Что значит мэй дэй в сталкере

Обновлено: 05.07.2024

Сигнал Mayday используется в любых ситуациях, которые представляют непосредственную опасность для жизни людей.

Вы можете не читать всю статью. Самое главное находится в Передача сигнала бедствия Mayday по радио . Находите первый алгоритм, запоминаете (можете посмотреть ниже несколько примеров) и больше ничего из приведенного ниже вам не надо.

Большая часть примеров приведена на английском, так как это сейчас считается международным языком.

Если же вы хотите более подробно узнать про сигналы бедствия, то читайте действующий Регламент Радиосвязи (на момент написания статьи это ITU 2012, Глава VII Связь в случае бедствия и для обеспечения безопасности)

Используемые частоты

Mayday может быть передан на любой частоте.

Однако существуют частоты, специально предназначенные для передачи сигналов бедствия.

Морские спасательные службы и службы управления воздушным движением постоянно прослушивают эти частоты, и обычная радиосвязь на них запрещена, поэтому вероятность того, что сигнал будет принят, выше.

В авиации это частота - 121,5 МГц.

Частоты для используются на морских судах 2182 кГц, 4125 кГц, 6215 кГц, 8291 кГц, 12290 кГц, 16420 кГц. Ниже представлена таблица, где описано какие именно частоты используются судами в различных морских районах плавания.

Немного подробнее об морских районах.

Морской район А1 – район в пределах зоны действия береговой УКВ – радиостанции, обеспечивается наблюдение и радиообмен на 16 и 70 канале (ЦИВ) (20-30 морских миль);

Морской район А2 – район в пределах зоны действия береговой ПВ радиостанции, непрерывное наблюдение на частоте 2187,5 кГц (ЦИВ) и радиообмен на частоте 2182 кГц (около 100-150 морских миль);

Морской район А4 – район находящийся за пределами морских районов А1, А2 и А3.

Если спасательные службы не подтвердили приём сигнала Mayday, любой, кто его слышал, должен повторить его. Таким образом может быть обеспечена помощь тем пострадавшим, которые находятся вне пределов прямой радиосвязи со спасательными службами.

Главное, в обычной ситуации, если радист на судне принял сигнал бедствия посредством ЦИВ - не подтверждать его (подтвердить должен берег). Так как при подтверждении радиостанция на борту терпящего бедствие перестает автоматически передавать сигналы бедствия. Заново запустить может только оператор.

При выборе частоты бедствия ЦИВ в КВ-диапазоненеобходимо учитывать условия распространения радиоволн. В качестве первичного вызова рекомендуется использовать частоту 8414,5 кГц. Передача вызова по бедствию на нескольких частотах КВ-диапазона увеличивает вероятность успешного приема этого вызова береговой станцией.

Каналы особого статуса (16, 6, 70)

Исключительное или преимущественное использование:

Канал 16 (156,8 МГц) - БЕДСТВИЯ, СРОЧНОСТИ, БЕЗОПАСНОСТИ, а также канал вызова;

Канал 6 (156,3 МГц) - канал первого выбора для замены канала 16. Также канал связи между спасательным летательным аппаратом и судном;

Канал 70 (156,525 МГц) - канал исключительного вызова для ЦИВ (Цифровой избирательный вызов);

Класс излучения для УКВ:

F3E – телефония с частотной модуляцией голоса

G3E - телефония с фазовой модуляцией голоса

Также кроме частот ГМССБ (GMDSS) можно использовать и другие частоты, как правило радиолюбительской связи. Хоть спасательные службы их и не слушают, но, скорее всего, радиолюбители сообщат об факте такого вызова в службы спасения.

- вызывные частоты, т.к. на них постоянно кто-то есть. К примеру 145,500 / 433,500. Это общепринятые вызывные частоты мГц. Везде в мире

433.100 МГц - По России, Минску, Украине, у многих региональных Автоканалов это частота кросс-бэнда на сиби. Отличается только субтон.

Вызывные частоты могут быть как общемировые, так и в разных местностях различными, характерными только для этой местности (радиолюбители просто договариваются).

- местные аварийные частоты. Например:

- 300,200 МГц (5 канал) - Радиочастота бедствия, безопасности и вызова используется в симплексном режиме для радиотелефонной связи на внутренних водных путях страны.

- 446.09375 МГц = 8 канал PMR с субтоном CTCSS 88,5 Гц – общеевропейская (горная) аварийная частота

- 27,065 МГц (9-й канал сетки C СИ-БИ - "аварийный") является частотой бедствия и безопастности. В Московском регионе это Московская служба спасения (позывной "Спасение").

ПРОСЛУШИВАНИЕ ЭФИРА НА АВАРИЙНЫХ ЧАСТОТАХ (ВАХТЫ)

Во многих справочниках и статьях по выживанию указывается что-то типа

Для удобства отслеживания что раньше что сейчас в продаже можно найти часы с выделенными цветом этими периодами.

С 0 до 3 мин и с 30 до 33 для для 2174,5, 2182 и 2187,5 кГц (радиотелефония, т.е. обычные переговоры по радио), а с 15 до 18 мин и от 45 до 48 мин для 500 кГц (радиотелеграфия, сигнал СОС).

Однако на сайте/форуме радиосканер сказано что 500 кГц уже не мониторится, там никто не работает с аварийными вызовами. Но некоторые радиолюбители ее еще иногда просматривают.

Международных документов не нашёл (не считая упоминания Женевской Конференции 1959 г). Даже согласно международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) (глава 4, часть С, Правило 12 "Вахты") вахты должны быть на частотах:

- 8291 кГц. А также в зависимости от времени суток и географического положения судна 2182 кГц, 4125 кГц, 6215 кГц, 8291 кГц, 12290 кГц, 16420 кГц.

Вахты на частоте 500 кГц не упоминается

Также попадалась информация, что слуховая вахта на 2182 кГц с 1. 02. 1999г больше не применяется. Правда документ об том, что такая вахта прекратилась не попадался.

В общем мой вывод такой: передавать сигнал бедствия можно в любое время, т.к. эфир на аварийных частотах прослушивается круглосуточно. Но от 0-й до 3-й минуты и от 30-й до 33-й минуты каждого часа вероятность быть услышанным возрастает. По крайне мере в нашей стране. Если закон, конечно, соблюдается всеми радиолюбителями. Насчёт частоты 500 кГц и передачи сигнала СОС (SOS) на этой частоте ничего внятного написать не могу. Но даже если вы умудритесь его передать, то далеко не факт что вас поймут.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО СЕЛЕКТИВНОГО (ИЗБИРАТЕЛЬНОГО) ВЫЗОВА (ЦИВ) ДЛЯ ПОДАЧИ СИГНАЛА БЕДСТВИЯ

Данный способ описывается инструкции к трансиверной радиостанции.

Ниже приведен один из вариантов

1. Снять крышку кнопки сигнала бедствия, нажать и удерживайте кнопку [DISTRESS] (в русскоязычных [БЕДСТВИЕ]) в течение 5 секунд

2. Подождите подтверждения от береговой станции.

- При его получении автоматически будет установлен канал 16

3. Нажмите и удерживайте [PTT] и передавайте необходимую информацию.

ПЕРЕДАЧА СИГНАЛА БЕДСТВИЯ MAYDAY ПО РАДИО

Переда сигнала мэйдей делается по следующему алгоритму

- MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY (если в России то допускается говорить "Терплю бедствие". Но все таки шанс быть понятым если ваш радиосигнал поймает зарубежный радист выше с словом MAYDAY).

- Говорит (на английском - This is)

- Три раза повторить кто говорит или название судна.

- Рекомендуется сказать позывной сигнал или другой опознаватель

- MMSI (если сигнал тревоги был передан с помощью ЦИВ)

- MAYDAY (один раз).

- Говорит (на английском - This is)

- Один раз сказать кто говорит или название судна.

- Рекомендуется сказать позывной сигнал или другой опознаватель

- MMSI (если сигнал тревоги был передан с помощью ЦИВ)

- Указать местоположение. Широту и долготу. Если координаты неизвестны или нет времени для их определения - относительно известного географического местоположения (например, расстояние и пеленг от конкретной точки/знака).

Если вы не знаете своего местоположения обязательно об этом сообщите, не давайте местоположение которое заведомо неверно.

Если вы считываете координаты с плоттера, проверьте, что это координаты именно яхты, а не курсора, это очень частая ошибка.

- Кратко описывается характер бедствия, характер требующейся помощи, называется кол-во людей, которым нужна помощь (количество людей на судне), любая другая полезная информацию, например тот факт, что на борту есть спасательный плот и вы его собираетесь использовать.

Пример для морского сигнала бедствия

MAYDAY MAYDAY MAYDAY
(говорит) This is Volga Volga Volga MMSI 234567890 (название судна, терпящего бедствие)
MAYDAY Volga (или This is Volga)
Position: Latitude…………67 34 N Langitude ……025 45 W
Характер бедствия: Сollision with iceberg
Вид требуемой помощи: I require assistance
Количество экипажа на борту: five persons on board
Конец связи: Over

Характер бедствия обычно выражается следующими словами:

- Unspecified - Необозначенное действие

- Fire/Explosion - Пожар / взрыв

- Grounding - Осадка на мель

- Listing - Крен, опасность опрокидывания

- Disabled and adrift - Потеря управления, дрейф

- Abandoning ship - Покидание судна

- Assistance required - Требуется помощь

- Piracy - Нападение пиратов

- SSISTANCE REQUIRED – требуемая помощь

- OTHER INFORMATION – любая другая информация, которая может помочь проведению поисково-спасательной операции.

Пример для авиационного сигнала бедствия

МЭДЭЙ, МЭДЭЙ, МЭДЭЙ, "Ладога - Контроль", Я 85411, 85411, 85411, пожар второго двигателя, ликвидировать не в состоянии, экстренно снижаюсь курсом 130, иду на вынужденную в районе озера Белое

Как видите авиационный сигнал бедствия построен немного по другому, но в целом согласно приведенному выше алгоритму.

А вот пример с использованием на "Терплю бедствие", для авиации

Терплю бедствие, терплю бедствие, терплю бедствие, "Зареченск - Подход", 85411, отказ первого двигателя, нужна срочная посадка, нахожусь в районе Петровки, высота 4500, курс 360

Это связано с тем, что проговаривать полностью по алгоритму может не быть времени, плюс все самолеты, в отличии от кораблей, постоянно находятся под наблюдением радаров (за исключением полетов над океанами).

ВАЖНЫЕ ФРАЗЫ ПРИ ПОДАЧИ СИГНАЛА MAYDAY, КОТОРЫЕ НАДО ЗНАТЬ ВСЕМ.

Так как трансляция и устранение ситуации Mayday крайне серьезная процедура, есть несколько фраз, которые часто используют и которые вам надо знать.

- SEELONCE MAYDAY (Произносится Силонс Мэдэ) в радиотелеграфии и SEELONCE DISTRESS (Силонс Дистрес) в узкополосной буквопечатающей телеграфии

Прервать радиомолчания можно только при необходимости самому подать сигнал бедствия.

- MAYDAY
- ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS
- THIS IS TOKYO RADIO TOKYO RADIO TOKYO RADIO
- SEELONCE MAYDAY (силанс мэдэ)

- SEELONCE FEENEE (Силонс Фини)

Эта фраза означает, что все операции касающиеся полученного сигнала Mayday окончены на этом канале, и возвращается обычный рабочий режим.

В радиотелефонии это делает по следующему алгоритму

- ALL STATIONS произносимых 3 раза

- говорит (на английском - This is)

- MMSI (если исходный сигнал был передан с помощью ЦИВ), название и позывной станции, которая находилась в бедствии

- слов SEELONCE FEENEE

- MAYDAY
- ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS (или CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC)
- THIS IS (или DELTA ECHO) URSD URSD URSD
- TIME
- MAYDAY
- NAME OF SHIP IN DISTRESS
- SEELONCE FEENEE (силанс фини).

В буквопечатающей телефонии это делает по следующему алгоритму

- название и позывной станции, которая находилась в бедствии

- слов SEELONCE FEENEE

When distress traffic decreases (Ограниченная работа на частоте обмена при бедствии)

- MAYDAY
- ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS
- THIS IS URSD URSD URSD
- TIME
- MAYDAY
- NAME OF SHIP IN DISTRESS
- PRUDONCE (прюданс).

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СИГНАЛА БЕДСТВИЯ

При подтверждении по радиотелефону приема сигнала тревоги в случае бедствия или вызова в случае бедствия должно быть дано подтверждение в формате

- название, за которым следует позывной сигнал или MMSI или другой опознаватель станции, передающий сигнал о бедствии

- кто говорит (на английском - This is)

- название и позывной сигнал или другой опознаватель станции, подтверждающий прием.

- RECEIVED (это означает, что сигнал бедствия принят).

- сигнал бедствия MAYDAY

При подтверждении с помощью узкополосной буквопечатающей телеграфии подтверждение дается в следующей форме

- название, за которым следует позывной сигнал или MMSI или другой опознаватель станции, передающий сигнал о бедствии

- название и позывной сигнал или другой опознаватель станции, подтверждающий прием.

- RRR(это означает, что сигнал бедствия принят).

- сигнал бедствия MAYDAY

Если судно подтверждает сигнал бедствия судно, то оно также передает после RECEIVED (или RRR)

Пример получения сигнала береговой станцией

Mayday Volga , Volga , Volga
This is Olympia Radio, Olympia Radio, Olympia Radio
Received Mayday
Stand by on channel 16
Over

Пример получения сигнала судном

MAYDAY
Volga Volga Volga
This is Orion Orion Orion
Received Mayday
Position: Latitude………..…67 34 N Langitude ………025 45 W
Speed 13 knots
ETA at your positions: 2100 UTC
Over

После этого, подававший сигнал бедствие, должен подтвердить получивший сигнал от судна, передав

- название судна, передавшее сигнал

- говорит (This is) (название судна, терпящего бедствие)

- повторяет координаты судна, идущего на помощь (со слов Your present position:)

- скорость и предположительное время прибытия.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ MAYDAY ОТ СУДНА, ПОЛУЧИВШЕГО СИГНАЛ БЕДСТВИЯ

Если береговая станция в течение 5-ти минут не дала подтверждения о приеме Mayday, то судно, принявшее передачу, после повторного получения вызова бедствия обязано дать подтверждение бедствующему судну по радиотелефону в следующем формате:

- позывной судна, передававшее сигнал бедствия (девятизначный идентификатор судна), повторенный 3 раза;

- девятизначный идентификатор (MID), позывные судна, принявшего вызов о бедствии, или другой его идентификатор, повторенный 3 раза;

- приступить к поисково-спасательной операции.

Это относится только к морским районам А1 и А2. При получении сигнала бедствия в морских районах А3 и А4 подтверждение не дается. Подробнее об действие судна, оказавшегося в районе бедствия написано отдельно.

РЕТРАНСЛЯЦИЯ СИГНАЛА БЕДСТВИЯ В РЕЖИМЕ РАДИОТЕЛЕФОНИИ (DISTRESS RELAY ALERT)

Проводится в следующих случаях

- если сигнал бедствия не подтвержден в течении пяти минут

- узнав, что сигнал бедствия иным образом не может или не способен осуществить связь в случае бедствия или иное лицо (ответственное за подвижный объект, это как правило капитан судна) считает что необходима дополнительная помощь.

Ретрансляция сигнала бедствия в режиме радиотелефонии дается по следующей форме :

- сигнал ретрансляции бедствия MAYDAY-RELAY, произносимого 3 раза

- слова "ALL STATIONS" или название береговой станции, в зависимости от случая повторяющаяся 3 раза

- слово "This is (или DE, произносимых с помощью кодовых слов DELTA ECHO в случае языковых затруднений);

- говорит (на английском - This is)

- название ретранслирующей станции, повторяемое 3 раза

- позывной или любой другой опознавательный сигнал ретранслирующей станции

- MMSI (если сигнал тревоги был передан с помощью ЦИВ) ретранслирующей станции (не терпящего бедствие)

(если станция терпящее бедствие не может быть опознана об этом надо сообщить используя такие термины как "неизвестный траулер" и т.п.)

ОТМЕНА ЛОЖНОГО ВЫЗОВА

- Если вы успели обнаружить ложный вызов до получения подтверждения от береговой станции немедленно нажать кнопку СТОП на модеме и выключить его, чтобы исключить повторные передачи.

- Если получено подтверждение ЦИВ от береговой станции, доложить капитану и с его разрешения дать отмену ложного вызова тем средством, которым он был послан. Во всех случаях об отмене ложного вызова должно быть также сообщено и по радиотелефону

- Отмена ложного вызова должно быть передано по радиотелефону на соответствующей частоте в том же диапазное, в которой был передан сигнал бедствия.

- ALL STATIONS, произнесенных три раза

- Говорит (по аглийски This is )

- Название судна, произносимого три раза

- позывной сигнал или другой опознаватель

- MMSI (если исходный сигнал был передан с помощью ЦИВ)

- слова "please cancell my distress alert of" после чего указывается время UTC (прошу аннулировать мой сигнал бедствия от <время UTC >

В авиации допускается вообще отменять (аннулировать) вызов. Это связано с тем, что поломку смогли устранить и воздушное судно больше не находится в состоянии бедствия. Допустим, ранее передавали об отказе двигателя (см. выше в Передача сигнала бедствия Mayday по радио пример для авиационного сигнала бедствия), то вот пример передачи в этом случае

"Быково - Круг", 85411, отмена бедствия, двигатель запущен, параметры в норме, высота 1200, заход по маякам

- "АФЕРМАТИВ" (AFFIRMATIVE) означает, что переданная лицом информация верна;

- "АЙ СПЭЛ" (I SPELL) используется непосредственно перед фонетическим произнесением по буквам, например, имени собственного;

- "НЕГАТИВ" (NEGATIVE) означает: "нет";

- "ОУВЕР" (OVER) означает конец передачи, когда ожидается незамедлительный ответ;

- "САЙЛЭНС" (SILENCE) произносится трижды и означает: "прекратить немедленно все передачи";

- "ЗЫС ИЗ" (THIS IS) произносится перед названием станции или позывного, которые следуют непосредственно за этими словами;

Что значит мэй дэй в сталкере

Записки обычного пожарного

Записки обычного пожарного

Записки обычного пожарного запись закреплена

Глава 3
Подача сигнала бедствия

194. Основанием для подачи сигнала бедствия MAYDAY могут считаться следующие аварийные ситуации с газодымозащитником, звеном ГДЗС, другим участником тушения пожара или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
- дезориентация в непригодной для дыхания среде; обрушение строительных конструкций;
- резкое осложнение обстановки на месте пожара (распространение огня, значительное/резкое повышение температуры);
- заканчивается запас воздуха/кислорода;
- потеря элементов экипировки (каска, средства защиты рук или ног);
- запутывание в проволоке;
- падение в прогар, попадание в ловушку;
- паническая реакция у одного из членов звена;
- медицинские показатели (ухудшение или резкое ухудшение самочувствия, либо травма);
- разделение звена ГДЗС при неудавшейся попытке восстановить его целостность;
- невыход на связь звена ГДЗС в течение 3-х минут;
- доклад постового на посту безопасности о не выходе на связь звена ГДЗС в течение 3-х минут.

195. Сигнал бедствия MAYDAY может подать любой участник тушения пожара.

196. После передачи сигнала бедствия MAYDAY необходимо передать информацию, позволяющую максимально эффективно провести спасательную операцию.
Для передачи информации о произошедшей ситуации используют шаблон «М.И.Р.», где М - место, И - имя, Р - ресурс.

197. В аварийной ситуации пожарный (после троекратного повторения слова MAYDAY), газодымозащитник, командир звена ГДЗС должен сообщить информацию о своем местонахождении, количестве человек, оказавшихся в аварийной ситуации, позывной, значении давления воздуха в дыхательной системе, а также информацию о требуемых ресурсах для спасения.

198. После того, как пожарный попал в аварийную ситуацию, он должен по возможности точно определить свое местоположение и при подаче сигнала бедствия передать максимально точные координаты:
- этаж здания;
- направление движения при входе в непригодную для дыхания среду;
- номер кабинета, помещение в котором находятся;
- сторона здания относительно штаба пожаротушения;
- место входа звена ГДЗС в непригодную для дыхания среду;
- места расположения окон и дверей в помещении;
- предметы интерьера и обстановки;
- предметы на ощупь;
- тип и цвет напольного покрытия;
- слышимые звуки техники или аварийно-спасательного оборудования, видимый свет фонарей других звеньев ГДЗС и т.д.

199. После передачи информации о местоположении, пожарный (звено ГДЗС) должен передать свой позывной и информацию о количестве человек, нуждающихся в помощи.

200. Сразу после подачи сигнала бедствия каждый пожарный (газодымозащитник) должен определить, сколько у него осталось давления в СИЗОД.
Также для проведения быстрой и действенной операции спасания пожарный (газодымозащитник), по возможности, должен определить, какие ресурсы требуются для его спасения.
Для этого необходимо провести анализ сложившийся аварийной ситуации и передать в радиоэфир, что необходимо для спасения:
- запас воздуха;
- ввод огнетушащих средств;
- эвакуация травмированного пожарного;
- эвакуация звена ГДЗС;
- медицинское обеспечение.

201. В случае, если в составе звена ГДЗС один или несколько газодымозащитников не подверглись действию аварийной ситуации, они должны передать сигнал бедствия и сопутствующую информацию по шаблону «М.И.Р.» (сообщить своё место нахождения, свой позывной и остаток воздуха, после чего дать информацию о случившейся ситуации и оценить требующиеся ресурсы для спасания).

Почему в качестве SOS пилоты говорят "Майский день"?

Попал в беду - передавай сигнал SOS. Это правило мы затвердили по сотням книг и фильмов. Однако в реальности в случае опасности, пилоты авиалайнеров или капитаны терпящих бедствие судов выходят на связь и передают совсем другое. Не SOS .

Дело в том, что SOS - это сигнал для радиотелеграфной связи, он передается морзянкой. Радист сидит и выстукивает точки и тире. А там, где задействуется голос, есть другое обозначение критической ситуации, требующей немедленного спасения. Необходимо громко и отчетливо повторить трижды: "Майский день, Майский день, Майский день!"

А что это означает?

Нет, искать связи с маем и приписывать этому месяцу плохую репутацию не стоит. И так он весьма настороженно воспринимается женихами и невестами, не стоит на него вешать еще и связь с авариями. И ни с какой конкретной катастрофой, случившейся когда -то в один не очень прекрасный майский день, это тоже не связано.

Дело в простом созвучии.

С тех пор летящее по радиоволнам слово " Mayday " обозначает, что где-то случилась беда, срочно требуется помощь. Этот сигнал стал международным стандартом.

Почему в экстренных ситуациях по-английски кричат не SOS, а MayDay, и что это значит?

Mayday схоже по звучанию с французским m'aider -- 'help me', на помощь. Используется как сигнал бедствия с 1923, в 1948 стал официальным сигналом. Это было идеей Фредерика Мокфорда, радиооператора аэропорта Кройдон в Лондоне.

Между финансами, ИТ, стартапами и психологией. Играю в "Что? Где? Когда?". И.

Уже правильно ответили выше - заметьте, что все используемые слова (кроме SOS, которое действительно легко передать "морзянкой", ибо три точки - три тире - три точки) выбраны не просто так, а такие, чтобы они могли быть легко узнаны даже при очень сильной зашумленности (вместо MAYDAY вы всегда услышите как минимум довольно характерное сочетание. Читать далее

Читайте также: