Immersive theatre что это

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня, стоит лишь зайти в интернет, обязательно наткнешься на что-нибудь «иммерсивное». Спектакль, концерт, квест, ресторан — кажется, что угодно. Догадаться, что это будет на самом деле, сложно, потому что часто всё перечисленное называют «шоу». Что в таком формате ищут зрители и почему нам всё чаще предлагают куда-то «погрузиться» — разбирались «Известия».

Какие иммерсивные представления проходят в Москве сейчас?

Иммерсивное шоу «Вернувшиеся» в особняке в центре Москвы

Иммерсивный спектакль-ресторан «Зеркало Карлоса Сантоса»

Иммерсивный спектакль-диалог Etiquette

Текст: Дарья Зарембо , редактор новостей f&f .

Главные иммерсивные шоу

Sleep No More

Первыми делать зрителей участниками шоу стала лондонская группа PunchDrunk. Она погружала зрителя в атмосферу фильмов Стэнли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча.

Постановка Sleep No More уже несколько лет остается популярной в США. В основу шоу легла «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль идет в огромном заброшенном пятиэтажном отеле, который напоминает лабиринт. При входе пришедшие (а их около 300) надевают белые маски, снимать их нельзя. Главная особенность этого представления в том, что зрители предоставлены сами себе. Постановка произвела изрядный фурор в 2000-е, даже сейчас купить билеты непросто.

S.T.A.L.K.E.R

В России одной из первых стала бродилка S.T.A.L.K.E.R, поставленная «Гоголь-центром». В основу лег роман братьев Стругацких и компьютерная игра. Зрители надевают наушники, защитный костюм и идут по стопам персонажей игры.

«Вернувшиеся»

Представление «Вернувшиеся» проходит в старинном особняке в центре столицы. В доме четыре этажа и 50 комнат, в каждой из которых разыгрывается действие. В основе постановки лежит пьеса Генрика Ибсена «Призраки». Долгое время она была запрещена в России и в Европе, поэтому сейчас особенно интересна зрителю.

«Майская ночь»

Иммерсивность не обошла и кукольные театры. В Московском театре кукол показывают «Майскую ночь». Увидеть спектакль не получится из-за маски, зато зрителям подарят весь спектр тактильных и вкусовых ощущений.

Идея для досуга: иммерсивный театр

Иммерсивные представления — это новый театральный тренд, который пользуется все большей популярностью у зрителей. Чем же он отличается от обычного театра?

Английский пациент

Само слово — заимствование из английского (immersive — создающий эффект присутствия, погружения). Один из принципов театра такого формата — свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля. В иммерсивных постановках нет разделения на зал и сцену. Вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. К тому же обычно такие постановки подразумевают наличие нескольких сюжетных линий. Зрителям вовсе не обязательно ходить только за главными героями. Совсем наоборот. Чаще всего создатели спектакля советуют избегать толпы, обращать внимание на второстепенных персонажей или просто интересные детали интерьера. В иммерсивном шоу все они — важная часть авторской задумки.

Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk

Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk


Издалека долго: театральный марафон добрался до Волги На иммерсивный променад в Нижнем Новгороде вышли Ольга Голодец и талантливые дети

Опытами по созданию иммерсивного театра занимались еще в середине прошлого века, но самым масштабным и широко известным воплощением теории стал спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор. В основу сюжета положен «Макбет» Шекспира. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада. Его постановщики превратили в «заброшенный» отель, где каждая комната (а их около 90) стала отдельной зоной. Здесь есть всё — начиная от бальных залов, заканчивая кладбищем. По словам зрителей, увлекательно даже просто исследовать антураж дома. Бродя по комнатам, можно, например, найти тайники, которые открываются только в определенное время.

Правда, легко привыкнуть к такой самостоятельности могут далеко не все зрители. Оказавшись в незнакомой обстановке, многие предпочитают держаться группами. Часто главных героев преследует целая толпа, через которую невозможно не только что-то разглядеть, но даже пройти.

Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk

Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk

Прощай, молодость

«Известия» публикуют последнее интервью режиссера, педагога, актера Дмитрия Брусникина

То же шоу глазами взрослого человека воспринимается совсем иначе. Елене 57, ей с мужем билеты на шоу подарил сын. «У него сходили все друзьям, умные, образованные ребята, всем понравилось. Мы тоже решили посмотреть, — вспоминает женщина. — Встречают и правда красиво, а дальше начинаются неприятности. Все давятся, очень мрачно, депрессивно. Может, конечно, сказывается, что я невролог, но мне всё казалось псевдоужасами и студенческим капустником. Все были в восторге от сцен оргий, но мне как взрослому человеку имитация полового акта смешна. Может 20-летним, которые не видели секса, такие подглядывания и интересны, но мне нет».

Уже через полчаса после начала шоу Елена с мужем осмотрели все комнаты и ушли. Их ожидания спектакль не оправдал: «Мы хотели красивое представление в разных залах, а не плохие звук, свет и трагичную, навевающую ужас музыку. В театр мы ходим за хорошим настроением или за чем-то, что затронет сердце и заставит задуматься. Ничего из этого мы здесь не ощутили».

Чтобы избежать разочарований и не обмануться в ожиданиях, зрителям остается лишь внимательнее изучать само описание спектакля. Пока терминологическая база не сформирована, назвать свою постановку авторы могут так, как пожелают.

Полное погружение - иммерсивный театр

Обычными спектаклями никого уже не удивить — последние несколько лет набирают все большую популярность иммерсивные театральные постановки, в которых зритель напрямую вступает в контакт с пространством, актерами и сценарием. В переводе с английского immersive — создающий эффект присутствия, погружения, поэтому главный принцип такого формата — свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля, в постановках нет разделения на зал и сцену.

Вместо них — единое пространство, по которому зрители могут перемещаться наравне с актерами, здесь нет сцены и кресел: представления проходят в стилизованных помещениях, театральных пространствах или в целых домах. Часто такие шоу подразумевают наличие нескольких сюжетных линий - за главными героями следить вовсе необязательно, а второстепенные персонажи и окружающая обстановка могут играть важную роль авторской постановки. Зрители сопереживают актерам на расстоянии вытянутой руки, взаимодействуют с интересными объектами интерьера, сами становятся героями сюжета и даже могут изменить дальнейшее развитие сюжета.

Настоящим иммерсивным театром стали называть постановки, где задействованы все каналы восприятия: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и даже чувство равновесия - зрители могут скрывать лицо под маской, оказаться с завязанными глазами, попробовать расставленную пищу или напитки.

Первые шаги постановки иммерсивного театра начались еще в середине прошлого века, но самым известным воплощением стал спектакль «Больше не спать» британской труппы Панчдранк. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, в основе сюжета - «Макбет» Шекспира. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада, превращенный постановщиками в «заброшенный» отель, где каждая комната стала отдельной постановочной зоной. Судя по отзывам, интересно даже просто исследовать антураж дома, бродя по комнатам.

В целом принцип иммерсивных спектаклей напоминает компьютерные игры — зрители погружены в атмосферу, могут перемещаться по локации, взаимодействовать с окружающим пространством, в какой-то мере влияя на сюжет. Аудиторию привлекает идея участия в другой реальности. А опытные квестоманы знают, что проявляя любознательность и заглядывая во все помещения, они могут найти много интересного и полностью погрузиться в происходящее вокруг.

Мы – за качественный отдых, будьте с нами! Директор по ответам Сети Клаустрофобия Владимир Жиганов

На российской почве

В России первые спектакли такого рода стали появляться в 2004–2006 годах. Сначала их называли «бродилками» или спектаклями-променадами. Главное, что сближало их со Sleep No More, — отказ от кресел. Формально же это могли быть тематические экскурсии или театральные постановки, в которых не подразумевалась свобода перемещения — зрителям можно было лишь идти за актером или проводником.

К 2013–2014 годах стали появляться более разноплановые проекты. Например, «НОРМАНСК». По словам его создателей, он стал первым в России иммерсивным спектаклем, хотя использовать это словосочетание в афишах тогда не стали.

Спектакль «НОРМАНСК» Центр им. Мейерхольда

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда


Театральный проект Якова Миркина вовлекает зрителя в беседу о высоких чувствах

«Тогда оно широко не использовалось, к тому же всегда есть риск впасть в театроведческую дискуссию по поводу этого термина. На тот момент команде показалось, что аудитории будет не очень понятно слово «иммерсивный». Поэтому для обозначения жанра выбрали «променад-спектакль». Это очень честно, потому что сейчас иммерсивным называют всё подряд», — рассуждает в беседе с «Известиями» пиар-директор спектакля Евгения Петровская.

Сюжет «НОРМАНСКа» был основан на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Действие разворачивалось на всех пяти этажах Центра имени Мейерхольда. Как и в британской постановке, истории героев развивались одновременно и в разных локациях. Зрители могли самостоятельно выбрать, куда идти и за кем наблюдать.

На деле же, как и в «Больше не спать», многие, испугавшись неожиданной свободы, гуськом передвигались по коридорам следом за несколькими персонажами. Смелость остальных была вознаграждена — отделившись от толпы, они смогли найти секретные комнаты, которые открываются лишь в определенное время.

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда


Худрук «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз — об иммерсивном спектакле до рассвета, витражах Врубеля и находках на дне Неглинной

Авторы спектакля рассчитывали в первую очередь на молодежь. «Аудитория театра в России очень мала, а экспериментального театра — тем более, но выйти на «модников» было просто. В 2014 году театры в принципе набирали популярность, и такого нового контента еще не было дикое количество, как сейчас. Команда «НОРМАНСКа» и режиссер Квятковский тогда уже гремели благодаря хип-хопере «Копы в огне», которая привела в театр вообще нетеатральную, очень молодую и очень продвинутую аудиторию, и все они пришли на «НОРМАНСК», — вспоминает Петровская.

Молодые люди, знакомые с играми и квестами, уже знали: проявляя самостоятельность и заглядывая во все помещения, они смогут найти значительно больше интересного. Принцип иммерсивных спектаклей действительно немного напоминает кат-сцены в компьютерных играх — вы погружены в атмосферу, можете перемещаться по локации и, по желанию других героев, незначительно с ними взаимодействовать, в какой-то мере влияя на события. В шоу зрители тоже могут наблюдать за происходящим, а по предложению актеров даже участвовать в игре. Случается это, правда, пока нечасто. Организовать спектакль с возможностью непредсказуемого развития событий довольно сложно.

Спектакль «НОРМАНСК» Центр им. Мейерхольда

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда


В Петербурге на спектакле актриса дала пощечины зрительницам

Но даже минимальный интерактив в виде врученной записки, переданного ключа, прошептанных слов, как показывает практика, больше всего запоминается зрителям. Сделать воспоминания еще ярче отечественные режиссеры стараются, создавая всё более мрачную атмосферу на своих шоу. К этому публика, правда, относится по-разному. Молодежь, изначально ожидающая от постановок новых ощущений и сильных эмоций, чаще остается довольна.

«Я до конца не понимала, что там будет, всё загадочно. Когда мы с подругой туда зашли, с самого порога было ощущение, что сейчас что-то произойдет — ощущение тревоги, интереса, как в ужастиках, когда героиня слышит, что в другой комнате кричат, но всё равно идет туда, — вспоминает свои впечатления от одного из таких шоу Оксана. — Поначалу было действительно стремно: темно, бархатные шторы, стены, музыка соответствующая, всё старинное и куча людей в страшных масках, а потом привыкаешь — всё настолько по-настоящему, что чего-то бояться или сомневаться, куда тебе пойти, просто нет времени».

Иммерсивный спектакль: что знать и где посмотреть

Два года назад в Москве случился настоящий бум иммерсивных спектаклей. Однако некоторых даже сейчас может смутить это слово на афише. «Бродилки», «променады» и другие шоу всех мастей до сих пор пользуются спросом у зрителей. Разберем, что к чему.

Что значит «участником»?

Нужно всегда быть готовым к тому, что с тобой начнут взаимодействовать актеры. Здесь нет четвертой стены, отделяющей зрителей от сцены. Действие происходит, как правило, в нетеатральных локациях, а зритель получает свободу действий – он может сам выбирать, куда ему идти. Можно следовать за определенным героем или сюжетной линией, можно ходить по случайным комнатам, вдруг там будет что-то неожиданное.

Именно этот фактор зачастую становится самым некомфортным с психологической точки зрения – ведь нужно действовать самому. Пугает неизвестность: что произойдет в той или иной точке?

Для многих людей иммерсивные спектакли становятся своеобразным сеансом психотерапии , ведь своя же реакция на происходящее может стать откровением. К примеру, в одном из самых популярных спектаклей в Москве «Вернувшиеся» по Ибсену есть эротическая массовая сцена в прачечной (прекрасная хореографическая постановка), ради которой, по мнению многих зрителей, уже стоит сходить на это представление. Иногда самые спокойные с вида люди могут совершать самые неожиданные действия. Например, пытаться обнять актеров или незнакомцев-зрителей прямо во время действия, начать громко плакать или же вообще разыгрывать свой спектакль – такие прецеденты случались на «Вернувшихся».

В Москве история иммерсивных спектаклей развивалась примерно так. В 2014 году в ЦИМе был поставлен « В 2015 вышли «

Век иммерсивных шоу не долог , все-таки это нетипичные спектакли, и они не могут существовать по 5-10 сезонов, поэтому афиша постоянно пополняется новинками, а хиты уходят в прошлое. Мы составили список спектаклей на которые вы можете попасть в ближайшие несколько месяцев.

  • «Вернувшиеся»
    Билеты от 3000р. до 30000р.
    Место — Дашков пер., 5, метро Парк культуры
  • QUESTIONING / КТО ТЫ?
    Билеты – 1000-2100р
    Место — Гоголь-центр
  • Москва 2048
    Билеты – от 2500
    Место — Самокатная ул., 4, стр. 9 метро Площадь Ильича
  • Пиковая дама
    Билеты от 7000 до 33000
    Место — TROYKA Multispace, Яузская улица, 1/15, строение 3
  • Морфеус – спектакль расчитан всего на 5 зрителей и идет всего 2 раза в неделю
    Билеты – 1700р
    Место — м.Арбатская, Хлебный пер., д. 2/3, стр. 2

Автор: Ангелина Кравченко

Если вам понравился материал, мы будем очень рады, если вы поделитесь им с друзьями. Подписывайтесь на «Околотеатр» в социальных сетях:

7 фактов об иммерсивном театре

1. Слово «иммерсивный» произошло от английского immersive — «обеспечивающий эффект присутствия».
2. Цель иммерсивного спектакля — создать эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, вовлечь его в действие, сделать участником происходящего.
3. Иммерсивный театр можно сравнить с квестами в реальности, когда участники погружаются в заданный сценарий и должны своими действиями повлиять на исход, например, обезвредить бомбу, как Шерлок Холмс.

4. Здесь разрешено то, что находится под запретом в традиционном театре: можно трогать руками декорации, изучать и использовать реквизит.
5. Актеры могут начать взаимодействие со зрителем в любой момент: отвести в любую комнату, обнять или пристально смотреть в глаза.
6. Часто такие представления проходят не в здании театра, а например, в особняке или в заброшенном здании.
7. Действие может происходить в разных локациях одновременно, а зритель сам выбирает маршрут — то есть у каждого зрителя может быть свой ход развития сюжета.

Читайте также: