Как делали мафию 2

Обновлено: 04.07.2024

«Я мечтал о деньгах, машинах, женщинах, уважении, свободе. Думаю, что я получил все это… более или менее» — эти слова Вито Скалетты, главного героя Mafia 2, лучше всего выражают суть игры. Пускай тут не так уж и много (а точнее, совсем нет) свободы, зато женщин, денег, хорошей музыки, врагов и особенно машин — хоть вагонами грузи.

Призрак дона на холме

Хищного вида профсоюзный босс сначала предлагает Вито потаскать ящики за сущие копейки, но когда узнает, что тот знаком с Джо, то сразу предлагает куда более выгодные условия труда.

Хотя принято считать, что Mafia — это клон GTA, вторая часть решительно опровергает это утверждение. Необязательных заданий здесь практически нет, а те, что есть, вам никто навязывать не будет — к примеру, о том, что в игре можно грабить магазины, автор этого текста узнал только в предпоследней миссии.

По сути, все самое важное и интересное в игре случается в рамках того маршрута, по которому, согласно замыслу разработчиков, должен двигаться игрок. Открытый город не более чем огромных размеров декорация: там, конечно, ездят машины, орут газетчики, скрипят тряпками чистильщики сапог, но настоящей жизни в Эмпайр-Бэй нет. Прохожих не то чтобы много, их лица часто повторяются, и лучшее, на что они способны, — это картинно прижиматься к стене, чтобы не попасть под ваш автомобиль, и неуклюже поскальзываться на льду во время зимних уровней.

Сцена из битвы за Сицилию, конечно, выбивается из общей стилистики, зато помогает очень быстро освоиться с механикой стрельбы.

Зато что творится на миссиях! Еще один секрет успеха Mafia заключается в том, что здесь все время что-то происходит. Спускаясь по лестнице своего дома, вы можете обнаружить полицейских, которые ломятся в чью-то дверь этажом ниже. В следующий раз там может оказаться курящая домохозяйка. Или мертвецки пьяный мужичишка в пельменеобразной кепке. В квартирах, мимо которых вы проходите, слышатся чьи-то трагические вздохи… и это еще до того, как вы выйдете из подъезда и сядете в машину!

Тысячи тысяч мелких деталей превращают топорную историю про двух недалеких бандитов в одну из самых кинематографичных игр современности. Даже стол третьесортного клерка, который появляется на экране ровно на полторы секунды, ни за что не будет пустым — на нем обязательно будут лежать какие-то бумаги или стоять стакан с недопитым кофе. Или вентилятор. А на пустынной парковке вам обязательно встретится какой-нибудь сумасшедший бомж, самозабвенно несущий ахинею.

И снова — авторы хотят, чтобы вы погрузились в этот мирок как можно глубже. Хотя каждая миссия, как правило, в итоге сводится к элементарной перестрелке с укрытиями, этому почти всегда предшествует долгая история, в каждой из которых вы будете участвовать лично. Если сказано, что Вито воевал на Сицилии, то это значит, что первая миссия начнется с операции по свержению режима Муссолини. Если Джо и Вито разгружают грузовик с сигаретами — это значит, что вы нажатием кнопки должны бросать Джо из кузова блоки с куревом. Если надзиратель в тюрьме заставляет драить писсуары, хватайте тряпку — и чтоб блестело. Ну а если Вито по каким-то своим надобностям понадобится пробраться через канализацию — в определенный момент с потолка на него польется что-то зловонное (камера при этом расположена так, словно это что-то льется лично вам в лицо). Будьте уверены, костюм потом останется грязным до конца миссии, а прохожие будут отпускать в вашу сторону едкие комментарии, чтобы вы не забывали, какой же вы вонючий.

Персонажи здесь умирают с должным пафосом, но как-то не очень естественно: игре заметно не хватает физической технологии Euphoria.

Маниакальное внимание к деталям порой заменяет геймдизайнерам 2K Czech фантазию — пускай в игре много одинаковых перестрелок, зато как они обставлены! Всегда в уникальных декорациях, всегда с чем-нибудь разрушаемым: если надо расстрелять в щепки чей-то бар, то будьте уверены — он разлетится именно что в щепки. Ну а если перестрелка происходит, скажем, внутри бара, то там точно будет много хрупких стеклянных предметов.

Все эти мелкие детали, необязательные встречи и случайные эпизоды складываются в очень, очень реалистичную картину. Играть в Mafia 2 — это все равно что смотреть хороший фильм, режиссер которого точно знает, куда вы посмотрите в следующую минуту, и ни на секунду не дает усомниться в реальности происходящего. Разница в том, что игрок лично задействован в каждом узловом событии процесса, и это, как и восемь лет назад, извиняет любые клише и нелепицы, которые могут сорваться с языка героев.

Когда ожидания не соответствуют действительности

Ну а теперь вернемся к ремастеру. Итак, что же такое Mafia 2: Definitive Edition? По сути, это базовая игра со всеми дополнениями и, как заявляют разработчики, графикой в высоком разрешении с улучшенными текстурами. Ах да, еще в комплекте есть бонусные одежда и автомобили, при условии, что куплены Mafia: Definitive Edition и Mafia 3: Definitive Edition. Тем, кто хотел увидеть в игре что-то действительно новое (вырезанные материалы, новые линии в сюжете, дополнительных персонажей, черно-белый фильтр, да хоть что-то), лучше достать из ящика губозакаточную машинку, ибо ее придется использовать часто.

Ко встрече с мафиози готов

Ко встрече с мафиози готов Ко встрече с мафиози готов

Ну да ладно, наверное, хотя бы графика стала гораздо лучше, подумают многие. Однако и здесь есть небольшой сюрприз. Картинка почти никак не изменилась. В обзоре речь идет о версии для PS4, и здесь графика в сравнении с оригиналом на ПК выглядит не намного лучше. А если учесть, что для игры вышло довольно много модов для улучшения визуала, то ремастер, вероятно, и вовсе может меркнуть на фоне творений фанатов. Действительно, существенную разницу найдут разве что те, кто проходил Mafia 2 на PS3 или Xbox 360. Если сравнивать ремастер с этими версиями игры, отличия все же найдутся, и довольно существенные.

Просто снимок местной достопримечательности

Просто снимок местной достопримечательности Просто снимок местной достопримечательности

Но все бы ничего, если бы игра была оптимизирована по-людски. И как раз в этом моменте кроется наибольший минус Definitive Edition. На PS4 Pro игре удается тормозить даже в кат-сценах. Перестрелки, езда на автомобилях и просто гуляние по городу просадок FPS тоже не лишены. Сложно понять, что именно двигало разработчиками, когда они решили выпустить настолько сырой продукт на консолях, где в принципе геймеры не должны видеть тормозов, по крайней мере, в игре прошлого поколения.

Однако и это еще не все, чем отметилось это издание. Баги. Вот, пожалуй, еще один существенный недостаток. Не сказать, чтобы их было слишком много, но порой они встречаются и при этом могут запороть выполнение миссии и прохождение игры в целом. К примеру, во время выполнения заданий, когда Вито и Джо должны были скрыться от полиции, все вдруг замерло и копы перестали как-либо реагировать на происходящее.

Вито — единственный здесь, кто знает меру

Вито — единственный здесь, кто знает меру Вито — единственный здесь, кто знает меру

Все бы ничего, но для завершения миссии нужно было убить всех полицейских, а учитывая, что они не появлялись там, где нужно, задание пришлось переигрывать. К тому же такие моменты не всегда очевидны, из-за чего перед обнаружением очередного бага может уйти целый час на поиск проблемы, прежде чем станет ясно, что лучше перезагрузить сохранение и начать сначала.

Крутость этих двоих зашкаливает

Крутость этих двоих зашкаливает Крутость этих двоих зашкаливает

Из положительных сторон ремастера выделить, к сожалению, нечего. Да, игра все так же чарует своей криминальной атмосферой, веселит забавными шутками (сцены в тюрьме и момент, когда Вито с Джо везли труп) и легко погружает в свой сюжет, даже если он до дыр изучен. Но это в первую очередь заслуга оригинала и студии 2K Czech, а не создателей переиздания. Скорее это просто порт, нежели что-то новое.

Пора привыкать

Наверное, вот так раскладывать Mafia 2 на составные части — это самое недостойное, что можно сделать с сиквелом самой кинематографичной игры на PC. Но правда такова — после прохождения в душе не остается ровным счетом ничего, что позволило бы еще семь лет с придыханием ждать следующей части. Я вряд ли через месяц вспомню, как там звали сестру главного героя, или захочу внезапно собрать все фотографии из журнала Playboy, раскиданные по игре. Как ни странно, но Mafia 2 проваливается именно в том, что ждали от нее больше всего, — она не трогает; там некому сопереживать, некого провожать до дома под луной и совершенно некого оплакивать. Человек, досмотревший до конца «Однажды в Америке», «Славных парней» и «Крестного отца», едва ли откроет здесь для себя что-то новое. Кроме неутешительного, но само собой напрашивающегося вывода, что жизнь коротка, нелепа и слишком уж многое в ней никак не зависит от нас.

Игры нельзя начинать с таких откровенно слабых уровней, каким является военный пролог Mafia 2. К счастью, он длится минут десять.

В жизни Вито Скалетты главной направляющей силой всегда был лучший друг Джо, вместе с которым они били витрины в юности. Он же встретил его на вокзале после возвращения с войны (куда Вито был отправлен вместо тюремного срока за кражу), и вдвоем они прошли весь короткий путь по кривой криминальной дорожке. У героев не так уж много времени (все пятнадцать глав проходятся максимум часов за 10), поэтому и на моральные терзания его просто не остается. В отличие от таксиста Томми Анджело с его честными-пречестными голубыми глазами, Вито — настоящая шпана и не гнушается выполнять грязные поручения толстого, словно навозный жук, председателя рабочего профсоюза, а в какой-то момент легко соглашается поучаствовать в торговле героином. Все это, конечно, очень расходится с образом непутевого сына из религиозной семьи, который может возникнуть у нас после нескольких первых глав игры. Но в Mafia 2 не только на заправках и в магазинах работают абсолютно одинаковые персонажи — здесь даже главные герои выписаны из рук вон плохо. Вито всю игру с каменным лицом делает только то, что ему говорят (один раз, правда, срывается спасти жизнь старому мафиози, которому был многим обязан), Джо ни разу не выходит за рамки простоватого плейбоя, любителя ярких рубашек и борделей, а остальные персонажи умирают или исчезают даже раньше, чем успеваешь запомнить их имена.

Семейный бизнес

Обратите внимание, багажник, скорее всего, открылся в результате нашего не очень меткого выстрела.

Как выяснилось, все это время Illusion Softworks чувствовали себя гораздо лучше, чем можно было подумать. Во-первых, они превратились в 2K Czech, и это второе важнейшее приобретение 2K Games после Irrational Games (которые теперь 2K Boston/2K Australia). Во-вторых, за прошедшие шесть лет команда вообще не изменилась. Сиквелом заняты те же самые люди, которые придумали Mafia, и это прекрасно. Самая трогательная история приключилась со сценаристом, который за это время окончил университет, выучился режиссуре и теперь вспоминает оригинал краснея: «Первая «Мафия» — ну это, конечно, был такой детский сад. Фактически, я написал сценарий просто потому, что всем показалось, что я смогу это сделать лучше других. Сейчас это очень смешно вспоминать — мы были невероятно стеснены в художественных средствах, и я ставил каждую сцену, имея в голове один-единственный режиссерский прием — пролет камеры. А эти картонные персонажи! С точки зрения психологии героев «Мафия» была абсолютно черно-белой игрой. Во второй части мы это, разумеется, исправим. Это куда более взрослая и сложная история».

Именно по этим, надо думать, причинам, Mafia 2 никак не связана с первой частью. Чехи кое-где подмигивают самым внимательным, но на этом, за исключением центральной темы, пересечения заканчиваются. Для верности сиквел стартует спустя 12 лет после событий первой части, в 1950 году (и заканчивается в 1953-м).

Вито, типичный оборванец из бедной семьи итальянских эмигрантов, попавший в армию вместо колонии для несовершеннолетних, возвращается в родной город после Второй мировой войны. На вокзале его подхватывает подозрительно хорошо одетый друг, с которым они в нежном возрасте вместе колотили витрины. И очень быстро выясняется, что одежда и дорогая машина заработаны Джо вовсе не на итальянской прачечной. Так Вито, который понятия не имеет, чем ему заняться после войны, вступает в новую семью.

Дон, милый дон

Разумеется, ни один экшен с укрытиями не может обойтись без Зала с колоннами.

Mafia 2 работает по тем же самым принципам. Впрочем, сюжет в этот раз стал сложнее и интереснее. Вы наверняка уже в курсе того, как начинается эта история: статный юноша Вито Скалетта возвращается с войны в месячный отпуск. Прямо на вокзале его берет под локоть лучший друг, Джо Барбаро, с которым они в допризывные времена воровали телевизоры, и намекает, что за последние годы познакомился с «нужными людьми», поэтому теперь Вито необязательно возвращаться в армию, стоит только разобраться с парой бумажек. Зато тут, в Эмпайр-Бэй, для него найдется отличная работенка…

Во второй части сценаристы оставили наивные попытки изобразить гангстерскую сагу. Их история куда проще и вместе с тем — реалистичнее. Здесь не будет традиционной ах-я-так-тебе-доверял-битвы с лучшим другом-предателем, не будет даже любовной истории. Вито и Джо — два искренних лоботряса, которые с детства не хотели работать, но хотели зарабатывать. Учитывая итальянское происхождение, лучшее место для них — одна из трех мафиозных семей города.

Мордобой с мясником в разделочном цехе — страшно надуманная, но очень стильная сцена.

И пацаны начинают идти к успеху. Времени у них не так уж много — хотя первую и последнюю миссии разделяет временной промежуток в шесть лет, пять с половиной из них Вито проводит за решеткой (простите, без этого спойлера у нас никак не получится обойтись). Пара недель до ареста, несколько месяцев после — разумеется, за это время они не успеют стать ни донами, ни консильери, ни даже капо. Зато этого вполне достаточно, чтобы попасть в семью, почувствовать на себе все прелести необлагаемых налогами доходов, нажить массу врагов и попасть в такие неприятности, из которых будет всего два выхода, один из которых ведет — снова — к тазику с цементом и тихой заводи.

Разумеется, в деталях все оказывается сложнее: к середине игры у обоих героев появляется масса поводов рыдать в подушку по ночам, а любой ролик к этому времени превратится в калейдоскоп из итальянских фамилий, в которых с непривычки можно запутаться: Аудиторе (чтобы избежать дальнейших спойлеров, все фамилии изменены) торгуют наркотиками, хотя в Организации на это наложен строгий запрет. Челентано знают об их делах, поэтому скоро может начаться война, и неизвестно еще, к кому примкнет семья Чиполлино…

Машины с радостью взрываются, если выстрелить им в бензобак. Имейте в виду — однажды это знание может спасти вам жизнь.

Честно говоря, если в какой-то момент вы не уследите за этой подковерной борьбой — ничего страшного. Главное в Mafia 2 — это то, как развиваются два главных героя на протяжении своей короткой, но насыщенной криминальной биографии. В самом начале от нас требуются сущие мелочи: поколотить пару упрямых портовых рабочих, выкрасть какие-то бумажки из сейфа государственной конторы… Потом — первое заказное убийство, арест, суд, драка с гомосеками в тюремной душевой, протекция криминального авторитета, досрочное освобождение, бордели, ворованные сигареты, томиганы. Джо и Вито сами не успевают заметить, как погоня за легкими денежками превращается в опасную и очень трудную работу. А к тому времени, когда они это поймут, будет уже поздно.

Один из самых показательных эпизодов в сценарии — это день выхода Вито из тюрьмы: прошло шесть лет, на дворе пятидесятые, вместо зимы — лето, военно-патриотические билборды на улицах исчезли, по улицам ездят совсем другие машины, а по радио звучит модный рок-н-ролл. Разработчики и раньше показывали эпизоды из разных половин игры, поэтому мы уже видели оба облика Эмпайр-Бэй, но именно после мучительно долгого эпизода с тюрьмой, оказавшись на свободе, мы вместе с Вито понимаем, что мимо нас прошло целых шесть лет и что мир изменился навсегда.

Мафия бессмертна. Mafia 2

Что? Вторая часть главной интерактивной гангстерской саги.

Как? Шесть лет ожидания, полгода переписки, три часа в самолете в Прагу и два — в автобусе в город с чудесным названием Брно.

Если в порядке эксперимента скормить поисковой системе Google слово «Mafia», то быстро выяснится, что вся первая страница результатов полностью посвящена компьютерной игре Mafia: The City of Lost Heaven, а вовсе не специализированным мафиозным ресурсам, как можно было бы предположить. Mafia для интерактивных развлечений означает примерно то же самое, что кинофильм «Крестный отец» для кинематографа. Это всеобъемлющее высказывание на тему специфической чести, семьи, Америки, «томми-ганов» и джаза. И к тому же одна из лучших компьютерных игр, созданных человечеством. В 2001-2002 году игры сделали несколько очень важных шагов навстречу большому искусству. Первый шаг назывался Max Payne, а второй — это как раз Mafia: The City of Lost Heaven. Используя набор примитивных выразительных средств (с лицевой анимацией, напомним, дела обстояли крайне грустно), чехи из Illusion Softworks умудрились рассказать историю совершенно общечеловеческого масштаба. «Мафия» — одна из немногих компьютерных игр, которые с легкостью конвертируются в любой другой медиаформат, ее спокойно можно представить себе книгой или фильмом. Это монолитное произведение, гангстерская сага, которая с равным успехом срабатывала для тех, кто «Крестного отца» видел, и для тех, кто понятия не имел о том, что это такое.

Удивительно, что главное и лучшее высказывание на стопроцентно американскую тему совершили люди, с трудом говорящие по-английски и проживающие в городе с труднопроизносимым названием Брно. Половина сотрудников Illusion Softworks, включая арт-директора и ведущих программистов, общались с автором этих букв при помощи переводчика. Сценарий был написан 23-летним художником по причине отсутствия в Чехии профессиональных игросценаристов. Это поразительно, но взрослое и продуманное произведение было создано в то время, когда один человек в команде еще мог исполнять две никак не связанные между собой роли, а индустрия еще не осознала себя полноправной разновидностью искусства. Четыре года спустя в Electronic Arts попытались сделать все то же самое, но лучше: обзавелись лицензией, о которой в Illusion Softworks могли только мечтать (The Godfather), вложили сумасшедшие деньги, пригласили голливудских талантов — и благополучно сели в лужу. Все потому, что там, где чехи говорили сердцем, у американцев выступал хор маркетинговых отчетов.

Mafia — одна из немногих компьютерных игр, по отношению к которым прилагательное «великая» употребляется безо всяких скидок. В Сети существует какое-то бесчисленное количество фанатских комьюнити-сайтов, модов, редакторов и прочих доказательств народной любви. «Мафию» взахлеб любят и критики, и игроки. Тем удивительней, что чехи хранили молчание о сиквеле пять долгих лет. Когда в августе 2007 года я разбил ногу, изображая коленопреклонение перед гигантским логотипом Mafia 2, мы почти не могли поверить, что это на самом деле происходит — казалось, продолжения уже не случится.

За прошедшие годы индустрия изменилась самым драматическим образом. Сменилось поколение консолей, изменились технологии, правила игры, подход, бюджеты, масштабы. В 2002-м автору этих строк было 19 лет, он еще не работал в журнале «Игромания» и аккурат перед выходом игры сказался больным и оформил себе академический отпуск. Для современных двадцатилетних выход Mafia очень удачно совпал с началом того периода, когда искусство начинает восприниматься осознанно — вы учитесь чувствовать контекст произведения. И в этом смысле ожидания от Mafia 2 колоссально завышены. Чехи это прекрасно понимают, поэтому отважились на первую закрытую демонстрацию игры спустя полгода после официального анонса. Все это время мы работали буквально спам-роботом: обрывали телефон 2K Games и пражского офиса, писали десятки писем в день, договаривались, уточняли, несколько раз переносили сроки. И все-таки полетели. То, что вы прочитаете и увидите на следующих пяти страницах, — абсолютный российский эксклюзив.

Предисловие

Для начала хотелось бы немного остановиться на том, о чем вообще Mafia 2. Оригинальная версия этой игры вышла в 2010 году, а ее разработкой занималась чешская студия 2K Czech. Это криминальный экшен с открытым миром, действие которого разворачивается в 40-50-х годах прошлого столетия во времена, когда итальянская мафия еще не испытывала системный кризис. Игра рассказывает о молодом парне по имени Вито Скалетта, который еще в детстве вместе с родителями перебрался из Сицилии в США в поисках лучшей жизни. Однако реальность оказалась далекой от фантазий и вместо больших денег семья погрязла в бедности.

Вот Вито подрастает, находит себе друга по имени Джо Барбаро, и постепенно начинает втягиваться в криминал. Но жизнь беззаботного воришки длится недолго и в один прекрасный момент Вито задерживает полиция, после чего, в качестве наказания, его отправляют воевать на Сицилию. К слову, это событие происходит в 1943 году во времена Второй мировой войны. Отличившись на войне и получив ранение, Вито наконец возвращается в США, где его семья по-прежнему бедствует. Так герой решает вновь продолжить свою криминальную деятельность и направляется прямиком к своему лучшему другу Джо.

Что будет дальше, рассказывать нет смысла, дабы избавить неигравших в оригинал читателей от лишних спойлеров. Можно лишь отметить, что в целом сюжет игры (особенно, его первая половина) получился очень достойным. Да, есть определенные дыры в повествовании, из-за которых рушится целостность истории. К примеру, некоторые события, происходящие в игре, разворачиваются слишком быстро и местами сложно уловить нить между определенными частями сюжета. Однако после полного прохождения и просмотра концовки, очень драматичной, стоит заметить, Mafia 2 остается в памяти как добротный проект, подаривший незабываемые эмоции. Если кто-то не играл в оригинал, но любит криминальные драмы в стилистике 40-50-х годов прошлого столетия — ни в коем случае не пропускайте сей продукт.

Тихий дон

Эффектных погонь в Mafia 2 не так уж много — две или три штуки на всю игру. Эта — самая запоминающаяся.

Гораздо интереснее другое — почему, при всей очевидности формулы успеха, за все эти годы никто так и не смог сделать чего-то подобного? Была видеоигра по мотивам Scarface, было две неудачных попытки игроизации творчества Марио Пьюзо, но они оказывались в лучшем случае посредственными экшенами и любительскими GTA-клонами. Все формальные условия вроде бы были выполнены — сеттинг, механика, музыкальный стиль, а сверху — еще и дорогущие кинолицензии…

Но одного лишь соблюдения формальностей, конечно, было мало. Illusion Softworks (сегодня — 2K Czech) решали задачу куда более высокого уровня: они старались погрузить игрока как можно более глубоко в придуманный ими мир. С садистской целеустремленностью они заставляли нас проживать все события, которые происходили с главным героем.

Если по сюжету Томми Анджело — таксист, то это означало, что первый уровень мы проведем за рулем кэба, мрачно размышляя о том, что честным трудом во времена Великой депрессии на жизнь не заработаешь. Если нужно было грузить в машину ящики с контрабандой, то нам не показывали ролик, а заставляли на собственном горбу заталкивать груз в кузов. И если в какой-то момент предполагалось, что Томми садится за руль спортивного автомобиля и переквалифицируется в гонщика, — то действие следующего уровня переносилось на трек, где нужно было кровь из носу прийти первым к финишу.

И никого не волновало, что игра вообще-то посвящена мафиозным разборкам, а управлять винтажными автомобилями в сто раз сложнее, чем любым тарантасом из GTA. Босс сказал — нужно выиграть гонку, так что, Томми, заводи мотор и не вякай. Не то медный таз, цемент, тихая, но глубокая заводь и — bella ciao!

С таким подходом можно было не волноваться за то, что сюжет на 90 процентов состоит из штампов, а на 10 — из благоглупостей и отсебятины чешских провинциалов. Illusion Softworks превращали каждую банальную сцену в личный опыт, и от этого она мигом переставала казаться банальной.

Мимические морщины

Вот еще одно специфическое удовольствие современных технологий: возможность учинить физически корректную потасовку в людной кофейне.

В 2K Czech (пора, наверное, привыкать к новому названию) придумали для Mafia 2 какую-то хитрую технологию лицевой анимации, а это особенно важно для игры, где людям регулярно засовывают дуло пистолета в рот. Но дело даже не в мимике, а в каких-то совершенно необязательных тонкостях вроде переодевания — новая одежда поможет Вито оторваться от погони. Или, к примеру, кофе: выпив его, вы на какое-то время прибавляете в скорости. Все эти мелкие, в сущности, детали с легкостью можно пропустить и никогда не обнаружить в игре, но из них чехи сооружают правдоподобную, функционирующую социальную модель.

Если спроецировать эту самую скрупулезность на всю игру, то выясняется масса интересного. «Город живет своей жизнью» — этот заготовленный журналистский оборот вы читали, наверное, бесчисленное количество раз, но по отношению к Mafia 2 он является чистой правдой. Реальность не растворяется у вас за спиной: тут происходит грабеж без вашего участия, какие-то уличные драки, ДТП. Полицейские не то чтобы посвящают всю свою жизнь охоте на вас. Более того, снова вступают в дело законы физики, и если за Вито погонится какой-нибудь толстый представитель правоохранительных органов, то он просто не сможет перелезть через забор и быстро отстанет.

Пользуясь случаем, 2K Czech передают горячий привет Gears of War и прочим шутерам с претензиями.

В Mafia 2 порядка 50 автомобилей, и каждый из них можно будет угнать моментально (в первой части, напомним, нужно было отдельно изучать способ вскрытия для различных моделей). И здесь снова открывается второе дно: оказывается, любую машину можно вскрыть двумя способами: взломать замок или выбить стекло. Второй, понятно, быстрее, но полиция замечает такие вещи (!) и обязательно припустит за вами. Машины пачкаются, их можно мыть, у них кончается бензин, они, наконец, перегреваются.

Кроме того, в городе по-прежнему действует активная транспортная система, так что при желании от вождения можно попросту отказаться: к трамваям теперь добавились такси.

Америка завораживает чехов все так же, как шесть лет назад.

Самая печальная новость по поводу Mafia 2 состоит в следующем: игры еще попросту нет. Есть технология, сюжет, персонажи, некоторые кат-сцены, уровни. Но живой, функционирующей игры 2K Czech пока не сделали. Они показывают огромные уровни невероятного масштаба: настоящую нью-йоркскую обсерваторию, пристань, какие-то несусветных размеров склады — и все это действительно выглядит совершенно завораживающим образом. Но когда элементы сложатся в цельное произведение, не знают, по их собственному признанию, даже 2K Czech. Совершенно точно не в этом году.

И вот что замечательно: мы нисколько не переживаем. С Mafia 2, похоже, выходит какая-то образцово-показательная история: это глубокий анализ собственных ошибок и бережное отношение к собственным же достижениям. В Mafia 2 нет паркура, игр с физикой и пространством, нет каких-то умопомрачительных графических свершений, нет тотальной разрушаемости. Зато есть джаз, атмосфера и колоссальное, беспрецедентное внимание к деталям. Поэтому лучшее, что можно сделать во время мучительного ожидания, — расслабиться, переиграть первую часть и проверить свой культурный багаж. Ориентиры где-то неподалеку.

Фильмы, которые необходимо посмотреть перед Mafia 2

Трилогия «Крестный отец» (1972, 1974, 1990)

Реж. Френсис Форд Коппола

Вито Корлеоне, патриарх одного из самых влиятельных кланов, передает управление делами семьи своему сыну Майклу, который только что вернулся с войны и имеет несколько другие представления о чести и долге. Но семья быстро и доходчиво объясняет ему, что это «предложение, от которого нельзя отказаться» (согласно опросу Американского института кинематографии, эта фраза находится на втором месте по числу цитирований).

Сегодня это довольно сложно представить, но главная гангстерская сага выводила фактически новый вид морали. Крестный отец у Копполы стоял над законом, над общечеловеческими понятиями о добре и зле. При этом Вито, человек, по чьему приказу отдельным людям в кровать подкладывались отрезанные лошадиные головы, виделся воплощением высшего правосудия.

«Крестный отец» — эпическое, размеренное и очень традиционное кино, которое до сих пор никто так и не смог повторить в таком же объеме и масштабе. Это не то чтобы романтизация организованной преступности, это такая переданная в ощущениях информация о том, что в мире существуют различные представления о справедливости. И не факт, что у нас эти представления правильные.

Однажды в Америке (1984)

Реж. Серджио Леоне

Сорок лет жизни четырех гангстеров из нижнего Ист-Сайда на Манхэттене: от мелкого мошенничества до крупных дел, запрета, изгнания и возвращения в родной район.

Великий режиссер спагетти-вестернов Серджио Леоне («За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой») ради своего собственного гангстерского высказывания отказался от режиссерского кресла «Крестного отца», о чем, говорят, впоследствии жалел. «Однажды в Америке» — его последний фильм, и это — сага совершенно несусветных масштабов. Первая версия длилась десять часов, после чего была урезана до шести — Леоне предлагал выпустить ее как два трехчасовых фильма. Продюсеры отказались, и Леоне, скрипя зубами, смонтировал четырехчасовую версию, заявив, что на полу осталось как минимум 45 минут материала, важного для понимания фильма. Студия снова отказала, и финальный вариант длится 229 минут.

И если Коппола исследовал гангстерские понятия о чести, долге и семье, примеряя их на все человечество, то Леоне скорее разбирается с тем, как на этих же самых людей влияет время. Великий фильм — категорически непонятно, отчего никто из основных держателей капитала в игровой индустрии до сих пор не озаботился приобретением лицензии.

Славные парни (1990)

Реж. Мартин Скорцезе

«Сколько себя помню, всегда хотел быть гангстером», — еще одна важнейшая цитата, которой открывается Goodfellas, последний великий гангстерский кинофильм. Скорцезе первым развенчал миф о высшей справедливости, чести и долге. У него слово «fuck» употребляется почти 300 раз, он показывает все, что Коппола и Леоне оставляли за кадром: бейсбольные биты, разбивающие лица, и расстрелы в упор. Скорцезе, выросший в типичном итальянском районе, поступательно избавляет аудиторию от всех иллюзий, которые накопились у нее за 30 кинематографических лет. Это, наверное, последний фильм (кроме, может быть, «Казино» все того же Скорцезе), который серьезно высказывается на гангстерскую тему. Затем в девяностых случилось «Криминальное чтиво», и все — пришла ирония и постмодернизм.

На съемочной площадке Роберта Де Ниро консультировали бывшие гангстеры, а кое-кто, говорят, даже звонил ему из тюрьмы. Генри Хилл, чья жизнь лежит в основе фильма, благополучно вылетел после премьеры из программы защиты свидетелей. Некоторые по какому-то недомыслию называют телесериал «Бригада» нашим ответом «Славным парням». Так вот, фильм требуется увидеть хотя бы ради того, чтобы понять бесконечную глубину этого заблуждения.

Mafia 2

Объяснять, почему Mafia — одна из величайших видеоигр в истории, неблагодарное дело. Не потому, что это сложно, просто объяснять, кажется, и нечего. Не сработает даже наша дежурная присказка «если вы ни разу в жизни не видели игр».

Человеку, далекому от индустрии, сложно будет объяснить, чем хорош, например, StarCraft 2, но Mafia говорит со своей аудиторией на универсальном языке и обращается к общеизвестным источникам. Кроме того, как это обычно и случается с гениальными проектами, в этой игре по-чеховски удачно сложилось все — механика, постановка, персонажи, дизайн, музыка… Вряд ли в 2002 году люди из провинциальной чешской студии всерьез собирались сделать интерактивный аналог «Крестного отца». Но именно это у них и получилось.

Лучшим свидетельством их успеха для автора этой статьи является следующая сцена: когда мы в редакции проходили Mafia 2, в один прекрасный момент кого-то угораздило включить случайный радиоприемник на не менее случайной кухне. Сочно хрустнув, динамик начал наигрывать тему из первой «Мафии»… в этот момент все присутствующие как-то вздрогнули. «Неужели прошло восемь лет?» — пронеслось в голове. Подозреваю, что все остальные в ту секунду подумали примерно о том же.

Проклятый старый дон

Про новшества в механике мы уже подробно рассказали в предыдущем номере, но на всякий случай напомним основные моменты. Итак, в перестрелках появилась простая, но функциональная система укрытий. Противники ею тоже радостно пользуются, причем, что радует, они обучены высовываться из укрытий несколькими способами. Стрелять стало удобнее, но никто не говорит, что будет легко: здоровье восстанавливается, но медленно, а умирают герои через полторы пули.

Ездить по городу стало проще — полиция больше не штрафует за проезд на красный свет, да и превышение скорости иногда сходит нам с рук. Зато за теми, кто пытается скрыться с места ДТП, стражи порядка охотятся регулярно. Кроме того, теперь они запоминают раздельно ваши внешние приметы и номер автомобиля, так что, даже если вы угрохаете кучу денег в автомастерской, вас все равно может распознать на перекрестке рядовой полисмен.

В основном тексте мы не стали заострять на этом внимание, но учтите: приставлять пистолет к разным частям тела и размазывать по стенам чужие мозги здесь приходится сплошь и рядом.

Вообще, по ощущениям, Mafia вроде бы стала куда более современной и дружелюбной, но хардкорное прошлое то и дело дает о себе знать — особенно если включить реалистичную физику поведения машин на дорогах. Любая неосторожность, любой самонадеянный шаг («да их там в комнате всего двое осталось, щас я их!») почти наверняка заканчивается провалом миссии, и это раздражает так же сильно, как в 2002 году. Однажды нас сначала заставили проехать через весь центр города, пристроиться там в хвост за машиной одного мафиозного босса, уехать следом за ним на выселки, прокрасться на территорию охраняемого объекта… после чего (а прошло минут двадцать) нас вульгарно облаяла сторожевая собака, засчитали провал, и миссию пришлось проходить с нуля.

Но самое обидное в Mafia 2 — это когда безупречный образ криминального мегаполиса дает трещину, причем в самых неожиданных местах. Почему-то в виртуальном мире, где в дешевых клоповниках не бывает двух одинаковых этажей, все заправщики — на одно лицо. Белокурая девушка-продавщица из магазина одежды воркует с премилым французским акцентом, но вот незадача: бутиков в городе много, а девушка и акцент — одни на всех. Наконец, восхитительные мелодии на радио слишком уж быстро начинают повторяться: учитывая, что радиостанций всего три, и вспоминая, как с этим обстоят дела в той же GTA, — довольно-таки слабый результат.

В Mafia 2 нет того размаха, за которым гонятся создатели игр-конкурентов. Но ее покупают не за этим. В мире этой игры хочется жить, причем слово «жить» здесь следует понимать не в том смысле, который обычно вкладывают в него игры типа Gothic или Oblivion. Здесь не задержишься надолго, зато те несколько дней, которые мы проводим вместе с Вито и Джо, стоят многих месяцев блужданий по фэнтезийным лесам и охоты на эльфов восьмидесятого уровня. Здесь не получится мирно существовать, здесь предлагают прожить целую жизнь — насыщенную, бурную, порой трагически-кровавую, но неизменно интересную. И когда она подойдет к финалу (а заканчивается Mafia 2 отнюдь не выстрелом и даже не пафосным монологом), вы еще долго будете сидеть перед экраном. А потом поймете: ради таких игр восемь лет ожидания — не срок.

ПЕРЕВОД: Локализация от «1С-СофтКлаб» получилась, скажем так, неровной. Большинство актеров (даже Борис Репетур, который обычно озвучивает всех подряд) идеально соответствуют своим ролям, но некоторые — в особенности главные герои — иногда почему-то срываются, начинают говорить какими-то не своими голосами и путают интонации. Кроме того, речь диджеев на радио почему-то не переведена, поэтому если вы не знаете английского, то сенсационная новость о том, что курение может нанести вред здоровью, пройдет мимо вас.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Даже восемь лет спустя Mafia по-прежнему может схватить игрока за вихры и затащить в свой маленький, но очень детализированный мир, в котором дорого одетые мужчины пьют виски, возят трупы в багажниках, ходят к проституткам и слушают джаз.

Просто рутина

Почему-то разработчики решили, что им хорошо удаются драки, и напихали их почти везде.

Тем более что вездесущий Джо как раз обещает ее устроить — он везет друга в бордель, знакомит с капорегиме одной из влиятельных семей, благодаря которому их обоих принимают в мафию. Вито обзаводится новым домом и машиной, сорит деньгами, а мы в счастливом неведении полагаем, что все предшествующие события были лишь большим-большим прологом, а вот сейчас начнется настоящая игра. С интересными персонажами, необычными поворотами сюжета и разнообразными миссиями. Но когда в десятый раз просыпаешься от треска телефона в прихожей, одеваешься, хватаешь машину и после долгого-долгого перегона и пары статичных кат-сцен получаешь очередной заказ на устранение неугодного семье человека с итальянской фамилией (как его там — Чиполлино, Челентано, Берлускони?), потихоньку понимаешь, что это и есть вся игра. В отличие от первой части, которая постоянно выдавала что-то неожиданное, предлагая то поучаствовать в настоящих гонках, то проводить до дома симпатичную дочку бармена, Mafia 2 почти не умеет удивлять.

Семьдесят процентов игры занимают простые перегоны из точки А в точку Б (погони случаются пару раз за игру, полиция особо не досаждает), иногда сопровождающиеся тиканьем таймера. Ну а оставшиеся тридцать — довольно простой, даже примитивный по сегодняшним меркам экшен от третьего лица с укрытиями и полным отсутствием удовольствия от стрельбы (врагам не помешала бы реалистичная физика тел, а оружию — нормальная отдача). От сравнения с каким-нибудь Kane & Lynch 2: Dog Days спасает только то, что в важных для сюжета местах перестрелки все-таки очень здорово срежиссированы: подстреленные враги падают через перила (все анимации заранее просчитаны), колонны разлетаются на куски, а машины взлетают на воздух от одного попадания в бензобак.

Mafia 2.0

Главное тут — помнить, что все объекты вокруг теперь являются не пассивными, а активными декорациями.

Mafia традиционно принято считать самым удачным GTA-клоном, но это явно не так. Для чехов история, персонажи и драма всегда были важнее гипотетической возможности укатить за горизонт на грузовичке с мороженым. И Mafia 2 выстроена ровно на этих же ценностях. Это такая собранная, сконцентрированная, направленная версия GTA. Все заложенные в игру возможности служат скорее сюжету и атмосфере, чем пресловутой «свободе перемещения». Хотя она тоже имеется, да еще какая.

Mafia 2 аккуратно воспроизводит геймплей первой части с поправками на современные технологии. И это, пожалуй, самое правильное решение. Это не столько сиквел, сколько авторемейк с учетом собственных ошибок. Чехи не заявляют ни одного принципиального различия, ни одного потрясающего устои нововведения. Зато все, что было, они даже не расширяют, а углубляют и исполняют на качественно новом уровне.

Технологически Mafia 2 не содержит ни одного прорыва, но выглядит при этом именно как, как полагается в XXI веке. Главная отличительная особенность местной картинки — какая-то запредельная достоверность происходящего. То, что продюсер игры называет «believable in 5 minutes». То есть уже через пять минут у вас не остается никаких сомнений в том, что на экране кипит настоящая жизнь. Чехи с маниакальным упорством изучают моду, интерьеры и дух 50-х. На столе у арт-директора лежат сотни каталогов, DVD, постеров. Арт-команда в полном составе летала в Нью-Йорк и Сан-Франциско, чтобы соорудить архетипический американский мегаполис.

«Дон Сальери, в общем, передает свое почтение». В игре предусмотрены три противоборствующие семьи.

Город, кстати, снова выдуманный — Empire City. И на первый взгляд это такая высокополигональная версия Lost Heaven, только в два раза больше. Но тут как раз вступают в силу технологии, и картинка заметно меняется. Empire City — не декорация, а настоящий, живой и очень интерактивный мегаполис. Главный герой с легкостью перемахивает через любой забор или ломает его, залезает на крыши, заходит в один и тот же двор (где трогательно стоят ржавые автомобили 30-х) десятками способов. «Если это возможно в реальной жизни, это должно быть возможно в игре», — таков основополагающий геймдизайнерский тезис Mafia 2. Но самым, наверное, характерным моментом являются… витрины и окна. Это не плоские текстуры, как мы привыкли, — там, за стеклом, стоят реальные трехмерные объекты и горят честные источники света. То есть когда вы во время перестрелки случайно попадете по чьей-нибудь квартире, то пуля, натурально, разнесет случайную чашку, пробьет абажур и свалит картину со стены. То же самое касается любой витрины, которую, разумеется, можно протаранить на машине.

Пока интернациональная группа журналистов с трудом пытается сосчитать трудозатраты, нам демонстрируется типовой интерьер: собранный ковер, сваленные в раковине тарелки, хрустящая со стены радиоточка. Уровень интерактивности феноменальный: Вито выключает радио, двигает стулья, открывает какие-то случайные шкафчики. Число привычных и никому, казалось бы, не нужных деталей умножено на два, и в случае с Mafia 2 такая маниакальная работа почему-то особенно трогает. Видимо, потому, что ни в одной другой игре все эти шкафчики и комоды не хочется открывать.

Вы можете нам не верить, но вживую Mafia 2 выглядит точно так же.

Ну и, конечно, физика — главная статья в рассказе об интерактивности. Тут имеет место своего рода шелковая революция. С одной стороны, в Mafia 2 не происходит ровным счетом ничего такого, чего мы не видели бы в других играх. С другой — так сегодня физику мало кто использует. То есть ни о какой тотальной разрушаемости стен речи не идет. Все довольно традиционно: разлетаются в щепки заборы, тонкие перегородки и бытовая утварь. Ломаются столы и стулья, падают люстры, бьются витрины и окна. Все это мы видели в каком-нибудь Stranglehold. C той лишь разницей, что экшен в Mafia 2 гораздо умнее и глубже. Ближайший ориентир — Gears of War. Вито перекатывается от одного безопасного участка к другому, камера трясется, пули выгрызают куски интерьера. Получается такой крепкий позиционный шутер с корректной баллистикой — развалить на куски большую картонную коробку нельзя, зато можно прострелить ее насквозь. И это снова работает на ту самую достоверность: мир у Mafia 2 плотный, монолитный, он не взрывается парадом спецэффектов при любом удобном случае.

Периодически Mafia 2 включает такую свинцовую феерию, что Джону Ву и не снилось: когда несколько итальянских мужчин с автоматами сходятся в какой-нибудь пиццерии семейного типа, начинается настоящий гимн баллистике. С потолка валится вентилятор, барная стойка заваливается набок, а за ней катятся десятки бутылок, осыпается витрина, в воздух взмывают чашки, сахар, кофе и паннакота.

Корпус машины деформируется ничуть не хуже, чем в каком-нибудь Need for Speed: ProStreet.

При этом тут есть несколько метких отступлений от привычных жанровых законов. Во-первых, по сравнению с другими шутерами от третьего лица в Mafia 2 персонаж занимает несравнимо больше места на экране: он закрывает собой практически треть обзора. Во-вторых, камера очень подвижна, она постоянно меняет свое положение в зависимости от происходящего: отъезжает назад на улице и, наоборот, приближается в помещении. Наконец, в-третьих, вы можете менять ракурс при прицеливании, «перебрасывая» камеру с левого плеча на правое и наоборот.

Плюс в Mafia 2 появился адекватный рукопашный бой. Это, конечно, по-прежнему игра про стрекот «томми-гана», но при случае вы вполне сможете провернуть несколько комбо. И тут уже фирменное чешское внимание к деталям снова дает о себе знать. Вдруг выясняется, что Вито может взять в руки любой предмет и огреть им кого угодно по голове. Но так как в этом мире действуют ньютоновские законы, то бутылка, например, разобьется и у вас в руках окажется уже новое оружие.

Во всем этом поражают не столько точные, хирургические жанровые надрезы, сколько оправданность и продуманность в действиях чехов. Они ничего не делают просто так, все здесь подчинено общей цели. А именно — сосредоточить максимум вашего внимания на персонаже. Там, кроме безупречных текстур, есть на что посмотреть.

Что ты такое? Обзор Mafia 2: Definitive Edition или как не нужно делать ремастеры


В последние годы многие компании вместо выпуска ожидаемых сиквелов нашумевших игр все чаще прибегают к практике по созданию ремастеров и ремейков. Иногда они получаются действительно превосходными (хороший пример — Resident Evil 2 обзор), но в некоторых случаях все сводится к тому, что нам продают буквально то же самое (без существенных нововведений), но во второй раз. Недавно компания 2K выпустила переиздание Mafia 2: Definitive Edition. Давайте же разберемся, есть ли смысл в этой игре и стоит ли на нее обращать свое внимание.

Заводи мотор, Вито

Полиция в Mafia 2 больше не пугает так, как раньше, — оторваться от фараонов не составляет никакого труда. Главное — не выходить из машины.

Такой расклад объясняется очень просто — машины в игре сделаны чуть ли не лучше всего остального. Кроме того, что к этому располагает сама эпоха (обязательно посмотрите наш материал со сравнением игровых моделей и их реальных прототипов), так еще и управлять ими — одно удовольствие. Езда по скользкой дороге на медленных и тяжелых машинах чем-то напоминает балансирование на канате: стоить чуть ошибиться — и неуправляемый чемодан уже оказался на встречной полосе. Разумеется, для того, чтобы не лишать себя этого удовольствия, необходимо включить в настройках игры «симуляторную» физику. Моделей машин на этот раз не так много — всего 37, но каждая проработана с маниакальным вниманием к деталям (не хватает только вида из кабины) и узнается даже по звуку. Словом, если рассматривать Mafia 2 как симулятор машин эпохи 40-50-х годов, то равных ей в этом нет.

Как, впрочем, и во внимании к деталям. Некоторые почему-то ставят игре в вину полное отсутствие активности и побочных заданий в городе, но кому нужно заниматься перегоном угнанных машин и грабежом магазинов, если каждая подворотня, каждый фасад в Эмпайр-Бэй вылеплены вручную? Во время миссий то и дело оглядываешься по сторонам, поражаясь детализации интерьеров, а спускаясь по лестнице, можно встретить подслушивающую под дверью уборщицу, которая тут же смущается от нашего появления. Понятно, что все эти мизансцены заранее просчитаны и происходят почти исключительно на нашем пути, но дотошности 2K Czech не перестаешь удивляться даже во второй и третий раз.

Выдает чехов только типичный восточноевропейский подход к полировке игры — в этом плане Mafia 2 отличается от GTA 4 примерно как «Шкода» от «Фольксвагена». Камера в помещениях вместо спины героя частенько показывает лишь кусок потолка, чекпойнты расставлены так, что одну и ту же миссию приходится проходить по несколько раз из-за дурацкой дизайнерской ошибки, а убивают в игре быстро и неожиданно (врагов часто не видно из-за укрытий). Жаль, что огромные бюджеты Take-Two Interactive были потрачены только на создание красивейшего мира, изумительных машин и лицензирование всех лучших музыкальных композиций 50-х. Мы бы предпочли нормального сценариста и режиссера.

«…В Mafia 2 нет того размаха, за которым гонятся создатели игр-конкурентов. Но ее покупают не за этим. В мире этой игры хочется жить, причем слово «жить» здесь следует понимать не в том смысле, который обычно вкладывают в него игры типа Gothic или Oblivion. Здесь не задержишься надолго, зато те несколько дней, которые мы проводим вместе с Вито и Джо, стоят многих месяцев блужданий по фэнтезийным лесам и охоты на эльфов восьмидесятого уровня. Здесь не получится мирно существовать, здесь предлагают прожить целую жизнь — насыщенную, бурную, порой трагически-кровавую, но неизменно интересную…»

Мамбо итальяно

Неважно, что в Эмпайр-Бэй толком нечем заняться, — город интересно даже просто рассматривать.

Кат-сцены в Mafia 2 очень красивы, но полностью лишены динамики и актерской игры. Спасают только голоса (держитесь подальше от русской версии).

Второй раз просветление наступает лишь примерно посередине игры, когда, загремев в тюрьму за одну неудачную операцию с госсобственностью, Вито проводит там шесть лет. Он — даже не член мафии, а всего лишь мелкий гангстер, который одним боком успел поучаствовать в делах больших людей. Никто не знает его имени, не наймет ему всесильного адвоката и не устроит побег из тюрьмы. Выйдя на свободу, Вито обнаруживает, что за время его отсутствия в мире успели изобрести рок-н-ролл, выросшая в мирное время молодежь ходит в ярких жилетках и с набриолиненными волосами и обнимается в стремительных хромированных кабриолетах, пришедших на смену медленным лупоглазым предвоенным машинам. Если в первой части годы текли незаметно, а вокруг нас менялись только автомобили (да и то как-то постепенно), то здесь мгновенный переход от хмурых, заснеженных 40-х в кричаще яркие 50-е просто ослепляет своей неожиданностью. Вдобавок этому предшествует невыносимо длинный эпизод, проведенный в окрашенных гадко-зеленой краской коридорах тюрьмы (кто бывал в российских военкоматах и больницах, поймет, о чем я), что лишь усиливает эффект. В этот момент просто физически хочется вздохнуть полной грудью, включить радио, сесть за руль и гнать, гнать на полную катушку навстречу новой жизни.

Читайте также: