Икона поцелуй иуды от чего помогает

Обновлено: 06.07.2024

П очему Берлюковскую обитель была прославлена через чудотворный образ “Лобзания”, изображающий лицемерное предательство? Этот вопрос во все времена занимал умы людей, встречавшихся с берлюковской иконой Спасителя. Но у Господа ничто не бывает случайным. Не случайно, что явлена была икона именно с таким сюжетом, не случайно, что явлена была она именно в то время, не случайно, что первое чудо от иконы — прозрение слепой. Попытаемся понять, что об этом думали берлюковские монахи в XIX веке и что об этом думать нам сейчас, в XXI веке.

Время обретения иконы было крайне тревожным для Православной Руси. Чудесное событие произошло в 1829 году, когда многие отошли от спасительного пути и впали в заблуждения. В Россию из Западной Европы проник еретический мистицизм, который распространился в придворных кругах и среди дворянства. Привлекал этот мистицизм многих тем, что не обязывал к строгим правилам христианской жизни и давал человеку полную свободу к греховной жизни. И вот в 1825 году все это выливается в масонский заговор, под названием «восстание декабристов». А ведь сказано: «…не прикасайтеся помазанным моим…» (Пс.104, 15).

Среди тех, кто выбрал иной путь, встав на защиту православной веры и отеческих преданий, были и насельники Берлюковской пустыни. Конечно, берлюковские монахи пытались осмыслить чудо обретения иконы. Из дневниковых записей становится ясно, что братия воспринимала это как укрепление, как помощь Божию, как указание на спасительность выбранного пути, пути твердого стояния в единственно верной и спасительной истине Христовой. В архивном документе «Взгляд на Николаевскую Берлюковскую пустынь» читаем:

…Безмолвная тишина уединенного места невольно вливает в сердце чувство благоговения, располагает душу к молитве и горестной думе о предании Спасителя неверным учеником в руки законопреступников, — о предании, которое через много протекших веков, вновь здесь повторено для нас в чудотворном образе Спасителя нашего…

Сии трогательные увещевания, не для ли настоящего века повторяются глаголами чудотворений от пречистого образа Спасителя? Это не прямое ли указание на тех, кои придерживаются одною внешнею стороною христианства, видящие не видят, что исповедание имени Христова одними устами — есть льстивое лобызание Иудино? Не есть ли это громкая проповедь, обличающая многих в постыдном предательстве сына Божия на поругание, когда они, в слепоте ума, ожесточаются безверием и презирают спасительное учение Евангелия, когда они не повинуются постановлениям Православной церкви, которая есть таинственное тело Христово? И не для этого ли совершалось чудо первоначально над ослепшею женою, дабы вразумить слепотствующих душевными очами и просветить их светом истинного Богопознания и обращения на путь правый? …Но для большого утверждения в вере, надежде и любви к Спасителю, нужно обратить внимательный взгляд на чудотворение совершенное первоначально над ослепшею женой.

О событии, изображенном на иконе, повествуют все четверо евангелистов. Гефсиманский сад. Кроткий незлобивый Христос, свирепые воины, пришедшие взять Спасителя и один из учеников Его, особо доверенный, казначей, предающий Его и заявляющий о своем предательстве знаком любви — поцелуем.

…вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных» (Мф. 26, 47).

Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, — они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Ин. 18, 4-9).

И вот Господь впервые открыто называет Иуду предателем: «… Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48).

«Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх» (Ин. 18, 10).

«Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его» (Лк. 22, 51).

Так совершилось самое страшное в истории человечества — предательство Бога. Об этом и рассказывает икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою».

В своем очерке о Николо–Берлюковской пустыни иеромонах Нил с горечью напишет:

…Коль безупречна Божественная Любовь, которая самого ожесточенного врага называет еще другом!…Друг Мой, Иудо, зачем ты здесь. Почто решился на таковой безчеловечный поступок. Почто возненавидел Меня тогда, когда Я совокупил тебя с ликом избранных учеников Моих. Почто разлучился со Мною, — когда Я готовил тебе вечное со Мною Царство?

Об этом же говорит и святитель Иоанн Златоуст:

Так как…Иуда был господином своих помыслов и в его власти было не повиноваться им и не склоняться к сребролюбию, то он, очевидно, сам ослепил свой ум и отказался от собственного спасения…Посмотри, сколько сделал Христос, чтобы склонить его на Свою сторону и спасти его: научил его всякому любомудрию и делами и словами, поставил его выше бесов, сделал способным совершать многие чудеса, устрашал угрозою геенны, вразумлял обетованием Царства, постоянно обличал тайные его помышления, но обличая не выставлял на вид всем, омыл ноги его вместе с прочими учениками, сделал участником Своей вечери и трапезы, не опустил ничего – ни малого, не великого; но он добровольно остался неисправимым.

Да, Иуда добровольно предал Христа, добровольно отказался от покаяния и добровольно лишил себя жизни. «…Грех и вину Иуды можно назвать абсолютными: им нельзя найти никакого оправдания, никаких смягчающих обстоятельств».

Над Иудой в полной мере исполнились слова Христа: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6,24) и еще: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Лк.11,23)

Церковь богослужебными текстами свидетельствует: «Иуда разумом сребролюбствует, на Учителя враждебне подвизается…света отпадает, тьму приим, соглашает цену, продает Бесценнаго» (седален утрени Святого и Великого Вторника).

В наше время многие пытаются обелить, оправдать Иуду, сделать его героем. Прием не новый, так всегда поступали враги христианства. Недаром, памятник, поставленный большевиками в первые дни после Октябрьского переворота, был памятником Иуде в г. Свияжске. Памятник изображал человека, грозящего кулаком Небу. А в последнее время стремятся смутить найденным еретическим апокрифом – «евангелием от Иуды», в котором тот представлен чуть ли не со–работником Христа в деле искупления человечества. Да не будет! Еще Иоанн Дамаскин писал: «Тот, кто согрешил, согрешил не с той целью, чтобы Бог одержал победу: ибо Бог не имеет нужды в нашем грехе, чтобы вследствие его явиться Победителем».

Этот текст был известен еще в конце второго века, когда, видимо, и появился. Приблизительно в 180 году святитель Ириней Лионский, непримиримый борец с ересями, писал о вымышленной истории, которую называли «евангелием от Иуды». Уже в то время Церковь признала это «евангелие» подложным. Так неужели сейчас, по прошествии почти двух тысячелетий, нам стало известно больше об этой истории, чем детям и внукам людей, живших в апостольские времена?

Давайте лучше сегодня, вслед за апостолами, которым Господь только что, на Тайной Вечери, сказал: «… один из вас предаст Меня», подходя приложиться к иконе, не побоимся спросить: не я ли, Господи?!&hellep; (Мф. 26, 21–22) . И постараемся услышать ответ.

«Лобзание Иисуса Христа Иудой»

В 1829 году Николаевская Берлюковская пустынь обрела великую святыню — чудотворную икону «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Событие это произвело на современников неизгладимое впечатление и превратило Берлюковскую пустынь, которую до того мало кто и знал, в одну из почитаемых в Московской губернии обителей.

Нескончаемым потоком потянулись сюда тысячи и тысячи людей для поклонения чудотворному образу Спасителя. Шли за исцелением от телесных и душевных ран, шли за духовным прозрением, шли и получали по вере своей. Поток богомольцев был настолько велик, что в начале ХХ века планировалось проложить трамвайные пути длиной 17 км от Богородска (нынешнего Ногинска) до Берлюковской обители. Помешала этому начавшаяся война…

Икона поцелуй иуды от чего помогает

Недалеко от подмосковного Ногинска, который до революции назывался Богородск, находится мужской Николо-Берлюковский монастырь. С ним связана история обретения чудотворной иконы Иисуса Христа, лобзаемого и предаваемого Иудою.


Обретение чудотворного образа «Лобзание Иисуса Христа Иудою» произошло 24 мая 1829 года при настоятеле иеромонахе Антонии (Алексее Ивановиче Ерофееве). Строитель Антоний на момент обретения чудотворного образа Спасителя был тяжело болен и находился в городе Москве на излечении, а потому управление было возложено на казначея иеромонаха Геннадия. Через два дня после обретения, 26 мая 1829 года, строитель Антоний (Ерофеев) скончался и был погребен согласно его воле на кладбище Московского Симонова монастыря, а иеромонах Геннадий по указу Московской Духовной Консистории официально вступил в управление монастырем.

В 15 верстах от обители в казенном селе Кудинове женщина страдала глазною болезнию более двадцати лет; и уже совершенно лишена была зрения, все средства хитрости человеческой остались тщетны при оказании помощи этой несчастной; но молитвы ея к Богу и вера в Промысл так были сильны и пламенны, что она после столь продолжительной болезни удостоилась испытать на себе явно и непосредственно помощь Божию, и исцелиться от слепоты своей, подобно слепцу Евангельскому прозревшему от прикосновения перстов Спасителя.

Однажды женщина эта после молитвы своей к Богу заснула, и зрит перед собой в сонном видении некоего благолепного мужа, который спрашивал ее: «Хочешь ли быть здоровою и прозреть?», и на ответ ея, что «она всегда усердно молит Бога, и что, знать, за грехи Господь лишил ея видения дневнаго света», неизвестный тот, показав Икону Христа Спасителя, ту самую, как она по прозрении уверяла, которая исцелила ея, сказал: «отслужи молебен перед сею иконою, и Бог исцелит тебя». Женщина обещалась, и видение кончилось.

Проснувшись, слепая рассказала виденное домашним, но где найти виденную икону, никто не знал: а у явившагося она о сем не спросила. Подумали, подумали, да и положили, что если есть на это воля Божия, то Он Сам покажет им и икону Свою, а найти оную самим по одному только описанию слепой женщины, почли делом невозможным. На другую ночь тот же самый явился опять женщине, и уже с негодованием спросил: что же ты не исполняешь своего обещания? Я бы с радостию исполнила, отвечала слепая, но не знаю, где отыскать таковую икону; а ты мне об этом ничего не сказал. Иди в Берлюковскую пустынь, сказал явившийся, там найдешь эту икону, отслужи перед нею молебен, и прозришь.

По утру, женщина опять рассказала свое явление, и просила, чтобы ее отвезли в Берлюковскую пустынь. По приезде в пустынь, просили монахов отыскать икону по описанию слепой; но, сколько не искали, в церкви таковой иконы не оказалось; а потому и отслужили молебен пред местною иконою Спасителя.

Слепая возвратилась домой таковою же, отчаявшись в своем исцелении. Чрез несколько времени болящая снова удостоилась видения, в котором открыто ей, что виденная ею икона находится в монастырской хлебопекарне, там она может отыскать оную, и исполнить свое обещание. Немедленно слепую опять привезли в монастырь; по словам ея монахи тотчас отыскали в хлебне икону Спасителя, запыленную, закопченную, стоявщую в углу без всякаго призрения; отерли, обмыли, и разсмотрев писание, спросили слепую, эту действительно ты видела Икону; Да, эта самая, отвечала слепая, я твердо помню, что позади Батюшки Спасителя стояли два солдата, один держал Его ручки, а другой поднял кверху веревки; а спереди Иуда окаянный лез Его целовать. Ну так, сказал иеромонах объятый благоговейным ужасом; только лики — то очень темны, и трудно разсмотреть их: молись же с усердием, я сей час начну молебен, и освячу воду.

По окончании молебна слепой дали святой воды, она немного выпила, потом помазала себе глаза, и что же! В одно мгновение струпы покрывавшие ея сомкнутыя ресницы, отпали, веки разошлись и слепая двадцать лет прозрела. Неописана была радость исцелевшей; в святом интузиазме она схватила стоявшую икону, тысячекратно лобызала лик Спасителя, орошала Его теплейшими слезами, и не будучи в состоянии говорить, указывала предстоящим, то на свои глаза, то на икону, и снова начинала лобызать, и плакать.


Событие это произвело на современников неизгладимое впечатление и превратило Берлюковскую пустынь, которую до того мало кто и знал, в одну из почитаемых в Московской губернии обителей.

Нескончаемым потоком потянулись сюда тысячи и тысячи людей для поклонения чудотворному образу Спасителя. Шли за исцелением от телесных и душевных ран, шли за духовным прозрением, шли и получали по вере своей. Поток богомольцев был настолько велик, что в начале ХХ века планировалось проложить трамвайные пути длиной 17 км от Богородска (нынешнего Ногинска) до Берлюковской обители. Помешала этому начавшаяся война…

После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.

После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.

До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.

По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет.

Сейчас на территории монастыря восстанавливается колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области - она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни Троице-Сергиевой лавры.

Икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Николо - Берлюковская пустынь


В 1829 году Николаевская Берлюковская пустынь обрела великую святыню — чудотворную икону «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Событие это произвело на современников неизгладимое впечатление и превратило Берлюковскую пустынь, которую до того мало кто и знал, в одну из почитаемых в Московской губернии обителей. Нескончаемым потоком потянулись сюда тысячи и тысячи людей для поклонения чудотворному образу Спасителя. Шли за исцелением от телесных и душевных ран, шли за духовным прозрением, шли и получали по вере своей. Поток богомольцев был настолько велик, что в начале ХХ века планировалось проложить трамвайные пути длиной 17 км от Богородска (нынешнего Ногинска) до Берлюковской обители. Помешала этому начавшаяся война. Непосредственно о самом чуде обретения иконы мы узнаем из «Сказания об основании Николаевской Берлюковой пустыни и о существовании оной до сего времени», написанного послушником Василием Розановым в 1854 году по благословению настоятеля пустыни архимандрита Венедикта (Протопопова). Послушник Василий Розанов пишет, основываясь на свидетельствах некоторых из братии, пришедших в обитель до 1829 года, таких, как, например, братский духовник иеромонах Феодорит (он пришел в пустынь в 1827 году):

В пятнадцати верстах от обители в казенном селе Кудинове женщина, солдатка Татьяна Ивановна Кузнецова, страдала глазною болезнию более двадцати лет; и уже совершенно лишена была зрения, все средства хитрости человеческой остались тщетны при оказании помощи этой несчастной; но молитвы ея к Богу и вера в Промысл так были сильны и пламенны, что она после столь продолжительной болезни удостоилась испытать на себе явно и непосредственно помощь Божию, и исцелиться от слепоты своей, подобно слепцу Евангельскому, прозревшему от прикосновения перстов Спасителя.Однажды женщина эта после молитвы своей к Богу заснула, и зрит перед собой в сонном видении некоего благолепного Мужа, который спрашивал ее: “Хочешь Однажды женщина эта после молитвы своей к Богу заснула, и зрит пред собою в сонном видении некого благолепного Мужа, который спрашивал ее: «хочет ли быть здоровую и прозреть?». И на ответ её, что «она всегда усердно молит Бога, и что знать за грехи Господь лишил её видения дневного света», неизвестный тот, показав ей икону Христа Спасителя, ту самую, как она по прозрению уверяла, которая исцелила ее, сказал: «отслужи молебен пред сею иконою и Бог исцелит тебя». Женщина обещалась, и видение кончилось.

Проснувшись, слепая рассказала видение домашним, но где найти виденную икону никто не знал, а у явившегося она о сем не спросила. Подумали, подумали, да и положили, что если на это воля Божия, то Он Сам покажет им и икону Свою, а найти оную самим по одному только описанию слепой женщины сочли делом невозможным.

На другую ночь тот же самый явился опять женщине и уже с негодованием спросил:

— Что ж ты не исполняешь своего обещания?

— Я бы с радостью исполнила, — отвечала слепая, — но не знаю, где отыскать таковую икону, а ты мне об этом ничего не сказал.

– Иди в Берлюковскую пустынь, — сказал явившийся, — там найдешь эту икону, отслужи пред ней молебен, и прозреешь.

По утру женщина опять рассказала свое явление и просила, чтобы ее отвезли в Берлюковскую пустынь. По приезду в Пустынь просили монахов отыскать икону по описанию слепой, но сколько ни искали, в церкви таковой иконы не оказалось, а потому и отслужили молебен пред местною иконою Спасителя. Слепая возвратилась домой, таковоючи отчаявшись в своем исцелении.

Чрез несколько времени болящая снова удостоилась видения, в котором открылось ей, что виденная Его (Спасителя — прим. ред.) икона находится в монастырской хлебопекарне, там она может отыскать оную и исполнить свое обещание.

Немедленно слепую опять привозят в монастырь, по словам её монахи тотчас отыскали в хлебне икону Спасителя, запыленную, закопченную, стоящую в углу без всякого призрения, оттерли, обмыли и рассмотрев писание, спросили слепую:

— Эту действительно ты видела Икону?

— Да, эта самая, — отвечала слепая, — я твердо помню, что позади Батюшки Спасителя стояли два солдата, один держал Его ручки, а другой поднял к верху веревки, а спереди Иуда окаянный лез Его целовать.

— Ну так, сказал иеромонах, объятый благоговейным ужасом, — только лики-то очень темные и трудно рассмотреть их: молись же с усердием, я сейчас начну молебен и освящу воду.

По окончании молебна слепой дали святой воды, она немного выпила, потом помазала себе глаза, и что же! В одно мгновение струпы, покрывавшие ее сомкнувшиеся ресницы отпали, веки разошлись, и слепая двадцать лет прозрела. Неожиданна была радость исцелевшей, в святом интузиазме она схватила стоявшую Икону, тысячекратно лобызала лик Спасителя, орошала Его теплейшими слезами и не будучи в состоянии говорить, указывала предстоящим то на свои глаза, то на икону, и снова начинала лобызать и плакать.

Это происшествие, или справедливее сказать, видимое явление премилосердия Бога в иконе Его для оказания помощи страждущему человечеству подобно дыханию бурного ветра разнеслось по окрестностям. На другой день многочисленная толпа народа наводнила монастырь, все просили молебнов чудотворной Иконе Спасителя, что в хлебне, или как говорили простодушные старушки Спасу Милостивому. С раннего утра начинали петь молебны, и оканчивали не ближе ночи; некоторые, потеряв терпение взойти в хлебню дверьми, лезли в окна.

Таковое бесчисленное стечение народа небывалое в монастырь до сего времени повергло в недоумение управлявшего монастырем Казначея Геннадия, он не знал как поступить: оставить Икону в хлебне не было возможности, а вынести в церковь без дозволения начальства он не осмеливался. А потому чрез несколько времени после первого прославления вечером, взяв Икону, он отправился в Москву к Преосвященнейшему Митрополиту Филарету, дабы оказав ему оную донести лично о случившемся, просить благословления о назначении Чудотворной Иконе приличествующего места. Архипастырь разрешил вынести икону в церковь с подобающим торжеством, то есть сделать в хлебню Крестный ход, и поставить икону в доступном для всех молящихся месте.

После своего преставления Татьяна Ивановна Кузнецова была погребена в Николаевской Берлюковской пустыни.

29 июня 1920 года официальным постановлением Президиума уездного исполкома Богородского совета монашествующим Берлюковской пустыни было предписано оставить все здания и в недельный срок переселиться в игуменский корпус с храмом во имя Всех Святых. В обительских зданиях началось устройство приюта для инвалидов-красноармейцев.

23 марта 1922 года Политбюро ЦК дало указание на места приступить к широчайшему, решительному и полному изъятию церковных ценностей по всей стране. Но работа постоянно осложнялась тем, что госслужащими, имевшими отношение к процессу экспроприации, проводились массовые хищения ценностей. Интересен и тот факт, что комиссии часто сталкивались и с имитацией краж храмовых ценностей верующими и священнослужителями с целью сокрытия наиболее ценных, чтимых предметов церковного обихода.

25 апреля 1922 года в обитель прибыла уездная Богородская комиссия в сопровождении сотрудников милиции для изъятия церковных ценностей. Комиссия, которую возглавляли товарищи Кудрявцев, Родин и Барышов, произвела «…изъятие ценностей из 5 церквей при Берлюковском монастыре на основании постановления ВЦИК от 23 апреля сего года и согласно мандату № 1572 от 21 апреля 1922 года».

От имени обители документы об изъятии подписал настоятель архимандрит Петр. Всего было изъято драгоценностей общим весом 9 пудов 4 фунта 51 золотник.

В этих документах в последний раз упоминается чудотворный образ Спасителя. В описи зафиксировано: Венец с иконы Спасителя с камнями серебряный вызолоченный, вес 1 фунт 95 золотников.

На сегодняшний день достоверно неизвестно, что стало с чудотворным образом Спасителя, неизвестна и дальнейшая судьба архимандрита Петра (Орлова). Среди местного населения бытует, однако, множество легенд и рассказов о жизни обители в это страшное время. В частности, от старожилов можно услышать, что чудотворная икона была спасена монахами, которые сумели ее спрятать в подземельях под обителью, а архимандрита Петра забрали сотрудники милиции и увезли в неизвестном направлении.

Та чудотворная икона теперь, как и некогда, сокрыта от нас. На аналое в храме лежит другая икона, но обстоятельства ее появления в монастыре также весьма примечательны. В 1997 году иеромонаху Евмению, тогда еще клирику Владимирской церкви в подмосковных Мытищах, одна пожилая женщина подарила старую икону. Это была икона «Лобзание Господа нашего Иисуса Христа предателем Иудою». Отец Евмений долго недоумевал, почему к нему пришла именно эта икона? Ну, не Иудой же ему быть? А через 7 лет настоятель Николо-Берлюковской пустыни, иеромонах Евмений вывез первый грузовик с мусором из храма Христа Спасителя, построенного в свое время специально для явленной чудотворной иконы. Началось восстановление обители.

Читайте также: