Как близзард потеряли доту

Обновлено: 07.07.2024

Dota 2 — невероятно успешный коммерческий проект. В период с 2015 по 2017 год, компания Valve заработала на игре 904 миллиона долларов. Однако права на Доту могли не достаться Гейбу. В 2011 году Blizzard подали в суд на Valve, чтобы не дать тем зарегистрировать торговую марку DOTA. Но суд Blizzard все же проиграли. И случилось это не из-за того, что на Valve работал IceFrog — разработчик Dota All Stars. Все оказалось несколько интересней, но обо всем поподробнее.

Чтобы разобраться в ситуации и понять, почему Valve и Blizzard судились, нужно вникнуть в контекст. А для этого придется прожать Time Lapse и рассмотреть историю Доты до того, как она стала полноценной игрой и начала приносить миллионы долларов прибыли.

Июль 2002 года. Blizzard выпускает стратегию WarCraft III, которой суждено стать культовой. Но разработчики не ограничились только игрой, вдобавок к ней был добавлен еще и бесплатный редактор карт — WarCraft III World Editor. В нем игроки могли сами создавать карты и придумывать для них сценарии. И одной из таких карт стала Defense of the Ancients(Dota), которую создал разработчик под псевдонимом Eul.

Создатель DOTA — Eul

2003 год. Blizzard выпускают дополнение WarCraft III: Frozen Throne. И в это же время Eul перестает заниматься разработкой Доты и выкладывает исходный код модификации в открытый доступ. Теперь изменять карту мог любой желающий, а единственное требование Еула было в том, чтобы будущие разработчики указывали его имя в титрах к игре.

Февраль 2005 года. Патч 6.01 становится последним для Guinsoo в роли разработчика Доты. Геймдизайнер покидает команду, и карта переходит к Neichus и IceFrog. Но и дуэт проработал вместе недолго, вскоре Neichus также уходит из проекта и оставляет Доту на АйсФрога. Это идет игре на пользу, со временем аудитория Доты становится все больше, карта локализуется на множество языков, начинают проводятся киберспортивные турниры, а сам IceFrog прислушивается к мнению игроков об обновлениях и часто отвечает им в своем блоге.

Однако время идет и не смотря на хорошую работу, которую проделывает IceFrog, компьютерные игры не стоят на месте и становятся лучше как в плане графики, так и в плане геймплея. Дота же продолжает топтаться на месте и остается в плену, теряющего актуальность движка WarCraft III. Сами же Blizzard не спешат разрабатывать собственную Доту или выпускать новую часть WarCraft, на основе которого карта могла бы обрести новую жизнь. И тогда в 2009 году на сцену выходят Valve.

И IceFrog не обманул, 13-ого октября 2010 года компания Valve анонсируют новую игру в жанре MOBA — Dota 2. Еще через год игра, наконец, будет представлена комьюнити на игровой выставке «Gamescom». И именно на этой выставке был проведен первый турнир по Dota 2 — The International, призовой фонд которого составил 1 600 000 долларов.

Победители The International — команда Natus Vincere

Причин, по которым Valve выиграли суд было две:

1. Товарный знак DOTA никому не принадлежал, поэтому ничто не помешало Valve зарегистрировать права на его использование;

2. Blizzard допустили ошибку. В пользовательском соглашении WarCraft III не было указано, что карты и модификации, созданные в редакторе WarCraft III World Editor принадлежат Blizzard. Позже этот пункт все же появится, но ситуации это не изменит.

Проигрыш в суде сильно подпортил планы Blizzard, ведь в это время компания работала над своей мобой — Blizzard DOTA и в итоге название пришлось менять на Blizzard All Stars. А затем разработка игры и вовсе загнулась. Позже Blizzard все таки выпустят свою мобу. Ей станет Heroes Of The Storm, которой прогнозировали большой успех. Но «Убийца Доты» окажется с холостыми патронами и так не сможет навязать достойную конкуренцию игре от Valve.

Кому все таки должна принадлежать Дота

Отбросим решение суда. С юридической стороны никаких вопросов нет — права на торговую марку DOTA принадлежит Valve и с этим уже не поспоришь. Однако в этой ситуации, помимо Valve и Blizzard есть третья сторона в лице Стива «Guinsoo» Фика и Стива «Pendragon» Мескона.

Guinsoo и Pendragon

В интервью журналу PC Gamer Guinsoo и Pendragon заявили о том, что Dota принадлежит коммьюнити, поэтому никто не имеет права присваивать себе торговую марку и делать на этом деньги. Такое видение ситуации обосновано тем, что в 2003 году, Eul(создатель Доты) выложил исходный код карты в открытый доступ и с этого момента над Дотой работало очень много людей, которые внесли большой вклад в развитие игры. Поэтому даже несмотря на то, что в Valve работает IceFrog, компания не должна присваивать себе труд других разработчиков.

6. почему я до сих пор играю в Dota 2?

Эта игра стала неотъемлемой частью меня и несмотря на то, что я уже точно не стану профессиональным игроком, несмотря на то что я впустую потратил десяток часов жизни, я не могу перестать играть в неё.

Представьте, что вы пол жизни занимаетесь боксом. Очень трудно повестить перчатки на гвоздь и навсегда забыть об этом, потому что это то - что вы умеете.

Даже если вы не занимались пол года, или год, рано или поздно вы начинаете испытывать ностальгию, приходите в свой старый зал, общаетесь с людьми, показываете парочку движений, потому что умеете и можете научить кого-то чему-то и чувствуете себя "нужным", "чувствуете себя в своей тарелке".

К тому же игра радует новыми ивентами, заманивает разными платными и бесплатными костюмами на персонажей, хочется поиграть и расслабиться, в своей удовольствие и для этого я не советовал бы играть больше чем 1-2 раза в сутки)

2. Dota 2 и моё знакомство с ней

К разработке игры господин "МорознаяЛягушка" подступил в 2009 в команде разработчиков Valve, но сама игра вышла в свет только в 2013 году и находилась в beta-тестировании еще 2 года.

Получить игру можно было по особым гифтам, которые с большой задержкой (2-6 месяцев) высылались вам на почту, после прохождения тестирования-опроса на портале Valve.

Мне она досталась не бесплатно, целых 250р мне пришлось отдать за игру, одному из тех чуваков, который массово регал анкеты на одноразовые почты и после получения гифта продавал ту самую почту.

Практически сразу Dota 2 привлекла тысячи фанатов благодаря своей графике и новому движку, но ОЛДЫ сразу почувствовали дискомфорт и поигрывали в обе версии игры, как в первую дотку так и во вторую и было это по нескольким причинам:

1) слабое железо не тянуло игру

2) игра была плохо оптимизирована, часто выдавала ошибку, вылетала, а у некоторых была проблема с запуском

3) Баланс игры был долгое время смещен в пользу пассивных героев "керри". Сапорты и роумеры были долгое время бесполезны и если ты хотел показать свой скилл, то так сказать иди в другой двор выпендриваться)

4) Отсутствие полного пула героев

3. система рейтингов

Спустя еще пару лет, в 2016 году появляется система рейтингов. Так называемые показатели MMR создавали азарт у пользователей и это сильно повлияло на показатель задротства, все хотели показать себя лучше и это двигатель любой игры на которой можно строить киберспортивное шоу.

4. отсев старых игроков

Если кто не знает, на последней картинке игрок Dendi, который был легендой 2010 года и списан со счетов в настоящее время.

Система рейтинга в игре в динамике своего развития протолкнула вперед новичков, ну а многих стариков списала со счетов и сейчас я попытаюсь выдвинуть разумное объяснение этого:

1) Игра на новом движке - это уже другая игра (с) Дж.Стетхем

2) Постоянные патчи меняют игру, а к изменениям не все могут быстро адаптироваться

3) В конечном счёте игра меняется на столько, что каждые 2-3 года ее становится буквально не узнать, старые звёзды угасают, а кибератлетами становятся 16-ти летние Пакистанские школьники

4) Люди не могут "работать" как одержимые и однажды коснуться определенной вершины, как например выйграть The International - значит потерять глобальную цель. Ну а дальше только хуже, дальше карьера пойдет на спад

5) Возраст тоже играет роль, чем ты старше, тем меньше огня в твоих глазах, меньше удовольствия от игры, меньше игр вне рабочее время, больше мыслей о создании семьи, покупке и обустройстве своего жилья и.т.д.

Лично я в возрасте 16-18 лет был таким игроком, который мог поучаствовать на турнирах и попасть в призовые места, потому что скилл наработанный годами, давал мне преимущество перед другими, я мог играть по 10 часов в день не чувствуя усталости и всерьез хотел стать одним из лучших и подписать контракт с топовой киберспортивной командой.
Сейчас я адаптируюсь к каждому патчу примерно за 2 месяца, а через 3 месяца выходит новый патч, меняющий баланс в игре координально. Я не играю больше 2-х игр в день и уже почти не учусь ничему новому. Повышения активности в доте убивает мою психику и делает только хуже, для жизни в целом.

История о том, как Valve отжали права на Dota 2 у Blizzard

История противостояния двух гигантов, разработчиков компьютерных игр, которая случилась из-за Dota 2. Роковая ошибка одних и находчивость других, вот, как это было вкратце. Hу а те, кто хочет узнать подробности - читайте статью до самого конца!

Все мы любим Valve за то, что они дали жизнь таким проектам, как Half-Life, Portal, Counter-Strike, Team Fortress, Day of Defeat, Left 4 Dead и многие другие. Однако, чем они на самом деле прославились в игровой индустрии - это Dota 2, которая принесла (и приносит до сих пор) им денег больше, чем все остальные игры, вместе взятые.

Однако не для кого не секрет, что Valve не создавали Доту. Они просто напросто вовремя увели ее из-под носа Blizzard Entertaiment. Но, давайте обо всем по порядку.

Итак, вернемся в 2003 год, когда Blizzard выпустили величайшую в истории игру - Warcraft 3.

Но дело даже не в Варкрафте, а в программе, которая шла к ней в придачу. Это Warcraft 3 World Editor - крайне мощный редактор карт, для игры, который позволял любому желающему создать свою карту.

Кстати говоря, досконально неизвестно, кому вообще пришла в голову идея создания такой концепции. И да, Доту создал не Icefrog, как многие считают, она появилась за несколько лет, до того, как он приложил к ней руку.
Однако, ходят слухи, что саму концепцию игры, с 3 линиями, крипами и тронами - доттеры перехватили из Starcraft 1, где что-то подобное уже наблюдалось.

Вернемся же к фактам. Именно Доту создал человек, известный как Eul (в честь которого и был назван один из предметов игры).

Но, буквально через несколько месяцев, на Warcraft 3 выходит дополнение, под названием Frozen Throne, и в этот момент, парень, показанный на скрине выше - забрасывает разработку карты и выкладывает ее исходный код в свободный доступ.

Вот тут-то и начали любители создавать, кто на что лад. Но лучше всех справлялся Guinsoo, который создал знаменитую Dota Аllstars.

Именно этот парень внес в Dota то, что мы видим и по сей день. Это полноценная механика, руны, Рошан и многое другое. Но и ему не хватило терпения, чтобы продолжить развитие Доты и завершить начатое. Он забрасывает разработку карты, и вот тут-то на сцене и появляется Icefrog.

Надо отдать ему должное. Его команда отказалась развивать карту и Icefrog занимался ее развитием в одиночку (только представьте, сколько ему приходилось работать, если даже Valve, с их ресурсами, за 10 лет не могут сбалансировать игру).

Именно Icefrog и "провел за руку" Доту в киберспорт, где она удачно конкурировала с тогдашним лидером CS 1.6. Но так продолжаться долго не могло. Графика Warcraft 3, хоть и была одной из лучших, в свое время, но после середины 2000-х, она начала заметно проседать, а волна популярности Доты - падать.

В этот момент Icefrog решил обратиться к руководству Blizzard с намерением предложить свои услуги для создания отдельной игры с тематикой Доты. Однако Близарды ему отказали (о чем, вероятно, жалеют до сих пор).

Видимо, Icefrog нашел поддержку у другой огромной компании-разработчика игр - Valve. Весной 2009 года, на официальном сайте тогдашней Доты Icefrog написал, что готовится нечто массивное, нечто невероятное для всех Любителей Dota.

Однако первые успехи стали заметны только в 2011 году, за пару месяцев до первого The International, Valve рассылают ключи всем топовым командом по Dota, чтобы они могли подготовиться к крупному турниру.

Тут я, пожалуй, приведу слова из одного интервью Вилата, самого популярного (а то и единственного) комментатора. Он говорит, что накануне турнира ему написал Icefrog и сказал, что они с Valve хотят провести турнир по Dota 2 с призовым фондом 1000000$. Сказать, что челюсть Вилата тогда отпала - не сказать ничего. Это сейчас мы привыкли к многомиллионным призовым, но тогда, в 2011 - это был рекорд в киберспорте.

Однако мы немного отошли от темы ( если хотите, я в другой статье раскрою вам закулисье первого инта, там действительно есть, о чем почитать ). Собственно, после такого анонса, после проведения Инта, после невероятного дебюта игры - Blizzard просыпаются от спячки и начинают требовать права на игру себе, понимая, какие огромные деньги они теряют.

Пресс-конференция Blizzard, на которой вице-президент компании и делает громкие заявления. Пресс-конференция Blizzard, на которой вице-президент компании и делает громкие заявления.

Они подали в суд, параллельно критикуя Valve за воровство. Ведь игра, по сути, была создана в Warcraft, который являлся детищем Blizzard. Параллельно с этим, они выпускают собственную игру, получившую название Blizzard DOTA. В ней они намешали героев из Варкрафта и Старкрафта.

Но, как вы, наверняка, знаете, Dota осталась за Valve, а Blizzard должны были убрать название DOTA со своей новой игры. Но как же так получилось, как Valve смогли отсудить Dota 2?

А все просто. Юристы Габэна - гении. Они просмотрели все документы, которые связаны с Warcraft 3 и не обнаружили там пункта, в котором бы говорилось, что все карты, созданные в редакторе, должны принадлежать Blizzard.

Соответственно, на момент разработки и дебюта Dota 2 - Valve имели все права на товарный знак Dota. Максимум, чего удалось добиться Blizzard - это забрать имена героев, ведь как вы, может быть, помните - в первой доте у героя было имя и "должность". Например, Skeleton King - Leorik, Quееn of Pain - Akasha и т.д. Поэтому в Dota 2 почти всех героев называют по "должностям".

Почему Dota - худшая игра? Или как я потерял 13 лет жизни.

Всем привет, я Паша и я играю в доту уже более 13-ти лет.

Моё знакомство с игрой "Dota" произошло когда мне было 13 лет в олдскульном компьютерном клубе, где час игры стоил 20р. Уже больше чем половину жизни я играю в эту "какашку" и мне есть о чём рассказать :)

Компьютерные клубы были рассадником нечисти, но без них никак, ведь интернет еще не был так доступен массам. В "компах" вся школота тратила свои накопления, деньги которые давали на столовку, сдачу с магазина и я был не исключением, но статья не об этом.

Dota Allstars представляла из себя кастомную карту для игра WarCraft TFT и она в прямом смысле реанимировала игру, приводя в нее всё больше пользователей. Но компания Blizzard не хотела сотрудничать с создателем карты "IceFrog" и поэтому он можно сказать бесплатно был главным дизайнером и "патчмейкером" карты до 2009 года.

Суд между VALVE и Blizzard

62744a5105a65ed70bb3cd862626f403.jpg

Спрашиваю, откуда у человека инфа о суде между Blizzard и VALVE -
получаю ссылку на русскую википедию.

Но вся мякотка в том, что история про суд который завершился в пользу VALVE является переворотом с ног на голову реальности силами PR отдела Вальва.

То что Blizzard у кого-то, что-то хотели отсудить это бред.
Они хотели запретить Вальв (через суд) регистрировать товарные знаки, Defence of the Ancients, Dota и Allstars, на основании того что данные модификации являются картами Wc3 и не могут быть использованы для коммерческих целей (по условиям лицензии редактора карт).

То есть позиция Blizzard следующая: "Данные модификации являются достоянием всего сообщества, а не одной компании".

И уж тем более IceFrog не является оригинальным создателем карты, как это заявляла VALVE.

В результате VALVE смогла зарегистрировать только товарный знак Dota, но (!) не Defence of the Ancients и Allstars , их она использовать не может.
Blizzard же НИЧЕГО не регистрировали, а взяли новое название Heroes of the Storm.

Так что история про "плохих" Blizzard и "хороших" VALVE это неправда(C)Aracs

P.S. Еще инфа - если мы заходим на русскую википедию, мы видим что в ней написано, что суд был, все дела, НО если мы заходим на оригинальную английскую статью о DOTA2, то, что же мы видим:

Цитата из английской педивикии

Blizzard filed an opposition against Valve in November 2011, citing their ownership of both the Warcraft III World Editor and DotA-Allstars, LLC as a proper claim to the franchise. On May 11, 2012, Blizzard and Valve announced that the dispute had been settled, with Valve retaining the commercial franchising rights to the term "Dota", while Blizzard would change the name of their StarCraft II mod, which was adapted into a stand-alone game called "Heroes of the Storm" on October 17, 2013.

Про суд не слова.

Самое забавное, что оригинальная статья имеет звезду, которая означает "хорошая статья", русская же версия звезды лишена.

Так, что когда в очередной раз будете нести вранье про то как Blizzard проиграла в суде, потому что хотела забрать себе имя доты, знайте, что вы просто несете ложь, которую вдолбили людям силами PR отдела VALVE.

8. оптимизация

Оптимизация игры где-то на уровне грунта. Я имею достаточно сильный комп, у меня 32гб оперативки и видеокарта RTX 2080 позволяющая тянуть все современные игры, но с выходом практически каждого нового патча в игре и замечаю фризы, лаги, может просто так встать картинка секунд на 10, может быть вылет из игры и многое другое, Valve как будто забивает болт на оптимизацию и такое ощущение что игра до сих пор находится в бэт-ке. Но я как взрослый человек могу понять с чем это связанно, скорее всего у них просто нет сроков тщательно тестить обновления, поэтому баги они начинают исправлять только после многочисленных жалоб пользователей у которых подгорела пятая точка.

9. почему в нее не стоит играть?

Если промотать всю мою историю игр в доту и реакции на них, показать это тринадцатилетнему мне, я бы точно не стал в неё играть.

Если вы когда-либо относились к своему увлечению серьезно, вкладывали в это силы и время и не получили ничего, вы меня поймете.

Вы ничего не заработаете играя в неё, просто поймите, скорее всего, вы потратите десятки тысяч часов и не заработаете ничего! Киберспортсменами становятся 100 человек на 7 миллиардов.

Вы должны получать удовольствие от игры! Но как я описал выше, если вы будете относиться к Dota 2 серьезно, вы будете получать только разочарование, раз за разом и это неизбежно!

Всем своим читателям я советую связывать свою жизнь с онлайн играми, только если это приносит радость или деньги. Можно фармить в той же WoW разные редкие шмотки и продавать их, а можно просиживать ночами в погоне за великим "нулём" и через пару лет оглянуться назад и спросить себя "ну и зачем?". Игра должна развлекать пользователя, а не наносить ему моральные травмы. Играйте люди в оффлайн игры, в ведьмака там, или в дум этёрнал и радуйтесь жизни, всего вам доброго! )

7. недостатки игры и личные проблемы связанные с Dota 2

В этом разделе я не буду говорить о технических недостатках игры, я расскажу лишь о тех которые влияют на тебя, как на человека и могут пошатнуть твою психику так же как пошатнули мою, поехали:

1) Ты играешь с рандомными людьми, это означает, что каждую игру тебе нужно с нулевой минуты выстраивать коммуникацию с разными игроками, потому что у вас общая цель - победа. Но проблема в том, что 80% комьюнити доты практически на любой рейтинге - неадекваты, они получают кайф игры, когда портят игру и настроение другим.
2) Самоотдача в этой игре не приветствуется. Конечно есть игры в которых ты можешь показать себя и тем самым обеспечить победу своей команде, но я бы отнёс это к редкому случаю. Представь, что ты потеешь, выигрываешь свою линию, помогаешь на другой, а после, по итогу, вражеская команда оказывается сильнее, ты получаешь поражение. А если в следующей игре будет так же? А если так происходит 5, 10, 15 игр подряд? На сколько тебя хватит?
3) Парадокс луз-стриков, то о чем я написал выше, по непонятным причинам тебе могут закономерно забрасывать в команду отвратительных людей на протяжении 10 игр подряд, моральные ощущения после того как человек из-за своей бездарности испортил тебе час жизни - ужасные, это может быть минус настроение на весь оставшийся день "вне игры".
4) Чтобы быть в топах, нужно тратить много времени "вне игры". Это означает, что для улучшения своего скила тебе не достаточно просто играть, ты должен изучать реплеи профессиональных игроков и делать это регулярно, при просмотре таких матчей ты перенимаешь динамику игры и узнаёшь новые фишки. Конечно если твой уровень игры 2к mmr то тебе наверное поможет только практика. Но чтобы выйти за уровень 4-5k ты должен быть вкурсе всего!
5) Я сделал самому себе ограничение в 1-2 игры в день, потому что если я играю больше, моя кукуха в прямом смысле отлетает. Я постоянно в азарте, я постоянно хочу выйграть следующий матч, а когда я его проигрываю то моё настроение становится просто ужасным, в прямом смысле хочется биться головой об стену. Суть в том, что рано или поздно ты проиграешь, ты проиграешь не 1, а 5 или 10 раз подряд, это без шуток может привести к нервному срыву и я на своей шкуре это испытал.

Читайте также: