Если кто не возненавидит отца своего и матери и жены и детей

Обновлено: 18.05.2024

25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
27 и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.
[Лука 14:25-27]

Чтобы понять смысл сказанного одного слова,надо внимательно прочитать до и после.
Много людей ходило за Иисусом, многие Его слушали, но не многие пошли за Ним и как правило их кто-то отговорил или удержал при себе или что-то удержало.
Слышать и просто ходить рядом и не исполнять,то что надо исполнять, не имеет ни какого смысла. Надо отвергнуть всех и вся,чтобы нести свой крест. Всех тех, кто держит тебя,не пускает идти за Христом, а часто это бывают близкие нам люди, и наша собственная душа противится, привыкшая к суете и комфорту. Вся это те вещи к которым мы прикипели сердцем: благополучие,сытость,комфорт,привычки,просто привязанность к мирским вещам.
Возненавидить не значит воевать со своими родными и близкими, а значит встав перед выбором за кем и с кем идти, с Иисусом Христом или со своими близкими, мы должны отринуть ВСЁ и ВСЯ и идти за Христом.

Лариса Васильевна

Здесь подразумевается всецелая любовь, любовь не частичкой разума или чувств, а полная самоотдача во власть Творца, который желает человеку только блага.
Можно было использовать смысловой перевод "предпочтёт", но это бы не дало такой силы высказыванию.

Александра
Guest

Простите, а как же "Возлюби ближнего своего"?, если человек всецело любит Бога? и зачем ему тогда "ближние"?

Дмитрий

Любовь к Богу проверяется степенью любви к ближним. Если человек не любит ближних, то Бога он и подавно не любит

Жданов Павел Владимирович

Простите, а как же "Возлюби ближнего своего"?, если человек всецело любит Бога? и зачем ему тогда "ближние"?

Толкования на Лк. 14:25

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником

Поскольку из ходящих за Иисусом многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли о сем, как бы изображает и живописует его, утверждая, что он должен ненавидеть не только близких ему совне, но и душу свою. Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания. И как учит? Самым лучшим учением, то есть собственными делами. Ибо Он повиновался Иосифу (Лк. 2:51), несмотря на то, что сей не был отцом Его в собственном смысле, но мнимым. И о Матери Своей Он всегда имел большое попечение, так что и вися на кресте, Он не забыл Ее, но поручил возлюбленному ученику Своему (Ин. 19:26–27). Как же Он, одному уча на деле иное будет внушать на словах? Нет, как я сказал. Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле. Утверждаемое нами видно и из того, что заповедуется ненавидеть душу свою. Ибо этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение. А что Господь сему научает, а не самоубийству, это Сам же Он показывает, во-первых, тем, что, когда диавол, искушая Его, предлагал Ему броситься вниз с кровли церковной, Он отверг искушение (Мф. 4:5–7), и, во-вторых, тем, что Он не предавал Себя иудеям (каждый раз), но удалялся и, проходя посреди их, укрывался от убийц (Лк. 4:30). Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он, однако ж, с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, — тот не может быть учеником Христовым.

Лопухин А.П.

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником

За Господом шло много народа, и все эти люди представлялись как будто бы Его учениками для постороннего наблюдателя. Теперь Господь хочет, так сказать, сделать отбор тех лиц, которые действительно стоят в отношении к Нему на положении учеников. Он указывает далее в самых резких чертах обязанности, которые лежат на истинных Его последователях (подобное изречение есть и у евангелиста Матфея, но в более смягченной форме, — Мф. 10:37–39).

«Если кто приходит ко Мне». Многие шли ко Христу, но привлекаемы были к этому только Его чудесами и притом не делали ничего для того, чтобы стать истинными учениками Христа, они только сопровождали Его.

«И не возненавидит…» Ненавидеть — значит не «менее любить» (ср. Мф. 6:24), а питать действительно чувство ненависти, противоположное чувству любви. Отец, мать и прочие представляются здесь препятствиями к общению со Христом (ср. Лк. 12:53), так что, любя одного, необходимо ненавидеть других (ср. Лк. 16:13).

«Жизнь» (стих 26) берется здесь в собственном смысле этого слова как «существование» — понятно, поскольку оно является препятствием для любви ко Христу («Томлю томящего меня!» — говорил прп. Серафим Саровский о своих аскетических подвигах, которыми он хотел ослабить свое тело).

«Моим учеником». Сила мысли здесь на слове «Моим», которое потому и поставлено ранее существительного, которое им определяется.

Взял с 5 детьми, родили 4, живу с другой. Что делать?

Полюбил будущую жену и её 5 детей. Повенчались, прошли через многие трудности и испытания. Ещё четверо родила жена. Даже губернатор помог, машину подарил. Для всех мы были идеальная счастливая семья всегда. Я тоже верил, что мы счастливы.

Жена старше на 8 лет, привыкшая сама принимать решения, не боится обидеть ни детей, ни меня как мужа. Влезает в мой разговор с её детьми. Не спешит мириться, если виновата, да и вообще как будто не виновата не в чем. Полюбил её, был молод. Посмотрел на её детей, на то, что в храм ходят, и полюбил её и детей. Терпел, надеялся, верил, что и она меня полюбит. Раньше делал по дому что-нибудь, чтобы задобрить её, потом перестал, не видел пользы. Последний год прямо руки опускались, когда ругались. И драки с её стороны были, и слова посылательные.

Ещё большие ссоры появились когда в Москву стал ездить на заработки. До этого сидел в поселке, почти не выезжая. Деньги нужны и поехал, жил у родителей. Потом ради неё работу бросил, приехал, ей этого оказалось мало. Полезла в мой телефон и там нашла переписку с другой женщиной. К слову, я сколько жил с женой, столько и переписывался с другими. Когда плохо все, тогда искал, может, есть где-то та, кому я буду нужен. Поговорил с женой, на следующий день она плакалась батюшке. Я все понял, увидел что она мне не верит, не любит. А любит только свою странную веру, которая позволяет делать ей все, что ей хочется. Личное православие как бы. Батюшки тоже не лучше, могут дать ей совет, не поговорив с мужем. Так что я и в батюшек уже не верю. Они для меня как любовники, мешающие семьям.

Я многое менял в себе, бился, как мотылек. Все зря, и Божьего промысла не вижу, только бездействие. Работа, еда, ночлег, обстоятельства — все Он даёт, но в личной жизни, ничего. Для него наша личная жизнь как колесо. Толкнет — а она все равно когда-нибудь остановится.

Мне 30, жене 37. Не разведены, но уже на алименты подала. Если каким-то чудом мне удастся заслужить рай, а жене ад, я пойду в ад вместе с ней. Жить пробовал без неё — не получается. Теперь я бы с радостью умер, да вот проблема, я нужен другой женщине.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Вам, дорогой друг, нужно взрослеть. Становиться — и уже давно — нормальным взрослым ответственным мужчиной. Не искать ту, который Вы будете нужны, а заботиться о тех, кто Вам по-настоящему нужен и за кого Вы взяли на себя ответственность. Собственно, Вам и искать никого не нужно: у Вас есть четверо своих детей, которым ох как нужен отец! И есть законная жена. Просто будьте нормальным мужем, таким, которому можно доверять и на которого можно положиться. Такой муж жене очень нужен, это совершенно точно! Да и приемным детям Вы тоже нужны, если будете хорошим отцом им.

Вы были очень молоды, однако же, решились на брак с женщиной себя старше и с 5 детьми. Вы упрекаете ее в самостоятельности, но простите, а какой еще должна быть женщина, у которой опыта жизненного больше и которая как-то сама справлялась с пятерыми? Только самостоятельной, и никак иначе. Я так понял, она женщина верующая, и это хорошо. Значит, к жизни своей она подходит ответственно, да и как иначе, если дети есть, да еще и столько.

А Вы, значит, женились на ней, а искали себе, получается, не супругу, которую опекать надо и о которой заботиться, а маму, которая Вам даст Ваш смысл жизни? Так не пойдет. Смысл жизни взрослый человек ищет сам, в себе и в Боге, в своих отношениях с Творцом Вселенной. А брак — это о том, чтобы делать жизнь друг друга лучше и заботиться о детях. Вы же хотели быть мужем? Вот и будьте.

Я не понял, церковный ли Вы человек? Если Вы не ходите регулярно в храм, не живете церковной жизнью, как священник будет с Вами советоваться? Во-первых, Вам еще расти и расти надо в духовном, чтобы с Вами советоваться. Во-вторых, если Вы не в храме, как должен священник Вас искать и зачем? Если для Вас важен храм — Вы приходите в храм. Если нет, мы никого не неволим, все взрослые, решение за Вами и только за Вами.

И никогда мы не разрушаем семьи! Бывают неприятные моменты, непрофессиональные, но в принципе — мы за семью, это Вы в виду имейте. А по поводу советов. духовная жизнь — это личные отношения с Богом, и совет дается человеку лично, один на один, и тайна исповеди — это тайна, которую не раскрывают никому ни священник, ни исповедник.

Вернемся к Вам. Итак, Вы стали приемным отцом пятерым детям. Вы ничего не написали о том, как с ними ладили или нет, что делали. «Дети против меня». Конечно же, они против! Вы же им отчим! Дети всегда против нового мужа мамы или новой жены папы. И Ваша задача была и есть — стать для них хотя бы таким взрослым, которого они будут уважать. Не можете сами — читайте книги, спрашивайте советов тех, у кого получилось, идите к психологу, в конце концов, в школу приемных родителей. Это огромный труд — завоевать доверие ребенка. Тем более, там, наверное, уже подростки. Это Ваша работа, а не детская. И если у Вас не вышло, что же, надо признать, что не смогли, и начать делать это заново.

А Вы, получается, женились — и искали себе женщин на стороне. Это вообще как? Что же Вы за бесчестный и бессовестный человек, что Вы за муж, что бегаете на сторону, пусть даже и в переписке? Вам над браком следовало работать — жену радовать, над собой трудиться, расти, взрослеть скорее, с детьми приемными заниматься, а Вы вон какой «молодец» — переписками занимались. Конечно же, жена все чувствовала! Вы же то, что ей положено, другим отдавали, как вор! Вы еще ругаетесь, что она самостоятельная. Да бедная она женщина, что муж у нее такой, что нельзя было на него положиться! Она Вам четверых родила, а Вы, вместо заботы о ней и детях уже собственных, все равно на сторону смотрели, уехали — и завели роман. Вы жену обвиняете? В чем? В том, что она адекватно на это все среагировала? Вам жаль себя? Опомнитесь! Вам не жалеть себя надо, а брать в руки, и не на алименты смотреть, а нормально воспитывать своих детей и высылать на их содержание столько денег, сколько на самом деле нужно! Если не понимаете, сколько — возьмите себе на месяц двух своих детей, посчитайте на них расходы и поймете, сколько нужно высылать и сколько времени требуется, чтобы с ними заниматься. Или Вы как думаете, на что женщина должна их растить, пока Вы с другой живете? А время ей откуда брать на всех? Эх, Вы, муж, называется.

Ищете, кому Вы нужны? Вы нужны детям! Своим четверым 100%, да и приемным тоже. Только будьте мужчиной по-настоящему, таким, чтобы хотелось быть на Вас похожим, а не таким, за которого стыдно, что он бегал от матери и детей и у женщин искал утешения и смысла жизни. Вы сами должны опорой быть жене и детям, а не искать, где бы притулиться. Если сложно — срочно к психологу, может быть, он Вам объяснит аккуратнее и точнее, в чем проблема.

Так что спасение Ваша — в том, чтобы взять на себя ответственность за тех, за кого Вам отвечать и положено.

А насчет рая и ада, простите, смешно. Вам бы хоть как-то спастись самому. Жена о детях думает, заботится, работает ежедневно. У Бога помощи просит. А вот Вам самому как избежать пребывания вне рая — это настоящая проблема. Боюсь, как бы не оказалось, что сами едва спасетесь за свое поведение, да еще если по чужим молитвам.

Так что давайте, берите себя в руки и будьте хотя бы нормальным отцом. Все получится!

Возненавидь отца и мать?


В Евангелии от Луки Христос произносит фразу, которая обычно не просто вызывает недоумение, но буквально шокирует: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (глава 14, стих 26). Как же мог Богочеловек, Которого Церковь называет Спасителем мира, учить ненависти к самым близким людям — отцу, матери, жене, детям, сестрам и братьям?

Действительно, не мог же Спаситель забыть Божественные заповеди «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» и «кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх 20:12, 21:17)? Как слова Христа о ненависти к родным сочетаются с Его же словами о том, что надо любить даже врагов? Получается, врагов мы должны любить, а семью — ненавидеть?!

Сам Христос был далек от подобного понимания любви и ненависти. В том же Евангелии от Луки говорится, что до тридцати лет Господь жил с родителями и был в повиновении у них (см. глава 2, стих 51). Или, находясь уже на кресте, страдая от невыносимой боли, Спаситель думает о Своей Матери и просит апостола Иоанна Богослова взять Ее к себе в дом и заботиться о Ней (Ин 19:25-27).

Наконец, в Евангелии можно найти прямой спор Христа с религиозными учителями Израиля по поводу именно пятой заповеди (о почитании отца и матери). Дело в том, что эти самые учителя разрешали детям отказывать в материальной поддержке своим родителям, если дети объявляли все свое имущество «корваном», то есть посвященным Богу. После этого чадо могло спокойно уйти из семьи, отдав часть денег в сокровищницу Иерусалимского Храма. Спаситель, обличая такой обычай, сказал фарисеям: «устранили слово Божье (то есть пятую заповедь. — Р. М.) преданием вашим (то есть человеческим. — Р. М.)» (см. Мк 7:1-13). То есть Христос прямо обличает современных Ему иудеев в непочитании родителей.

А Его слова о святости брака: «. Что Бог сочетал, того человек дa не разлучает»? Или благословение приходивших к Нему детей? В чем же дело? Если одни слова и дела Христа, казалось бы, противоречат другим, то как это все понимать?

Прежде всего, ученые до сих пор спорят, на каком диалекте арамейского языка говорил Спаситель. Для нас имеет значение то, что все языки семитской группы (языки Ближнего Востока, в том числе и почти утерянный в наши дни арамейский) чрезвычайно образны. Христос использовал это для Своей проповеди. Евангелие написано удивительным, образно-метафорическим языком, полно притч и аллегорий. Даже и в наши дни то, что звучит совершенно естественно для ближневосточного человека, в прямом переводе способно вызвать настоящий шок у европейца, привыкшего к точной и почти без-образной речи. Слово же «ненависть» в Евангелии (впрочем, как и вообще в Библии) в разных контекстах может обозначать различные понятия. В данном контексте, по мнению большинства толкователей Священного Писания, слова «кто не возненавидит. » следовало бы перевести иначе: «кто не предпочтет Бога отцу, матери. »


Кроме того, Спаситель говорит здесь о качествах, которые нужны Его настоящему ученику и последователю, а значит — любому христианину. Достаточно посмотреть на конец этого отрывка. Сказав о ненависти к родным, Христос как бы подводит итог: «. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (стих 33). Таким образом, слово «возненавидеть» является здесь синонимом еще одной фразы — «отрешиться от всего». В контексте слово «все» — это не только родственники, но и вообще все земные привязанности, заботы, привычки и, конечно, страсти — то, что мешает общению человека с Богом. Именно так в Церкви и понимается выражение «ненависть к себе».

Суммируя контекст Евангелия и фразы Спасителя о ненависти к родственникам, можно сказать, что речь здесь идет о так называемой «системе приоритетов», которая есть у каждого человека. Кто-то (или что-то) у нас стоит на первом месте — и ради этого человек готов пожертвовать почти всем. А что-то — на последнем. И если человеку приходится выбирать, он жертвует «меньшим» ради «большего». Например, женщина, придерживающаяся строгой диеты, чтобы улучшить фигуру, должна пожертвовать этой диетой, если она носит в утробе ребенка. И подобный «жертвенный» выбор человек делает каждый день, каждый час.

Согласно Евангелию, Бог желает иметь не половинку, не две трети, а всего человека. Лучше даже сказать ждет. Ждет от человека любви. Полной до самоотречения. В этом смысле Евангелие — это самая максималистская книга на земле. Но Господь не просто «где-то там сидит на Небе и ждет» жертвы, а, согласно христианскому вероучению, Сам выходит навстречу людям, отрекается, «ненавидит» Свое могущество и славу, как пишет апостол Павел, Бог «уничижил себя самого, приняв образ раба», то есть становится таким же, как мы, человеком. И ждет. Настоящая любовь не может поступать иначе.


Святые — канонизированные Церковью подвижники, как раз поступили в полном соответствии с евангельской максимой — ответили Христу всецело, всеми силами своей души. Помня, что Он сделал для людей, они тоже не могли поступать иначе, чем отдавать Ему жизнь. Причем сделать это можно по-разному. Кто-то, подобно Спасителю, взошел на крест, кто-то всю жизнь провел в пустыне, молясь Богу. А кто-то жил в кругу семьи, верующей или неверующей. Но все эти люди на своем месте слушали и служили только Богу, «ненавидя» мир и вместе с тем до самоотречения любя его. Как такое возможно? Этот классической парадокс выражен в формуле христианства: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Казалось бы, почти невозможно быть настоящим христианином, таким, каким желает тебя видеть Христос. Однако в Евангелии со всей его категоричностью есть, на первый взгляд, «странные» слова Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Явное противоречие с максимализмом Евангелия, разрешаемое просто — надо попробовать быть христианином. Ведь христианство — это не только герои-аскеты, святые и красивые здания с крестами на куполах. Христианство — это сообщество верующих во Христа людей. То есть Церковь. И каждый человек в этом сообществе по мере сил пытается «ненавидеть отца и мать», то есть ставить родственные связи в системе своих ценностей ниже, чем связь со Христом, хотя, конечно, это дается очень трудно. Но выбор у христианина стоит не между Богом и родными людьми, а между тем возможным злом, которое может исходить от родственников, и вечным, абсолютным добром, которое всегда исходит только от Бога.

Такая ненависть оказывается в итоге парадоксальной. Именно про нее Христос сказал: «Всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф 19:29). В чем здесь парадоксальность? Господь говорит не только о воздаянии в будущей жизни, но и о жизни земной. И получается, что та «ненависть», о которой сказал Спаситель, не разделяет людей, а, напротив, соединяет и помогает обрести истинную любовь, бескомпромиссно отсекая все злое и ложное в их отношениях.

Комментарий священника:

К сожалению, нередко получается так, что именно те люди, которые теснейшим образом связаны с христианами земной жизнью, не солидарны с христианством в вопросах Жизни Вечной. Господь специально обратил на это внимание, сказав что «враги человеку — домашние его» (Мф 10:36). В каком смысле «враги»? Не всегда, конечно, но нередко именно самые близкие по «крови и плоти» люди становятся самыми настоящими врагами христианину в вопросах веры и духовной жизни. Конечно, это не те враги, «которых уничтожают», однако надо четко понимать, что они могут стать серьезным препятствием к самому важному для христиан — спасению. Поэтому, любя их как людей, ни в коем случае нельзя следовать их антихристианским требованиям.

История Церкви подтверждает эти слова Спасителя. Достаточно вспомнить великомученицу Варвару, которую предал на казнь родной отец-язычник (начало IV века). И в наши дни есть много случаев, когда родители, в прямом смысле этого слова, мучают своих детей. Например, я знаю девушку, которую родители выгнали из дома за то, что она крестилась и стала настоящей христианкой.

Или представьте — отец и мать были воспитаны еще при Советской атеистической власти, а дети стали верующими людьми. Родители не дают им вести духовную жизнь, сами являясь ярыми противниками Церкви. И в этом смысле отец и мать — это духовные враги своих детей. Конечно, родители будут всегда оставаться родителями. Более того, несмотря ни на что, их нужно любить и почитать. То же можно сказать и о супругах, и о детях, и о братьях с сестрами.

Также я знаю случай, когда неверующая мать заставляла идти на аборт дочь-христианку. Или, например, когда мать говорила дочери примерно следующее: «Ты выйди за него замуж, роди ребенка, а потом разводись. И мы с тобой будем ребеночка воспитывать». Бывают случаи, когда родители советуют своим детям не жениться, а просто вступать в блудные отношения, которые сейчас принято именовать «гражданским браком». В общем, учат своих чад, мягко говоря, плохому. Что делать в этом случае? Конечно, исполнять как раз ту самую заповедь Христа о ненависти к родным. Но ненависть христианина должна проявляться в том, что ему надо ненавидеть не человека (например, мать), а то плохое, греховное, чему она учит.

Конечно, те случаи конфликтов, которые я привел как пример, можно назвать крайними. Чаще бывают менее болезненные ситуации. Но все же слова Христа о ненависти к родным очень нелицеприятны. Они означают, что если неверующая семья мешает продвижению к Богу, а в итоге спасению, то христиане должны предпочесть Бога даже родственникам — самым близким людям на земле. Христианам иногда даже буквально приходится исполнять эту заповедь Спасителя, то есть на какое-то время уходить от родных. Каждый раз разные ситуации, и общего правила для всех верующих нет и быть не может.

Почему Господь употребил слово «возненавидеть»? За время Своего земного служения Христос не стремился сформулировать какую-либо научную доктрину, не говорил выверенные формулировки и тезисы. Его цель была совершенно другая — спасти, восстановить падшего человека в первоначальном достоинстве. Христос говорил и открывал людям величайшие тайны Царства Небесного. Для этого он использовал образную, часто метафорическую речь, потому что образ более понятен и дольше остается в уме, тем более у простого человека. Однако при переводе с одного языка на другой какие-то оттенки могут меняться. И, конечно, под словом «возненавидеть» Христос имел в виду совсем не то, что многочисленные и разные «совопросники века сего».

Начну со случая, который, возможно, поможет понять эту фразу Спасителя. Одна женщина, ходившая в наш храм, к сожалению, ходить к нам перестала, попав к неким лже-старцам, а по сути, просто сектантам и заодно мошенникам. Бедная женщина (как это обычно и бывает у сектантов) получила сильный прессинг цитат из Священного Писания, в том числе и цитату о ненависти к родным, растолкованную буквально. Она взяла малолетнюю дочку и ушла из семьи и Церкви «спасаться» к «старцам», то есть попросту исчезла. Когда муж нашел ее, перед ним предстало жалкое зрелище. Жена и еще несколько таких же охмуренных женщин, ушедших с маленькими детьми из семей, жили в избушке рядом со «старческим монастырем». Дети были грязными, голодными, полураздетыми.

Христос говорил, конечно, не об этом. Он говорил не о том, что надо так возненавидеть семью, что не надо заботиться о ее членах, тем более, если речь идет о совсем еще малышах. Спаситель говорил совершенно о другом — что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). Вообще, все Евангелие проникнуто тем духом, что любовь к Богу человек может проявить через любовь, внимательное и чуткое отношение к своим ближним. Но прилепиться надо только к Богу. Кроме того, толковать слово «возненавидеть» нужно, учитывая образную восточную речь. Оно сказано для того, чтобы контрастно и ярко подчеркнуть мысль Христа. Христианин, конечно, должен любить ближних и заботиться о них, но «во главе угла» должны стоять не родственные связи, а Бог. Именно таков смысл «заповеди о ненависти».

Существует опасность истолковать эту заповедь в угоду себе.

Поэтому я думаю, поведение христианина в семье, пусть даже и во враждебной ему обстановке, должно быть таким, чтобы в итоге семья сказала: «Да, мы тоже хотим быть христианами».

Конечно, в семье бывает всякое, вплоть до того, что христиане всю жизнь проводят в неверующем окружении. Но я хочу все же рассказать о счастливом случае. У меня есть знакомая женщина, которая ходит в наш храм и давно ведет церковную жизнь, а ее муж — профессор, один из лидеров левой политической партии. Он никогда не препятствовал ей быть христианкой. Однако с перестройкой у него усугубились атеистические взгляды, вплоть до того, что если она шла в церковь, то обычно он попросту бил ее. Она прибегала в храм тайком, буквально на полчаса, не имея даже возможности присутствовать полностью на богослужении. Ее «мытарства» продолжались довольно долго, примерно лет десять, и закончились так.

У них в семье была традиция. Каждое воскресенье после обеда они садились на любом вокзале в любую электричку, выходили где-нибудь за городом и гуляли. Однажды по обыкновению они поехали за город. Сев на электричку и доехав до Сергиева Посада, они вышли и направились к Троице-Сергиевой Лавре. Женщина была ни жива, ни мертва, думая о том, что сейчас может начаться с мужем, когда он увидит церкви. Они пришли в один из лаврских храмов, а она все равно волновалась: вдруг муж прямо сейчас, во время службы начнет богохульствовать и кричать или ударит ее. Однако он все время молчал.

Абсолютно молча они дошли обратно до станции, и тут он повернулся к ней и сказал примерно следующее: «Слушай, мы с тобой давно мечтали купить домик. Давай приобретем его здесь. Мне так понравилось это место!» В течение месяца они нашли и купили-таки домик в Сергиевом Посаде, а он стал ходить в храм.

Почему произошло это чудо? Вообще-то, по всем человеческим законам и логике, как только муж стал богохульствовать и бить жену за то, что она ходит в церковь, она должна была расстаться с ним. Однако она вспомнила заповедь Христа и «ненавидела» такие поступки мужа, при этом положив себя на алтарь семьи. И через десять лет ее «ненависть» к мужу привела его к Богу. Почему? Да потому, что эта не та ненависть, которая все вокруг разрушает и приносит страдание другим, а та, о которой говорил Господь — «ненависть» к антихристианским делам мужа, соединенная с самоотверженной любовью к нему и постоянным чувством присутствия Бога в семье.

Читайте также: