Как изменилась жизнь после крещения
Обновлено: 07.07.2024
Я родилась в начале 60х прошлого века, когда в стране был псевдокульт В.И. Ленина и тщательная, но бездарная антирелигиозная пропаганда. Была последовательно в октябрятах, пионерах и комсомольцах. Одно время хотела вступить в КПСС, но чисто по карьерным соображениям. Слава Аллаху на "почтовом ящике", где я начинала работу, тщательно соблюдали процентное соотношение партийных рядов - на одного интеллигента должно было приходиться 5-7 гегемонов.
И в то же время у нас в семье (я думаю что и во всей стране) сберегались остатки христианского дореволюционного прошлого. Моя бабушка, сама коммунистка с огромным стажем, всегда на Пасху делала парадный обед с куличом (кекс "Весенний"), пасхой (сырковая масса с изюмом) и жареной курицей. Разумеется, разноцветные вареные яйца. Плюс взрослые на Пасху всегда целовались и поздравляли друг-друга "Христос Воскрес!" и "Воистину".
Поскольку дед до отставки служил в отделе борьбе с шпионами врагами государства, у нас дома были книги по религиозной тематике. Библия и Евангелие, "Забавная Библия" и "Забавное Евангелие" Лео Таксиля, "Библейские сказания" Зенона Косидовского. Последнюю я особенно часто читала. Понимала, разумеется, не все, но что-то же понимала!
В общем, к окончанию школы у меня сложилось свое мнение о христианстве, не совпадающее с официальным. И поэтому занятия так называемым "научным атеизмом" в университете у меня ничего кроме ржаки и рвоты не вызывали.
А потом мне дали репринт "Мастера и Маргариты". Как когда-то говорил по аналогичному поводу дедушка Ульянов: "Эта книга перепахала меня". Михаил Афанасьевич Булгаков как на ладони показал во что на самом деле верят те, кто отрицают Бога. Я в этих стройных рядах биороботов, родившихся от дикой обезьяны, произошедшей от комочка древней грязи, быть не хочу.
А потом начались лихие 90-е и народ начал пачками сжигать партийные и комсомольские билеты и креститься. Один коллега из областной прокуратуры на полном серьезе рассказывал, ч то мол как в церковь сходил и лоб под крещение подставил - тут же и дела легче идти стали.
Так я тоже не хотела. Я считала и считаю, что вера не может быть сделкой - я, Господи, тебе душу, а ты мне успех и деньги. Нетушки, такие сделки совсем с другим сверхестественным персонажем совершают.
Поэтому я выждала еще несколько лет, когда поток наивных, желающих улучшить крестиком на шее жизненные условия закончится. А потом пошла в самую простую церковку рядом с домом, узнала, что крестят по воскресеньям и что взрослым надо принести с собой рубашку. полотенце и тапочки. Ну, разумеется, еще крестик и свечки.
В самом крещении для меня самым потрясающим был момент отречения от сатаны . Тогда я почувствовала, что внутри меня что то происходит чисто физически, как будто какие то комки или куски отрываются и растворяются во влажной темноте. Можете смеяться, но до сих пор, когда я об этом вспоминаю - я испытываю то же самое. Какие то наросты, налипшая грязь (совершенные грехи) отторгается от меня и, пардон за физиологичность, превращаются в твердые отходы организма. Выходят наружу чем то черным и вонючим.
И знаете что? Я твердо убеждена что Бог есть . И это Его рука направляет иногда наши шаги, Но тут надо учитывать два обстоятельства.
Во-первых, Его понятия о добре и зле существенно отличаются от людских. Ну, как если смотреть в лесу на муравейник - можно иногда палочкой подтолкнуть забуксовавшего муравьишку или кинуть сверху что нибудь вкусное.
Во-вторых, Его основной принцип - это свобода нашей воли. Мы сами вольны совершать и хорошие и дурные поступки, а наказание за плохие или воздаяние за хорошие - не столько Божья воля, сколько результат наших же действий.
И напоследок - хоть я крестилась и не ради "полезного эффекта", но мне действительно помогают походы в церковь . Каждый раз, когда я прихожу, даже не на службу а просто постоять перед иконой, поставить свечки за себя и за своих - через несколько дней случается что-то хорошее.
Самый запомнившийся случай.
В конце девяностых, когда банки, да и другие фирмы, создавались и лопались еженедельно, я лишилась работы. Потому что руководство банка продало его, точнее лицензию, другому собственнику. У того была своя команда, а мы всем составом оказались за бортом этого праздника жизни. Тогда я несколько недель металась в поисках работы - надо было кормить дочь и мама к тому времени тоже не так много получала, сколько я в своем банчке .
Как то на выходные пошли с подружкой прогуляться по центру Москвы - места, которые я люблю совершенно по детски. Никольская, Театральный проезд. Столешники.
Сразу по выходе из метро "Площадь революции" - часовенка Иверской. если помните, перед ней еще на брусчатке медный круг, на котором загадывают желания. Я сходила к Иверской и от всей души пообещала, что не буду грешить, стану как можно больше думать о том, чтобы принести пользу людям своей работой. Пел хор, в воздухе стоял дымок от кадил.в общем стояла я там и ревела от всей души. Думала о том, что не просто так лишилась работы, а это мне урок за прошлое и будущее.
И что вы думаете? Прихожу домой, а вечером - звонок от бывшего одноклассника. Он тогда работал в "Медиа Мосте", заведовал всей международной частью и как раз нужен был юрист с разговорным английским.
Через неделю у меня уже было рабочее место в элегантном офисном особнячке Владимира Александровича Гусинского в Палашевском переулке. А через две недели. когда получала первую зарплату - передо мной в очереди в кассу стояли Виктор Шендерович и Михаил Пореченков. По пятницам в большом холле особнячка на Палашевке играл на рояле Игорь Крутой. Впрочем, это совсем другая история.
Жизнь до принятия христианства
Точной даты рождения князя достоверно установить не удалось, но историки относят этот период к 962 году. Рос и воспитывался будущий правитель под присмотром бабушки – княгини Ольги. И уже к 17 годам он принял в самостоятельное правление земли, подаренные отцом. Согласно преданиям Владимир был грамотным полководцем и пользовался авторитетом у своей дружины.
Наряду со всеми достоинствами ему приписывают распутство и жестокость. В некоторых летописях, сохранившихся до наших времен, развратный образ жизни он вел с юных лет. Кроме нескольких официальных жен, что допускалось в язычестве, в его распоряжении было несколько сотен наложниц, с которыми он предавался любовным утехам, будучи в военных походах.
С особой жестокостью он обошелся с одной из своих жен. Рогнеда в то время была объявлена невестой его брата – Ярополка. Сватаясь к ней, он получил отказ, после чего собрал войско и одержал победу над Полоцком, взяв Рогнеду в жены без ее согласия. Она была обесчещена Владимиром прямо на глазах ее родителей, после чего их жестоко убили. Князь всячески стремился к власти и часто служил причиной гибели ни в чем не повинных людей.
Что касается веры, то Владимир был преданным язычником и свято чтил каноны этой религии. Что сподвигло князя к таким серьезным идеологическим переменам, до сих вызывает у историков споры. Некоторые утверждают, что этот поступок был совершен только из меркантильных соображений. Хотя эта версия никак не согласовывается с происходящими в то время событиями. Во владениях князя в целом царил порядок, в том числе и относительно политических укладов. Поэтому в официальной версии трактуется другая причина – Владимир часто задумывался о безысходности человеческого существования и пытался искать истину.
Также в летописях описывается случай, который заставил князя пересмотреть принципы язычества. Вернувшись из очередного похода, Владимир решил поблагодарить языческих богов и принести им жертву. В качестве жертвы был выбран молодой парень Иоанн. Отец юноши всячески препятствовал жертвоприношению, публично осуждая языческих идолов. В результате отец и сын были убиты дружиной князя.
Эти события натолкнули Владимира на серьезные размышления. Он начал думать над изменением идеологического наследия и внутренних уставов своего государства. К принятию христианства князь шел достаточно долго, глубоко изучая каноны разных вероисповеданий. Он даже общался с представителями разных религий, чтобы найти то, что ближе народу и его самому. После долгого изучения законов православия он принял решение, изменившее впоследствии вероисповедание целого народа.
История крещения: как крестили в Древней Церкви
«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение — это Божия заповедь.
«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение — это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46‑е правило Лаодикийского и 78‑е правило Шестого Вселенского соборов.
Кто такие оглашенные?
Оглашенные (или по-гречески — «катехумены») — это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в церковь пошло много язычников, уговоренных родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой — институт оглашенных защищал Церковь от проникновение в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле — перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви.
Вступительные экзамены
В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.
После этого проходило посвящение в катехумены (оглашенные). На востоке обряд посвящения состоял из осенения печатью креста (осенения крестным знамением лба и груди), экзорцистского «дуновения» с чтением молитвы и возложения рук. На западе к этому прибавлялось еще вкушение будущим оглашенным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, которую он вкусит во время огласительных занятий. Пройдя обряд посвящения, оглашенные начинали занятия, где им рассказывали о самом Христе, о пророках, предсказывавших приход Мессии, о творении мира и о замысле Божием.
Оглашенные старались сочетать теорию с практикой, исправляя жизнь в согласии с христианским духом. Часто занятия проходили ежедневно, по утрам, чтобы прервать благочестивую языческую традицию посещать храмы перед тем, как отправиться на работу. Оглашенным позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением литургии верных.
Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.
Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных, писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются… как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».
Интенсивный курс
Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.
Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению).
Просвещаемые обязаны были посещать огласительные занятия, поститься (воздерживаться от мяса и вина, а также от пищи, посвященной языческим идолам («идоложертвенного») в знак покаяния. Хотя это и не было обязательным, верные (уже принявшие крещение) тоже могли поститься и посещать эти занятия, чтобы возобновить пережитое обращение и очистить душу и достойно подготовиться к встрече праздника Пасхи. По некоторым сведениям, из поста просвещаемых и сочувствующих им верных и произошел Великий пост.
После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения (отсюда он и появился). Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные.
Тайны веры
Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось. Пожалуй, были только две вещи, которые ни внешним, ни оглашенным не рассказывались: это учение о Боге-Троице и о Евхаристии. Как наиболее сложные и парадоксальные, они могли быть неверно понятыми и принесли бы только вред, потому что «и больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, отчего рождается два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадет в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается как предатель этой тайны» (св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»).
Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких занятиях, кроме самих бесед, просвещаемые молились, и над ними произносились заклинания (экзорцизмы), которые готовили просвещаемых к обряду отречения от сатаны, совершаемому перед крещением.
После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви — и верных.
Крещение предварялось обрядом отречения от сатаны, которое подчеркивало разрыв с языческим прошлым, и обрядом сочетания со Христом. В наш век скептицизма многим принимающим крещение порой смешно и неловко плевать и дуть «на дьявола», но бывшие язычники в II-IV веках с полным пониманием относились к таким вещам.
После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед — теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви). Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения.
Кто мог катехизировать
Занятия проводились специально благословленными на это людьми, необязательно священниками. Например, христианский писатель и богослов Ориген (первая половина III века) начал преподавать в Александрийском огласительном училище в ранней юности, после мученической смерти его отца (не имея тогда сана), сменив на этом посту своего учителя и тоже церковного писателя Климента, который был священником.
Могли быть катехизаторами и женщины, поставленные на служение диаконис. Они должны были на дому обучать «простых сельских женщин ясным церковным правилам, как отвечать крещаемой и как жить после Крещения», как предписывал Четвертый Карфагенский собор.
До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного. Все эти беседы — живое слово, обращенное к живым слушателям, поэтому читать их интереснее, чем катехизисы, которые достались нам с Синодального периода. Последние претерпели сильное влияние католической схоластики, поэтому, хотя они хорошо структурированы, очень скучны. Огласительные слова святых отцов, кажется, имеют единственный недостаток: их переводы на русский делались в девятнадцатом веке и их язык может показаться сложным современному читателю.
Во сколько лет креститься?
Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия ( Деян. 10 ); Лидии — «крестилась она и домашние ее» ( Деян. 16: 15 ); темничного стража «и всех бывших в доме его» ( Деян. 16: 31, 33 ); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» ( Деян. 18: 8 ); Стефана «крестил я также Стефанов дом» ( 1 Кор. 1: 16 ). В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные). Святые Ириней Лионский и Ориген, ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий — в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, — в 28, блаженный Павлин Ноланский — в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года.
Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, cвятой Григорий Богослов, возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние… не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. …Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом… пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, …пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».
Массовое распространение практика крещения младенцев получила в христианской Византийской империи, и именно с этого времени вытесняется практика катехизации.
Жизнь после крещения
С принятием христианства жизнь князя полностью изменилась. Об этом в многочисленных трудах пишут летописцы. Приняв православие, Владимир приказал уничтожить все изваяния, которым поклонялся народ. Каменные идолы были разрушены, самый главный идол – Перун был выброшен в реку. Он принял новую веру со всей искренностью, в корне пересмотрев жизненные ценности.
После принятия христианства Владимир сначала крестил всех своих детей. Подданные Владимира последовали его примеру, полагаясь на то, что их князь не мог принять неправильное решение. Среди народа он пользовался уважением и доверием, поэтому принятие христианства прошло мирно. Официально крещение Руси прошло в 988 году, положив на нашей земле начало православия.
Как крещение изменило князя Владимира
Во времена правления князя Владимира христианство как вера только начинало зарождаться в отдельных уголках Киевской земли. Несмотря на то, что даже родная бабушка Владимира была христианкой, сам он долгое время был предан язычеству. Многие летописи свидетельствуют о том, что принятие христианства коренным образом изменило князя. Священники тогда знаменовали это событие как чудесное преображение грешника в праведника.
Жизнь до принятия христианства
Точной даты рождения князя достоверно установить не удалось, но историки относят этот период к 962 году. Рос и воспитывался будущий правитель под присмотром бабушки – княгини Ольги. И уже к 17 годам он принял в самостоятельное правление земли, подаренные отцом. Согласно преданиям Владимир был грамотным полководцем и пользовался авторитетом у своей дружины. Наряду со всеми достоинствами ему приписывают распутство и жестокость. В некоторых летописях, сохранившихся до наших времен, развратный образ жизни он вел с юных лет. Кроме нескольких официальных жен, что допускалось в язычестве, в его распоряжении было несколько сотен наложниц, с которыми он предавался любовным утехам, будучи в военных походах. С особой жестокостью он обошелся с одной из своих жен. Рогнеда в то время была объявлена невестой его брата – Ярополка. Сватаясь к ней, он получил отказ, после чего собрал войско и одержал победу над Полоцком, взяв Рогнеду в жены без ее согласия. Она была обесчещена Владимиром прямо на глазах ее родителей, после чего их жестоко убили. Князь всячески стремился к власти и часто служил причиной гибели ни в чем не повинных людей.
Что касается веры, то Владимир был преданным язычником и свято чтил каноны этой религии. Что сподвигло князя к таким серьезным идеологическим переменам, до сих вызывает у историков споры. Некоторые утверждают, что этот поступок был совершен только из меркантильных соображений. Хотя эта версия никак не согласовывается с происходящими в то время событиями. Во владениях князя в целом царил порядок, в том числе и относительно политических укладов. Поэтому в официальной версии трактуется другая причина – Владимир часто задумывался о безысходности человеческого существования и пытался искать истину. Также в летописях описывается случай, который заставил князя пересмотреть принципы язычества. Вернувшись из очередного похода, Владимир решил поблагодарить языческих богов и принести им жертву. В качестве жертвы был выбран молодой парень Иоанн. Отец юноши всячески препятствовал жертвоприношению, публично осуждая языческих идолов. В результате отец и сын были убиты дружиной князя. Эти события натолкнули Владимира на серьезные размышления. Он начал думать над изменением идеологического наследия и внутренних уставов своего государства. К принятию христианства князь шел достаточно долго, глубоко изучая каноны разных вероисповеданий. Он даже общался с представителями разных религий, чтобы найти то, что ближе народу и его самому. После долгого изучения законов православия он принял решение, изменившее впоследствии вероисповедание целого народа.
Две жизни князя Владимира: до и после крещения
Во времена правления князя Владимира христианство как вера только начинало зарождаться в отдельных уголках Киевской земли. Несмотря на то, что даже родная бабушка Владимира была христианкой, сам он долгое время был предан язычеству. Многие летописи свидетельствуют о том, что принятие христианства коренным образом изменило князя. Священники тогда знаменовали это событие как чудесное преображение грешника в праведника.
Жизнь после крещения
С принятием христианства жизнь князя полностью изменилась. Об этом в многочисленных трудах пишут летописцы. Приняв православие, Владимир приказал уничтожить все изваяния, которым поклонялся народ. Каменные идолы были разрушены, самый главный идол – Перун был выброшен в реку. Он принял новую веру со всей искренностью, в корне пересмотрев жизненные ценности.
После принятия христианства Владимир сначала крестил всех своих детей. Подданные Владимира последовали его примеру, полагаясь на то, что их князь не мог принять неправильное решение. Среди народа он пользовался уважением и доверием, поэтому принятие христианства прошло мирно. Официально крещение Руси прошло в 988 году, положив на нашей земле начало православия.
Читайте также: