Civilization 4 или civilization 5 что лучше

Обновлено: 03.07.2024

21 сентября Civilization V празднует юбилей — релиз пошаговой стратегии от Firaxis Games состоялся десять лет назад. Мы решили вспомнить одну из лучших частей серии и порассуждать, какие нации в ней самые сильные.

Одним из наиболее важных критериев хорошей игры, особенно в жанре стратегии, является проработка баланса. Civilization много лет искала себя: студия Firaxis меняла правила, избавлялась от старых механик, придумывала новые и в конце концов выпустила ту самую часть серии, которая на протяжении десяти лет остается любима игроками. Во многом это стало возможно благодаря пусть не идеальному, но грамотному балансу наций, представленных в «пятерке».

Сила наций в Civilization V довольно условна: у каждого лидера есть пик мощи по эпохам, а рандомные факторы вроде неудачного места респауна или близкого расположения соседей к столице могут повлиять на всех без исключения. К тому же в Civilization V множество вариантов развития, и сильная в военном ремесле нация наверняка будет уступать по науке игрокам, чья стратегия основана на прокачке ученых и специалистов. Если война пойдет не по плану или дипломатия у противников будет на более высоком уровне, даже самая могущественная армия погибнет под стенами вражеского города в битве с юнитами более поздней эпохи.

Заставка Civilization V

Обложка Civilization V

Я уверена, что в большинстве сетевых матчей решает не выбор нации, а умение играть. При этом пик одного из лидеров в моем списке увеличит шансы на комфортный старт в FFA по одной из сильных стратегий — у каждого героя и игрока она своя. В одиночных партиях можно выбирать абсолютно любого вождя, особенно если вы не ставите перед собой задачи быстрой победы над ИИ.

На выбор нации в Civilization V также может повлиять особенность игрового лобби: если в нем собрались знакомые противники и вы понимаете, что они наверняка не будут жалеть соседей и пойдут на них войной уже в древности, то выбор лидера, который любит долго развиваться, может стать фатальным. Я пацифист и люблю «строить домики», поэтому часто наблюдаю у себя под стенами колесницы. Все друзья в курсе, что моя страсть пойти по верхней ветке развития, где собраны в основном научные технологии, часто пересиливает логику — необходимость проучить несколько этапов военного ремесла «забывается».

Встречаются игроки, которым приглянулся бонус одного из лидеров — они считают его лучшим и даже «нагибают» всех в сетевых партиях только на нем. Те самые «А где мой любимый герой? Фу, автор дно. » в комментариях. Мой рейтинг субъективен, но поможет определиться с выбором казуальным игрокам, за плечами у которых нет багажа в тысячи часов онлайн. Опытным пользователям я советую играть на рандоме — так интереснее.

Обои для рабочего стола по мотивам Civilization V

Обои для рабочего стола по мотивам Civilization V

1/2 Обои для рабочего стола по мотивам Civilization V

Иногда в сетевых партиях, особенно если это турнир, игроки банят самые сильные, по их мнению, нации. Это один из критериев, по которому я составляла рейтинг, ведь на длинной дистанции видно, какие из лидеров чаще всего попадают в блок-лист. Мнение экспертов я тоже учла — например, заглянула на портал стримера Алексея Халецкого, а также просмотрела тематические форумы. Ну и, конечно, сама наиграла в Civilization V достаточно, чтобы советовать вам тех или иных сильных лидеров.

Каждая цивилизация имеет бонус от лидера, уникальное здание или юнитов. Место расположения наций заскриптовано, некоторые не могут появиться в «неблагополучном» климате — в тундре или пустыне. Многие респаунятся на реках или у воды, а некоторые имеют очень хорошую абилку, поэтому, наоборот, жертвуют территорией с большим количеством ресурсов. Больше внимания я буду уделять особенностям, благодаря которым те или иные нации сильнее других.

3. Шошоны

  • Лидер : Покателло.
  • Бонус : Основанные города начинают с дополнительной территорией. Юниты получают бонус к боевой мощи, когда сражаются на своей территории.

Шошоны — идеальная нация для новичков. В игре с друзьями она прощает многие ошибки, а завоевать её не так-то легко — благодаря пассивным бонусам нации. Кроме того, шошоны могут выбрать любой путь развития — от религиозного до научного — и в целом чувствовать себя прекрасно на любом этапе игры.

Лидер шошонов Покателло в Civilization V

Первый город шошонов в Civilization V

Как только ваш город поставлен на живописный холм, стройте как минимум двух разведчиков. Если карта большая, можно задуматься и над четырьмя юнитами этого типа, так как в ранней игре задача Покателло — отдать приказы на поиски древних руин. Уникальные следопыты не только имеют на 3 силы больше, чем обычные бойцы этого типа, но и умеют выбирать бонусы из древних поселений, которые другие цивилизации получают рандомно. Вытащить из руин дополнительного жителя и посадить его на сочную клетку, которая уже присоединена к столице за счет пассивного бонуса, — это здорово.

Кавалерия шошонов дешевле на 25 производства, чем обычные юниты, и имеет бонус к передвижению. Если очень хочется, то шошонская армия доскачет до границ врага за считаные секунды.

Основное преимущество шошонов — гибкость. Вы можете развиваться даже по культурной ветке и с ходу получить стартовый культурный бонус из руин. Если очень повезет, в первых раундах у вас будет и бесплатная технология, и «отжирающаяся» на нескольких обрабатываемых клетках столица. Это ли не залог успеха при прямых руках и светлой голове?

<div >Цитата(Эйрик * 10.8.2010, 14:14) [snapback]345963[/snapback]</div>

Нет здоровья (-2)
Нет шпионажа (-2)
Нет религий (-2)
Нет транспортных кораблей (-2)
ОЮНТ (-1)
Высокие системные требования(-1)
Стим (-0.5)
Наука отделена от финансов(-0.5)
Гексы (-1)
Уменьшенное тех. дерево (-1)
Самооборона городов (-1)
Уникальные особенности цив вместо трейтов лидеров (-0.5)
Руины вместо туземных деревень (-0.5)
Всего:-15

<div >Цитата(papa1 * 10.8.2010, 16:07) [snapback]345970[/snapback]</div>
Красивая графика (ландшафта) +100
Высокие системные требования -100
---
P.S. В остальном, поиграем - увидим.
[/b]

Ахаха!! Папа как всегда не в бровь, а в глаз!

<div >Цитата(Yorick * 10.8.2010, 13:59) [snapback]345939[/snapback]</div>

<div >Цитата(ultra * 10.8.2010, 12:16) [snapback]345918[/snapback] По поводу +/- раставленых уважаемой сангерл. Ну просто ни в какие ворота не лезет. У каждого своя оценка, моя ближе Петру, так что для меня 5 ни смотря ни на что будет в итоге плюсом не смотря на все минусы.
[/b]

Типично циверский внутренний конфликт: "ни в какие ворота не лезет" - и тут же "у каждого своя оценка". Так ты уж определись - или ты признаёшь за другими право на мнение, пусть и в корне отличное от твоего - или не признаёшь?

Или ты против чего-то другого, напр. методологии оценки?
[/b][/quote]
А как еще? У меня есть точка зрения и я ее высказал, в данном случае она не совпала с точкой зрения Сангерл и естественно высказался, что ее версия не правильная. Я признаю за ней право на ее взгляд, отличный от моего, но при этом не обязан делать реверансы и идти на компромисс, что она возможно права.

Ты же не признаешь за CIV4 и CIV5, что они полноценные стратегии и говоришь, что вершина которая была это ктп2 и е-цив.

Так и в чем кардинально различаются наши подходы к аргументированию?

…И другие нации

Неиграбельных лидеров в Civilization V нет. Даже Португалия, Индонезия и Марокко, которых мало кто любит в FFA, могут стать лидерами на карте и оформить любую из возможных побед. В первую пятерку не вошли, но вполне могут соперничать с нациями из моего топ-5:

Нет здоровья (-2)
Нет шпионажа (-2)
Нет религий (-2)
Нет транспортных кораблей (-2)
ОЮНТ (-1)
Высокие системные требования(-1)
Стим (-0.5)
Наука отделена от финансов(-0.5)
Гексы (-1)
Уменьшенное тех. дерево (-1)
Самооборона городов (-1)
Уникальные особенности цив вместо трейтов лидеров (-0.5)
Руины вместо туземных деревень (-0.5)
Всего:-15

Плюсы:
Исчерпаемые ресурсы (+2)
2D режим (плюс только для слабых компов) (+0.5)
Красивая графика (+0.5)
Платные дороги (+1)
Города-государства (+1)
Лагеря варваров (+1)
Всего:+6

Так что "Civ5 ничего уже не исправит" .

- Я отправлюсь в великую битву и стану доблестным воином,
а когда вернусь, меня станут называть Эйрик Победоносный!
Красивая графика (ландшафта) +100
Высокие системные требования -100
---
P.S. В остальном, поиграем - увидим.
Чтобы тебя любили — приходится быть со всеми хорошим каждый день.
Чтобы ненавидели — напрягаться не приходится вообще .

Цивилизация 3 vs 4 vs 5

  • Ответы 74
  • Создано 27.05.2013, 20:06:55
  • Последний ответ 06.08.2016, 16:18:21
  • Просмотры 71959
Лучшие авторы в этой теме
Популярные дни
Лучшие авторы в этой теме
Популярные дни
Diplomate

Бред. Это все игры одной и той же серии, смысл и геймплей которых заключаются в одном и том же. Удивительно, что никому до меня не пришло в голову создать такую тему. Не согласен. Боевка в 5 части

Terranoid

Terranoid

Очень конструктивный топ, видимо для поддержки рейтинга, а не от любви к цивилизации. А вообще: 1 = 4 2 = 3 3 = 5 4-ая это продолжение духа всех старых цивилизаций +возможность очень глубокого м

Derfakt

Про боевку полностью согласен с Diplomate. Очень многие ненавидят ОЮНТ в цив 5, но, на мой взгляд, это только добавляет реалистичности: неужели в реальной битве город осаждают 15 миллионов солдат, а о

Terranoid

Terranoid

Можно сколько угодно хвалить боевку 5-ой части, но во всех остальных аспектах игра деградировала по сравнению с 4-ой. Более того, боевка 4-ой прекрасно совершенствуется модами на ограничение кол-ва

Yorick

Yorick

1 - Цив3 2 - Цив4 3 - Цив5 Про Цив5 и говорить нечего - уродец, ОЮНТ и отсутствие морских транспортов опустило глобальную стратегию до тактического варгейма. В Цив4 немало было толкового - действи

Аорс

В пятёрке тоже можно концентрировать войска, просто есть предел плотности. Три рядом стоящих юнита ближнего боя атакуют один противостоящий юнит, плюс сзади по нему бьют дальнобойные юниты - концентра

Terranoid

Terranoid

Ты о чем ? Все идет.

RedDagon

Уйдет поколение третьей цивы и культовой станет 4, потом 5. Как по мне, в 4 цивы неплохое нововведение в виде штрафов, за число городов. Что дает стратегию разваития, а не тупо клепать города чере

4. Англия

  • Лидер : Елизавета.
  • Бонус : +2 к передвижению всех морских кораблей и дополнительный шпион.

Владычица морей Елизавета с легкостью обыграет вас на карте с океанами. За счет быстрого передвижения и преимущественно морской инфраструктуры, включающей в себя торговые пути по воде, Англии нет равных в середине партии.

Лидер Англии Елизавета в Civilization V

Первый город Англии в Civilization V

Хотя это нигде не прописано, чаще всего, играя за Англию, я появляюсь где-то на краю карты, где до соседей простым «Ау!» не докричаться. Даже на крохотной карте Лондон умудряется построиться так, что к нему вражеской армией трудно подойти сухопутным войскам, ну а на воде мы всегда впереди. Минусы тоже есть — например, тундра или пустыня, которая всегда есть где-то поблизости, если не в самом городе. Не Россия, конечно, но приятного мало.

На суше Англия слаба. Кое-что могут показать уникальные юниты йомены, заменяющие арбалетчиков, но в здравом уме вряд ли кто-то решит напасть на Елизавету именно в этот период. До или после штурмовать города можно без особого труда. Я предпочитаю играть за Англию так, чтобы бонусный шпион не использовался как возможность украсть ценную технологию. Всего-то делов: быть впереди всей карты по изучению дерева навыков.

Уникальный линейный корабль, заменяющий обычный фрегат, очень хорош. Радиус обзора этого корабля на единицу больше, а стоимость производства — меньше. При этом он имеет увеличенную дальнобойную атаку, а потому даже равные по количеству юнитов вражеские флотилии будут падать под вашим обстрелом быстрее. В общем, если захотелось поиграть на островах или архипелагах и всех нагнуть, то деритесь за Англию с другими пользователями. Вряд ли вам позволят пикнуть её без претензий в духе: «Ага, на имбе играть собрался!».

1. Вавилон

  • Лидер: Навуходоносор II.
  • Бонус : после открытия письменности дается великий ученый, а в дальнейшем они начинают появляться на 50% быстрее.

Вавилон — цивилизация, которая наиболее сильна в ранней игре. Первый ученый после появления письменности отлично бустит научный прогресс, а пассивный бонус в 50% ускоренного появления последующих нобелевских лауреатов позволяет не проседать и в дальнейшем. Обычно если нация заточена на науку, то в ранней игре с ней легко сражаться, но с Вавилоном всё не так просто. Уникальные юниты этой цивилизации заменяют основную огневую мощь древности — лучников. Аккадские стрельцы имеют на 2 защиты и атаки больше, чем простые бойцы, поэтому всегда выигрывают сражения.

Лидер Вавилона Навуходоносор II в Civilization V

Первый город Вавилона в Civilization V

1/2 Лидер Вавилона Навуходоносор II в Civilization V

Даже если вам удалось сразиться с армией Вавилона, штурмовать его не так просто: вместо обычных стен Навуходоносор II строит Ворота Иштар. Это уникальное здание делает процесс защиты даже от мощных армий намного проще, так как его параметры выше, чем у обычных стен, — на 50 здоровья и очко защиты.

Многие знают, что именно Вавилон может быстрее всех зарашить одно из самых крутых чудес света в ранней игре — Великую библиотеку, причем без особых усилий. Ход, на котором это чудо будет возведено, зависит от места постройки города и клеток в его стартовой границе. В среднем именно Навуходоносор II делает её быстрее других вождей, посоревноваться с ним могут разве что Египет с бонусом к чудесам или нации с очень хорошим стартовым потенциалом. Как не позволить им это сделать, если вы выбрали Вавилон?

Первая технология, которую следует выучить, — гончарное дело. Первый житель должен занять клетку с максимально возможным количеством еды, а следующий — сесть на клетку с производством при появлении. Если из руин или от близлежащего города государства вам повезло получить бонусную веру, имеет смысл взять пантеон на бонус к постройке чудес света. Первые постройки — монумент и амбар, либо разведчик и амбар. Второй вариант в сетевых играх предпочтительнее, особенно если вы найдете культуру на изучение бонуса от общественного института «Традиция». Так вы не просядете по изучению территории, что в дальнейшем поможет грамотно расположить города. Помните, раш чуда в FFA — это огромный риск, и чаще всего он того не стоит. Но если очень хочется, то можно.

Как только вы изучите письменность, у вас родится первый ученый. Его задача — основать академию, причем желательно на клетке с лесным массивом. Таким образом он подарит столице не только хорошую клетку с наукой, но и моментально принесет производство за вырубку деревьев. Как только в столице началась постройка Великой библиотеки, все жители должны обрабатывать производственные клетки.

Вавилон силён в FFA, и мало кто любит играть против него. Сложность штурма в ранней игре и бонус к науке делают цивилизацию Навуходоносора II очень сильной… но только в умелых руках.

Тема: Плюсы и минусы Цив5 по сравнению с Цив 4

Довольно много уже известно о Цив5. Хорошо бы сравнить новое с уже имеющимся.
Итак, плюсы и минусы Цив5 относительно Цив4:
Минусы:
1. Убрано здоровье (-1)
2. Нет шпионажа (-1)
3. Нет религий (спорно, но -0.5)
4. Нет транспортных кораблей (-1.5)
5. ОЮНТ (-2)
6. Слишком жесткие системные требования (-0.5)
7. Обязательность Стима (-3)
Всего: -9.5

Плюсы:
1. Наука отделена от финансов (+1)
2. Здания требуют содержания (+1)
3. Гексы вместо квадратов - устраняется диагональ (спорно, но +0.5)
4. Города могут самостоятельно обороняться (+1)
5. Исчерпаемые ресурсы (+1.5)
6. 2D-режим (+2)
7. Возможность полной загрузки всех ядер процессора (+2)
Всего:+9

Так что, пока не пользу пятерки.


Цива не мультиплеерная игра, и роль сильного ИИ в ней очень сильна

Убрано здоровье (+1)
Нет шпионажа (-1)
Нет религий (-1)
Нет транспортных кораблей (+0.5)
ОЮНТ (+1)
Обязательность Стима (-0.5)
Наука отделена от финансов (+1)
Гексы вместо квадратов (+0.5)
Исчерпаемые ресурсы (+1)
2D-режим (+1)
Бредовое дерево наук (-1)
Красивая графика (+0.5)
Апгрейды цивиков за культуру (+1)
Содержание дорог (+0.5)

EC2 - разработка игры
Мастерская Steam - мои моды для Civilization V
Last Citadel - сайт игроков Warlords III

Эксперт сетевой игры

Странно, что автор ценит игровые плюшки по 0.5-1.0, а за обязательности стима дает сразу -3, предвзято имхо.
С ОЮНТ не совсем согласен. Имхо, плюс, но тут, конечно, у каждого своё мнение. Вот бесило меня отсутствие тактики в боях "четвёрки" на уровне выше, чем примитивный. А в 5 хоть какие-то шахматы будут, а не кучка на кучку.
Да и гексы всецело приветствую. Хуже точно не будет.
Странно, что автор ценит игровые плюшки по 0.5-1.0, а за обязательности стима дает сразу -3, предвзято имхо.[/b] Плюсадин! Вообще непонятно, по каким критериям ставились баллы. Бытие - есть, а небытия вовсе нету. Здесь достоверности путь и к истине он приближает.
По мне так ОЮНТ - это по крайней мере +1, а может и все +2.
Потому что ИМХО один из главных минусов четвёрки - это необходимость ждать (порой часами) пока закончится эпическое сражение 100 Vs 100 или даже больше. В которых к тому нет никакой стратегии (о тактике я вообще молчу). Это сильно бьёт по желанию играть, и в некоторых случаях отпугивает игроков.
А с введением ОЮНТ игроку придётся думать, стоит ли размещать эти танки вот на этом гексе, или при военных действиях они не принесутникакой пользы; стоит ли здесь открывать участок фронат, что повлечёт за собой доп. расходы; ну и наконец, ставить ли здесь пехотное или танковое подразделение.
Теперь о стиме. Я согласен с оценкой автора. Дело в том, что стим - крайне ненаджёжная штука, это я по своему опыту говорю, у меня уже несколько раз пытались взломать учётную запись. А если взломают, то почти всегда пиши пропало на игре. В редких случаях конечно можно его вернуть, но маловероятно.
Ну и вцелом, еслди подсчитать особенности двух игр, то сложно решить, кому отдать преимущество. У каждой плюсы покрывают минусы и наоборот. Так что скорее всего общий счёт будет близок к нулю (плюс-минус несколько десятых в ту или другую сторону).
А вообще, после выхода игры всё должно встать на свои места. Поживём увидим, как говорится.

Плюсы:
- Боевая система
- Гексы
- Платные дороги
- Ветки социальной политики
- Исчерпаемые ресурсы
- Города государства
- Стим

Минусы:
- Плохое научное древо
- Нет транспортных кораблей
- Нет религий
- Нет шпионажа( неверное, как обычно, стоит ожидать во 2-ом дополнении)
- Нет здоровья
- Несбалансированные национальные особенности

В целом лучше, чем ванила, но хуже, чем БТС


Super Moderator

<div >Цитата(UserCivAlex * 10.8.2010, 12:08) [snapback]345847[/snapback]</div>
Странно, что автор ценит игровые плюшки по 0.5-1.0, а за обязательности стима дает сразу -3, предвзято имхо.[/b] Плюсадин! Вообще непонятно, по каким критериям ставились баллы.
[/b][/quote]
у топикстартера 2 руб/мегабайт интернет Любая сложная проблема имеет простое, доступное для понимания неправильное решение (Закон Мерфи)
<div >Цитата(ultra * 10.8.2010, 12:16) [snapback]345918[/snapback]</div>
По поводу +/- раставленых уважаемой сангерл. Ну просто ни в какие ворота не лезет. У каждого своя оценка, моя ближе Петру, так что для меня 5 ни смотря ни на что будет в итоге плюсом не смотря на все минусы.
[/b]

Типично циверский внутренний конфликт: "ни в какие ворота не лезет" - и тут же "у каждого своя оценка". Так ты уж определись - или ты признаёшь за другими право на мнение, пусть и в корне отличное от твоего - или не признаёшь?

Или ты против чего-то другого, напр. методологии оценки?

2Сангёрл: виват твоему энтузиазму, но извини не вижу смысла в общей теме сравнения Цив5 и 4: по большинству (или всем) вопросов идут отдельные темы-обсуждения, ясно что и набор параметров сравнения, и сами оценки, и их дипазон величин будут ОЧЕНЬ отличаться.

Так в чем смысл темы?

Россия окончательно доказала, что она фашистская страна, для маскировки называющая фашистами других. Гитлер начинал так же; надеюсь, Россия и закончит так же.
Буду только оптимистом):
1. Новая система цивиков. Интересно сплели и старые цивики, и трейты, и старые соц. технологии. К научному развитию добавили практически полноценное социальное.
2. ОЮНТ. Все-таки ближе к реальности. Да и мозгов нужно будет больше. Компу тоже.
3. Стиль. Очень уж нравится мне Ар Деко .
4. "Дельта" залежей страт. ресурсов и их ограниченность.
В остальном - нужно просто подождать. Аддонов в том числе.
ОЮНТ имхо не минус, это точно. Лучше же, чем стеки.
Требования - не пол минуса.
<div >Цитата</div>
Если с сухопутным юнитом в воде сможет плыть военный корабль (на оном стеке, про это ещё ничего не говорили), то тогда получится большой "плюс". Но всё же, если юнит сможет превращаться в кораблик на всех гексах поголовно (в смысле не в городах, или каких-нибудь улучшениях местности, типа аэродрома, только для кораблей, а по всему побережью), то - да, небольшой минус.
По этому надо ещё не много подождать, а потом спорить на счет этого.
И как-то странно плюсы и минусы расставлены на первом посте, имхо.

5. Россия

  • Лидер : Екатерина II.
  • Бонус : Стратегические ресурсы дают +1 к производству. Держава получает лошадей, железо и уран в удвоенном размере.

Я долго думала, стоит ли включать Россию в этот список намеренно, ведь патриоты не простили бы мне её отсутствие в любом случае. Однако решающим фактором стала… сила нации. Россия действительно отлично показывает себя в сетевых партиях и имеет потенциал на победу.

Основная проблема России — появление в самых непривлекательных местах карты. В тундре, которая обычно граничит со снегами, не дающими никаких бонусов. В общем, реализация сибирских просторов и сурового климата на большей части страны студии Firaxis удалась. Бонус тоже подходит — стратегических ресурсов и в настоящей России хватает. А при первом прочтении удивляешься, почему такой сильный бонус появился в игре.

Лидер России в Civilization V

Первый город России в Civilization V

Благодаря большому количеству железа и коней Россия может строить больше юнитов, но содержание армии — дорогостоящее удовольствие. Екатерине II важно не проседать по золоту, потому что быстро достать его лидер не может. Стратегическое расположение городов тоже очень важно: в Civilization отдать Москву Наполеону — плохая затея.

Уникальные юниты России, казаки, заменяют кавалерию. Они наносят на 33% больше урона раненым противникам — приятная мелочь. Острог, уникальное здание, которое строится вместо казарм, позволяет расширять границы за деньги и культуру на 25% эффективнее. Широка страна моя родная…

Пик силы России наступает в середине игры, когда бонус от ресурсов начинает разгонять производство до невиданных показателей. Если при этом в Санкт-Петербурге стоят боевые фрегаты, а на границах разгуливают свободолюбивые казаки, редкий противник рискнет напасть на подданных Екатерины II. В конце концов, все знают историю.

Тема: Какая нация лучше?


Было на форуме длинное обсуждение того, что отдельные нации откровенно бонусные.

Так например, выражалось мнение, что Индусы непобедимы, т.к. имеют быстрого рабочего и возможность со старта открывать религии.

Другие утверждали, что Римляне с их преторианцами имеют неоправданные преимущества.

ИМХО это не так. То есть нации сбалансированы неплохо. Доказательством тому - у компа в разных играх вырываются вперед самые разные нации. И та, которая в прошлой игре лидировала, на другой карте в аутсайдерах.

Очень многое зависит от начальных условий и от соседей.

Так, например, посадите агрессивную нацию на остров, и от ее главного преимущества останется половина. Вот играл я на ИМПЕРАТОРЕ за Римлян. Но ближайший противник - Немцы - на соседнем континенте. Пока я построил корабли, переправил армию, Немцы успели равиться. В итоге, большим трудом я победил Немцев, а за это время Англичане вырвались вперед так, что не догнать.

Другой вариант - Китайцы.
Бонусы ощутимые: +100% роста и вдове меньшая стоимость содержания городов. В резульате я уже на старте построил массу великих людей. Тут бы и культурной победе состояться.

Но тут воинственные соседи навалились с такой силой , что еле жив остался.

Опять же Индусы.

Да, вондеры строятся быстро. Но при этом, чтобы обеспечить такой же прирост великих людей как у Китайцев, этих вондеров нужно вдвое больше!

2. Империя гуннов

  • Лидер : Аттила.
  • Бонус : Города разрушаются в два раза быстрее. Названия для городов берутся у других держав. На начало игры есть технология «Животноводство». Выгоны дают +1 к производству.

Если вы любите повоевать в древности, гунны — лучший выбор. В защите и научных открытиях эта нация с неба звезд не хватает, но зато может завоевывать соседей и получать их города.

Лидер Империи гуннов Аттила в Civilization V

Первый город Империи гуннов в Civilization V

Основная сила гуннов — в юнитах. На конях они скачут по территории, не разделяя её на «свою» и «чужую», ведь если где-то проехала колесница гуннов, значит, эта территория теперь принадлежит Аттиле. Конные лучники цивилизации заменяют обычных, имеют на единицу силы больше и получают 15%-й бонус к обстрелу на открытой местности. И к тому же не требуют лошадей, хотя обрабатывать их цивилизация может сразу.

Уникального здания у Аттилы нет. Вместо него второй персональный юнит — «Таран». Он помогает не только сражаться, но и молниеносно завоевывать вражеские города. У «Тарана», замещающего стандартных копейщиков, +300 силы к атаке городов, но бить по обычным бойцам он не может.

Обычно нации, которые развиваются однобоко, не могут показывать класс на дистанции. Гунны же за счет практически всегда успешной ранней агрессии компенсируют шероховатости, которые могут возникнуть в научном развитии. В конце концов, если у вас две столицы, играть становится в разы легче.

Читайте также: