Где он узнал тайну 12 стульев

Обновлено: 08.07.2024

Наверно не все знают, что советская экранизация романа И.Ильфа и Е.Петрова - "12 стульев" 1971 года, снятая режиссером Л.Гайдаем, была шестая. До этого было пять экранизаций : чешско-польская, немецкая, бразильская, кубинская и американская.

Странно, не правда ли? Роман, как мне кажется, мог быть понятен только советским людям. Ведь то, что происходило в СССР, минуло все остальные страны, по крайней мере в 30-е годы прошлого века. Мировой революции, о которой мечтал Л.Троцкий, не случилось, а проблемы советского общества вряд ли были понятны полякам, чехам и немцам.

Но парадокс в том, что чехи с поляками сняли фильм, не имеющий ничего общего с советской действительностью, как ее описывают в известных нам "12 стульях", хотя в титрах они приводят авторов романа: И.Ильфа и Е.Петрова. Немцы и бразильцы сняли ремейки с чешско-польского фильма. Возникает вопрос - а тот роман, который лег в основу фильма Л.Гайдая, был действительно написан И.Ильфом и Е.Петровым?

Официальная история написания романа.

Идея сюжета пришла в голову писателю и драматургу Валентину Катаеву. У него не было времени реализовать свою идею, поэтому он подкинул ее младшему брату Евгению. Валентин Катаев предложил написать небольшую сатирическую повесть об авантюристах, ищущих сокровища. Сам он собирался поехать в отпуск в Батум, а перед поездкой познакомил брата с Ильей Ильфом.

Приехав из отпуска, писатель обнаружил, что его брат вместе с Ильфом развили тему настолько успешно, что выходил целый роман с приключениями. Валентин Катаев отказался от авторства, но поставил условие, что эта книга будет посвящена ему. Поэтому авторами книги стали Евгений Катаев, взявший псевдоним Петров, и Илья Ильф.

Издан роман был уже через год после написания - в 1928 году.

Самая первая экранизация была чешско-польская, созданная в 1933 году . Сценарий фильма разительно отличался от сюжета, который мы знаем, как и имена героев. Действие происходило в Чехии, а героями были два забавных искателя сокровищ - цирюльник, получивший в наследство 12 стульев от умершей тетушки, и старьевщик мебели, которому он продал эти стулья.

Только на следующий день после продажи цирюльник узнал, что в стульях спрятаны 100 000 долларов, но было поздно, все стулья уже были проданы. В результате поиска стульев они пережили ряд приключений. Нужный стул нашелся только в детском приюте, который был выстроен на найденные деньги, а главное, в стуле было завещание тетушки, в котором она изъявила желание, чтобы все стулья оставались вместе. Детский приют собрал все разграбленные стулья и реставрировал их. Всех умилило это, и искателей стульев в том числе.

После этого начали снимать ремейки этого фильма.

В Германии - в 1938 году , причем в немецком варианте действие происходило в Германии, стульев было 13, а цирюльник изобрел средство от облысения, и не найдя богатства в стульях, разбогател на продаже этого средства. В немецком, и во всех последующих вариантах, тетушка не оставляла пожелания об объединении всех стульев.

В Бразилии - 1957 год, действие происходило в Бразилии. Бразильцы оставили 13 стульев, но умудрились из главного героя сделать женщину, а приют, нашедший сокровища в тринадцатом стуле, из обычного стал церковным.

Кубинцы в 1962 году сняли фильм о послереволюционной Кубе, где имена героев уже приближены к знакомым нам Остапу - Оскар и Ипполиту - Ипполито. Причем из комедии сюжет превратился в серьезный детектив.

В американском варианте действие происходит в СССР в 20-годах. Героев зовут Остап Бендер и Ипполит Воробьянинов. События изложены сокращенно, но близко к знакомому нам сюжету.

Такое ощущение, что что-то мешало советскому кинематографу обратить внимание на замечательный роман И.Ильфа и Е.Петрова.

Почему же Валентин Катаев отказался от реализации столь удачной идеи, почему сам не развил ее? Почему роман получил такую популярность не только в СССР, но и во всем мире? И почему он был впервые экранизирован не в России, а немцы из 12 стульев сделали 13?

Двенадцать апостолов и Христос - тринадцатый.

Предположу, что Валентин Катаев, даже если и являлся автором идеи, то не той, которую мы знаем, а той, по которой был снят чешско-польский фильм.

Стул - это символ трона. У Иисуса Христа было 12 апостолов, каждый из которых правил в своем регионе Земли. Сам Христос был 13 апостолом, видимо поэтому немцы и бразильцы сделали 13 стульев.

Похоже, что первый вариант романа призывал к мировой победе коммунизма(объединение всех стульев в приюте для детей), но потом эта тема стала неактуальна, и сценарий слегка подправили.

На мой взгляд, роман уникальный. Он, как программа действий по восстановлению мира после глобальных войн, вызвавших развал мировой империи. Сначала была надежда восстановить империю - собрать все стулья, потом немцы призывали к развитию частного бизнеса - парикмахер разбогател на продаже средства для роста волос. Бразильцы видели спасение в церкви, кубинцы сняли фильм о своей революции, и спасение видели в новом порядке, и лишь американцы первые назвали главного героя Остапом Бендером, намекая на бандеровцев. Ипполит Воробьянинов - это либеральная интеллигенция.

О возникновении "банды эры" -бандеровской организации и ее целях я скажу ниже, также я говорила о них здесь .

По сути, роман, который мы знаем, как "12 стульев", высмеивает бандитскую организацию, захватившую, практически весь мир. Но американская экранизация отличается от советской своей концовкой.

В американском варианте, когда Остап Бендер и Ипполит Воробьянинов поняли, что сокровищ им не видать, они начали зарабатывать на Ипполите Воробьянинове, который научился изображать припадки эпилепсии, какие были у Ф.Достоевского, за это люди платили деньги. По сути, американцы намекали на то, что бандеровцы остались вместе с интеллигенцией , которую В.И.Ленин выслал на философском пароходе в Америку. Интеллигенция, потерявшая всякую надежду получить оставленные в России богатства, стала косить под гениев, а бандеровцы занимались рекламой этих "гениев". Намек на пропаганду ложных ценностей.

Странные совпадения.

Но вернемся к авторам романа.

Может это совпадение, но очень странное: И.Ильф умер от туберкулеза, который внезапно открылся во время путешествия по Америке. Умер в Москве в 1937 году в 39 лет.

Е.Катаев погиб в авиакатастрофе во время работы военным корреспондентом в 1942 году в 39 лет.

Возраст их смерти одинаков, а сумма чисел 3 и 9 равна 12 - числу стульев. Похоже, что это послание идеологу сюжета, или кому-то еще. Может, чтобы мы обратили на это внимание и лучше изучили все подробности.

А старший брат Евгения Катаева - Валентин Катаев, которому так удачно пришла идея сюжета, пережил все испытания, выпавшие на нашу страну, и умер в 1986 году в возрасте 89 лет.

1986 год - начало Перестройки, которая ввергла страну в новый виток испытаний.

Где он узнал тайну 12 стульев

Привет!
Вы пришли на данный сайт, потому-что ищите ответ на вопрос, из игры-викторины.
У нас на проекте самая огромная база решений и многим другим идентичным играм-викторинам.
По-этому, мы предлагаем добавить наш веб-сайт к себе в закладки, чтобы не потерять его. Чтобы вы могли легко найти ответ на нужный вопрос из викторины, рекомендуем воспользоваться поиском по сайту, он располагается в верхней-правой части веб-сайта(если же вы смотрите наш веб-сайт со смартфона, то ищите форму поиска внизу, под коментариями). Чтобы найти требуемый вопрос, достаточно будет ввести всего начальные 2-3 слова из требуемого вопроса.

При каких обстоятельствах священник отец Фёдор узнал тайну бриллиантов от Клавдии Ивановны в фильме 12 стульев?

  • Во время прогулки
  • На исповеди
  • За чашкой чая
  • В больнице

Внимание!
Если вы обнаружили какую либо ошибку в ответах,
пожалуйста напишите нам об этом, в комментариях.

Тайны романа «12 стульев»: как на самом деле было написано легендарное сатирическое произведение?

В 1928 году в печать вышел роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Сатирическое произведение не сразу стало популярным, сначала критики относились к нему крайне сдержанно, в 1948 году роман и вовсе был запрещен из-за советской цензуры. Однако с каждым десятилетием интерес к роману рос, за все время было снято более 20 экранизаций, в том числе на Кубе, в Германии, Швеции, Австрии и США. В Советском Союзе книгу экранизировали дважды: в 1971 году – Леонид Гайдай и в 1976 – Марк Захаров.

Спокойную жизнь делопроизводителя ЗАГСа Ипполита Матвеевича Воробьянинова нарушает не столько внезапная кончина тещи Клавдии Ивановны Петуховой, сколько ее признание, что в сиденье одного из 12 стульев их бывшего гостиного гарнитура она зашила свои бриллианты. Ипполит Матвеевич решает найти сокровище. К несчастью, этим же занят священник отец Федор, узнавший тайну от Клавдии Ивановны на исповеди. Воробьянинов встречает молодого авантюриста Остапа Бендера, согласившегося за 40% от стоимости бриллиантов помочь бывшему предводителю дворянства. Смотрите комедию «12 стульев» Марка Захарова с Андреем Мироновым в главной роли в субботу, 6 марта, в 11:50 на телеканале «МИР».

История создания романа «12 стульев» обросла всевозможными легендами, байками и небылицами, которые активно поддерживали и распространяли сами авторы. В какой-то момент литературоведы стали замечать множество неточностей в словах писателей, однако, узнать достоверно, где правда, а где авторский вымысел, сегодня почти невозможно. «МИР 24» вспомнил самые интересные факты о написании романа «12 стульев».

Тайны романа «12 стульев»: как на самом деле было написано легендарное сатирическое произведение?

кадр из фильма «12 стульев». Режиссер Марк Захаров. Производство ТО «Экран» (1976)

Идея романа принадлежала известному на тот момент советскому писателю Валентину Катаеву. Он предложил своему брату Евгению Катаеву (Евгений Петров, – прим. ред.) вместе с начинающим писателем Иехииелом-Лейбом Файнзильбергом (Илья Ильф – прим.ред.) написать роман о поиске бриллиантов, спрятанных в стульях. Как выражался сам Катаев, он нанял литературных негров. Молодые литераторы отнеслись к заданию серьезно, работали много и сообща. У каждого было право вето, поэтому ни одна фраза не была напечатана без согласия напарника. Изначально Катаев хотел сам участвовать в написании книги, но уехал в Крым и на море работать ленился. Через месяц выяснилось, что Ильф и Петров справляются без помощи маэстро, поэтому от авторства Катаев отказался. Оставив два обязательных условия: в посвящении к роману должно быть его имя, а после публикации авторы должны подарить ему золотой портсигар.

Изначально роль Остапа Бендера в романе была незначительной. Полагалось, что он озвучит лишь одну фразу: «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?». Однако постепенно Бендер перекочевал в ключевого героя романа, что вызывало недоумение у самих авторов. Евгений Петров рассказывал, что в какой-то момент они начали воспринимать Остапа Бендера как реального человека. Кстати, подобная литературная метаморфоза совсем не нова. Например, Александр Пушкин признался, что был удивлен, когда Татьяна Ларина вышла замуж за генерала, а для Льва Толстого неудавшееся самоубийство Вронского было настоящим открытием.

Кстати, скорее всего, у Бендера был прототип. Самый вероятный – одесский авантюрист Осип Шор. Молодой человек служил в уголовном розыске и имел репутацию денди. В 1919 году возвращаясь из Петрограда в Одессу, Шор проворачивал разные авантюры: выдавал себя за агента подпольной антисоветской организации, прожил зиму у пухленькой женщины, обещая жениться, представлялся художником и даже известным шахматистом, чтобы завоевать доверие окружающих. В 1937 году мужчину отправили в лагерь на пять лет, под конец жизни он работал проводником в поезде дальнего следования.

Тайны романа «12 стульев»: как на самом деле было написано легендарное сатирическое произведение?

кадр из фильма «12 стульев». Режиссер Марк Захаров. Производство ТО «Экран» (1976)

Отношение читателей к Остапу Бендеру тоже менялось с течением времени. Сначала его считали отъявленным негодяем, но со временем стали видеть веселого и предприимчивого мужчину, который не боится рисковать. Решение о смерти героя для авторов было случайным – они просто положили две бумажки с вариантами окончания романа в сахарницу и провели жеребьевку. Позже Ильф и Петров признавались, что такое решение было незрелым, пойти на это могли только молодые авторы, поэтому в «Золотом теленке» Остапа Бендера воскресили.

А вот образ Кисы Воробьянинова собирательный, олицетворяющий людей, которые потеряли свое высокое социальное положение и теперь занимают небольшие делопроизводственные должности. На протяжении всего романа Воробьянинов не демонстрирует никаких способностей: не находчив, не практичен, не энергичен. Критик Анатолий Старков обращает внимание, что даже общение с Бендером Кису ничему не научило: «Он всего лишь жалкая тень Бендера, марионетка при нем». Лишь в финале романа личность Кисы меняется: появляются жестокость и отчаяние.

Роман «12 стульев» со временем стал самым цитируемым в Советском Союзе: «утром деньги – вечером стулья», «заграница нам поможет», «он любил деньги и страдал от их недостатка», «дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих» и так далее. При этом, в самом произведении множество отсылок к российской и зарубежной литературе. Сюжетом роман и вовсе обязан произведению Артура Конан Дойля «Шесть Наполеонов». Когда книга вышла в свет, друзья Ильфа и Петрова подарили им коробку с шестью наполеонами в качестве символа.

По мнению краеведов, прототипом Старгорода стал город Старобельск в Луганской области, а также деревня Чмаровка и сам Луганск. В 1926 году Ильф и Петров были здесь в командировке, почерпнув множество деталей из местной жизни.

Тайны романа «12 стульев»: как на самом деле было написано легендарное сатирическое произведение?

В 1928 году в печать вышел роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Сатирическое произведение не сразу стало популярным, сначала критики относились к нему крайне сдержанно, в 1948 году роман и вовсе был запрещен из-за советской цензуры. Однако с каждым десятилетием интерес к роману рос, за все время было снято более 20 экранизаций, в том числе на Кубе, в Германии, Швеции, Австрии и США. В Советском Союзе книгу экранизировали дважды: в 1971 году – Леонид Гайдай и в 1976 – Марк Захаров.

Спокойную жизнь делопроизводителя ЗАГСа Ипполита Матвеевича Воробьянинова нарушает не столько внезапная кончина тещи Клавдии Ивановны Петуховой, сколько ее признание, что в сиденье одного из 12 стульев их бывшего гостиного гарнитура она зашила свои бриллианты. Ипполит Матвеевич решает найти сокровище. К несчастью, этим же занят священник отец Федор, узнавший тайну от Клавдии Ивановны на исповеди. Воробьянинов встречает молодого авантюриста Остапа Бендера, согласившегося за 40% от стоимости бриллиантов помочь бывшему предводителю дворянства. Смотрите комедию «12 стульев» Марка Захарова с Андреем Мироновым в главной роли в субботу, 6 марта, в 11:50 на телеканале «МИР».

История создания романа «12 стульев» обросла всевозможными легендами, байками и небылицами, которые активно поддерживали и распространяли сами авторы. В какой-то момент литературоведы стали замечать множество неточностей в словах писателей, однако, узнать достоверно, где правда, а где авторский вымысел, сегодня почти невозможно. «МИР 24» вспомнил самые интересные факты о написании романа «12 стульев».

Тайны романа «12 стульев»: как на самом деле было написано легендарное сатирическое произведение?

кадр из фильма «12 стульев». Режиссер Марк Захаров. Производство ТО «Экран» (1976)

Идея романа принадлежала известному на тот момент советскому писателю Валентину Катаеву. Он предложил своему брату Евгению Катаеву (Евгений Петров, – прим. ред.) вместе с начинающим писателем Иехииелом-Лейбом Файнзильбергом (Илья Ильф – прим.ред.) написать роман о поиске бриллиантов, спрятанных в стульях. Как выражался сам Катаев, он нанял литературных негров. Молодые литераторы отнеслись к заданию серьезно, работали много и сообща. У каждого было право вето, поэтому ни одна фраза не была напечатана без согласия напарника. Изначально Катаев хотел сам участвовать в написании книги, но уехал в Крым и на море работать ленился. Через месяц выяснилось, что Ильф и Петров справляются без помощи маэстро, поэтому от авторства Катаев отказался. Оставив два обязательных условия: в посвящении к роману должно быть его имя, а после публикации авторы должны подарить ему золотой портсигар.

Изначально роль Остапа Бендера в романе была незначительной. Полагалось, что он озвучит лишь одну фразу: «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?». Однако постепенно Бендер перекочевал в ключевого героя романа, что вызывало недоумение у самих авторов. Евгений Петров рассказывал, что в какой-то момент они начали воспринимать Остапа Бендера как реального человека. Кстати, подобная литературная метаморфоза совсем не нова. Например, Александр Пушкин признался, что был удивлен, когда Татьяна Ларина вышла замуж за генерала, а для Льва Толстого неудавшееся самоубийство Вронского было настоящим открытием.

Кстати, скорее всего, у Бендера был прототип. Самый вероятный – одесский авантюрист Осип Шор. Молодой человек служил в уголовном розыске и имел репутацию денди. В 1919 году возвращаясь из Петрограда в Одессу, Шор проворачивал разные авантюры: выдавал себя за агента подпольной антисоветской организации, прожил зиму у пухленькой женщины, обещая жениться, представлялся художником и даже известным шахматистом, чтобы завоевать доверие окружающих. В 1937 году мужчину отправили в лагерь на пять лет, под конец жизни он работал проводником в поезде дальнего следования.

Тайны романа «12 стульев»: как на самом деле было написано легендарное сатирическое произведение?

кадр из фильма «12 стульев». Режиссер Марк Захаров. Производство ТО «Экран» (1976)

Отношение читателей к Остапу Бендеру тоже менялось с течением времени. Сначала его считали отъявленным негодяем, но со временем стали видеть веселого и предприимчивого мужчину, который не боится рисковать. Решение о смерти героя для авторов было случайным – они просто положили две бумажки с вариантами окончания романа в сахарницу и провели жеребьевку. Позже Ильф и Петров признавались, что такое решение было незрелым, пойти на это могли только молодые авторы, поэтому в «Золотом теленке» Остапа Бендера воскресили.

А вот образ Кисы Воробьянинова собирательный, олицетворяющий людей, которые потеряли свое высокое социальное положение и теперь занимают небольшие делопроизводственные должности. На протяжении всего романа Воробьянинов не демонстрирует никаких способностей: не находчив, не практичен, не энергичен. Критик Анатолий Старков обращает внимание, что даже общение с Бендером Кису ничему не научило: «Он всего лишь жалкая тень Бендера, марионетка при нем». Лишь в финале романа личность Кисы меняется: появляются жестокость и отчаяние.

Роман «12 стульев» со временем стал самым цитируемым в Советском Союзе: «утром деньги – вечером стулья», «заграница нам поможет», «он любил деньги и страдал от их недостатка», «дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих» и так далее. При этом, в самом произведении множество отсылок к российской и зарубежной литературе. Сюжетом роман и вовсе обязан произведению Артура Конан Дойля «Шесть Наполеонов». Когда книга вышла в свет, друзья Ильфа и Петрова подарили им коробку с шестью наполеонами в качестве символа.

По мнению краеведов, прототипом Старгорода стал город Старобельск в Луганской области, а также деревня Чмаровка и сам Луганск. В 1926 году Ильф и Петров были здесь в командировке, почерпнув множество деталей из местной жизни.

Тайны романа "Двенадцать стульев": что написано на скале

В дилогии об Остапе Бендере множество секретов и "зашифрованных посланий".

Разберем тайны главы 38 "Под облаками".

Двигаясь по узкому ущелью, Остап и Ипполит Матвеевич разглядывают надписи на скалах, сделанные туристами. Их очень много, но внимание Остапа привлекает почему-то только вот эта:

Эта надпись вызывает у руководителя концессии бурю эмоций. Он восклицает: "Великие люди!" и потом задается вопросом: "Где вы сейчас, Коля и Мика?"

Исследователи М. Каганская и З. Бар-Села предлагают следующую трактовку надписи:

Что за парочка. Коля, ясное дело, - Николай, а Мика, вообще говоря, интимное производное от "Михаила". Тогда - Николай и Михаил, воистину двое неразлучных: Николай (I) Романов и Михаил Лермонтов , царь и поэт, император и поручик расписались на Дарьяльской скале. Один - по праву завоевателя оружием, другой - словом (и оружием) <. >

Далее исследователи предлагают еще одну версию (мне она нравится больше, поскольку лучше стыкуется с датой "июль 1914", начало Первой мировой войны).

Примечательно, однако, что последнего русского императора в кругах, приближенных к его особе и частной переписке, называли "Ника", о чем российская общественность и до, и после революции была хорошо осведомлена. Звуковая близость "Ники" и "Мики" переводит наскальную надпись из монумента победам империи в эпитафию ей же.

Мне, правда, не очень ясно, кто же тогда "Коля" во второй версии? Хотя это могут быть, например, оба императора Николая.

И еще одна пара приходит на ум: два последних императора, Николай и Михаил Романовы.

Ясно одно: эта надпись - действительно "эпитафия" великой империи. Она сделана, кстати, "чуть повыше облака и несколько ниже орла ".

Читайте также: