Как изменилась жизнь испанцев после реконкисты

Обновлено: 08.05.2024

РЕКОНКИСТА (от исп. reconquistar – отвоевывать) – освободительная борьба христианских народов Пиренейского полуострова против мусульманских мавританских (арабских и берберских) завоевателей в 8–15 вв.

После падения Западной Римской империи в середине 5 в. вся Испания оказалась занятой варварскими германскими племенами вестготов, свевов и вандалов. Вестготский правитель Эйрих (466–485) основал обширное Вестготское королевство, в состав которого помимо Испании входила вся Южная Галлия до реки Луары на севере, Бискайского залива (Средиземное море) на западе и бассейна Роны на юго-востоке. См. ВЕСТГОТЫ.

В 7 в. началась экспансия арабов под властью династии Омейадов, которая распространилась на все северное побережье Африканского материка. Переправившись через Гибралтар, арабские завоеватели высадились в Испании и в течение трех лет (711–714) покорили Вестготское королевство. Лишь небольшая северная территория Пиренеев в горах Астурии осталась под властью вестготов-испанцев, которые в 718 образовали там христианское королевство. См. ОМЕЙАДОВ ДИНАСТИЯ.

В 750 династия Омейадов пала, а на смену ей к власти пришли Аббасиды. Абд-ар-Рахман – один из уцелевших Омейадов – бежал в Испанию, где ему удалось склонить на свою сторону арабских и берберских феодалов. В 756 Абд-ар-Рахман Омейа основал эмират, независимый от арабского халифата Аббасидов. См. АББАСИДОВ ДИНАСТИЯ.

Арабские завоеватели привнесли на завоеванные территории много новшеств: было внедрено орошение полей; выращивался рис, финики, гранаты, сахарный тростник; развивалось виноградарство и виноделие; широкое распространение получило овцеводство; развивался ткацкий промысел, производился качественный шелк. Совершенствовались добыча руды и обработка металлов. Начался бурный рост городов как центров ремесла и торговли – Толедо, Валенсия, Кордова, Севилья, Гранада.

Население эмирата было разношерстным. Здесь проживали испано-римляне, вестготы, арабы, берберы и представители других народов.

В Кордовском эмирате (с 929 – халифате) местное население было обложено непомерными налогами и податями, выполняло различные повинности в пользу арабских феодалов. В начале 11 в. в Кордовском халифате начались междоусобные противостояния между крупными арабскими и берберскими землевладельцами. Все это привело к падению Кордовского халифата в 1031. На его обломках образовались новые эмираты и княжества (Валенсия, Барселона, Гранада, Малага, Севилья и др.) под властью арабских и берберских князей.

К 8 в. из Астурии – уцелевшего христианского королевства на Пиренейском п-ве – началось освободительное движение для отвоевания занятых арабами и берберами территорий Испании и Португалии – Реконкиста.

В Реконкисте принимали участие практически все слои христианского населения Пиренейского полуострова – крестьяне, ремесленники, купцы, мелкое рыцарство. Огромную роль во время Реконкисты стала играть усилившаяся католическая церковь, сыгравшая главную идеологическую роль на протяжении всей Реконкисты. Помимо национально-освободительного движения против арабского владычества, заинтересованность христианского населения в продвижении на юг объясняется еще и тем, что южная Испания была в экономическом отношении более развитой, чем северные территории Пиренеев.

В 1085 кастильский король Альфонсо VI отбил у арабов крупный город Толедо, который до арабской экспансии был столицей королевства вестготов. В дальнейшем Толедо стал важным опорным пунктом в борьбе против мусульман, а в начале 12 в. – столицей Кастильского королевства.

После падения Толедо мусульманские эмиры обратились за помощью к Альморавидам – мавританским правителям в Северной Африке. В битве при Заллаке основатель династии Альморавидов Юсуф ибн Ташфин нанес крупное поражение объединенной армии христиан. Освобождение Пиренеев было на время задержано.

Легендарным героем Реконкисты второй половины 11 в. является знатный испанский кабальеро Родриго Диас де Бивар, известный как Эль Сид Компеадор, который в разные годы был командующим кастильской армии. Эль Сид нанес решительное поражение Альморавидам, и в 1094 кастильцы взяли хорошо укрепленный мусульманский город Валенсию.

После смерти Эль Сида в 1099 Альморавидам удалось отбить у Кастилии Валенсию, но кастильцы отразили набеги мавров и удержали Толедо, а в 1118 арагонские войска взяли Сарагосу.

В это время в Северной Африке власть захватила новая династия Альмохадов, и во второй половине 12 в. они завоевали все мусульманские территории Альморавидов на Пиренейском полуострове. К концу 12 в. Альмохады потеснили кастильцев на север.

В начале 13 в. объединенные вооруженные силы четырех христианских королевств Пиренеев – Кастилии, Леона, Наварры и Арагона (объединенного в 1137 с Каталонией), при поддержке французских и других европейских крестоносцев, в 1212 при Лас-Навас-де-Толоса нанесли Альмохадам сокрушительное поражение в решающей битве всей испанской Реконкисты.

В 1230 Кастилия и Леон объединились в единое королевство, и уже в 1236 Кастилия захватила столицу Кордовского халифата Кордову, а в 1248 – Севилью, и к концу 13 в. дошла до самого юга Пиренеев, освободив Херес и Кадис.

Арагонское королевство отвоевало Балеарские острова (1236), Валенсию (1238), Мурсию (1266).

Арабы были оттеснены к югу Пиренейского полуострова и сохраняли за собой лишь небольшие территории вокруг Гранады.

На западе Пиренеев еще в 1143 образовалось самостоятельное христианское королевство Португалия.

Фердинанд и Изабелла, укрепив свою власть в испанском королевстве, в 1482 начали войну с последним оплотом арабо-берберских завоевателей – Гранадским эмиратом. 2 января 1492 Гранада капитулировала перед осаждавшими город испанскими войсками.

Окончание длительного освободительного движения народов Пиренейского полуострова – Реконкисты – ознаменовало собой начало новой эры могущества крупнейшего государства Европы той эпохи, католической Испании.

Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская завершили 700-летнюю вооруженную борьбу христианского мира с мусульманским владычеством в Европе.

Завершение Реконкисты в 1492 совпало с открытием Колумбом Нового Света при содействии и финансировании его экспедиции испанской королевской четой Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской.

Дубликаты не найдены

Это так теперь называется корявая копипаста?

Иллюстрация к комментарию

Хрестьянство и еслам.

Форматирование? В жопу форматирование! Иллюстрации? Нахуй иллюстрации. Ссылки рабочие? Да впизду, не нужно!

Тэг "Мое" влепить на копипасту? О! А это можно!

Что-то гиперссылки не работают)))

Это я типа текст должен читать под это видео с картинкой и музыкой?

Немцы-франки победили арабов и берберов и назввли это освобождением.

Хрестьян? Болгарский мужик?

Хрестьян и его друг Риканкист Капипастович. Знаменитая болгарская пара, хуле.


Этапы Реконкисты

Этапы Реконкисты Испания, Реконкиста, Испанцы, Арабы, Мавры, Кастилия, Леон, История, Видео, Длиннопост

Пиренейский полуостров - уникальный регион, на территории которого в течение многих веков жили вместе христиане, евреи и мусульмане. Это совместное существование дало начало единственной в своем роде цивилизационной модели.

Андалусия (ал-Андалус) - это название, данное регионам Испании и Португалии под мусульманским правлением в период между 711 и 1492 годами н.э.

Этапы Реконкисты Испания, Реконкиста, Испанцы, Арабы, Мавры, Кастилия, Леон, История, Видео, Длиннопост

Альгамбра, Гранада

Историки разделили Реконкисту на несколько этапов. Каждый этап обладал своими особенностями. Первой победой над завоевателями принято называть небольшую битву при Ковадонге, где 300 воинов Королевства Астурия победили 800 воинов халифата. Битва произошла в 718 году – официальная дата начала Реконкисты. Участниками Реконкисты были все, независимо от социального статуса. Оказывала огромную поддержку католическая церковь, игравшая в этой борьбе главную роль. Она была идеологом Реконкисты, ее вдохновителем. Стоит отметить, что южные территории Испании, которые были заняты арабами, были намного сильнее развиты, чем северные территории, что являлось дополнительным стимулом к возвращению земель. Люди, воевавшие вместе с рыцарями, получали привилегии. Например, большая часть крестьян не были крепостными, а основывали на освобожденных землях общины с большими правами.

Этапы Реконкисты Испания, Реконкиста, Испанцы, Арабы, Мавры, Кастилия, Леон, История, Видео, Длиннопост

Битва при Лас-Навас-де-Толоса

После сражения 16 июля 1212 года между соединёнными силами католических королевств Кастилии, Арагона, Наварры и Португалии и армией мавров династии Альмохадов, халиф бежал в Марокко, его войско, преследуемое испанской кавалерией, рассеялось. По разным оценкам, погибло от 60 до 200 тысяч мусульман; сведения о потерях христиан ещё более противоречивые.

Битва не принесла испанцам немедленных выгод, но навсегда подорвала влияние Альмохадов. Знамя халифа, взятое при Толосе, по сей день хранится в монастыре Лас Уэльгас в Бургосе.

Этапы Реконкисты Испания, Реконкиста, Испанцы, Арабы, Мавры, Кастилия, Леон, История, Видео, Длиннопост

Фердинанд II и Изабелла I

В начале 15 века Римский папа вновь проявил интерес к возобновлению крестовых походов, первоначально направленных против оттоманских турок на Балканах. Под общие лозунги борьбы с исламом попала в Испании и война против мусульманской Гранады. Для поддержки христианства была расширена продажа индульгенций, подняты налоги, всячески поощрялись иностранные добровольцы, готовые служить под знаменами Кастилии и Арагона. Так религиозная война между христианами и мусульманами получила свое собственное и очень конкретное воплощение в Южной Испании.В 1479 году произошло объединение Кастилии и Арагона в единое государство в результате личной унии правителей: Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Они поженились и создали одно государство

Гранадская война (28 февраля 1482 — 2 января 1492 года) — заключительный этап в противостоянии христианских и мусульманских правителей на территории Иберийского полуострова. Десятилетняя война не была непрерывным процессом, а представляла собой серию кампаний, начинавшихся обычно весной и прерывавшихся в зимний период. Жители Гранадского эмирата были разобщены из-за внутреннего конфликта и гражданской войны, в то время как христиане, как правило, были едины. Война также характеризовалась эффективным использованием артиллерии со стороны христиан, что позволяло им быстро захватывать города, которые в противном случае пришлось бы длительно осаждать.

Падение Гранады произошло 2 января 1492 года после нескольких месяцев осады города, став кульминацией так называемой Гранадской войны 1482—1492 гг. Город был захвачен Королевством Кастилия и Леон. Передачу Гранады регулировал специально составленный Гранадский договор (1491), состоящий из 77 пунктов. Вместе с падением Гранады прекратил существование Гранадский эмират. Взятие Гранады означало конец 780-летнего арабского присутствия на Иберийском полуострове и конец Реконкисты. После этой победы христианское королевство стали называть Испанией, мусульманское население вынуждено было принять христианство либо эмигрировать.Так закончилась длительная и ожесточенная борьба двух народов, двух культур и можно сказать двух совершенно разных миров. Считается, что Реконкиста в будущем определила особенности менталитета испанцев: религиозность, крайняя нетерпимость к другим религиям.

Итоги события

Итоги Реконкисты во многом определили вид современной карты мира. В ходе войны, растянувшейся на 8 веков, разрозненные правители централизовали свою власть, в результате чего были сформированы сперва небольшие государства, которые впоследствии начали объединяться в более крупные. Благодаря династическому браку, значительная часть Испании (Королевства Кастилия и Арагония) была объединена. Последняя составляющая испанского государства — Наваррское королевство — была присоединена в 1512 году.

После окончания Реконкисты на территории Испании осталась целая армия авантюрно настроенных военных, которые никак не могли найти себе занятие. Им на помощь пришли короли, поставившие перед ними новую цель для достижения. Ей стала конкиста, как назвали испанцы процесс завоевания Америки, начатый в 1492 году.

Помимо влияния на карту мира, к итогам Реконкисты относится изгнание евреев и мусульман с полуострова. Те из них, кто пожелал остаться в Испании, были принудительно обращены в католическое христианство.

Также среди результатов войны можно выделить получение различных привилегий участниками процесса отвоевания. Участвовать в Реконкисте были вынуждены все слои населения Пиренейского полуострова — от господ до крестьян. Победа в войне принесла им не только денежное состояние и земли во владение, но и другие блага: господам — титулы и должности, крестьянам — полную личную свободу и независимость.

Испания после реконкисты

За два столетия — с середины XI до середины XIII века — государства, находившиеся на севере Пиренейского полуострова, — Кастилия и Арагон — настолько усилились, что оттеснили арабов к югу, несмотря на приток в пределы Халифата новых сил из Африки. Причины успехов реконкисты коренились во внутренней истории как самого Халифата, так и Кастилии и Арагона, а также в характере реконкисты с конца XI по конец XIII века.

К 1031 году Кордовский халифат распался на ряд мелких арабо-берберских мусульманских эмиратов. Наиболее значительными из них были Кордовский, Севильский, Малагский, Гранадский, Сарагосский и Толедский эмираты. Между эмирами происходили постоянные феодальные усобицы. Распадение Халифата было закономерным результатом его феодализации, которая с конца XI в. ещё более усилилась. Рост крупного феодального землевладения, в частности сосредоточение огромных земельных владений в руках у отдельных мусульманских правителей, усиление эксплуатации крестьянства и лишение городов их привилегий — всё это приводило к внутреннему ослаблению эмиратов.

Наоборот, испано-христианские государства, возникшие на севере Пиренейского полуострова, переживали в XI—XIII веках начало процесса централизации. Организованную военную силу реконкисты в этот период составляли отряды рыцарей, руководимые крупными феодалами и католической церковью, но успех реконкисты был обусловлен участием в ней горожан и широких крестьянских масс (особенно кастильских).

Рост городов, ремесла и торговли в Кастилии и Арагоне, а также освоение и заселение кастильским крестьянством отвоёванных территорий означали новый подъем производительных сил в этих государствах. Во второй половине XI века при короле Леона Альфонсе VI (1065—1109) Кастилия объединилась с Леоном и Галисией. После этого военные силы трёх объединившихся королевств отвоевали у Халифата Толедо (1085 г.). Отвоевание Толедо явилось переломным моментом в ходе реконкисты. Толедо стал опорным пунктом дальнейшего продвижения кастильцев на юг, а с начала XII века он сделался столицей Кастилии.

Новый этап реконкисты начался в XII веке, в период борьбы с Альморавидами *. Победы Альфонса VI вынудили враждовавших друг с другом мусульманских эмиров на Пиренейском полуострове вступить в союз с Альморавидами, вторгшимися в Испанию, после того как в конце XI века они объединили под своей властью значительную часть Северной Африки. Альморавиды были фанатичными мусульманами.

Во главе реконкисты на этом этапе стал (идеализированный впоследствии в испанском народном эпосе) кастильский идальго Родриго Диас де Вивар (Сид), живший примерно в 1043—1099 гг. Родриго Диас стремился создать собственное феодальное владение и сыграл значительную роль в реконкисте. Под его руководством кастильцы нанесли решительное поражение Альморавидам, которые перед этим успели уже одержать ряд побед над королём Альфонсом VI. Войска Родриго взяли Валенсию (1094 г.) и ряд областей вокруг неё. Этим было остановлено дальнейшее продвижение Альморавидов в Испании. Победы Родриго, разумеется, не являлись случайностью. Они объяснялись тем, что его поддерживали крестьяне, горожане и мелкие рыцари, стремившиеся к политическому единству страны (в противовес феодальным усобицам и распрям в Халифате) и столь же единодушно боровшиеся за изгнание из Испании чужеземных завоевателей.

Хотя Альморавиды после смерти Родриго Диаса вновь захватили Валенсию, Толедо остался в руках у кастильцев. Однако более чем полувековое господство Альморавидов, которые проводили политику религиозной нетерпимости, угнетали и изгоняли мосарабов **, отбирали у них имущество и в то же время беспощадно грабили завоёванные области, вызвало волну крестьянских восстаний. Эти восстания (в 1110 и 1117 гг.) слились с борьбой кастильских и арагонских войск против мавров. К кастильцам присоединилось и много изгнанников из Андалусии. Кастильцы отбили набеги Альморавидов, а арагонцы взяли Сарагосу (1118 г.).

В это время среди африканских берберов большое значение приобрели Альмохады (одна из мусульманских сект, которая объединила вокруг себя берберские Племена, обитавшие в горных областях Марокко). В начале XII века они напали на Альморавидов в Африке, а в середине и во второй половине XII века захватили все мусульманские территории Пиренейского полуострова.

Хотя в конце XII века Альмохады и оттеснили кастильцев на север, но в начале XIII века соединённые военные силы четырёх королевств (Кастилии, Леона, Наварры и Арагона), а также и крестоносцев из других стран Европы, особенно из Франции, нанесли Альмохадам решительное поражение в битве при Лас-Навас-де-Толоса (в 1212 г.). После этой победы успех реконкисты был обеспечен. Многовековая борьба вступила в XIII веке в свой последний период. Завоевание мусульманских владений ускорилось. В течение первой половины XIII в. кастильцы взяли столицу Кордовского халифата Кордову (1236 г.), а также Севилью (1248 г.). Продвижению кастильцев на юг способствовало окончательное объединение Леона и Кастилии, которое произошло в 1230 г., спустя 18 лет после битвы при Лас-Навас-де-Толоса. Объединение Каталонии с Арагоном состоялось на целое столетие раньше (в 1137 г.).

Прочность объединения Кастилии с Леоном, начало которому было положено еще в первой половине XI века, объясняется их длительным совместным участием в реконкисте. Объединение же Каталонии с Арагоном было вызвано прежде всего ростом торговых связей, между приморскими областями восточной части Пиренейского полуострова, которые принимали участие в средиземноморской торговле. В течение XIII в. Арагонское королевство захватило Балеарские острова (в 30-х годах), Валенсию (1238 г.) и Мурсию (1266 г.), перешедшую вслед за тем под власть Кастилии. В 1282 г. к Арагону была присоединена и Сицилия. К этому времени кастильцы дошли до самого юга Пиренейского полуострова и взяли Херес и приморский город Кадис.

Таким образом, во второй половине XIII века большую часть Пиренейского полуострова занимали два государства. Одним из них было королевство Арагонское, которому принадлежали восточные области полуострова и побережье Средиземного моря, а другим — Кастильское королевство, простиравшееся с севера на юг от берегов Бискайского залива до Атлантического океана и Гибралтарского пролива и занимавшее всю центральную часть полуострова. В западной части Пиренейского полуострова сложилось самостоятельное королевство Португалия (1143 г.). Два государства, из соединения которых составилась впоследствии Испания, т. е. Кастилия и Арагон, оттеснили мавров так далеко к югу, что за ними осталась лишь небольшая область вокруг Гранады.

Борьба крестьян против феодалов в Кастилии

В XII веке продолжался процесс освобождения части кастильского крестьянства. Крестьяне добивались личной свободы путём упорной борьбы. Наибольшего размаха крестьянские восстания достигали в церковных владениях, где дольше всего сохранялись самые тяжёлые формы эксплуатации. Крупнейшие восстания произошли в Галисии, где в первой половине XII в. разыгралась настоящая крестьянская война. В 1117 и 1136 гг. крестьяне Компостельского архиепископства объединились с городской беднотой Сант-Яго и создали союз сопротивления, так называемую эрмандаду — «братство» (впоследствии этим словом обозначались городские союзы). Крестьянские движения нередко охватывали и более обширные территории, распространяясь иногда на весь Леон.

Ожесточённую борьбу с феодалами крестьянам приходилось вести и в отвоёванных у арабов областях. Так, после взятия Толедо по соглашению между королём и аббатом поселенцам на землях Саагунского монастыря были предоставлены определённые привилегии (фуэрос). Но обосновавшиеся там вскоре монахи-клюнийцы не желали считаться с этими привилегиями, заставляли крестьян выполнять барщину и уплачивать всякого рода сеньориальные взносы. Были восстановлены и «дурные обычаи», как назывались произвольные повинности, взимавшиеся сеньорами сверх обычных. Только неоднократные восстания конца XI — начала XII в. привели к тому, что король был вынужден предоставить жителям Саагуна в 1152 г. новые привилегии, которые, впрочем, тоже постоянно нарушались.

В результате длительной борьбы крестьяне сумели добиться того, что к концу XII века в Кастилии были твердо определены все повинности лично несвободных крестьян, сервов, и эти повинности запрещалось увеличивать. Прекратилась продажа сервов с землёй и были разрешены браки между крепостными, а также наследование ими имущества без согласия сеньора. Кроме того, поземельно зависимые держатели коронных земель получили право перехода на церковные земли (и наоборот) при условии сохранения имущества переселенцев за их прежними владельцами. Однако эти держатели должны были вносить все сеньориальные сборы, в том, числе и подушную подать, по месту своего жительства.

Усиление кастильских городов

В тесной связи с частичным освобождением крестьян находилось и усиление кастильских городов в XII—XIII веках Население этих городов в XII в. составляли крестьянские поселенцы, превращавшиеся в горожан, а также выходцы из числа средних и мелких феодалов, которые, однако, в пределах города не имели никаких особых льгот сравнительно с другими горожанами. Королевские фуэрос предоставляли права гражданства всем обитателям городов без исключения (а в некоторых городах даже права дворянства представителям городской верхушки). Кастильские города имели значительные военные отряды, состоявшие из горожан, к которым присоединялись находившиеся у них на службе рыцари (кавальеро). Ополчения 15 городов, в том числе Вальядолида, Толедо, Сеговии и др., приняли самое активное участие в битве при Лас-Навас-де-Толоса.

Несмотря на сильный приток населения в города, ремесленное производство развивалось здесь вначале (до середины XII века) медленными темпами. Это объясняется относительно слабым развитием ремесла в крестьянском и помещичьем хозяйстве Кастилии, неразвитостью внутреннего рынка, а также сравнительной слабостью внешней торговли (за исключением самого юга Кастилии).

Сильный толчок процессу дальнейшего отделения ремесла от сельского хозяйства и росту городского ремесленного производства в Кастилии дали успехи реконкисты. Участие городов в реконкисте приводило по мере завоевания южных областей полуострова к тесному общению кастильских горожан с мосарабами и мудехарами ***. Мосарабы и мудехары, как правило, занимались торговлей и ремеслом, и приток их в кастильские города заметно ускорил развитие городского ремесла и торговли. Рост ремесла и торговли вызвал значительную социальную дифференциацию в кастильских городах, в которых появились так называемые «старшие», т.е. патрициат, состоявший из купеческой и цеховой верхушки, и «младшие», т. е. беднота.

Военная мощь и экономическое значение кастильских городов, принимавших активное участие в реконкисте, привели в XII веке к усилению их политической роли. К тому же они стремились использовать раздоры между феодалами и их непрестанную борьбу с королевской властью для закрепления своих вольностей. С этой целью города начали объединяться в союзы (эрмандады), которые добивались самоуправления и права иметь собственный суд. Первые эрмандады стали возникать ещё во второй половине XI века, но широкое распространение они получили лишь в следующем столетии. В конце XIII века эрмандады слились в один общий союз (1298 г.) и достигли такой силы, что их статуты запрещали кому бы то ни было, в том числе и королю, даже малейшие посягательства на городские вольности, в частности на взимание налогов вопреки предоставленным им привилегиям.

Рост могущества кастильских феодалов в XII—XIII веках

Большого могущества за время реконкисты достигли в Кастилии и Леоне духовные и светские феодалы. Архиепископства, епископства и аббатства захватывали огромные земельные территории, а иногда получали их в форме пожалований от королей и частных лиц. Это обусловило в дальнейшем огромную роль католического духовенства в жизни Испании.

Большое количество земель принадлежало в Кастилии духовно-рыцарским орденам — не только Ордену тамплиеров и Ордену иоаннитов, но и вновь основанным для борьбы с арабами Орденам: св. Якова (Сант-Яго-де-Компостела), Алькантара и Калатрава. По своей структуре эти новые ордены были похожи на старые. Члены каждого ордена должны были давать не только монашеские обеты, но и специальный обет борьбы с «неверными». В то же время эти ордены отличались от прежних тем, что находились на непосредственной службе не у папства, а у светской власти.

На своих территориях церковные феодалы обладали судебным и податным иммунитетом, который, с одной стороны, закреплял их фактическое господство над зависимыми от них крестьянами, а с другой — освобождал клириков от всякого рода королевских податей, пошлин и подорожных сборов. В условиях быстрого развития товарно-денежных отношений в Кастилии крупные церковные феодалы и духовно-рыцарские ордены считали наиболее выгодным использовать обширные кастильские плоскогорья для овцеводства и разводили огромные стада овец. Большие стада овец перегонялись по плоскогорьям с одного пастбища на другое. Летом они паслись на кастильских плоскогорьях, а зимой — на юге, в Эстремадуре и Андалусии.

Светские феодалы стремились не отставать от церковных. Уже в конце XIII века крупные кастильские землевладельцы-феодалы, занимавшиеся овцеводством, объединились в союз, так называемую месту, получившую от королевской власти ряд привилегий в ущерб крестьянским общинам, Общины, расположенные на пути перегона стад, были вынуждены предоставлять месте свои луга под выпас овец за очень низкую плату. Места имела свою администрацию и суд.

Светские феодалы получили массу земельных владений в результате королевских пожалований и военных захватов. Иногда кастильские короли предоставляли феодалам фактически ничем не ограниченную собственность на пожалованные им земли (при сохранении за королём лишь номинальных прав верховного сеньора). В других случаях феодалы получали право суда над своими вассалами и освобождение от податей. Весьма часто короли передавали светским сеньорам даже свои крепости с обязательством защищать их и поддерживать в порядке. На деле это означало, что королевская власть была вынуждена уступить высшему слою светской знати большую часть укреплений в стране. Последнее давало возможность представителям этой знати воевать с королями и приводило к усобицам между феодалами. При этом представители высшей знати сохраняли за собой прежнее право самовольно менять подданство. Наряду с высшей знатью большое значение приобрели и рыцарство.

Общественный строй Кастилии нашёл яркое выражение в характере сословно-представительного учреждения Кастилии — так называемых кортесах.

Кастильские кортесы

Кортесы выросли из «собраний» светской знати и духовенства, которые созывались королями Леона ещё в Х—XI веках. В конце XII века в них впервые приняли участие и представители городов. В самой Кастилии городское представительство в кортесах возникло позднее, около середины XIII века. С этих пор на кортесы начали собираться представители трёх сословий - духовенства, дворянства и горожан. Каждое из них заседало отдельно.

Горожане приобретали всё большее значение в кортесах, причём вместе с ними заседали и представители свободных крестьянских общин. Это был факт огромного значения, обусловленный ролью крестьянства в реконкисте и наличием значительного количества свободных крестьян в Кастилии XII—XIII веков. К концу XIII века городские представители даже оттеснили в кортесах дворянство и духовенство на задний план. Многие города направляли в кортесы по несколько представителей, пользуясь тем, что королями приглашались не отдельные лица, а город как целая организация.

Кортесы созывались всегда только по инициативе королевской власти, но собирались они довольно часто, хотя и нерегулярно (большей частью каждые 2—З года, иногда — раз в 4 года). Они имели вначале лишь совещательное значение, но уже в XIII веке присвоили себе элемент законодательной инициативы (так называемое право петиций, т. е. требовании, предъявляемых королю по отдельным вопросам). В это же время они получили очень важное право давать разрешение королю на взимание новых налогов. Кроме того, кортесы приобрели влияние на решение вопросов о войне и мире и о порядке престолонаследия.

Фактически сословное представительство Кастилии в значительной мере определяло и направляло политику королевской власти, что объясняется реальной силой сословий и особенно горожан. Характерно, что представители сословий являлись на заседания кортесов с вооружёнными отрядами.

* См. стр. 509 настоящего тома [здесь].

** Т. е. испанских обитателей Кордовского халифата, принявших арабский язык, но оставшихся христианами.

*** Мудехары — это местное мусульманское городское население, покорённое христианами.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 401-407.

Битва при Пуатье

Мусульманская армия шла на Тур. Мартелл просто поставил свое войска у них на пути. Главной ударной силой мавров была тяжелая кавалерия, франки сделали традиционную ставку на пехоту, но и кавалерийские силы были значительными. Готовясь к встрече с маврами, франкский военачальник оставил за спиной реку Луару. Отступать было некуда.

Было начало октября, и в воздухе чувствовался осенний холод. Мавры были одеты традиционно легко, в то время как люди Мартелла были экипированы по-зимнему. В течении целой обе армии стороны не решались на движение вперед, ограничиваясь разведывательными разъездами.

Но температура падала, мавры должны были атаковать или уходить. В итоге Абд ар-Рахман пустил в ход тяжелую кавалерию. Предвидя такую атаку, Мартелл построил полый пехотный квадрат для ее отражения. Мусульманские всадники храбро атаковали его несколько раз, но без успеха. Франки устояли.

Тем временем франкский командующий послал своих всадников через лес в обход, чтобы ударить по мавританскому обозу. Как только они достигли цели и начали крушить тылы противника, в рядах мавров началась паника. Они почти пробили франкский пехотный квадрат, но теперь хлынули к своим позициям. Пытаясь собрать своих людей, Абд ар-Рахман был убит, а битва переросла в серию кавалерийских столкновений, которые продолжались до наступления ночи. На рассвете франки обнаружили, что мавры ушли на юг.

В течение следующего десятилетия Мартелл продолжал наступление, вытесняя мавров из Бургундии и Лангедока. После его смерти в 741 году его сын Пипин Короткий (первый король франков) продолжил дело отца, и к 759 году франки прогнали мавров обратно через Пиренеи.

Реконкиста: Запад против Востока – сражение за Испанию длиной в восемь столетий

Католическому королевскому тандему Фердинанда IIАрагонского и Изабеллы I Кастильской по праву держит первенство по формированию мировой карты и изменению европейской истории. Именно они отправили Христофора Колумба в плавание к берегам Индии, в результате которого в 1492 году была открыта Америка. И в том же году, захватив Гранадский халифат, они завершили длившуюся почти восемь веков войну христиан и мусульман за господство на Пиренейском полуострове. Реконкиста завершилась.

К 682 году вера Мухаммеда распространилась по Сирии, Египту и Северной Африке, мусульманский авангард достиг южного берега Гибралтарского пролива. Канал шириной в 15 км ненадолго задержал их. В 711 году около 12 тысяч арабов и берберов, верных базирующемуся Омейядскому или Дамасскому халифату, пересекли пролив под командованием Тарика ибн Зияда. Они высадились в раойне нынешнего Гибралтара и назвали это место Джабаль аль Тарик (Гора Тарика). Дальше началась война с вестготами.

Вестготы владели Пиренейским полуостровом с V века и были намерены остановить мавров (так стали называть арабских и берберских мусульман североафриканского прибрежного региона Мавритании).

Но в решающей битве при Гвадалете в июле 711 года мавры под командованием Тарика разгромили вестготские войска под командованием короля Родериха, тело которого так и не нашли на поле боя. Тарик ибн Зияд быстро двинулся на север, чтобы взять Кордобу и Толедо. Прибывшее во главе с Мусой ибн Нусайром подкрепление добавил Медину-Сидонию, Севилью, Мериду и Сарагосу к удлиняющемуся списку мусульманских завоеваний.

К 717 году мавры достигли Пиренеев, вынудив противостоящие им христианские силы отступить в горы на северо-запад. Затем они переправились во Францию и к 725 году достигли Бургундии и разграбили Отен. В 732 году, ровно через сто лет после смерти Мухаммеда, армия под командованием Абд ар-Рахмана аль-Гафики разгромила герцога Одо Аквитанского в битве при реке Гаронне и разграбила Бордо. Арабский полководец нацелился на Пуатье и Тур.

Европа затрепетала, это было нашествие подобное нашествию гуннов триста лет назад. Но против мавров выступили франки под командованием майордома Карла Мартелла из рода Пипинидов (потом они стали Каролингами). Будущий император Карл Великий был внуком этого выдающегося полководца.

Христианская победа

Начиная с середины XIII века, под властью арабов находится только Гранадский эмират. Все остальные занятые мусульманами земли христиане с триумфом отвоевали обратно, после чего приступили к возвращению Гранады. Но попытки не увенчивались успехом.

В 1350 году кастильский правитель Альфонсо XI скончался. В результате христиане «забывают» о неотвоеванном Гранадском эмирате на целый век — со смертью короля все активные военные действия прекратились.

В 1469 году правители двух королевств Пиренейского полуострова Арагонии и Кастилии Фердинанд II и Изабелла I заключили брачный союз, в результате чего произошло образование Испанской монархии.

Под руководством королевской четы испанцы возобновили действия по отвоеванию забытого анклава, захваченного мусульманами, где располагался их последний эмират. В 1492 году Гранада пала, что ознаменовало полное завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове. Мусульманская власть в Испании прекратила свое существование. Борьба с ней завершилась изгнанием с полуострова Пиренеи последнего властителя-мавра.

Хронология событий

Начало выступлению христиан против мавров положили представители вестготской знати под предводительством Пелайо — родовитого вестгота, служившего ранее телохранителем у короля Родериха. В 718 году он был провозглашен первым астурийским королем. Астурия стала христианским королевством и сразу же после своего основания объявила войну инаковерующим захватчикам полуострова.

Жители маленького королевства приступили к военным действиям против мавров и сумели дать мусульманам решительный отпор, на который не хватило мужества даже у многотысячной армии Родериха. Продвижение завоевателей по испанским территориям было остановлено. Так началось героическое отвоевание христианскими правителями земель Испании, занятых маврами. Основные события и периоды Реконкисты.

Год Событие
718 Битва у Кавадонги между астурийскими и мусульманскими войсками. Первый разгром христианами мавров-захватчиков.
721 Осада арабами французской Тулузы и освобождение города армией герцога Аквитанского.
732 Сражение при Пуатье и сокрушительный разгром армии арабов. Продвижение мусульман дальше в европейские земли остановлено навсегда.
738−742 Военные стычки арабов и берберов. Ряд успешных отвоеваний земель астурийским королем Альфонсо I.
747−750 Гражданская война в Арабском халифате.
791−842 Правление Астурией королем Альфонсо II. Укрепление позиций христиан на берегах реки Дуэро.
874 Образование нового очага Реконкисты. Граф Барселоны Вифред I добирается независимости от франков и начинает всячески противодействовать маврам, расположившимся в южных окрестностях Каталонии.
878 Освобождение города Коимбра. Установление стабильной границы между владениями христиан и мусульман по реке Дуэро. Заселение севера Португалии.
905−925 Укрепление Наваррского королевства, ставшего одним из форпостов Реконкисты.
939 Кастильское восстание.
985 Захват маврами Барселоны.
1037−1065 Захват португальской Коимбры кастильскими войсками с принуждением правителей мусульман выплаты дани кастильскому королю Фернандо I.
1085 Отвоевание христианами Толедо.
1086 Сражение при Заллаке. Мусульмане разбивают христианское войско.
1094 Отвоевание кастильцами Валенсии.
1108 Сражение при Уклесе. Мощное поражение христиан.
1111 «Обнуление» Реконкисты. Мусульмане возвращают под свою власть почти все ранее принадлежавшие им земли Испании.
1118 Захват Сарагосы королем Арагонии.
1147 Отвоевание Лиссабона и объявление его португальской столицей.
1157 Третье и последнее нашествие мусульман на Испанию. Время гонений на христиан и проявлений крайнего исламского фанатизма.
1195 Битва у крепости Аларкос. Нападение мусульман на спящих кастильцев. Последний разгром христианской армии в Реконкисте.

В 1212 году процесс Реконкисты достигает кульминации. Испанские христиане объединяются между собой и вместе с рыцарями, прибывшими со всего мира, атакуют мусульман. Объединенные войска осуществляют сокрушительный разгром армий мавров. Христиане начинают уверенно двигаться к победе и окончательному освобождению полуострова Пиренеи от захватчиков-мусульман. Реконкиста входит в завершающую стадию.

Реконкиста в Испании - причины, периоды и итоги войны

По общепринятому определению, Реконкиста — это освободительная война между пиренейскими христианами и мусульманскими завоевателями, которая длилась на протяжении восьми столетий (с VIII по XVI вв.). Это противостояние народов, развернувшееся в Испании, стало одним из самых долгих процессов отвоевывания земель, а также значимой страницей в мировой истории.

Эпоха Реконкисты длилась с 718 по 1492 гг. Основную часть христианского населения Пиренейского полуострова составляли испанцы и португальцы. Именно они и стали главными участниками Реконкисты.

Война христиан за свободу против мусульманских захватчиков шла с переменным успехом, но, по сути, в течение всех восьми веков не прекращалась ни на день. Перепады в развитии борьбы были обусловлены внутренними трудностями у обеих противоборствующих сторон:

  • христианские властители пиренейских земель были объяты феодальными распрями, что заставляло их сражаться друг с другом;
  • вассалы христианских правителей подняли мятеж, и знати приходилось прикладывать немалые усилия для его подавления;
  • арабские князья отнюдь не были сплочены единым стремлением к победе, а, напротив, в ходе войны все больше разобщались.

В результате всех этих трудностей, которые сопутствовали военным действиям, правителям обеих сторон нередко приходилось идти на компромиссы — христиане были вынуждены заключать с мусульманами кратковременные союзы, а арабы даже доходили до того, что просили помощи и поддержки у христиан.

Эпоха Крестовых походов, длившаяся с 1095 по 1291 гг., преобразила и возвеличила Реконкисту. Ключевой тезис этих походов заключался в борьбе европейцев-христиан против мусульман и прочих инаковерующих. В крестовый период испанская борьба с маврами-завоевателями стала символом мировой борьбы за христианство.

По образцу тамплиеров европейские рыцари создавали ордены для борьбы с сарацинами, как в Средние века жители Европы называли арабов. Участие в войне против мавров, охватившей Пиренейский полуостров, было не просто личным порывом рыцарей — к этому их призывало Папство.

Однако Крестовые походы не положили конец отвоеванию христианских земель. Процесс Реконкисты завершился лишь в 1492 году, во время правления королей-супругов Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской.

Краткая предыстория

В первой половине V века, когда Западно-Римская империя пала и раскололась на части, вся Иберия, как тогда именовался Пиренейский полуостров, была захвачена племенами германских варваров:

  • вестготами;
  • свевами;
  • вандалами.

Правитель вестготов Эйрих вскоре сформировал на занятых племенами землях обширное государство, названное Вестготским королевством. Владения Эйриха охватывали не только испанскую территорию, но и всю Южную Галлию, и простирались:

  • на севере — до реки Луары;
  • на юго-востоке — до бассейна Роны;
  • на западе — до средиземноморского Бискайского залива.

Именно с Вестготского королевства и началось проникновение арабов на территорию Иберии и ее завоевание ими, ставшие причинами Реконкисты.

Война и противостояние

На рубеже VII—VIII вв. правитель Арабского халифата при содействии берберов, принявших ислам, завоевал всю Африку. В результате этого он вышел к берегам Атлантики — границы расширившегося государства арабов расположились впритык к территории вестготов, разделенные только Гибралтаром.

Летом 710 года арабский правитель отправил в Иберию разведывательный отряд. Четыре корабля пересекли Гибралтар, переправив к берегам Испании 400 воинов-мусульман и 100 лошадей. Прибрежные территории были опустошены незваными гостями, которые вернулись в Африку с богатой добычей.

Успех, сопутствовавший разведке, оказал решающее влияние на дальнейшее развитие событий — воодушевленные легкой наживой мусульмане задумали покорить Иберию и сделать ее частью Арабского халифата.

В 711 году началось завоевание Испании 25-тысячной арабо-берберской армией. Первая битва захватчиков с армией вестготского короля Родериха длилась 8 суток. В первые же дни сражения союзники один за другим начали предавать Родериха, перебегая на сторону мусульман. Отчаявшийся король сдавал позиции день за днем, отводя свою армию все глубже в земли вестготов и вступая в бой с противником только в крайних случаях.

Продолжительное отступление испанских войск завершилось их разгромом и гибелью короля Родериха. Вскоре последовало падение всего Вестготского королевства — лишенные предводителя представители знати не могли действовать слаженно и сплоченно, а простой люд не особенно и противился захвату чужеземцами в надежде, что это принесет им новую лучшую жизнь.

Накануне отпора

К 714 году значительная часть полуострова Пиренеи была захвачена маврами. Так христиане называли завоевателей-мусульман (арабов и берберов), так как те были выходцами из североафриканской области — Мавритании.

Мусульманский правитель торжествовал и готовился приступить к следующим после победы намеченным целям:

  • распространить на покоренную страну неверных свою религию;
  • захватить сокровища царя Соломона, которые по легенде находились в центральной части Испании.

До окончательной победы оставалось совсем немного. Большая часть вестготов-аристократов добровольно приняли власть захватчиков, за что были одарены арабами богатыми землевладениями. И только маленькая территория на севере под названием Астурия стояла у завоевателей словно кость в горле. Именно в этой горной провинции укрылись представители вестготской знати, священнослужители и остатки армии, не пожелавшие смириться с падением королевства и покориться чужеземцам. С Астурии и началось движение испанцев-вестготов за освобождение полуострова Пиренеи от захватчиков-мавров.

Испания 11-го века: конфликт из-за наследства

Хименесы - одна из самых известных средневековых пиренейских династий, восходящая к королю Наварры по имени Химено /925-931/. Больших успехов достиг Фердинанд I Великий: он преобразовал графство Кастилия в королевство (1035), благодаря успешному браку и умной интриге стал королем Леона (в т.ч. Астурии и Галисии). С 1039 объединитель Леона и Кастилии использовал титул "император", что привело к негодованию Папы и императора Священной Римской Империи.

Испания 11-го века: конфликт из-за наследства История, Испания, Кастилия, Война, Король, Наследство, 11 век, Реконкиста, Эль Сид, Длиннопост

В делах реконкисты Фердинанд также преуспел, получив земли южнее реки Дуэро (современная северная Португалия). Эмиры Бадахоса, Толедо и Сарагосы не смогли ничего противопоставить христианскому королюя, а эмир Севильи передал Леону мощи Исидора, почитаемого архиепископа и энциклопедиста (а также, современного покровителя интернета) вестготского периода.

Перед своей смертью в 1065-м Фердинанд решил разделить владения между детьми: Санчо (старший сын) получил Кастилию, Альфонсо - Леон и Астурию, Гарсия - Галисию и графство Португалию, дочь Уррака - город Самору на реке Дуэро, а Эльвира - город Торо.

Амбициозный король Кастилии Санчо II (известный по прозвищу "Сильный") посчитал, что он должен объединить все прежние владения отца. Однако, прежде всего он нацелился на королевства Наварра и Арагон, которыми управляли его двоюродные братья-тезки. Война трёх Санчо (1065-67). Война закончилась незначительной победой Кастилии, "оторвавшей" от Наварры земли Ла-Буреба, Панкорбо, а также Алаву.

Испания 11-го века: конфликт из-за наследства История, Испания, Кастилия, Война, Король, Наследство, 11 век, Реконкиста, Эль Сид, Длиннопост

Сразу после этого Санчо II нападает на брата Альфонсо. Чуть позже Санчо и Альфонсо объединяются и успешно захватывают королевство третьего брата - Галисию. Лишившийся земель король бежит к эмиру Севильи. Но в 1072-м Санчо и Альфонсо поссорились и начали войну. В одном из сражений кастильское войско под предводительством знаменитого полководца Эль Сида Кампеадора пленило Альфонсо. Таким образом, Санчо стал королем Кастилии, Леона и Галисии, а также сюзереном города Торо.

Но Уррака из Саморы выступила против брата и помогла бежать Альфонсо, который обосновался в Толедо. Разгневанный король взял Самору в осаду. Жителей города спасло то, что в лагерь Санчо II пришел "предатель", который, выбрав удобный момент убил короля.

Испания 11-го века: конфликт из-за наследства История, Испания, Кастилия, Война, Король, Наследство, 11 век, Реконкиста, Эль Сид, Длиннопост

Альфонсо начал войну против Тайфы Севилья, в качестве casus belli используя то, что эмир Севильи помогал Гарсии. Арабы остановили войну, пообещав выплачивать значительную дань.

Другим важным завоеванием Альфонсо было подчинение Толедская тайфа. В мае 1085-го он освободил от арабов древнюю вестготскую столицу. Толедо стал одним из немногих городов, который сохранил мосарабский ("среди арабов") христианский обряд после принятия официального римского обряда в 1080-х годах.

Испания 11-го века: конфликт из-за наследства История, Испания, Кастилия, Война, Король, Наследство, 11 век, Реконкиста, Эль Сид, Длиннопост

В 1086 арабская армия (династия Альморавидов) разбила испанские войска в битва при Заллаке у Бадахоса. Однако, кастильцы перехватили инициативу после захват Валенсии Эль-Сидом, который стал её правителем. В 1097-м арабы потерпели поражение от объединенных войск "большой" Кастилии и Арагона под командованием Эль-Сида. Тем не менее, за Альморавидами оказалась победа в битва при Уклесе (1108 г.). В сражении пал инфант Санчо Альфонсес, единственный сын Альфонсо VI. Сам король ненадолго пережил наследника. Престол унаследовала Уррака, дочь Альфонсо (любили же они одинаковые имена!)


Читайте также: