Где снимали 12 стульев

Обновлено: 05.07.2024


Экранизации романа Ильфа и Петрова "12 стульев" вызывают много споров - какая же лучше. Скажу честно - я люблю обе. Они настолько разные, что я их даже не сравниваю. Но вот чем мне интересна версия Гайдая, так это натурными съёмками. И особо близки в этом отношении съёмки в Пятигорске. Именно по Пятигорской части съёмок этой комедии я и предлагаю прогуляться


Съемочная группа "Двенадцати стульев" начала съемки в городе Пятигорске 3 сентября 1970 года с эпизода у Орла, когда Остап посылает Кису просить милостыню. Тот поначалу артачится: дескать, никогда еще Воробьянинов не протягивал руки. На что Бендер парирует: "Тогда протянете ноги, старый дуралей!"



Леонид Гайдай на съёмках в Пятигорске

Эту сцену снимали на уступе горы "Горячей". Место это крайне примечательное. С незапамятных времён здесь щедро струился безымянный горячий источник, на основе которого возник крупный бальнеологический комплекс и благодаря которому и возник город Пятигорск.



Скульптура Орла (начало ХХ века)

В начале ХХ века здесь решили разбить парк с аллеями, дорожками и извилистыми лестницами. Архитектурную завершённость верхней площадки решили придать с помощью искусственной горки с изваянием орла-беркута, который цепко схватил когтями и клюет большую ядовитую змею (автор эскиза И. И. Крылов). Скульптор Л. К. Шодкий довольно быстро изготовил изваяние и в конце апреля 1901 года готовая скульптура была водружена на пирамидальный пьедестал из "рваного" камня. Эта скульптура стала символом Кавказских Минеральных Вод.



Скульптура Орла (1930-е годы)

За минувшее столетие скульптура не раз изменялась. Во время революции и Гражданской войны Орёл лишился головы и части крыльев. Потом он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Изображение, которое мы знаем и ныне появилось уже после войны. Автором этого варианта был скульптор Н. М. Хаустов.



Вид на Пятигорск с Горячей горы. Фото Т. Бакмана (конец 1960-х)

А в 1973 году цементная фигура была заменена на бронзовую копию, отлитую со слепка в Ленинграде



Символ КМВ в наши дни. Фото ketosha (2010 год)

Следующей сценой решили снимать эпизод "возле Провала", где великий комбинатор устроил продажу билетов.


Вот только самого Провала в фильме мы так и не увидели. В него на время съемок превратился грот Лермонтова.


Этот грот в скале был обустроен зодчими Бернардацци из природной пещеры. Лермонтовским его стали называть с 60-х годов XIX века, так как считали, что отсюда писатель любил наблюдать за "водяным обществом"



Грот Лермонтова, 1876 год

Под сению твоей он часто находил
Приют для сладкого мечтанья,
И ты один свидетель был
Его сердечного страданья.

В 1874 г. доска была снята, т.к. "постоянно исписывалась нецензурными надписями посетителей Вод". Алексеев отреставрировал снятую доску со стихами, и "во избежание повторения ее прежней участи", в июле 1878 г. затратил личные средства на устройство при гроте массивного каменного арочного портала и ворот с железной решеткой. Над аркой грота была укреплена большая металлическая лента с надписью "ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА", а над ней эмблема с лирой, книгой, пером и опрокинутым факелом. На стене запертого грота поместили прежнюю доску со стихами. Алексеев заново огородил дорожку к гроту.



Грот Лермонтова (начало ХХ века)

Позднее в гроте появился бюст Лермонтова. До открытия памятника поэту в сквере, около этого грота обычно проходили ежегодные собрания местного общества по случаю годовщин смерти и рождения Лермонтова. Сюда к бюсту поэта приносили венки и букеты живых цветов. В конце XIX века известный московский журналист В. А. Гиляровский написал новое стихотворное посвящение "Гроту Лермонтова"

Поклон тебе, великий гений,
И долго будет чтить народ
Алтарь священных вдохновений,
Из камня высеченный грот!

После 1917 г. эмблема с лирой, а затем и лента с надписью над входом Лермонтовского грота исчезли. Вскоре, после Отечественной войны на их месте появилась мраморная плита с надписью «ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА». В 1961 г. на портале была помещена мемориальная доска.



Грот Лермонтова во времена съёмки фильма. Фото Т. Бакмана

Ну а сам "Провал" во времена, описываемые Ильфом и Петровым выглядел так


Следующим объектом съёмки стала Лермонтовская галерея в парке "Цветник".



Именно там проходили торги с монтёром Мечниковым


А также процесс передачи стульев компаньонам



Это сооружение из кружевного металла и цветного стекла, похожее на прозрачный леденцовый замок из детской сказки, открылось для посетителей весной 1902 г., в начале курортного сезона. В 1903 г. здесь прошли юбилейные торжества в честь 100-летия КМВ и состоялся второй Всероссийский съезд курортных деятелей.



Юго-западный фасад Лермонтовской галереи (1910-е годы)

Прогулочная галерея часто служила для проведения всевозможных временных выставок. Театральный зал галереи хранит память о богатой культурной жизни Пятигорска за минувший век.



Северный фасад театрального зала Лермонтовской галереи (начало ХХ века)

Галерея дошла до наших дней почти без изменений. Ныне здание принадлежит Государственной филармонии на КМВ и имеет концертный и выставочный залы.



Лермонтовская галерея во времена съёмки фильма. Фото Т. Бакмана

А вот сцену где Ипполит Матвеевич просит милостыню снимали вовсе не в "Цветнике". Более того - даже не в Пятигорске. Киса то ли по рассеянности, то ли от стыда забрался в соседние Ессентуки


Взгляните внимательно на здание сзади Воробьянинова. Это грязелечебница им. Семашко - один из наиболее известных памятников архитектуры Ессентуков.


Сооружение грязелечебницы началось в 1913 году и велось очень активно, несмотря на начавшуюся войну. Построено оно в стиле античного неоклассицизма. Замыслом архитектора было придать ему подобие древнеримских Терм III—IV веков с их монументальностью и изысканностью. 22 июля 1915 года состоялось торжественное открытие грязелечебницы, названной Алексеевской в честь наследника престола цесаревича Алексея Николаевича, наследника престола Романовых. Не исключали, что болезненный мальчик будет когда-нибудь принимать в ней процедуры. В 1923 году грязелечебница получила имя Н. А. Семашко — первого наркома здравоохранения


Это наиболее заметные места съёмок из фильма. Но было ещё два момента в фильме, на которые мало кто обращал внимание. Эти места нашёл мой добрый друг mountains_5_26 , очень хорошо знающий Пятигорск.

В сцене, где великий комбинатор успешно торгует билетами на Провал, буквально на несколько секунд мелькает кадр, запечатлевший маленькие группы отдыхающих, якобы направляющихся к гроту Лермонтова.


Как оказалось в результате поисков, она снята не у грота , а на горе Горячей, метрах в 800-х от него. Вот это место на горе запечатленное солнечным февральским утром 2016 года


Ну и последняя пятигорская сцена в фильме - Остап и Киса под покровом ночи несут выкупленные у Мечникова 2 стула


Однако случайная встреча с пятигорским милиционером заставляет их присесть на стулья, якобы отдыхая, у ближайшей двери в заборе, по иронии судьбы оказавшейся входом в прокуратуру Пятигорска


Это место было найдено недалеко от "Цветника".Правда время не пощадило ни забор



Съемки в Пятигорске длились до 14 сентября 1970 года, после чего группа перебазировалась на Военно-Грузинскую дорогу, в Дарьяльское ущелье. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

Пятигорчане очень любят роман Ильфа и Петрова и даже увековечили Остапа Бендера и Кису Воробьянинова в бронзе. Причем облик взяли именно из фильма Гайдая. Вот только стоят эти скульптуры не там где снимался фильм, а там, где это описано в романе. Бендер у Провала


А Киса в Цветнике


При подготовке материала использовались кадры из фильма Л. Гайдая "12 стульев"; фрагменты из книг Федора Раззакова "12 стульев"; С. В. Боглачева "Архитектура старого Пятигорска" - издательство "Снег", Пятигорск, 2007 г; Фото Т. Бакмана из альбома"Кавказские минеральные воды" - издательство "Планета", Москва, 1969 г

"12 стульев". Гайдай или Захаров?


Две экранизации романа Ильфа и Петрова "12 стульев". Споры о том, какая из них лучше, не утихнут, наверное, никогда. Кому-то ближе двухсерийная постановка Леонида Гайдая, а другим четырёхсерийная телеверсия Марка Захарова. Кто-то считает лучшим Бендером Гомиашвили, а другие не признают другого, кроме Миронова

Вообще, если по мне, то так категорично сравнивать эти два фильма не совсем корректно. Хоть они и сняты по одному роману, они абсолютно разные. Разные даже по жанру. Вы скажете, что и тот и другой комедии? Да. Но комедии тоже различаются. Гайдай снял классическую эксцентрическую комедию, делать которые он был большой мастер. Жанр же телеверсии Захарова я даже затруднюсь точно назвать. Мюзикл, наверное, самое близкое определение. Сам же Захаров называл этот фильм "литературно-музыкальной композицией с текстом, который не является прямой речью"

Но раз их всё равно сравнивают, давайте сравнивать

Начнём с Великого Комбинатора


Гайдай на роль Остапа Бендера, после долгих проб, в которых поучаствовали наверное практически все актёры мужского пола подходящего возраста, утвердил Арчила Гомиашвили. Захаров без всяких проб взял Андрея Миронова

Ипполит Матвеевич Воробьянинов


У Гайдая его роль сыграл Сергей Филиппов. У Захарова - Анатолий Папанов

Кстати, интересная деталь: и Миронов, и Папанов пробовались на эти роли у Гайдая, но не убедили режиссёра. Захаров же взял их без проб: "Миронов и Папанов — это не те люди, которых надо пробовать"


Две блестящие работы - Михаила Пуговкина и Ролана Быкова


Юрий Никулин супротив Николая Скоробогатова

Голубой воришка Альхен


Григорий Шпигель и Олег Табаков


Наталья Крачковская и Лидия Федосеева-Шукшина


Николай Горлов и Савелий Крамаров

Коля и Лиза Калачёвы


Виктор Павлов и Наталья Варлей супротив Виктора Проскурина и Татьяны Божок


Наталья Воробьёва и Елена Шанина


Игорь Ясулович и Александр Абдулов


Савелий Крамаров и Александр Ширвиндт


Георгий Вицин и Лев Борисов

инженер Брунс с супругой


Владимир Этуш и Нина Гребешкова супротив Михаила Светина и Галины Соколовой

Ну, думаю, достаточно персонажей

Нельзя не отметить, что 10 актёров сыграли в обоих версиях (а двое даже одну и ту же роль)

Самые заметные, это конечно Георгий Вицин, сыгравший монтёра Мечникова у Гайдая и гробовых дел мастера Безенчука у Захарова


Савелий Крамаров - одноглазый шахматист у Гайдая и слесарь Полесов у Захарова


Григорий Шпигель - Голубой воришка Альхен у Гайдая и редактор газеты "Станок" у Захарова


Юрий Медведев - театрал на спектакле театра "Колумб" у Гайдая и председатель тиражной комиссии на теплоходе у Захарова

Где Гайдай взял стулья для экранизации Ильфа и Петрова


В многочисленных рассказах о съёмках Леонидом Гайдаем фильма "12 стульев" часто встречается такой момент, что режиссёру очень хотелось видеть в кадре настоящие стулья работы мастера Гамбса (ну или их копию), и все сбились с ног, в поисках настоящего стула

Давали объявления в газетах, но безрезультатно. В отчаянии ассистентов просто отправили на поиски по домам. И кому-то повезло - он отыскал бабушку, у которой сохранился один гамбсовский стул, обитый английским ситцем. Но хозяйка наотрез отказалась его продавать (он ей был дорог как память).


В итоге единственный стул пришлось сфотографировать со всех сторон и заказать такие стулья за границей (ориентировочно - в Эмиратах и, соответственно за валюту), так как в СССР не нашлось ни одного мастера, способного изготовить такой стул. На съемках кучу стульев (а их, вроде как, изготовили в количестве 40 штук (два гарнитура и остальные про запас), доставшихся таким неимоверным трудом и обошедшихся, видимо, в бешеную сумму денег, превратили практически в дрова, но два стула до сих пор стоят в кабинете Гайдая в квартире его супруги.

Так гласит официальная версия, которую тиражируют практически все издания.

Но, у меня есть очень большие подозрения, что вся эта история - обычная байка! Возможно и были продолжительные розыски подлинного гамбсовского стула. Но, скорее всего, никакого результата они не дали, и студии пришлось использовать то, что было под рукой, напоминающее оригинал.

Я понимаю, что для этих подозрений должны быть веские основания. И они у меня есть.

Вот взгляните, как выглядят стулья в комедии Гайдая


И ещё раз, поближе


Ну и совсем близко


А вот, внезапно, кадр из другой комедии того же Леонида Гайдая, только снятой (внимание) за 9 лет до этого, когда ни о какой экранизации "12 стульев" Гайдай ещё и не думал - "Деловые люди", новелла "Вождь краснокожих"


И как вам? Ничего не напоминают стульчики "обитые английским ситцем". Хоть "Вождь краснокожих" и снят на чёрно-белую плёнку, форму стульев и рисунок обивки ни с чем перепутать нельзя


Кстати, ломали стулья на съёмках довольно бережно. И некоторые явно использовали по нескольку раз. Вот в сцене изъятия стула у Ляписа-Трубецкого явно видно, что стул б/у и уже был как минимум один раз вскрыт


Так что стулья, скорее всего были из мастерской Мосфильма

Использованы кадры из художественных фильмов
"12 стульев", реж. Леонид Гайдай, Мосфильм, 1971 год
"Деловые люди", реж. Леонид Гайдай, Мосфильм, 1962 год

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Тем не менее начало съемок омрачило вмешательство высокого начальства. Оно посчитало, что сценарий, представленный Гайдаем, совсем не смешной и вряд ли в итоге получится достойный продукт.

Впрочем, все эти замечания Гайдай воспринимал как мелкие недоразумения. Главным был тот факт, что он все-таки будет снимать этот фильм!

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

После жесткого отбора кандидатов осталось только двадцать. Но что это были за кандидаты! Что ни актер, то знаменитость всесоюзного масштаба: Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Никита Михалков. Даже Муслим Магомаев был в числе претендентов.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

В итоге съемки начались с Владимиром Высоцким в главной роли. Однако актер, едва приступив к работе, вдруг неожиданно пропал. Запой…

Обозленный Гайдай, зарекшись когда-либо связываться с Высоцким, пусть талантливым, но абсолютно ненадежным, начал съемки во второй раз. Уже с Александром Белявским в роли Бендера. И вновь неудача. Кому-то произошедшее может показаться пустяком, однако сам Гайдай весьма трепетно относился к любым знакам судьбы.

Одним словом, когда перед началом съемок нужно было разбить тарелку – к счастливому развитию событий, она так и осталась целехонькой. Тем не менее работа началась. Но когда было отснято уже около четверти картины, Леонид Гайдай понял, что он не зря верит в приметы. То, что получилось, не нравилось ни ему самому, ни высокому начальству. Слишком положительным был Бендер с лицом Александра Белявского, да к тому же мелковат рядом с Кисой – Сергеем Филипповым.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Но если Арчил Гомиашвили подарил Остапу Бендеру свою внешность, то вот говорит его герой, увы, чужим голосом. Потому как озвучивал эту роль актер Юрий Саранцев. По одной версии, Гомиашвили не смог появиться в студии из-за болезни, по другой – Леонида Гайдая очень смущал грузинский акцент актера. Так или иначе, но сам Гомиашвили посчитал такой поступок режиссера предательским.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

И он оказался прав. Хотя поволноваться режиссеру пришлось не раз. Во время съемок дали о себе знать многочисленные болячки Филиппова. Чуть ли не со съемочной площадки актера увезли в больницу, где сделали довольно серьезную операцию по удалению опухоли мозга. Тем не менее Филиппов практически сразу после выписки из больницы вернулся в строй и достойно завершил работу над картиной.

А Юрию Никулину в итоге тоже нашлась роль. Небольшая, но запоминающаяся. Он сыграл, как мы все знаем, дворника Тихона.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Красавицу Лизу выбирали из двух актрис, двух прекрасных Наташ – Варлей и Гурзо. Причем поначалу Наталью Варлей приглашали на пробы совсем другой роли: ей предлагалось предстать в образе Эллочки-людоедки. Но во время проб Гайдай увидел Варлей в белом парике и тут же понял: никакая она не Эллочка, а самая что ни на есть Лиза! Впрочем, Наталья Гурзо, вспоминая о своих пробах, честно признается, что не особо боролась за роль. Поэтому и переживаний от того, что ей предпочли другую актрису, у нее не было.

А вот актер Михаил Пуговкин получил свою роль без проб. Однако перед тем как взяться за работу, он очень долго размышлял, не грешно ли это – осмеивать священнослужителя. Сомнения развеяла его мама, которая справедливо отметила: мол, ты же высмеиваешь всего лишь алчного пастыря, а вовсе не веру…

Однако во время работы над картиной актеру пришлось несладко. Сначала Михаил Пуговкин промерз буквально до костей, когда снимали эпизод пребывания отца Федора на скале. Причем, как позже выяснилось, все его мучения оказались напрасны: ощущения высоты в кадре не было. Так что сцену переснимали в павильоне. И получилось убедительней!

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Но по-настоящему рисковал актер, когда пришлось раз за разом переснимать сцену, как отец Федор рубит гарнитур генеральши Поповой на берегу моря. Погода стояла, мягко говоря, совсем не курортная, а прибавьте сюда еще и порывистый ветер… Словом, именно в тот день актер заработал себе радикулит. Вот какие жертвы приходится порой приносить во имя искусства!

Одними из главных действующих персонажей в фильме являются, собственно, сами стулья. Так вот, приступив к работе над лентой, выяснилось, что найти по-настоящему интересный материал ну решительно невозможно! Пришлось давать объявление в газету: откликнитесь, владельцы раритетных вещиц! В итоге выяснилось, что в Москве только у одной старушки сохранились настоящие гамбсовские стулья. Только вот продавать их бабулька категорически отказалась. Максимум, на что согласилась, – сфотографировать бесценные предметы мебели.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

В результате стулья пришлось изготавливать в Арабских Эмиратах – почему-то в СССР ни одна мебельная фабрика не решилась принять такой заказ. После съемок картины остались нерастерзанными четыре стула. Леонид Гайдай выкупил их, и они поселились в кабинете у режиссера.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Найдены дубликаты

Дружище, даже Фишки ссылаются на другой источник.
И еще есть мааааленький выпущеный тобой фрагмент

Деньги на бочку!

Несколько слов о том, сколько получили режиссер и актеры за работу в этой картине. Понятно, что самая большая сумма стояла в гонорарной ведомости напротив фамилии Леонида Гайдая: 7853 рубля, да плюс еще 2000 рублей за сценарий.

Никому не известный актер Арчил Гомиашвили получил аж 6120 рублей. Чуть больше ставка была у Сергея Филиппова – 6275 рублей. Отважный труд Михаила Пуговкина был оценен в 3800 рублей. Молодая актриса Наталья Крачковская довольствовалась 182 рублями. Небольшая роль дворника принесла Юрию Никулину 525 рублей, Савелий Крамаров получил и того меньше – 458 рублей

Для меня самый лучший Бендер это Юрский. Потом Гомеошвили, и потом Миронов. Ну не его эта роль. Ещё ходят легенды что есть Меньшиков среди Остапов но что то страшно смотреть

Иллюстрация к комментарию

С удовольствием пересматриваю 12 стульев именно с Арчилом Гомиашвили! Он идеально подходит под образ Бендера в моем воображении во время чтения книги!

Он и в жизни был таким "Бендером". Вот, что вспоминала о нём Наталья Варлей:

Читайте также: