Что изменилось в жизни афинян после реформ солона

Обновлено: 18.05.2024

Около 600 — 605 гг. до н.э. в Афинах произошел, как бы это сейчас назвали, стихийный митинг, на котором афинянин по-имени Солон — потомок древнего рода афинских царей, владеющий средним состоянием, поскольку его отец все свое богатство истратил на помощь бедным соплеменникам, произнес речь . Вернее, стихи: слушание стихов в Древней Греции было столь же популярным, как сегодня просмотр телевизионных передач или посещение концертов.

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

В своих стихах Солон призвал тех, кто не желает, чтобы быть афинянином стало позором, отвоевать Саламин у Мегары. По преданию, перед тем, как выйти с такими стихами на площадь, он надел головной убор, который носили сумасшедшие: сумасшедшего нельзя было арестовать и казнить. Притворялся на самом деле Солон сумасшедшим или нет — доподлинно неизвестно, так как греки были большими любителями сочинять веселые истории, однако то, что речь его произвела колоссальное впечатление на афинян — это факт. Она спровоцировала народные волнения, под давлением которых власти вынуждены были уступить и пойти на очередную войну с Мегарой. Более того, предводителем в ней был избран Солон . На этот раз поражение потерпели мегаряне, и Саламин перешел в руки Афин. Угроза захвата города перестала существовать, и это небывало подняло авторитет Солона в обществе.

В военной дипломатии он, однако, не брезговал никакими средствами для достижения политической цели. Чтобы доказать исконную принадлежность острова Саламин Афинам, Солон приказал вскрыть на нем несколько старых могил, и отметил, что умершие в них погребены по афинскому образцу. А также составил подложный экземпляр стихотворения Гомера — легендарного поэта, чьи стихи пользовались у древних греков непререкаемым авторитетом. В это стихотворение он сам вписал строку, в которой говорилось о якобы существовавшей древней связи Саламина и Афин . А после того как Солон выступил в защиту храма древнегреческого бога Аполлона в городе Дельфы, где храмовые земли захватили жители города Кирры, популярность его распространилась по всей Греции. Столь широкая известность, ну, и конечно, благородное происхождение вынудили серьезно считаться с ним афинских олигархов, хотя он и не принадлежал к их числу.

И в 594 г. до н.э. Солон был избран первым архонтом — высшим государственным должностным лицом в Афинах . Поскольку его одинаково уважали и знатные, богатые люди, и простой народ, он смог быть посредником (эсементом) в разрешении крайне обострившихся тогда противоречиях между правящим классом и простолюдинами.

Пережитые годы тяжелой войны с Мегарой заставили большинство из всех слоев населения искать пути выхода из сложившегося социального кризиса, сохранения единства в государстве. И знать из аристократов и олигархов, и простой народ — демос, обратились к Солону с просьбой провести в полисе необходимые реформы, которые смогли бы сгладить внутренние противоречия. Демос просил наделения его всеми политическими правами и полномочиями, а также уравнительного передела имущества, знатные люди — сохранить за ними основные правящие позиции.

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

Солон повел себя как типичный центрист, заявив, что он категорически против как диктатуры узкой группы лиц, так и предоставления власти малоимущим . Он считал, что каждый свободный мужчина-афинянин должен иметь право голоса в народном собрании и возможность публично защищать свои права и интересы. Но управлять государством, по мнению Солона, успешно могут только зажиточные люди, у которых достаточно для этого средств и влияния. Эти его взгляды нашли отражение в изданном им своде законов. Согласно законодательству Солона, все свободные мужчины, независимо от имущественного положения, могли принимать участие в народном собрании и высказывать свою точку зрения на общественные и государственные вопросы.

Был учрежден законодательный орган — Совет четырехсот (Буле), который разрабатывал законопроекты, вступавшие в силу после обсуждения и утверждения в народном собрании . Подвластная Афинам территория была разделена на четыре филы — административно-территориальные единицы, каждая из которых была населена объединением родов, направлявшим в Совет четырехсот по сто человек. Филы находились под управлением родоплеменной знати. Исполнительная власть находилась в руках Ареопага — совета высших должностных лиц. В Совет четырехсот и на другие высшие государственные области избирались только афиняне, обладавшие имуществом не менее определенного размера. Помимо народного собрания, бедняки получали также право участия в учрежденном Солоном суде присяжных .

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

Таким образом, государственный строй Афин, установленный при Солоне, стал прототипом впоследствии установившейся афинской демократии . Но сам он еще не был демократией: хотя реформы Солона ограничили произвол олигархии и предоставили простому народу право высказывать свою точку зрения, в законодательных и исполнительных органах власти из-за установленного имущественного ценза по-прежнему преобладали олигархи и аристократы, и направление государственной политики по-прежнему определялось ими. Тем не менее, реформы Солона резко облегчили положение бедных слоев населения: было отменено долговое рабство, и теперь разорившимся афинянам не грозила участь стать рабами олигархов, а кроме того, с нуждающихся списаны все долги, разоренным за долги селянам возвращались конфискованные у них земельные участки.

Реформы Солона предотвратили разложение афинского государства и сохранили устойчивость Афин перед внешним врагом. Но настоящих стабильности и порядка они не обеспечили, так как оказались, сколько это ни странно, в целом непопулярными. Олигархи и аристократы были недовольны принудительным списанием долгов, возвращением земель, уже считавшихся их собственностью, сельской бедноте, а также тем, что их влияние в высших государственных органов было потеснено не принадлежащими к их среде просто зажиточными людьми. Простой народ же добивался разрешения участвовать в государственной жизни на равных правах с богатыми и знатными . Солона обидно критиковали, а изданные им законы, по всей видимости, нередко саботировались, что сопровождалось вспыхивавшими народными волнениями и нарастанием политической анархии. В своих стихах, сочиненных в то время, Солон говорил: «На борьбу свое мужество собрав, я точно волк вертелся среди стаи псов», «Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда провожают злобным взором, словно я их злейший враг».

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

Потрясенный неблагодарностью сограждан, Солон покинул Афины и отправился путешествовать по Восточному Средиземноморью. Через десять лет путешествий по разным странам Солон вернулся в родные Афины, в которых к тому времени вовсю шла внутренняя борьба между разными политическими группировками. В конце концов власть в полисе захватил тиран Писистрат, установивший единоличную диктатуру. Солон пытался противостоять этому и поднять народ на вооруженную борьбу, однако на этот раз поддержан не был, а приближенные Писистрата объявили его сумасшедшим.

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

Дальнейшая судьба Солона в разных античных источниках освящается по-разному. Диоген Лаэртский пишет, что Солон уехал на Кипр и умер там, прожив до 80 лет. Плутарх же считает, что Солон впоследствии изменил свою точку зрения и поддержал Писистрата, сумевшего все-таки жесткой рукой навести в городе порядок. Как пишет Плутарх, Солон стал ближайшим советником тирана.

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

Несмотря на такую судьбу при жизни своего издателя, законы Солона не исчезли навсегда: в конце VI в. до н.э., когда была свергнута тирания сына Писистрата Гиппия, они были восстановлены, более того, отредактированы архонтом Клисфеном, после чего выходцы из простого народа получили, наконец, право полноценного участия в политической жизни . Ограничения по имущественному признаку при занятии большинства государственных должностей были отменены, и в Афинах был установлен, наконец, политический строй, известный как демократия (народовластие).

Помогите,друзья.
что изменило жизнь афинян после реформ солона?

rokki119

Устройсройством государственных учреждений было завершено законодательство Солона. Реформой сисахфии он освободил граждан, бывших в работе или в рабстве у кредиторов, и отменил законы, лишавшие неисправного должника личной свободы; возвратив поселянам заложенные земли и облегчив тяжесть долгов, он спас от погибели сословие самостоятельных поселян и создал энергическое, преданное благу родины, среднее сословие; постановив, что отец не может ни продавать детей, ни отдавать их в залог, он оградил свободу несовершеннолетних и возвысил характер семейного быта.

Mary7876

rokki119

Mary7876

Солон ввёл новые законы по которым стали жить афиняни

Mary7876

Новые вопросы в История

що означае поняття народна реформація чим вона відрізнялася від Реформаціі яку розпочав Мартін Лютер?

история 7 класс, 7 параграф золотой век испании ответьте на вопросы на фото

Сравните реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и монархии Габсбургов. В чём вы видите сходство и различия?

история 7 класс, 7 параграф золотой век испании. расцвет испанской культуры в XVI-1-й 1/2 XVII вв. задание: сделать таблицу со столбцами: 1-область к … ультуры 2- деятельность культуры 3-произведение, особенности творчества.

Срочно нужен краткий пересказ всеобщей истории, 12§ - Нидерланды против Испании. Пожалуйста)

порівняльна характеристика юстиніана першого та Хлодвига

отзыв по "Калашников В. Загадки истории :средние века /В.Калашников . -М., 2002пж пж пжсрочно надо ребят зарание огромное спасибо(если что слова котор … ые в кавычках это и есть произведения нужен отзыв) ​

срочно. 1. Почему после бурного экономического скачка в первой половине XIX века в викторианскую эпоху замедлилось экономическое развитие Англии? 2. … Какой по форме правления в викторианскую эпоху была Англия? Какие партии соперничали за власть? 3. Расскажите, в чем суть ирландского вопроса во время правления королевы Виктории? Был ли решен этот вопрос и какие меры способствовали его решению? 4. Расскажите про культурное развитие Англии времен королевы Виктории. Читали ли вы какие-нибудь книги английских писателей, написанные в ту эпоху?

1.Что изменилось в жизни афинян после реформ Солона? 2.Как вы думаете, тирания-это хорошо или плохо? Приведите пример.
3.Мог ли Солон провести такие реформы, чтобы все жители Афин остались довольны? Обоснуйте свою точку зрения.

Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.

Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.

Великая007

Новые вопросы в История

що означае поняття народна реформація чим вона відрізнялася від Реформаціі яку розпочав Мартін Лютер?

история 7 класс, 7 параграф золотой век испании ответьте на вопросы на фото

Сравните реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и монархии Габсбургов. В чём вы видите сходство и различия?

история 7 класс, 7 параграф золотой век испании. расцвет испанской культуры в XVI-1-й 1/2 XVII вв. задание: сделать таблицу со столбцами: 1-область к … ультуры 2- деятельность культуры 3-произведение, особенности творчества.

Срочно нужен краткий пересказ всеобщей истории, 12§ - Нидерланды против Испании. Пожалуйста)

порівняльна характеристика юстиніана першого та Хлодвига

отзыв по "Калашников В. Загадки истории :средние века /В.Калашников . -М., 2002пж пж пжсрочно надо ребят зарание огромное спасибо(если что слова котор … ые в кавычках это и есть произведения нужен отзыв) ​

срочно. 1. Почему после бурного экономического скачка в первой половине XIX века в викторианскую эпоху замедлилось экономическое развитие Англии? 2. … Какой по форме правления в викторианскую эпоху была Англия? Какие партии соперничали за власть? 3. Расскажите, в чем суть ирландского вопроса во время правления королевы Виктории? Был ли решен этот вопрос и какие меры способствовали его решению? 4. Расскажите про культурное развитие Англии времен королевы Виктории. Читали ли вы какие-нибудь книги английских писателей, написанные в ту эпоху?

Реформы Солона и Клисфена - начало подлинной демократии

После смерти Писистрата в 527 г. до н.э. тираном Афин стал его сын Гиппий. Он правил до 510 г. , но был свергнут Клисфеном из рода Алкмеонидов в гражданской войне, которая продлилась 2 года.

В 508 г. до н.э. была введена новая форма правления – «демократия»

Победив Гиппия, став "Освободителем Афин"и вернувшись на родину, Клисфен - сын Мегакла и двоюродный дед Перикла, нашел мало друзей. Его многолетняя работа была не так заметна, и взлет казался нежиданным, вызывал зависть и недоумение. "Только избавились от сына Писистрата, а уже нам на шею сел новый господин, потомок проклятых", - шептались недоброжелатели. Сам главный архонт, временный правитель, был против него.

Но когда Клисфен выступил на народном собрании с проектом новой реформы государственного устройства, тот был принят с огромным энтузиазмом. Что называется - "Назрело!"

Надо понимать, что преобразования в пользу демкратического собрания - полноправного объединения граждан, начались не вчера.

Путь к демократии был долгим и сложным, занял время жизни не одного поколения.

Первым архонтом-реформатором был великий Солон ( 640-560 г. до н.э. - афинский законодатель, один из «семи мудрецов « Древней Греции. Его называли «мудрейшим из семи мудрых» древней Эллады. Правитель и поэт. Именно он отменил жестокие законы архонта Драконта (Дракона), по которым за кражу "луковицы с чужого огорода" полагалась смертная казнь, а за долги отдавалась в рабство семья и сам человек. Отсюда выражение "драконовские меры".

Солон не только учредил Сисахфию - ликвидировал долговое рабство и отпустил рабов-должников. Он организовал поиск и выкуп рабов-должников, проданных в другие отраны.

Солон - великий реформатор и благодетель афинского демоса Солон - великий реформатор и благодетель афинского демоса

Теперь все граждане были разделены на четыре разряда (филы) по имущественному положению, а права и обязанности распределялись соответственно величине дохода.

Он создал Совет Четырехсот, избиравшийся ежегодно из граждан Афин для разбора текущих дел и законотворчества и Гелиэи – новый судебный орган из 6000 человек , избирался из числа всех граждан старше 30 лет, независимо от знатности и богатства. PER LEGES LICET! - По законам можно!

То, что дошло до нашего времени о Солоне – его элегии. Сохранилось 283 строки из 5000.

«…Много дурных богатеет, благие же в бедности страждут.
Но у дурных не возьмем их сокровищ в обмен на добродетель,

Клисфен через 50 лет продолжил дело Солона, и фактически, демократия, как государственное устройство, началось именно с его реформ. В новые списки граждан включались все те, кто утратил гражданство при тиранах, и в виде исключения те, кто его никогда не имел. Естественно, новые граждане были безраздельно преданы Клисфену. Однако в их число не входили рабы и проживавшие в Аттике иностранцы - митеки.

Воля тирана утратила силу. Все законы теперь считались действительными только при утверждении их народным собранием . Участвовать в собрании мог каждый гражданин, "не запятнавший себя бесчестием". Это и было подлинной демократией. В результате сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

1. Административная реформа – деление Аттики на 3 территории, каждая из которых состояла из 10 триттий
2. Совет Четырехсот преобразован в Совет Пятисот – вели текущие дела, обсуждали законопроекты перед вынесением их на всенародное обрание. Заседания "правительства" проводились каждый день за исключением праздников и "неблагоприятных дней".
3. Создание коллегии стратегов – руководство всеми военными силами, по одному представителю от каждой филы
4. Остракизм – тайная форма голосования . Последствием было изгнание из Афин

продолжение следует.

Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки - поддержите молодой канал, комментируйте, подписывайтесь !

Читайте также: