Эрик сати кто это

Обновлено: 02.07.2024

Слушатели
Прослушивания

Стань одним из тех, кто может отслеживать этого исполнителя

Отслеживай, ищи и открывай по-новому музыку в аккаунте Last.fm

Год рождения 17 мая 1866 Место рождения Honfleur, Calvados, Normandie, Франция Дата смерти 1 июля 1925 (возраст 59) Эрик Сати (фр. Erik Satie, полное имя Эрик Альфред Лесли Сати, Eric Alfred Leslie Satie) — экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1-й четверти XX столетия. Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн. Эрик Сати — предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. Именно Сати придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, ненавязчивой мелодии, звучащей в магазине или на выставке. Эрик Сати родился 17 … подробнее Эрик Сати (фр. Erik Satie, полное имя Эрик Альфред Лесли Сати, Eric Alfred Leslie Satie) — экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1-й четверти XX столетия. Его фортепианные пьесы… подробнее Эрик Сати (фр. Erik Satie, полное имя Эрик Альфред Лесли Сати, Eric Alfred Leslie Satie) — экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1-й четверти XX столетия. Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн. Эр… подробнее

Похожие теги

Похоже на

Claude Debussy

Аватар для Claude Debussy

Maurice Ravel

Аватар для Maurice Ravel

Francis Poulenc

Аватар для Francis Poulenc

Лучшие композиции

  • Последние 7 дней
  • Последние 30 дней
  • Последние 90 дней
  • За последние 180 дней
  • Последние 365 дней
  • Все время

Альбомы

Satie: Avant-dernières pensées (Bonus Track Version)

149 139 слушателей

20 Янв 2009 · 77 композиций

Satie: Avant-dernières pensées (Bonus Track Version)

Слушать альбом

Erik Satie & Friends

125 158 слушателей

1 Апр 2016 · 204 композиции

Erik Satie & Friends

Слушать альбом

SATIE: Piano Works (Selection)

124 492 слушателя

15 Мар 1990 · 36 композиций

SATIE: Piano Works (Selection)

Слушать альбом

Satie: 3 Gymnopédies; 6 Gnossiennes etc.

53 713 слушателей

1 Янв 1984 · 17 композиций

Satie: 3 Gymnopédies; 6 Gnossiennes etc.

Слушать альбом

Семья и личная жизнь

Эрик Сати никогда не был женат. Возможно, причиной этому стал его неудачный роман с художницей и моделью Сюзанной Вэлдон. Отношения с Бикви, именно так Эрик называл свою возлюбленную, начались в 1893 году.

Он писал ей страстные письма и намеревался жениться на девушке. Но после полугода романтических отношений, она его бросила. Сати был опусташен и уже больше никогда у него не возникало желание связать свою жизнь с другой женщиной.

На протяжении многих лет он страдал от алкоголизма и, в конечном итоге, у пианиста развился цирроз печени, от которого он умер 1 июля 1925 года в возрасте 59 лет.

Эрик Сати. Новый архетип Гения.

Даже, если Вы не слышали это имя - Вы не могли не слышать его музыку. Она теперь повсюду. От дорогих голливудских блокбастеров и до рекламы. Его полное имя - Érik Alfred Leslie Satie (17 мая 1866 года, Онфлёр - 1 июля 1925 года, Париж). Мать его была шотландкой, отец французом из Нормандии, где Сати и родился. В общем-то, в молодости и в годы двух учений в консерватории (откуда его 2 раза и выгоняли), он, вероятно, был тем, что по-нашему именуется разгильдяй и распи.дяй. Затем начал работать тапером в кабачках на Монмартре и сочинять собственные пьесы для фортепьяно. Я не буду подробно останавливаться на его биографии - Сати сейчас безусловная икона и Гений. Его влияние на всю музыку ХХ века общепризнано. Интересно другое. Едкий, странный и мизантропичный - Сати стал абсолютно новым архетипом Гения авангарда. Практически непризнанный никем, кроме редких друзей
(среди которых, впрочем, был и Дебюсси, очень любивший Сати), до 50 лет он был практически неизвестен, да и потом его известность, помимо узкого круга ценителей и музыкантов, была несколько скандальной, как странного эксцентрика, а не как классического композитора. Зато после смерти, примерно с 50х годов прошлого века, он становится просто настоящей звездой, а его фортепьянная музыка бьет все рекорды и по исполнению, и по тиражам.

*Гимнопедии*, *Гноссиены*, *Три пьесы в форме груши*, *В лошадиной шкуре*, *Автоматические описания*, *Сушеные эмбрионы* это названия его некоторых сочинений. Для конца 19\начала ХХ века - это невероятно! Его цикл *Жало медузы* состоит из семи танцев обезьян. А указания исполнителю, вообще, сплошной сюр. Все дадаисты\сюрреалисты еще и не родились, а Сати упорно гнул свою линию: называл себя фонометристом, придумал новый жанр фоновой музыки (он называл ее музыкой для мебели), которая должна звучать в магазинах, лифтах и общественных местах. Как в воду глядел! Свою пьесу Досады он велел исполнять подряд 840 раз. Кейдж с друзьями это исполнили в 60х, концерт длился 6 часов 40 минут. Длиннейший фортепьянный концерт в мире.

Самые популярные его фортепьянные пьесы это, конечно, Три Гимнопедии и Пять (из 7ми) Гноссиенов. Они везде и повсюду. Дебюсси в конце 19 века сделал совершенно восхитительные оркестровки (сам Сати тогда не умел оркестровать) 1й и 3ей Гимнопедий, как оммаж своему другу. В 1938 г. Пуленк сделал оркестровку 3го Гноссиена, дань уважения и памяти Маэстро. Эти три оркестровки просто невероятны. Гений Сати + Гениальность Дебюсси и Пуленка - для меня лично абсолютные классические хиты всех времен и народов. Я не музыковед и не детский психолог, но мне кажется, что приучать наших детишек к классической музыке нужно именно с этого. Вначале три фортепьянные пьесы, а потом их гениальные оркестровки.

В изданной у нас в 2017 биографии Сати авторства Мэри Дэвис упоминаются еще какие-то *маргинальные* оркестровки Гимнопедий и Гноссиенов, но что это такое не поясняется. Если кто-то знает - напишите. Все равно было бы интересно послушать.

Что же до нового архетипа Авангардиста, который собой являл Сати, далеко по европам ходить не будем: Хлебников и Хармс. Наш Даниил Иваныч по части странностей еще Сати и фору даст, ну что такое мелкие бзики Стати (ноты писал только красными чернилами, имел маниакальное пристрастие к перчаткам, зонтикам и вельветовым костюмам), по сравнению с закидонами Хармса. Но теперь и Хлебников, и Хармс - иконы.

После смерти Сати (от цирроза печени), в его комнате (куда он никого не пускал) нашли кучу нот, рисунков, перчаток и зонтиков. И несколько новых вельветовых костюмов. Жаль, что Маэстро их так и не сумел поносить. Но у Всемогущего Создателя даже на Гениев - свои планы.

Erik Satie

Эрик Сати (фр. Erik Satie, полное имя Эрик Альфред Лесли Сати, Eric Alfred Leslie Satie) — экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1-й четверти XX столетия. Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн. Эрик Сати — предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. Именно Сати придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, ненавязчивой мелодии, звучащей в магазине или на выставке.

Эрик Сати родился 17 мая 1866 года в нормандском городе Онфлёр (департамент Кальвадос). C четырёх до шести лет, когда умерла его мать, Эрик жил с семьёй в Париже. В 1879 и 1885 года Сати дважды поступал в Парижскую консерваторию, так и не закончив обучение.

В 1888 году Сати написал произведение «Три гимнопедии» (Trois gymnopédies: Gymnopédie No. 1, Gymnopédie No. 2, Gymnopédie No. 3) для фортепиано соло, которое было основано на свободном использовании последовательностей нонаккордов (подобный прием уже встречался у С. Франка и Э. Шабрие. Сати же первым ввел последовательности аккордов, построенных по квартам, применив этот прием впервые в 1891 году в композиции «Сын звезд» (Le fils des étoiles). Такого рода нововведения были сразу использованы практически всеми французскими композиторами. Эти приёмы стали характерными для французской музыки направления модерн. В 1892 году Эрик Сати разработал собственную систему композиции, суть которой заключалась в том, что для каждой пьесы Сати сочинял несколько — часто не более пяти-шести — коротких пассажей, после чего просто пристыковывал эти элементы друг к другу. С помощью этой системы Сати сочинил первые пьесы нового образца.

Эрик Сати эксцентричен и эмоционален, при этом замкнутым и саркастичным. Он жил и работал отдельно от музыкального бомонда Франции, почти до своего пятидесятилетия был практически неизвестен широкой публике. С 1899 года Сати зарабатывал акомпанированием в кабаре, и только в 1911 году его творчество стало известно широкой публике благодаря Морису Равелю, устроившему цикл концертов и познакомившему его с хорошими издателями, и в особенности после скандальной премьеры балета «Парад» в 1916 году, поставленного на музыку Сати.

Эрик Сати умер 1 июля 1925 года, его смерть прошла почти незамеченной, и только в 50-х годах XX века его творчество вновь стало актуальным. Сегодня Эрик Сати является одним из самых часто исполняемых фортепианных композиторов XX века.

Система Сати и его раннее творчество оказали сильное влияние на молодого Мориса Равеля. Он стал одним из первопроходцев идеи подготовленного фортепиано и существенно повлиял на творчество Джона Кейджа. Под его непосредственным влиянием также сформировались такие известнейшие композиторы, как Клод Дебюсси, знаменитая французская группа композиторов «Шестёрка» (Les Six). Творчество Сати и объединения композиторов, просуществовавшего чуть больше года, оказало сильное влияние на Дмитрия Шостаковича. В течение десятилетия одним из ярких последователей Сати был Игорь Стравинский.

Придумав в 1916 году авангардный жанр фоновой «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, Эрик Сати также явился первооткрывателем и предтечей минимализма. Его навязчивые мелодии, повторяющиеся сотни раз без малейшего изменения и перерыва, звучащие в магазине или в салоне во время приёма гостей, опередили своё время на добрые полвека.

Эрик Сати: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Эрика Сати Фото: Donald Sheridan / Wikimedia Commons

Эрик-Альфред-Лесли Сати, больше известный как Эрик Сати, родился в прибрежном городе Онфлер, что расположен в нормандском регионе Франции, 17 мая 1866 года. Его отец Жюль Альфред Сати изначально работал судовым брокером, но после переезда в Париж стал переводчиком. Его мать Джейн Лесли Антон занималась музыкой и написала несколько пьес для фортепиано.

Эрик Сати стал первенцем своих родителей. Позже родилась его младшая сестра Ольга Лафосс и брат Конрад. До 1872 года семья проживала в Париже, но после смерти матери дети были отправлены в Онфлер, где воспитывались дедом по отцовской линии в строгих католических традициях.


Дом Эрика Сати в Онфлере Фото: Francis Schonken / Wikimedia Commons

Сати с детства проявлял интерес к музыке. В 1874 году дед отправил его учиться игре на фортепиано под руководством органиста местной церкви. Винот, так звали учителя Сати, познакомил мальчика с литургической музыкой и григорианским пением, влияние которых прослеживается в его последующих произведениях.

В 1878 году преподаватель фортепиано покинул Онфлер. В этом же году умерла его бабушка и дети были отправлены обратно в Париж к отцу. Примерно в 1879 году Сати поступил в Парижскую консерваторию. Но учителя не понимали творчества молодого человека и считали его ленивым учеником. В конце концов, после двух с половиной лет обучения Сати был отчислен.

Но он продолжал писать музыку и в 1885 году вернулся в консерваторию, но это не изменило отношение преподавателей ни к нему, ни к его творчеству. В ноябре 1886 года Сати покинул консерваторию и добровольно пошел на военную службу.


Вид на Париж Фото: Josh Hallett / Wikimedia Commons

Очень скоро он понял, что армейская жизнь не для него. Желая быстрее вернуться домой, Сати стал по ночам выбираться из своей казармы и полуодетым ходить на холодном зимнем воздухе. В результате он подхватил тяжелый бронхит.

В апреле 1887 года пианист вернулся в Париж на двухмесячный отпуск, предоставленный ему по состоянию здоровья, а в ноябре 1887 года он был окончательно уволен из армии.

Карьера и творчество

Оправившись дома от своего недуга, Эрик Сати начал работать над двумя своими известными произведениями "Trois Sarabandes" и "Gymnopedies". Затем он сосредоточился на создании "Sarabandesе", которое было завершено 18 сентября 1887 года и вошло в число первых трех главных композиций Эрика Сати, наряду с "Trois Sarabandes" и "Gymnopedies".

В декабре 1887 года он получил в подарок от своего отца 1600 франков и переехал в богемную часть Парижа Монмартр. В этом же году Сати познакомился и подружился с известным французским композитором Клодом Дебюсси.


Вид на Монмартр, Париж Фото: Josefu

commonswiki / Wikimedia Commons

Позже композитор создал такие произведения, как "Ogives", "Gnossiennes", "Tendrement", "Danses gothiques", "Le Picadilly", "Prelude d'Eginhard", "Priere", "Modere" и другие, но на протяжении всей своей творческой деятельности он постоянно испытывал финансовую нестабильность.

В конце концов, Сати был вынужден покинуть Монмартр и переехать в Аркей, где прошли последние годы его жизни.

Читайте также: