Doom vfr можно ли играть без шлема

Обновлено: 28.06.2024

Я готовился писать полноценную рецензию, но DOOM VFR оказалась небольшим аттракционом на пару часов (цена соответствующая), так что рассказ о ней тоже будет коротким.

Проходил я игру на PSVR и не верьте западным критикам — играть в это можно и никаких невыносимых болей испытывать не приходится. Но немножко болеть все же будет, потому что про дикое управление — верьте. Перемещаться в DOOM VFR приходится телепортами: зажимаем кнопку, указываем, куда хотим переместиться, отпускаем. Насколько это удобно, я уже рассказывал в своих впечатлениях от Skyrim VR на «ИгроМире». Это очень криво и медленно. Подошло бы для какого-нибудь квеста (кстати, с такой системой VR-мистоид можно намутить), но не для шутера.

Дополнительно можно использовать крестовину, чтобы делать рывки, но это не особо добавляет удобства. Опционально включается перемещение с помощью стика — немного спасает, но укачивать начинает заметно сильнее.

При этом играть можно и с геймпадом, и с Aim-контроллером (пластиковый автомат, со стиками, кнопками и гироскопами), и с двумя мувами. Мувы отметаем сразу — с ними нельзя поворачивать камеру, остается только крутиться самому. А вот геймпад и Aim-контроллер дает примерно равнозначный опыт, только в первом случае целимся взглядом, а во втором непосредственно контроллером. У всех схем есть еще один существенный изъян — нельзя выбирать траекторию полета гранат. Такое только на Vive, извините.

Сам геймплей в меру веселый. После отстрела жуков в Farpoint палить по огромным демонам в DOOM очень даже здорово.

Даже атмосферно, потому что в VR монстры реально кажутся огромными и жуткими, да и все эти кишки и брызги крови совсем другой эффект производят. Только вот сложность и динамика уже через полчаса подскакивают до уровня обычной версии DOOM, а у тебя лапки и перемещение телепортами. Лучший тактикой в большинстве случаев оказывается забиться в самый дальний угол и оттуда отстреливаться, прыгая влево-вправо. Что же до ганплея, то, по моему опыту, во всех VR-шутерах оружие ощущается абсолютно одинаково, в DOOM оно разве что потяжелее обычного, но отдачи особо не чувствуешь.

В целом же DOOM VFR — это пока что лучший VR-шутер, что я проходил. И самый красивый, кстати, картинка не сильно хуже, чем в основной игре — даже непосредственно в дисплеях шлема. Но это все еще аттракцион, а не полноценная игра, вот от чего становится грустно. Ну и от того, что дольше часа играть не получается — начинает тошнить и глаза побаливают.

А на прямой вопрос «Покупать или нет?» — покупать. Потому что забавно и недорого.

У Sony всё не слава богу


Ясное дело, плоская картинка никак не передаст ощущения от VR-игры.

В редакцию приехали версии для PS VR и для HTC Vive, так что мы имели прекрасную возможность всё со всем сравнить. Забегая вперёд, сообщаем: версия под Vive победила. И дело вовсе не в том, что на ПК играет высшее сословие геймеров, — дело в управлении.

В идеале игровой процесс в Doom VFR таков. Контроллер в левой руке позволяет двигаться — вы «стреляете» лучом в пол, и персонаж тут же телепортируется в указанную точку, при условии, что она недалеко и путь ничего не преграждает. Кроме того, можно двигаться с помощью крестовины: вы просто будете рывками скакать в указанном направлении. В этой же руке у вас граната — зажимаете кнопку, размахиваетесь и швыряете по той траектории, по которой хотите.

Правая рука держит ствол: наводитесь на противника, стреляете. Сюда же повешены и дополнительные функции вроде смены оружия, апгрейда и даже моментальный разворот на 180 градусов. Ну а правый стик поворачивает персонажа вправо-влево, чтоб не приходилось крутиться самому.


Локации и сюжет здесь новые, а монстры и оружие привычные. Можно сказать, перед нами самостоятельное дополнение к перезапущенному Doom.

Так вот, на Vive все работает ровно как задумано. Зато на PS VR есть нюансы.

Устройство от Sony поддерживает сразу три варианта управления. Можно играть с двумя контроллерами Move, с двуручным «контроллером прицеливания PlayStation VR» (да, официально он именно так и называется) или просто с геймпадом. И у каждой опции свои недостатки.

У пары «мувов», например, нет стика, который позволил бы поворачиваться, придётся постоянно крутиться вокруг своей оси самому. А это, во-первых, отменяет возможность играть сидя (разве что на вращающемся стульчике), а во-вторых, способно привести к запутыванию в проводе.

Вы вольны, конечно, подвесить шлем к потолку, но это не всегда возможно, еще реже бывает удобно, а главное — идет вразрез с позиционированием PS VR как устройства для игры с комфортом на диване. Быть может, там и появится функция «зажать пару кнопок и крутиться», но сейчас то ли её вообще нет, то ли она спрятана в неочевидном месте, о котором в туториале нет ни слова.

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Вот что ты с контроллерами от PS ни делай — везде что-то будет не так!

«Контроллер прицеливания PS VR» поворачиваться влево-вправо всё же позволяет благодаря стику на торце. Но так как он цельный и двуручный, в виртуальном пространстве можно свободно оперировать только правой рукой, а левая постоянно остаётся в статичном положении. Это и само по себе не слишком удобно, и почти не даёт пользоваться гранатами. Лететь снаряд будет не так, как вам надо, а по заранее прописанной траектории, а она почти никогда не бывает высокой. Вперёд — сколько угодно, а куда-нибудь вверх на уступ — почти никак.

И наконец, геймпад. Да, там есть все необходимые функции контроля, включая повороты. Но при этом у вас зафиксированы обе руки и прицеливаться предстоит взглядом, а не правой рукой с воображаемым пистолетом — никакие гироскопы в геймпаде не отслеживаются. К тому же актуальна проблема с гранатами.

Словом, Doom VFR довольно скверно адаптирован под самое недорогое и популярное на сегодняшний момент устройство виртуальной реальности. Играть можно, но вечно гложет ощущение костылей.


Вот так это выглядит на геймпаде. Руки персонажа постоянно находятся в указанном положении.

Другое дело — шлемы для ПК (по идее, Oculus Rift и всякие там Lenovo Explorer устроены примерно одинаково с точки зрения управления и тоже должны нормально работать). Вот там вполне можно насладиться геймплеем и сюжетом о пересадке сознания и в полной мере оценить все те фишечки, что отличают виртуальный Doom от обычного. И полноценным обзором на 360 градусов (а то тот же хвалёный Resident Evil 7, например, даже в шлеме играется на плоском виртуальном экране), и возможностью телепортироваться прямо «внутрь» оглушённых врагов, разрывая их на части, и единственным в своём роде геймплеем одного из лучших шутеров в мире.

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Поначалу будет легко, потом кривая сложности поползёт вверх — всё как в правильных, хорошо сбалансированных боевиках. Монстры и сеттинг вам уже и так наверняка знакомы, а Doom VFR позволяет взглянуть на них под совершенно иным углом.

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Стоит ли играть в Doom VFR? Определённо да. Другой вопрос — на чём.

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто
Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто
Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Прикипел к играм еще в бессознательном возрасте. Родители-инженеры брали его с собой на работу и сажали перед экраном БЭСМ, чтобы не отвлекал. Самолично собрал свой первый компьютер «Поиск-1» (впоследствии взорвался).

Мы познакомились с Doom VFR ещё на QuakeCon 2016 и с той поры с нетерпением ждали её выхода. Это не просто адаптация уже вышедшей игры под новую схему управления, это совершенно отдельный проект со своей сюжетной кампанией и другими локациями, лучше подходящими именно для виртуального пространства. Ничего удивительного, что разработка затянулась.

DOOM VFR: «инвалид» против демонов

У id Software получилось сделать один из лучших VR-шутеров, но этого всё равно мало.

В первоначальной версии материала сообщалось, что в DOOM VFR нет свободного перемещения. На самом деле эта функция по умолчанию отключена, потому что вызывает чувство тошноты. Она автоматически скрывается, если вы используете моушен-контроллеры, поэтому мы её не заметили. Соответствующие правки внесены в текст.

В отличие от Skyrim VR, DOOM VFR — не VR-конверсия другой игры, а отдельно стоящий проект. У VFR свой сюжет и множество новых механик. Хотя, чего уж там скрывать, игра всё равно сделана из кусочков DOOM 2016 года — то же оружие, те же локации, те же ассеты.

В отличие от молчаливого Думгая, главный герой VFR — болтливый учёный, на чью лабораторию напали гости из Ада. При первом же столкновении с монстрами он погибает, но новейшая технология корпорации UAC позволяет ему переселиться в роботизированное тело. Так id Software объясняет игрокам странное управление VFR.

В DOOM VFR две основные схемы управления — с геймпадом (тогда ваше оружие привязано к направлению взгляда) и с моушен-контроллерами (в моём случае это были стики PS Move).

Самостоятельно ходить по уровням можно только с геймпадом, но по умолчанию эта опция отключена — потому что некоторых людей, включая автора текста, в таком режиме сразу начинает тошнить.

Если у вас хороший вестибулярный аппарат, то можно включить Left Stick Movement

Помимо этого игре есть два типа передвижения — стрейф (вы можете делать дискретные скачки в четырёх направлениях) и телепорт (моментальное перемещение в любую видимую точку).

Вариант с геймпадом я откинул в сторону сразу, потому что с ним суть VR теряется. Игра становится ближе к обычному DOOM и, само собой, по всем статьям ей проигрывает, да и нет никакого удовольствия в том, чтобы целиться во врагов своим лицом. А ещё в таком варианте управления даже без свободного передвижения подташнивает — уж слишком часто дёргается камера.

А вот при подключении PS Move у игрока появляются виртуальные руки, которыми можно дёргать рычаги, нажимать на кнопки и выполнять другие задачи. Степень погружения совсем другая.

Самое главное — с моушен-контроллерами вы можете крутить перед собой великолепные пушки из DOOM 2016 года, рассматривая каждую деталь.

Больше всего DOOM VFR мне напоминает Batman: Arkham VR. Обе игры — по сути интерактивные VR-музеи, посвящённые популярным играм.

id Software даже не скрывает этого. В одной из стартовых локаций вам, например, позволят покрутить в руках модельки монстров из игры и Думгая.

Как и VR-безделушка про Бэтмена, DOOM VFR не просто так продаётся по низкой цене. Это развлечение на пару часов, а не полноценная большая AAA-игра. Возможно, оно и к лучшему, потому что 13-15 часов в такой версии DOOM мало кто выдержал бы.

Управление в DOOM VFR навороченное, поэтому в игре есть полноценное обучение. Оно поможет понять, как пользоваться гранатами, стрелять и телепортироваться.

И если со стрельбой всё просто (наводишь, нажимаешь курок), то к остальным механикам придётся привыкать. Например, граната автоматически появляется в левой руке главного героя по нажатию левого курка, и её легко выронить себе под ноги, отпустив кнопку слишком рано.

Бросок гранаты — самое опасное движение в DOOM VFR. С ним контроллер легко может вылететь из руки, так что лучше воспользоваться идущими в комплекте ремешками.

Телепорт даётся легко, если вы перемещаетесь на поверхность, находящуюся на одном уровне с вами или ниже. А вот при необходимости попасть наверх начинается «пиксель-хантинг».

Но даже когда вы научитесь стрелять и быстро телепортироваться, одна проблема никуда не исчезнет — в DOOM VFR вы не можете поворачивать туловище на небольшие углы. Это возможно только с геймпадом, но там есть другие ограничения — не менее неприятные.

C моушен-контроллерами игра разрешает только моментально поменять свой обзор на 180 градусов. Поэтому ваша реальность будет как бы постоянно поделена на две половинки.

Это сделано для того, чтобы игроков меньше укачивало. И такое решение действительно работает — в DOOM VFR с моушен-контроллерами можно провести много времени без малейших признаков тошноты.

Однако развороты на 180 градусов — тоже спорное решение. Из-за него привычная шутерная тактика «отступил к стене — отстрелялся, пока спина прикрыта» в VFR выглядит коряво. Вы словно загоняете себя в тупик, а потом резко разворачиваетесь. С другой стороны, таким образом вы сможете появляться у врагов прямо за спиной, и это своего рода тактическое преимущество.

К счастью, игра часто даёт вам подумать. Когда вы выбираете точку для телепорта, время замедляется. И это одна способностей, которые можно прокачать за прохождение кампании.

К обучающим уровням в DOOM VFR лучше отнестись серьёзно. Потому что потом игра становится беспощадной, вываливая на главного героя десятки противников.

Тут-то и становится понятно, что VFR — пожалуй, самый быстрый и яростный VR-шутер из когда-либо сделанных. Временами игра даже похожа на DOOM 2016 года, хотя до его динамики VR-версии, конечно, далеко.

Возможность разрывать врагов на части руками до VFR, к сожалению, не добралась, но в id Software ей придумали интересную замену. После того, как противник начинает светиться синим, вы можете телепортироваться прямо внутрь него — с предсказуемым эффектом.

В режиме «Берсерка» можно устраивать длинные цепочки таких взрывов, за несколько мгновений уничтожив почти всех врагов на арене. Главное — не потерять ориентацию в пространстве.

Таким образом, телепорт игре добавляет динамики и тактики. Чтобы выжить, вам нужно постоянно двигаться, и перемещаться желательно прямо во врагов, чтобы собирать с них патроны и здоровье.

Противников лучше не подпускать близко. Главный герой на таких расстояниях почти беспомощен. Бывают случаи, когда прямо рядом с вами стоит монстр, но вы не можете в него попасть, потому что дуло вашего оружия находится за его головой. Это одновременно реалистично с точки зрения VR и глупо с точки зрения геймдизайна.

Понимая это, id Software дали главному герою способность выпускать силовую волну, отбрасывающую врагов на пару метров.

На моей памяти, VFR — первая VR-игра, из которой я обычно выхожу не потому что меня укачало, а потому что я взмок. Чтобы выживать здесь на среднем уровне сложности, нужно действительно выкладываться.

А ещё это уникальная возможность посмотреть на DOOM «изнутри». К некоторым противникам тут страшно приближаться, потому что только VR позволяет понять, насколько они огромны.

Однако VFR хоть и наполнена клёвыми находками, фундаментальную проблему корявого передвижения по уровням в VR она всё равно не решает. Как и в других представителях жанра, в DOOM VFR вы всё равно играете за «инвалида», который часто улетает куда-то не туда или в середине жаркого боя на несколько секунд упирается лицом в стену.

Как бы в id Software ни старались, ваш главный враг в VFR — по-прежнему управление, а не злобные демоны.

Эту проблему в играх от первого лица можно решить только одним способом — поставить игрока на рельсы, отобрав у него необходимость передвигаться в пространстве самостоятельно, как это сделали авторы Rush of Blood. Однако из-за этого все VR-игры превратятся в похожие тиры, так что это тоже не выход.

Так или иначе, если у вас есть VR-шлем и вы любите DOOM, то не купить VFR — преступление. Она стоит чуть больше 800 рублей на всех платформах и без проблем окупает эти затраты. Игра не решает фундаментальных проблем VR-шутеров, но никто от неё этого и не ждал.

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Стоит ли играть в Doom VFR? Определённо да. Другой вопрос — на чём.

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто
Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто
Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Прикипел к играм еще в бессознательном возрасте. Родители-инженеры брали его с собой на работу и сажали перед экраном БЭСМ, чтобы не отвлекал. Самолично собрал свой первый компьютер «Поиск-1» (впоследствии взорвался).

Мы познакомились с Doom VFR ещё на QuakeCon 2016 и с той поры с нетерпением ждали её выхода. Это не просто адаптация уже вышедшей игры под новую схему управления, это совершенно отдельный проект со своей сюжетной кампанией и другими локациями, лучше подходящими именно для виртуального пространства. Ничего удивительного, что разработка затянулась.

У Sony всё не слава богу


Ясное дело, плоская картинка никак не передаст ощущения от VR-игры.

В редакцию приехали версии для PS VR и для HTC Vive, так что мы имели прекрасную возможность всё со всем сравнить. Забегая вперёд, сообщаем: версия под Vive победила. И дело вовсе не в том, что на ПК играет высшее сословие геймеров, — дело в управлении.

В идеале игровой процесс в Doom VFR таков. Контроллер в левой руке позволяет двигаться — вы «стреляете» лучом в пол, и персонаж тут же телепортируется в указанную точку, при условии, что она недалеко и путь ничего не преграждает. Кроме того, можно двигаться с помощью крестовины: вы просто будете рывками скакать в указанном направлении. В этой же руке у вас граната — зажимаете кнопку, размахиваетесь и швыряете по той траектории, по которой хотите.

Правая рука держит ствол: наводитесь на противника, стреляете. Сюда же повешены и дополнительные функции вроде смены оружия, апгрейда и даже моментальный разворот на 180 градусов. Ну а правый стик поворачивает персонажа вправо-влево, чтоб не приходилось крутиться самому.


Локации и сюжет здесь новые, а монстры и оружие привычные. Можно сказать, перед нами самостоятельное дополнение к перезапущенному Doom.

Так вот, на Vive все работает ровно как задумано. Зато на PS VR есть нюансы.

Устройство от Sony поддерживает сразу три варианта управления. Можно играть с двумя контроллерами Move, с двуручным «контроллером прицеливания PlayStation VR» (да, официально он именно так и называется) или просто с геймпадом. И у каждой опции свои недостатки.

У пары «мувов», например, нет стика, который позволил бы поворачиваться, придётся постоянно крутиться вокруг своей оси самому. А это, во-первых, отменяет возможность играть сидя (разве что на вращающемся стульчике), а во-вторых, способно привести к запутыванию в проводе.

Вы вольны, конечно, подвесить шлем к потолку, но это не всегда возможно, еще реже бывает удобно, а главное — идет вразрез с позиционированием PS VR как устройства для игры с комфортом на диване. Быть может, там и появится функция «зажать пару кнопок и крутиться», но сейчас то ли её вообще нет, то ли она спрятана в неочевидном месте, о котором в туториале нет ни слова.

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Вот что ты с контроллерами от PS ни делай — везде что-то будет не так!

«Контроллер прицеливания PS VR» поворачиваться влево-вправо всё же позволяет благодаря стику на торце. Но так как он цельный и двуручный, в виртуальном пространстве можно свободно оперировать только правой рукой, а левая постоянно остаётся в статичном положении. Это и само по себе не слишком удобно, и почти не даёт пользоваться гранатами. Лететь снаряд будет не так, как вам надо, а по заранее прописанной траектории, а она почти никогда не бывает высокой. Вперёд — сколько угодно, а куда-нибудь вверх на уступ — почти никак.

И наконец, геймпад. Да, там есть все необходимые функции контроля, включая повороты. Но при этом у вас зафиксированы обе руки и прицеливаться предстоит взглядом, а не правой рукой с воображаемым пистолетом — никакие гироскопы в геймпаде не отслеживаются. К тому же актуальна проблема с гранатами.

Словом, Doom VFR довольно скверно адаптирован под самое недорогое и популярное на сегодняшний момент устройство виртуальной реальности. Играть можно, но вечно гложет ощущение костылей.


Вот так это выглядит на геймпаде. Руки персонажа постоянно находятся в указанном положении.

Другое дело — шлемы для ПК (по идее, Oculus Rift и всякие там Lenovo Explorer устроены примерно одинаково с точки зрения управления и тоже должны нормально работать). Вот там вполне можно насладиться геймплеем и сюжетом о пересадке сознания и в полной мере оценить все те фишечки, что отличают виртуальный Doom от обычного. И полноценным обзором на 360 градусов (а то тот же хвалёный Resident Evil 7, например, даже в шлеме играется на плоском виртуальном экране), и возможностью телепортироваться прямо «внутрь» оглушённых врагов, разрывая их на части, и единственным в своём роде геймплеем одного из лучших шутеров в мире.

Впечатления от Doom VFR. Не всё так просто

Поначалу будет легко, потом кривая сложности поползёт вверх — всё как в правильных, хорошо сбалансированных боевиках. Монстры и сеттинг вам уже и так наверняка знакомы, а Doom VFR позволяет взглянуть на них под совершенно иным углом.

Читайте также: