Что такое grid

Обновлено: 28.06.2024

CSS Grid Layout спроектирован таким образом, чтобы работать вместе с другими частями CSS и составлять с ними законченную систему создания макетов страниц. В рамках этого руководства, мы объясним, каким образом сочетать гриды с другими техниками, которыми Вы, возможно, уже пользуетесь в своей работе.

Grid-области

Элементы могут занимать одну или несколько ячеек внутри строки или колонки, и подобное поведение создаёт грид-область (grid area). Грид-области должны быть перпендикулярными, - невозможно создать область, например, в форме буквы L. Выделенная цветом грид-область на рисунке ниже занимает два строчных трека и два колоночных.

A grid area

Погодите-ка




Давайте разберемся с отношениями между родительским и дочерними элементами.




Свойства родительского элемента определяются в .container , а свойства дочерних элементов — в .box-* .

Гриды и абсолютно позиционированные элементы

Грид взаимодействует с абсолютно позиционированными элементами, что отнюдь не бесполезно, если вы хотите разместить элемент внутри грида или грид-области. В спецификации описано поведение грида и тогда, когда грид-контейнер является контейнерным блоком (containing block) и тогда, когда грид-контейнер - родительский элемент для абсолютно позиционированного элемента.

Грид-контейнер как контейнерный блок

Для того, чтобы превратить грид-контейнер в контейнерный блок вам нужно добавить ему свойство position со значением relative. Если после этого задать какому-нибудь грид-элементу position: absolute , грид-контейнер станет контейнерным блоком для данного элемента.

В примере ниже у нас есть блок-обёртка с четырьмя дочерними элементами. Третий элемент абсолютно позиционирован и одновременно размещён в гриде с помощью привязки к грид-линиям. У грид-контейнера position: relative , поэтому он становится контекстом позиционирования для нашего третьего элемента.

Вы видите, что наш элемент занимает область от колоночной грид-линии 2 до колоночной грид-линии 4 и начинается после строчной линии 1. С помощью свойств left и top мы сдвигаем его относительно этой области. В то же время, он изымается из потока так же, как и любой другой элемент с абсолютным позиционированием, поэтому правила авторазмещения теперь помещают другие элементы на его место. Абсолютное позиционирование нашего элемент также не приводит к появлению новой строки.

Попробуйте удалить position: absolute из правил для .box3 , и увидите, как он размещался бы без абсолютного позиционирования.

Грид-контейнер в качестве родительского элемента

Если у абсолютно позиционированного элемента в качестве родительского контейнера выступает грид, не создающий новый контекст позиционирования, наш элемент также вытаскивается из потока, как и в предыдущем примере. Но в этом случае контекстом позиционирования будет любой элемент, который как раз и создаёт этот контекст позиционирования. Словом, если в нашем примере мы уберём position: relative из блока-обёртки, контекстом позиционирования станет область просмотра, что хорошо видно на рисунке ниже.

Image of grid container as parent

Ещё раз: наш элемент больше не занимает пространство в грид-макете и не влияет на то, как располагаются другие элементы при авторазмещении.

А что если родительский элемент - это грид-область?

Если абсолютно позиционированный элемент находится в грид-области, вы можете создать контекст позиционирования из этой области. В примере ниже у нас тот же грид-макет, что и раньше, но теперь мы разместили элемент внутри .box3 .

Задаём .box3 свойство position в значении relative и затем перемещаем наш под-элемент с помощью свойств сдвига. В данном случае контекстом позиционирования является грид-область.

Грид и display: contents

Последнее, о чем нужно упомянуть, говоря о взаимодействии гридов с другими спецификациями, касающимися позиционирования элементов, - это взаимодействие между CSS Grid Layout и display: contents . Значение contents свойства display - новое свойство CSS, которое описывается в спецификации Display следующим образом:

“Сам элемент не генерирует никаких блоков (боксов), но его дочерние элементы и его псевдо-элементы по-прежнему генерируют блоки, в установленном порядке. Относительно генерации и позиционирования блоков элемент должен восприниматься так, как если бы он полностью замещался своими дочерними элементами и псевдо-элементами в дереве документа.”

Если вы пишете для элемента display: contents , блок (бокс), который он должен создать в дереве документа исчезает, а вот блоки его дочерних элементов и его псевдо-элементов переходят на один уровень вверх. А значит это то, что дочерние элементы грид-элемента могут сами стать грид-элементами. Звучит непонятно? Давайте разберёмся на простом примере. В разметке ниже у нас есть грид. Первый элемент этого грида настроен так, чтобы занимать все три трека-колонки. У него есть три вложенных элемента. Поскольку эти вложенные элементы не являются прямыми потомками грида, они не становятся частью грид-макета и отображаются, как обычные блоки.

Если мы теперь добавим правило display: contents для box1 , блок этого бокса исчезнет, зато дочерние элементы станут грид-элементами и будут расположены в соответствии с правилами авторазмещения.

Таким образом мы можем заставить вложенные элементы вести себя, словно они часть грида (и в некотором смысле имитация того поведения, которое должны будут реализовать подгриды (subgrids), когда руки разработчиков браузеров до них доберутся). Точно так же можно использовать display: contents с flexbox, чтобы вложенные элементы становились flex-элементами.

Как вы могли увидеть, CSS Grid Layout - это часть вашего инструментария. Не бойтесь смешивать его с другими методами создания макетов, чтобы получить различные эффекты. И не переключайтесь, дальше будет много интересного.

Заключение

Теперь в ваших руках имеется мощное средство для создания адаптивных макетов веб-страниц.

VPS-хостинг с быстрыми NVMе-дисками и посуточной оплатой. Загрузка своего ISO.

Зазоры (Gutters)

Зазоры (Gutters) или аллеи (alleys) между грид-ячейками можно создать с помощью свойств grid-column-gap (en-US) и grid-row-gap (en-US) , или с помощью сокращённого свойства grid-gap (en-US) . В примере ниже мы создаём зазор в 10 пикселей между колонками и в 1em между строками.

Любое пространство, которое занимают зазоры, добавляется в начало эластичных треков, задаваемых с помощью fr , поэтому зазоры используются для регулирования размеров и действуют как регулярные грид-треки, хотя что-то разместить в них нельзя. В терминах расположения элементов по грид-линиям (line-based positioning) зазоры ведут себя так, как если бы самой грид-линии была добавлена толщина.

Полное визуальное руководство/шпаргалка по CSS Grid



Сегодня мы с вами рассмотрим свойства CSS Grid (далее также — Грид), позволяющие создавать адаптивные или отзывчивые макеты веб-страниц. Я постараюсь кратко, но полно объяснить, как работает каждое свойство.

Свойства грид-элементов




Шкала CSS Grid

Данная шкала показывает, как вычисляются строки и колонки при их объединении. Для этого используется два вида единиц:

На представленной ниже иллюстрации показаны начальные и конечные точки строк и колонок в одной ячейке:




При использовании функции repeat() мы может установить одинаковую ширину/высоту для колонок/строк. Пример с колонками:

Это аналогично следующему:

Небольшая заметка




При использовании единицы измерения fr , доступное пространство делится на равные части.

В данном случае доступное пространство делится на 4 равные части.

grid-columns: start/end

Данное свойство позволяет объединять колонки. Оно является сокращением для:




Мы разделили доступное пространство на 12 равных частей как по ширине, так и по высоте. 1 контейнер занимает 1 часть или фракцию. В данном случае 8 фракций остались невостребованными.

Поскольку мы говорим о свойствах дочерних элементов, имеет смысл разделить их стили:

Вернемся к шкале. Мы разбираемся с колонками — поэтому пока не обращайте внимания на строки.




Каждый класс .box-* по умолчанию имеет такой масштаб (scale):

Это можно переписать с помощью ключевого слова span :

Давайте "присвоим" 8 фракций .box-1 :




Небольшая заметка

Как мы производим вычисления? box-1 занимает 1 часть. Кроме этого, к ней добавляется еще 8 частей. И еще 1 в конце. Получается: 8 + 1 + 1 = 10.

Как использовать ключевое слово span

Считается, что использование span делает код более читаемым.

В этом случае нам просто нужно добавить к box-1 8 частей:

Это даст такой же результат.

grid-row: start/end

Данное свойство позволяет объединять строки. Оно является сокращением для:

Теперь сосредоточимся на строках:




Давайте добавим к box-1 9 частей:

Расчет выглядит так: box-1 занимает 1 часть + 9 частей + 1 часть в конце, получается 9 + 1 + 1 = 11.

Вот вариант со span :




grid-area

Сначала нам нужно настроить grid-temlate-areas , о чем мы говорили выше. После этого в дочерних классах определяются названия областей, которые используются в родительском классе:




Определяем grid-template-areas в родительском классе:




Затем определяем grid-area в дочерних классах:




justify-self

Данное свойство используется для позиционирования отдельного грид-элемента вдоль основной оси. Оно принимает 4 возможных значения:




align-self

Данное свойство используется для позиционирования отдельного грид-элемента вдоль поперечной оси. Оно принимает 4 возможных значения:




Grid и flexbox

Основное различие между CSS Grid Layout и CSS Flexbox Layout в том, что flexbox предназначен для позиционирования элементов в одном направлении, то есть, либо в строке, либо в колонке. Grid же был разработан для позиционирования элементов в двумерной системе, то есть, для одновременного позиционирования и в строке, и в колонке. Однако, в двух спецификациях есть некоторые общие черты, и если вы уже научились укрощать flexbox, вы увидите сходства, которые помогут вам разобраться и с Grid.

Одномерное vs Двумерное позиционирование

Простой пример поможет нам продемонстрировать разницу между одно- и двумерным позиционированием.

В пером примере мы воспользуемся flexbox для того, чтобы разместить несколько блоков. Предположим, что у нас есть пять дочерних элементов в контейнере, зададим им значения flex-свойств таким образом, чтобы их размер увеличивался и уменьшался, начиная с базового в 200px.

Также установим свойство flex-wrap в значение wrap . Это приведёт к тому, что если свободного пространства в нашем контейнере будет не хватать для размещения элемента в 200px, наши элементы спокойно перейдут на новую строку.

На картинке вы видите, что два элемента перешли на новую строку. Эти элементы поделили свободное пространство между собой, а не выровнялись по элементам над ними. Происходит это потому, что каждая новая строка (или колонка, если мы работаем с колонками) становится новым flex-контейнером. А во flex-контейнере распределение свободного пространства действует в рамках всей строки.

Общий вопрос заключается в том, как заставить наши перебежавшие элементы выровняться по элементам сверху. Как раз в этом случае и нужен метод размещения элементов в двумерной системе: требуется выравнивание и по строке, и по колонке, а для этого на помощь спешит Grid.

Тот же макет, но с CSS гридами

В примере ниже мы создаём тот же самый макет, но используя гриды. На этот раз у нас три трека-колонки шириной в 1fr . И при этом нам не требуется задавать какие-либо свойства дочерним элементам, потому что они самостоятельно занимают по одной ячейке созданного грида. Как видите, наши элементы лежат в жёсткой сетке и выравниваются и по строке, и по колонке. Поскольку у нас пять элементов, в результате мы получаем пустую ячейку в конце второй строки.

Если вы колеблетесь, что выбрать - flexbox или grid, задайте себе простой вопрос:

  • нужно управлять размещением элементов в строке или в колонке - используем flexbox
  • нужно управлять размещением элементов в строке и в колонке – используем grid

Что важнее: контент или макет?

В дополнение к различию между позиционированию в одном направлении и позиционированию в двух направлениях, существует ещё один способ решить, нужен ли вам макет, основанный на flexbox или макет, основанный на гридах. Flexbox работает исходя из размеров контента. Идеальный случай использования flexbox - когда у вас есть набор элементов, а вам нужно распределить их в контейнере равномерно. Вы позволяете размеру содержимого элементов решить, сколько пространства должен забрать каждый элемент. Если элементы переходят на новую строку, они забирают для себя пространство, исходя из своих размеров и того свободного места, которое есть в этой строке.

Грид работает, исходя из макета. Когда вы используете CSS Grid Layout, вы создаёте структуру и затем размещаете элементы именно в этой структуре или же позволяете правилам авто-размещения разместить элементы в грид-ячейках в соответствии с жёстко заданной сеткой. Конечно, существует возможность создавать треки, подстраивающиеся под размер контента, но при этом они также меняют саму структуру.

Поэтому, если вы используете flexbox и вдруг обнаруживаете, что ограничиваете эластичность элементов, возможно, вам нужно посмотреть в сторону CSS Grid Layout. Например, в том случае, если вы процентами подгоняете ширину flex-элемента, чтобы выровнять его по элементам в строке сверху. В такой ситуации гриды кажутся более оптимальным выбором.

Выравнивание блоков

Самой волнующей функциональностью flexbox для многих из нас была возможность впервые управлять выравниванием блоков. С помощью flexbox можно легко отцентрировать блок на странице. Флекс-элементы способны растягиваться на всю длину контейнера - значит, колонки равной высоты из мечты стали реальностью. Существовал целый ряд вещей, которые нам хотелось сделать очень давно, и для воплощения которых приходилось изобретать различные хаки.

Свойства выравнивания из спецификации flexbox были добавлены в новую спецификацию, названную Box Alignment Level 3. А это означает, что они могут использоваться и в других спецификациях, в том числе и в Grid Layout.

Дальше в нашем руководстве мы подробно рассмотрим выравнивание блоков Box Alignment и то, как оно работает в Grid Layout, а здесь давайте рассмотрим два простых примера, и сравним flexbox и гриды.

В первом примере, использующем flexbox, у нас есть контейнер с тремя элементами. Для блока-обёртки wrapper установлено свойство min-height , и оно задаёт высоту flex-контейнера. Мы установили свойство align-items flex-контейнера в значение flex-end , поэтому элементы выравниваются по концу flex-контейнера. Мы также установили значение свойства align-self для box1 таким образом, что оно перезапишет поведение по умолчанию и заставит наш блок растянутся на всю высоту контейнера. Для box2 свойство align-self установлено таким образом, что блок перепрыгнет в начало flex-контейнера.

Тем временем в параллельной вселенной: выравнивание в CSS Гридах

Второй пример использует грид, чтобы создать тот же самый макет, и на этот раз мы рассмотрим то, как свойства выравнивания блоков применяются к гридам. Вместо flex-start и flex-end мы задаём start и end . В случае с макетом на гридах мы выравниваем элементы внутри их грид-области, в данном примере - это одна единственная грид-ячейка, но в целом грид-область может состоять из нескольких грид-ячеек.

Единица fr и flex-basis

Мы уже видели, как работает единица fr в случае пропорционального распределения доступного пространства между грид-треками в грид-контейнере. При комбинировании fr с функцией minmax() мы получаем поведение, очень похожее на свойство flex в flexbox - и при этом по-прежнему можем создавать макет в двумерной системе.

Если вернуться к примеру, демонстрирующему различия между одно-и двумерным позиционированиями, можно увидеть, что существует также и различие в самом способе того, как две техники работают с отзывчивыми макетами. С макетом на flex, если мы уменьшаем или увеличиваем размер окна, flexbox аккуратно перераспределяет количество элементов в каждой строке в соответствии с доступным пространством. Так, если у нас достаточно места, чтобы разместить все пять наших элементов в одной строке, они и будут размещены в одной строке. Если же контейнер узкий, то в строке у нас будет место только для одного элемента.

В сравнении грид-версия всегда содержит три трека-колонки. Эти треки-колонки будут расширяться и сужаться, но их всегда будет три, раз мы запросили три при задании грида.

Автозаполнение грид-треков

Можно создать эффект, похожий на поведение flexbox, и при этом по-прежнему держать контент в жёсткой сетке из строк и колонок, если задать структуру треков, используя repeat-нотацию и свойства auto-fill и auto-fit .

В примере ниже мы используем ключевое слово auto-fill вместо целого числа в repeat-нотации и задаём структуру треков размером в 200 пикселей. Это значит, что грид создаст столько треков-колонок размером в 200 пикселей, сколько их может разместиться в контейнере.

Переменное количество треков

Давайте вспомним пример с flexbox, когда элементы, размер которых больше 200 пикселей, переходят на новую строку. Тот же самый эффект в гридах мы можем получить комбинируя auto-fill и функцию minmax() . В примере ниже мы создаём автозаполненные треки с помощью minmax . Мы хотим, чтобы треки были как минимум 200 пикселей в ширину, это наше минимальное значение, а для максимального зададим 1fr . В процессе, когда браузер вычисляет, сколько блоков в 200 пикселей может разместиться в контейнере - при этом учитывая грид-зазоры - он расценивает максимум 1fr как инструкцию распределить оставшееся свободное пространство между этими блоками.

Собственно, теперь у нас есть возможность создавать гриды с переменным количеством или с переменным размером треков и при этом по-прежнему держать элементы в жёсткой сетке из строк и колонок.

Что такое Grid?

Grid представляет собой пересекающийся набор горизонтальных и вертикальных линий - один набор определяет столбцы, а другой строки. Элементы могут быть помещены в сетку, соответственно строкам и столбцам. Grid имеет следующие функции:

Фиксированные и гибкие размеры полос

Вы можете создать сетку с фиксированными размерами полос — например, используя пиксели. Вы также можете создать сетку с гибкими размерами, используя проценты или новую единицу измерения - fr, предназначенную для этой цели.

Расположение элемента

Вы можете размещать элементы в заданном месте Grid, используя номера строк, имена или путём привязки к области Grid. Grid также содержит алгоритм управления размещением элементов, не имеющих явной позиции в Grid.

Создание дополнительных полос для хранения контента

Вы можете определить явную сетку с макетом сетки, но спецификация также касается контента, добавленного за пределами объявленной сетки, при необходимости добавляя дополнительные строки и столбцы. Включены такие функции, как добавление «столько столбцов, сколько будет помещено в контейнер».

Управление выравниванием

Grid содержит функции выравнивания, чтобы мы могли контролировать, как элементы выравниваются после размещения в области сетки, и как выравнивается весь Grid.

Управление перекрывающимся контентом

В ячейку сетки может быть помещено более одного элемента, или области могут частично перекрывать друг друга. Затем это расслоение можно контролировать с помощью z-index .

Grid - это мощная спецификация и в сочетании с другими частями CSS, такими как flexbox, может помочь вам создать макеты, которые ранее невозможно было построить в CSS. Все начинается с создания сетки в вашем grid контейнере.

Что дальше?

В данной статье мы очень кратко рассмотрели спецификацию Grid Layout. Поиграйте с примерами кода и переходите к следующей части нашего гида, где мы детально покопаемся в недрах CSS Grid Layout.

Свойства грид-контейнера




Начнем со свойств родительского элемента.

grid-template-columns

Данное свойство используется для определения количества и ширины колонок. При этом, можно определять как свойства для каждой колонки в отдельности, так и устанавливать ширину всех колонок с помощью функции repeat() .





Добавим строку в style.css :

  • значения в пикселях будут точными. Ключевое слово auto означает заполнение элементом всего доступного пространства
  • использование единицы fr (фракция) в repeat() означает, что все контейнеры будут иметь одинаковую ширину

grid-template-rows

Данное свойство используется для определения количества и высоты строк. При этом, можно определять как высоту каждой колонки в отдельности, так и устанавливать высоту всех строк с помощью функции repeat() .






Изменим строку в style.css :

grid-template-areas

Данное свойство используется для определения количества пространства, занимаемого ячейкой Грида (grid cell), в терминах колонок и строк, в родительском контейнере.




Это можно считать схемой макета:




Для получения результата требуется не только родительское, но и хотя бы одно дочернее свойство:

  • grid-template-areas : родительское свойство, создающее схему
  • grid-area : дочернее свойство, которое использует схему

Создаем схему

Применяем схему

Обратите внимание: мы вернемся к свойству grid-area , когда будем говорить о дочерних свойствах.

column-gap

Данное свойство используется для добавления отступа между колонками.




Обратите внимание: свойство column-gap используется совместно со свойством grid-template-columns .

row-gap

Данное свойство используется для добавления отступов между строками.




Обратите внимание: свойство row-gap используется совместно со свойством grid-template-rows .

justify-items

Данное свойство используется для позиционирования грид-элементов внутри грид-контейнера вдоль главной оси. Оно принимает 4 возможных значения:






Добавим еще один контейнер в HTML :

И немного изменим CSS :

align-items

Данное свойство используется для позиционирования грид-элементов внутри грид-контейера вдоль поперечной оси. Оно принимает 4 возможных значения:




justify-content

Данное свойство используется для позиционирования самого грида внутри грид-контейнера вдоль основной оси. Оно принимает 7 возможных значений:






align-content

Данное свойство используется для позиционирования самого грида внутри грид-контейнера вдоль поперечной оси. Оно принимает 7 возможных значений:






Grid-ячейки

Грид-ячейка (grid cell) - наименьшая единица измерения грида, концептуально похожая на ячейку таблицы. Как мы видели в предыдущих примерах, едва грид определён для родительского элемента, дочерние элементы автоматически размещаются в каждой ячейке нашего заданного грида. На рисунке ниже первая ячейка грида выделена цветом.

The first cell of the grid highlighted

Настройка проекта




Для данного проекта требуются начальные знания HTML , CSS и умение работать с VSCode (или другим редактором по вашему вкусу). Делаем следующее:

  1. Создаем директорию для проекта, например, Project1 и открываем ее в редакторе ( cd Project1 , code . )
  2. Создаем файлы index.html и style.css
  3. Устанавливаем в VSCode сервер для разработки ( Live Server , расширение) и запускаем его

Или вы можете просто открыть Codepen (или любую другую песочницу) и начать писать код.

Все готово, можно приступать к делу.




Создаем 3 контейнера внутри body :

Шаг 1

Шаг 2

Немного стилизуем body :

Шаг 3

Стилизуем все контейнеры:

Не волнуйтесь, мы рассмотрим каждое из указанных свойств Грида.

Шаг 4

Добавим небольшой отступ между контейнерами:

Размещение элементов с помощью z-index

Несколько грид-элементов могут занимать одну и ту же ячейку. Если вернуться к нашему примеру с элементами, размещёнными по номерам линий, мы можем сделать так, чтобы два элемента перекрывались:

Элемент box2 теперь перекрывает box1 , и отображается сверху, поскольку в исходном коде находится ниже.

Управление порядком отображения

Порядком, в котором элементы накладываются друг на друга, можно управлять с помощью свойства z-index - точно так же, как в случае с позиционированными элементами. Если задать box2 значение z-index , меньшее, чем у box1 , в стеке он отобразится под элементом box1 .

Элемент управления Grid


Табличные элементы управления (обычно в их названии присутствуют слова Table или Grid) широко используются при разработке GUI. Так получилось, что на работе мы используем С++ и MFC для разработки пользовательского интерфейса. В начале мы использовали CGridCtrl — общедоступную и довольно известную реализацию грида. Но с некоторого времени он перестал нас устраивать и появилась на свет собственная разработка. Идеями, лежащими в основе нашей реализации, я хочу с вами здесь поделиться. Есть задумка сделать open source проект (скорее всего под Qt). Поэтому данную заметку можно рассматривать как «Proof Of Concept». Конструктивная критика и замечания приветствуются.


Причины, по которым меня не устраивают существующие реализации я опущу (это тема для отдельной заметки).
Проекты у нас инженерно-научные, с богатой графикой, и списки и таблицы используются повсеместно. Поэтому новый грид должен был обеспечивать гибкую кастомизацию, хорошее быстродействие и минимальное потребление памяти при показе больших объемов информации. При разработке я старался придерживаться следующим правилом: реализуй функциональность максимально обобщенно и абстрактно, но не во вред удобству использования и оптимальности работы. Конечно, это правило противоречиво, но насколько мне удалось соблюсти баланс — судить вам.

Чтобы с чего-то начать, давайте попробуем дать определение элементу управления grid. Для сохранения общности можно сказать, что grid — это визуальный элемент, который разбивает пространство на строки и столбцы. В результате получается сетка ячеек (место пересечения строк и столбцов), внутри которых отображается некоторая информация. Таким образом у грида можно различить два компонента: структуру и данные. Структура грида определяет как мы будем разбивать пространство на строки и столбцы, а данные описывают, собственно, то, что мы хотим видеть в получившихся ячейках.

  • Главное свойство Count — количество линий, из которых состоит Lines
  • Каждая линия может менять свой размер (строка высоту, а столбец — ширину)
  • Линии можно переупорядочивать (строки сортировать, столбцам менять порядок)
  • Линии можно скрывать (делать невидимыми для пользователя)


Комментарии и некоторые служебные функции и поля опущены для наглядности.
Вы можете заметить, что в классе есть функции GetAbsoluteLineID и GetVisibleLineID . Так как мы позволяем перемешивать и скрывать линии, то абсолютный и видимый индекс линии различаются. Надеюсь картинка наглядно показывает эту ситуацию.

Также нужно сделать пояснение по поводу строки
Здесь определён сигнал (так он называется в Qt или boost). С появлением С++11 и std::function, можно легко написать простую реализацию signals/slots, чтобы не зависеть от внешних библиотек. В данном случае мы определили эвент в классе Lines, и к нему можно подключать любую функцию или функтор. Например грид подключается к этому эвенту и получает оповещение, когда экземпляр Lines меняется.

Таким образом структура грида у нас представлена двумя экземплярами Lines:

Переходим к данным. Каким образом давать гриду информацию о том, какие данные он будет отображать и как их отображать? Здесь уже всё изобретено до нас — я воспользовался триадой MVC (Model-View-Controller). Начнем с элемента View. Так же как класс Lines определяет не одну линию, а целый набор, определим класс View как нечто, что отображает какие-то однородные данные в некотором подмножестве ячеек грида. Например, у нас в первом столбце будет отображаться текст. Это означает, что мы должны создать объект, который умеет отображать текстовые данные и который умеет говорить, что отображаться эти данные должны в первой колонке. Так как данные у нас могут отображаться разные и в разных местах, то лучше реализовать эти функции в разных классах. Назовем класс, который умеет отображать данные, собственно View, а класс, который умеет говорить где данные отображать Range (набор ячеек). Передавая в грид два экземпляра этих классов, мы как раз указываем что и где отображать.

Давайте подробнее остановимся на классе Range. Это удивительно маленький и мощный класс. Его главная задача — быстро отвечать на вопрос, входит ли определенная ячейка в него или нет. По сути это интерфейс с одной функцией:

Таким образом можно определять любой набор ячеек. Самыми полезными конечно же будут следующие два:
Первый класс определяет набор из всех ячеек, а второй — набор из одного конкретного столбца.

  • Сколько надо места, что бы отобразить данные (например чтобы колонкам установить ширину, достаточную для отображения текста — режим Fit)
  • Дай текстовое представление данных (чтобы скопировать в буфер обмена как текст или отобразить в tooltip)


Для наглядности рассмотрим пример в котором в первом столбце отображаются чекбоксы и текст. Во втором столбце представлены радио-кнопки, квадратики с цветом и текстовое представление цвета. И еще в одной ячейке есть звёздочка.

Например для чекбокса мы будем использовать LayoutLeft, который спросит у View его размер и «откусит» прямоугольник нужного размера от прямоугольника ячейки. А для текста мы будем использовать LayoutAll, к которому в параметре cellRect перейдет уже усеченный прямоугольник ячейки. LayoutAll не будет спрашивать размер у своего View, а просто «заберет» все доступное пространство ячейки. Можно напридумывать много разных полезных Layouts, которые будут комбинироваться с любыми View.

Возвратимся к классу Grid, для которого мы хотели задавать данные. Получается, что хранить мы можем тройки <Range, View, Layout>, которые определяют в каких ячейках, каким образом отображать данные, плюс как эти данные должны быть расположены внутри ячейки. Итак класс Grid у нас выглядит примерно так:

  1. Нужно отфильтровать m_data и оставить только те тройки, для которых наша ячейка попадает в Range
  2. Определить прямоугольник для ячейки
  3. Определить прямоугольники для всех View
  4. Отрисовать все View в рассчитанные для них прямоугольники

Этот класс в конструкторе выполняет первые три пункта и сохраняет результат в m_cache. При этом функция Draw получилась достаточно легковесной. За эту легковесность пришлось заплатить в виде m_cache. Поэтому создавать экземпляры такого класса на каждую ячейку будет накладно (мы ведь договорились не иметь данных, зависящих от общего количества ячеек). Но нам и не надо иметь экземпляры CellCache для всех ячеек, достаточно только для видимых. Как правило в гриде видна небольшая часть всех ячеек и их количество не зависит от общего числа ячеек.

Таким образом у нас появился еще один класс, который управляет видимой областью грида, хранит CellCache для каждой видимой ячейки и умеет быстро рисовать их.



Когда пользователь меняет размер грида или скроллирует содержимое, мы просто выставляем новый visibleRect в этом объекте. При этом переформируется m_cells, так чтобы содержать только видимые ячейки. Функциональности GridCache достаточно, что бы реализовать read-only грид.

Разделение классов Grid и GridCache очень полезно. Оно позволяет, например, создавать несколько GridCache для одного экземпляра Grid. Это может использоваться для реализации постраничной печати содержимого грида или экспорта грида в файл в виде изображения. При этом объект GridWindow никаким образом не модифицируется — просто в стороне создается GridCache, ссылающийся на тот же экземпляр Grid, в цикле новому GridCache выставляется visibleRect для текущей страницы и распечатывается.

Как же добавить интерактивности? Здесь на первый план выходит Controller. В отличие от остальных классов, этот класс определяет интерфейс со многими функциями. Но лишь потому, что самих мышиных событий достаточно много.

Так же как и для отрисовки, для работы с мышью нам нужны только видимые ячейки. Добавим в класс GridCache функции обработки мыши. По положению курсора мыши определим какая ячейка (CacheCell) находится под ней. Далее в ячейке для всех View, в чей прямоугольник попала мышь, забираем Controller и вызываем у него соответствующий метод. Если метод возвратил true — прекращаем обход Views. Данная схема работает достаточно быстро. При этом нам пришлось в класс View добавить ссылку на Controller.

Осталось разобраться с классом Model. Он нужен как шаблон адаптер. Его основная цель — предоставить данные для View в «удобном» виде. Давайте рассмотрим пример. У нас есть ViewText который умеет рисовать текст. Что бы его нарисовать в конкретной ячейке, этот текст надо для ячейки запросить у объекта ModelText, который, в свою очередь, лишь интерфейс, а его конкретная реализация знает откуда текст взять. Вот примерная реализация класса ViewText:

Таким образом несложно угадать какой интерфейс должен быть у ModelText:

Обратите внимание, мы добавили сеттер для того, что бы им мог воспользоваться контроллер. На практике наиболее часто используется реализация ModelTextCallback

Эта модель позволяет при инициализации грида назначить лямбда функции доступа к настоящим данным.
Ну а что же общего у моделей для разных данных: ModelText, ModelInt, ModelBool . В общем-то ничего, единственное, что про них всех можно сказать, что они должны информировать все заинтересованные объекте о том, что данные изменились. Таким образом базовый класс Model у нас примет следующий вид:


В итоге наш грид разбился на множество небольших классов, каждый из которых выполняет четко определенную небольшую задачу. С одной стороны может показаться, что для реализации грида представлено слишком много классов. Но, с другой стороны, классы получились маленькими и простыми, с четкими взаимосвязями, что упрощает понимание кода и уменьшает его сложность. При этом всевозможные комбинации наследников классов Range, Layout, View, Controller и Model дают очень большую вариативность. Использование лямбда функций для ModelCallback позволяют легко и быстро связывать грид с данными.

В следующей заметке я опишу как реализовать стандартную функциональность грида: selection, sorting, column/row resize, printing, как добавить заголовок (фиксированные верхние строки и левые столбцы).
Раскрою небольшой секрет — все что описано в данной статье уже достаточно для реализации вышеперечисленного. Если какую-то функциональность я пропустил, пожалуйста, пишите в комментариях и я опишу их реализацию в следующей статье.

Архитектура CSS Grid

Как же Грид работает? Элементы Грида (grid items) располагаются вдоль главной или основной (main) и поперечной (cross) оси (axis). При помощи различных свойств мы можем манипулировать элементами для создания макетов.




Помимо прочего, у нас имеется возможность объединять строки и колонки подобно тому, как мы это делаем в Excel , что предоставляет нам большую гибкость, чем Флекс ( Flexbox ).

К слову, если вас интересует Флекс, вот соответствующая статья.

Сокращения для свойств CSS Grid

  • place-content
  • place-items
  • place-self
  • grid-template
  • gap / grid-gap

place-content




Данное свойство является сокращением для:

place-items




Данное свойство является сокращением для:

place-self




Данное свойство является сокращением для:

grid-template




Данное свойство является сокращением для:

  • grid-template-rows
  • grid-template-columns

gap/grid-gap




Данное свойство является сокращением для:

Основные понятия Grid Layout

CSS Grid Layout представляет двумерную сетку для CSS. Grid (здесь и далее подразумевается CSS Grid Layout ) можно использовать для размещения основных областей страницы или небольших элементов пользовательского интерфейса. В этой статье описывается компоновка сетки CSS и новая терминология, которая является частью спецификации CSS Grid Layout Level 1. Функции, показанные в этом обзоре, будут более подробно описаны в остальной части данного руководства.

Grid-линии

Нужно заметить, что когда мы определяем грид, мы определяем грид-треки, а не грид-линии. После этого грид обеспечивает нас пронумерованными линиями, номера которых можно использовать для размещения элементов. Например, в гриде с тремя колонками и двумя рядами у нас - четыре колоночные линии.

Diagram showing numbered grid lines.

Линии нумеруются в соответствии с режимом написания (writing mode) документа. В языках с написанием слева-направо, линия 1 - самая левая линия в гриде. В языках с написанием справа-налево, линия 1 - самая правая линия в гриде. Линиям также можно давать имена, и - не переключайтесь, дальше мы узнаем, как это делать.

Размещение элементов по линиям

В дальнейшем мы детально рассмотрим размещение элементов с помощью линий, а пока остановимся на простом способе. При размещении элемента мы ссылаемся именно на линию, а не на трек.

В следующем примере мы размещаем первые два элемента в нашем гриде из трёх колоночных треков с помощью свойств grid-column-start (en-US) , grid-column-end (en-US) , grid-row-start и grid-row-end (en-US) . Поскольку режим написания слева направо, первый элемент размещается, начиная с колоночной линии 1, и занимает пространство до колоночной линии 4, которая в нашем случае - самая правая линия грида. Наш элемент начинается со строчной линии 1 и заканчивается на строчной линии 3, таким образом занимая два строчных трека.

Второй элемент начинается с колоночной линии 1 и занимает один трек. Это поведение по умолчанию, поэтому не нужно задавать конечную линию. Элемент также занимает два строчных трека - со строчной линии 3 до строчной линии 5. Остальные элементы самостоятельно размещаются в пустых пространствах грида.

Не забывайте, что вы можете использовать Grid Inspector в Firefox Developer Tools, чтобы посмотреть, как элементы размещаются по линиям грида.

Схема CSS Grid




Схема содержит все возможные свойства, предоставляемые Гридом. Эти свойства делятся на:

  • родительские (свойства грид-контейнера) и
  • дочерние (свойства грид-элементов)

Обратите внимание: красным цветом отмечены сокращения для свойств:






К концу настоящей статьи у вас будет полное понимание того, как работает каждое из них.

Что такое CSS Grid ?




Грид — это макет для сайта (его схема, проект).

Грид-модель позволяет размещать контент сайта (располагать его определенным образом, позиционировать). Она позволяет создавать структуры, необходимые для обеспечения отзывчивости сайтов на различных устройствах. Это означает, что сайт будет одинаково хорошо смотреться на компьютере, телефоне и планшете.

Вот простой пример макета сайта, созданного с помощью Грида.

Компьютер




Телефон




Grid Tracks

Мы определяем ряды и столбцы в нашей сетке при помощи свойств grid-template-columns и grid-template-rows . Это определяет полосы сетки. Полоса сетки — это место между любыми двумя линиями сетки. На изображении ниже вы можете увидеть подсветку полосы — первого трека ряда в нашей сетке.


Можно дополнить пример выше, добавив свойство grid-template-columns и задав размеры полос колонок.

В примере ниже мы создаём сетку с шириной колонки 200px. Каждый дочерний элемент сетки будет располагаться в отдельной ячейке сетки.

Единица измерения fr

Размер треков (полос) может быть задан с помощью любой единицы длины. Спецификация также вводит дополнительную единицу длины, позволяющую создавать эластичные (flexible) грид-треки. Новая единица длины fr представляет собой долю (fraction) доступного пространства в грид-контейнере. Определение грида в коде ниже создаст три трека равной длины, которые будут увеличиваться и уменьшаться в размерах в соответствии с доступным пространством.

В следующем примере мы создаём грид с треком в 2fr и двумя треками по 1fr . Доступное пространство разбивается на четыре части. Две части занимает первый трек, и две части - два оставшихся.

В последнем примере смешаем треки с абсолютной длиной и треки с длиной во fr. Размер первого трека 500 пикселей, и эта фиксированная ширина убирается из доступного пространства. Оставшееся пространство разбивается на три части и пропорционально разделяется между двумя эластичными треками.

Задание треков с помощью нотации repeat()

В огромных гридах с большим количеством треков можно использовать нотацию repeat() , чтобы повторить структуру треков или её часть. Например, такое задание грида:

можно записать вот так:

Repeat-нотацию можно использовать как часть списка треков. В следующем примере создаётся грид с начальным треком шириной в 20 пикселей, шестью треками шириной в 1fr и последним треком шириной в 20 пикселей.

Repeat-нотация в качестве аргумента принимает список треков, поэтому с её помощью можно создавать структуру из повторяющихся треков. В следующем примере грид состоит из 10 треков: за треком шириной 1fr следует трек шириной 2fr , и все это дело повторяется пять раз.

Явный и неявный грид

Во всех примерах выше мы создавали наши колоночные (столбцовые) треки с помощью свойства grid-template-columns , в то время как грид самостоятельно создавал строки (ряды, полосы) для любого контента там, где это требовалось. Эти строки создавались в неявном гриде. Явный грид состоит из строк и колонок, которые мы определяем с помощью grid-template-columns и grid-template-rows . Если вы размещаете что-нибудь вне рамок определённого данными свойствами грида или в зависимости от контента требуется большее количество грид-треков, грид создаёт строки и колонки в виде неявного грида. Размер подобных треков по умолчанию задаётся автоматически в зависимости от находящегося в них контента.

Вы также можете задать размер треков, создаваемых в виде неявного грида с помощью свойств grid-auto-rows (en-US) и grid-auto-columns (en-US) .

В примере ниже мы задаём grid-auto-rows , чтобы треки, создаваемые в неявном гриде были высотой 200 пикселей.

Масштабирование треков и minmax()

При задании размеров явного грида или при определении размеров автоматически создаваемых колонок или строк может возникнуть следующая ситуация: мы хотим определить для треков минимальный размер, но при этом быть уверенными, что при необходимости треки растянутся, чтобы вместить весь добавленный в них контент. Например, нам нужно, чтобы строки никогда не становились меньше 100 пикселей, но если контент занимает, скажем, 300 пикселей в высоту, мы хотим, чтобы строка тоже стала 300 пикселей.

Для подобных ситуаций в Grid предусмотрено решение с помощью функции minmax() . В следующем примере minmax() используется, как значение свойства grid-auto-rows (en-US) . Автоматически создаваемые строки будут как минимум 100 пикселей в высоту, а как максимум примут значение auto . Использование auto означает, что размер строки посмотрит на размер контента и растянется таким образом, чтобы вместить самый высокий элемент ячейки в этой строке.

Вложенные гриды

Грид-элемент может быть и грид-контейнером. В следующем примере у нас есть созданный ранее трёхколоночный грид, в котором размещены два элемента. В данном случае у первого элемента есть несколько подэлементов. Поскольку эти подэлементы не являются прямыми потомками грида, они не участвуют в структуре грида и отображаются в соответствии с нормальным потоком документа.

Nested grid in flow

Если мы задаём для box1 значение display: grid , то можем написать для него структуру треков, и он тоже станет гридом, а его дочерние элементы будут размещены внутри этого нового грида.

В данном случае вложенный грид не связан с родительским. Как вы можете видеть, он не наследует значение свойства grid-gap (en-US) родительского элемента и линии вложенного грида не выравниваются по линиям родительского грида.

Подгрид (Subgrid)

В спецификации гридов уровня 2 есть функциональность, называемая подгридом (subgrid) , которая позволит нам создавать вложенные гриды, использующие структуру треков родительского грида.

Примечание. Эта функция поставляется в браузере Firefox 71, который в настоящее время является единственным браузером для реализации subgrid.

В приведённом выше примере мы можем отредактировать вложенный грид, изменив grid-template-columns: repeat(3, 1fr) , на grid-template-columns: subgrid . Вложенный грид будет использовать родительскую структуру треков, чтобы разместить свои дочерние элементы.

Grid контейнер

Мы создаём grid контейнер, объявляя display: grid или display: inline-grid на элементе. Как только мы это сделаем, все прямые дети этого элемента станут элементами сетки.

В этом примере есть div, содержащий класс wrapper с пятью потомками

Сделаем wrapper grid контейнером

Все прямые потомки теперь являются grid элементами. В веб-браузере вы не увидите никакой разницы в отображении элементов, поскольку Grid создал единую сетку столбцов для элементов. На данный момент вам может оказаться удобным работать в Firefox Developer Edition, в котором есть Grid Inspector, доступный как часть инструментов разработчика. Если вы просмотрите этот пример в Firefox и проверите Grid, вы увидите маленький значок рядом с display: grid. Нажмите этот значок, и сетка на этом элементе будет наложена в окне браузера.

Using the Grid Highlighter in DevTools to view a grid

По мере вашего обучения и последующей работы с CSS Grid Layout этот инструмент даст вам лучшее визуальное представление о том, что происходит с вашей сеткой.

Если мы хотим, чтобы это стало более похожим на сетку, нам нужно добавить полосы.

Читайте также: