Как медиа могут влиять на реальную жизнь социума

Обновлено: 19.05.2024

Проблема взаимоотношения людей друг с другом, с властью волновала человечество с самых древних времен. По мере возникновения различных средств коммуникации, влияющих на массовое сознание, взаимоотношения эти менялись, формируя массовую культуру. На сегодняшний день Масс-Медиа являются неотъемлемой частью нашей жизни. Ежедневно мы слушаем радио, смотрим телевидение, разговариваем по различным телефонам, общаемся в Интернете и т.д. Но это только внешняя положительная сторона средств коммуникаций, их главная задача – информировать людей о происходящих событиях и помогать общаться друг с другом.

Есть и обратная сторона средств Масс-Медиа – скрытое манипулирование массовым сознанием. С самого начала времен люди делятся на управляющих и управляемых, а т.к. боязнь потери власти существует всегда, люди всегда будут стремиться использовать все имеющиеся средства для ее удержания. Масс-Медиа не стали исключением. Сегодняшняя власть очень эффективно ведет скрытое манипулирование массовым сознанием, направляя его в нужное русло с помощью специальных радио и телепередач, шоу, сериалов, новостей и, конечно же, рекламы.

Массовое сознание очень подвержено психологическому воздействию СМИ, оно аморфно и быстро реагирует на ту или иную информацию. С помощью СМИ человека можно убедить и переубедить в чем угодно, это только вопрос времени. Именно Масс-Медиа заставляют нас относиться так или иначе к каким-то событиям, новостям, где якобы мы сами формируем свое мнение о происходящем. На самом деле не для отдельно взятого человека, а для массы создается определенная реальность, в которой человек думает, действует и мыслит как надо тому, кто стоит за этой реальностью. Т.о. Масс-Медиа искусно прикрывают все те пробелы, которые существуют в государстве.

В качестве примера можно привести те бразильские и русские сериалы («Ментовские войны», «Улицы разбитых фонарей», «Ефросинья», «Тайны следствия» и т.д.), а также американские боевики и триллеры, в которых показывается красивая жизнь обеспеченных людей, решающих обычные проблемы. Внимание всего населения отвлекается от возникающих проблем (взрывы в угольных шахтах, забастовки, рост цен), терактов (взрывы в метро, война в Ираке, война в Израиле и Палестине), аварий, скандалов в правительстве и т.д. Все передачи более менее открытого характера, такие как «Человек и Закон», «Специальный корреспондент», идут либо поздно вечером, либо опять же во время показа сериалов по другим центральным телеканалам. Т.о. людям предоставляется выбор лишь в том, чтобы переключать каналы телевидения, но не в том, чтобы выбирать между истиной и завуалированной реальностью.

Сформированное так массовое сознание людей меняет в соответствии со сложившимися принципами и массовую культуру. Массовая культура – это довольно сложный комплекс, включающий в себя и религию, и образование, и политику, достижения в науке и искусстве.
Некоторая американизация телевидения позволила воздействовать на массовую культуру, изменив в корне некоторые ее элементы. Многие до сих пор продолжают считать, что с запада к нам приходит все самое лучшее, включая товары, идеи свободы и справедливости, моду, программы. Чувство патриотизма на сегодняшний день почти потеряно, и хотя правительство России прилагает все усилия по его восстановлению, эти усилия почти тщетны: как следствие незнание гос. символики, гимна, истории России, законов существует и по сей день.

Россию всегда считали православной великой державой. Сейчас церковь потеряла власть над сознанием населения. Транслируемые по телеканалам разные передачи о сектах, новых обществах, течениях, великих учителях, якобы несущих истину, все больше разобщают людей, заставляя воевать с себе подобными, идущими другим путем.

Развитие Интернета и всемирная компьютеризация привели к практически полному отсутствию у молодежи интереса читать классику и современные произведения. Электронные книги, закаченные в сеть, конечно большая помощь всем учащимся, однако долгое сидение за ПК не улучшает здоровье человека, т.к. излучение от «умной» машины действует не только на глаза, но и весь организм.

Этот виртуальный мир с его играми затягивает людей так, что они уже не могут жить обычной жизнью. В Интернете существует очень много чатов, где люди могут найти себе виртуальных друзей, развлечения. Интернет скрашивает их одиночество, делая человека более раскованным на первый взгляд.

В обычном же мире человек становится еще более закомплексованным и одиноким. Он перестает общаться с реальными людьми, предпочитая этому общению виртуальный мир, в котором каждый может действовать и представляться так, как считает нужным без страха быть разоблаченным.

Все эти составляющие современного мира: массовая культура, массовое сознание, коммуникации взаимосвязаны. Одно без другого просто не может существовать. Наше современное сознание не может и представить жизни без радио, телевидения, Интернета и сотовой связи. И надо отдать должное, возможно плюсов у Масс-Медиа намного больше, чем минусов, указанных здесь. Однако иногда возникает ощущение, что не люди создают и контролируют информацию, а информация формирует сознание людей.

--
Доклад к III межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей, г. Ростов-на Дону

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Михеева Анна Михайловна

Молодежная культура в информационном обществе (девиантологический анализ) Информационные потребности аудитории и предлагаемый телевизионный продукт Проблемы профессиональной мотивации работников медицинских организаций i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Влияние медиатизации на институциализацию общественной жизни


Статья посвящена анализу влияния процесса медиатизации на институциализацию общественной жизни. Показано, что медиатизация влияет на появление новых потребностей в обществе, трансформацию социальных практик, а также стандартов общения и обмена информацией; способствует формированию новых моделей поведения, норм, правил, ограничений, традиций, расширяя тем самым возможности коммуникации и взаимодействия индивидов, что дает основу для институциализации их новых форм в информационном и социальном пространстве современного общества.

Ключевые слова: масс-медиа, медиатизация, институциализация, информационно-коммуникационные технологии, социальный институт.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий в начале ХХІ столетия способствовало появлению и усовершенствованию новых электронных средств массовой коммуникации, а также трансформации и существенному расширению традиционных масс-медиа, которые влияют на человеческое сознание, формирование мировоззрения, ценностей, моделей поведения, норм, традиций и т. д. Сегодня функционирование современных масс-медиа определяется отчасти влиянием глобализационных процессов, которые нуждаются в научном изучении для точного понимания процессов и явлений происходящих в обществе. В контексте вышеуказанных процессов, степень влияния масс-медиа на институциализацию общественной жизни требует социально-философского анализа, а также исследования ее смыслов и аспектов функционирования.

Изучение проблемы роли и функционирования масс-медиа в условиях развития и трансформации современного общества являются предметом изучения представителей широкого круга научных направлений, но, тем не менее, подобные исследования являются актуальными и сегодня. Прежде всего это касается анализа деятельности современных масс-медиа в контексте новых теорий информационного общества и глобализационных процессов, происходящих в нем, что позволяет определить направления и перспективы их развития в условиях глобального информационного пространства. Современные масс-медиа становятся существенным фактором развития и функционирования современного общества, они влияют не только на научно-технический прогресс, но и на процессы институциализации общественной жизни. Вышесказанное обуславливает актуальность проблемы нашего исследования в данной работе.

В разработку вопросов, связанных с изучением сущности, влияния, функций масс-медиа, внесли значительный вклад труды известных представителей общественных наук: X.Арендт, М.Багмет, Р.Барендт, Ж.Бодрийяр, П.Бурдье, М.Вершинин, М.Грачев, Б.Грушин Г.Дебор, К.Джемисон, Д.Элтхейд, И.Кац, К.Кэмпбелл, В.Королько, Н.Коулдри, Ф.Кротц, Л.Кудрявцева, Дж.Лалл, Ю.Левада, С.Ливингстон, М.Мак-Комбс, Д.МакКуэйл, Р.МакЧесни, В.Моисеев, Т.Парсонс, Дж.Питерс, Г.Почепцов, И.Рогозина, Т.Розак, Э.Росс, Р.Сильверстоун, М.Скаммел, Р.Сноу, А.Соловьев, А.Трахтенберг, О.Третьякова, Э.Фромм, Ю.Хабермас, С.Хьярвард, П.-И.Филатенко, И.Шерель, Д.Яковлев и т. д.

Стремительное развитие и трансформация масс-медиа как социального института обусловлено не только техническими инновациями, но и серьезными социальными изменениями, происходящими в обществе. С развитием и распространением современных масс-медиа возросли и потоки, также объемы доступной потребителям информации, изменилась и специфика информационного общества — оно все больше медиатизируется и превращается в так называемое «медиа-общество». При этом следует отметить, что постоянное развитие и изменение медиа-пространства создает предпосылки для формирования нового медиа-образа и медиа-порядка, трансформации медиа-культуры в целом: ослабление ограничений для доступа к потокам информации; возрастание объемов информации; интеграция национальных медиа-рынков в глобальную медиа-структуру; практически неограниченная доступность медиа-ресурсов интернета независимо от места нахождения человека и т. д. Создавая специфическое информационное пространство, современные масс-медиа влияют на формирование мировоззрения, ценностей и интересов личности, а также ее поведенческих стереотипов. Они представляют обществу образы социальных коммуникаций, взаимодействий, а также институтов, которые способны воспроизводиться повседневно и определять, что в обществе является нормой, а что — девиацией и т. д. Такое возростание роли и степени влияния процессов распространения информации О.Третьякова называет «медиатизацией» [1, с.68].

Изначально термин «медиатизация», как отмечают в своих исследовательских работах Л.Кудрявцева и И.Филатенко, испльзовали с целю описания специфической технико-технологической инфраструктуры, основной задачей которой являлось обеспечение доступа индивида к информации цивилизации. Впоследствии предметом исследования представителей широкого круга общественных наук становится процесс «медиатизации общества» как становления особого типа социального пространства. Выше упомянутые ученые, Л.Кудрявцева и И.Филатенко, определяют медиатизацию как «глобальный интенсивный процесс воздействия средств массовой информации на общественное сознание, который приводит к «внутренней колонизации», «фрагментации», «обнищанию» ментальных представлений деятельности человека, разрушению многих конструктивных элементов в традиционной структуре человеческого опыта» [2, с. 440].

Более широкий, ориентированный на последствия медиатизации, подход представлен в работах И.Рогозиной, которая определяет ее как «процесс и результат глобального воздействия на мышление индивидов при помощи различных медиа, выражающегося в формировании картины мира посредством специфически медийных когниотипов (медиа-когниотипов) — когнитивных структур познания и представления реальности, возникающих при взаимодействии индивида с глобальным информационным пространством [3, с. 123]. Следует отметить, что функционирование современных масс-медиа очень тесно связано с процессами глобализации, которые способны размывать временные и пространственные границы и характеризуются постоянно циркулирующими в мире потоками информации. Такие новые возможности предлагают участникам социальной интеракции в информационном пространстве конструировать новые правила социального поведения и соответствующие институционные механизмы его регулирования. Усиливающиеся в последнее время глобальные тенденции сопутствуют процессам переоценивания приоритетов во всех сферах жизнедеятельности человека, что обуславливает необходимость радикальных изменений, а также переосмысления сложившихся в обществе норм, правил, стандартов и т. д. [4, с.121].

Современный человек, вовлеченный в информационное пространство повседневной жизни, превращается в потребителя разнообразного медиа-товара и попадает в определенную зависимость от него. В данном контексте актуальной является мысль профессора Е.Вартановой о том, что с усилением роли в жизни человека нематериальных факторов (идей, ценностей, убеждений), в обществе формируется новый тип человека — «человека медийного» («homo mediatus»). Становление и развитие «человека медийного» объясняется исследовательницей тем, что индивидуальная картина мира каждого человека в современном мире создается благодаря медиатизированной информации, которая влияет на принятие решений [5, c.11–13] и социальное взаимодействие. Сходство таких людей проявляется в потреблении масс-медийного содержания, которое формирует систему ценностей и убеждений, норм, правил, традиций, моделей поведения и т. д. Благодаря масс-медиа в современной медиасреде существует соответствие между значениями и смыслами участников социального взаимодействия, общее понимание ими реальности, возможность потребления общего запаса социального знания, благодаря которому воспроизводится понятная и, общая для большинства, социальная реальность.

Медиа-пространство современности выполняет важнейшие функции удовлетворения духовных, социокультурных и других потребностей, вовлекая в процесс потребления предоставляемых «услуг». С.Демченко в своих исследования отмечает, что медиатизация человека, социальных отношений, общества стала основой для функционирования средств коммуникации как создателей и выразителей интересов новых социальных структур [4, с.122], например, подчеркивает С.Алексихин, мощных медиа-холдингов, объединенных общей целью и ценностями. В подобных сообществах нового типа коммуникационные средства впервые выступили как один из главных системообразующих факторов [6, c. 63]. Данная тенденция сегодня характерна Интернету, который становится прерогативой информационного общества со всеми его социо-культурными и технико-экономическими возможностями, одной из которых является формирование виртуальных общностей и новых практик. Они формируются на основе общих информационно-коммуникационных интересов, не ограничиваются национальными, временными или географическими границами и способны осуществлять социокультурное, экономическое и политическое влияние, как на отдельные социальные группы, общества, так и на весь мир в целом.. Такие образования способны выходить за черту виртуальной реальности, проникая в социальную, создавать новые формы взаимодействия, потребности, нормы, правила, традиции, модели поведения, тем самым обеспечивая основу для их институциализации в обществе.

Следует отметить, что институциональные связи масс-медиа имеют достаточно сложную систему, а их функционирование, участие в процессах социальной дифференциации и социальной интеграции зависит от степени их автономности, а также возможности противостоять влиянию других институтов.

Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на трансформацию медийных практик, а также стандартов общения и обмена информацией, способствует формированию новых моделей поведения, норм, правил, обычаев, расширяя тем самым возможности коммуникации и взаимодействия в обществе. Такие тенденции обуславливают формирование новых потребностей индивидов, что дает основу для институциализации новых форм взаимодействия в информационном пространстве современного общества (социальные сети, электронный бизнес и т. д.). Современные масс-медиа стали неотъемлемой частью инфраструктуры общества, влияя как на технологический, так и на социальный прогресс человечества. Они выступают посредником между обществом, общественными организациями, государственными, политическими, социальными, культурными и другими институтами.

1. Третьякова О. В. Медиатизация правовой жизни общества: pro et contra / О. В. Третьякова / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — Вып. 1. — с. 67–72.

2. Кудрявцева Л. А. Медиатизация жизненного пространства современного украинского социума: взгляд лингвиста / Л. А. Кудрявцева, И. А. Филатенко // Материалы III Международного конгресса исследователей русского языка «Русский Язык: Исторические судьбы и современность»: сб. тезисов. — М., 2007. — с. 439–440.

3. Рогозина И. В. Функции и структура медиа- картины мира / И. В. Рогозина // Методология современной психолингвистики [Сборник статей]. — Москва; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. — 204 с.

4. Демченко С. В. Комунікаційний аспект у розбудові сучасного громадянського суспільства / С. В. Демченко / Теле-та радіожурналістика. — 2012. — Вип. 11. — с. 117–123.

5. Вартанова Е. Л. От человека социального — к человеку медийному / Е. Л. Вартанова // От книги до Интернета: десять лет спустя. — М.: Медиа — Мир, 2009. — с. 3–15

6. Алексухин С. И. Формирование новых коммуникативных сообществ / С. И. Алексухин // Массовая коммуникация в современной России: сб. научн. ст. — М., 2003. — с. 61–79.

MEDIATIZATION OF THE MODERN SOCIETY: IMPACT OF SOCIAL MEDIA

The article discusses the features of the sociological study of the phenomenon of mediatization . The role of social media in the modern society is discussed. The author considers the main theoretical approaches to the mediatization and argues the impact of the social media on social processes.

Текст научной работы на тему «Медиатизация современного общества: влияние социальных медиа»

Дукин Руслан Альбертович

Dukin Ruslan Albertovich

аспирант кафедры социологии Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева

PhD student, Social Science Department, Mordovia State University

МЕДИАТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

MEDIATIZATION OF THE MODERN SOCIETY: IMPACT OF SOCIAL MEDIA

В статье рассматриваются особенности социологического изучения феномена медиатизации. Объясняется роль медиа в современном обществе. Приводятся основные теоретические подходы к изучению феномена медиатизации, доказывается влияние социальных медиа на общественные процессы.

The article discusses the features of the sociological study of the phenomenon of mediatization. The role of social media in the modern society is discussed. The author considers the main theoretical approaches to the mediatization and argues the impact of the social media on social processes.

медиатизация, социальные медиа, современное общество, информационное общество, социология медиа.

mediatization, social media, modern society, information society, sociology of media.

Многие научные публикации, посвященные роли медиа в современном мире, начинаются с одного и того же постулата, в котором авторы говорят о проникновении коммуникационных технологий абсолютно во все сферы жизни общества. Подобный тезис является специфическим клише и «универсальным зачином» для любых попыток социологического изучения медиа [1, с. 316]. И хотя следование речевым штампам часто лишает рассуждения ценности новизны, в данном случае повторение очевидной мысли является оправданным. Информационно-коммуникационные технологии в настоящее время действительно определяют логику общественной жизни, опосредуя собой практически все социальные процессы.

Актуальность научных интерпретаций нового феномена подтверждается и происходящей институционализацией такой отрасли социологического знания, как социология медиа. Безусловно, изучение медиа осуществлялось социологической наукой и ранее, например, в рамках социологии СМИ, гендерных исследований или социологии культуры. Однако в последнее десятилетие, характеризуемое повсеместным распространением интернет-технологий и «бумом» социальных медиа, сформировалось новое поле социологических исследований. Социологи стали активно заниматься вопросами трансформации медиа, медиатизации социальных институтов и процессов, влияния различных факторов на практики поведения индивидов в медиапространстве.

Современные медиа перестали быть только технологической площадкой, став полноценным институтом, активно влияющим на социальную жизнь и другие институты общества. Включенность медиа в повседневную реальность столь велика, что многие социальные процессы уже невозможно рассматривать без медиальной компоненты, что подтверждает статус современного общества как медиатизированного. Современный социум пронизан бесчисленным количеством опосредованных коммуникаций и наполнен центиллионами смыслов, которые постоянно, ежесекундно инициируют медиа.

Попытка проанализировать современное общество и его структуры в контексте процессов медиатизации, абстрагируясь от идеальных конструктов и обратившись непосредственно к социальной действительности, не претендует на теоретическую новизну и носит скорее поисковый характер. Нами предпринята попытка доказать влияние социальных медиа на системный процесс медиатизации современного общества, а также продемонстрировать их важную роль в трансформации многих общественных институтов. Данная проблематика актуальна не только по гносеологическим причинам, но и в рамках реализации государственной программы «Информационное общество» (2011-2020 гг.) [2]. Изучение феномена социальных медиа и процессов медиатизации позволит сформировать эффективные механизмы построения информационного общества с точки зрения социального обеспечения, а не только технического или инфраструктурного.

Прежде всего необходимо определить понятия и категории, используемые в данной статье. Термины «медиа», «социальные медиа» и «медиатизация» имеют большое количество интерпретаций в зависимости от контекста употребления и языковой принадлежности говорящего. Слово «медиа» заимствовано из английского языка и не имеет абсолютно точного по смысловому содержанию аналога в русском языке. В русскоязычном научном дискурсе «медиа» чаще

интерпретируют как «средства коммуникации». Стоит отметить, что одна из самых известных книг канадского исследователя Г.М. Маклюэна «Понимание медиа: внешние расширения человека» [3], ставшая бестселлером в странах Запада, не нашла должного отклика в России, в том числе и по причинам «трудностей перевода». На момент выхода издания русскоязычный читатель не был готов корректно воспринимать новый для себя термин «медиа», означавший в контексте книги Г.М. Маклюэна как раз «средства коммуникации».

Однако в современных российских реалиях, на наш взгляд, употребление термина «медиа» как кальки с английского media вполне допустимо. В данной ситуации необходимо согласиться с С.А. Кравченко, заявившим в 2006 г. после XVI Всемирного социологического конгресса следующее: «Конгресс фактически закрепил за английским статус доминирующего языка, на котором необходимо и говорить, и писать, и дискутировать. . Думается, тенденция доминирования английского языка сохранится в обозримом будущем: на него ориентируется рынок, его фактически приняли формирующиеся новые социологические центры» [4, с. 37].

Действительно, в последние годы позиции английского языка в сфере коммуникаций лишь укрепились, и это произошло как на бытовом уровне, так и на научном. Поэтому термин «медиа» имеет вполне «легитимное» место в социологическом тезаурусе и может употребляться в различных контекстах для объяснения социальных процессов, так или иначе связанных с «опосредованием», ведь английское media дословно переводится как «средство».

Медиатехнологии являются необходимым условием коммуникационной активности, сопровождая человека с древних времен. Медиа можно разделить на пять исторических типов:

1. Ранние медиа (письменность).

2. Печатные медиа (газеты, фотография).

3. Электрические медиа (телеграф, телефон).

4. Масс-медиа (телевидение, кинематограф).

5. Цифровые медиа (интернет, мобильные приложения).

Подобное деление, конечно, весьма условно и не претендует на какую-либо каноничность. Вместе с тем очевидно, что каждый новый этап развития медиа оказывал серьезное воздействие на общество, трансформируя многие социальные институты и утверждая социальные тренды. Последний этап развития медиа, связанный с цифровыми технологиями, и вовсе сформировал общество нового типа - так называемое медиатизированное общество. Повторимся, что и раньше медиа оказывали значительное влияние на социум, однако XXI век принес коммуникационные технологии совершенно иного рода. По словам профессора В.П. Коломийца, «цифровиза-ция позволила инкорпорировать медийную компоненту внутрь социальных институтов и процессов, более того, в определенном смысле навязать свою медийную логику» [5, с. 83].

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для описания схожих процессов в обществе, возникших под влиянием медиатехнологий, в обществоведческой литературе часто используется термин «медиатизация». Несмотря на широкое употребление этого понятия, единый концепт медиатизации в социологии отсутствует. И прежде чем мы перейдем к рассмотрению роли социальных медиа в обществе, попробуем определить понятие «медиатизация» в необходимом нам контексте, что позволит оценить значение феномена социальных медиа для современного социума.

Особый вклад в развитие теории медиатизации внесли американские социологи Д. Элт-хейд и Р. Сноу, предложившие «анализ социальных институтов, трансформированных посредством медиа» [6, p. 7]. Именно они ввели в научное употребление термин «медиалогика», подразумевающий под собой особую призму восприятия, посредством которой интерпретируются все социальные процессы современности.

Немецкий социолог коммуникации В. Шульц также использовал понятие медиатизации для выявления роли медиа в общественных изменениях [7]. В. Шульц выделяет четыре вида процессов, опосредованных медиа и видоизменивших социальную коммуникацию. Первый процесс -расширение. Медиа расширяют временно-пространственные границы коммуникации. Например, с помощью современных технологий можно моментально связаться с человеком, находящимся в любой точке планеты. Второй процесс - замещение. Современные медиа способны замещать некоторые виды офлайн-деятельности онлайн-аналогами. В качестве примера можно назвать интернет-банкинг. Третий процесс - объединение. Медиа интегрируют несколько видов социальной активности. Например, социальные медиа позволяют человеку не только общаться с друзьями и коллегами, но и получать развлекательный и информационный контент. Наконец, четвертый процесс - приспособление. Многие виды деятельности сейчас обусловлены медийными ценностями и форматами. В качестве примера можно привести публичные компании, которые создают кодексы поведения в социальных медиа для своих сотрудников.

Датский исследователь медиа С. Хьярвард в целом разделяет воззрения В. Шульца и предлагает собственный вариант теории медиатизации, имеющий две главные отличительные особенности [8, p. 110]. Во-первых, С. Хьярвард рассматривает медиа как инструмент создания

публичного пространства, в рамках которого социальные институты утверждают свою легитимность. Во-вторых, медиатизация, по С. Хьярварду, не является универсальным процессом. Автор считает, что понятие медиатизации применимо к конкретной исторической ситуации, которая возникла в конце прошлого столетия в западных обществах вследствие развития интернет-технологий: цифровые медиа быстро прошли стадии институционализации и стали оказывать серьезное влияние на другие социальные институты. Таким образом, С. Хьярвард понимает под медиатизацией системный процесс, посредством которого общество все в большей степени становится зависимым от медиа, а социальные институты трансформируются под воздействием медиало-гики. При этом необходимо иметь в виду, что медиатизация имеет как положительные, так и негативные последствия. Согласимся с такими теоретическими выводами и перейдем к рассмотрению феномена социальных медиа, имеющего, на наш взгляд, ключевые функции в процессе медиатизации современного общества.

Согласно одному из популярных определений, социальные медиа - это интернет-приложения на технологической базе web 2.0, позволяющие участникам общения создавать контент в процессе обмена им [9, p. 60]. К социальным медиа относят блоги, микроблоги, социальные сети, форумы, сайты отзывов, видеохостинги, социальные игры и многие другие интернет-ресурсы. Социальные медиа проникли во все форматы общения и совершили настоящую коммуникационную революцию, превратив рядового потребителя информации в полноправного автора контента и позволив участникам создавать тесные горизонтальные связи. Социальные средства массовой коммуникации стали главной движущей силой медиатизации, поскольку ни одно медиа до этого не имело таких масштабов распространения и вовлеченности.

Современное общество, безусловно, подвержено сильному воздействию социальных медиа. В качестве примеров можно привести три феномена, появившихся благодаря соцмедиа и существенно поменявших социальную действительность.

Во-первых, это феномен «информационного шума». Социальные медиа рождают иллюзию увеличения количества информации и знаний. На самом деле увеличивается лишь количество коммуникационных каналов, по которым активно тиражируются «копии копий». Изменилось и непосредственно восприятие информации. Если раньше человек «охотился» за контентом, испытывая информационный «голод», то теперь контент сам пытается найти человека, находящегося в состоянии информационного пресыщения.

В-третьих, это феномен «бума авторства». Благодаря техническим возможностям, которые предоставляют социальные медиа, каждый человек получил возможность создавать различный контент для широкой аудитории. Сегодня потенциальную возможность авторства имеют почти два с половиной миллиарда человек, у которых есть доступ к интернету, за предыдущие шесть тысяч лет авторов контента насчитывается в пределах трехсот миллионов человек. «Авторский бум» привел как к положительным последствиям (функция самоактуализации), так и к негативным (феномен «информационного шума»).

Таким образом, социальные медиа играют важную роль в процессах медиатизации, порождая общественные феномены и трансформируя коммуникационную структуру общества. Они специфически влияют на институты общества, насыщая информационное пространство и предоставляя новые возможности для реализации социальных потребностей.

1. Ним Е.Г. Анализ роли медиа в обществе: медиация vs медиатизация // Информационное поле современной России: практики и эффекты : материалы IX междунар. науч.-практ. конф. Т. 1. Казань, 2012. С. 316-324.

3. Mаклюэн r.M. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. M., 2014.

4. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. M., 2007.

5. Коломиец В.П. Mедиасоциология: теория и практика. M., 2014.

6. Altheide D.L., Snow R.P. Media logic. Beverly Hills, 1979.

7. Schulz W. Reconstructing mediatization as an analytical concept // European Journal of Communication. 2004. Vol. 19 (1). P. 87-101.

8. Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change // Nordicom Review. 2008. Vol. 29 (2). P. 105-134.

Медиатизация современного общества: влияние социальных медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михеева Анна Михайловна

В статье анализируется влияние средств массовой информации (СМИ) на современное общество.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой информации на современное общество»

Влияние средств массовой информации на современное общество

Михеева Анна Михайловна /Miheyeva Anna Mihaylovna — магистр, кафедра средств массовой информации, Гуманитарный институт, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируется влияние средств массовой информации (СМИ) на современное общество.

Ключевые слова: средства массовой информации, журналистика.

За последнее десятилетие, в эпоху цифровой культуры, влияние СМИ на общество заметно возросло.

Прежде чем обсуждать влияние средств массовой информации на общество необходимо объяснить три основные функции СМИ: информационно-новостная, развлекательная и образовательная. Однако целью СМИ в обществе является обеспечение продвижения новостей, информации в массы, поэтому нашу эпоху прозвали «Информационным веком» [1].

Люди всегда жаждали информации. Знание обстановки как в своем регионе, так и во всем мире, с одной стороны, помогает нам в общении и с другой, принимать решения и формулировать мнения. Развлекательная функция средств массовой информации помогает обществу отвлечься от суеты окружающего мира [4]. Образовательная функция СМИ отвечает за образовательную подкованность социума, сообщает массам об их правах, об их моральных, социальных и религиозных обязательствах перед обществом.

В эпоху глобализации, большинство людей в обществе зависят от информации и коммуникации, для того чтобы оставаться на связи с миром и нашей повседневной деятельности, как работа, развлечения, здравоохранение, образование, социализации, путешествия и все остальное, что мы должны делать [3].

Мы доверяем СМИ, считая их четвертой властью. Однако влияние средств массовой информации на наших детей, подростков и общество является настолько большой, что мы должны знать, как она действительно работает. Средства массовой информации делает миллиарды долларов на рекламе, которой мы подвергаемся каждый день. Мы покупаем то, что нам сказали купить в средствах массовой информации [5]. Затем мы начинаем делать покупки, основанные на том, что мы видели по ТВ, в газетах или журналах. Такие воздействия средств массовой информации, особенно влияют на подростков, они покупают то, что они видят по телевизору, что их любимые знаменитости рекламируют и что является приемлемым для общества, основанным на так называемой моде.

Существует как отрицательное, так и положительное влияние СМИ на молодых людей нашего общества. Например, положительным влиянием будет образовательная шоу-викторина, ставшая центром внимания средств массовой информации. Благодаря СМИ она станет популярной среди ваших друзей и всего окружения, и есть вероятность, что вы захотите активно участвовать или смотреть эту образовательную шоу-викторину. Такие мероприятия являются хорошими для общества и будут способствовать образованности молодежи. Однако негативное влияние на подростков является использование такого оружия как знаменитости, звезды кино, постоянное воздействие которых будет соблазнять подростка повторить то же поведение в реальной жизни.

Когда мы смотрим телевизор или фильм, мы обычно видим много изображений насилия и вредим другим людям. Проблема заключается в том, что это может отразиться на наших детях. Дети, у которых начинают расти и формироваться их личностные ценности и убеждения могут стать агрессивными, или они могут потерять чувство различия между реальностью и фантастикой. Еще одна проблема заключается в том, что настоящая война используется как форма развлечения СМИ [1]. Мы должны научить наших детей и подростков тому, что война не является формой развлечения.

Подростки, молодые люди находятся на таком жизненном этапе, где они хотят быть приняты сверстниками, они хотят быть любимыми и быть успешным. Средства массовой информации создают идеальный образ красивых мужчин и женщин со всеми составляющими успешного человека, вы можете увидеть это в кино и на экранах телевизора. Это метод подсознательного убеждения масс, что если вы хотите быть успешным и выглядеть как они, тогда вам придется купить продукт конкретного бренда. Другое негативное влияние на подростков, особенно в США, является ожирение, коэффициент которого увеличился за последние годы. Миллионы подростков борются с этой болезнью, но в то же время они подвергаются воздействию тысячи объявлений нездоровой пищи, в то время как идеальный образ успешного человека сказали быть тонким и богатым.

Средства массовой информации имеет огромное влияние на общество в формировании общественного мнения масс. Они могут образовывать или изменять общественное мнение различными способами в зависимости от того, что является целью [3].

Другие способы влияния используют в политических кампаниях. Кандидаты, которые могут платить за телевидение и средства массовой информации чаще имеют большее влияние на общественное мнение и таким образом может получить больше голосов.

1. Годин А. А. Интернет-реклама в России: настоящее и будущее. М.: Центр, 2013. 172 с.

2. Малугина В. Ю. Концепции социальной прессы. В 3 т. М.: Альфа-М, 2011. 280 с.

3. Цаголова Р. С. Система коммуникации и ее роль адаптации российского общества к условиям трансформации и глобализации. В 3 т. М.: Альфа-М, 2011. 280 с.

Проблемы профессиональной мотивации работников медицинских

организаций Техтерекова Н. С.

Техтерекова Нина Сергеевна / Tekhterekova Nina Sergeevna - магистрант, кафедра экономики и менеджмента, Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Красноярск

Аннотация: в статье рассмотрены особенности профессиональной мотивации медицинского персонала как фактора, влияющего на деятельность учреждения здравоохранения. Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, медицинский персонал.

Одной из приоритетных стратегических задач проводимых в России реформ в социальной сфере является обеспечение качества медицинской помощи [2]. Опыт психологических исследований убедительно доказывает, что технологические инновации и организационные мероприятия способны обеспечить высокую эффективность трудовой деятельности лишь при условии оптимальной профессиональной мотивации персонала [3].

Не секрет, что ведущим стимулом для повышения эффективности деятельности сотрудников организации является финансовая составляющая. Однако на качество и результат работы влияют различные факторы, среди которых финансовая составляющая может иметь не главенствующую роль, а неправильно подобранный стимулирующий фактор может оказать отрицательное воздействие на результаты труда.

Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение индивида зависит от множества факторов и меняется под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

В системе управления качеством мотивация персонала - это побуждение работников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции. В основе мотивации лежит принцип предоставления работникам возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения к труду.

Влияние средств массовой информации на современное общество Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дукин Руслан Альбертович

Медиатизация как фактор политического воздействия на массовую аудиторию Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды Разработка эффективных механизмов применения информационных ресурсов медиатизации для поддержания информационной безопасности на уровне государственной власти, политических и социальных структур Сущность медиатизации как явления современного общества Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дукин Руслан Альбертович

В статье рассматриваются особенности социологического изучения феномена медиатизации . Объясняется роль медиа в современном обществе . Приводятся основные теоретические подходы к изучению феномена медиатизации , доказывается влияние социальных медиа на общественные процессы.

Читайте также: