Как изменилась жизнь индейцев после прихода европейцев

Обновлено: 05.07.2024


Непросто выживать в прериях и лесах Северной Америки. До прихода европейцев местные народы не знали гриппа, оспы и ветрянки, но сталкивались с бактериальными инфекциями, ранами и необходимостью помогать роженицам. Так что им приходилось развивать свою медицину, несмотря на то, что у них было для этого не слишком много возможностей.

ИМЕНЕМ ГОСПОДА

Марлон Брандо в своей автобиографии посвящает несколько страниц геноциду американских индейцев:

«После того, как их земли были отняты у них, оставшиеся в живых были согнаны в резервации, а правительство направило к ним миссионеров, которые пытались заставить индейцев стать христианами. После того, как я стал интересоваться американскими индейцами, я обнаружил, что многие люди даже не считают их человеческими существами. И так было с самого начала.

Коттон Матер, преподаватель Гарвардского колледжа, почетный доктор Университета Глазго, министр-пуританец, плодовитый писатель и публицист, известный исследованиями Салемских ведьм, сравнивал индейцев детьми сатаны и считал Божьей волей — убивать язычников-дикарей, которые стояли на пути христианства.


В 1864 году полковник американской армии по имени Джон Шевинтон, расстреливая из гаубиц очередную индейскую деревню сказал, что индейских детей не следует жалеть, потому что из гниды вырастает вошь. Он сказал своим офицерам: «Я пришел, чтобы убивать индейцев, и считаю, что это право и почетная обязанность. И необходимо использовать любые средства под небом Бога, чтобы убивать индейцев».

Солдаты отрезали вульвы индийских женщин и натягивали их на луки седел, а из кожи мошонки и грудей индийских женщин делали кисеты, а затем демонстрировали эти трофеи вместе с отрезанными носами, ушами и скальпами убитых индейцев в Денверском Оперном театре. Просвещенные, культурные и набожные цивилизаторы, что еще сказать?


Когда в очередной раз США заявляют о своем желании просветить очередной народ, погрязший в дикости, бездуховности и тоталитаризме, не стоит забывать о том, что мертвечиной основательно провоняли сами США, используемые ими средства сложно назвать цивилизованными, а цели они вряд ли имеют такие, которые не преследуют собственную наживу.

Что происходило в Америке до прихода европейцев: Загадки доколумбовых цивилизаций



1492 год разделил историю коренных народов Америки на «до» и «после». Открытие Колумбом новых континентов привело к мрачному «после»: были грабежи и завоевания земель, истребление индейцев и разрушение их памятников. Так или иначе культуре миллионов американцев того времени был нанесен непоправимый ущерб. А что же было «до»? Чем жила эта часть света в древности, какой была до прихода европейцев? Чем дольше длится изучение прошлого Америки, тем больше странностей и загадок оно обнаруживает.

Стерилизация

Статья II резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 1946 года: В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: (г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы. В середине 1970-х годов доктору Чокто, индейцу, обратилась 26-летняя индейская женщина. Как оказалось, она была стерилизована в двадцатилетнем возрасте в больнице индейской службы здравоохранения в Клермонте, шатат Оклахома. Впоследствии выяснилось, что 75 процентов подвергшихся стерилизации индейских женщин подписывали формы согласия на стерилизацию, не понимая, что это за операция, или считая, что она обратима.

Проводивший расследование журналист выяснил, что индийскими службами здравоохранения стерилизовалось по 3000 индейских женщин в год, от 4 до 6 процентов населения детородного возраста. Доктор Равенхольд, директор Управления федерального правительства по вопросам народонаселения позже подтвердил, что «хирургическая стерилизация становится все более важным в последние годы методом управления рождаемости».


ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

«Окончательное решение» проблемы индейцев Северной Америки стало моделью для последующего еврейского холокоста и южноафриканского апартеида.

Почему самый большой холокост скрыт от общественности? Не потому ли, что это продолжалось так долго, что стало привычкой? Показательно, что информация об этом холокосте преднамеренно исключена из базы знаний и сознания жителей Северной Америки и всего мира.

Школьники до сих пор учит, что большие территории Северной Америки необитаемы. Но до прихода европейцев здесь процветали города американских индейцев. В Мехико проживало больше населения, чем в любом городе Европы. Люди были здоровы и сыты. Первые европейцы были поражены. Сельскохозяйственные продукты, культивировавшиеся коренными народами завоевали признание на международном уровне.


Холокост североамериканских индейцев страшнее апартеида в Южной Африке и геноцида евреев во время Второй мировой войны. Где же памятники? Где проводятся мемориальные церемонии? В отличие от послевоенной Германии, Северная Америка отказывается признать геноцидом уничтожение индейцев. Власти Северной Америки не хотят признавать, что это было и остается системным планом уничтожения большей части коренного населения.

Как и в случае еврейского геноцида, этот план не был бы столь эффективен без предателей собственного народа. Политика непосредственной бойни трансформировалась в уничтожение изнутри. Правительства, армии, полиция, церковь, корпорации, врачи, судьи и простые люди стали винтиками этой машины убийства. Сложные кампании этого геноцида были разработаны на самых высоких уровнях власти в Соединенных Штатах и Канаде. Это прикрытие продолжается по сей день.


Термин «окончательное решение» не было придумано нацистами. Это был управляющий по делам индейцев, Дункан Кэмпбелл Скотт, Канада Адольфа Эйхмана, который в апреле 1910 года так заботился об «индейской проблеме»:

«Мы признаем, что индейские дети теряют естественную сопротивляемость к болезням в этих тесных школах, и что они умирают гораздо более высокими темпами, чем в своих деревнях. Но это само по себе не является основанием для изменения политики этого департамента, направленной на окончательное решение нашей индейской проблемы».

Европейская колонизация Америки навсегда изменила жизнь и культуру коренных американцев. В 15-19-м веках их поселения были разорены, народы истреблены или порабощены. Первая группа американских индейцев, с которыми столкнулся Колумб, 250000 араваков Гаити, были обращены в рабство. Только 500 пережили 1550 год, а к 1650 году группа вымерла полностью.


Принудительная ассимиляция

Европейцы считают себя носителями высокой культуры и очагом цивилизации. Колониальное мировоззрение делит реальность на части: добро и зло, тело и дух, человек и природа, культурный европеец и примитивный дикарь. Американским индейцам не свойственен такой дуализм, их язык выражает единство всех вещей. Бог не есть трансцендентный Отец, но Великий Дух, который питает все это многобожие, вера во многих богов и несколько уровней божественного. В основе большинства убеждений коренных американцев было глубокое убеждение, что некая невидимая сила, мощный дух, пронизывающий всю Вселенную осуществляет цикл рождения и смерти для всего живого. Большинство американских индейцев верят в универсальный дух, сверхъестественные качества животных, небесных тел и геологических образований, времена года, умерших предков. Их мир божественного слишком непохож на личное спасение или проклятье отдельных людей, как верили европейцы. Для последних подобные убеждения были языческими. Таким образом завоевание обосновывалась как необходимое зло, которое дарует народам «индейцев» моральное сознание, которое «исправит» их аморальность. Таким образом голый экономический интерес преобразуется в благородный, даже моральный мотив, объявляющий христианство как единственную искупительную религию, которая требует верности от всех культур. Таким образом конкистадоры, вторгающиеся на земли индейцев, стремившиеся к расширению империи, накоплению сокровищ, земли и дешевой рабочей силы, оказывались носителями спасения для местных язычников.


Принудительная высылка

Ненасытная жадность к чужой земле остается первопричиной, но многие люди сейчас считают, что выселение индейцев было единственным способом их спасения от истребления. Пока индейцы жили в непосредственной близости от белых, они умирали в результате заболеваний, алкоголя и бедности. В 1830 году началось выселение индейцев. Форсированные марши-броски целых поселений привели к высокой смертности. Печально известное выселение пяти цивилизованных племен — чокто, крикс, чикасавов, чероки и семинолов — это гнетущая страница в истории Соединенных Штатов. К 1820 году чероки, которые создали письменную конституцию по образцу Конституции Соединенных Штатов, газеты, школы, и госучреждения в своих населенных пунктах, выселению воспротивились. В 1938 году федеральные войска чероки выселили силой. Около четырех тысяч чероки погибли во время переселения из-за плохого планирования со стороны правительства Соединенных Штатов. Этот исход известен как Тропа слез. Более ста тысяч американских индейцев в конце концов пересекли реку Миссисипи, покидая собственные земли, отнятые белыми колонизаторами.


«Покорители Америки» или история смертоносного геноцида индейцев


Гитлер — щенок в сравнении с «покорителями Америки». Чему не учат в американских школах: в результате холокоста американских индейцев, так же известного как «пятисотлетняя война» и «самый длительный Холокост в истории человечества», было уничтожено 95 из 114 миллионов коренных жителей нынешних территорий США и Канады.

Американский Холокост: Д. Стэннард (Oxford Press, 1992) — «более 100 миллионов убитых»

«Гитлеровская концепция концентрационных лагерей, многим обязана его изучению английского языка и истории Соединенных Штатов. Он восхищался лагерями для буров в Южной Африке и для индейцев на Диком Западе, и часто в своем ближайшем окружении хвалил эффективность уничтожения коренного населения Америки, красных дикарей, которые не могут быть пленены и приручены — от голода и в неравных боях.

«Адольф Гитлер» Джон Толанд

Коренные американцы имеют самый высокий уровень смертности. Хотя главными убийцами были оспа, корь, грипп, коклюш, дифтерия, тиф, бубонная чума, холера и скарлатина — их всех ввезли европейские колонисты. Некоторые историки считают, что «европейские» болезни послужили причиной 80% всех смертей индейцев.

КУЛЬТУРА

Культура есть выражение творчества людей и включает практически всю их деятельность: язык, музыку, искусства, религию, врачевание, сельское хозяйство, кулинарные стили, учреждения, регулирующие общественную жизнь. Уничтожение американской культуры — больше, чем бойня. Колонизация не только убивает индейцев. Она убивает их духовно. Колонизация искажает отношения, разрушает сложившиеся отношения и развращает.

Практически одновременно с физическим уничтожением целых племен проводились стратегии ассимиляции индейских детей. Иезуитами были возведены форты, в которых молодежь коренных народов была заключена в тюрьму, где ей внушали христианские ценности и принуждали к тяжелому физическому труду. Обучение является важным инструментом в изменении не только языка, но и культуры впечатлительных молодых людей. Основатель индийской промышленной школы Карлайл в Пенсильвании, капитан Ричард Пратт, в 1892 году так охарактеризовал философию своей школы: «Убить индейца — спасти человека». Детям школы было запрещено говорить на своем родном языке, они вынуждены были носить униформу, стричь волосы и подчиняться жесткой дисциплине. Несколько индейских детей смогли бежать, другие умерли от болезней, а некоторые умерли от тоски по родине.


Дети, насильственно разлученные со своими родителями, после того, как их родные системы ценностей и знания были вытеснены колониальным мышлением, после возвращения из школы-интерната не знали свой родной язык. Они были чужими и в своем собственном мире, и в мире белого человека. В фильме «Женщины Лакота» эти дети называются яблочными детьми (красный снаружи, белый внутри). Они не смогли никуда вписаться, не смогли ассимилироваться ни с одной культурой. Эта потеря культурной идентичности приводит к самоубийствам и насилию. Самым разрушительным аспектом отчуждения является потеря контроля над своей судьбой, над своими воспоминаниями, над собственным прошлым и будущим.

Принудительное внедрение колониального мышления в умы детей американских индейцев служило средством нарушения передачи культурных ценностей между поколениями, культурным геноцидом, используемым американским правительством в качестве еще одного средства отбора земель у американских индейцев.


В любой непонятной ситуации – парься

Паровые бани были популярны у почти всех коренных народов Северной Америки, включая Мексику. Только если ацтеки и их соседи строили для бань отдельные помещения, кочевым охотникам севера приходилось выкручиваться. Коренные американцы любили бани и использовали их не только для лечения, но и для придания сил. Готовя парилку, они пели священные песни – как и все традиционные народы, индейцы постоянно «договаривались с духами», искали их благосклонности и соучастия в разных своих делах.

За исключением каких-либо необычных обстоятельств, когда приходилось хитрить и мудрить с учётом того, как мало под рукой материалов, под баню ставилось отдельное типи (или вигвам, в общем, переносной дом из шкур и жердей). Его старались сконструировать как можно более воздухонепроницаемым, чтобы не терять целебный пар. Землю внутри типи выкладывали мелкими камушками, в идеале – гладкой речной галькой. В некоторых местах поверх гальки выкладывали ветки кедра или елей и сосен, чтобы лежать на них – они считались очень полезными.

Возле бани разводили костры, у которых раскладывали куски гранита. Когда гранит сильно нагревался от огня, его куски, удерживая обёрнутыми вокруг прутьями, вносили в баню и клали в центр, выкладывая круг. Подстилка из гальки позволяла граниту не остывать слишком быстро. Часто на куски гранита выкладывали душистые лекарственные травы, но это было не обязательным и зависело от обстоятельств.

Художник Z.S.Liang.

Внутрь входил больной или просто решивший попариться человек, взяв с собой воду, поднимал за оплётку из прутьев горячие камне по одному и лил на них воду. В результате типи превращалось в настоящую парилку. Хорошенько пропотев, «клиент» покидал баню, чтобы окунуться в реку, если вода не была покрыта льдом, или охладиться под ветром. К слову, перед посещением бани считалось необходимым выпить как можно больше воды.

В других вариантах пользования баней траву на камни не клали и воду напрямую не лили, а использовали травяные веники, чтобы зачёрпывать воду и сбрасывать её на всю кучку нагретых камней. Конечно же, баней могли пользоваться одновременно и несколько человек, зависело от того, с какой целью её устроили и каковы были размеры типи. Существовали настоящие медицинско-религиозные по несколько дней, когда днём «молились» над больным и ночью парили его.

По сути, баня помогала поднять температуру тела настолько, насколько это возможно, не сильно повредив человеку – от жара бактерии, которые обычно одолевали коренных американцев, погибали. Использовали её при простудах, ревматизме, воспалении лёгких. Последующее охлаждение давало на контрасте короткий стресс, мобилизующий силы организма. Конечно, порой в бане умирали – обычно пожилые люди с ослабленной сердечно-сосудистой системой, но такая смерть считалась очень даже неплохой, ведь она происходила в чистоте и под священные песни.

Народ оджибуэй настолько привык считать парилку исключительной частью культуры коренных американцев, что, когда его представители столкнулись с финнами – белыми, использующими сауну, то назвали их «людьми парилки», выделив столь необычное, как им казалось, для европейцев культурное явление.

Родина многих культур

Прежде всего, следует разобраться, насколько изолированным от Старого Света был мир народов Америки. Тут среди ученых два подхода – один предполагает контакты между доколумбовыми цивилизациями и представителями разных других культур. Это объяснило бы некоторые общие закономерности – поклонение солнцу как божеству, строительство пирамид и курганов, традиции мумификации и прочее. Существуют версии о том, что на американские континенты прибывали не только европейцы, но и японцы, китайцы, иудеи, арабы, индийцы, африканцы – эти предположения делают по анализу произведений искусства, продуктов.

Гигантские головы ольмекской культуры. Источник: wikipedia.org

Тем не менее, подтвержденным остается лишь факт прибытия норвежцев на остров Ньюфаундленд в конце X века, но и этот контакт, если он был, на местные народы не повлиял. Прибывшие викинги жили своей собственной общиной и с коренным американским населением не взаимодействовали. Кроме этого, подтверждено с помощью генетического анализа, что еще задолго до Колумба на американский континент высаживались полинезийцы. Все остальные версии о влиянии других культур на формирование американских остаются неподтвержденными.

Стела Ла-Мохарра и символы Каскахальского блока - не дешифрованные надписи доколумбовой эпохи. Источник: wikipedia.org

Самой ранней культурой в этой части света считается ольмекская, она возникла в конце III тысячелетия до н.э. Именно ольмеки первыми стали строить города, сооружать архитектурные памятники и вообще задали направление развитию американских племен. Этот народ оставил после себя, помимо прочего, первый американский водопровод протяженностью около двух километров. Сооруженный около трех тысяч лет назад, он был сделан из базальта, представляя собой соединенные между собой камни U-образной формы, сверху накрытые тонкими базальтовыми пластинами.

Другое замечательное наследие ольмеков – гигантские головы, всего их найдено семнадцать. Высотой от 117 до 340 сантиметров, они изображали, возможно, правителей – слишком большие трудозатраты уходили на каждый такой монумент. Каменные головы высекали из базальта, который доставляли каким-то образом за десятки километров, а натуралистичность памятников приводит в некоторое замешательство: никаких промежуточных стадий в развитии искусства ольмеков не выявлено – в какой-то момент они просто принялись делать крайне «похожие» лица. Возраст голов точно не установлен, но они появились не позже 900 года до н.э.

Как американцы и канадцы убивали индейцев. Гитлер рядом не стоял


Индейцы (коренное население Америки) истреблены почти подчистую всякими покорителями прерий и прочими уголовниками, которых до сих пор США и Канада считают национальными героями. И очень обидно становится за мужественных аборигенов Северной Америки, убийство которых по национальному признаку замалчивается. Все знают про холокост, геноцид евреев, а про индейцев… Как-то прошло мимо демократической общественности. Это именно геноцид. Людей убивали только за то, что они индейцы! Более полувека после открытия Америки местное население вообще не считали за людей. То есть натурально принимали за животных. На основании того, что индейцы не упомянуты в Библии. Значит, их как бы и нет.

Гитлер — щенок в сравнении с «покорителями Америки»: в результате холокоста американских индейцев, так же известного как «пятисотлетняя война», было уничтожено 95 из 114 миллионов коренных жителей нынешних территорий США и Канады.


Гитлеровская концепция концентрационных лагерей, многим обязана его изучению английского языка и истории Соединенных Штатов.



Фото североамериканских индейцев 19 века


Он восхищался лагерями для буров в Южной Африке и для индейцев на Диком Западе, и часто в своем ближайшем окружении хвалил эффективность уничтожения коренного населения Америки, красных дикарей, которые не могут быть пленены и приручены — от голода и в неравных боях.


Термин Геноцид происходит от латинского (genos — раса, племя, cide — убийство) и буквально означает уничтожение или истребление целого племени или народа. Оксфордский словарь английского языка определяет геноцид как «преднамеренное и систематическое истребление этнических или национальных групп», и ссылается на первое употребление термина у Рафаэля Лемкина относительно действий нацистов в оккупированной Европе.
Правительство Соединенных Штатов отказалось ратифицировать конвенцию ООН о геноциде. И не мудрено. Многие аспекты геноцида были реализованы на коренных народах Северной Америки.


Еще немного из наследия коренных американцев

На письменности доколумбовых культур построено множество спекуляций, и не раз нашедшие «древний» камень с надписью были обвинены в подделке. По всей видимости, такой подделкой стала надпись из Бэт-Крик, которая была обнаружена в индейском захоронении и якобы демонстрировала связь индейского письма с древнееврейской культурой. Но и реальных памятников хватает, причем до дешифровки надписей еще далеко. Стела Ла-Мохарра, Каскахальский блок остаются безмолвными свидетелями ушедшей культуры. Как и найденные кипу – веревочки с узелками, которые представляли собой мнемоническую и счетную систему.

Кипу доколумбовой эпохи. Источник: wikipedia.org

Зачем-то на плато Наска были созданы гигантские рисунки, причем кроме как с воздуха увидеть их невозможно. Древние геоглифы были обнаружены и в лесах Амазонии. Тут уж удержаться от научно-фантастических предположений совсем трудно – какой еще смысл могут нести линии, если не сигнал прибывшим с небес? А впрочем, с геометрической точки зрения и архитектура доколумбовых культур представляется явлением неповторимым. Долгое время древнейшим городом Америки считался Караль, расположенный в долине реки Супе на территории современного Перу.

Геоглифы в Амазонии и в долине Наска. Источники: wikipedia.org, pixabay.com

Караль, существовавший уже в 2600 году до н.э., замечателен и тем, что включал огромные, в несколько футбольных полей площадью, архитектурные сооружения, и тем, что никаких следов войны – оружия, оборонительных сооружений – там найдено не было. Больше половины тысячелетия жители Караля занимались лишь торговлей, да просто получали удовольствие от жизни – здесь обнаружено множество музыкальных инструментов и украшений. Кстати, неподалеку имеется и геоглиф в виде человеческого лица.

Руины города Караль. Источник: wikipedia.com

Цивилизации доколумбовой эпохи возникали и уходили в прошлое, на их руинах возникали новые, часто использовавшие достижения и предметы культа своих предшественников. Обширные пространства Северной и Южной Америки были домом для разных племен и культур – от примитивных до высокоразвитых. Индейские племена, практикующие жертвоприношения, кровавые ритуалы, охоту с простым оружием и не знающие ни письменности, ни счета – лишь одна из сторон этого объемного явления.
Другая же поражает воображение технологиями или хотя бы таинственностью – практичному уму человека XXI века и американские, и египетские пирамиды представляются чем-то совершенно непонятным и экзотическим. Для любителей же пофантазировать на тему тайных знаний и скрытых сокровищ ушедших цивилизаций существуют прекрасные легенды вроде той, что рассказывает о местонахождении затерянного золотого города Пайтити.

Фото североамериканских индейцев 19 века


Список американской политики геноцида включает в себя: массовое истребление, биологические войны, принудительное выселение из родных мест, лишение свободы, внедрение ценностей, отличных от коренных, вынужденная хирургическая стерилизация местных женщин, запрет на проведение религиозных обрядов и т.д.


Окончательное решение


«Окончательное решение» проблемы индейцев Северной Америки стало моделью для последующего еврейского холокоста и южноафриканского апартеида.


Фото североамериканских индейцев 19 века


Но почему самый большой холокост скрыт от общественности? Не потому ли, что это продолжалось так долго, что стало привычкой? Показательно, что информация об этом холокосте преднамеренно исключена из базы знаний и сознания жителей Северной Америки и всего мира.


Школьники до сих пор учит, что большие территории Северной Америки необитаемы. Но до прихода европейцев здесь процветали города американских индейцев. В Мехико проживало больше населения, чем в любом городе Европы. Люди были здоровы и сыты. Первые европейцы были поражены. Сельскохозяйственные продукты, культивировавшиеся коренными народами завоевали признание на международном уровне.


Холокост североамериканских индейцев страшнее апартеида в Южной Африке и геноцида евреев во время Второй мировой войны. Где же памятники? Где проводятся мемориальные церемонии?


Фото североамериканских индейцев 19 века


В отличие от послевоенной Германии, Северная Америка отказывается признать геноцидом уничтожение индейцев. Власти Северной Америки не хотят признавать, что это было и остается системным планом уничтожения большей части коренного населения.


Термин «окончательное решение» не было придумано нацистами. Это был управляющий по делам индейцев, Дункан Кэмпбелл Скотт, Канада Адольфа Эйхмана, который в апреле 1910 года так заботился об «индейской проблеме»:
«Мы признаем, что индейские дети теряют естественную сопротивляемость к болезням в этих тесных школах, и что они умирают гораздо более высокими темпами, чем в своих деревнях. Но это само по себе не является основанием для изменения политики этого департамента, направленной на окончательное решение нашей индейской проблемы».


Европейская колонизация Америки навсегда изменила жизнь и культуру коренных американцев. В 15-19-м веках их поселения были разорены, народы истреблены или порабощены.


ИМЕНЕМ ГОСПОДА


Марлон Брандо в своей автобиографии посвящает несколько страниц геноциду американских индейцев:
«После того, как их земли были отняты у них, оставшиеся в живых были согнаны в резервации, а правительство направило к ним миссионеров, которые пытались заставить индейцев стать христианами. После того, как я стал интересоваться американскими индейцами, я обнаружил, что многие люди даже не считают их человеческими существами. И так было с самого начала.


Коттон Матер, преподаватель Гарвардского колледжа, почетный доктор Университета Глазго, министр-пуританец, плодовитый писатель и публицист, известный исследованиями Салемских ведьм, сравнивал индейцев детьми сатаны и считал Божьей волей — убивать язычников-дикарей, которые стояли на пути христианства.


В 1864 году полковник американской армии по имени Джон Шевинтон, расстреливая из гаубиц очередную индейскую деревню сказал, что индейских детей не следует жалеть, потому что из гниды вырастает вошь. Он сказал своим офицерам: «Я пришел, чтобы убивать индейцев, и считаю, что это право и почетная обязанность. И необходимо использовать любые средства под небом Бога, чтобы убивать индейцев».


Фото североамериканских индейцев 19 века


Солдаты отрезали вульвы индийских женщин и натягивали их на луки седел, а из кожи мошонки и грудей индийских женщин делали кисеты, а затем демонстрировали эти трофеи вместе с отрезанными носами, ушами и скальпами убитых индейцев в Денверском Оперном театре. Просвещенные, культурные и набожные цивилизаторы, что еще сказать?


Когда в очередной раз США заявляют о своем желании просветить очередной народ, погрязший в дикости, бездуховности и тоталитаризме, не стоит забывать о том, что мертвечиной основательно провоняли сами США, используемые ими средства сложно назвать цивилизованными, а цели они вряд ли имеют такие, которые не преследуют собственную наживу.
Автор: Д. Стэннард (Oxford Press, 1992) — «более 100 миллионов убитых».

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БОГАТСТВО

Американские индейцы чувствовали себя комфортно в среде, максимально близкой к природе. Для них окружающая среда священна, она обладает космическим значением, это рай для всех форм жизни — и она достойна защиты и даже поклонения. Это мать, дающая жизнь, и о которой необходимо заботиться. В этом есть глубокий смысл с экологической точки зрения.

Отношение европейцев к земле иное. Это просто бездушный материал, которым можно манипулировать, который можно менять по своему желанию. Европейцы используют свои природные богатства для личной выгоды.


У каждого шамана – своя трава

В одном племени часто было несколько шаманов, и тому была практическая причина. Дело было не только в том, чтобы раны могло одновременно обрабатывать несколько людей. Каждый шаман специализировался на одной-двух болезнях и свято хранил тайну, какую траву для лечения этих болезней как он приготавливает и назначает. Это делало шаманов невзаимозаменяемыми и гарантировало каждому из них не только постоянный доход, но и безопасность (иначе бы родственники умерших пациентов – а такие неизбежно накапливаются – мстили бы). Кроме того, это вынуждало племя поддерживать определённую численность шаманов, превращая их в авторитетную, хоть и небольшую, группу.

Однако многие травы умели использовать воины и женщины. Конечно, использовалось без шаманов то, что не требовало сложной обработки и точнейшей дозировки. Так, воины носили с собой сушёную траву, чтобы смешивать её со мхом и закрывать раны. Хотя в некоторых племенах за предотвращение беременности были в ответе мужчины – от них требовали сдержанности, чтобы дети не рождались слишком часто, притом к ответу призывали другие воины, у других народов женщины сами готовили травяные напитки, чтобы не беременеть слишком часто. Женщины же готовили чаи, уменьшающие болевые ощущения и чрезмерную потерю крови при месячных и улучшающие лактацию.

Травы использовались не только в виде чая или мягких комков. Навахо использовали твёрдые части засушенных трав, чтобы ухаживать за волосами, веря, что это сохранит их вид здоровым. Травы растирали в пасту, выжимали из них соки, сушили и толкли. Некоторые травы или листья можно и нужно было жевать сырыми.

Вообще массовая культура создала много мифов о коренных американцах. Что ели, чем торговали и как жили индейцы до Колумба: Стереотипы против фактов .

Оспа играла важную роль в убийстве американских индейцев


Термин Геноцид происходит от латинского (genos — раса, племя, cide — убийство) и буквально означает уничтожение или истребление целого племени или народа. Оксфордский словарь английского языка определяет геноцид как «преднамеренное и систематическое истребление этнических или национальных групп», и ссылается на первое употребление термина у Рафаэля Лемкина относительно действий нацистов в оккупированной Европе. Впервые документально термин был употреблен на Нюрнбергском процессе в качестве описательного а не юридического термина. Под геноцидом, как правило, имеется в виду уничтожение нации или этнической группы.

Генеральная Ассамблея ООН приняла этот термин в 1946 году. Большинство людей склонны связывать с геноцидом массовые убийства конкретных людей. Тем не менее, в 1994 году в Конвенции ООН о наказании и предупреждении преступлений геноцида, описывается геноцид вне прямого убийства людей, как разрушение и уничтожение культуры. Статья II Конвенции перечисляет пять категорий деятельности, которые направлены против конкретной национальной, этнической, расовой или религиозной группы, которые следует считать геноцидом.

Этими категориями являются:

  • Убийство членов такой группы;
  • Причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • Умышленное создание группе таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение ее в целом или частично;
  • Меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  • Насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.


Правительство Соединенных Штатов отказалось ратифицировать конвенцию ООН о геноциде. И не мудрено. Многие аспекты геноцида были реализованы на коренных народах Северной Америки. Список американской политики геноцида включает в себя: массовое истребление, биологические войны, принудительное выселение из родных мест, лишение свободы, внедрение ценностей, отличных от коренных, вынужденная хирургическая стерилизация местных женщин, запрет на проведение религиозных обрядов и т.д.

С отъездом Колумба подобная политика не прекратилась. Европейские колонии, а впоследствии вновь образованные Соединенные Штаты продолжали аналогичную политику завоеваний. Массовые убийства происходили по всей стране. Мало того, что индейцев массово убивали, вырезая целые деревни и скальпируя плененных, европейцы так же задействовали и биологическое оружие. Британские агенты раздавали племенам одеяла, которые были намеренно заражены оспой. Более ста тысяч Минго, Делавэров, Шони и других племен, населяющих берега реки Огайо унесла эта болезнь. Армия США взяла этом метод на вооружение и использовала его против ведущих племенной образ жизни на равнинах с таким же успехом.


Боевые ранения

До прихода европейцев американцы в основном страдали от боевых ранений, нанесённых стрелами с зазубренным наконечником. Если такую стрелу сгоряча или по незнанию выдернуть из раны, она разорвёт мышечные волокна, и рана будет заживать долго, трудно и с возможной опасностью гангрены. Обычно раненые старались сломать или срезать древко стрелы, чтобы оно не шевелило наконечник.

Сам же наконечник доставали с помощью ивового прутика. Прутик расщеплялся вдоль, и его половинки осторожно вводились вдоль сторон наконечника, закрывая от зазубрин ткани и превращаясь в рельсы, по которым наконечник легко выходил, стоило потянуть за остатки древка. Самой сложной частью было именно подобрать очень тонкий прутик, удачно его расщепить и ввести – тут требовалась сноровка, за которую раненый потом как следует благодарил подарками.

После этого рана обрабатывалась, закрывалась чистым сухим мхом, в который могли быть вмешаны высушенные лечебные травы. У одних народов шаманы и знающие люди рекомендовали менять мох как можно чаще, у других считалось, что рану нельзя тревожить.

Пулевые ранения сначала очень пугали шаманов и их пациентов. И грязь, занесённая пулей, и то, как она сминала и разрывала ткани, приводило к развитию гангрены. В борьбе за жизнь раненого отверствие от пули начали заливать кипящей смолой. Спасало это не всегда, и мучения от процедуры были чудовищны.
Со временем шаманы выработали такое средство обработки раны, как хвойное масло. Его смешивали с желтками птичьих яиц и заливали в предварительно промытую водой рану. В качестве бинтов использовали полоски замши.

Художник Z.S.Liang.

Доколумбова реальность

Версия о том, что в доколумбовой Америке можно было встретить лишь полудикие племена кочующих индейцев, устарела уже давным-давно. Оба континента – и Северный, и Южный, к концу XV века успели обзавестись богатой историей, причем первые цивилизации здесь возникли, возможно, даже раньше европейских. Считается, что заселена Америка была все же с евразийского материка – в те времена, когда между Чукоткой и Аляской еще существовал сухопутный «мост». Произошло это примерно 30 – 20 тысяч лет назад.

Врата Солнца в Тиуанако - не то календарь, не то предсказатели погоды, не то место поклонения предкам. Источник: wikipedia.org

Постепенно продвигаясь на юг, пришедшие из Северо-Восточной Азии переселенцы развивались по всем правилам эволюции человеческого общества. Общинно-родовой строй, потом – разделение на классы, об этом свидетельствуют археологические раскопки. Америка знала государства, и некоторые из них исчезли еще до прибытия европейцев (и не по их вине, в отличие от, например, Империи инков). Прибытие колонизаторов негативно отразилось на культурном наследии коренных народов: предметы из драгоценных и просто ценных материалов вывозились, переплавлялись и утилизировались другими способами, памятники разрушались из презрения к чужой, не христианской религии или просто в результате мародерства.

Атланты в Туле, Идальго. Источник: wikipedia.org

Но вот археологи и вообще ученое сообщество добрались до серьезного изучения прошлого Америки – произошло это в XIX веке. Находки попадались такие, что приписать их индейцам было непросто – возникли теории о том, что некогда на этих двух континентах существовали какие-то сверхцивилизации, потом погибшие, а возможно, это были и выходцы из Европы или Азии – финикийцы, римляне, китайцы. Слишком неправдоподобным казалось предположение, что «дикие» племена могли иметь отношение к найденным памятникам американского прошлого.

Чаши культуры Мимбрес (Могольон). Источник: wikipedia.org

Стали изучать культуры, которые существовали в доколумбову эпоху, и чем дальше продвигались в глубину веков, тем больше загадок и неясностей выходило на передний план. Оказалось, что практически невозможно ни точно выяснить причины упадка прежних цивилизаций, ни объяснить технологии изготовления или назначение некоторых предметов искусства или сооружений, ни даже расшифровать письменность прежних цивилизаций – лишь письмо майя к настоящему времени оказалось читаемым.

Были ли прежние цивилизации «сверх», походили ли коренные американцы на мифических жителей Атлантиды или просто сумели достичь особенных успехов в некоторых сферах – вопрос интересный и открытый. Но, так или иначе, за много веков до прибытия в Америку европейцев там существовали удивительные натуралистичные изваяния, масштабные архитектурные сооружения, многотысячные города и даже водопровод, керамика и ювелирное искусство, не говоря уж о математических и астрономических достижениях древних американских мудрецов.

Принудительное выселение

В кратчайшее время после американской революции Соединенные Штаты принялись проводить политику выселения американских индейцев. По договору от 1784, заключенном в Форте Стансикс, ирокезы обязаны были уступить земли в западном Нью-Йорке и Пенсильвании. Многие из ирокезов отправились в Канаду, некоторые приняли подданство США, но племя быстро выродилось, как нация, потеряв большую часть оставшейся земли в последние десятилетия восемнадцатого века. Шауны, Делавары, Оттаваны и несколько других племен, наблюдая за падением ирокезов, создали свою собственную конфедерацию, назвавшись Соединенными Штатами Огайо, и объявили реку границей между своими землями и владениями поселенцев. Начало последующих военных действий было лишь вопросом времени.


«Индейская школа-интернат» — культурный геноцид

Читайте также: