Готика в архитектуре кто придумал

Обновлено: 01.07.2024

ГО́ТИКА, готический стиль (франц. gothique, итал. gotico, от лат. gothicus – присущий варварскому племени готов ) – художественный стиль 12–15 вв. (в отдельных странах – до кон. 16 в.), явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Термин «готика» не является изначальным определением архитектурного стиля, сложившегося во Франции к сер. 12 в., но никак не называемого в письменных источниках. Вне Франции к кон. 13 в. появляется термин «opus francigenum» (лат. «французский манер»); позднее, в нач. 16 в., в т. н. письме Рафаэля римскому папе Льву Х , был применён термин «tedesco» (итал. «немецкий», в значении «варварский»), употребление этого термина с отрицательными коннотациями встречается и у Дж. Ва­за­ри . В Северной Европе термин «готический» носил скорее нейтральный характер. Впервые выражение «оpus gothicum» в отношении архитектуры использовал в 1610 г. иезуит Карл Скрибаний, описывая Антверпенскую биржу. Интерес к готике как к объекту подражания возник в 17 в. Так, в 1666 г. К. Рен , реконструируя церкви Лондона после пожара, сознательно прибегал к «готическому стилю». Во Франции такой интерес появился к кон. 17 в., что отразилось в теоретических работах Ж. Ф. Фелибьена и Ж. Ж. Суффло. Окончательно «реабилитирована» готика как стиль была в эпоху романтизма (статьи И. В. фон Гёте , роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»). В 1-й пол. 19 в. А. де Комон отделил средневековое искусство 12–15 вв. от более раннего периода, заимствовав для последнего из филологии термин ро­ман­ский стиль . К сер. 19 в. на фоне возрастающего интереса к национальной средневековой истории во Франции началась реставрация памятников архитектуры средних веков, прежде всего готики ( Э. Виолле-ле-Дюк ).

Этапы

Яркий и запоминающийся готический стиль сложился не сразу, а прошел несколько этапов. Специалисты выделяют раннюю готику, зрелую (или высокую) и позднюю (пламенеющую).

К ранней готике относят самые первые постройки в зарождающемся стиле. Историки даже выделили сооружение, давшее начало этому захватившему Европу на несколько веков архитектурному стилю. Первым готическим монастырем стал Сен-Дени, строившийся по проекту аббата Сугерия. Им были убраны многие лишние опоры и массивные стены, что сделало монастырь Сен-Дени гораздо более легким и воздушным по сравнению с церковными крепостями в романском стиле.

Как появился готический стиль

Готика в архитектуре и искусстве традиционно сопровождается всевозможными легендами и небылицами. Образовалась даже особенная готическая субкультура с ее мрачными последователями в черных одеждах. Конечно, к архитектурному стилю все это отношения не имеет, поэтому стоит подробнее разобрать, что из себя представляют здания в готическом стиле.

Закат готики

Несколько веков готический стиль использовался для строительства изящных храмовых комплексов, но со временем он утратил свое значение. На смену готике сначала в Италии, а потом и во всей Европе пришел стиль ренессанс. Считается, что конец эпохи готики пришелся на XVI век.

Особенности готической архитектуры

- Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики. На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.) . Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки.

2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

В отличие от Германии и Англии, поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

1. Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

2. Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

3. Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готика Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готика

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

1. Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

2. Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

3. Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

Ульмский Собор. Вид с птичьего полета. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Вид с птичьего полета. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Вид с роста человека. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Вид с роста человека. Перпендикулярная готика

5. Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

  • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
  • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
  • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
  • Важные росписи по стеклу
  • Членение стен 4-х зонное
  • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
  • Богатая орнаментика капителей
    Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

  • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
  • Членение стен 3-х зонное
  • Тонкие разделяющие стены
  • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
  • Колонны составные (пучкообразные)
  • Арки полуциркульные
  • Свод 4-частный
    Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

  • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
  • Более высокие аркады
  • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
  • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
  • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
  • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
  • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
  • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
  • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
  • Трифорий отсутствует
    Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).

Исторический период

Готический стиль пришел на смену строгому романскому стилю примерно в XII веке и захватил практически всю Европу от запада до некоторых территорий на востоке. Традиционно термин "готика" используется по отношению к архитектурным постройкам, хотя влияние этого стиля можно увидеть в скульптурах, живописи, орнаментах и даже костюмах тех времен.

В архитектуре стиль готика коснулся в первую очередь строительства религиозных зданий - церквей, храмов и монастырей. Этот стиль разительно отличался от романского с его лаконичными фасадами, массивными стенами, округлыми арками и минимумом декоративных деталей. Постройки в готическом стиле имели заостренные линии, высокие и узкие башни, а также чрезвычайно богато украшенный фасад с резными элементами. В готике используются вертикальные линии и все постройки как бы стремятся стрелами вверх, к небу.

Готика

Готический собор в Кутансе, Франция

Готический стиль зародился во Франции, распространившись впоследствии по всей Западной Европе. Наиболее яркое выражение и основные черты этого стиля — изящество, устремлённость ввысь, богатое декоративное убранство — получили в архитектуре больших кафедральных соборов, хотя в эпоху готики возводили и разнообразные светские постройки. Долгое время готическим именовали всё средневековое искусство и только к концу XIX в. — его поздний период, отличающийся яркостью оригинального художественного стиля. Готика — венец Средневековья, это яркие краски, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония камня, света и стекла… Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства, в первую очередь архитектуры, стран Западной Европы.

Основным стимулом формирования нового искусства стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию готического стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

Характерные особенности готики

Готический сложился главным образом благодаря новому подходу к строительству сводов. Во времена романского стиля использовались цилиндрические своды, для которых необходимы массивные стены. С изобретением крестовых сводов появилась возможность строить легкие и как будто невесомые сооружения, что и дало основу готики.

Главная особенность стиля - обилие вертикальных линий и стремление в высоту. Для готических храмов характерно использование узких высоких окон, стрельчатых арок, ажурных конструкций и витражей.

Читайте также: