Эрик булатов кто это

Обновлено: 28.06.2024

Эрика Булатова считают одним из зачинателей сразу нескольких новых жанров в мировом искусстве - русского поп-арта, фотореализма, соц-арта и московского концептуализма. Отличительная особенность всех его работ - соблюдение общего принципа: реалистично написанная плоскость, в которую врывается полиграфический гладкий текст. Этот текст всегда несет дополнительную смысловую нагрузку. Он либо не пускает зрителя в картину, либо, напротив, выступает связующим звеном между произведением и смотрящим.

Одна из хрестоматийных работ Булатова - "Слава КПСС". Кто-то увидит в этой картине пост-иронию, кто-то - намек на советский плакат и идеологическую направленность. Но сам художник отмечал, что на первом месте для него всегда живопись.

Добиться того, чтобы эти красные буквы не прилипали к облакам, чтобы между ними было расстояние, дистанция, и это мы должны были понимать не умом, а просто ощущать.

Совершенствуя технику живописи Булатов не мог не прийти к фото-реализму. Одна из поздних работа «Картина и зрители» изображает экскур­сантов в зале Третьяковской галереи, которые стоят перед «Явлением Христа народу» Александра Иванова. Он не просто смог с феноменальной точностью повторить шедевр Иванова, но и выстраивает особую модель восприятия, разрушающую границу между реальность и вымыслом, и провозглашает диалог современного и классического русского искусства.

Если эта живопись актуальна до сих пор, представляете как неуместна она была в СССР? Вместе с другими представителями московского концептуализма Ильей Кабаковым и Олегом Васильевым в самом начале карьеры Булатов работал художником-иллюстратором в "идеологически выверенном" издательстве "Детгиз". Эта работа была и надежным источником куска хлеба с маслом, и позволяла мастеру творить в нерабочее время то, что он действительно хотел.

Еще в 1960-е Булатов экспериментировал со стилями, определившись к началу 1970-х с темой и масштабностью полотен. В СССР картины Эрика Владимировича попадали под цензуру, но в тот же период начались проводиться многочисленные зарубежные выставки, которые принесли мастеру международное признание.

К концу 80-х за Эриком Булатовым закрепляется репутация «художника перестройки». В это время создается одна из программных работ - "Закат". Вместе с закатом недружественного режима художник покидает страну.

Сегодня Эрик Булатов живет на два дома - в Москве и Париже. Ему принадлежит статус живого классика, а картины продаются за миллионы долларов.

Эрик Булатов. Хотелось засветло, ну не успелось. 2002. Эрик Булатов. Хотелось засветло, ну не успелось. 2002.

В 2018 году Анатолий Малкин снял документальный фильм «Живу и вижу» о жизни и творчестве Эрика Владимировича. Я очень рекомендую фильм к просмотру - не только потому что он про великого художника. Просто приятно иногда послушать взрослого не выжившего из ума собеседника.

10 хрестоматийных работ Эрика Булатова


Одна из самых известных картин раннего Була­това. «Этот идущий из абсолютной глубины, из бесконечной простран­ственности свет и со­став­ляет основу всякого света, любой осве­щен­ности. Настроившись на него, вскрыв этот свет для себя, и не в „жизненной практике“, а прежде всего на картине, внутри картины, Эрик уже навсегда придал своему искусству ту основу и те глубинные абсолютные характеристики, среди которых на равных существует пережива­ние и воздействие этого света как „благого“, „прекрасного“» (Илья Кабаков, из книги «… Записки о неофи­циальной жизни в Москве»).


В начале годов Эрик Булатов создает первые , картины-проекты, сталкивающие иллюзорное про­стран­ство классического пейзажа с фикси­рующими плоскость холста жесткими помехами в виде пла­кат­ных, геральдических или текстовых вставок. Здесь вместо линии горизонта мы ви­дим орденскую ленту или красную ковровую дорожку — со­ветские символы успеха. Именно такое сопоставление в одной картине образов, заим­ствованных из идеологизированного про­стран­ства советской реальности, и лирических ландшафтов, слова и изображения позво­лило крити­кам и историкам искусства причис­лить Булатова к основателям и важ­нейшим фигурам московского концептуализма.


В этой картине главное — противодей­ствие, столкновения разнонаправленных движений: людей, идущих по тротуару вперед, в перспек­тиву сужающейся аллеи; машин, стремящихся по дороге, и шагающего навстречу им всем мону­мен­тального Ленина на огромном плакате, перед которым выстелена дорожка неухожен­ного газона. Динамичная фигура Ильича на «сакраль­ном» белом поле кажется более реальной, чем городской пейзаж, символи­зирующий мир социу­ма, существующий как будто в параллель­ной плоскости.


«Пространство есть свобода», — утвер­ждает Эрик Булатов, располагающий одну из главных совет­ских аксиом на фоне неба. Движение облаков отрывает красные буквы от небесного фона, наме­кая на возможность просочиться сквозь идеологическую преграду.



Картина, посвященная вопросам восприя­тия искус­ства в современном мире. Монохромные фигуры зрителей почти полностью заслоняют пространство зала, в глубине которого виден фрагмент самого знаменитого шедевра Лувра, его главного аттракциона. В работе Булатова в контакт с реальным зрителем вступают лишь «Мона Лиза» и свидетель, роль которого пору­чена мальчику на переднем плане.


«Картина и зрители» изображает экскур­сантов в зале Третьяковской галереи, которые стоят перед «Явлением Христа народу» Александра Иванова. Это не просто свидетельство диалога современного художника с одним из знаковых творений в истории русского искусства — Булатов выстраивает особую модель восприя­тия, которая должна разрушить границу между реальным и воображае­мым, комментируя свой замысел так: «Что касается „Картины и зрите­лей“, то там речь идет не об Александре Иванове, в общем, а о том, чтобы возник контакт между зрителем и тем, что происходит в картине. У Иванова этого не получилось, а почему и что бы такое сделать, чтобы это получилось? Чтоб Христос мог действительно выйти с картины сюда».


В конце первого десятилетия нового века Эрик Булатов создает ряд картин, в которых домини­рующим оказывается черный цвет — тьма, поглотившая реальность. Поток света, прони­кающий сквозь «разрез» в ранних произведе­ниях, световой тоннель, пронизывающий, проби­вающий плоскость картины, сменяется еле заметной щелью, сквозь которую проникает белый луч.


Слова повторяют изображение — буквы впива­ются в небо, облака темнеют, превращаясь в тучи, тревогу усиливают громадные черные буквы. «Поведение слова, его движение в про­странстве, его взаимоотношения с другими элемен­тами картины становятся содержанием картины и целью выражения», — гово­рит Була­тов. Слова, идущие на нас из глубины холста, разрастающиеся к верх­нему краю и вторящие движению облаков, подчеркивают напряжен­ную дина­мику композиции.


Визуальная формула стихотворения Всеволода Некрасова, построенная на мног­о­кратном повторении утвер­ждения «свобода есть». В решетку фаль­шивых лозунгов, разрывая плоскость холста, вторгается небо и затягивает в глубину слово «свобода», оторвавшееся от идеоло­гической мантры и обретшее само­стоятель­ность.

Знакомимся ближе: основатель соц-арта и художник слова Эрик Булатов

Эрик Булатов родился в 1933 году в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Тогда его звали, конечно же, не Эриком, а Эрнстом. Его мать была полячкой, отец – образцовым советским гражданином, военным и партийным работником. Он умер на войне, когда Эрику было восемь, но успел предречь сыну судьбу художника.

В 1958 году Эрик Булатов окончил московский Художественный институт имени Сурикова и устроился в московское издательство детской литературы «Детгиз». Работе в нём он посвятил почти 30 лет, иллюстрируя книги почти до распада Советского союза.

Работа в издательстве обеспечивала Эрику Булатову стабильный заработок и, что важнее, – защиту от обвинений в тунеядстве. С 1961 года в СССР действовал закон, по которому любой гражданин, который не занимался общественно значимым трудом, мог быть наказан. В разное время «тунеядцами» нарекли таких именитых фигур эпохи, как Владимир Войнович и Иосиф Бродский: оба были фактически высланы из страны, Бродский – без права на возвращение. На Родине этих гениев законы презирали всякое проявление гениальности, преследовали вольных художников, писателей и поэтов, зато уважали добросовестных работников.

Эрик Булатов мог провести всю жизнь за рисованием детских картинок, однако судьба распорядилась по-другому. Она отправила художника за границу, где он смог добиться того, о чём нельзя было даже помыслить в России – крупных продаж собственных картин, персональных выставок и свободы самовыражения.

Москва — Цюрих: первая персональная выставка

Первая персональная экспозиция Эрика Булатова открылась в 1988 году в швейцарском Цюрихе. В то время Москва только ступила на путь перестройки и ещё не была готова к культурным подвигам такого масштаба. Впрочем, как и Цюрих, – выставку удалось открыть только благодаря швейцарским коллекционерам, которые объединились, чтобы показать работы Булатова соотечественникам. К тому времени художнику было уже 55 лет, и на Родине о нём ничего не знали. По некоторым подсчётам, в публичных и частных швейцарских коллекциях до сих пор находится больше работ Эрика Булатова, чем на всей территории бывшего Советского союза.

Картины художника действительно не были востребованы в России, пока он был молод. Эрика Булатова не пригласили ни на одну крупную советскую выставку – к концу 80-х годов в его послужном списке была только пара экспозиций-однодневок в Москве. В квартирниках он не участвовал принципиально – считал их бессмысленными и ненужными. Большинство картин Булатова уходило за границу, не задерживаясь в его мастерской. Он был рад избавиться от крупных холстов, которые занимали много места и пылились.

«Разрез», 1965-1966. Источник: официальный сайт Третьяковской галереи «Разрез», 1965-1966. Источник: официальный сайт Третьяковской галереи

Иностранцев привлекала незамысловатая эстетика ранних картин Булатова. Наглядный пример тому – работа «Разрез» (1965-1966), в основе которой лежит причудливое переплетение света и тени. Умелая игра с тенью и цветовыми переходами до сих пор отличают произведения Эрика Булатова от всех остальных. Позже в интервью он не раз будет говорить, что пространственность и свет – главное, что он понял при работе с живописью и что осталось с ним навсегда. Несмотря на это, изначально прославили художника не игры со светом, а экспрессивные рисунки, представляющие собой карикатуры на пропагандистские советские плакаты («Осторожно» 1973 год, «Не прислоняться» 1982-1987 годы).

Формула Булатова

Эту ироничную игру с социалистической реальностью, насыщение её новыми смыслами и художественными образами позже назовут соц-артом и провозгласят отдельным направлением постмодернистской живописи. Эрик Булатов станет одним из его основателей, а также основоположником московского концептуализма – «искусства смыслов». Работы первых концептуалистов указали публике на глубинные знаки и символы, скрытые за визуальными образами.

Самые мощные работы Булатова – это «формулы», которые художник законсервировал в художественных образах. Чтобы разгадать их, недостаточно просто прочитать фразу или посмотреть на изображение – нужно связать их вместе. В альянсе слова и визуального образа рождается смысл, который при отсутствии этого союза может остаться неразгаданным.

По словам Эрика Булатова, так часто происходит, когда на его работы приходят посмотреть русские зрители. В отличие от иностранцев, они сразу понимают смысл текста, и это не даёт им проникнуть дальше и увидеть больше, чем содержит в себе простая фраза. Это ещё одна причина того, что творчество Эрика Булатова было так популярно за границей, а не в советском и постсоветском культурном пространстве.

Биография Эрика Булатова

Эрик Владимирович Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске в семье партработника и стенографистки. Профессия художника была выбрана Булатовым еще в школьные годы. Увлечение изобразительным искусством всячески поддерживалось родителями. С 1947 года юноша обучался в школе при государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова. Затем как лучший ученик поступил без экзаменов на факультет живописи этого известного вуза.

Эрик Булатов. Картина «Иду», 1975

Эрик Булатов понимал, что после окончания учебы для дальнейшего развития он не должен зависеть от госзаказов. По этой причине в качестве источника средств к существованию Булатов выбрал должность иллюстратора в издательстве «Детгиз». Около трех десятков лет художник посвятил оформлению книг для детей и юношества. Его красочные и поэтические образы проникнуты светом и ощущением радости. Осенью и зимой он занимался издательским делом, а весной и летом — живописью.

Эрик Булатов. Картина «Советский космос (Брежнев. Советский космос)», 1977

Эрик Булатов начал участвовать в московских выставках только в 1957 году, а с 1973 года работы его экспонировались уже и за рубежом. Художник заинтересовал специалистов и любителей искусства глубоким философским подходом к творчеству и умением демонстрировать на картинах современные общественные тенденции.

С 1989 года мастер жил в Нью-Йорке, а в 1992 году переселился в столицу Франции, где живет и работает по настоящее время, иногда приезжая в Россию. В 2003 году в стенах Третьяковской галереи проходила выставка графических работ Булатова. Там же спустя три года — ретроспективная демонстрация его необычных живописных произведений.

Эрик Булатов. Книга «Живу дальше», 2009

Свои взгляды на предназначение искусства и его ценность в современном мире мэтр высказал в книге «Живу дальше», изданной в 2009 году издательством «Артист. Режиссер. Театр». Разработанная автором теория взаимодействия картинного и воображаемого пространства показала, что социальное окружение, влияющее на человеческое восприятие, имеет ограничения, а свобода существует вне границ.

Эрик Булатов. Картина «Свобода», 2015

В 2015 году по заказу Ельцин-центра художник написал знаменитое произведение «Свобода». Автор задействовал помещение, в котором находился зритель. При этом картина становилась выходом в небесное пространство из реального мира.

Эрик Булатов. Композиция «Все не так страшно», 2016

Эрик Булатов — современный классик концептуализма

Эрик Владимирович Булатов (Erik Vladimirovich Bulatov; родился 5 сентября 1933 года) — русский художник-авангардист XX-XXI веков, биография которого неразрывно связана с искусством. Творчество гениального Эрика Булатова выходит за пределы социального пространства, но не отвергает его. Картины мастера — это экспериментальное противопоставление стиля модерн и традиционной живописи.

Эрик Булатов. Фотография художника, примерно 2014

Самые известные картины Эрика Булатова

Главный принцип произведений художника — мощное противостояние окружающего реального пространства и картинной плоскости. Назовем наиболее известные картины Эрика Булатова:

  • «Автопортрет» (1968) — ранняя работа, находящаяся в частной коллекции в Париже.
  • «Горизонт» (1971-1972) — самая известная картина раннего Булатова, особенностью которой является не только концепт, но и необычные цветовые сочетания.
  • «Улица Красикова» (1977) — столкновение разнонаправленных движений: идущих по тротуару озабоченных людей и бодро шагающего им навстречу Ленина, изображенного на белом плакате.
  • «Хотелось засветло, ну, не успелось» (2002) — одна из наиболее любимых картин художника, отражающая неизбежность быстротечного времени.
  • «Слава КПСС» (2003-2005) — противопоставление агитационного лозунга свободе. Красные буквенные символы представляют собой решетку, которая загораживает небо, не пропускает человека к высоким мечтам. Автор призывает выйти за пределы фальшивых лозунгов.

Эрик Булатов. Картина «Автопортрет», 1968

Эрик Булатов Картина «Горизонт», 1971-1972

Эрик Булатов. Картина «Улица Красикова», 1977

Эрик Булатов. Картина «Хотелось засветло, ну, не успелось», 2002

Эрик Булатов. Картина «Слава КПСС», 2003-2005

Картины Эрика Владимировича Булатова узнаваемы во всем мире благодаря уникальной технике и зашифрованной символике. Они считаются одними из самых дорогих современных произведений искусства. Например, шедевр «Советский Космос» на аукционе Филлипс (Phillips) был реализован за 1,6 миллиона долларов.

Читайте также: