Что такое yakuza

Обновлено: 02.07.2024

Разбираем плюсы и минусы серии игр про японский криминал.

Локализацию Yakuza 0 ждали два года. Фанатам серии не привыкать, с долгими задержками они столкнулись ещё в эпоху PlayStation 2. Несмотря на обилие игр во франшизе, Yakuza до сих пор незаслуженно игнорируется большинством западных игроков, имеет весьма скромную фанбазу, а продажи любой номерной части никогда не превышали 500 тысяч копий за пределами Японии.

Разберёмся, в чём уникальность Yakuza, и за что стоит её любить.

Разработка первой части серии стартовала в нелёгкое для SEGA время. Компания чудом избежала банкротства, перестала производить консоли и полностью сменила политику, переключившись на разработку игр для платформ шестого поколения. Денег на дорогие игры не было, поэтому от продолжений Shenmue сразу же отказались.

В 2002 году в мире набирали популярность игры с открытом миром, так что в SEGA решили, что нужно потихоньку выбираться из затянувшегося кризиса и запланировать ощутимо бюджетную, но в тоже время масштабную игру с открытым миром.

За проект взялся геймдизайнер и продюсер Тосихиро Нагоси, создатель сериала Super Monkey Ball и аркадного beat 'em up Spikeout. Он также принимал участие в создании обеих Shenmue, Jet Set Radio, Virtua Racing и Panzer Dragoon Orta. От Spikeout Нагоси позаимствовал боевую систему и динамичные бои в закрытых помещениях.

На разработку первой части Yakuza ему выделили 21 миллион долларов, что составляет половину бюджета Shenmue — самой дорогой игры SEGA на тот момент.

В Японии серия Yakuza известна под названием Ryu Ga Gotoku, что в переводе с японского означает «Подобно дракону». Тосихиро Нагоси выбрал такое название из-за характера главного героя, Кадзумы Кирю. Герой вдохновлён персонажами классических гангстерских лент режиссера Киндзи Фукасаку: яркий образец мужественности, доблести и чести. Так как дракон в азиатской мифологии — существо благородное, то Кирю постоянно с ним ассоциируют.

Чтобы создать правдоподобный криминальный мир Японии, команда разработчиков отправилась в самые известные увеселительные районы Токио — Роппонги и Синдзюку. Там они провели не один день, скитаясь по хост-клубам, барам и различным сомнительным заведениям.

Тосихиро Нагоси не скрывал, что во время разработки им неоднократно приходилось общаться с реальными мафиози. Геймдизайнер уделил особое внимание конфликтам между различными семьями и моральному кодексу якудза «джинги».

После выхода Yakuza 3 один американский репортер решил устроить интересный эксперимент. Он посадил за игру трех японских мафиози (в том числе и отошедшего от дел ветерана), и решил выяснить, насколько достоверно разработчикам удалось воссоздать криминальный мир Японии.

В основном мафиози придирались к различным мелочам. Мол, рубашка у Кирю выглядит неопрятно и дешево, в таких обычно ходят члены второсортных семей низкого ранга, целиком состоящие из бывшей дворовой шпаны. Они также отметили, что только законченные дураки постоянно ввязываются драки. В жизни тебя либо изобьют до полусмерти, либо сочтут полным неадекватом и выгонят из семьи. Если же дело доходит до драки, то обычно тот, кто ударил первым — уже победил.

В целом, игра им понравилась. Похвалили сюжет и особенно отметили реалистично показанные отношения между политиками и крупными мафиозными кланами.

Первая часть меньше чем за полгода стала одной из самых продаваемых игр на PlayStation 2 в Японии. Довольная продажами SEGA решила адаптировать игру для западных игроков. Началась масштабная и агрессивная рекламная кампания, на которую не жалели средств. Для озвучки были приглашены известные актеры: Марк Хэммилл, Элайза Душку, Робин Аткин Даунс, Алайн Дейл и даже Майкл Мэдсен.

Но издатель совершил главную и уже непоправимую ошибку — Yakuza начали позиционировать как конкурента GTA. Статьи в игровой прессе пестрили упоминаниями о якобы «японской GTA», а кто-то не стеснялся и пророчил сильную конкуренцию меж ними. Итог: грандиозный провал. Количество проданных копий не перевалило даже за отметку в 200 тысяч, а SEGA моментально отменила планы по выпуску Yakuza 2 сразу после релиза в Японии (игра вышла только через два года).

Причин провала всего три, и они довольно прозаичны. Во-первых, на клоны GTA тогда смотрели если не с презрением, то с явной насмешкой. Они были чем-то вторичным, сугубо необязательным и по качеству явно уступали вдохновителю. Такие неплохие игры как две части True Crime, The Getaway и The Simpsons: Hit & Run — забыты, в наше время о них вспоминают только как об удачных клонах. SEGA пыталась сыграть на аудитории популярной франшизы и проиграла.

Во-вторых, игры с чисто азиатской тематикой и понятными для азиатской аудитории темами плохо продаются на Западе в целом. Именно поэтому исторические спин-оффы Ryu go Gotoku так и не добрались до западных игроков.

В третьих, озвучка хоть и хороша, но портит всё удовольствие из-за одного нюанса — кто-то явно переиграл в San Andreas. Японские мафиози сквернословят как заправские афроамериканцы из гетто, что откровенно портит впечатление. Марк Хэмилл замечательно озвучил Горо, но у него получился совершенно другой персонаж. Вместе с английской озвучкой потерялся специфический кансайский диалект, истеричные интонации, забавное и уже родное для серии «Кирю-тян!». К счастью, в последующих частях от английской озвучки отказались в пользу субтитров.

Но самое важное: GTA здесь и не пахнет, ведь Yakuza — это прежде всего beat 'em up с открытым миром и элементами JRPG. От последней серии достался инвентарь, прокачка, случайные драки, отсутствие озвученных диалогов у рядовых NPC и типичные квесты в духе «найди/отнеси/спаси/побей кого-нибудь».

До управления автомобилем добрались только к Yakuza 5

Большинство боев происходят на улицах, где игрок может нарваться на различную шпану или членов вражеской семьи. От боевой системы скупую слезу пустят те, кто в глубоком детстве проводил долгие вечера за трилогией Streets of Rage. Как и в классических играх от SEGA, в бою разрешают использовать все предметы, которые только подвернутся под руку. От, казалось бы, безобидных мусорных ведер и зонтиков, до велосипедов и мотороллеров.

Порой драки превращаются в настоящую феерию жестокости: одного приложил челюстью об стену, второго исполосовал катаной, третьему «приземлил» на голову велосипед. Выглядит жестоко и не всегда приятно, но при этом — никто не умирает. В конце боя игрок получит деньги и опыт, а побитые негодяи раскланяются и вручат вам подарок. Осталось ещё добавить победные фанфары, и будет чистая JRPG.

Тосихиро Нагоси отрицает влияние серии Grand Theft Auto на своё произведение. После выхода Yakuza 4 его мнение было очень категоричным.

Grand Theft Auto — это отличная игра с интересными игровыми механиками, но, тем не менее, я её ненавижу. В своих проектах я не стану продвигать мысль, будто убийства и преступления без всякой причины — это весело

Конечно же это не значит, что в серии Yakuza персонажи не умирают. Умирают, и ещё как, но редко от рук игрока и только по сюжету. Вы можете избить противника до полусмерти, но тот не умрёт, а просто получит тяжёлую рану и потеряет сознание. Также нельзя ударить встречного прохожего или как-нибудь привлечь внимание полиции.

Нагоси создает игры с жестоким контентом, но всегда избегает жесткости на пустом месте. Даже у конченного отморозка есть своя мотивация, мораль и обязательная причина, по которой он ведет себя именно так и никак иначе.

Организация

Во время формирования якудза они приняли традиционную японскую иерархическую структуру оябун-Кобун, где Кобун (子分. приемный ребенок) обязаны своей верностью оябуну (親分, лит. приемный родитель). В гораздо более поздний период был разработан Кодекс цзинги (仁義, справедливость и долг), где лояльность и уважение являются образом жизни.

Отношения оябун-Кобун формализуются церемониальным разделением сакэ из одной чашки. Этот ритуал не является исключительным для якудза—он также обычно выполняется на традиционных японских синтоистских свадьбах и, возможно, был частью отношений присягнувшего братства.

Во время Второй мировой войны в Японии более традиционная форма организации текия/бакуто пришла в упадок, поскольку все население было мобилизовано для участия в военных действиях, а общество находилось под строгим военным управлением. Однако после войны якудза снова адаптировалась.

Потенциальные якудза приходят из всех слоев общества. Самые романтические истории рассказывают, как Якудза принимают сыновей, которых бросили или изгнали их родители. Многие якудза начинают в младших классах средней школы или средней школы как обычные уличные головорезы или члены банд босодзоку. Возможно, из-за своего более низкого социально-экономического статуса многие члены якудзы происходят из буракуминов и этнических корейцев.

Группы якудза возглавляет оябун или кумичо (組長, глава семьи), который отдает приказы своим подчиненным, кобунам. В этом отношении организация является разновидностью традиционной японской модели сэмпай-кохай (старший-младший). Члены банд якудза разрывают семейные узы и передают свою лояльность главарю банды. Они называют друг друга членами семьи - отцами, старшими и младшими братьями. Якудза населена почти исключительно мужчинами, и очень немногие женщины, которых признают, являются женами боссов, которых называют Анэ-Сан (姐さん, старшая сестра). Когда в начале 1980-х годов умер 3-й босс Ямагути-гуми (Кадзуо Таока), его жена (Фумико) заняла пост босса Ямагути-гуми, хотя и ненадолго.

Якудза имеют сложную организационную структуру. Существует общий босс синдиката, кумичо, и непосредственно под ним находятся Сайко комон (старший советник) и со-хонбучо (начальник штаба). Вторым в цепочке командования является вакагашира, который управляет несколькими бандами в регионе с помощью Фуку-хонбучо, который сам отвечает за несколько банд. Сами региональные банды управляются их местным боссом, shateigashira.

Связь каждого члена ранжируется по иерархии сакадзуки (совместное использование сакэ). Кумичо находятся наверху и контролируют различные Сайко-комоны (最高顧問). Сайко-комон контролируют свои собственные территории в разных районах или городах. У них есть свои подчиненные, в том числе другие подчиненные, советники, бухгалтеры и исполнители.

Те, кто получил сакэ от оябуна, являются членами ближайшей семьи и ранжируются по старшим или младшим братьям. Однако каждый Кобун, в свою очередь, может предложить сакадзуки в качестве оябуна своему подчиненному для создания дочерней организации, которая, в свою очередь, может образовать организации более низкого ранга. В Ямагути-гуми, которая контролирует около 2500 предприятий и 500 групп якудза, есть дочерние организации пятого ранга.

Серия игр Yakuza

Полный список игр серии Yakuza по порядку (хронологии) с рецензиями и оценками игроков. Обзоры и отзывы, скриншоты и видео, гайды и советы по всем основным играм серии Yakuza. Лучшие и худшие игры, сиквелы, приквелы и спин-оффы на PC (ПК), PS4 (Pro), Xbox One, Android, iOS (iPhone/iPad), Nintendo Switch и других популярных платформах. Все об игровой серии Yakuza.

18+ 2003-2020 «ТМ-Медиа». Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции.
Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции.

Символы Семей

Одна из старейших традиций якудза сосредоточена вокруг татуировок на теле, которые означают семейную преданность. Каждая семья имеет свой особый набор знаков, который отличает ее от всех остальных семей якудза. Например, в качестве своих символов семья может выбрать гейшу, цветущую вишню и хризантему. Дракон, символ Якудзы в целом, также является символом всех семей Якудзы.

После того как новый солдат выполняет свою первую ценную службу для семьи, глава семьи посылает его на татуировку. Каждая семья содержит своего татуировщика специально для этой цели. Эта первая татуировка покрывает поясницу солдата и красочно включает в себя столько семейных символов, сколько считает нужным татуировщик. Поскольку солдат выполняет все более и более ценные услуги, он постоянно отправляется обратно к татуировщику, чтобы увеличить размер оригинальной татуировки.

К тому времени, как солдат поднимается на вершину шеренги, вся его спина покрыта татуировкой, в которую много раз вплетены и переплет-ны символы семьи. Даже несмотря на то, что рост синдикатов 3327-х годов уменьшил важность семейной структуры, ритуальная татуировка все еще практикуется. Обычно солдаты татуируются семейными символами подземного мира, к которому они были приписаны, хотя глава синдиката Себару создал целый новый набор символов для своих последователей.

Семь кругов Камуро-тё. Обзор Yakuza 0

Кроме всего вышеперечисленного и еще детально воссозданного японского быта и недурной боевой системы, в серии больше ничего нет. Но нужно ли нам больше?

Якудза и общественность Японии

Несмотря на то, что их деятельность находится вне закона, якудза всегда пользовались уважением японского народа, так как их боялись. Это уважение объясняется самозваной ролью гангстеров в качестве дополнительных полицейских сил, в качестве которых они служат уже более 100 лет. Эта "защита населения" проявляется двояко.

Во-первых, якудза всегда использовала все имеющиеся у нее мускулы, чтобы искоренить преступления, не одобренные якудзой. А поскольку кодекс чести якудза не одобряет случайных уличных преступлений или обычных краж, подобные преступления когда-то были очень редки в Японии. До прибытия 3327 года чрезвычайно низкий уровень преступности в Японии был свидетельством мощи Якудзы. Те, кто был достаточно глуп, чтобы попытаться заработать на жизнь обычным грабителем или карманником, вскоре оказывались задушенными убийцами якудза и выброшенными в океан.

Во-вторых, якудза всегда была доступна среднему японскому гражданину как "правосудие по найму". когда гражданин считал, что его обидел другой, он мог пойти к местному боссу Якудзы (все всегда знали, где его найти) и представить свое дело. Затем босс должен был решить, действительно ли это утверждение обоснованно. Если босс решал, что иск действительно действителен, он приказывал своим солдатам вершить правосудие над преступником за вознаграждение, размер которого зависел от платежеспособности жертвы.

Вот пример того, как это может работать: предположим, мошенник-бизнесмен продал фермеру какую-то плохую страховку, которая впоследствии не смогла компенсировать фермеру сезонный ущерб его урожаю. Затем фермер отправлялся к местному дайме якудза, который должен был выслушать его дело. Утедайме был убежден, что с фермером поступили несправедливо, он пошлет несколько солдат навестить бизнесмена и добиться справедливости. В этом случае солдаты, вероятно, пригрозили бы убить бизнесмена, если бы он сам не заплатил фермеру полную стоимость ущерба от урожая плюс еще 50 процентов расходов за его беспокойство. Из этих 50 процентов дайме якудза получит 20 процентов за свои услуги. Штрафы, налагаемые солдатами якудза в этих обстоятельствах, могли варьироваться от небольших выплат до смерти.

До реорганизации общественное сочувствие к Якудзе распространялось вплоть до властей, которые часто отказывались расследовать деятельность Якудзы и преследовать захваченных солдат. В обмен на эту защиту, однако, якудза должна была оставаться в пределах определенных "невидимых барьеров"." Власти всегда неодобрительно относились к убийствам, и солдаты, которые становились слишком жестокими или неуправляемыми, обычно оказывались за решеткой.

Двоюродный брат якудза

Если вы долго не хотели знакомиться с серией только из боязни запутаться в перипетиях более чем десяти игр, Yakuza 0 может стать вашим билетом в мир японских разборок — ведь именно здесь начинаются приключения почти всех ключевых персонажей серии: Кадзумы Кирю и его друга Нисикиямы, 24-летнего Горо Мадзимы и всех больших шишек клана Тодзё.

Семь кругов Камуро-тё. Обзор Yakuza 0

Кроме того, новая Yakuza, пожалуй, претендует на звание одной из самых интересных в плане истории частей. Не обольщайтесь, игра продолжает нещадно эксплуатировать все мыслимые штампы боевиков про якудза, но наблюдать за героями все равно необычайно интересно. «Нулевая» часть действительно прячет в рукаве парочку неожиданных сюжетных поворотов.

Вдобавок в Yakuza 0 прекрасно выверены сюжетные главы: ни одна из них не кажется слишком короткой или затянутой. Разработчики постарались соблюсти идеальный баланс между главной историей, схватками с врагами и свободным исследованием мира. Вас постоянно перекидывают из Токио в Осаку, переключая внимание с Кирю на Мадзиму.

Семь кругов Камуро-тё. Обзор Yakuza 0

Да и побочные задания в Yakuza 0 стали только лучше. Занятий масса: научить девушку из соответствующего салона быть настоящей «доминатрикс», объяснить школьницам, что продавать свое белье — не самое разумное решение, помочь королю поп-музыки снять свой зомби-клип в Камуро-тё, стать жертвой финансовой пирамиды и вбухать миллион иен в банки с обычной водой. Это сумасшедшие 1980-е, и вам предстоит в них выживать.

Подобный дракону

Семь кругов Камуро-тё. Обзор Yakuza 0

Семь кругов Камуро-тё. Обзор Yakuza 0

Как и в Ryu ga Gotoku Ishin, в новой игре нет нужды планировать схватку — боевой стиль можно сменить на ходу, подстраиваясь под конкретных врагов. Да и специальные удары, которые прежде открывались со временем, теперь доступны с самого начала. Мастера различных стилей лишь расширяют арсенал героев обычными атаками и суперударами.

В новинку и то, что отныне навыки персонажей прокачиваются за деньги. А валюта здесь везде: она сыплется из поверженных врагов и счастливых клиентов вашего кабаре, достается как прибыль от покупки недвижимости, и так далее. Никуда не делась и система дхармы, или всем известный опыт, который можно потратить на «исследовательские» навыки.

Обряды

Юбицумэ, или отрезание пальца, - это форма покаяния или извинения. При первом же проступке преступник должен отрезать кончик левого мизинца и отдать отрубленную часть своему начальнику. Иногда младший босс может сделать это в наказание оябуну, если он хочет уберечь члена своей собственной банды от дальнейшего возмездия. Эта практика начала ослабевать среди молодых членов из-за того, что она была легким идентификатором для полиции.

Его происхождение проистекает из традиционного способа владения японским мечом. Нижние три пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко сжимать меч, при этом большой и указательный пальцы слегка расслаблены. Удаление пальцев, начиная с мизинца, перемещающегося вверх по руке к указательному пальцу, постепенно ослабляет хватку меча человека.

Идея заключается в том, что человек со слабой хваткой меча должен больше полагаться на группу для защиты, уменьшая индивидуальные действия. В последние годы были разработаны протезы кончиков пальцев, чтобы скрыть этот характерный внешний вид.

Многие якудза имеют татуировки всего тела (включая их гениталии). Эти татуировки, известные в Японии как иредзуми, до сих пор часто "тыкают руками", то есть чернила вводят под кожу с помощью неэлектрических, ручных и ручных инструментов с иглами из заточенного бамбука или стали. Процедура дорогостоящая, болезненная и может занять годы.

Когда члены якудзы играют друг с другом в карты Ойхо-Кабу, они часто снимают рубашки или расстегивают их и набрасывают на талию. Это позволяет им показывать друг другу свои татуировки во все тело. Это один из немногих случаев, когда члены якудзы демонстрируют свои татуировки другим, поскольку обычно они скрывают их на публике с длинными рукавами и высоким воротом. Когда к ним присоединяются новые члены, от них часто требуется также снять брюки и показать любые татуировки на нижней части тела.

Известные участники Якудзы

    (бывший член и киллер Якудзы)
    (киллер Якудзы)
    (Бывший Раб Якудзы)
    (Бывший Член Якудзы)
    (член Якудзы и киллер из Окинавы, Япония)
    (имеет связи с семьями Якудза в Найт-Сити)
    (Дочь Якудзы)
    (лидер ветви Найт-Сити клана якудза зимнего Дракона)
    (якудза оябун из Япония, в настоящее время базируется в Найт-Сити, Соединённые Штаты Америки)
    (жена Хичиго Канзаки и мать Син Канзаки и Ясуме Канзаки)
    (старший сын Хичиго Канзаки и Хитоми Канзаки, а также старший брат Ясуме Канзаки)
    (младшая дочь Хичиго Канзаки и Хитоми Канзаки и младшая сестра Сина Канзаки)

Загул в Токио

Семь кругов Камуро-тё. Обзор Yakuza 0

Мини-игры повторяют, с незначительными отличиями, стандартный набор развлечений в каждой части серии, но в Yakuza 0 есть и парочка новых. Почти сразу вам доступна возможность зажигать на танцполе дискотеки (1980-е как-никак), позже откроются гонки на электромашинках, где правильная настройка игрушечного «болида» может определить исход, и телефонные клубы (исключительная японская забава — звонить японским девушкам и добиваться свидания с ними).

Семь кругов Камуро-тё. Обзор Yakuza 0

Yakuza 0 по праву можно считать лучшей игрой в серии. Здесь есть все, что может увлечь вас на много часов: сбалансированная боевая система, не без изъянов, но с размахом поставленный сюжет, не перестающие доводить до колик в животе дополнительные задания, проверенные временем мини-игры и абсолютно новые элементы микроменеджмента. Yakuza 0 — без сомнений, лучшая альтернатива набившим оскомину западным боевикам в открытом мире.

Главари Синдиката Якудза

  • Ямагути-гуми ( Японии)
  • Сумиеси-кай (Токио)
  • Хотя-Кай (регион Канто)
  • Айдзукотэцу-Кай (Айдзу, в префектуре Фукусима)

Якудза

Слово "якудза" происходит от Sammai Karuta, японской азартной игры. В котором получение 19 очков является идеальным. Если вы рисовали число 20, которое было восемь (Ya), девять (Ku) и три (Za), это называлось "ни на что не годным".

Он участвует в самых разнообразных преступных действиях, от контрабанды до азартных игр, торговли наркотиками до проституции и так далее. В отличие от История

Несмотря на неопределенность относительно единого происхождения организаций якудза, большинство современных якудза исходят из двух классификаций, появившихся в середине периода Эдо (1603-1868): текия, те, кто в основном торговал незаконными, украденными или дешевыми товарами; и бакуто, те, кто был вовлечен в азартные игры или участвовал в них.

Текия (коробейники) считались одной из самых низких социальных групп в период Эдо. Когда они начали создавать свои собственные организации, они взяли на себя некоторые административные обязанности, связанные с торговлей, такие как распределение стойл и защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских праздников эти разносчики открывали ларьки, а некоторых членов нанимали в качестве охраны. Каждый торговец платил арендную плату в обмен на назначение ларька и охрану во время ярмарки.

Текия были высоко структурированной и иерархической группой с оябуном (боссом) наверху и кобуном (членами банды) внизу. Эта иерархия напоминает структуру, подобную семье, поскольку оябун часто рассматривался как суррогатный отец, а Кобун-как суррогатные дети. В период Эдо текия были официально признаны правительством. В это время оябуны были назначены надзирателями и получили почти самурайский статус, то есть им было позволено достоинство фамилии и двух мечей.

Бакуто (игроки) имели гораздо более низкий социальный статус, чем даже торговцы, поскольку азартные игры были запрещены. Множество маленьких игорных домов появилось в заброшенных храмах или святилищах на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из этих заведений побежал кредита ростовщичество бизнеса для клиентов, и они, как правило, имеют свои собственные службы безопасности. Сами места, так же как и бакуто, рассматривались с презрением обществом в целом, и большая часть нежелательного образа Якудзы происходит от бакуто; это включает в себя само название якудза.

Из-за экономической ситуации в середине периода и преобладания торгового класса развивающиеся группы якудза состояли из неудачников и преступников, которые присоединились или сформировали группы якудза, чтобы вымогать клиентов на местных рынках, продавая поддельные или Дрянные товары.

Корни якудза до сих пор можно увидеть в церемониях инициации, которые включают в себя ритуалы текия или бакуто. Хотя современная якудза диверсифицировалась, некоторые банды все еще идентифицируют себя с той или иной группой; например, банда, чей основной источник дохода-незаконные азартные игры, может называть себя бакуто.

Культура

Якудза занимаются обширной татуировкой тела, которая используется для определения того, к какому клану они принадлежат. Татуировка на теле видна Якудзе, как уличные банды видят свои "цвета". Хотя они не выставляют их на всеобщее обозрение, якудза гордятся своими татуировками.

Неудача не принимается среди якудза, и если кто-то терпит неудачу, палец (часть пальца) должен быть удален в ритуале, называемом юбицумэ. Среди якудза они исключительно вежливы, и малейшее нарушение в поведении приводит либо к юбицумэ, либо к войне толпы. Они очень любят дарить подарки, и якудза, которые приезжают в гости, всегда платят дань уважения вождям кланов или банд.

Читайте также: