более общем смысле. Ракетные двигатели — это разновидность реактивных двигателей, согласно физике, но большинство реактивных двигателей не создает громадных столпов пламени. Если вы летите в самолете и вдруг двигатель начинает извергать языки пламени, то правильной реакцией на это будет не «ого, как клево». Но даже при условии, что они не так пламенеизвергающи, как ракеты, с реактивными ранцами все сложнее.

Основной загвоздкой является гравитация. В июле 2013 года команда инженеров из Университета Торонто соорудили устройство с педальным приводом, которое позволило человеку находиться в воздухе более 60 секунд. За это они были награждены суммой в размере 250 000 $.

Сравним это с Туром де Франс, где сотни человек на передвижных средствах с педальным приводом смогли пересечь целую страну. Теперь вы видите, что гораздо легче двигаться по земле, чем по воздуху.

Это все согласно Ньютону и сформулированным им законам механики. При вертикальном движении, вам необходимо столько силы, чтобы «отключить» гравитацию, прежде чем вы сможете двигаться куда бы то ни было. Имейте в виду, что вам придется иметь дело с общей массой планеты Земля, которая является, как бы это по-научному сказать, «здоровенной».

Конечно, можно преодолеть гравитацию, существуют же полеты и путешествия в космос, но для этого нужно очень много энергии. На данный момент, самое практичное топливо, которое имеется у нас в распоряжении, — химическое. Реактивное топливо и ракетное топливо производятся с использованием высокореактивных химикатов, которые обладают большой физической массой, что также необходимо учитывать. Чем больше энергии вам нужно, тем больше вам нужно топлива для своего летательного аппарата. Чем больше топлива, чем больше ваш летательный аппарат будет весить. Чем больше он весит, тем больше энергии вам нужно для того, чтобы он сдвинулся с места — так образуется порочный круг (термин, также очень подходящий для педально-приводного полета).

Надеюсь, что, имея это в виду, вам будет проще понять, почему реактивные ранцы непрактичны. В случае с реактивным ранцем, прикрепленный к нему человек — бесполезная масса, которая тоже должна учитываться. На самом деле, уже существуют такие реактивные ранцы, которые позволяют своему обладателю делать значительные прыжки пока не закончится топливо, но помимо проделывания впечатляющих трюков на открытии Олимпиады, как это еще можно использовать?

image

До тех пор пока мы не найдем доступный и при этом очень мощный источник топлива, который сможет дать энергию, которой будет достаточно для полета на продолжительную дистанцию в чем-то в виде рюкзак, реактивные ранцы нереальны. Возможно мы сможем миниатюризировать ядерные реакторы, но поскольку люди паникуют уже от того, что живут в 15 км от ядерной станции, носить они такие ранцы не смогут.

image

Даже если проблемы, связанные с энергией решаемы, есть и другие вопросы — например, как ими управлять. И даже если и эта, и все остальные проблемы будут решены и реактивные ранцы станут массовым продуктом, разумно ли это? Машины сегодня — обычное явление, но и они не были введены в общее пользование беспроблемно, наоборот — было очень много «проб и ошибок» — мягко говоря. Транспортная система хорошо регулируется и тщательно контролируется (ограничения скорости, обозначенные дороги и полосы, многочисленные законы и так далее). Многие этого не понимают, но смысл этих правил в том, чтобы спасти людей от смерти!

Что, в общем-то, ставит новый вопрос относительно реактивных ранцев — безопасность. Если ваш велосипед или ваша машина вдруг сломается, вы разозлитесь, но вы не умрете от смертельного падения с высоты. Люди совершают ошибки по разным причинам (если вы когда-нибудь сталкивались с хамством на дорогах, то можете ясно себе представить поводы). А теперь представьте, что вместо того, чтобы создать опасную ситуацию или перекрыть дорогу, некомпетентность или невнимательность владельца транспортного средства привела к его неконтролируемому падению на населенный пункт с взрывчаткой на спине. Спущенная шина никогда не приведет к проблемам такого рода.

Кроме того, непросто будет и использовать реактивные ранцы. Пилоты тренируются годами, прежде чем им вверяют управление летающим аппаратом, нельзя сказать, что с реактивными ранцами будет по-другому. И если вдруг все это можно каким-либо образом эффективно уладить, что же в итоге? В итоге мы получим большую часть населения — летающую с реактивными ранцами и выбрасывающую отходы, вызванные реакциями высокоэнергетического топлива. Влияние этих выбросов на окружающую среду и климат может быть разрушительным.

image

«Горит на небе новая звезда. Ее зажгли, конечно, хулиганы.» (Валентин Гафт)

История развития джетпаков. Часть 4.

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

В последние годы исследования в области разработки персональных летательных аппаратов разделились на несколько направлений: одни компании пытаются улучшить характеристики реактивных и турбореактивных ранцев, беря за основу конструкцию, которую Венделл Мур использовал ещё в 60-х годах (было описано в предыдущих постах); другие в то же время воплощают в жизнь кардинально новые идеи, в результате чего получившиеся девайсы уже имеют мало чего общего с изначальным представлением летательного ранца. Помимо компаний, также в мире существует много различных энтузиастов, которые, влекомые страстью к полёту, стараются так или иначе внести свой вклад в "джетпакостроительную" отрасль. Уместить всех в один пост, естественно, не получится. Так что перечислю сегодня наиболее известных представителей каждого направления.

Реактивный ранец Tecaeromex Rocket Belt

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

Информация о производителе:

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

Мексиканская компания Tecnologia Aeroespacial Mexicana (TAM) из города Куэрнавака позиционирует себя, как единственная на данный момент компания в мире, которая предоставляет возможность приобрести реактивный ранец + установку по выработке пероксида водорода (используется в качестве топлива) + тренниг-программу по обучению искусству пилотирования купленным ранцем единым пакетом.

Согласно информации на официальном сайте, основатель компании Хуан Мануэль Лозано (Juan Manuel Lozano) с 1975 года работает с двигательными установками на основе пероксида водорода и является изобретателем одного из самых популярных ныне технических решений, позволяющих производить пероксид водорода, пригодный для использования в качестве реактивного топлива. Среди других известных изобретений выделяется генератор плазмы перекиси водорода для стерилизации больничных помещений.

Данная компания также примечательна тем, что дочь основателя компании Изабель Лозано (Isabel Lozano) является первой женщиной в мире, совершившей полёт при помощи реактивного ранца. Данный полёт произошёл 11 августа 2006 года. Ей на тот момент было 29 лет. Отец разработал для неё специальный ранец, адаптированный под её вес и форму тела.

Вот так выглядела подготовка к полёту:

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

Изабель Лозано крупным планом:

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

И непосредственно видео самого полёта:

Максимальное время полёта:

30 секунд (да-да, практически такое же, как и при использовании оригинальной конструкции реактивного ранца Bell Rocket Belt Венделля Мура, описанного в предыдущих постах).

Цена: на официальном сайте сказано, что для уточнения стоимости и условий покупки необходимо обращаться к ним по указанным контактным данным. Однако, судя по материалу, представленному в одной книге (два комедийных сценариста путешествуют по миру и описывают свои приключения, один из них, кстати, писал сценарии для сериала "Меня зовут Эрл"), стоимость всего пакета услуг равна 250 000$. При этом производство ранца под конкретного покупателя занимает около 3-х месяцев.

Первый полёт со страховочным тросом: 22 сентября 2005 года. Видео с официального youtube-канала:

Первый свободный полёт: 9 апреля 2006 года. После 14 предварительных тестовых полётов Хуан Лозано решился подняться в воздух без страховки, хотя и на довольно малую высоту (

90 см). Продолжительность полёта составила 12 секунд.

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

Примечание: Все мои усилия по поиску видео-записи свободного полёта любого из ранцев данной компании оказались тщетны, что, конечно, очень странно. Есть только одно фото сомнительного качества. Как можно запускать в продажу ранцы, не выложив в открытый доступ ни одной вменяемой записи полёта без страховочных тросов? При этом они указывают на сайте, что о данном ранце говорилось в телепередачах Discovery Channel, BBC, Prosieven, Dell и др.

Турбореактивный ранец JB-9

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

Информация о производителе:

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

Компания JetPack Aviation, в рамках которой происходила разработка турбореактивного ранца JB-9, была основана австралийским предпринимателем Дэвидом Мейманом. По его словам, он с детства питал страсть к авиации и, не смотря на основную работу в сфере бизнеса, сумел параллельно получить Коммерческую лётную лицензию США, а также лицензии на управление вертолётом и самолётом в Австралии и Европе.

В данной компании Мейман занимает должности CEO, проектного менеджера и тестового пилота. Для работы непосредственно над конструкций устройства был приглашен авиаинженер Нельсон Тайлер, который последние 50 лет занимался разработкой различных авиакомпонентов (также принимал участие в разработке реактивного ранца, который был использован во время открытия Олимпийских игр в 1984 в Лос-Анджелесе).

Разработка ранца заняла 10 лет. За основу была взята модель Bell Jet Flying Belt: система управления и общий принцип создания тяги остались такие же. Однако, с целью уменьшения габаритов и снижения веса конструкции, была существенно переработана двигательная система.

На фото слева - Дэвид Мейман, справа - Нельсон Тайлер.

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

Тем, кто читал предыдущие посты, будет легко понять, в чём же заключается кардинальное отличие данного ранца от Bell Jet Flying Belt. Конструкция двигателя Williams WR19, который использовался в Bell Jet Flying Belt, называется turbofan (турбовентиляторный двигатель). Данный тип двигателей, в отличие от реактивных ранцев, обеспечивает намного меньший расход топлива, более низкую температуру выхлопных газов, а также улучшенную общую производительность устройства. Но из-за наличия вентилятора большого диаметра вес и размеры аппарата оставляют желать лучшего. В связи с этим, после серии многочисленных тестов и экспериментов, в компании JetPack Aviation был принято решение использовать два двигателя конструкции turbojet (стандартный турбореактивный двигатель без фронтального вентилятора). По сравнению с turbofan двигатель turbojet имеет следующие недостатки: более высокая температура выхлопа (весь воздух проходит через камеру сгорания, в то время как в turbofan воздух разделяется на два потока), ниже эффективность (необходимо сжигать топливо для всего воздушного потока), выше шум (благодаря более высокой скорости выхлопных газов).

В следующем коротком ролике наглядно показаны отличия между этими двигателями.

Хоть на официальном сайте и отсутствуют подробные технические характеристики, мне удалось вычислить компанию, которая изготавливает турбореактивные двигатели для JB-9: ссылка. Как можно увидеть в прайс-листе, стоимость одного такого двигателя (тип Nike) превышает 20 000 €. И напоследок вот его спецификации.

Максимальное время полёта: 10 минут. Другими словами, не смотря на длительную работу над улучшением конструкции, время полёта осталось таким же, как и у оригинального ранца Bell Jet Flying Belt Венделля Мура.

Запас топлива: 10 галлонов (

38 литров) керосина. Сжигает 1 галлон в минуту.

Скорость: 100 км/ч.

Максимальная высота: 3 км, при этом скорость подъёма

300 м/мин. (при достижении этой высоты вниз спускаемся уже при помощи парашюта).

Свободный полёт: 3 ноября, 2015 год. На следующем видео Дэвид Мейман при помощи JB-9 летает вокруг Статуи Свободы:

Цена: В продажу пока не поступили. На официальном сайте заявлено, что необходимо ещё доработать систему безопасности (обеспечить выброс парашюта на малых высотах), а также систему автоматической стабилизации полёта.

Ранец-крыло (wingpack) Ива Росси (Yves Rossy)

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

Информация об изобретателе:

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

Ив Росси (Yves Rossy) - лётчик и изобретатель, родился 27 августа 1959 в городе Невшатель, Швейцария. После окончания лётного училища стал летчиком швейцарских военно-воздушных сил. В настоящее время Росси работает гражданским пилотом в Airbus S.A.S авиакомпании Swiss International Air Lines. Благодаря полетам на турбореактивном ранце-крыле собственного изобретения Ив Росси стал известен во многих странах под псевдонимом "Jetman".

В 2002 году Росси, одержимый идеей создания персонального летательного аппарата, обращается за помощью в немецкую компанию JetCat. Данная компания специализируется на производстве двигателей, в том числе и реактивных, для миниатюрных самолетов и иных летающих объектов. Основная идея швейцарца сводилась к следующему: JetCat должны адаптировать турбореактивные двигатели уменьшенных габаритов для удобного их крепления к углепластиковым крыльям, которые в свою очередть будут крепиться на спине пилота. В качестве материала для крыльев выбран углепластик, т.к. он отличается высокой прочностью, жёсткостью и малой массой, часто прочнее стали, но гораздо легче.

Инженерам из JetCat идея Ива Росси пришлась по душе. В течение нескольких лет они доработали конструкцию, крылья сделали складывающимися, к тому же вырос и их размах, который в последнем варианте достиг трех метров. Крылья испытывали на манекенах разного веса, подавая им команды с земли при помощи аппаратуры дистанционного управления. Инженеры искали определенную точку на плоскости крыльев для установки двигателей.

В окончательной версии были использованы вот такие малышки (двигатели типа turbojet, были описаны выше):

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

Подробнее ознакомиться с ценой и характеристиками данных двигателей можно здесь.

Вот так выглядит конструкция в собранном виде:

История развития джетпаков. Часть 4. Реактивный ранец, Джетпак, Jetpack, Длиннопост, Гифка, Видео

Управление осуществляется только за счёт смещения центра масс: при помощи движений рук, ног и головы. Механизм отклонения сопел, как это было реализовано в Bell Jet Flying Belt, отсутствует.

Свободный полёт: 24 июня 2004 года Ив Росси совершил первый успешный полет с двумя реактивными двигателями. Один из заходов Ив делал с крыльями, на которых было установлено целых шесть турбореактивных двигателей. Но эта попытка провалилась из-за неполадок. Прыжок был осуществлен с высоты 4000 метров. Первый полёт продолжался всего четыре минуты. Скорость ранца-крыла составляла порядка 190 км/час. За это время Ив преодолел 25-километровый путь

Для старта Росси поднимается на самолете, вертолете или воздушном шаре, а для посадки использует парашюты. Взлёт с поверхности не предусмотрен. Кроме посадочного и запасного, крыло Ива Росси оснащено также и собственным парашютом, который обеспечивает его мягкое приземление в случае, если возникнет необходимость отделиться от конструкции.

На сегодняшний день Ив Росси имеет на своём счету множество полётов при помощи данного ранца-крыла: полёт через пролив Ла-Манш в Дувр, полет над глубочайшим Гранд-Каньоном в Национальном парке Аризоны, межконтинентальный полет из Марокко в Испанию (правда, неудачный: из-за неисправностей в двигателях Росси упал в море, но остался при этом целым и невредимым) и др.

34 года ожидания

В настоящее время большинство надежд любителей джетпаков связаны с компанией Martin Aircraft. Её основателем является Гленн Мартин (Glenn Martin), мечтавший о собственном реактивном ранце с пяти лет. С этой технологией он связал всю свою жизнь с 1981 года.

Впервые о новозеландских разработчиках узнали в 2008 году, когда был представлен первый образец под названием Martin Jetpack. Результаты не были впечатляющими: максимальная высота не превышала метра, длился полёт 45 секунд, а пилота постоянно поддерживали ассистенты. Прототип был мало похож на реактивные ранцы из фантастических фильмов, но само название «джетпак» стало отличным маркетинговым ходом, привлекшим внимание крупнейших западных СМИ.

С тех пор основатель компании практически каждый год анонсировал массовое производство технологии. По его словам, первая партия джетпаков должна была появиться в 2010 году. Это повлияло на выбор издания Time, включившего ранец в свой список «50 главных изобретений года» наряду с iPad, краудфандинг-платформой Kickstarter и беспилотным автомобилем от Google. Но потом дата выпуска первой партии сдвинулась сначала на 2012, а затем на 2014 и 2015 год.

За годы разработки реактивный ранец сильно изменился: в 2013 году появилась новая модель P12, максимальная высота полёта которого достигла 900 метров, скорость выросла до 74 километров в час, а длительность — до 30 минут. Однако у него остались существенные недостатки прошлой версии. Главный из них — массивность, делающее устройство практически бесполезным в повседневной жизни. Сложно говорить о новом способе добраться до работы и обратно, если вес джетпака составляет 200 килограмм.


Во время каждого анонса «персональный джетпак» казался уже реальной технологией, от которой могла отпугнуть разве что цена: в каждом анонсе она варьировалась от 70 до 250 тысяч долларов. В последний раз Martin Aircraft перенесли дату выхода на 2017 год (предзаказ можно будет сделать уже в 2016). Однако нельзя с уверенностью сказать, что на этот раз джетпаки действительно появятся в продаже.

Связано это и с финансовыми возможностями Martin Aircraft. Несмотря на успешные презентации и привлечение инвесторов, в первый год после выхода на биржу компания понесла убытки в пять миллионов долларов. Портал Popular Science отмечает, что это нормально для компании, не начавшей свои продажи. Но в то же время она не начинает их уже почти семь лет, а работает над технологией уже 34 года.

В ноябре 2015 года Гленн Мартин столкнулся с конкуренцией в лице основателей JetPack Aviation, построивших свою компанию на образе «единственных в мире настоящих джетпаков». «Это отличается от всего, что было в истории полётов», — заявил глава компании Дэвид Мэйман, рассказывая о модели JB-9. Он показал разработку в действии, облетев с её помощью Статую Свободы.

JB-9 — результат 25 лет разработок Меймана и Нельсона Тайлера (Nelson Tyler), трёхкратного обладателя «Оскара» за технические достижения в кинематографе. В 70-х годах реактивный ранец Тайлера широко применялся в Голливуде, однако работал около 30 секунд. По словам разработчиков, на сегодняшний день с помощью JB-9 можно провести в воздухе не более десяти минут.

Главное отличие от технологии Martin Aircraft в том, что ранец работает на небольших одноконтурных турбореактивных двигателях, как на истребителях МиГ-15. По словам создателей, в отдалённом будущем они планируют заменить их на более экономичные двухконтурные, наподобие используемых в современных реактивных самолётах. Джетпаки Мартина разработчики называют «фактически дроном», намекая на турбовинтовые двигатели P12. Ещё одно преимущество разработки Мэймана и Тайлера в «настоящем вертикальном взлёте и посадке», пока конкурент использует парашюты для посадки. При этом JB-9 намного легче — Мэйман отметил, что ранец не мешает ему пробежать несколько километров. Но максимальная высота, на которой можно подняться с помощью устройства, составляет всего 300 метров.


В JetPack Aviation ориентируются на разработки для Голливуда различных воздушных шоу, но надеются на то, что технология сможет стать массовой. Однако на сегодняшний день нет даже предполагаемой даты выпуска этой модели джетпаков.

Читайте также: