Как летать на дроне в scum

Обновлено: 04.05.2024

В детстве практически каждый из нас ходил в кружки моделирования и пытался строить свои радиоуправляемые модели. Скажу сразу, ни одну управляемую модель я так и не собрал, хотя ракеты мои летали исправно и даже приземлялись на парашюте ("Илон, трепещи!"). Довольно много прочитал про это, но нелёгкая увела в сторону ИТ и моделирование забросил.

Лет 5 назад мне подарили дрон, ноунейм дрон. Это была очень простая копия DJI Phantom 1, которая не умела держать высоту, летать против ветра и снимать лучше кнопочного телефона 2002 года. В общем, один раз запустили, у него сели батарейки, да и больше не было желания к нему прикасаться. Зато вновь появился интерес к радиоуправляемым моделям (дронам).

Дальше мне подарили DJI Spark - мой первый нормальный дрон, который умел снимать вот так

@WondeRu. Карелия, 2018. DJI Spark.

@WondeRu. Карелия, 2018. DJI Spark.

В принципе, отличная модель, хорошо снимает, но для меня это не главное - хочется подольше полетать, а Spark не позволяет летать более 10 минут. Поэтому решил поменять на что-то посерьезнее, выбор пал на DJI Mavic Air 2.

Здорово, но теперь взлетная масса моего дрона превышает 250 грамм, а на это практически во всех странах существуют запреты. Я не проверял на себе, но насколько я понимаю, если на голову упадет дрон массой 0.5 кг то, в зависимости от скорости, он вполне может проломить череп. Отсюда и запреты. Есть вариант по-партизански взлетать из кустов, чтобы не нарваться на штраф, но проще зарегистрировать.

С чего начать

Для начала стоит изучить материалы на сайте EASA (European Union Aviation Safety Agency). Там описаны основные правила, классы и категории дронов. Чтобы понять основные правила и ограничения для любительских дронов, достаточно посмотреть это видео.

Скорее всего, ваш Mavic (или другой любительский дрон) попадет в «открытую» категорию, которая, в свою очередь, делится на подкатегории.

Для дронов массой более 500 грамм (например, Mavic Air 2) есть два варианта:

Категория A2 — позволяет вести съемки на расстоянии 5 метров от людей при низкой скорости полета и дает возможность летать рядом с домами (читай в городе). Нo для использования дрона этой категории нужно сдать дополнительный экзамен на этот тип прав в учебных заведениях Управления Гражданской Авиации.

Категория А3 — закрывает полеты в городах и рядом с людьми, но требует обычную регистрацию пилота и не подразумевает дополнительных экзаменов. Если ваша цель — снимать природу за городом, то это то, что нужно.

Мой Mavic Mini не относится к классу Privately built и попадает в категорию “Drones without class identification label <500g", в подкатегорию А1. Плюс у дрона есть камера, и он точно не подходит под определение «игрушка». Это значит, что его нужно зарегистрировать, а мне — получить лицензию пилота, пройти курсы и сдать экзамен.

Звучит выполнимо! Сделаем все по порядку.

Новые правила с 2023-го года

С 2023-го года в Евросоюзе вводят новые классы дронов. Подразумевается, что дроны, произведенные в 2021-ом и 2022-ом году, для EU уже будут маркированы новыми классами. Согласно этой табличке, только дроны типа Mavic 2 Pro и Mavic 2 Zoom не попадают в класс С1, и с их эксплуатацией возникнут дополнительные сложности.


Идем на сайт CAA (Управление Гражданской Авиацией) и выбираем нужный тип регистрации (Registrace provozovatele bezpilotního systému):


Так как я fyzicka osoba (физическое лицо), то могу войти только с помощью e-identity. Насколько я понял, это чешский аналог Госуслуг. Оттуда сразу подтягиваются мои данные. Другого способа зарегистрировать дрон нет.


Войти в e-identity можно несколькими способами. Например, если у вас есть аккаунт в одном из местных банков (ха-ха!). Как быть людям, которые не находятся в Чехии и не имеют возможности получить аккаунт в e-identity? Я не знаю. Боюсь, что никак.


Я выбрал вариант логин + пароль + смс. Но оказалось, что для завершения регистрации нужно еще сходить на почту и передать через них свои данные. Сходил, передал.

Далее приступаем непосредственно к регистрации дрона. Для этого нужно просто войти в свой аккаунт и получить в ответ код, который нужно написать на всех своих дронах. Все супер легко, не считая регистрации.

А что в других странах?

На этом сайте можно найти ссылки на Управления Гражданской Авиацией всех стран EU.

Например, для регистрации в Германии правила немного проще.Для физических лиц нужно указать:

Полное имя (как указано в документе, удостоверяющем личность), дата рождения.

Скан официального документа, удостоверяющего личность (удостоверение личности или паспорт), из которого взяты вышеуказанные данные (формат: PNG, JPG или JPEG).

Электронный адрес, номер телефона.

Название страховщика и номер страхового полиса.

Теоретически можно пройти регистрацию, не будучи резидентом Евросоюза.

Дальше нужно получить регистрацию пилота. Для этого на том же сайте CAA выбираем нужный тип регистрации, и вперед — проходить тест. Чтобы подготовиться к нему, нужно почитать все материалы на сайте CAA и другие источники (например, здесь). Говорят, что ответы можно нагуглить.

Нас ждет онлайн-тест на чешском из 40 вопросов, который нужно пройти за час. Чешский я знаю плохо, так что каждый вопрос прогонял через переводчик. Допустимы 10 ошибок. Я сделал 6. Понимаю, результат ужасный, но свои права я все-таки получил.

Выглядят они так:

Документы пришли на email в формате pdf

Документы пришли на email в формате pdf

Права действуют по всему Евросоюзу, так что получать их можно в любой стране.

Страхуем дрон?

Если в России страховка для дрона необязательна, то в ЕС - это священная обязанность. Вы должны застраховать дрон на случай причинения ущерба третьим лицам.

ОСАГО для дрона я нашел в нескольких местных крупных страховых компаниях. Уверен, вы их сами найдете в поисковике. Годовая стоимость страховки варьируется от 2 до 10 тысяч рублей, в ней вы должны указать устройство, его серийный номер, а также всех "пилотов" дрона.

Для себя страховку я купил, но она действует только при соблюдении разрешенной зоны полетов, 150 метров и т.п, и, надеюсь, не понадобится.

20 советов пилоту DJI Mavic Mini, чтобы уберечь свой дрон от крушений и утраты


Адекватная цена на летающую камеру профессионального качества, компактный размер, простое управление и большой ресурс аккумуляторов уже сделали Миник «народным» дроном для фотографов, путешественников и энтузиастов.

Но этот квадрокоптер — не для рекордов высоты, дальности и скорости. Он очень лёгкий, боится ветра и темноты, теряет сигнал пульта даже при незначительных помехах. Поэтому запаситесь терпением, придержите свои амбиции пилота — покорителя высот, и желание делать крутые кадры уровня Mavic 2 Pro или Inspire.

В этой статье Вы найдёте два десятка рекомендаций, основных на моём личном опыте эксплуатации DJI Mavic Mini, которые уберегут начинающего пилота от глупых ошибок и не очевидных опасных ситуаций.

1. Подпишите свой дрон. Наклейте наклейку с Вашим WhatsApp и Email. Если Вы потеряете квадрокоптер и его найдёт кто-то другой, то есть шанс, что с Вами свяжутся и вернут потеряшку.

2. Следите за RC кабелем от смартфона к пульту. Он маленький, чёрный и поэтому его очень легко потерять, а запаски нет даже в FMC комплекте. Оригинальных кабелей на замену в магазинах DJI я не нашёл. Купил на Алиэкспресс аналог с более громоздкими штекерами. А пока ждал доставку, полтора месяца колхозил метровую «кишку» из переходников и подручных средств, чтобы хоть как-то летать.

3. Не забывайте включать авиа-режим на Вашем смартфоне при управлении квадрокоптером. Звонок друга или смс от любимой могут стоить Вам дрона.

4. Будьте внимательны при полётах над водой ниже уровня взлёта, например с высокого берега или с борта корабля. Дрон теряет позиционирование по высоте, из за бликов, отражений и волн не видит расстояние до поверхности и пытается приземлиться. Если при этом будет потеря сигнала с пультом, то до твёрдой поверхности Вы уже не дотянете и утопите свой коптер. Вообще, при любых полётах над водой — потеря дрона лишь вопрос времени.

5. Не запускайте дрон в сильный ветер. Мавик Мини очень лёгкий. Поэтому ему сложно бороться с порывами ветра. Если Вы летаете рядом с деревьями, зданиями или другими объектами, есть риск шарахнуть дрон об стену или запутаться в ветвях.

6. Планируйте направление полёта всегда против ветра, чтобы было легче возвращаться с попутным ветром. Одна из самых распространённых причин потери дронов — не хватает мощности и заряда аккумулятора, чтобы вернуться на базу против ветра.

7. Не летайте в плохо освещенных помещениях без защиты винтов. Железобетон и бытовая техника блокируют GPS, искажают радиосигнал и дают помехи на компас. Квадрокоптер ориентируется только по фото-датчикам поверхности, а в темноте ему это сложновато. Поэтому можно влететь в мебель, стену или Ваших домочадцев.

8. При полётах в городе избегайте локаций с сотовыми ретрансляторами (группы направленных прямоугольных антенн на крышах) так как они нарушают связь с пультом уже на дистанции 30 метров.

9. Заранее продумайте высоту и траекторию автоматического возврата дрона. На пути не должно быть зданий, деревьев, труб, вышек и мачт освещения. И особенно проводов.

10. Если Вы все же не смогли вернуть дрон на базу и он совершил аварийную посадку или потерпел крушение вне зоны прямой видимости, то не спешите прыгать в авто и ехать к точке на карте. При принудительной посадке на пустом аккумуляторе у Вас есть ещё около 10 минут, чтобы найти свой коптер. Если расстояние до точки меньше километра, (вряд ли Вы улетите на Минике дальше без потери сигнала), быстро идите напрямую пешком.

11. Не улетайте далеко в городе и не залетайте за здания. По моему опыту: залетел за здание — потерял связь и контроль.

12. Возвращайтесь в зону прямой видимости уже на 50% аккумулятора. При зарядке менее 20% летайте толко рядом с собой над твёрдой ровной поверхностью.

13. Не взлетайте из пыли, песка, снега или травы и не приземляйте дрон на такие поверхности. Контакт с любыми инородными частицами может привести к быстрому износу и разрушению механических и электронных частей — винтов, моторов, аккумулятора, электронной платы, подвеса стабилизатора и камеры.

14. Не взлетайте, не летайте и не приземляйте дрон рядом с животными или птицами. Небольшой размер и жужжание Мавика Мини вызывают агрессию и провоцируют нападение животного или птицы на Ваш коптер. На фото к этой статье — та самая собака, из пасти которой я буквально вырвал свой Миник!

15. Не вылетайте из окна или в форточку. При потере сигнала пульта, что не редкость рядом со зданиями, дрон поднимется на высоту возврата и, вернувшись по координатам взлёта, сядет на крыше или свалится вниз, задев какие-нибудь конструкции. Также не исключён риск краша об оконную раму при глюке GPS, порыве ветра или резком управлении.

16. Следите за тем, в каком режиме Вы управляете дроном. Я нередко ловлю себя на том, что перешёл в спорт режим и ношусь между домами и деревьями без всяких датчиков.

17. Не летайте без защиты винтов рядом с людьми. Глюк GPS, порыв ветра или ошибка управления может привести к травмам. И вообще, постарайтесь не летать над людьми.

18. Не используйте интеллектуальные режимы в лесу и в городе, где дрон может столкнуться с каким либо объектом при облёте.

19. Не снижайте скорость при пролётах через узкие места с надголовной средой — окна, трубы, под мостами, через салон автомобиля, под упавшими деревьями, насквозь опоры ЛЭП и т. д. Датчик может определить помеху снизу и коптер рванёт резко вверх.

20. Всегда надевайте защитную крышку камеры при транспортировке дрона в кейсе, чехле или в кармане, чтобы не заляпать камеру и не сломать подвес стабилизатора.

А судьи кто?

Кто следит за соблюдением закона и как проверяется наличие всех необходимых документов и разрешений? Я пока не сталкивался с проверками, но прикрепил к дрону бумажку с идентификатором и всегда ношу с собой права. Возможно, если запустить дрон в Праге без соответствующего разрешения от CAA, то могут возникнуть проблемы с полицией. Никто из моих знакомых не летает в Праге, поэтому мне пока что не у кого узнать подробно про опыт получения разрешения на такие полеты.

Теперь я планирую получить права категории A2 и пройти квест с получением разрешения на полеты в регулируемых зонах.

Красивых мест в Чехии много, и я надеюсь, что разберусь во всех особенностях местных законов и полетных ограничений, чтобы мое хобби доставляло больше удовольствия, чем волнения :) Хочу радовать себя полетами и красивыми фотографиями с высоты. Поделитесь в комментариях своим опытом получения разрешения на полеты в Европе. Особенно, если вы делали это, находясь за пределами ЕС.

Updates

Добавлено исключение про дроны легче 250 грамм;

Добавлен раздел "Приватность".

Съемки

Права получили, дрон зарегистрировали. Бежим снимать Прагу?

А вот и нет! Есть сайт, который показывает карту закрытых для полетов зон и зон с различными ограничениями. На этом сайте Прага выглядит как огромное красное пятно. Летать там можно только с разрешением, полученным в CAA. Для этого нужно заполнить несколько документов, но с моим знанием чешского это сложно. Это будет моим следующим квестом.

Так выглядит Прага на сайте: снять красивые виды без разрешения не получится

Так выглядит Прага на сайте: снять красивые виды без разрешения не получится

А пока едем за пределы красной зоны и снимаем парки, горы, озера и другие достопримечательности.

В Европу со своим дроном

Отправляясь в отпуск, все берут с собой телефон для съемок, некоторые — хороший фотоаппарат или action-камеру. А кто-то — квадрокоптер. Дрон больше не роскошь, а средство, которое помогает запечатлеть прекрасные воспоминания о путешествиях. Рано или поздно пандемия закончится, и многие из нас поедут в Европу, прихватив с собой коптер для съемок. Но, к сожалению, это может привести к штрафам за его нелегальное использование. Давайте разберемся, как сделать всё по закону.


Привет! Я Андрей, бэкенд разработчик из Wrike. Мы активно развиваем наш офис в Праге, и в апреле 2021-го я релоцировался в Чехию. Мой Mavic Mini не занял много места в рюкзаке и переехал вместе со мной. В Праге много привлекательных мест для съемок с высоты: я подумал, что это хорошая возможность прокачать навык и начать летать больше. Но все оказалось не так просто. В этой статье расскажу о том, как я зарегистрировал дрон в Чехии, и поделюсь своим опытом и подводными камнями, с которыми пришлось столкнуться.

Дисклеймер: в разных странах Европы могут действовать свои дополнительные правила, но основные пункты будут одинаковыми.

Я мало летал на дроне дома, но мне очень понравилось это хобби. Во время использования Mavic Mini в России мне не приходилось углубляться в изучение законодательства: я мог спокойно летать без регистрации дрона везде, кроме запрещенных зон (аэропорты, военные объекты и т.п.).

В Евросоюзе же с начала 2021-го года приняли единые правила использования дронов. Они распространяются на все страны и подразумевают единую нормативную базу, регулирующую полеты беспилотных летательных средств (БПЛА). Поэтому после переезда в Чехию мне пришлось разобраться в этих правилах и столкнуться со всеми бюрократическими формальностями в полной мере.

Приватность

Не забывайте, что летать нужно, не нарушая личное пространство людей, не вовлеченных в полёт. Постарайтесь, чтобы в ваш объектив не попадали:

Лица людей (не дай боже вы ещё и распознавание лиц прикрутите);

Транспорт и регистрационные номера;

Если в России это еще как-то не особо отрегулировано, но в ЕС вас ждёт GDPR в полной красе с огромными штрафами, поэтому осторожнее.

FPV Библия. Как преуспеть в пилотировании фристайл дрона.

FPV Библия. Как преуспеть в пилотировании фристайл дрона. Дрон, Квадрокоптер, Обучение, Фристайл, Видео, Длиннопост


Эта статья не первое, с чего нужно начать своё знакомство с fpv и фристайл пилотированием, однако я решил начать публикации с неё. Автор подразумевает наличие у читателя начальных знаний.

При переводе приходится использовать кальку с английского, так как устоявшейся терминологии на русском либо нет, либо мы используем кальку.

Успеха в FPV достичь сложно, однако возможно, если вы будете следовать следующим советам.

Группы в Фейсбуке и видео на Ютубе - место, где большинство добывают информацию о новых технологиях и распространённых применениях. Всегда есть слухи о некоем пилоте, единственная проблема которого, с его собранным квадрокоптером - это отсутствие достаточного количества заряженных аккумуляторов. Я бы хотел поделится с вами комбинацией проверенных идей и реального опыта, которая позволяет добиться таким пилотом как я "Mr. Steele", подобного высокого уровня надёжности FPV квадрокоптера. Оглядываясь на документ написанный самим королём FPV Raphael "Trappy" Pirker, я изложу все вещи, которые были опробованы и проверены в бесчисленном количестве ситуаций, в виде одного небольшого списка.

Следуя этим советам независимо от того, что говорят другие вы добьётесь успеха в FPV. Это не означает, что несогласие с этим списком гарантирует ужасные впечатление от FPV, но следуя ему, ваше мастерство и понимание будет расти быстро, а безудержное веселье настигнет ваш раньше и будет случаться гораздо чаще.

Прежде чем мы перейдём к списку, я напомню, что несмотря на то, что все советы, в первую очередь, направлены на снижение количества технических отказов, потерь летательного аппарата, а также исключение травмирования, в расчёт не берётся глупость пилота. Если вы хотите полетать над лужайкой перед Белым Домом с первой батареи, логичным продолжением вашей жизни будет тюрьма. Тогда, возможно, вам не стоит выбирать это хобби.

Для тех же, кто хочет позитивного опыта, ознакомьтесь с текстом ниже:

Далее идут общеупотребительные в хобби сокращения.

FPV (first person view) вид от первого лица, как если бы вы были за рулём.

LOS (line of sight) - в пределах видимости, управление дроном глядя на него.

DVR (digital video recording) - запись видео того, что вы видели в очках

FC (flight controller) - полётный контроллер

FW (firmware) - прошивка

ACC (accelerometer) - акселерометр

PID (proportional integral derivative) - пропорционально-интегрально-дифференцирующий (контроллер), числа, которые мы меняем для настройки дрона.

CG/CoG (center of gravity) - центр тяжести

OSD (on screen display) - ОСД, текстовая информация на экране

FAA (Federal administration if Aviation) - Федеральное управление авиацией

FCC (Federal Communication Commission) - Федеральная комиссия по связи

LiPo - (lithium-polymer) литий-полимерный аккумулятор.

mAh - millamp hour миллиампер-часы (что-то типа ёмкости топливного бака)

Литий-полимерные аккумуляторы имеют границы напряжения, в отличие от других аккумуляторов, где "пустая" батарея та, у которой на выводах ноль вольт, литий-полимерные считаются "пустыми" при напряжении около 3.5В на ячейку.

Литий-полимерный аккумулятор из одной ячейки:

Полностью заряжен: 4.2В

Напряжение хранения около 3.8

НЕ РАЗРЯЖАЙТЕ свои аккумуляторы ниже 3.5В на ячейку, это повреждает батарею и сокращает срок службы.

1S = 1 ячейка ("банка") = 4.2В

2S = 2 ячейки = 8.4В

3S = 3 ячейки = 12.6В

4S = 4 ячейки = 16.8В

5S = 5 ячеек = 21В

6S = 6 ячеек = 25.2В

C - рейтинг, условная характеристика аккумулятора, показывающая какую мощность он может отдать.

Стоит заметить, что, к примеру, если я собираюсь пойти полетать, мне необходимо зарядить свой 4S аккумулятор до 16.8В

4.2Вx4S=16.8В и я должен приземлиться тогда, когда напряжение на аккумуляторе будет около 14.8В - 15В. (это напряжение, которое аккумулятор показывает после остывания, примерно 30-60 секунд после полёта). Для большинства аккумуляторов напряжение, которое пишет на экране контроллер во время полёта может просаживаться ниже 15В - это нормально. Просто сажайте дрон пораньше первые несколько раз, чтобы убедиться, что вы используете правильное количество миллиампер-часов.

Напряжение хранения для 4S аккумулятора - 15.2В, если вы не планируете летать более 5 дней, советую довести аккумуляторы до напряжения хранения, пока вы снова не решите летать.

RC (radio control) - радиоуправляемый

RSSI (radio signal strenght indicator) - уровень силы радиосигнала (мы говорим эр-эс-эс-ай)

vTx (video transmitter) - видеопередатчик

vRx (video receiver) - видеоприёмник

Rx (receiver) - приёмник

RTH (return to home) - возврат домой

Sbus - быстрый протокол связи радиоуправления

CRSF - CrossFire (самый быстрый протокол радиоуправления на данный момент)

dbi - коэффициент усиления (чем больше, тем дальшн связь, но в узком секторе, чем меньше, тем меньше дальность, но покрытие полностью вокруг)(тут большое упрощение)

Omnidirectional - всенаправленная, антенна посылающая и принимающая сигнал во всех направлениях

High gain antenna - антенна которая принимает и посылает сигнал в одном направлении.

(для большинства FPV квадрокоптеров, всенаправленной антенны в 3dbi на приёмнике и такой же на передатчике будет достаточно)

Распространённые частоты для цифровых систем управления 433МГц/900МГц/2.4ГГц(самая распространённая)/5.8ГГц

Распространённые частоты для аналоговой видеосвязи 900МГц/1.3ГГц/2.4ГГц/5.8ГГц(самая распространённая)

Обычно чем ниже частота, тем лучше сигнал проходит сквозь препятствие и дальше связь, однако не всегда.

Понимание того, что чем меньше у вас опыта, тем больше времени нужно на реакцию - основополагающий принцип.

Давайте заставим ваше оборудование работать верно.

Следующие правила не относятся конкретно к квадрокоптерам, а скорее в целом к радиоуправляемым FPV летательным аппаратам.

Всегда начинайте с необходимого минимума, и добавляйте компоненты один за шаг. После каждого нового добавленного компонента, выполните необходимые проверки, будь то проверка качества видеоизображения на столе, включение новых моторов (без пропеллеров само собой) или просто подача питания на электронику, чтобы убедиться, что всё спаяно верно.

Когда собираете свой первый аппарат, начинайте с простого, покупайте только то, что понимаете или следуйте опробованным и проверенным путём, надёжность которого доказана многими другими.

Советы по FPV оборудованию.

Всегда собирайте разумно и оставляя немного пространства. Дроны падают и чем крепче компоненты прикреплены, тем проще они ломаются.

Паяйте ХОРОШО (практика, практика и ещё раз практика). Пайка - второй по важности навык при сборке модели. Второй сразу после Желания Преуспеть.

Используйте оборудование с хорошей репутацией или с приличным количеством хороших отзывов. Если вы купите компонент неизвестной модели, скорее всего при возникновении проблемы меньше человек захотят вам помочь.

Не запитывайте ваш видеопередатчик или камеру напрямую от аккумулятора, пока об этом не будет сказано в инструкции и компонент имеет встроенную фильтрацию питания.

Экранируйте провода переплетая сигнал и землю между собой, это отличный способ избавиться от помех на изображении.

Не летайте с видеосистемой способной перекрыть ваш канал радиоуправления по части дальности.

Не летайте с системой радиоуправления работающей на частоте выше чем видеосвязь.

Контролируйте жизненно важные параметры вашей системы, например напряжение аккумулятора, расход заряда, качество радиосвязи управления, качество видеосвязи. К примеру за батареей можно следить с помощью динамика, информации на экране, настроив таймер.

Старайтесь летать в малолюдных местах, с низким уровнем радиосигнала и всегда в пределах видимости.

Рекомендуется использовать 2.4ГГц для радиоуправления и 5.8ГГц для видесвязи, если вы не летаете на дальние расстояния. В этом случае рекомедуются более низкие частоты и выше мощность передатчиков.

НИКОГДА НЕ ЛЕТАЙТЕ БЕЗ ЗАПИСИ ВИДЕО

Перед взлётом ВСЕГДА проверяйте, что пропеллеры установлены в правильном направлении.

Всегда начинайте с безопасных вещей, не срывайтесь в небеса с первой батареи в новом месте. ОПАСНО.

Не летайте на пределе возможностей вашей системы. Если не знаете границ возможностей, всегда помните, если вы не видите - вы не можете лететь.

Как только заметили помехи на видео, разворачивайте дрон и либо покупайте более "дальнобойную" антенну, либо не летайте дальше и около той точки возникновения помех.

Всегда имейте чёткое понимание, где вы, как пилот находитесь относительно вашего дрона.

Развитое пространственное мышление это то, что делает разницу между отличным полётом и потерей вашего дрона, или даже травмированием вас или кого-то рядом.

25-200mW достаточная мощность видеопередатчика для 99% FPV-полётов. Если у вас проблемы с видеосигналом, проверьте все антенные разъёмы, также не забывайте,что место где вы летаете может быть сильно заполнено радиоизлучением, например дом неподалёку с множеством WiFi точек внутри.

НЕ ПОКУПАЙТЕ дешёвое оборудование, пока не доказано, что оно надёжно. Сэкономленные средства не стоят потраченных нервов на наладку или потерянного дрона.

Всегда проверяйте ваше оборудование перед полётом, не только во время упаковки и распаковки из рюкзака. Антенны раскручиваются, батарея смещается, пропеллеры гнутся.

Всегда проверяйте оборудование летая глядя на дрон, перед полётом FPV.

Общий FPV этикет при полётах с другими пилотами.

Будьте дружелюбны и начните с просьбы присоединиться к уже существующей компании пилотов.

Если есть место, которое вы видели на fpv-видео, всегда убедитесь у местных пилотов,что там можно летать.

Всегда начинайте с вопроса какой канал/частоту используют пилоты, даже до того как доставать свои вещи.

Перед тем как запитать дрон громко ясно и несколько раз скажите (чтобы все точно вас слышали): "Я включаюсь на канале X, хорошо?".Если вы не услышали "Нет" или "Погоди", тогда и только тогда вы можете включать свой дрон. Даже после того, как вы подключили батарею, будьте готовы немедленно её выключить, даже если вам показалось, что у кого-то проблемы, например кто-то сказал "У меня пропало видео".

Всегда включайте свой дрон как можно дальше от уже летающих.(Даже если вы на другом канале, ваш передатчик может перебить их видео потому что он ближе и мощнее, а их источник далеко и слабее).

При посадке, если есть ещё летающие пилоты, не садитесь рядом с ними, даже если вам будет неудобно пройтись за вашим дроном пару десятков метров. Это всё равно лучше, чем спровоцировать падение чьего-то дрона своей посадкой в центр компании.

Не проверяйте ваше оборудование рядом с людьми в видеоочках, и рядом с людьми вообще.

Всегда будьте в курсе состояния вашего окружения, замечайте пешеходов, изменения погоды, условий освещения и т. д.

Дополнительные советы для полётов на дальние дистанции.

Летать на далёкие дистанции (свыше

1км) без информации о силе сигнала радиоуправления опасно.

Для максимального покрытия видеосвязи, советую высококачественны приёмник с передатчиком, системой дублирования приёма и антенны с высоким коэффициентом усиления. Максимальная мощность радиоканала управления, а также оптимальное расположение передающей и принимающей антенны тоже рекомендуется.

Не используете систему дублирования приёма как замену правильного расположения антенн. Система дублирования используется для снижения негативного эффекта от приёма неверно ориентированного поляризованного сигнала, а также для увеличения сектора приёма.

Наиболее распространены системы с одним аккумулятором, но два аккумулятора подключённые параллельно помогут снизить эффект от других отказов.

Добавление системы "Возврат домой" в ненадёжный дрон не увеличивает шансы успешного возврата. В первую очередь работайте над надёжностью дрона без системы автовозврата домой, затем добавляйте её если необходимо. Обычно к этому моменту приходит понимание, что система не нужна.

При проблемах - газ в ноль.

При полётах на дальние дистанции хорошо летать к интересной точке и обратно. Когда дистанци между вами и дроном велика, а качество видео низкое, очень легко потерять чувство направления.

Всегда отмечайте направление ветра перед полётом и летите против ветра, чтобы возвращаться по ветру. Или компенсируйте, оставляя достаточно заряда аккумулятора для борьбы с ветром на обратном пути.

Необязательно оборудование, такое как микрофон на дроне и трансляция звука в наушник подключённый к видеоочкам, очень полезно. Звук также подскажет вам, что пропеллер повреждён, хотя этого не видно на видео, а также повышает эффект погружения при полётах.

Автор: Steele Davis

Если вы ничего не поняли, но вам захотелось собрать квадрокоптер и научиться летать, ищите меня в вк cheat_fpv и мы начнём.

Если вы вообще не знаете, что такое фристайл пилотирование, вот ссылки на лучших пилотов и их видео.

Если вы думаете, что единственное, что вас останавливает это деньги, то план такой: сначала за

5000р. мы покупаем только то, что необходимо для симулятора (и всё это пойдёт в реальный квад) и сам симулятор (LiftOff). Потом мы год учимся и весь этот год потихоньку покупаем всё остальное для дрона (20 - 30к). После симулятора мы имеем навык полётов, и свой первый дрон не расшибём при первом вылете, а если и расшибём то точно знаем как чинить, мы же его своими руками собрали.

Летаем легально в России

Сдавать экзамен в России пока не нужно, но сам дрон, если он тяжелее 250 грамм, следует зарегистрировать в Росавиации. Если раньше на дроны распространялись правила, как для пилотируемой авиации, то, к счастью, законодатели это исправили и сейчас не требуют разрешения на каждый вылет, только необходимо сверяться с картами разрешенных/запрещенных зон. Но основные правила все равно нужно соблюдать, а это: не выше 150 метров, в прямой видимости и не над головами людей (помните, что чем выше и быстрее ваш дрон, то тем дальше по горизонтали вам нужно от них держаться - неисправный дрон имеет привычку падать по параболе, набирая скорость).

Итак, с 2021 года зарегистрировать дрон можно за 10 дней через Госуслуги, приложив лишь его фотографию. На портале услуга называется "Внесение информации о беспилотном воздушном судне в базу данных и формирование учетной записи и учетного номера". В прошлом вам нужно было фотографировать, проявлять печатать фотографии и отправлять в аналоговом конверте.

В заявке нужно будет указать серийный номер и модель устройства. Я под батарейкой насчитал 4 различных номера, которые могли бы быть серийниками, но гугл спас и в этом случае (на всякий случай: на DJI Mavic Air 2 серийный номер указан в батарейном отсеке справа от штрихкода в две строчки).

После получения учетного номера его следует разместить на корме и на ногах квадрокоптера. Допускается нанесение с помощью краски, маркера, эмбоссинга или наклейки (я за этот вариант). Причем, номер нужно указать как минимум в трех местах на случай разрушения аппарата.

Всё, поздравляю, теперь вы легальный водитель/лётчик/оператор дрона на территории РФ!

Летаем легально в Европе (Европейском Союзе)

Мне нравилось (до пандемии) путешествовать по Европе и почти "заштриховал" её всю, есть что посмотреть и поснимать с воздуха.

Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) делит дроны на 3 категории:

OPEN - взлетная масса до 25 кг, высота не более 120м, можно использовать только, если дрон в прямой видимости, не летает над людьми и их не перевозит, также нельзя перевозить опасные грузы

SPECIFIC - если взлетная масса более 25 кг или вы летаете выше 120м или не в прямой видимости.

CERTIFIED - можно летать над людьми, можно перевозить людей, можно перевозить опасные грузы.

Существуют еще дроны, которые не поддаются категоризации EASA: например, полицейские или дроны для помещений.

Будем сдавать на OPEN категорию, хотя, DJI Mavic Air 2 и провоцирует летать выше 120 м и за горизонтом. Недолгий гуглёж показывает, что проще всего сдавать бесплатный онлайн экзамен на сайте. Предварительно вы там еще зарегистрируетесь в качестве оператора дрона и загрузите скан своего паспорта. На подготовку мне потребовалось всего 2 часа и пару попыток на сдачу экзамена. Была одна загвоздка: сайт на немецком языке, который я не знаю совсем, но Google Translate сносно переводит на английский, поэтому проблем с подготовкой не возникло. На экзамене ожидал приятный сюрприз: можно сдавать не только на немецком, но и на английском. На выходе вы получаете такой сертификат.


Насколько я понял немецкий: сертификат действует на территории всего Европейского союза и даже Великобритании. На всякий случай, распечатайте его и положите рядом с дроном, а также сохраните PDF во все возможные дропбоксы. Главное требование: QR код должен четко читаться на случай проверки.

Заключение

Буду рад, если поделитесь своим опытом легализации дронов в различных странах, а также поправите неточности, если найдете.

Читайте также: