Как часто формируются планы нтр научно техническая революция в оао ржд сдо ответ

Обновлено: 18.05.2024

- ГОСТ Р 15.201-2000. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.

Примечание - при пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, которые опубликованы в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены следующие термины и сокращения с соответствующими определениями:

3.1. Научно-технический комплекс: ОАО "РЖД" и его дочерние и зависимые общества, основным видом деятельности которых является научно-техническая деятельность;

3.2. Инновации: введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях;

3.3. Инновационное развитие: деятельность компании, направленная на освоение новых технологий, разработку и выпуск инновационной продукции (товаров, работ, услуг, технологий), применение инноваций в управлении, а также любая иная деятельность, имеющая своей целью разработку и внедрение новых технологий, инновационной продукции и услуг, соответствующих мировому уровню;

3.4. Инновационная деятельность: деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности;

3.5. Инновационная инфраструктура: совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг;

3.6. Научно-техническая деятельность: деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы;

3.7. Результат научно-технической деятельности: новые знания или решения, зафиксированные на любом информационном носителе, в том числе описание разработанных конструкций и технологий; конструкторская документация; протоколы испытаний, отчеты, программные документы, прогнозы, концепции, стратегии, математические модели, нормативно-технические и нормативно-методические документы (стандарты, регламенты, технические условия, инструкции, методики), технологические карты, в том числе результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана;

3.8. Результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность): произведения науки, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения;

3.9. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности: совершение юридически значимых действий, направленных на признание в отношении результатов интеллектуальной деятельности исключительных и иных интеллектуальных прав;

3.10. Работа: научно-исследовательская, опытно-конструкторская или технологическая работа, предлагаемая к включению в план НТР или выполняемая в соответствии с планом НТР;

3.11. Научно-исследовательская работа: комплекс работ, направленных преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

3.12. Опытно-конструкторская работа: комплекс работ, выполняемых для разработки технической документации (как конструкторской, так и технологической), изготовления опытных образцов, испытаний опытных образцов и приемки результатов опытно-конструкторских работ;

3.13. Технологическая работа: разработка новых и корректировка существующих технологических процессов;

3.14. Технический аудит: проверка научно-технических работ, выполняемых по плану НТР ОАО "РЖД" и предлагаемых для включения в план, на соответствие установленным в ОАО "РЖД" требованиям;

3.15. План НТР ОАО "РЖД": план научно-технического развития ОАО "РЖД";

3.16. Договор: письменное соглашение между заказчиком и исполнителем на выполнение научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работ;

3.17. Заявка: представленный функциональным заказчиком документ, включающий сведения о предлагаемом к реализации инновационном проекте;

3.18. Функциональный заказчик: структурное подразделение аппарата управления, дочернее общество ОАО "РЖД", инициирующее выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

3.19. Исполнитель: сторона договора, обязанная выполнить научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, либо филиал или другое структурное подразделение ОАО "РЖД", выполняющее работы на основании заказа-наряда;

3.20. Место использования: филиал или другое структурное подразделение ОАО "РЖД", использующее результаты научно-технических работ;

3.21. Техническое задание: обязательное приложение к договору, составленное в соответствии с ГОСТ Р 15.201;

3.22. Календарный план работ: обязательное приложение к договору, содержащее наименование работ по договору и их основных этапов со сроками выполнения этапов;

3.23. Акт сдачи-приемки работ: документ, подтверждающий приемку научно-технических работ, в соответствии с Порядком организации приемки работ, предусмотренных Планом научно-технического развития ОАО "РЖД".

3.24. В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

НИОКР: Научно-исследовательская, опытно-конструкторская, технологическая работа;

4. Состав и функции участников процесса оценки дочерних и зависимых обществ научно-технического комплекса в части инновационного развития и научно-технической деятельности

4.1. Участниками процесса оценки дочерних и зависимых обществ научно-технического комплекса в части инновационного развития и научно-технической деятельности являются:

- Департамент управления дочерними и зависимыми обществами;

- инициирует утверждение советами директоров дочерних и зависимых обществ перечня документов, предоставляемых дочерними и зависимыми обществами и необходимых для оценки их инновационного развития и научно-технической деятельности в соответствии с Приложением А, форм предоставляемых документов, необходимых для оценки их деятельности в соответствии с Приложениями В, Г, Д, и контрольных значений показателей оценки в соответствии с Приложением Б;

- анализирует представленный Центром инновационного развития ежегодный сводный отчет о достигнутых показателях деятельности дочерних и зависимых обществ научно-технического комплекса в части инновационного развития и научно-технической деятельности и выносит заключение об эффективности их деятельности, которое направляется в Департамент управления дочерними и зависимыми обществами;

- в срок до 1 апреля текущего года составляет ежегодную справку для руководства ОАО "РЖД" и совета директоров ОАО "РЖД" о состоянии инновационной и научно-технической деятельности дочерних и зависимых обществ научно-технического комплекса ОАО "РЖД", экземпляр которой направляется также в Департамент управления дочерними и зависимыми обществами;

- при выявлении проблем, препятствующих эффективному осуществлению научно-технической и инновационной деятельности, принимает необходимые меры по устранению выявленных негативных явлений.

4.3. Департамент управления дочерними и зависимыми обществами по предложению Департамента технической политики:

- подготавливает и организует утверждение советами директоров дочерних и зависимых обществ внутреннего документа ДЗО, включающего порядок осуществления ДЗО инновационной и научно-технической деятельности, порядок и формы отчетов о результатах (итогах) ее осуществления, предоставляемых ДЗО в структурные подразделения ОАО "РЖД", а также порядок и формы оценки итогов инновационной и научно-технической деятельности ДЗО в соответствии с Приложениями А, В, Г, Д и перечнем показателей оценки (Приложение Б);

- подготавливает необходимые материалы и организует включение в трудовые договоры требования достижения значений показателей, необходимых для оценки их деятельности в части инновационного развития и научно-технической деятельности, и положения об ответственности генерального директора ДЗО за их исполнение;

- организует рассмотрение советом директоров ДЗО отчета об итогах инновационной и научно-технической деятельности с учетом заключения, представленного Департаментом технической политики.

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 19 января 2016 года N 79р

Регламент формирования, реализации и контроля исполнения плана научно-технического развития ОАО "РЖД"

Общие положения

1. Настоящий Регламент, разработанный на основе нормативных документов ОАО "РЖД", определяет порядок формирования, реализации и контроля исполнения плана научно-технического развития ОАО "РЖД" (далее - план НТР).

2. В настоящем Регламенте используются следующие термины и понятия:

- заявитель работы по плану НТР - физическое или юридическое лицо либо подразделение ОАО "РЖД", подавшие заявку на выполнение работы с финансированием по плану НТР и заинтересованные в получении результата для использования в деятельности ОАО "РЖД";

- инициатор работы по плану НТР - должностное лицо или подразделение ОАО "РЖД", которому принадлежит инициатива выполнения работы с финансированием по плану НТР с целью получения результата для использования в деятельности ОАО "РЖД";

- исполнитель - сторона договора (заказа-наряда), которая обязана провести научные исследования, разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него, новую технологию или выполнить другие работы по плану НТР;

- категория работы по плану НТР - группа выполняемых по плану НТР работ, имеющих общие признаки, а именно: научно-исследовательская работа, опытно-конструкторская работа, опытно-технологическая работа, научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, общехозяйственная работа, выполняемая за счет расходов текущего периода;

- отчетные документы - документы, указанные в календарном плане договоров (заказов-нарядов) и передаваемые исполнителем функциональному заказчику для приемки работ в соответствии с Порядком организации приемки работ, предусматриваемых планами научно-технического развития ОАО "РЖД;

- программа функционального заказчика по плану НТР - перечень работ по плану НТР, за реализацию которых несет ответственность функциональный заказчик;

- функциональный заказчик - подразделение аппарата управления ОАО "РЖД", филиал или другое структурное подразделение ОАО "РЖД", являющееся инициатором работы по плану НТР, которое определяет предмет договора (заказа-наряда), координирует действия функциональных созаказчиков, осуществляет текущий контроль за исполнением договора (заказа-наряда), разрабатывает техническое задание, являющееся неотъемлемой частью договора (заказа-наряда), формирует отчетные документы по выполненным работам;

- функциональный созаказчик - подразделение аппарата управления ОАО "РЖД", филиал или другое структурное подразделение ОАО "РЖД", которое совместно с функциональным заказчиком является инициатором работы, определяет предмет договора (заказа-наряда), осуществляет текущий контроль за исполнением договора (заказа-наряда) и разрабатывает техническое задание, являющееся неотъемлемой частью договора (заказа-наряда);

- рабочая группа - рабочая группа при Совете главных инженеров ОАО "РЖД", в ведении которой находятся вопросы формирования, реализации и контроля исполнения плана НТР.

3. Формирование, реализацию и контроль исполнения плана НТР в соответствии с настоящим Регламентом осуществляют:

- Департамент технической политики, управляющий процессами формирования, реализации и контроля исполнения плана НТР;

- Департамент экономики, отвечающий за формирование параметров бюджета затрат по перевозочным видам деятельности в части работ по плану НТР;

- Департамент развития системы управления, отвечающий за рассмотрение предложений о включении в план НТР работ, направленных на разработку моделей бизнес-процессов, правил, регламентов и стандартов в области управления деятельностью ОАО "РЖД" и повышения ее эффективности, функциональных стратегий ОАО "РЖД" и концепций развития системы управления в отдельных функциональных областях;

- Департамент информатизации, отвечающий за соответствие состава работ по плану НТР требованиям нормативных документов по разработке программного обеспечения;

- Управление по вопросам интеллектуальной собственности, отвечающее за соответствие проведенных патентных исследований требованиям нормативных документов, оценку перспектив получения по работам плана НТР результатов интеллектуальной деятельности, способных к правовой охране, участвующее в контроле выполнения и приемки работ по плану НТР;

- Центр инновационного развития, отвечающий за проведение экспертизы и подготовку заключения о наличии в заявочных документах сведений, подтверждающих соответствие технического уровня ожидаемых результатов работ мировому уровню развития науки и техники, за соответствие состава работ по плану НТР программе инновационного развития ОАО "РЖД";

- службы технической политики железных дорог, отвечающие за определение уровня разрабатываемой техники, соответствие состава работ по плану НТР программе инновационного развития ОАО "РЖД", участвующие в контроле выполнения, приемки и использования результатов работ, выполненных по плану НТР;

- Центр научно-технической информации и библиотек, отвечающий за выявление работ аналогичного содержания, проведенных по плану НТР в предшествующие периоды;

- подразделения аппарата управления, филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", выступающие функциональными заказчиками (созаказчиками) работ по плану НТР;

- Совет главных инженеров ОАО "РЖД".

4. Департамент технической политики несет ответственность за следующие процедуры:

- контроль соответствия работ, включаемых в план НТР, требованиям единой технической политики ОАО "РЖД";

- формирование и корректировка плана НТР в рамках параметров бюджета затрат по перевозочным видам деятельности в части работ по плану НТР;

- распределение параметров бюджета затрат по перевозочным видам деятельности в части работ по плану НТР, по программам функциональных заказчиков по плану НТР;

- контроль за подготовкой документации для проведения конкурентных процедур по выбору исполнителей работ по плану НТР;

- контроль выполнения работ по плану НТР в соответствии с договорными обязательствами, межгосударственными, национальными и корпоративными стандартами, нормативными и организационно-распорядительными документами ОАО "РЖД";

- контроль за использованием результатов работ, выполненных по плану НТР.

5. Функциональный заказчик (созаказчик) несет ответственность за следующие процедуры:

- формирование программы подразделения по плану НТР в соответствии с объемом финансирования, параметрами бюджета затрат по перевозочным видам деятельности в части работ по плану НТР;

- проверка актуальности инициируемых работ по плану НТР;

- оценка экономической эффективности работ по плану НТР;

- подготовка проекта предельной стоимости работ по плану НТР с обоснованием;

- определение категории работ по плану НТР;

- подготовка документации для проведения конкурентных процедур по выбору исполнителей работ по плану НТР;

- подготовка договоров на выполнение работ по плану НТР;

- выполнение работ по плану НТР в соответствии с договорными обязательствами, межгосударственными, национальными и корпоративными стандартами, нормативно-распорядительными документами ОАО "РЖД";

- контроль за соответствием промежуточных и окончательных результатов техническим требованиям и техническому заданию на выполнение работ по плану НТР;

- приемка и использование результатов работ, выполненных по плану НТР;

- тиражирование результатов работ, выполненных по плану НТР.

6. В развитие настоящего Регламента могут утверждаться другие нормативные документы, стандарты и методики, регулирующие осуществление инновационной деятельности в ОАО "РЖД".

7. Работу по внесению изменений в настоящий Регламент осуществляет Департамент технической политики.

Порядок рассмотрения предложений о включении (исключении) работ в план НТР и изменении работ по плану НТР

8. Инициаторами включения (исключения, изменения) работ в план НТР могут выступать:

- президент и вице-президенты ОАО "РЖД";

- подразделения аппарата управления, филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", выступающие функциональным заказчиком и созаказчиком.

9. Решения о включении (изменении, исключении) работ, выполняемых по плану НТР, оформляются протоколом, распоряжением, приказом или поручением ОАО "РЖД", проекты которых согласовываются с Департаментом технической политики и функциональным заказчиком работ.

10. Предложения о включении работ в план НТР, направленные заявителями работ членам правления ОАО "РЖД" и руководителю Департамента технической политики, направляются Департаментом технической политики с сопроводительным письмом функциональному заказчику работ не позднее 10 рабочих дней с даты поступления предложения. В сопроводительном письме указывается мнение Департамента технической политики относительно выполнения работы и соответствия предложений требованиям единой технической политики ОАО "РЖД".

Функциональный заказчик по результатам рассмотрения предложений принимает решение о целесообразности выполнения работ в рамках программы функционального заказчика по плану НТР и направляет ответ заявителю работ не позднее 10 рабочих дней с даты поступления предложения. Копия ответа направляется в Департамент технической политики.

Департамент технической политики направляет ответ заявителю работ, если он является функциональным заказчиком предложенной работы, не позднее 10 рабочих дней с даты поступления предложения.

11. При подготовке предложений о включении (изменении, исключении) работ в план НТР, в том числе представляемых заявителями работ в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящего Регламента (далее - предложения об изменении плана), функциональный заказчик оформляет следующие документы:

- проект программы функционального заказчика по плану НТР по форме согласно приложению N 1;

- заявка на включение работы в план НТР по каждой из работ, указанных в программе функционального заказчика по плану НТР, по форме согласно приложению N 2 (за исключением работ, не предполагающих изменений, и работ, которые предлагается изменить или исключить);

- организационно-распорядительный документ, содержащий решение о включении (исключении, изменении) работ в план НТР.

12. Предложения об изменении плана НТР текущего года функциональный заказчик направляет с сопроводительным письмом в Департамент технической политики ежемесячно до 5-го числа. Предложения о включении работ в план НТР следующего года функциональный заказчик направляет с сопроводительным письмом в Департамент технической политики не позднее 1 мая текущего года.

13. Департамент технической политики рассматривает предложения функционального заказчика об изменении плана НТР на предмет:

- соответствия работ критериям включения в план НТР согласно приложению N 3;

- определения предельной стоимости работ;

- соблюдения объемов финансирования, выделенных функциональному заказчику и предусмотренных в проекте программы функционального заказчика по плану НТР;

- обоснованности исключения работы из плана НТР и его изменения.

14. Департамент технической политики при определении предельной стоимости работ:

- руководствуется нормативными документами в области ценообразования;

- сравнивает их стоимость с рыночной стоимостью аналогичных работ;

- в случае поступления предложений о выполнении работ, схожих по структуре и трудоемкости, анализирует динамику их стоимости с целью недопущения ее необоснованного повышения.

15. Если при оформлении предложений функционального заказчика об изменении плана НТР не соблюдаются требования пункта 11 и сроки представления предложений, указанные в пункте 12 настоящего Регламента, Департамент технической политики направляет функциональному заказчику не позднее 10 рабочих дней с даты поступления предложений письмо с отказом от их рассмотрения.

16. Представленные функциональным заказчиком предложения об изменении плана НТР рассматриваются рабочей группой.

В ОАО «РЖД» разработан план мероприятий для проактивного инновационного и научно-технологического развития

Документ предусматривает внедрение управления в беспилотном режиме, применение подвижного состава на альтернативных источниках энергии, проектирование и строительство высокоскоростных магистралей и развитие цифровых сервисов для пассажиров

Документ предусматривает внедрение управления в беспилотном режиме, применение подвижного состава на альтернативных источниках энергии, проектирование и строительство высокоскоростных магистралей и развитие цифровых сервисов для пассажиров | Инфраструктура

В ОАО «РЖД» принят план мероприятий, направленный на ускоренное развитие с горизонтом реализации до 2024 года.
Как сообщается на портале «Единое окно инноваций», план был разработан Центром инновационного развития холдинга на основании бенчмаркинга, проведенного в первом полугодии 2021 года.

ОАО «РЖД» ежегодно проводит сопоставление уровня технологического развития и показателей деятельности холдинга «РЖД» и зарубежных компаний-аналогов для своевременной корректировки приоритетов инновационного и научно-технического развития компании (бенчмаркинг). Такой инструмент позволяет «в моменте» оценить релевантность развиваемых в компании технологий, а также выявить лучшие мировые практики, технологии и технические решения и адаптировать их в интересах холдинга «РЖД».

В первом полугодии 2021 года было завершено очередное сопоставление холдинга «РЖД» с 99 зарубежными компаниями-аналогами, в ходе которого было рассмотрено более 242 показателей деятельности, предложенных подразделениями холдинга «РЖД», и 100 передовых решений.

Результаты этой работы в мае 2021 года были рассмотрены на заседании правления ОАО «РЖД» и показали, что уровень технологического развития холдинга «РЖД» соответствует лучшим мировым стандартам по большинству технологий, а также позволили определить направления для дальнейшего развития технологий, по которым были выявлены резервы. Например, внедрение единой транспортной карты на горизонте до 3 лет и развитие на горизонте до 7 лет подвижного состава, работающего на альтернативных источниках энергии.

Использование результатов бенчмаркинга дает руководителям холдинга «РЖД» возможность перейти к планированию деятельности компании и постановке конкретных задач на основании выявленных резервов для роста и лучших мировых практик. Для проактивного инновационного и научно-технологического развития компании Центром инновационного развития - филиалом ОАО «РЖД» согласно решениям, принятым в мае 2021 года на заседании правления ОАО «РЖД» по итогам бенчмаркинга, разработан и утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2021 года № 1893/р. план мероприятий, направленный на сокращение отставания холдинга «РЖД» от зарубежных компаний-аналогов с горизонтом реализации до 2024 года. Отраженные в нем мероприятия охватывают практически все направления деятельности холдинга «РЖД», включая развитие мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок и высокоскоростного пассажирского движения, внедрение систем автоматизированного управления тяговым подвижным составом и цифровых решений для взаимодействия с сотрудниками компании и пассажирами, а также обеспечение экологичности и безопасности перевозок.

Эти мероприятия синхронизированы с действующими дорожными картами и актуализированными в 2021 году планами мероприятий в части вопросов внедрения системы управления в автоматизированном (беспилотном) режиме, применения беспилотных авиационных систем, внедрения на сети ОАО «РЖД» подвижного состава на альтернативных источниках энергии, проектирования и строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей и развития цифровых сервисов для пассажиров.

Грамотно прогнозируя и планируя внедрение инноваций, ОАО «РЖД» стремится сохранить статус одной из самых высокотехнологичных и быстро адаптирующихся к изменениям транспортных компаний в мире.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Как часто формируются планы нтр научно техническая революция в оао ржд сдо ответ

от 19 января 2016 года N 79р

В целях реализации стратегических направлений Программы инновационного развития ОАО "РЖД" и повышения эффективности работ по плану научно-технического развития ОАО "РЖД":

2. Признать утратившим силу с 1 января 2016 года Положение о формировании и выполнении плана научно-технического развития ОАО "РЖД", утвержденное ОАО "РЖД" 27 марта 2011 года N 77.

3. В пунктах 2.6 и 2.7 Регламента формирования и контроля исполнения консолидированных бюджетов холдинга "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 2 декабря 2013 года N 2684р, дополнить:

таблицу 1 абзацем следующего содержания:

"- объем финансирования работ по плану научно-технического развития ОАО "РЖД";

предпоследний абзац таблицы 2 текстом следующего содержания:

"- объем финансирования работ по плану научно-технического развития ОАО "РЖД".

Президент ОАО "РЖД"
О.В.Белозеров

Распоряжение от 26.06.2012 N 1267р "Об утверждении стандартов ОАО "РЖД" по инновационной деятельности" стр. 4

- разработку методик по определению технического уровня создаваемых результатов научно-технической деятельности, а также осуществлению их правовой охраны.

7. Мероприятия в области создания и освоения новых технологий

7.1. Реализация инновационной деятельности обеспечивается на основе создания благоприятной среды для разработки и внедрения инноваций, эффективного использования собственного научно-исследовательского комплекса ОАО "РЖД", сотрудничества с ведущими научными и инновационными организациями и привлечения лучших технологических решений и разработок с внешнего рынка.

7.2. Деятельность ОАО "РЖД" в области создания и освоения новых технологий по повышению конкурентоспособности, эффективности и безопасности основывается на следующих мероприятиях:

- консолидация инновационной деятельности на основе Программы инновационного развития ОАО "РЖД";

- интегрирование Программы инновационного развития ОАО "РЖД" с Инвестиционными программами, программами энергосбережения, ресурсосбережения компании, с инновационными программами дочерних и зависимых обществ и с другими утвержденными стратегиями и программами;

- реализация плана НТР ОАО "РЖД", использование полученных результатов и их внедрение в производство;

- отбор и закупка новейших зарубежных технологий, в том числе с последующей локализацией производства в Российской Федерации;

- обеспечение субъектов инновационной деятельности научно-технической информацией;

- разработка нормативной базы инновационной деятельности на основе совершенствования нормативно-методических документов и технических регламентов;

- развитие системы грантов и поддержки отраслевых научных центров и университетов;

- совершенствование системы стимулирования инновационной деятельности, развитие соответствующей корпоративной культуры.

7.3. Основные действия по созданию и освоению новых технологий заключаются в следующем:

7.3.1. Разработка основных плановых целевых показателей инновационной деятельности (сокращение себестоимости, экономия энергоресурсов, улучшение потребительских характеристик, повышение производительности, повышение экологичности), которые должны быть достигнуты за счет создания и использования новых технологий.

Для ОАО "РЖД" на ближайший период основные плановые целевые показатели инновационной деятельности формируются на основе новых требований к подвижному составу и объектам инфраструктуры в части повышения их производительности, показателей безопасности, эксплуатационной готовности, снижения стоимости жизненного цикла.

7.3.2. Отбор существующих и планируемых к разработке, производству и реализации продуктов и услуг, а также используемых или находящихся в процессе разработки объектов интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности), которые могут рассматриваться как инновационные.

7.3.3. Составление планов мероприятий по созданию и освоению новых технологий.

7.3.4. Проведение мероприятий, непосредственно связанных с разработкой и внедрением новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню (разработка и использование результатов, созданных в компании), и (или) закупка инновационной продукции отечественных или зарубежных компаний. Указанные мероприятия должны предусматривать обеспечение всех необходимых организационно-управленческих и производственно-технологических процессов, включая повышение квалификации персонала, отвечающего за технологическое развитие.

7.3.5. Организация взаимодействия с научными организациями и инновационными предприятиями по созданию и освоению новых технологий, в том числе создание технологических платформ.

7.4. В рамках обеспечения технического и технологического развития на среднесрочную перспективу ключевыми направлениями инновационного развития ОАО "РЖД" и областями, в которых в первую очередь должно осуществляться создание и освоение новых технологий, определены:

7.4.1. Коренная модернизация и развитие железнодорожной инфраструктуры, позволяющие увеличить пропускную способность железнодорожных линий, улучшить транспортные связи Российской Федерации и обеспечить повышение конкурентоспособности и национальной безопасности страны;

7.4.2. Создание новой технологической платформы "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт" на базе современных цифровых телекоммуникационных и спутниковых технологий, специализированных информационно-управляющих систем;

7.4.3. Совершенствование технологий управления перевозками в целях оптимизации использования инфраструктуры и подвижного состава, создания конкурентоспособных транспортных продуктов и услуг, оптимизации управления вагонными парками разных собственников;

7.4.4. Рост контейнеризации перевозок и развитие мультимодальных логистических систем;

7.4.5. Совершенствование систем автоматизированной диагностики инфраструктуры, повышение производительности труда и выработки машин при обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры;

7.4.6. Подготовка подвижного состава и инфраструктуры для организации тяжеловесного движения на основных направлениях сети.

8. Мероприятия, направленные на разработку, закупкуи внедрение инновационной продукции и услуг

8.1. Основой Программы инновационного развития ОАО "РЖД" являются мероприятия, направленные на разработку и внедрение новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, закупку инновационной продукции отечественных или зарубежных компаний и создание технологических платформ.

8.2. Разработка и внедрение новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, реализуется через ежегодные планы НТР ОАО "РЖД", включающие разработку новых технических решений и приоритетных технологий, а также разработку нормативной и технологической документации.

Инициаторами работ по плану являются президент и вице-президенты ОАО "РЖД", подразделения аппарата управления, филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", совещательные органы ОАО "РЖД", дочерние и зависимые общества ОАО "РЖД", причастные к научно-технической деятельности, иные организации и физические лица.

В план НТР ОАО "РЖД" включаются работы, направленные на реализацию стратегических направлений инновационного развития, а также на решение производственно-технических проблем, определяемых филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "РЖД", дочерними и зависимыми обществами ОАО "РЖД", в первую очередь, главными инженерами железных дорог.

8.4. Формирование плана НТР ОАО "РЖД" производится на основе:

- отбора предложений, в том числе сторонних научных, учебных и иных организаций, направленных на реализацию стратегических направлений инновационного развития ОАО "РЖД" и соответствующих требованиям высокого технического уровня;

- проведения патентных исследований в соответствующих областях техники и определения технического уровня и конкурентоспособности предлагаемых к включению в план технических решений;

- подготовки технико-экономических обоснований предлагаемых в план НТР ОАО "РЖД" работ, программ внедрения и планов тиражирования полученных результатов.

8.5. Программа внедрения результатов научно-технической деятельности реализуется по следующим направлениям:

1) реализация организационных мероприятий по использованию образцов новой техники, в том числе:

- испытание образцов новой техники, проверка достижения заявленных исполнителями технико-экономических показателей;

2) передача результатов работ филиалам и другим структурным подразделениям ОАО "РЖД" для их использования;

3) коммерциализация интеллектуальной собственности, в том числе за рубежом.

8.6. Использование высокоэффективных зарубежных технологий и техники в целях инновационного развития на основе закупок новой техники и приобретения лицензий на организацию их производства на территории России осуществляется в соответствии с Программой инновационного развития ОАО "РЖД". Повышение доли инновационной продукции в общем объеме закупок, осуществляемых ОАО "РЖД", и ее использование в системе ОАО "РЖД" обеспечивает улучшение основных показателей эффективности производственных процессов и повышение эффективности инновационной деятельности.

В соответствии с требованиями Федерального закона [12], на основе стандарта ОАО "РЖД" "Инновационная деятельность в ОАО "РЖД". Требования к закупкам инновационной продукции технического назначения" (проект) установлены обязательные требования к закупаемой продукции технического назначения, позволяющие идентифицировать новую и усовершенствованную инновационную продукцию и отбирать для закупок техническую продукцию, соответствующую высшим мировым достижениям.

8.8. С целью научно-технического и инновационного развития основных отраслей российской экономики Программой инновационного развития ОАО "РЖД" предусмотрено создание технологических платформ. На основании решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям [15] ОАО "РЖД" является координатором технологической платформы "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт".

Формирование технологических платформ проводится с целью объединения научного потенциала и технологических возможностей производственных и научных организаций и образовательных учреждений, университетов, некоммерческих организаций и общественных объединений, в том числе объединений предпринимателей, заинтересованных в реализации технологических платформ.

9.1. Управление инновационной деятельностью осуществляется на основе единой корпоративной системы управления.

9.2. Корпоративные механизмы, способствующие созданию и внедрению инноваций, включают:

Читайте также: