Как изменилась жизнь после крещения

Обновлено: 07.07.2024

Я родилась в начале 60х прошлого века, когда в стране был псевдокульт В.И. Ленина и тщательная, но бездарная антирелигиозная пропаганда. Была последовательно в октябрятах, пионерах и комсомольцах. Одно время хотела вступить в КПСС, но чисто по карьерным соображениям. Слава Аллаху на "почтовом ящике", где я начинала работу, тщательно соблюдали процентное соотношение партийных рядов - на одного интеллигента должно было приходиться 5-7 гегемонов.

И в то же время у нас в семье (я думаю что и во всей стране) сберегались остатки христианского дореволюционного прошлого. Моя бабушка, сама коммунистка с огромным стажем, всегда на Пасху делала парадный обед с куличом (кекс "Весенний"), пасхой (сырковая масса с изюмом) и жареной курицей. Разумеется, разноцветные вареные яйца. Плюс взрослые на Пасху всегда целовались и поздравляли друг-друга "Христос Воскрес!" и "Воистину".

Поскольку дед до отставки служил в отделе борьбе с шпионами врагами государства, у нас дома были книги по религиозной тематике. Библия и Евангелие, "Забавная Библия" и "Забавное Евангелие" Лео Таксиля, "Библейские сказания" Зенона Косидовского. Последнюю я особенно часто читала. Понимала, разумеется, не все, но что-то же понимала!

В общем, к окончанию школы у меня сложилось свое мнение о христианстве, не совпадающее с официальным. И поэтому занятия так называемым "научным атеизмом" в университете у меня ничего кроме ржаки и рвоты не вызывали.

А потом мне дали репринт "Мастера и Маргариты". Как когда-то говорил по аналогичному поводу дедушка Ульянов: "Эта книга перепахала меня". Михаил Афанасьевич Булгаков как на ладони показал во что на самом деле верят те, кто отрицают Бога. Я в этих стройных рядах биороботов, родившихся от дикой обезьяны, произошедшей от комочка древней грязи, быть не хочу.

А потом начались лихие 90-е и народ начал пачками сжигать партийные и комсомольские билеты и креститься. Один коллега из областной прокуратуры на полном серьезе рассказывал, ч то мол как в церковь сходил и лоб под крещение подставил - тут же и дела легче идти стали.

Так я тоже не хотела. Я считала и считаю, что вера не может быть сделкой - я, Господи, тебе душу, а ты мне успех и деньги. Нетушки, такие сделки совсем с другим сверхестественным персонажем совершают.

Поэтому я выждала еще несколько лет, когда поток наивных, желающих улучшить крестиком на шее жизненные условия закончится. А потом пошла в самую простую церковку рядом с домом, узнала, что крестят по воскресеньям и что взрослым надо принести с собой рубашку. полотенце и тапочки. Ну, разумеется, еще крестик и свечки.

В самом крещении для меня самым потрясающим был момент отречения от сатаны . Тогда я почувствовала, что внутри меня что то происходит чисто физически, как будто какие то комки или куски отрываются и растворяются во влажной темноте. Можете смеяться, но до сих пор, когда я об этом вспоминаю - я испытываю то же самое. Какие то наросты, налипшая грязь (совершенные грехи) отторгается от меня и, пардон за физиологичность, превращаются в твердые отходы организма. Выходят наружу чем то черным и вонючим.

И знаете что? Я твердо убеждена что Бог есть . И это Его рука направляет иногда наши шаги, Но тут надо учитывать два обстоятельства.

Во-первых, Его понятия о добре и зле существенно отличаются от людских. Ну, как если смотреть в лесу на муравейник - можно иногда палочкой подтолкнуть забуксовавшего муравьишку или кинуть сверху что нибудь вкусное.

Во-вторых, Его основной принцип - это свобода нашей воли. Мы сами вольны совершать и хорошие и дурные поступки, а наказание за плохие или воздаяние за хорошие - не столько Божья воля, сколько результат наших же действий.

И напоследок - хоть я крестилась и не ради "полезного эффекта", но мне действительно помогают походы в церковь . Каждый раз, когда я прихожу, даже не на службу а просто постоять перед иконой, поставить свечки за себя и за своих - через несколько дней случается что-то хорошее.

Самый запомнившийся случай.

В конце девяностых, когда банки, да и другие фирмы, создавались и лопались еженедельно, я лишилась работы. Потому что руководство банка продало его, точнее лицензию, другому собственнику. У того была своя команда, а мы всем составом оказались за бортом этого праздника жизни. Тогда я несколько недель металась в поисках работы - надо было кормить дочь и мама к тому времени тоже не так много получала, сколько я в своем банчке .

Как то на выходные пошли с подружкой прогуляться по центру Москвы - места, которые я люблю совершенно по детски. Никольская, Театральный проезд. Столешники.

Сразу по выходе из метро "Площадь революции" - часовенка Иверской. если помните, перед ней еще на брусчатке медный круг, на котором загадывают желания. Я сходила к Иверской и от всей души пообещала, что не буду грешить, стану как можно больше думать о том, чтобы принести пользу людям своей работой. Пел хор, в воздухе стоял дымок от кадил.в общем стояла я там и ревела от всей души. Думала о том, что не просто так лишилась работы, а это мне урок за прошлое и будущее.

И что вы думаете? Прихожу домой, а вечером - звонок от бывшего одноклассника. Он тогда работал в "Медиа Мосте", заведовал всей международной частью и как раз нужен был юрист с разговорным английским.

Через неделю у меня уже было рабочее место в элегантном офисном особнячке Владимира Александровича Гусинского в Палашевском переулке. А через две недели. когда получала первую зарплату - передо мной в очереди в кассу стояли Виктор Шендерович и Михаил Пореченков. По пятницам в большом холле особнячка на Палашевке играл на рояле Игорь Крутой. Впрочем, это совсем другая история.

Жизнь до принятия христианства

Точной даты рождения князя достоверно установить не удалось, но историки относят этот период к 962 году. Рос и воспитывался будущий правитель под присмотром бабушки – княгини Ольги. И уже к 17 годам он принял в самостоятельное правление земли, подаренные отцом. Согласно преданиям Владимир был грамотным полководцем и пользовался авторитетом у своей дружины.

Наряду со всеми достоинствами ему приписывают распутство и жестокость. В некоторых летописях, сохранившихся до наших времен, развратный образ жизни он вел с юных лет. Кроме нескольких официальных жен, что допускалось в язычестве, в его распоряжении было несколько сотен наложниц, с которыми он предавался любовным утехам, будучи в военных походах.

С особой жестокостью он обошелся с одной из своих жен. Рогнеда в то время была объявлена невестой его брата – Ярополка. Сватаясь к ней, он получил отказ, после чего собрал войско и одержал победу над Полоцком, взяв Рогнеду в жены без ее согласия. Она была обесчещена Владимиром прямо на глазах ее родителей, после чего их жестоко убили. Князь всячески стремился к власти и часто служил причиной гибели ни в чем не повинных людей.

Что касается веры, то Владимир был преданным язычником и свято чтил каноны этой религии. Что сподвигло князя к таким серьезным идеологическим переменам, до сих вызывает у историков споры. Некоторые утверждают, что этот поступок был совершен только из меркантильных соображений. Хотя эта версия никак не согласовывается с происходящими в то время событиями. Во владениях князя в целом царил порядок, в том числе и относительно политических укладов. Поэтому в официальной версии трактуется другая причина – Владимир часто задумывался о безысходности человеческого существования и пытался искать истину.

Также в летописях описывается случай, который заставил князя пересмотреть принципы язычества. Вернувшись из очередного похода, Владимир решил поблагодарить языческих богов и принести им жертву. В качестве жертвы был выбран молодой парень Иоанн. Отец юноши всячески препятствовал жертвоприношению, публично осуждая языческих идолов. В результате отец и сын были убиты дружиной князя.

Эти события натолкнули Владимира на серьезные размышления. Он начал думать над изменением идеологического наследия и внутренних уставов своего государства. К принятию христианства князь шел достаточно долго, глубоко изучая каноны разных вероисповеданий. Он даже общался с представителями разных религий, чтобы найти то, что ближе народу и его самому. После долгого изучения законов православия он принял решение, изменившее впоследствии вероисповедание целого народа.

История крещения: как крестили в Древней Церкви

«Идите и научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа, уча их соблю­дать все, что Я пове­лел вам», — гово­рит Гос­подь Иисус Хри­стос своим уче­ни­кам. Науче­ние вере, кате­хи­за­ция или огла­ше­ние — это Божия заповедь.

«Идите и научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа, уча их соблю­дать все, что Я пове­лел вам», — гово­рит Гос­подь Иисус Хри­стос своим уче­ни­кам. Науче­ние вере, кате­хи­за­ция или огла­ше­ние — это Божия запо­ведь. Необ­хо­ди­мость огла­ше­ния под­твер­ждают 46‑е пра­вило Лаоди­кий­ского и 78‑е пра­вило Шестого Все­лен­ского соборов.

Кто такие оглашенные?

Огла­шен­ные (или по-гре­че­ски — «катеху­мены») — это в первую оче­редь хри­сти­ане. Они еще не при­няли кре­ще­ния, но уже счи­та­лись чле­нами Церкви Хри­сто­вой и при­сут­ство­вали на части бого­слу­же­ний, слу­шали Свя­щен­ное Писа­ние. Во II-III веках срок огла­ше­ния был не менее трех лет. Гоне­ния и ереси, веро­учи­тель­ные споры тре­бо­вали от хри­стиан стой­ко­сти и зна­ния своей веры. Поэтому Цер­ковь очень ответ­ственно под­хо­дила к при­ня­тию в свое лоно новых чле­нов и очень бла­го­го­вейно отно­си­лась к самому таин­ству кре­ще­ния. И ко вре­мени, когда в VI веке хри­сти­ан­ство стало госу­дар­ствен­ной рели­гией в Визан­тии и в цер­ковь пошло много языч­ни­ков, уго­во­рен­ных род­ствен­ни­ками-хри­сти­а­нами или жела­ю­щих про­дви­же­ния по службе (ста­тус хри­сти­а­нина этому спо­соб­ство­вал), Цер­ковь встре­тила их уже про­ве­рен­ной прак­ти­кой дли­тель­ной под­го­товки к кре­ще­нию. В какой-то сте­пени катеху­ме­нат был буфе­ром между Цер­ко­вью и миром: с одной сто­роны, Цер­ковь через огла­си­тель­ные беседы гово­рила с миром; с дру­гой — инсти­тут огла­шен­ных защи­щал Цер­ковь от про­ник­но­ве­ние в нее духа мира сего. Но глав­ное, эта про­ме­жу­точ­ная ста­дия между созна­нием языч­ника и вер­ного хри­сти­а­нина нужна была самим огла­шен­ным: для испы­та­ния своей вер­но­сти Хри­сту, пока­я­ния, «пере­мены ума» в самом пря­мом смысле — пере­мены при­о­ри­те­тов, цен­но­стей, всего миро­воз­зре­ния и пове­де­ния. Глав­ной зада­чей кате­хи­за­ции было не столько обу­че­ние осно­вам веры, сколько вве­де­ние огла­шен­ных в жизнь и Пре­да­ние Церкви.

Вступительные экзамены

В древ­но­сти таин­ство кре­ще­ния было не част­ным, а обще­ствен­ным и тор­же­ствен­ным собы­тием. В канун Пасхи и Пяти­де­сят­ницы, в Рож­де­ствен­ский и Бого­яв­лен­ский сочель­ник кре­сти­лись все про­шед­шие огла­си­тель­ный период и интен­сив­ный курс изу­че­ния основ веры. Во II-III веках огла­ше­ние могло длиться от года до трех. Языч­ники, уве­ро­вав­шие во Хри­ста как Сына Божьего, впер­вые при­ходя в цер­ковь, должны были пройти собе­се­до­ва­ние с епи­ско­пом или дру­гим назна­чен­ным им чле­ном клира: пре­сви­те­ром или диа­ко­ном. Буду­щие огла­шен­ные рас­ска­зы­вали о себе и при­чи­нах сво­его наме­ре­нии кре­ститься; епи­скоп гово­рил им неболь­шую про­по­ведь о том, что такое хри­сти­ан­ская жизнь и чем хри­сти­ан­ство отли­ча­ется от язычества.

После этого про­хо­дило посвя­ще­ние в катеху­мены (огла­шен­ные). На востоке обряд посвя­ще­ния состоял из осе­не­ния печа­тью кре­ста (осе­не­ния крест­ным зна­ме­нием лба и груди), экзор­цист­ского «дуно­ве­ния» с чте­нием молитвы и воз­ло­же­ния рук. На западе к этому при­бав­ля­лось еще вку­ше­ние буду­щим огла­шен­ным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, кото­рую он вку­сит во время огла­си­тель­ных заня­тий. Пройдя обряд посвя­ще­ния, огла­шен­ные начи­нали заня­тия, где им рас­ска­зы­вали о самом Хри­сте, о про­ро­ках, пред­ска­зы­вав­ших при­ход Мес­сии, о тво­ре­нии мира и о замысле Божием.

Огла­шен­ные ста­ра­лись соче­тать тео­рию с прак­ти­кой, исправ­ляя жизнь в согла­сии с хри­сти­ан­ским духом. Часто заня­тия про­хо­дили еже­дневно, по утрам, чтобы пре­рвать бла­го­че­сти­вую язы­че­скую тра­ди­цию посе­щать храмы перед тем, как отпра­виться на работу. Огла­шен­ным поз­во­ля­лось при­сут­ство­вать на всех бого­слу­же­ниях, за исклю­че­нием литур­гии верных.

При­сту­пить к кре­ще­нию могли только те, кто про­был в чине огла­шен­ных доста­точ­ное коли­че­ство лет, изме­нил свою жизнь, имел сви­де­тель­ство вер­ных о серьез­но­сти своих наме­ре­ний, мог лично испо­ве­до­вать веру и не имел беснования.

Свя­той Иустин Фило­соф (II век), сам пре­по­да­вав­ший хри­сти­ан­ское уче­ние в осно­ван­ной им школе для огла­шен­ных, писал в своей книге о кате­хи­за­ции: «Кто убе­дится и пове­рит, что это уче­ние и слова наши истинны, и обе­ща­ется, что может жить сооб­разно с ними, тех учат, чтобы они с молит­вою и постом про­сили у Бога отпу­ще­ния преж­них гре­хов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы при­во­дим их туда, где есть вода, они воз­рож­да­ются… как сами мы воз­ро­ди­лись, то есть омы­ва­ются тогда водою во Имя Бога Отца и Вла­дыки всего, и Спа­си­теля нашего Иисуса Хри­ста, и Духа Святаго».

Интенсивный курс

Тех, кто про­шел огла­ше­ние и хотел кре­ститься на бли­жай­шую Пасху, ждал еще один экза­мен: повтор­ное собе­се­до­ва­ние с епи­ско­пом, где огла­шен­ный дол­жен был рас­ска­зать об изме­не­ниях, про­изо­шед­ших с ним в тече­ние двух-трех­лет­него пери­ода. На собе­се­до­ва­нии обя­за­тельно при­сут­ство­вали крест­ные огла­шен­ного, сви­де­тель­ству­ю­щие истин­ность его слов.

Пройдя собе­се­до­ва­ние, чело­век запи­сы­вал свое имя в спи­сок для кре­ще­ния на бли­жай­шую Пасху или дру­гой из упо­мя­ну­тых дней. С этого момента он назы­вался «про­све­ща­е­мым», т. е. гото­вя­щимся к «про­све­ще­нию» (кре­ще­нию).

Про­све­ща­е­мые обя­заны были посе­щать огла­си­тель­ные заня­тия, поститься (воз­дер­жи­ваться от мяса и вина, а также от пищи, посвя­щен­ной язы­че­ским идо­лам («идо­ло­жерт­вен­ного») в знак пока­я­ния. Хотя это и не было обя­за­тель­ным, вер­ные (уже при­няв­шие кре­ще­ние) тоже могли поститься и посе­щать эти заня­тия, чтобы воз­об­но­вить пере­жи­тое обра­ще­ние и очи­стить душу и достойно под­го­то­виться к встрече празд­ника Пасхи. По неко­то­рым све­де­ниям, из поста про­све­ща­е­мых и сочув­ству­ю­щих им вер­ных и про­изо­шел Вели­кий пост.

После собе­се­до­ва­ния с епи­ско­пом про­све­ща­е­мый пере­во­дился на «интен­сив­ный» курс. «Курс» свя­ти­теля Кирилла Иеру­са­лим­ского начи­нался с «пре­до­гла­си­тель­ной беседы», где свя­ти­тель гово­рил про­све­ща­е­мым об изме­не­нии их ста­туса в Церкви и уве­ще­вал не про­пус­кать заня­тия, выучить ска­зан­ное, но не гово­рить о нем огла­шен­ным, а также не любо­пыт­ство­вать о том, что делают на литур­гии вер­ные. Даль­ней­шие беседы были посвя­щены тол­ко­ва­нию Сим­вола веры, молитвы «Отче наш» и неко­то­рым дру­гим веро­учи­тель­ным, нрав­ствен­ным и аске­ти­че­ским аспек­там хри­сти­ан­ства. До Вто­рого Все­лен­ского собора (381), на кото­ром был при­нят Никео-Царе­град­ский Сим­вол веры (кото­рый мы читаем сего­дня), в каж­дой помест­ной Церкви исполь­зо­вался свой кре­щаль­ный сим­вол, кото­рый пред­став­лял собой крат­кое испо­ве­да­ние веры, про­из­но­си­мое про­све­ща­е­мым во время таин­ства кре­ще­ния (отсюда он и появился). Дог­ма­ти­че­ское содер­жа­ние в таких испо­ве­да­ниях оста­ва­лось одним и тем же, но фор­му­ли­ровки были разные.

Тайны веры

Изу­че­ние Сим­вола веры было сво­его рода при­ви­ле­гией про­све­ща­е­мых: огла­шен­ные не знали его, и знать им это не пола­га­лось. Пожа­луй, были только две вещи, кото­рые ни внеш­ним, ни огла­шен­ным не рас­ска­зы­ва­лись: это уче­ние о Боге-Тро­ице и о Евха­ри­стии. Как наи­бо­лее слож­ные и пара­док­саль­ные, они могли быть неверно поня­тыми и при­несли бы только вред, потому что «и боль­ные про­сят вина; но если оно без­вре­менно будет дано, то сума­сше­ствие про­из­во­дит, отчего рож­да­ется два зла: и боль­ной уми­рает, и врач оста­ется в бес­сла­вии. Так, если огла­шен­ный услы­шит что-либо от вер­ного, то и огла­шен­ный впа­дет в безу­мие, потому что не пони­мает слы­шан­ного, однако оное поро­чит и осме­и­вает гово­ри­мое, и вер­ный осуж­да­ется как пре­да­тель этой тайны» (св. Кирилл Иеру­са­лим­ский, «Поуче­ние предогласительное»).

Про­све­ща­е­мые изу­чали Свя­щен­ную исто­рию, им рас­ска­зы­ва­лось о таин­стве кре­ще­ния. Известно, что свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский, еще не будучи епи­ско­пом, вел огла­си­тель­ные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких заня­тиях, кроме самих бесед, про­све­ща­е­мые моли­лись, и над ними про­из­но­си­лись закли­на­ния (экзор­цизмы), кото­рые гото­вили про­све­ща­е­мых к обряду отре­че­ния от сатаны, совер­ша­е­мому перед крещением.

После про­хож­де­ния интен­сива про­све­ща­е­мых опять ждал экза­мен. Нака­нуне дня кре­ще­ния, напри­мер в Страст­ную пят­ницу, они читали наизусть Сим­вол веры и молитву «Отче наш» в при­сут­ствии епи­скопа, а в Запад­ной Церкви — и верных.

Кре­ще­ние пред­ва­ря­лось обря­дом отре­че­ния от сатаны, кото­рое под­чер­ки­вало раз­рыв с язы­че­ским про­шлым, и обря­дом соче­та­ния со Хри­стом. В наш век скеп­ти­цизма мно­гим при­ни­ма­ю­щим кре­ще­ние порой смешно и неловко пле­вать и дуть «на дья­вола», но быв­шие языч­ники в II-IV веках с пол­ным пони­ма­нием отно­си­лись к таким вещам.

После при­ня­тия кре­ще­ния ново­на­чаль­ные хри­сти­ане про­слу­ши­вали еще одну серию бесед — теперь уже тай­но­вод­ствен­ных (вве­де­ние в таин­ства Церкви). Объ­яс­нялся более глу­боко смысл таин­ства кре­ще­ния, а также миро­по­ма­за­ния и Евха­ри­стии. Что-то о таин­стве кре­ще­ния нео­фиты уже знали, но о Евха­ри­стии рас­ска­зы­вали только после крещения.

Кто мог катехизировать

Заня­тия про­во­ди­лись спе­ци­ально бла­го­слов­лен­ными на это людьми, необя­за­тельно свя­щен­ни­ками. Напри­мер, хри­сти­ан­ский писа­тель и бого­слов Ори­ген (пер­вая поло­вина III века) начал пре­по­да­вать в Алек­сан­дрий­ском огла­си­тель­ном учи­лище в ран­ней юно­сти, после муче­ни­че­ской смерти его отца (не имея тогда сана), сме­нив на этом посту сво­его учи­теля и тоже цер­ков­ного писа­теля Кли­мента, кото­рый был священником.

Могли быть кате­хи­за­то­рами и жен­щины, постав­лен­ные на слу­же­ние диа­ко­нис. Они должны были на дому обу­чать «про­стых сель­ских жен­щин ясным цер­ков­ным пра­ви­лам, как отве­чать кре­ща­е­мой и как жить после Кре­ще­ния», как пред­пи­сы­вал Чет­вер­тый Кар­фа­ген­ский собор.

До нас дошли огла­си­тель­ные беседы свя­ти­те­лей Иоанна Зла­то­уста, Кирилла Иеру­са­лим­ского, Гри­го­рия Нис­ского, Амвро­сия Медио­лан­ского, Фео­дора Моп­су­э­с­тий­ского, Авгу­стина Бла­жен­ного. Все эти беседы — живое слово, обра­щен­ное к живым слу­ша­те­лям, поэтому читать их инте­рес­нее, чем кате­хи­зисы, кото­рые доста­лись нам с Сино­даль­ного пери­ода. Послед­ние пре­тер­пели силь­ное вли­я­ние като­ли­че­ской схо­ла­стики, поэтому, хотя они хорошо струк­ту­ри­ро­ваны, очень скучны. Огла­си­тель­ные слова свя­тых отцов, кажется, имеют един­ствен­ный недо­ста­ток: их пере­воды на рус­ский дела­лись в девят­на­дца­том веке и их язык может пока­заться слож­ным совре­мен­ному читателю.

Во сколько лет креститься?

Исто­рики гово­рят, что зафик­си­ро­вать момент появ­ле­ния прак­тики кре­стить в мла­ден­че­ском воз­расте нет воз­мож­но­сти. Мы не знаем точно, кре­стили ли детей в апо­столь­ский век, но Новый Завет сооб­щает нам о кре­ще­нии целых семей, в кото­рых, конечно же, были малень­кие дети (Кор­ни­лия ( Деян. 10 ); Лидии — «кре­сти­лась она и домаш­ние ее» ( Деян. 16: 15 ); тем­нич­ного стража «и всех быв­ших в доме его» ( Деян. 16: 31, 33 ); Кри­спа: «Крисп же, началь­ник сина­гоги, уве­ро­вал в Гос­пода со всем домом своим» ( Деян. 18: 8 ); Сте­фана «кре­стил я также Сте­фа­нов дом» ( 1 Кор. 1: 16 ). В Апо­столь­ском пре­да­нии свя­того. Иппо­лита Рим­ского (около 215 года) ска­зано: «Обла­чи­тесь в одежды и в первую оче­редь кре­стите детей. Все те, кото­рые могут гово­рить о себе, пусть гово­рят. За тех же, кото­рые не могут гово­рить о себе, пусть гово­рят их роди­тели или кто-нибудь из род­ствен­ни­ков». Отсюда видно, что среди детей были и совсем малень­кие, кото­рые не умели гово­рить (но это могли быть и не ново­рож­ден­ные). Свя­тые Ири­ней Лион­ский и Ори­ген, ссы­ла­ясь на апо­столь­ское пре­да­ние, гово­рят о прак­тике кре­стить мла­ден­цев. На Кар­фа­ген­ских собо­рах III века шли споры о кре­ще­нии мла­ден­цев. Было выне­сено реше­ние: «…не воз­бра­нять [Кре­ще­ния] мла­денцу, кото­рый, едва родив­шись, ни в чем не согре­шил, кроме того, что, про­ис­шедши от плоти Адама, вос­приял заразу древ­ней смерти чрез самое рож­де­ние и кото­рый тем удоб­нее при­сту­пает к при­я­тию отпу­ще­ния гре­хов, что ему отпус­ка­ются не соб­ствен­ные, а чужие грехи». Однако прак­тика кре­ще­ния взрос­лых, кото­рые могли бы при­сту­пить к кре­ще­нию созна­тельно, еще дол­гое время была очень рас­про­стра­нен­ной. Известно, что Иоанн Зла­то­уст был кре­щен в 23 (25?) года, Васи­лий Вели­кий — в 26 лет, Гри­го­рий Бого­слов, про­ис­хо­див­ший из епи­скоп­ской семьи, — в 28, бла­жен­ный Пав­лин Нолан­ский — в воз­расте около 37 лет. Бла­жен­ный Авгу­стин, кото­рый был при­нят в катеху­мены еще в мла­ден­че­стве, кре­стился после дли­тель­ных духов­ных ски­та­ний и боре­ний в 33 (34?) года.

Кроме прин­ци­пи­аль­ных сооб­ра­же­ний были и откро­вен­ные зло­упо­треб­ле­ния вре­ме­нем огла­ше­ния, осо­бенно когда хри­сти­ан­ство с IV века ста­но­вится госу­дар­ствен­ной рели­гией: катеху­мены счи­та­лись хри­сти­а­нами, зна­чит, поль­зо­ва­лись всеми пра­вами перед госу­дар­ствен­ными зако­нами, осво­бож­да­ясь от обя­за­тельств хри­сти­ан­ской жизни. Цер­ковь боро­лась с этой хит­ро­стью, но не очень успешно. Напри­мер, cвя­той Гри­го­рий Бого­слов, воз­ра­жая про­тив такого корыст­ного под­хода к таин­ству кре­ще­ния, писал: «Кре­стимся ныне, не будем отда­лять от себя бла­го­де­я­ние… не будем ждать, пока сде­ла­емся худ­шими, чтобы про­щено нам было больше; не будем Хри­сто-кор­чем­ни­ками и Хри­сто-куп­цами. …Спеши к дару, пока еще вла­де­ешь рас­суд­ком, пока не болен и телом, и духом… пока язык твой не запи­на­ется, не охла­дел и может ясно про­из­не­сти (не говорю уже о боль­шем) слова Тай­но­вод­ства, …пока дар для тебя оче­ви­ден, а не сомни­те­лен, бла­го­дать каса­ется глу­бин, а не тело омы­ва­ется на погребение».

Мас­со­вое рас­про­стра­не­ние прак­тика кре­ще­ния мла­ден­цев полу­чила в хри­сти­ан­ской Визан­тий­ской импе­рии, и именно с этого вре­мени вытес­ня­ется прак­тика катехизации.

Жизнь после крещения

С принятием христианства жизнь князя полностью изменилась. Об этом в многочисленных трудах пишут летописцы. Приняв православие, Владимир приказал уничтожить все изваяния, которым поклонялся народ. Каменные идолы были разрушены, самый главный идол – Перун был выброшен в реку. Он принял новую веру со всей искренностью, в корне пересмотрев жизненные ценности.

После принятия христианства Владимир сначала крестил всех своих детей. Подданные Владимира последовали его примеру, полагаясь на то, что их князь не мог принять неправильное решение. Среди народа он пользовался уважением и доверием, поэтому принятие христианства прошло мирно. Официально крещение Руси прошло в 988 году, положив на нашей земле начало православия.

Как крещение изменило князя Владимира

Во времена правления князя Владимира христианство как вера только начинало зарождаться в отдельных уголках Киевской земли. Несмотря на то, что даже родная бабушка Владимира была христианкой, сам он долгое время был предан язычеству. Многие летописи свидетельствуют о том, что принятие христианства коренным образом изменило князя. Священники тогда знаменовали это событие как чудесное преображение грешника в праведника.

Жизнь до принятия христианства

Точной даты рождения князя достоверно установить не удалось, но историки относят этот период к 962 году. Рос и воспитывался будущий правитель под присмотром бабушки – княгини Ольги. И уже к 17 годам он принял в самостоятельное правление земли, подаренные отцом. Согласно преданиям Владимир был грамотным полководцем и пользовался авторитетом у своей дружины. Наряду со всеми достоинствами ему приписывают распутство и жестокость. В некоторых летописях, сохранившихся до наших времен, развратный образ жизни он вел с юных лет. Кроме нескольких официальных жен, что допускалось в язычестве, в его распоряжении было несколько сотен наложниц, с которыми он предавался любовным утехам, будучи в военных походах. С особой жестокостью он обошелся с одной из своих жен. Рогнеда в то время была объявлена невестой его брата – Ярополка. Сватаясь к ней, он получил отказ, после чего собрал войско и одержал победу над Полоцком, взяв Рогнеду в жены без ее согласия. Она была обесчещена Владимиром прямо на глазах ее родителей, после чего их жестоко убили. Князь всячески стремился к власти и часто служил причиной гибели ни в чем не повинных людей.

Что касается веры, то Владимир был преданным язычником и свято чтил каноны этой религии. Что сподвигло князя к таким серьезным идеологическим переменам, до сих вызывает у историков споры. Некоторые утверждают, что этот поступок был совершен только из меркантильных соображений. Хотя эта версия никак не согласовывается с происходящими в то время событиями. Во владениях князя в целом царил порядок, в том числе и относительно политических укладов. Поэтому в официальной версии трактуется другая причина – Владимир часто задумывался о безысходности человеческого существования и пытался искать истину. Также в летописях описывается случай, который заставил князя пересмотреть принципы язычества. Вернувшись из очередного похода, Владимир решил поблагодарить языческих богов и принести им жертву. В качестве жертвы был выбран молодой парень Иоанн. Отец юноши всячески препятствовал жертвоприношению, публично осуждая языческих идолов. В результате отец и сын были убиты дружиной князя. Эти события натолкнули Владимира на серьезные размышления. Он начал думать над изменением идеологического наследия и внутренних уставов своего государства. К принятию христианства князь шел достаточно долго, глубоко изучая каноны разных вероисповеданий. Он даже общался с представителями разных религий, чтобы найти то, что ближе народу и его самому. После долгого изучения законов православия он принял решение, изменившее впоследствии вероисповедание целого народа.

Две жизни князя Владимира: до и после крещения

Во времена правления князя Владимира христианство как вера только начинало зарождаться в отдельных уголках Киевской земли. Несмотря на то, что даже родная бабушка Владимира была христианкой, сам он долгое время был предан язычеству. Многие летописи свидетельствуют о том, что принятие христианства коренным образом изменило князя. Священники тогда знаменовали это событие как чудесное преображение грешника в праведника.

Жизнь после крещения

С принятием христианства жизнь князя полностью изменилась. Об этом в многочисленных трудах пишут летописцы. Приняв православие, Владимир приказал уничтожить все изваяния, которым поклонялся народ. Каменные идолы были разрушены, самый главный идол – Перун был выброшен в реку. Он принял новую веру со всей искренностью, в корне пересмотрев жизненные ценности.

После принятия христианства Владимир сначала крестил всех своих детей. Подданные Владимира последовали его примеру, полагаясь на то, что их князь не мог принять неправильное решение. Среди народа он пользовался уважением и доверием, поэтому принятие христианства прошло мирно. Официально крещение Руси прошло в 988 году, положив на нашей земле начало православия.

Читайте также: