Crusader kings 2 или europa universalis 4 что лучше

Обновлено: 01.06.2024

22 дек. 2014 в 5:37 The big Paradox series each are very different games with a completely different focus each.
CK2 is focussed entirely on individual people and thus has a big role-playing element, while EU4 is all about nations and expansion.
Both games have demos available (somewhat outdated, but the core mechanics still apply), as well as a lot of gameplay videos and Let's Plays on Youtube. Both are very good games imo, so you'll have to decide for yourself which one you like better. 22 дек. 2014 в 6:30 22 дек. 2014 в 6:45 EU4 and CK2 are the two easier grand strategy games. Hearts of Iron 2 and Victoria II are quite a bit more complex. 22 дек. 2014 в 6:51 22 дек. 2014 в 6:58

CK2 is a dynasty simulator. There is a lot more to do when you aren't at war, figuring out who to marry to who and how to manage personalities. You will end up with rulers in CK2 that you love or hate, and you'll know their faces. In CK2 you may end up jailed and live out your life in a dungeon with little political influence until you die and your heir takes over. These kind of experiences are awesome - despite sounding miserable. I've got a couple of hundred hours in CK2. When you're small you're scheming with and against your rulers, and when large with and against your vassals. Because the larger you get the more autonomy you need to give to your vassals, they take over micromanagement of teritories as you expand.

Europa Universalis is all about nations. As such it is much more dry, abstract and strategic. Imagine EU4 as an insanely complex evolution of Risk (and in fact the EU series evolved from a board game originally.) So in the same way as Civ you deal with a lot of economics, military, building and such. Unlike Civ, EU4 still simulates the insanely complex legal, religious, economic political and regal concerns of nationhood with a great deal of depth, so every element of the game takes a while to learn. You will spend a lot of time in EU4 figuring out who is doing what to whom and why. All the while weighted events from real history are taking place around you, so there's still a lot imersion and depth. Even so, the larger global scale EU takes place on depersonalizes it somewhat, and makes for a more grognardy experience. I have many hours in earlier EU games but haven't played EU4 as much.

Neither is as accessible as Civ but in each of their specialities more complex and in depth than Civ, so the choice is more if you like nation building/tinkering or expansion and conquering. If you like the tinkering/diplomacy aspect I would go for CK2, but if you like war, expansion and trade type strategy elements of civ then go EU4.

Europa Universalis IV: Обзор

Europa Universalis 4

«Европа» на протяжении всего сериала представляла собой самую глобальную стратегию из всех когда-либо существовавших. В игре за одно и то же государство можно проторить уникальные исторические тропы, воплотив даже самые смелые планы по захвату всего мира. Наши действия ограничены только дипломатическими аспектами каждой из представленных провинций. Такая свобода сохранена и в четвертой части. Мы получаем широкий набор инструментов для создания альтернативной истории человечества, полагаясь на некоторые особенности выбранного периода между 1444-м и 1820-м годами.

Для разработчиков из внутреннего подразделения Paradox Interactive важнейшими задачами оставались сохранение традиционных для серии хардкорных элементов геймплея и пересмотр сложного интерфейса в сторону оптимизации взаимодействия с витиеватыми схемами управления государством. На детальном моделировании дипломатических отношений, экономики, культуры, религии, военного комплекса и торговли зиждется вся ценность серии игр Europa Universalis. Приятно отметить, что в четвертой части каждый из этих элементов был не просто доведен до ума, а расширен и улучшен согласно просьбам поклонников.

Принципы настольной игры в серии Europa Universalis удивительно качественно сочетаются с привычными особенностями рядовой RTS. В этот раз разработчики пересмотрели весь путь серии, который начинался в далеком 2000-м году. Базой для четвертой части стала новая версия графического движка Clausewitz Engine. Он был успешно обкатан и оптимизирован патчами в предыдущей игре студии Paradox Development — Crusader Kings 2. Благодаря замечательной предшественнице глобальный проект Europa Universalis 4 лишился багов в релизной версии.

Пища монарха

В «Европе» мы занимаем место князя в небольшой провинции, усаживаемся на трон в столице автономии или примеряем корону императора. Перед нами весь мир. Захватить земли шаманистов или остудить азиатский пыл, раскрыть потенциал дальних островов Тихого океана или пуститься в распри американских племен на заре великих географических открытий, а может быть, даже лично определить судьбу экспедиции Колумба… Вы никогда не мечтали о захвате всего мира, играя в серию Total War? Europa Universalis 4 дарит всем уникальный шанс почувствовать абсолютную свободу на геополитической арене тех поразительных с точки зрения возможностей времен.

В Europa Universalis 4 пищей для нашего правления предложены очки опыта — власть монарха, которая используются для принятия управленческих решений. Чем больше очков, тем больше уникальных действий в дипломатии, строительстве или военной тактике нам предоставят. Для «Европы» это новый стратегический элемент, который позволяет ювелирно сбалансировать геймплей. Например, для завоевания сильного государства отныне станут востребованы верные дипломатические узы между небольшими странами. Благодаря альянсам территориальную экспансию огромных империй можно остановить, сплотив своих соседей.

Europa Universalis 4

При желании вы можете переиграть кампанию Shogun 2 на куда большей карте со странами всего мира в Europa Universalis 4.

Сближение родов и выгодные союзы для разумного правителя превращаются в приоритетную задачу в достижении глобальных целей. С помощью накопления властных очков монарха мы вольны совершать все более интересные административные действия, начиная от подавления восстаний и смены культурных особенностей провинций и заканчивая этническими чистками населения. Новые технологии и национальные идеи также открываются с помощью очков монарха — более никаких приобретений за золото.

Дабы не потеряться в долгосрочном планировании, игроку помогают внутриигровые квесты. Так, задание по улучшению дипломатических отношений между враждующими государствами помогает увеличить параметр лояльности на 100 пунктов. Как результат конкурирующие порты на карте торговых путей некогда враждебной страны уже не так остро реагируют на наше доминирование в общих водах. Подобные миссии помогают скорректировать свои планы, найти новые цели, получить надежных союзников, а иногда избежать серьезных ошибок.

История против баланса

Europa Universalis 3 часто критиковали за узкую направленность торговой системы, за прямую зависимость от экономики государства всей технологической ветки развития. При этом экономическая эффективность во многом основывалась на количестве принадлежащих стране провинций. Но наиболее странным было решение разработчиков вопреки историческим реалиям сделать минорные государства умнее мажорных на 20%, 40%, а порой и на 60%, если речь заходила об азиатских цивилизациях.

Возможно такие спорные решения и были приняты в угоду балансу, с помощью которого игра более или менее придерживалась правила «силен тот, кто богат», однако искусственные ограничения в виде штрафов для стремительно развивающейся Российской империи или той же Австрии — пренеприятнейшее известие для вошедшего в роль императора мажорной фракции игрока на пути к мировому господству.

Europa Universalis 4

Дипломатические отношения с другими странами возводятся годами и рушатся за мгновение.

Для того чтобы обеспечить всеобъемлемость в Europa Universalis 4 разработчики как раз и ввели очки монарха, которые проверят игрока: способен он дождаться лучшего момента и применить свою власть в правильном русле или будет постоянно сливать драгоценный политический ресурс? Хотите мировой власти — тогда откажитесь от внутригосударственных дел в угоду дипломатическим уловкам и принятию решений общемирового уровня. Если вас не интересуют дела заграничные, сосредоточьтесь на своих подданных — им нужно вкусно кушать, много торговать и вести беззаботную жизнь в процветающих городах.

В таких условиях Paradox Development удавалось на протяжении разработки моделировать становление США и Российской империи и запускать многолетние политические процессы в виде постепенного разложения на самостоятельные провинции старых конгломераций. Насколько это правда — трудно сказать. Однако в моем опыте до образования США из европейских колоний оставалось еще очень далеко как в 1776-м году, так и в 1800-м и даже под самый конец кампании. Вероятно, в самом начале мне удалось совершить какие-то серьезные действия небольшим ярославским княжеством с глобальными необратимыми последствиями. Не зря говорят ученые — не стоит нам изобретать машину времени, ведь даже брошенный булыжник в прошлом может привести к гибели целых государств в будущем.

Тяжелый путь к процветанию

И если исторической достоверности разработчики предпочли сбалансированный геймплей, то вместо изобретения разного рода сомнительных фич они бросили взор на фанатские форумы, где за долгие годы существования серии ее поклонники накопили огромный перечень «хотелок» и пожеланий для четвертой части. Например, совершенно ненужная в Europa Universalis 3 система торговли, казавшаяся насильно пришитым придатком, теперь преобразилась и стала одним из важнейших атрибутов развития государств.

В Europa Universalis 4 возможно образование целых торговых империй, таких как Венеция. Для создания торговых маршрута осваиваются специальные транспортные узлы на морской карте. Как правило, они располагаются в местах скопления потоков товара, которые обозначаются стрелками. После создания маршрута необходимо обеспечивать его безопасность с помощью флота — теперь военно-морским единицам нашлось еще одно применение. Благодаря купцам мы сможем снабжать государство изысканными товарами и набивать казну золотом.

Успешная торговля теперь имеет значение и в дипломатических отношениях, где богатая страна, связанная с огромным количеством партнеров выгодными сделками, имеет равное слово с сильным государством, у которого есть огромная армия. И как только на фоне экономических успехов вам удастся набрать достаточно политических очков монарха для административных реформ, так враги незамедлительно начнут завистливо поглядывать на ваши территории. Согласитесь, нелепо отдавать им нажитое богатство, просто сэкономив на военных реформах.

Europa Universalis 4

Сражения и войны продолжают оставаться главным инструментом территориальной экспансии.

Мой игровой опыт показал, что Europa Universalis 4 продолжает традиционный уклон в войну. Будь то русские княжества, средиземноморские провинции или азиатские сегунаты, мы непременно столкнемся с агрессивным AI. Даже если вы ярый сторонник мирного пути, заключив выгодные союзы или партнерские отношения с соседями, рано или поздно вы окажетесь втянуты в войну по любому поводу. Причем зачастую союзники выбирают сильных и могущественных врагов, таких как Австрия или Великобритания.

Поэтому прийти к поставленной цели здесь не так-то просто. На протяжении всей игры своим воинственным союзникам придется вечно затыкать рот, стремиться к превосходству над конкурентными государствами и отбиваться от агрессивных захватчиков. Когда подобная бытность надоест, на спасение придет большое сообщество игроков, желающих попытаться счастья в многопользовательском режиме. Организованные в Steam сервера принимают любого желающего начать завоевание мира вместе с реальными людьми.

Бесконечная путаница

Чтобы привлечь еще больше игроков, в Paradox наконец-таки обратили внимание на завышенный порог вхождения. Игровые меню были созданы заново с тщательным соблюдением эргономики: для каждого из параметров добавлено описание, выделены важные аспекты и последствия наших действий. Переродилась и глобальная карта — она стала детальной и разнообразной. Хотя настоящие поклонники серии, знакомые с ней хотя бы со второй части, наверняка согласятся с тем, что Europa Universalis была куда изящнее в формате 2D.

Подкачало лишь обучение — оно все так же ужасно, как и прежде. Рассчитанное скорее на ветеранов серии, оно быстро знакомит с наиболее заметными изменениями. Например, про зависимость успешной торговли от национальных идей можно узнать так и вовсе только под конец кампании методом «тыка». Недостаточно информации и по способам формированиям войск — все это приходит только с опытом. Другими словами, обучение дает лишь базовые знания в крайне скучной и навязчивой форме — словно читаешь неинтересный учебник.

Недостатки становятся все более явными в процессе прохождения Europa Universalis 4. Чем крупнее государство, тем сильнее ощущается нехватка административных, военных и дипломатических очков монарха. В конце концов мы просто будем сидеть и ждать их восполнения. Сражения практически не изменились со времен третьей части: результат складывается из умения генерала, особенностей местности и «рандомного» числа. В итоге победы становятся случайным событием, а не следствием тщательной подготовки к войне и грамотной тактики (как здесь не хватает тактического режима сражений Total War!).

Набравшись опыта в «сингле», невольно выбираешь пункт «мультиплеер». Здесь игровой процесс преображается с первых минут совместных действий. Однако спустя некоторое время мы возвращаемся к привычному уничтожению стран под управлением AI, только с помощью соседей. Как только на глобальной карте сформируются пара сильных союзов, между ними начнется война, длящаяся до тех пор, пока не закончится время, отведенное на кампанию.

Europa Universalis 4

Карибский архипелаг в «Европе» привлекателен для авантюристов, торговцев и, конечно же, для жаждущих богатств Нового Света стран.

Казалось бы, Paradox Interactive удалось создать отточенный баланс, подробную глобальную карту, улучшить графику и звук, обеспечить идеальную работу без багов и ошибок прямо «из коробки». Но несмотря на все усилия дизайнеров по улучшению интерфейса, Europa Universalis 4 продолжает оставаться нишевым продуктом даже для поклонников стратегий. Прибавьте к этому отсутствие официального перевода на русский язык, добротного обучения и неявного лоска, которым богаты игры серии Total War, и попытку переродить «Европу» можно назвать несостоявшейся. Вот только этот факт ни в коей мере не умаляет достоинств Europa Universalis 4 в улучшенном обличии, за которое мы будем ценить игру еще больше.

Плюсы: география глобальной карты богата на детали; уделено много внимания истории каждой из представленных стран и провинций; разработчики прислушивались к поклонникам и реализовали ряд «хотелок»; приятное визуальное сопровождение; затягивающий мультиплеер.
Минусы: обновленная графика и небольшой перечень нововведений не могут претендовать на глобальное перерождение целой серии; игра по-прежнему не жалует новичков; отсутствие официальной русской локализации.

Crusader kings 2: мысли ветерана.


Приветствую всех на просторах Стопгейма. Сегодня я хотел бы поговорить об одной из моих самых любимых игр — Crusader kings 2. Шутка ли, я наиграл в неё боле 850 чаcов! И это только в лицензионную версию. С пираткой наверно может дойти и до тысячи.

Спрашивается, почему именно сейчас я решил её обсудить. Во-первых, скоро (я надеюсь) грядет новое дополнение к ней. По крайней Steam. Среди них был и Crusader kings 2. Благодаря этому я решил вернуться в игру, до релиза дополнения И, в-третьих, как раз сейчас начался новый учебный год. Так получается, что учеба отнимает столько времени, что остается только в подобные песочницы играть. А поскольку я по специальности историк, выбор мой всегда падает на исторические «песочницы», будь то Total war ( о них я возможно поговорю в другой раз) или же игры от Paradox Interactive. И из этих игр, Crusader kings 2 мне нравится больше всего.


Если мы посмотрим на линейку игр Paradox, то увидим, что они примерно покрывают историю средиземноморья от 3 века до нашей эры до конца второй мировой войны, а историю всего мира от 15 в. до конца второй мировой войны. Однако, вторые кресты для меня выделяются особенно. И даже не потому, что я люблю историю средневековья (я вообще изучаю древний мир). А по другой причине.

По моей специальности скорее нужен Imperator Rome, скрин которого мы и видим


Вторые кресты (как и первые) это, пожалуй, единственная глобальная стратегия, где мы реально играет за правителя какого-то «государства» и развиваем свою династию. Обычно в стратегиях мы получаемся каким-то духом государства, направляющим династию куда-то (песочница же). Хуже всего это выглядит в тех играх, где персонажи вообще-то есть (например, Europa Universalis: Rome), но менеджмент этих персонажей становился скорее геморроем, а не приятной механикой. В Crusader kings мы если и дух, то скорее династии. Мы проживаем жизнь правителя, затем его наследника из нашей династии и так далее вплоть до середины 15-го века. Важнейшую же роль в Crusader kings 2 играет то, что каждый персонаж является уникальной почти личностью: он имеет разные характеристики и по ходу жизни получает разные черты характера (будь то жестокость или щедрость), которые не только влияют на характеристики, но и могут немного разбавлять ваш досуг ивентами.

Данный король Германии хороший воин, а в остальном не получился

Но важнее всего то, что эти черты позволяют вам начать отыгрывать персонажей игры. Правитель самодур? Значит можно творить беспредел, даже если нас за это будут вассалы ненавидеть. Трусливый? можно попытаться обыграть это нежеланием устраивать войны или как-то рисковать. Кончено, многие из этих вещей существуют только в вашей голове. Но это рождает безграничные границы для отыгрыша. Например, в одной из моих игр за Византию мой правитель был невероятно похотливым. Список любовниц был огромным, а бастардов был наверно с десяток. Сын же его, став правителем, моим усилиями принял целибат и вообще стал чрезвычайно набожным.


Но решает далеко не только отыгрыш. Важна сама механика. На самом деле, почти 6 лет спустя в Crusader kings 2 существует столько различных механик, что можно легко потеряться. Тут вам и интриги всякие (система фракций та же), и попытки посадить своего папу на престол (если вы католик), и вступить в какое-нибудь сообщество ( или монашеский орден). Не говоря уже о том, что некоторые формы правления представлены собственными механиками (на ум приходят республики и ханства). На самом деле, все эти различные механики часто очень сильно дополняют игру, но есть и проблема. Некоторые из механик могут оказаться почти неиспользуемыми.

В последнем дополнении, например, ввели механику отношений с Китаем. Можем начать ему платить дань, но лучше девок его себе брать


Самой главной же механикой является система феодализма. Она воссоздает иерархическую систему вассально-сеньориальных отношений. Насколько корректно — вопрос иной, наверно я поговорю об этом в другом посте. Суть этой системы проста — есть несколько ступеней в иерархической лестнице. Император (если есть ) — король — герцог — граф — барон. Тот, кто является выше по лестнице сюзерен, ниже вассал. Вассал твоего вассала не твой вассал. То есть у герцога вассалы это графы, а сюзерен король (при этом у короля не все вассалы герцогы, могут быть и графы и бароны). Это система в игре используется для отображения почти всех отношений между правителями (будь то Африка, Азия или Европа). Собственно, это базовая механика игры, на которой строится большая часть геймплей.

Например, у моего императора Латинской империи среди вассалов есть этот герцог, а у него ясно дело будут свои вассалы, но все уровнем граф и ниже


Как-то я сразу скакнул к каким-то игровым рассуждениям, ничего не сказав о том, как собственно игра играется. Те, кто смотрели стримы Михаила Нарицы или же игравшие в игры парадокс примерно представляют, что это за игра такая. Так же можно по скриншотам догадаться, что всю игру мы будем смотреть на карту, поделенную на провинции. Недаром игры Paradox называют контурными картами. Никакой красивой графики или боев, где мы может наблюдать за каждым бойцом, тут нет, только карта, портреты и всякие числа. Если вам такое не нравится… то покупать скорее всего даже смысла нет.

Примерно так выглядит весь геймплей, слева висят какие-то менюшки, а остальное контурная карта.


Всем остальным игра может подарить массу незабываемых ситуаций. В каждой игре история может пойти по-своему. То венгерская династия становится самой популярной в мире, то французы оказывают в Литве или что еще. Каждый раз игра по-новому разыгрывает события (хотя иногда какие-то константы сохраняются). Всё это игру просто невероятно реиграбельной.

Венгерская династия Арпадов правит везде, кроме Венгрии… обычное дело

При условии, что вы понимаете как играть. И честно говоря, я думаю, что сама игра не объяснит вам все так, как объяснили бы дневники разработчиков. У Paradox есть отличная черта, раз в неделю (раньше может быть в месяц, сам уже не помню) они выкладывают дневник разработчиков, где рассказывают о фичах новой игры/дополнения, над которой команда работает в данный момент. Благодаря ним, ко времени игры/дополнения базовое понимание есть. А вот после обучения… не уверен. Все-таки многие элементы в обучении раскрыты не так хорошо.


Но, пожалуй, главная беда игры это её цена. Нет, сама игра стоит рублей 600. Только играть в игру без дополнений далеко не так весело. С дополнениями же цена доходит до огромных чисел. Несколько тысяч заплатить за игру шестилетней давности это конечно дико. И какого-то здравого аргумента за то, что это правильный подход, у меня нет. Понятное дело, что когда дополнения выходят раз в пару месяцев, полгода или даже год это выходило не так дорого, но нынче это получается огромная сумма денег. Все DLC к игре стоят 6000 рублей (как геймплейные, так и различные косметические).

Хотите немного металла в ваших Крестах? Вообще, чего я не покупал, так это музыки к игре

Однако в свое время я не побоялся потратить деньги на все геймплейные дополнения. Поскольку нельзя выпускать такие стратегии ежегодно, а разработчики должны зарабатывать деньги, то такой подход с дополнениями работает отлично. Ведь люди покупают каждый год Call of Duty или Battlefield. Частично это работает и с Crusader Kings 2. Просто вместо того, чтобы каждый год платить на новую колду, я покупаю дополнение к крестам (которые еще и очевидно дешевле, чем AAA проект) И тут дело еще в том, что сейчас становится непонятно зачем создавать новую часть серии. Ведь движок и так пока способен на хорошом уровне реализовывать то, чего хотят разработчики. Если создавать новую часть, но надо реально делать что-то необычное, революционное. Иначе новая часть будет просто не нужна.

Скорее я жду сейчас новое дополнение, о котором еще напишу, когда оно выйдет. И видимо проведу там еще часов 50-100. Пока это единственная игра, которая так легко меня удерживает в себе.
А любите ли вы Контурные карты? И если любите, то какой её сорт?

Crusader kings 2 или europa universalis 4 что лучше



Crusader Kings II

25 дек. 2015 в 23:17 Сап.
Я тут разрываюсь между CK2 и EU4. По скриншотам и роликам в магазине ничего не понятно. Хотелось бы узнать о различиях. 26 дек. 2015 в 4:23 Смотри в кк ты играешь за династию и развиваешь именно династию, а не страну, тоесть играть именно за человека который управляет каким государством или чем то там еще. И действие происходит в средние века. А в европе ты играешь за страну и тебе нужно развивать именно страну. Вот выбирай играть за страну и захватывать мир, или изменять своим жёнам казнить своих сыновей, а потом умереть из-за того что ты упал с коня. как-то так, если не понял, можно посмотреть ролики в инете, в том же ютабе. 26 дек. 2015 в 4:25 Привет! В CK2 упор на личности правителей, скандалы, интриги, расследования, в то время как в EU4 упор на более глобальные цели, т.е. колонизация, исследования и т.д. 26 дек. 2015 в 6:40

ск 2 это симулятор ожидание. Если тебе не нравится женить всех друг на друге, чтобы клеймы получать на земли, то большую часть времени ты просто организовываешь пиры и взятки раздаешь. Воевать нельзя просто так, а фальшивые клеймы это 1-999 лет можно делать Наука, религия все это рандом полный. Боевка - стек на стек кинуть и все. Флота нет.

В ЕУ есть нормальная дипломатия, изучение технологий, развитие провинций, строительство зданий. Армия из 3 типов юнитов и флот из 4. В самой боевке больше деталей, механик. Уже не одним стеком бегаешь, а 2-5 в зависимости от целей.
По итогам мира не просто кусок земли хапаешь, а там куча вариантов: передача влияния, дань, отмена договоров с другими странами. Есть коллонизация, смена веры, культуры. Несколько форм правления. Более - менее торговая система.

Читайте также: