Где твоя голова ляжет там и свои головы сложим

Обновлено: 07.07.2024

Княжичу Святославу минуло три года, когда он вместе с матерью во главе большого войска отправился мстить древлянам за смерть отца. Именно он начал сражение.

Таков был обычай - князья в любом возрасте сражались впереди своих дружин и первыми начинали бой.

В летописи написано: ”Когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу, ибо был Святослав ещё ребёнок”. Князем- воином отважным и честным он оставался всю жизнь.

ОБЫЧАЙ ПОСТРИГА

Незадолго до первого сражения в жизни маленького Святослава произошла важная перемена. Ольга передала сына из рук женщин, мамок и нянек, на воспитание в дружину. Здесь Святослава посвятили в князья, в ратники, совершив обряд пострига: мальчику состригли детские волосы и оставили на лбу заветный чуб- знак мужчины, а не ребёнка.

Постриги заканчивались пиром всей дружины. Дружинники и гости получили богатые подарки: меха, паволоки (заморские шелковые ткани), одежду и коней.

ДРУЖИНА СВЯТОСЛАВА

Возмужав, Святослав собрал сильную и храбрую дружину. В ней были богатыри и храбрецы со всей Русской земли. Дружина была беззаветно предана своему князю.

С восхищением писал о Святославе древний летописец. Он сравнивал его с быстрым барсом. Как этот огромный зверь совершает свои прыжки, так и Святослав с дружиной стремительно и легко переносился из одной страны в другую. Князь Святослав никогда не действовал исподтишка, коварно. Собираясь на войну, он предупреждал врагов: “ Иду на Вы (вас)”.

Летописец, рассказывая о князе, удивляется его выносливости. В походах он не возил за собою ни возов, ни котлов, мясо не варил, но “ тонко нарезав конину или зверину или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не было у него и шатра, он спал, положив седло под голову. Такими же были и все остальные его воины”.

ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА

Вся недолгая жизнь Святослава прошла в походах. Ему было двадцать с небольшим, когда он отправился в свой первый поход, оставив в Киеве княгину Ольгу с тремя своими сыновьями. Длился этот трудный поход три года и закончился блестящими победами. Святослав полностью разгромил Хазарию, Камских болгар, племена на Северном Кавказе.

Русские владения расширились до Крыма. Князь завоевал полуостров Тамань, которую на Руси прозвали Тмутараканью. Само слово живет и сейчас.

Недолго оставался князь в Киеве. Вскоре после первого похода к нему прибыл посланец из Византии с просьбой пойти войной против дунайских болгар.

Для подкрепления просьбы греческий вельможа привёз Святославу драгоценные дары, в их числе 27 пудов (чуть не полтонны!) чистого золота. Святослав согласился, но вовсе не из- за золота. Если бы он покорил земли по Дунаю, под властью Киева оказался бы ещё один славянский народ.

“ ТЫ, КНЯЗЬ, ЧУЖОЙ ЗЕМЛИ ИЩЕШЬ. ”

Летом 967 г. Святослав и 60 тысяч его воинов спустились по Днепру в Черное море, вошли в Дунай, и в первой же битве разгромили болгар. Этот разгром так подействовал на болгарского царя Петра, что у него отнялись руки и ноги.

Святослав захватил десятки городов, но больше всего на Дунае ему понравился Переяславец. Он захотел остаться здесь. Но тут всполошились византийцы: вместо слабой Болгарии сильная Русь со своим воинственным князем! Чтобы вытеснить Святослава из Переяславца, византийцы обратились к кочевникам- печенегам, и они напали на Киев.

С большим трудом из осажденного города дошла до князя весть об этом. Киевляне велели передать Святославу : “ Ты князь, чужой земли ищешь и чужую землю соблюдаешь, а от своей совсем отрекся. Чуть было нас не взяли печенеги вместе с матерью твоей и детьми! Или тебе не жаль своей Отчизны, своей старой матери и детей своих? “.

Эти события произошли летом 968 г., а уже весной следующего года Святослав сказал матери и боярам : “ Не любо мне сидеть в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии - серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы”.

Старая княгина Ольга ответила сыну: “Видишь, я больна, куда ты хочешь от меня идти? “ Через несколько дней она скончалась.

Святослав собрался в свой любимый Переяславец. Сыновей своих он поставил княжить: старшего, десятилетнего Ярополка, в Киеве, а среднего Олега отправил к древлянам. Совсем маленького Владимира с рук на руки передал новгородцам, приехавшим просить князя- Рюриковича.

“НЕ ПОСРАМИМ ЗЕМЛИ РУССКОЙ! “

Это был последний поход храброго князя. Пришлось воевать уже не только с болгарами, но и с сильной Византией. Война шла несколько лет переменным успехом. Перед одной из битв, в которой 10 тысячам русичей противостояло 100- тысячное греческое войско, Святослав сказал замечательные слова, которые дошли до потомков и через тысячу лет: “ Не посрамим Земли Русской, ляжем тут кость и. Мертвым нет срама. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, то промышляйте о себе”. “ Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим”, - отвечала дружина.

В конце концов пришлось заключить мир с греческим императором. Через несколько дней после заключения мира оба правителя встретились на берегу Дуная.

При свидании присутствовал историк Лев Диакон. Он описал и саму встречу, и внешний вид князя. “ Святослав переезжал реку в простой ладье и сидя за веслом, работал наравне с прочими. Видом он был таков. Среднего роста, не слишком высокого и не очень низкого. С мохнатыми бровями и светло - синими глазами, курносый, безбородый. Над верхней губой свисали длинные усы. Голова у него была бритой, только с одной ее стороны свисала прядь волос, как признак знатности рода. В одном ухе у Святослава блестела золотая серьга, украшенная драгоценным рубином с двумя жемчужинами. Одежда его отличалась от одежды его воинов только белизной”.

БОЙ У ДНЕПРОВСКИХ ПОРОГОВ

Не смотря на заключенный мир, Святослав не вернулся домой в Киев. Византийцы подговорили печенежского хана Курю напасть на небольшой отряд русского князя. Тот со своей ордой встретил дружину у Днепровских порогов. Святослав погиб в неравном бою. Из его черепа, окованного золотом, Куря сделал кубок и пил из него, считая, что сила и мужество Святослава перейдут к нему и его потомкам.

есть кто из историков? помогите пожалуйста

Нестор - имя больше легендарное и собирательное, в реальности этого автора историки сильно сомневаются.
"Повесть временных лет" - это начало всех летописных сводов, содержит в себе очень много противоречий и нестыковок, заставляющих усомниться в том, что писал их современник событий. Многие даже утверждают, что это - подделка петровских времен, сделанная с целью оправдать исторически господство немцев в России.

Но для ответа это тебе не нужно - двойку еще получишь, отвечай как В. Бабинов написал. Добавь только, что "написана "Повесть. " в 11 веке, тогда же жил и Нестор".

Где твоя голова ляжет там и свои головы сложим

Валентин Кныш


Валентин Кныш

Египетская книга мертвых, сейчас разбудишь чудиков которые тебе накидают полководцев и развитие при христианстве, будто сам Христ спускался с небес и лещевал османов

Виталий Иванов


Виталий Иванов ответил Валентину

Валентин, Египетская книга мертвых а до христианским воинам Руси пеньки помогали?

Валентин Кныш


Валентин Кныш ответил Виталию

Виталий, сами люди, не надо только мне кидать шизанутых каких то радикальных неоязычников и то как они с ума сходят, я к таким не отношусь

Виталий Иванов


Виталий Иванов ответил Валентину

Валентин, хочешь сказать, что отвага язычников по сравнению с христианство была более выраженной?

Валентин Кныш


Валентин Кныш ответил Виталию

Виталий, я не хочу разводить срач на пустом месте только потому что я считаю так, а ты эдак, мы не на политических дебатах на потеху толпе

Валентин Кныш


Валентин Кныш ответил Виталию

Виталий, если реально интересно мнение как от соплеменника но с иной верой, то милости прошу в лс)

Египетская книга мертвых

Виталий, ты еще спрашиваешь про отвагу? Просто почитай тексты греков и арабов про славянских воинов дохристианской Руси, комментарии излишни.

Египетская книга мертвых

Алексей, я конечно понимаю что у современных людей кругозор ограничен сказкой "Колобок". Но можешь зайти в гугл и набрать. Для особо ленивых, ладно, потружусь.

"…Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью." Ибн-Руст «Дорогие ценности».

Египетская книга мертвых

Алексей, чел с анонимной анкетой без авы предъявил мне за прикрывание группой.

Последний бой Святослава

Несмотря на заключение мирного договора Святослава с Цимисхием, ситуация между ними постепенно накалялась. Русские войска не спешили уходить из Доростола. Цимисхий с нарастающей яростью наблюдал, как неделя за неделей, дружинное войско Святослава на судах неспешно переправлялось через Дунай и, судя по всему, не собиралось дальше уходить с его северных берегов. Цимисхию нужно было немедленно возвращаться в Константинополь, где плели сети заговора сторонники свергнутого им и злодейски убитого Никифора Фоки.

Цимисхий понимал, что в конце концов, Святослав покинет Доростол и отправится обратно в Киев не сухопутным путем, а для безопасности на судах обычным маршрутом по Дунаю, Черному морю и Днепру. Не нарушая условий перемирия, Цимисхия решил нанести коварный удар по Святославу чужими руками печенегов. Цимисхий знал, что печенеги покинули Святослава, обиженные запретом грабежа болгарских городов. Цимисхий замыслил вступить в союзные отношений с печенегами и в знак своих добрых намерений, "сдать" им Святослава со всей его огромной воинской добычей.

В ставке Святослава в Переяславце на Дунае окопались соглядатаи Цимисхия, которые бдительно наблюдали за всем передвижениями русских войск по реке. По летописцу, как только флот Святослава, в числе нескольких десятков судов, вышел из Доростола и дошел до устья Дуная, так из Переяславца ринулся гонец к печенегам с вестью: «се идеть вы Святославъ в Русь, вземъ имѣнье много у Грекъ» [Лѣтопись по Лаврентье-вскому списку. - Спб., 1872, c. 72]. Соглядатаем Цимисхия был местный священник Феофил Евхаитский. Это была явная месть Святославу за его гонения на христианских византийских сторонников в Доростоле.

Пока флот Святослава медленно возвращался на Киевскую Русь, печенеги и местные греки решили устроить засаду перед днепровскими порогами, перекрыв Святославу волок судов через пороги.

Место засады печенегов в Белобережье было приграничной территорией между Русью и Византией. По договору Игоря 944 года особо оговарива-лись здесь права греков «Корсунской страны», русские могли находится в Белобережье летом, а греки зимой. Из ряда источников, в том числе из «Записки греческого топарха», следует, что греки в нижнем Поднепровье имели поселения, например, Борион [Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. - М., 1956, c. 301-304]. Святослав возвра-щался поздней осенью, когда греки вскоре могли полноправно действо-вать на землях Белобережья, и помогать печенегам не нарушая условий соглашения с Русью.

Когда русский флот подошел к первой группе днепровских порогов, Святослав увидел на побережье целую орду грозно вопящих печенегов. Стало ясно, что ни о каких переговорах с ордой, алчущей добычи, не могло быть и речи. Святослав не мог повернуть назад, ему жизненно важно было дойти до Киева и, как принято по родовому праву, отдать семьям воинов, погибших в боях в Болгарии, денежное возмещение. Это было одним из условий служения дружинников князю.

По принятой у норманнов тактике, Святослав распорядился вытащить суда на сушу, построив из них нечто подобное крепостному сооружению для круговой обороны на берегу Днепра. Судя по всему, под рукой у Святослава было не более 2000 воинов, 100 лошадей и 40 судов.

Организовав круговую оборону, ставшей для печенегов совершенно неожиданной и неприступной, Святослав стал советоваться с ближай-шими соратниками, что делать дальше. Свенельд, самый старший из них, предложил Святославу бросить всё и всех, и на конях с дружиной прорваться к Киеву. Вернуться ни с чем, отдав на растерзание врагу простых пеших воинов, некоторые из которых были изувечены, это было для Святослава немыслимым делом.

Святослав предложил свой план действий. Свенельду с дружиной пробиться в Киев «на конях», где собрать воедино малые княжеские дружины сыновей Святослава Ярополка, Олега и Владимира. Затем, обратиться за подкреплениями из Поднепровья - Чернигова, Любеча и Смоленска (Гнёздово). Собрав все войско в Киеве, последующим ударом с двух сторон, вместе со Святославом, разгромить печенегов.

Тщетно ожидая помощи из Киева, Святослав был вынужден зимовать в Белобережье: «и не бѣ у нихъ брашна уже, и бѣ гладъ великъ» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 72]. Пришлось съесть всех оставшихся лошадей, уход на конях стал невозможен.

Весной 972 года, при прорыве через пороги, Святослав погиб, ринувшись в последний бой со своим изнуренным голодом и болезнями войском против печенежской орды, возможно, и местных греков. Именно на это обстоятельство указывает миниатюра из Радзивиловской летописи, по которой, на войско Святослава обрушились с двух сторон пешие тяжело-вооруженные воины и печенежская конница.

Последний бой Святослава (миниатюра из Радзивиловской летописи) Последний бой Святослава (миниатюра из Радзивиловской летописи)

Сбылась летописная пророческая речь Святослава, сказанная им перед боем с Цимисхием: «Нам некуда деться… если ляжем здесь костьми, то мертвые не знают позора. … Станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь. И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим» [c. 69]. Так и погибли все вместе в бою под красным стягом.

В отечественной историографии о Свенельде бытовали разные мнения. Так, М.М. Щербатов считал, что Свенельд «спася в нещастном бою, бывшем на порогах, и пришел уведомить Ярополка о смерти его отца». [Исторiя россiйская. Томъ 1.- Спб., 1770, c. 238]. В какой-то мере это подтверждает Лев Диакон, сообщивший, что немногие русы все же вернулись домой. И.Д. Беляев пишет: «Каким же образом спасся Свенельд, мы не знаем, да и знать не имеем нужды; но, что он спасся, в этом ничего нет мудреного, не на каждом же бою все погибают; да и ни откуда не видно, чтобы Печенеги смогли истребить всю дружину Свято-славову, иное дело, им нужна была хорошая добыча и смерть грозного Святослава, о которой просили их Болгары или греки, а за Свенельдом им не было нужды хлопотать» [Беляев И.Д. История России от древнейших времен. Т. 1. Соч. Сергея Соловьева //Московитянин.1851, №18 , c. 377].

По Устюжскому летописцу: «Свиндел же убежа з бою» [Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв. ПСРЛ, т. 37. - Л., 1982, c. 22] . С. М. Соловьев пишет: «мы знаем, каким бесчестием покрывался дружинник, оставивший своего вождя в битве, переживший его и отдавший тело его на поругание врагам» [Соч. в 24 томах. - М., 1988, т. I, гл. 6, с. 160]. Как же Свенельд, который, с детства опекал и воспитывал Святослава, бросил его с обессиленной дружиной на погибель ?

Ситуационно, ответ на этот вопрос ясен, - а кто ждал возвращения Святослава? Его мать княгиня Ольга умерла, сыновей же, бывших при своих княжениях, с возвращением Святослава, с воинской славой и данью, возможно, ожидал новый передел власти.

Явившийся в Киев Свенельд понимал, что 11-летний Ярополк будет игрушкой в его руках: «всегда яко младенец предан под власть своим Вельможам» [Щербатовъ М. Исторiя россiйская. Томъ 1.- Спб., 1770 , c. 238]. Свенельд, еще со времен Игоря, был киевским воеводой, у него была собственная дружина, ему беспрекословно подчинялись варяжские наемники.

Вскоре судьба жестоко покарала Свенельда. В 974 году сын Святослава древлянский князь Олег, узнав, что в его охотничьи угодья вторгся сын Свенельда Лют, убил его, возможно, что это была кровная месть за преданного отца.

Церковники злорадно отметили трагическую гибель Святослава и глумление печенегов над его телом, не простив князю его отказ от крещения и войну с православной Византией. По Львовской летописи (XVI век) Святослав погиб «за премногую его несытость» [Львовская лѣтопись. - СПб., 1910, c. 63]. По Иоакимовской летописи, Святослава настигло возмездие и «казнь от Бога» [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. Книга первая. Часть первая. - М., 1768, кн. I, ч. I, гл. 4, с. 37] .

Спрашивается, что это за Бог такой, который, с одной стороны, лицемерно вещает "не убий", а с другой, одобряет казнь единственного сына первой русской святой княгини Ольги, с отрезанием у мертвого Святослава головы и распиливания ее на части ? Речь идет о древнем тюркском обычае, представляющем собой один из важнейших ритуалов благодарения и служения Богу Неба Тенгри : питье из черепа побежден-ного врага, как религиозный акт овладения силой и способностями погибшего.

В дореволюционной историографии с времен православных летосписа-телей cложился предвзято неблагоприятный взгляд на Святослава: «Усилиями А.Л. Шлецера и Н.М. Карамзина в первой трети XIX века была сконструирована историографическая концепция событий, в которых Святослав выступает как любитель военных приключений … завоеватель Болгарии, как правитель, не думающий о государственных интересах своей страны» [Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. - М., 1982, c. 56].

А.С. Королев приводит ряд мнений ряда русских историков о Святославе: «корысть представляется единственною целью походов» (И.Ф.Г. Эверс, 1826 год); «имел в виду только один грабеж за установленную плату» (А. Чертков, 1843 год); «не государственные виды руководствовали Святославом; он был исключительно вождь дружины» (А.Ф. Гильфер-динг,1850-е годы); «искатель приключений с пылким воображением» (М.П. Погодин, 1871 год); «не думал нисколько о государстве и, совершенно бросив его на произвол судьбы, он мечтал только о том, чтобы сравняться в славе с своими норманнскими предками, чтобы искать единственно военных приключений и военных доблестей» (Е.Е. Голубинский, 1880 год); «предпринимал войны и походы по самым разнообразным поводам, иногда в целях наживы, иногда в видах завоевательных, иногда благодаря просто тому, что ему “не сиделось” (С.А. Корф, 1908 год); «двигателями [Святослава] оказываются не государственные интересы, а хищнические инстинкты» (А.А. Шахматов, 1916 год)» [Королев А.С. Святослав. М., 2011 , c. 264-265]. Добавим к этому "списку" американо-русского историка Г.В. Вернадского посвятившему Святославу главу своего труда «Киевская Русь» (1948) с характерно нелепым названием «Великое приключение: Святослав».

С невероятно гнусными измышлениями, к хоралу недоброжелателей Святослава, присоединился и Л.Н. Гумилев: "После поражения (? - Авт.) благородный характер князя изменился полярно, может быть вследствие психического шока, вызванного разочарованием и сожалением об ошибках , которые были непоправимы. Ему изменил даже интеллект: он послал в Киев приказ сжечь церкви и обещал при возвращении "изгубить" всех русских христиан. Этим заявлением Святослав подписал себе приговор. Уцелевшие христиане и воевода Свенельд бежали степью в Киев. Их печенеги пропустили. Но когда весной 972 года Святослав с верными языческими воинами пошел речным путем, печенеги напали на него у порогов и истребили весь русский отряд" [Князь Святослав Игоревич - М., "Наш современник", 1991, № 7 с. 170].

Оценивая деятельность Святослава, ряд историков считали Святослава не совсем русским. Н.М. Карамзин писал о безрассудном желании Святослава «перенести столицу государства на берега дунайские» [История государства российского. - М., 2004, т. I, гл. VII, с. 64]. По мнению И.И. Срезневского, после смерти княгини Ольги: «Княжение Святослава кончилось на Руси; он отдал все свои владения здесь сыновьям и отправи-лся в Болгарию навсегда» [Договоры с греками. - М., ,1986, т. I, гл. 6, с. 157].

Однако, по древнерусским источникам, Святослав никогда не отрекался от Руси. Первый русский митрополит Илларион (1051-1054) в своем «Слове о законе и благодати» с воодушевлением пишет, что крестивший Русь Владимир был «внуком старого Игоря, сына же славного Святослава. Те в лета своего владычества мужеством и храбростью прославились во стра-нах многих, и победами, и крепостью поминаются ныне и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли. Сей славный – от славных родился, благородный – от благородных» [Иларион. Слово о Законе и Благодати. - М., 1994, c. 73]. В решающие моменты сражений, Святослав обращался к своей дружине с пламенными патриотическими речами: «Уже нам некуда деться. Волею или не волею придется биться с греками. Так не посрамим же Земли Русской» [Лѣтопись по Лаврентьев-скому списку. - Спб., 1872, c. 69].

Общую оценку внешней политики Святослава дал академик Б.А. Рыбаков. Он убедительно показал личность Святослава как выдающегося государ-ственного деятеля Древней Руси, как блестящего полководца, на деле разорвавшего кольцо враждебных Руси соседних государств, прежде всего Хазарского Каганата. Новые важнейшие геополитические центры влияния Руси возникли на востоке - на берегах Волги и Черного моря, и юго-западе - на землях Придунайской Руси.

Образно выражаясь, Святослав взмахом своего меча очертил величест-венные границы древней Руси, в дальнейшем, утерянные на века. Лишь 500 лет спустя, в эпоху Ивана Грозного, Московская Русь ценой неимо-верных усилий вернулась в Приволжье. А выход России к Дарданеллам и Придунайским славянским землям так и остался в области несбывшихся грез русского царизма.

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов . Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.

Читайте также: