Что такое некрономикон

Обновлено: 16.05.2024

История происхождения "Некрономикона"

Книга Мертвых, или "Некрономикон" была придумана американским журналистом и писателем Говардом Ф. Лавкрафтом. Неизвестно, придумал ли Говард название книги сам, либо ему помогли произведения Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров» и Марка Манилия «Астрономикон» . Впервые "Некрономикон" упоминается в рассказе Лавкрафта "Гончая", написанном в 1923 году. "Некрономикон" на латыни буквально означает: "Закон мертвых" или "Закон смерти".
Намек на зловещую книгу появился у Лавкрафта еще раньше, в 1919 году в рассказе "Показания Рэндольфа Картера". Тогда Говард Лавкрафт назвал книгу "Аль-Азиф", - если переводить с арабского языка, то мы получим название "Беседа демонов".

Впоследствии ( в 1927 году) Лавкрафт создал специальное эссе «История „Некрономикона“», поскольку его заваливали письмами "мистики" того времени, и просто интересующиеся - где он видел, и откуда знает о подобной книге?
Согласно эссе, - труд этот был написан арабом Абдулом Аль Хазредом в Дамаске около 720 года, и с тех пор было сделано несколько переводов на разные языки. Греческий перевод, от которого пошло наиболее известное название книги, был выполнен христианским теологом Феодором Филетом ( также как и книга, вымышленный Лавкрафтом персонаж), в Константинополе приблизительно в 950 году. Оле Ворм (на этот раз реальный датский теософ, живший в 17-ом веке. Однако Лавкрафт по ошибке, или намеренно мистифицируя читателя поместил его в 13-й век), перевёл «Некрономикон» на латынь и заметил в предисловии, что арабский оригинал утерян. Этот перевод был издан дважды, первый раз в XV веке готическим шрифтом, очевидно, в Германии, второй раз в XVII веке, вероятно, в Испании".

Латинский перевод привлёк к «Некрономикону» внимание, и в 1232 году он был запрещён папой Григорием IX. Греческий перевод, отпечатанный в Италии в первой половине XVI века, вероятно, погиб при пожаре, уничтожившем библиотеку Пикмена в Салеме. Свой экземпляр якобы имелся у английского астролога и мага Джона Ди, и полагают, что он сделал и английский перевод, который дошёл до наших дней лишь в отрывках.) Как мы видим, Лавкрафт мешает реальные исторические события и личностей с вымыслом, чем намеренно интригует своих читателей.

Местонахождение книги

После того, как Лавкрафт подробно описал свою Книгу , к нему началось очень сильное и пристальное внимание. В народе разгорелись споры о том, существует книга или нет. Буквально через пару месяцев после публикации рассказа жители города буквально "стояли на ушах". Писатель же мистифицировал "почтенную публику" почти всю свою жизнь, поэтому до сих пор, многие уверены в том, что он действительно нашел проклятую книгу где то в заброшенных древних храмах, и скрыл
ее от всех. Однако в письмах к своим близким друзьям, Лавкрафт неоднократно повторял,что "Некрономикон" и его автор - безумный араб Аль Хазред лишь его выдумка.

Говард Лавкрафт скончался от рака в 1937 году.Многие его произведения, не имевшие успеха при жизни писателя стали переиздаваться, и приобрели популярность.
Это породило новую волну поисков "Некрономикона". Еще через 30-ть лет в свет вышла книга под названием Grimoirium Imperium, которую позиционировали как "Настоящий Некрономикон" - якобы, именно ее Лавкрафт и вывел в своих произведениях. Однако, до 70-х годов ХХ века никаких упоминаний об этой книге так и не было найдено, и стало ясно, что мир имеет дело с очередной мистификацией.

В 1977 году вышел еще один «Некрономикон», с предисловием некоего Симона. он базировался на мифологии древних шумеров, и пытался увязать с ней Лавкрафтовскую мифологию. Так же в этой книге присутствовала история некоего "Безумного араба" (без имени АльХазред). По легенде, текст её был передан Лавкрафту его женой Соней Грин, которая якобы незадолго до этого была любовницей знаменитого оккультиста Алистера Кроули. В настоящее время это самая популярная версия "Некрономикона", однако никаких следов этой "рукописи" ранее 1977 года отыскать также не удалось.

Одна из вариаций «Некрономикона», под названием Liber Logaeth, была выпущена писателем и исследователем паранормального Колином Уилсоном, утверждавшим, что это компьютерная расшифровка найденного им зашифрованного текста. Она ближе к Лавкрафтовской мифологии и даже включает в себя цитаты из его произведений, но вместе с тем пестрит анахронизмами. Кроме того, подлинный текст Liber Logaeth, действительно написанный Джоном Ди на енохианском языке, не имеет отношения к «Некрономикону» ни по объёму, ни по содержанию.

Третьей книгой, очень близко примыкающей к серии Некрономиконов, являются «Тайны Червя» (лат. De vermis mysteriis). Истоки первого издания весьма сумрачны. Оно приписывается римскому солдату Терцию Сивелию, который долгое время служил в составе легионов, расквартированных в Аравии и Египте, где встретил аксумского мага по имени Талим, воззрения которого якобы и составили манускрипт. Согласно легенде, из Рима, где жил Сивелий после отставки, его записи были перевезены в Британию, где оказались утеряны в библиотеке какого-то замка. Обнаружил манускрипт Сивелия уже в XVII веке один монах, который вывез его в Рим около 1680 года. Первое широко известное издание вышло в 1932 году. К мифологии этой книги примыкает и текст «Книги Дагона», якобы написанной жрецами Древней Ассирии в XV столетии до н. э.

Существует и несколько других "Некрономиконов" (де Кампа, Квина, Рипеля и др., а также т. н. «текст Р’льеха»). Многие из этих текстов легли в основу «Некрономикона», созданного в 2009 году переводчиком, работающим под псевдонимом Анна Нэнси Оуэн, которая попыталась обобщить все, что было известно под именем Книги Мертвых к тому времени.

Способности книги

Книга написана человеческой кровью на ёё листах написаны различные заклинания по вызову разных адских монстров. Кроме того в "Книге мертых" описаны целые ритуалы, которые одним демонам помогут вызвать других более мощных. Кроме того в этой ужасной книге описана История Древних - пантеона придуманного Лавкрафтом, и как утверждают мистики - прообразов многих Темных Богов человеческой истории.

Что было с книгой дальше


Рукопись сохранилась даже после исчезновения автора. В 10 веке ее перевели на греческий язык, а уже в 1230 на латынь. Считается что всего по миру гуляет 96 копий этого фолианта, и только 7 из них имеют настоящую магическую силу: 5 на арабском, 1 на английском, еще один на греческом. И как бы не пытались представители разных культур уничтожить ее, книг все равно было ровно 96.

Но реальна ли эта книга? Многие уверенны, что да. Но сам Говард Лавкрафт в последних письмах своим друзьям честно сказал, что «Некрономикон» появился в его голове и не имеет отношения к реальности.

Некоторые исследователи, желая доказать подлинность книги, тесно связывают ее с другими историческими документами, вроде египетской «Книги Мертвых». А некоторые даже пытаются написать свои версии этой книги.

Несмотря на множество копий и подделок, возможно и к лучшему, что подлинная книга остается в тени? Никто не знает, что именно скрывают в себе страницы этого фолианта, но по поверью там описаны все тайны мироздания, сотворения космоса и вселенной, способы порабощения человеческих душ, и кто знает что еще.

Кто достоин познать все величие этой книги и есть ли такой человек вообще?

«Некрономикон»: выдумка или реальность

Кто же не смотрел «Эш против зловещих мертвецов» или не слышал о могущественной и таинственной книге - «Некрономиконе»? Этот фолиант собрал вокруг себя целую ауру из легенд и сплетен. Существует ли эта книга в реальности или это лишь плод воображения Говарда Лавкрафта? Давайте попробуем разобраться.

Некрономикон

Некрономикон.jpg

Исследователи Колин Уилсон, Джордж Хэй, Роберт Тернер и Дэвид Лэнгфорд осуществили перевод зашифрованной рукописи д-ра Джона Ди под названием «Liber Logaeth», части более обширного манускрипта неизвестного происхождения. На основании истории этой рукописи и сходства ее содержания с мифами о Ктулху, исследователи представляют ее как документ или часть документа, легшего в основу «Некрономикона» Г.Ф.Лавкрафта.

Содержание предлагающейся здесь расширенной редакции перевод текста рукописи «Liber Logaeth», представленный как руководство к дополнительным изысканиям.

КНИГА АРАБА АБДУЛА АЛЬХАЗРЕДА, ДАМАСК, 730 г.

О Древних и об их потомстве.

О наблюдении времен и сезонов.

О воздвижении камней .

Сперва следует расставить четыре главных камня, которые укажут направления четырех ветров, каждый из которых дует в свою пору.

О различных знаках.

О составлении благовония Зкауба.

К Северу: ЗИДЖМУОРСОВЕТ, НОИДЖМ, ЗАВАХО!

К Востоку: КВЕХАИДЖ, АБАУО, НОКВЕТОНАИДЖИ!

К Югу: ОАСАИДЖ, ВУРАМ, ФЕФОТОСОН!

К Западу: ЗИДЖОРОНАИФУЕФО, МУГЕЛЬФОР, МУГЕЛЬФОР-ЙЗХЕ!

О приготовлении порошка Ибн Гази

Мазь Кефнеса Египтянина

Я – Повелитель Духов,

Оридимбай, Сонадир, Эписгес,

Я – Убасте, Птхо, рожденный от Бинуи Сфе, Фас;

Во имя Ауэботиабатабаитобеуээ

Придай силу моим чарам, о Насира Оапкис Шфе,

Придай силу Хонс-Фиванский-Нефер-хотеп, Офоис,

Придай силу! О Бакахикех!

Об изготовлении ятагана Барзаи

ХКОРИАХОДЖУ, ЗОДКАРНЕС, я властно призываю вас и повелеваю вам восстать, о могучие духи, обитающие в Великой Бездне.

Во имя ужасного и могущественного АЗАТОТА, явитесь и наделите силой это лезвие, сотворенное в согласии с древним Знанием.

Именем ХЕНТХОНО-РОХМАТРУ, я повелеваю тебе, о АЗИАБЕЛИС, именем ЙСЕХИРОРОСЕТХА, я призываю тебя, о АНТИКВЕЛИС, именем Огромного и Ужасного ДАМАМИАХА, которое произносится как Кром-йха и потрясает горы, я приказываю тебе явиться, о БАРБУЭЛИС, слушайте меня! помогите мне! наделите силой мое заклятие, дабы это оружие, на котором вырезаны руны огня, обрело могущество вселять ужас в сердца всех духов, не по винующихся моим приказам, и помогать мне чертить всевозможные Круги, фигуры и мистические знаки, необходимые в ритуалах Магического Искусства. Во Имя Великого и Могущественного ЙОГ-СОТХОТХА и неуязвимого зна ка Вур (совершить знак)

(Примечание: в написании мистических рун Наг-Сотха латинское "С" заменяет "К".)

Я слышу Крадущийся Хаос, взывающий из-за звезд.

О Лэнге в Ледяной Пустыне.

О неведомом Кадафе

Кто из людей узнал Кадаф?

Ибо кому дано познать его,

вечно таящегося в неведомом времени, между вчера, сегодня и завтра?

О призывании Йог-сотхотха

Ибо Йог-сотхотх это Врата.

Ему ведомо, где во времени

Появились Древние в далеком прошлом, и где

Они появятся вновь, когда

завершится оборот колеса.

О Ты, обитающий во тьме Внешнего Пустоты, явись на Землю снова, заклинаю тебя.

О ты, пребывающий за Сферами Времени, услышь мою мольбу. (Соверши знак Головы Дракона.)

О ты, чья сущность Врата и Путь, явись, явись, слуга Твой призывает Тебя. (Соверши знак Киш.)

БЕНАТИР! КАРАРКАУ! ДЕДОС! ЙОГ-СОТХОТХ! явись! явись! Я называю слова, я разбиваю Твои оковы, печать снята, пройди через Врата и вступи в Мир, я совершаю Твой могущественный Знак!

Зйвесо, уэкато, кеосо, Хунеуэ-руром, Хевератор, Менхатой, Зйвефоросто зуй, Зурурогос Йо-Сотхотх! Орарй Йсгеуот, хомор афанатос нйуэ зумкурос, Йсехйроросетх Хонеозебефоос Азатот! Хоно, Зувезет, Квйхет кесос йсгеботх Ньярлатхотеп! зуй румой квано дузй Хеуэратор, ЙШЕТО, ФЙЙМ, кваоуэ хеуэратор фоэ нагоо, Гастур! Нагатхоуос йахйрос Габа Шаб Ниггурат! меуэтх, хосой Взеуотх!

(Соверши знак Хвоста Дракона.)

ТАЛУБСИ! АДУЛА! УЛУ! БААХУР!

О заклятии Эмблем

ЭЗФАРЕС, ОЛЙАРАМ, ИРИОН-ЭСЙТИОН,

ЭРЙОНА, ОРЕА, ОРАСИМ, МОЗИМ!

Этими словами и во имя твоего хозяина ЙОГ-СОТХОТХА я совершаю могущественное заклятие и призываю тебя явиться, О «имя», дабы ты помог мне в час нужды

Явись! Повелеваю тебе знаком Власти!

КАЛДУЛЕХ! ДАЛМАЛЕЙ! КАДАТ!

Заклинание, обращенное к Великому Ктулху

Ф'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'лиех Вгах'нагл фхтан

В Жилище Своем в Р'лиех Мертвый Ктухлу ожидает во сне,

но Он восстанет, и царство Его вновь наступит на Земле.

О ты, кто лежит мертвым, но вечно видит сны,

Слушай, слуга Твой взывает к Тебе.

Услышь меня, о могучий Ктулху!

Услышь меня, Повелитель Грез! В башне Твоей в Р'лиех Они заточили тебя,

но Дагон разорвет Твои проклятые оковы,

и Царство Твое снова восстанет из праха. Жители Глубин знают Твое тайное Имя,

Гидра знает, где пребываешь Ты;

Открой Твой знак, дабы я мог узнать

Твою волю здесь, на Земле.

Когда смерть умрет, тогда наступит время Твое,

И Ты больше не станешь спать;

Надели меня властью успокаивать волны,

Чтобы мог я услышать Твой Зов.

В Жилище Своем в Р'лиех Мертвый Ктухлу ожидает во сне, но Он восстанет, и царство Его вновь наступит на Земле.

О призывании Шаб-Ниггурата Черного

Великий Черный Козел Лесов,

(Опустись на колени)

Отзовись на крик твоего слуги,

ведающего слова силы!

Говорю тебе, восстань из своей опочивальни

И явись с тысячью Своих слуг!

Я совершаю знаки, я называю слова,

которые открывают дверь!

Я говорю, явись, я поворачиваю Ключ,

Сейчас! пройди по Земле еще раз!

ЗАРИАТНАТМИХ, ДЖАННА, ЭТИТНАМУС,

ХАЙРАС, ФАБЕЛЛЕРОН, ФУБЕНТРОНТИ,

БРАЗО, ТАБРАСОЛ, НИСА,

ВАРФ-ШАБ-НИГГУРАТ! ГАБОТС МЕМБРОТ!

ИМАС, ВЕГАЙМНКО, КВАХЕРС, ХЕВЕФАРАМ.

Все–Единый обитает во Тьме,

В центре Всего обитает Тот, что во Тьме;

И Тьма эта будет вечной, когда все склонятся пред Ониксовым Троном.

Абиссус ДИАсоНрсус, ЗЕХОВЕ-АЗАТОТ!

НРРГО, ЙАА! НЙАР-ЛАТХОТЕП!

Содержание

Неясно, что имел в виду Лавкрафт, называя книгу «Некрономиконом» — название пришло ему во сне. Хотя некоторые предполагают, что Лавкрафт находился под влиянием книги Уильяма Чемберса «Король в желтом», в которой речь идет о загадочной пьесе, сводящей людей с ума, есть свидетельства, что он не читал ее до 1927 года.

Была догадка, что Лавкрафт позаимствовал идею книги у Натаниэля Готорна, но сам он утверждал, что «заплесневелые тайные манускрипты» — традиционная черта готической литературы.

Лавкрафт писал, что «Некрономикон» в переводе с греческого означает «образ законов мертвых». Роберт Прайс, американский теолог и писатель, отмечал, что заглавие может быть переведено по-разному: в зависимости от того, на каком греческом корне ставить акцент, могут получиться «Книга имен мертвых», «Книга законов мертвых», «Книга мертвых имен» и «Знаток законов мертвых». Литературный критик С. Т. Джоши утверждает, что приведенная Лавкрафтом этимология («некро» — мертвый, «ном» — закон и «икон» — образ) ошибочна. Его перевод — «Книга классификации мертвых».

Лавкрафта часто спрашивали о достоверности Некрономикона; обычно он отвечал примерно так:

« Относительно ужасного Некрономикона безумного араба Абдула Альхазреда — признаюсь, что и зловещий том и его проклинаемый автор — есть не что иное как плоды моего воображения — как и злые сущности: Азатот, Йог-Сотот, Ньярлатотеп, Шаб-Ниггурат. Тсатоггуа и Книга Эйбон — изобретения Кларка Эштона Смита, в то время как Фридрих фон Юнтц и его чудовищные Unaussprechlichen Kulten порождены плодотворным воображением Роберта И. Говарда. Забавляясь созданием убедительного цикла выдуманного фольклора, вся наша банда часто ссылается на созданных другими её членами демонов, приобретших статус домашних любимцев; так например Смит использует моего Йог-Сотота, а я использую его Тсатоггуа. Также порой я вставляю пару собственных демонов в просматриваемые или написанные мной в соавторстве рассказы других профессиональных клиентов. Таким образом наш чёрный пантеон приобретает обширную гласность и псевдо-авторитетность, которую иначе бы не получить. Однако, мы никогда не пытаемся свести все к фактическому обману и всегда старательно объясняем вопрошающим, что это — 100%-ая фантазия. Чтобы избежать двусмысленности в моих ссылках на Necronomicon, я составил краткую историю его «создания»… Это придает ему своего рода дух правдоподобия. »
— Из письма к Вильяму Фредерику Ангеру (14 августа 1934)

В «Истории» Лавкрафт пишет, что Алхазред был «полусумасшедшим арабом», поклонявшимся Ктулху и Йог-Сототу. Покинув свою родину — город Сана в Йемене — он побывал на руинах Вавилона, исследовал «подземные секреты» Мемфиса и пустыню Руб-эль-Хали, где обнаружил Безымянный город под руинами древнего Ирама. Последние годы своей жизни он прожил в Дамаске, где и писал «Аль-Азиф» до своей неожиданной и загадочной кончины в 738 году.

Во времена королевы Елизаветы английский маг Джон Ди перевел книгу предположительно на английский язык, однако, она так и не была опубликована и сохранилась лишь частично.

Согласно Лавкрафту, арабский оригинал исчез к тому времени, когда греческий перевод был запрещен в 1050 году, был вновь обретен в Сан-Франциско в начале 20-го века, однако сгорел при пожаре. Греческий перевод был утерян после сожжения библиотеки одного из горожан Салема во время охоты на ведьм.

Публично доступные версии Некрономикона хранят:

  • Британский музей.
  • Национальная библиотека Франции.
  • Библиотека Виденера Гарвардского университета в Кембридже, Массачусетс
  • Университет Буэнос-Айреса.
  • Библиотека вымышленного Мискатоникского университета в Аркхеме, Массачусетс.

Остальные экземпляры находятся в частных коллекциях по всему миру. Джозеф Карвен в «Истории Чарльза Декстера Варда» владел одной из таких копий. Еще одна книга хранится в городе Кингспорте, согласно рассказу «Фестиваль».

Хотя в произведениях Лавкрафта и его друзей рассыпано множество ссылок на Некрономикон, содержание его не вполне ясно. В «Безымянном городе» впервые появляются стихи, приписываемые Абдулу Альхазреду:

Со смертью времени и смерть умрет

Этот же куплет процитирован в «Зове Ктулху» и произведениях других авторов.

Некрономикон, несомненно, огромный текст — в «Данвичском ужасе» Уилбер Уэйтли посещает библиотеку Мискатоникского университета, чтобы свериться с «полной» версией книги по поводу заклинания призыва Древних, которая в полном издании должна находиться на 751 странице.

Неизвестно, как в точности выглядит том, однако считается, что обложка выполнена из кожи и на ней имеются металлические защелки. Кроме того, книга может быть замаскирована под что-то другое: в «Случае Чарльза Декстера Варда», Джон Меррит вытаскивает из книжного шкафа Джозефа Карвена книгу с обложкой «Канон Ислама» и обнаруживает Некрономикон.

Уже упомянутый критик С. Т. Джоши делает акцент на том, что в «Хребтах безумия» сведения в Некрономиконе названы мифами: иными словами, он содержит далеко не истину в последней инстанции, а многократно перевранные и искажённые за бездну времени отголоски настоящих сведений об инопланетных и других сущностях, оставивщих след в истории Земли.

Существует комикс «Лавкрафт», изданный DC Comics в серии Vertigo, в котором Лавкрафт является главным героем. Читая Некрономикон, ему удается перенестись в параллельный мир: родной Бостон для него становится Аркхемом, наполненным чудовищами.

Также существует фильм «Некрономикон Лавкрафта», с самим Лавкрафтом в роли главного героя: писатель разыскивает Некрономикон, но не ради заключенной в нем силы, а для того, чтобы знать, от каких запредельных опасностей надо предостеречь человечество. Заполучив в руки книгу, мистер Лавкрафт принимается создавать свои рассказы, повествующие о страшной судьбе людей, связавшихся с неподвластной им силой. По сути, фильм — это и есть экранизация (очень качественная!) нескольких рассказов, полных безнадежного ужаса, — но за счет сюжетной арки он имеет неожиданно оптимистическое звучание.

Некрономикон

Armydk06.jpg

Некрономикон (англ. Necronomicon) — вымышленная книга о магии и устройстве вселенной, написанная безумным арабом Абдулом Альхазредом и первоначально называвшаяся «Аль-Азиф». Стереотипная книга запретных знаний, придуманная Говардом Филипсом Лавкрафтом и разошедшаяся из его произведений в другие вымышленные миры. Важная деталь мира Мифов Ктулху впервые была упомянута в рассказе «Гончая» (1924), хотя была процитирована еще в 1922 в рассказе «Безымянный город». Среди прочего, книга содержит историю Великих Древних и заклинания, необходимые для их призыва.

После смерти Лавкрафта в ходу было множество изданий разных Некрономиконов, что подчёркивает значимость данной книги. Издатели неплохо на этом заработали.

Создатель «Некрономикона» и его история

Одна из версий появления этой книги уверяет, что ее написал безумный поэт Абдул Альхазред где-то в 700 году. Он начал путешествовать по мину еще в подростковом возрасте. Его приключения начались на Ближнем Востоке. Затем несколько лет он жил у развалин Вавилона, а после этого познавал мудрость в Месфесе с египетскими жрецами.

Одним из последних его путешествий, в котором он прошел целое десятилетие, было в пустыне Руб аль Кхали, что в переводе означало «пустая четверть». Местные обходят это место десятой дорогой и считают его проклятым. По их мнению тут обитают приспешники сатаны и злые духи.

Интересно! Сегодня пустыня Руб аль Кхали называют иначе — Дахна.

Но вообще, что такое «Некрономикон»? Это книга, в которой описывается история расы, жившей на земле до людей. Их магические ритуалы, история создания мироздания, появления планет и самого космоса. И именно в Дахне по древней легенде был утерян таинственный город Ирам — город, построенный джином.

Именно джины по арабским легендам жили на земле до людей. Они были могущественными существами, но по неизвестным причинам решили покинуть это место. Сейчас они живут в другом измерении, погруженные в сон или находятся там в замороженном состоянии.

Ирам был уничтожен самим Аллахом и похоронен под песками пустыни. Вместе с остатками города там хранится множество знаний этой могущественной цивилизации. Чтобы открыть ворота в этот город человеку необходимо было погрузиться в состояние фаны, когда дух покидает тело и сливается с пустотой.

Только избранный мог пройти этот путь. Множество путешественников, чтобы постичь знания джинов, пытались войти в это состояние с помощью медитаций, транса, а некоторые даже использовали наркотики. Но по известным данным получилось только у Абдул Альхазреда.

Он попал в этот город и нашел множество старинных манускриптов в которых таились запретные знания. Именно эта свитки помогли ему написать «Аль Азиф» - первое название «Некрономикона». Соответственно, изначально фолиант был написан на арабском языке.

Интересно! Именно поэтому Абдул был «безумным поэтом», потому что те, кому помогали джины считались «маджун», то есть одержимые силой или безумные.

Сам Абдул не получил от написания этого фолианта ничего. Даже о его смерти ничего не известно. Однажды, уже в старости, он вышел из дома и больше не вернулся. Но по легенде, прямо на улице его разорвали на части невидимые силы.

Читайте также: