Искусство как зеркало души

Обновлено: 17.05.2024

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Искусство,как зеркало внутреннего мира человека!

«Приблизившись к искусству, мы учимся у искусства вечным ценностям - Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, “лепит” нашу нравственность. Это все то, что человек в итоге может увидеть в своем «ЗЕРКАЛЕ».

ВложениеРазмер
Искусство,как зеркало внутреннего мира человека! 18.91 КБ

Искусство - это зеркало

Это очень интересно сопоставить, что народы думают друг о друге, как они себе друг друга представляют. Конечно, в разное время и представляют по-разному. Например, одними они нас видели в войну, другими видят теперь. А ведь мы не были другими и другими не стали, хоть и многое, конечно, с тех пор изменилось.
(Точно так же мы относимся и внутри одного народа, то есть человек к человеку относится так же. Он думает что другой – не такой, он не так понимает, как я и так далее).
Если собрать и напечатать представления народов друг о друге, - тогда могут открыться вещи поразительные по нелепости. И это не так уж смешно.
Нам известно про японцев, что они исключительно владеют собой. Представляются нам самураи, выдержанные ничем не выдающие свои чувства. По их непроницаемым лицам ничего невозможно ни узнать, ни прочесть, что даже о смерти близкого человека они сообщают с улыбкой, чтобы не испортить вашего настроения. В это еще и потому верится с легкостью, что слишком укоренилось убеждение: другие люди не такие, как мы с вами. И это совсем не смешно, хоть и нелепо.
Потому что незнание и его крайняя степень – невежество бывали причиной слишком многих трагедий. Стоит убедить, что другие люди не такие, как мы сами, и якобы, в них все иное, хуже, гаже, - и убийство покажется делом правильным и справедливым. Вот так обращались с рабами в США. Так уничтожили племена индейцев в Америке, в Индонезии, в Австралии. Так делали все диктаторы, готовя народ к захватам чужих земель, к агрессии, грабительским войнам.

2
Но есть зеркало, в котором мы все отражены такими, какие мы есть. Это зеркало – искусство.
У разных художников побуждения к творчеству могут быть разные, даже честолюбивые – «Вот я удивлю мир! Вот прославлюсь!» - но в целом прав поэт: «служенье муз не терпит суеты».
Искусство не создается на экспорт – от случая к случаю, как печатают рекламные буклеты: все на глянце, все яркие, пляшущие. Искусство – оно прежде всего для себя самих. В нем отражается потребность народа себя осознать, свою выразить душу на пути искания правды и смысла жизни.
Пожив, повидав жизнь разных народов, я не очень верю в то, что другие люди не такие, как мы. У всех людей, всех рас и наречий душа болит сильнее, чем тело. Самая нестерпимая боль – это боль души. И в каждой нации есть люди черствые, для которых чужое горе не горе. Но при этом, на их глаза, спокойно взирающие, навертываются слезы от трогательного рассказа, от сентиментальной мелодии…. В Искусстве воплощен божественный дар.
А еще, потому можно понять, что искусство и почву создает для понимания: оно располагает к искренности, сплачивает людей, опираясь на общую для всех рас и народов способность переживать чужую боль, как свою. И читают люди про других, а переживают, как за себя.
Вот пример видный. Для музыки сегодня практически нет преград. В прежние времена, чтобы была услышана музыка в другой стране, должен был состоятся торжественный акт концертного исполнения.
Сегодня музыка звучит, поет, орет из всех динамиков. И пляшут под нее, и плачут под нее, и путешествует она по морю и по воздуху.
Но для книг, как в прежние времена, есть языковые барьеры. Они остались, они незыблемы. Чтобы книгу, скажем, русского писателя прочли на английском языке, ее надо прежде перевести и издать. А для этого мало даже прекрасных переводчиков и отличной полиграфической базы. Нужно еще желание разрушить и предвзятость и предубеждения.
Нужно сближение культур всех народов земли. И в этом помогает и способствует литература. Своеобразие литературы заключается в том, что общее раскрывается через индивидуальное. Герои литературных произведений не единичные люди – автор выводит тип характерный для многих людей. И в героях лит. Произведений мы можем узнать себя или соседа. Художественное произведение, литература в целом – социальны во всех своих составных элементах. Писатель воспринимает и воссоздает явления социальной действительности, человеческие отношения в их остродраматическом напряжении.
Так что искусство может и должно быть первым в воспитании человека. На классической литературе молодежь может принять и перенять весь опыт накопленный человечеством. Приблизить искусство к народу великая задача поколения.
Конец.

Урок искусства в 8 классе по теме: «Мир в зеркале искусства»
план-конспект урока по мхк (8 класс) на тему

Задачи урока: знакомство с эмоциональной составляющей искусства, его коммуникативной функцией; постижение её зна­чения для освоения окружающего мира, осмысления объектив­ных явлений через их субъективное восприятие художником, установление диалогических взаимоотношений с творцами ху­дожественных произведений; осмысление объединяющей роли искусства; понимание возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства; осо­знание роли музеев в сохранении и пропаганде мировых куль­турных традиций.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_iskusstva_mir_v_zerkale_iskusstva.docx 57.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дата_____________________ класс___8_______ учитель: Бабанина И.И.

Урок искусства в 8 классе по теме: «Мир в зеркале искусства»

Задачи урока: знакомство с эмоциональной составляющей искусства, его коммуникативной функцией; постижение её значения для освоения окружающего мира, осмысления объективных явлений через их субъективное восприятие художником, установление диалогических взаимоотношений с творцами художественных произведений; осмысление объединяющей роли искусства; понимание возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства; осознание роли музеев в сохранении и пропаганде мировых культурных традиций.

Формирование УУД: личностных — воспитание в себе способности к эмпатии (сопереживания, сочувствия, содействия) во время освоения образного содержания искусства; познавательных — развитие мотивации к познавательной художественно-творческой деятельности, исследованию новых явлений искусства в процессе самообразования; коммуникативных — трактовка диалога культур как формы сближения разных народов, эпох и стилей; регулятивных — выработка критического взгляда на явления культуры и искусства в процессе их изучения; информационных — накопление информации о деятелях искусства, художественных произведениях, музеях.

Эпиграф: «Каждый слышит только то, что понимает».

2. Изучение темы урока

Каждый из нас – Вселенная. Вселенная мыслей, чувств, воспоминаний, ожиданий.

Я вижу мир таким, какой он есть:

И облака, и небо надо мной,

И мириады звезд, каких не счесть,

Манящих тайн, сокрытых пеленой.

Я вижу мир таким, какой он есть:

Ранимый, хрупкий, очень уязвим,

Он может вдруг обрушить боль и месть,

Но все-таки прекрасен и любим.

И в этом мире связывает нас

Мостов духовных тоненькая нить.

Ах, как легко порвать ее подчас,

Куда сложнее вновь соединить.

Читаем мы у Андрея Горбовского

Искусство дает возможность увидеть и понять тысячи других миров, принять или отвергнуть их. В китайской притче рассказывается о путниках, которые захотели понять, что такое океан. После того, как им удалось его увидеть, один из странников сказал, что океан похож на поле, другому он напомнил лесные чащи, а третьему бескрайнюю пустыню. И каждый был по – своему прав!

Замечательному русскому художнику В. В. Кандинскому принадлежат слова: «Понимание выращивает зрителя до точки зрения художника. Человек, который мог бы сказать что-то, ничего человеку не сказал, и тот, кто мог бы слышать, ничего не услышал». В этих словах сквозит боль и обречённость. Сколько непонятых и никем не услышанных людей прошло по нашей Земле! Что же мешало людям понять друг друга? Нежелание услышать и принять участие или неумение, неспособность к общению, диалогу? Мудрецы пытались ответить на этот вопрос ещё в древности, но ответ не найден и по сей день. В учении великого китайского философа Конфуция сформулирована получившая признание потомков истина: тайна человека сокрыта не в природных потребностях тела, не в справедливости небесного пути, а в его общении с другими людьми». Несомненно одно — всё, что способствует взаимопониманию между людьми, имеет большую нравственную ценность. Такой ценностью является и искусство, так как оно даёт нам возможность общаться с представителями разных эпох и народов, прочитывая их послания. Именно искусство способствует прямому общению с художественным гением.

Искусство отражает окружающий мир, но не точно таким, каков он есть объективно, а через призму чувств, мыслей, субъективных взглядов художника. Таким образом, в зеркале искусства мы видим людей, природу, явления общественной жизни иногда гротескно преувеличенными, иногда, напротив, сглаженными, завуалированными — такими, какими их видит и хочет до нас донести художник согласно своему замыслу. На наш опыт восприятия мира накладывается опыт художника, и мы становимся богаче.

Восприятие и анализ содержания зрительного ряда разворота на, выделение среди иллюстраций произведений разных исторических периодов (искусство прошлых веков, современное искусство), объяснение их художественных достоинств, анализ средств их образного воплощения. Подбор музыкальных ассоциаций к зрительному ряду. Поиск ответа на вопрос: Какую информацию современному человеку передают рассмотренные произведения искусства?

Сюрреалистические работы Рене Магритта демонстрируют нечто, скрытое от глаз зрителя, предметы предстают в своей внутренней сущности, не связанной с их названиями. Художник пытается убедить зрителя в том, что вещи вовсе не такие, какими кажутся. Его живопись метафорична и, несмотря на присутствующую в ней тишину, драматична. Поразмышляйте вместе с учащимися над содержанием картины Р. Магритта «Человеческий удел». Предложите ученикам раскрыть метафорический смысл изображённых предметов и явлений, а затем расшифровать идею картины, её соответствие названию.

Но сколько поэтов, художников, музыкантов уже создали в своих произведениях отражения своих миров?

С. Дали «Женская фигура к окна»

Тревожный, наполненный страхами языческий мир стучится к нам ритмами ритуальных обрядов, динамикой наскальных рисунков, магической глубиной мифологических образов. Не познав свои самые древние корни, человек не сможет достичь вершины.

Рисунок – первобытные охотники в пещере

Мир средневекового человека может на первый взгляд показаться мрачным и скучным. Но никогда люди не уходили так глубоко в поисках постижения божественного предназначения жизни, его истинного и вечного смысла. Нидерландский художник Иероним Босх изображает свою модель мироздания на створках алтаря, которое называет «Воз сена». Сюжет его был продиктован старой нидерландской пословицей: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

И. Босх «Стог сена»

Наполнена радостной верой в человека, его почти божественное начало, картина мира эпохи, которую принято называть Возрождением. Микеланджело, создавший статуи и фрески, воспевшие красоту Человека, в одном из сонетов пишет:

Высокий дух, чей образ отражает

В прекрасных членах тела своего,

Что могут сделать Бог и естество,

Когда их труд свой лучший дар являет.

Статуя Давида - Микеланджело

Через пару столетий Джонатан Свифт в своих «Путешествиях Гулливера » наглядно показывает, насколько относительной может быть картина мира, и как она зависит от точки зрения. Лилипуты и великаны, прожектеры и йеху живут в своих замкнутых мирах, наблюдая их очертания со «своей колокольни».

Мир «Алисы в стране чудес» и «Зазеркалья» Льюиса Кэрролла - это другая реальность, живущая по законам теории относительности. В ней есть место Чеширскому коту, Мартовскому зайцу, появлениям, исчезновениям, фантазии.

Миры, созданные в произведениях искусства не похожи друг на друга. Загадочной поэзией зовет к себе романтическая страна героев Александра Грина: Лисс, Зурбаган. Там есть Бегущая по волнам и Ассоль ждет корабль с алыми парусами:

Снова месяц висит ятаганом,

На ветру догоняет лист,

Утром рано из Зурбагана

Корабли отплывают в Лисс.

Кипарисами машет берег.

Шкипер, верящий всем богам,

Совершенно серьезно верит,

Что на свете есть Зурбаган. Написал когда – то автор легендарной «Бригантины» поэт Павел Коган.

«Бегущая по волнам» - иллюстрация

У братьев Стругацких в одной из повестей есть сюжет фантастической картины будущего. На ней по одну сторону Стены живет мир счастливых утопий, по другую мир, где нет гармонии, постоянные войны приводят к гибели цивилизации. Джордж Оруэлл в антиутопии «1984» создает вымышленную реальность: «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным – кроме расклеенных повсюду плакатов. С каждого заметного угла смотрело лицо черноусого. С дома напротив тоже. СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ, – говорила подпись».

Проверить «алгеброй гармонию», научно обосновать тайны творчества пытались много раз. Ученые вычислили параметры и пропорции скрипок Страдивари, спектрально проанализировали составы лака, но есть недосягаемая черта, перед которой бессильны расчёты и компьютеры, и эта сила заставляет плакать и смеяться, грустить и мечтать вместе с музыкой, стихотворением, фильмом.

«Начало знания — удивление», — говорили в древности. Человек может понять, как устроен атомный реактор, но о том, как случайное слово, взгляд превращаются в чувство, как из него вырастает картина, соната или поэма – остается тайной искусства, которое , если верить легенде, было даровано людям богами. Неповторимость, уникальность произведений подлинного искусства – ценнейшее его свойство. Многие научные открытия постепенно устаревают, а древнейшие произведения искусства - нет, потому что в них сохранены общечеловеческие проблемы.

С. Боттичелли «Весна»

Искусство часто сравнивают с зеркалом. Но это зеркало показывает лишь то, что показал автор, пропустив все через горнило своей души, ее чувства и переживания. Художественные образы рождаются из событий и явлений жизни. Анна Ахматова писала:

«Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда.

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене.

И стих уже звучит, задорен, нежен.

На радость всем и мне».

Н. Альтман «Портрет А. Ахматовой»

Пережив в своем сердце художественное произведение, человек не может остаться прежним. В своих дальнейших мыслях, чувствах, поступках он несет след прочитанного, услышанного, увиденного.

«Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба»,- считал Борис Пастернак.

Л. Пастернак « Портрет Б. Пастернака»

Стать богаче духовно, выбрать свою дорогу в этом мире человек учится на примерах шедевров мирового искусства. Его опыт бесценен, ведь каждый из нас - это часть человеческого сообщества. Мы все, люди Земли, связаны между собой, независимо от расстояний и времени. «Красота спасет мир» - это не просто цитата. Только в гармонии с другими людьми, народами, природой, Вселенной можно сохранить нашу планету.

«Красота спасет мир» - картинка

«Я знаю Тайну… Веришь? Слушай!

Наш Мир вокруг — как Белый лист…

На нём рисуют наши Души,

А вот и кисточка — Возьмись!

Цвета… палитры — всё как знаешь…

Твой мир такой…, как Хочешь ты!

Каков Твой Мир — Тебе Решать!

Цветными… Яркими мазками

Раскрасит лист твоя Душа…

Ты Веришь в Тайну? Знаю — Веришь…

Пусть сложно…, но — пора начать…»

4. Работа в группах: 1 -я группа — тема «Музеи»; 2-я группа — тема «Конкурсы, фестивали, проекты».

Изучение информации учебника, актуализация имеющихся знаний по каждой из тем (какие музеи ребята знают, каково содержание коллекций этих музеев; конкурсы, их классификация, фестивали, их задачи; творческие проекты — школьные, телевизионные, международные и т. п.). Представление результатов деятельности групп, их обсуждение.

6. Обобщение: художественный язык разных видов искусства интернационален, понятен всем без перевода.

Предварительный просмотр:

Искусство как зеркало внутреннего мира человека.

«Красиво жить - не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой - тот жизнь красиво прожил…

В наиболее широком смысле искусство- это мастерство, продукт, итог от которого доставляет эстетическое удовольствие. Главное в том, что его нужно суметь заметить ,разглядеть, понять.

Искусство очень многогранно …Это- душа человека, это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека. Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, глядящие на нас с русских икон. Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывают разные события, эпохи.

Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это “образ” - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.

Вопрос, какую роль играет искусство в жизни человека, является очень древним, как и самые первые попытки его теоретического осмысления. Все произведения искусства представляют собой особый мир, который предполагает восприятие, отличное от восприятия жизненной реальности. От остальных видов и форм социальной деятельности искусство отличается тем, что оно практически всегда обращено к эмоциональной сфере человека , которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке , живописи , архитектуре .

Главное — при встрече с художественным творением сопереживать. Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А часто ли в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам известно хорошо , что иногда встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Значимой так же может оказаться и встреча с произведением искусства, если понимание языка позволяет вступить в информационную связь с его автором. Возможно тогда , внутренний мир гениального художника, композитора , писателя, откроет свои секреты.

Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку. Что такое искусство? Зеркало, в котором отражается картина мира? Скорее, зеркальная комната, где можно увидеть изобилие художественных форм. Часть зеркал на стенах этой воображаемой комнаты искривлена, но что именно они искажают? Сознание автора, его работу или наше восприятие? В них видно нечто странное, а создавшие это "нечто", оправдываются словами "я так вижу".

Последние сто лет работы, разрушающие привычные нормы восприятия и воплощения, принято называть современным искусством, но ведь современное - это произведение, созданное современным автором, а не изображение, помогающее поставить диагноз. Пик творческих экспериментов пришёлся на начало ХХ века, но ведь одновременно с новаторами, такими как Пикассо, Малевичем, Кандинским, Дали работали художники, чьи холсты стали жемчужинами лучших собраний - Поленов, Серов, Врубель, братья Васнецовы, Суриков и многие другие реалисты.

Художник, создавая своё творение, одновременно запечатлевает часть своей души. Но один живописец богатство и убогость внутреннего мира выражает в росписи свода храма, а другой - в изображении черного квадрата, кто-то при создании скульптуры ориентируется на непревзодённый по красоте античный канон, а кто-то сваривает беспредметную металлическую конструкцию.

Каждый зритель в зеркальной комнате искусства выбирает то отражение, которое ему ближе духовно. Если человек искренне любуется беспредметной картиной, возможно, он страдает расчленением сознания, так же как и автор? Если зритель, совершая усилие над собой, попытается любоваться такой картиной, стремясь "понять замысел художника", не вдохнёт ли он вирусы того же недуга, как у автора? И напротив, возможно, созерцая действительно достойные произведения, ограждая себя от тех, что разрушают целостность личности, человек создаёт в своей душе оазисы, помогающие сохранить умение воспринимать мир через прекрасное.

Зеркало всегда воспринималось как предмет мистический, а искусство как средство воздействия на душу зрителя. Выбирая лекарство для врачевания душевных неполадок надо быть не менее осторожным, чем при выборе таблеток от гриппа. "Не навреди! " И ещё одно: "Остерегайтесь подделок! "

Чем ближе человек к искусству, тем больше как, в зеркале видно как происходит накопление художественных ценностей. Социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.

Многие обращаются к искусству для того, чтобы получить удовольствие. В зависимости от степени овладения “языками искусства”, люди получают удовольствие от фильмов.. Наслаждение от художественных произведений - закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия.

читая книги, смотря фильмы, слушая музыку, восхищаясь грандиозными архитектурными сооружениями мы тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении.

И, наконец, «приблизившись к искусству, мы учимся у искусства вечным ценностям - Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, “лепит” нашу нравственность. Это все то, что человек в итоге может увидеть в своем «ЗЕРКАЛЕ».

Читайте также: