Что такое аое в доте

Обновлено: 02.07.2024

Термин AOE в киберспорте является сокращением от Area of Effect и подразумевает любую способность, которая распространяется на определенный радиус действия. Простыми словами, персонаж может наносить урон врагам на расстоянии, используя массовые навыки. Также AOE используется для исцеления и усиления союзников, чтобы призвать помощников, наложить заклинание или совершить какой-то другой эффект в зависимости от игры.

К примеру, в «Дота 2» не только герой может осуществлять определенное воздействие по площади, а также подобное доступно и при наличии мощных предметов с внушительным радиусом поражения. Если рассматривать АОЕ с атакующей стороны, то это могут быть взрывные волны, разбрасываемые по всем направлениям стрелы, гранаты и многое другое. С защитной точки зрения стоит выделить возможность вылечить союзников в определенном радиусе, что особенно полезно при массовых противостояниях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое аое в доте

История Доты. Часть 1: От Aeon of Strife до 6.27 История Доты. Часть 2: Господство АoЕ. Эпоха 6.32 На дворе 2006 год, а это значит, что наступила 6.3х эпоха. Самые стабильные версии того времени – 6.32 и 6.37. Основная стратегия игры в 6.32 версии была позаимствована из 6.27 (АОЕ-страта). Одним из важнейших изменений этой версии стало добавление слотов для зрителей. Теперь было очень удобно наблюдать за чьей-либо игрой в режиме реального времени. Тогда же набрал популярность сервис Waaagh! TV. С этого момента Дота все сильнее укрепляется как киберспортивная дисциплина.

2006 год был годом господства таких команд как coL (compLexity), JMC (Jax Money Crew), tPD (Team Pandemic), vRG (veRGe), Say Plz, Team Q и BTo (Boomtown Odense). Здесь пойдет речь об американских командах, тогда их было много, в отличие от Европы. О европейской доте речь пойдет в следующих частях. В это время в Америке набирала популярность CAL (Cyberathlete Amateur League). Первые три сезона прошли под знаменем полного доминирования команд coL, JMC, tPD и verGe. Причем coL были сильнейшими на протяжении всего первого сезона, но в финале уступили JMC со счетом 2-0. С начала второго сезона лига так резко стала набирать популярность, что к третьему сезону уже была разделена на 4 категории: Invite (I), Main (M), Intermediate (IM) и Open (O). Команда coL – первая в истории Доты команда, получившая спонсорство. Лучшими игроками клана coL в то время были coL.Fear и coL.ezy. Fear начинал играть еще во времена IGS (International Gaming Syndicate). Первый созданный им клан назывался OwNT. Позднее он основал знаменитую команду PluG, после переименованную в coL и ставшую топовой. Позднее, уже после расформирования coL, в 2007 году, портал GotFrag проводил голосование на 10 лучших игроков DotA всех времен. Fear занял в нем 5 позицию, не смотря на то, что это голосование проводилось спустя более чем 6 месяцев после его ухода с игровой сцены (с тех пор он уже успел вернуться). Это показывает, что Fear был действительно очень влиятельной личностью в DotA комьюнити.


Fear из команды coL, одна из легенд DotA (и как мы знаем чемпион Dota 2 TI 2015) 2006 г

В свою очередь, coL.ezy был самым лучшим фармером того времени после JMC.Merlini. Сейчас любой игрок знает, насколько важен правильный фарм и четкий ластхит в Доте, но тогда многие игроки несерьезно относились к этому аспекту игры. coL.ezy очень часто брал Бонфлетчера и показывал всем, насколько важно мастерство ластхита. Только после просмотра его игр многие игроки начали понимать, что добивание крипов - важнейшая механика в DotA. Другим легендарным игроком того времени был Merlini. Он играл за команду Apex, которая впоследствии получила спонсорство организации JMC и сменила название. Он часто играл имбалансным Сайленсером, который в руках Merlini вызывал просто море восхищения у людей, следящих за Дотой. Именно Мерлини привел Сайленсера к его пику популярности. Мерлини сделал себе имя в лиге IHL (inhouse league), всегда ходил в соло, фармил как бог.


Другой невероятно талантливый игрок из команды JMC с ником inDe_eD часто играл редкими персонажами на кланварах. inDe_eD написал много гайдов и статей по героям DotA. Многие из них были переведены на китайский и пользовались заслуженной популярностью среди прогрессивных игроков. Третьей командой, привлекавшей внимание публики, была tPD. Изначально команда носила название ADA (Arrogant DotA Arseholes), затем получила спонсорство от Team Pandemic. Игроки tPD часто экспериментировали с новыми тактиками и нестандартными героями. Они постоянно меняли игровые роли членов команды, стараясь привыкнуть к разным комбинациям героев, что и стало их изюминкой. Эта их отличительная особенность привлекла много внимания. Даже многие соперники не скрывали, что получают удовольствие, следя за их игрой. Merlini и p0c в будущем открыто заявляли, что являются фанатами tPD. Капитаном tPD был tPD.Fachh, так же родом из Китая. Он достиг вершины мастерства одним из самых непопулярных героев Juggernaut, что позволило другим игрокам увидеть этого персонажа в новом свете. Fachh играл им предельно грамотно и показал невероятную разрушительную силу, заключенную в нем. Это привело к росту популярности как самого игрока, так и его любимого героя. В четверку сильнейших команд Северной Америки входила так же verGe. Сначала команда называлась WaC, ей удалось пережить трех своих конкурентов и получить финансовую поддержку от eMg (eMazing Gaming). В дальнейшем, добившись высоких результатов, им предложила спонсорство одна из старейших североамериканских киберспортивных организаций EG (Evil Geniuses).

2006 год в Китае ознаменован большим ростом популярности Доты. Все началось с создания лиги U9 DotA Invitational. Но настоящим прорывом здесь стало создание CPL (Cyberathlete Professional League) – лан, который до сих пор имеет огромную популярность в Китае. Победителями первого в истории Китая ЛАН-турнира стали парни из команды Nebula: EYE, lzlqcl, 521, Longdd, nono. У команды Nebula после победы на CPL начался застой, новостей от них почти не было. Спустя еще какое-то время, они объявили о своем расформировании.


Победившая команда Nebula слева на право: EYE, lzlqcl, 521, Longdd, nono

Параллельно DotA так же быстро набирала популярность в юго-восточном регионе Азии. Там играли в основном в режиме -AP (All Pick), отдавая предпочтение ганку. Такой стиль игры сильно отличался от западного, а игроки обращали больше внимания на контроль проходов - этот режим использовался при проведении соревнований. Изначально в DotA играли китайцы из числа студентов, уезжавших учиться за рубеж, поэтому их стиль игры и предпочитаемый режим были отражениями западных трендов. Влияние юго-восточного азиатского игрового комьюнити на китайскую киберсцену было очень ограничено, поскольку в Китае сайты и соревнования этого региона не были популярны. Тем не менее, реплеи таких команд, как сингапурской Zenith и филиппинских Team Flow и Team 129 были известны среди китайских игроков как хорошо демонстрирующие всю красоту и действенность этой тактики бешеного ганка. В частности, необычный стиль игры команды Zenith, в сочетании с использованием редких персонажей, привлекал к себе пристальное внимание.

Итак, 2006 год, версия доты 6.32. Это была эпоха АОЕ, и «неконтрящимися» считались страты из 5 АОЕ кастеров или же более усовершенствованный вариант – 4 АОЕ + 1. Стиль игры заключался в непрерывном стоянии на линии, уход с линии, а уж тем более ганк считались из ряда вон выходящими вещами, и как минимум считались неоправданными. После получения одной из команд преимущества в виде нужного уровня и артов, эта команда собиралась впятером и шла в наступление. Такая концепция, вероятно, позаимствована из западной традиции ведения войны: собрать армию и вести ее вперед, сопровождаемую непрерывными залпами орудий. Отдельно хочется выделить такой арт как Mekansm. Так как лечение от Мек складывалось в то время, чаще всего ключевым являлся момент, когда одна из команд нафармила 5 Мек и шла пушить с этим имба-выхилом.






При ведении боя с интенсивным применением АОЕ, нормальным было делать тройные и ультра убийства рэмпейджи тоже не были редкостью. (Примечание: звуки ультра-килов и рэмпейджа в то время отсутствовали. Слышны были только повторяющиеся звуки трипл-килов.) Тактики, основанные на АОЕ, требовали чрезвычайно четкой координации действий между всеми членами команды. Поэтому команды, пережившие эту эпоху, позднее славились хорошей слаженностью. АОЕ-страта требует очень хорошего тимплея. Именно поэтому молодым тимам было очень сложно противостоять наиболее слаженным командам, которые играли вместе на протяжении нескольких месяцев. Так как игры исполнялись в то время даже не на –ар, а на –nm (normal mode), играя за сторону Sentinel, можно было воспользоваться стратой «4 АОЕ-кастера + Сайленсер». Сайленсер прекрасно контрил 5 АОЕ, да еще к тому же имел очень хороший DPS. В свою очередь, за Scourge была разработана ответная страта «4 АОЕ + Визаж». Играть в ганг тоже пытались, но все же в то время правильно гангать не умел никто. Помимо Сайленсера и Визажа, хорошо вписывались в «4 АОЕ + 1» страту такие герои как Морф и Бонфлетчер. Перекачкой Морфа тогда пользовались все, а его Репликейт, заюзанный на того же Визажа, был очень неплохой прибавкой к общему dps команды. Бонфлетчер же, используя ту самую связку Рапира+Аегис, был бесконечным источником головной боли для команды, играющей на стороне Sentinel (Аегис же можно было купить, к тому же он имел три заряда). Самыми популярными героями того времени были Enigma, Crystal Maiden, Rhasta, Krobelus и Lich. Лич был настолько популярен, что наиболее частым тестом скилловости игрока (иногда даже тест на прием в клан) считалась игра Личом против Сайленсера 1 на 1 соломид.

Что такое аое в доте

АоЕ – происходит от английского словосочетания area of effect, что переводится как область действия или дословно «область эффекта». Что такое АоЕ в онлайн-играх? Это навыки, заклинания или свойства предметов, воздействующие одновременно на определенную область.

Такие массовые навыки могут быть направлены на нанесение урона, на усиление союзников или ослабление врагов. В качестве атакующих скиллов выступают различные землетрясения, ураганы, каменные копья и т.д. Нужно знать, что подобные атаки ограничены по дальности, радиусу действия и количеству наносимого урона. Такое ограничение вводится для того, чтобы не создавать дисбаланса в играх.

Навыки усиления союзников или ослабления противников называют баффами и дебаффами, которые тоже могут быть массовыми с воздействием в определенной области. Они могут быть в виде благословений, повышать или понижать определенные параметры и даже усиливать эффекты от нахождения в области действия. Например, клирик, накладывающий благословение на землю, позволяет всем находящимся на ней персонажам быстрее восстанавливать хп и увеличивает защиту в радиусе действия этого благословения.

В зависимости от конкретной игры, многие классы могут использовать AoE заклинания и навыки. Но в большинстве случаев они используются магами или персонажами поддержки – клириками, жрецами, друидами и шаманами. Логично, что маги наносят AoE урон, а персонажи поддержки накладывают массовые баффы и дебаффы. А чем выше уровень персонажа, тем более сильное воздействие от подобных заклинаний.

Как используется?

Вариантов применения массовых заклинаний очень много – начиная от боев с монстрами и игроками, и заканчивая прохождением сложных локаций и данжей. Они используются в тех случаях, когда нужно быстро уничтожить или ослабить большую группу врагов, которые стоят недалеко друг от друга. Но настоящий экшн начинается в массовых PvP, когда AoE заклинания нужно правильно использовать в схватках с другими игроками – оперативно лечить и усиливать союзников или наносить урон большим группам противника. Здесь открывается широкое поле деятельности для каждого участника сражения, поэтому ликвидация персонажей с массовыми навыками является одной из приоритетных целей в бою.

Некоторые монстры в играх тоже обладают AoE навыками – в этом случае урон проходит по всем персонажам, оказавшимся в радиусе действия. Это доставит несколько сложностей тем, на кого монстр использует свой арсенал массовых спеллов. Если вы видите, что монстр собирается использовать такое заклинание в процессе боя (а вы это поймете точно), то отбегайте подальше и ждите пока оно не закончится, после чего можете снова продолжать сражения.

АоЕ в игре могут обладать различные предметы экипировки, которые накладывают определенный эффект на несколько игроков, но такие эффекты всегда ограничены по урону и времени использования.

АоЕ действием могут обладать и зелья, использование которых накладывает эффект на несколько игроков. Например, зелье общей защиты повысит шанс всей пати на выживаемость.

Массовые навыки решают проблемы долгого и нудного уничтожения врагов и приносят элемент неожиданности. Только представьте: вы спокойно занимаетесь очисткой местности от живности и на вас внезапно падает огненный шар. В это же время маг недалеко от вас потирает руки и радуется ваншоту.

Словарь терминов и сокращений Dota 2

игровые термины Dota 2

1

Основные игровые термины(сленг), связанные с игрой и игровыми моментами:

Игровые понятия

AoE (Area of Effect) или АоЕ способности


Buff (бафф)

Любой положительный эффект или усиливающее заклинание. Баффы дают разнообразные бонусы — от дополнительной скорости атаки до сопротивления урону. Баффер — игрок, специализирующийся на наложении баффов на союзников.


Caster (кастер, маг)

Герой, чьей основной ударной силой являются заклинания. Как правило, герои-кастеры обладают большим запасом маны, разнообразием заклинаний и небольшим временем их перезарядки — это позволяет им закидывать вражескую команду магией.


Cooldown (CD, КД)

Время, за которое перезаряжается та или иная способность героя.


Creeps (крипы)


Debuff (дебафф, проклятие)

Любой негативный эффект или заклинание. Полная противоположность баффу — оно ослабляет вашего героя и/или не дает пользоваться теми или иными способностями.


Deny (денай, добивание)

Убийство союзного крипа для того, чтобы его опыт и деньги не достался врагу. Когда у дружественного крипа становится меньше половины здоровья, вы получаете возможность наносить ему урон: нанеся последний удар по нему, вы не только избавите беднягу от страданий, но и не позволите противникам получить его деньги и опыт. Одна из основных обязанностей героев-саппортов на линии — добивать своих крипов. В некоторых случаях подобным образом можно добить и союзного героя.


Farm (фарм, фарминг)

Процесс заработка золота. Не важно, каким образом герой получает золото: от добивания крипов на линии, от шинкования нейтральных монстров в лесу или посредством убийств вражеских героев — за все это он получает деньги. Чем лучше фарм, тем быстрее в инвентаре героя появятся дорогие и мощные артефакты, которые помогут ему еще эффективнее уничтожать врагов. Фарм — главное святое слово для любого героя-кэрри.


FB (first blood, фб, первая кровь)

Самое первое убийство в матче, открывающее счет. Игрок, сделавший это, получает намного больше золота за фраг и быстро вырывается вперед. FB на счету вашей команды — это отличное начало партии.


Feeder (фидер, корм)

Игрок, который слишком часто погибает, чем дает преимущество вражеской команде. В Dota 2 оставаться в живых несколько важнее, чем убивать героев противника: если вы часто «отдаетесь» врагам, то не только теряете собственные деньги и опыт, но и подводите всю свою команду.


Gank (gang kill, ганк, ганг)


Harassment (харас)

Продолжительное нанесение урона героям на линии. Если вы пытаетесь спокойно качаться на линии, однако враги постоянно плюются в вас болезненными заклинаниями, метают стрелы и при любой возможности бьют по лицу — то это и есть высокий харас. Впрочем, никто не запрещает вам делать то же самое, но в этом деле надо быть осторожным.


Mega Creep (мегакрип)

Усиленная версия обычного крипа. Когда вашей команде удастся пробиться на базу противника и разрушить все бараки ближнего или дальнего боя, с вашей стороны начнут рождаться намного более сильные юниты. Противник будет получать за них меньше золота, а их сила доставит им немало проблем.


Deffens (деф, дефать)

Защищать базу или героя.


True Sight (трусайт, просвет)

Эффект, который дает возможность видеть невидимых героев. Настоящая головная боль для героев, которые полагаются на невидимость. True Sight дают некоторые способности и предметы.


Triple (трипла)

Стратегия, при которой на одной линии одновременно стоят три героя с одной стороны. Каждый получает меньше опыта, но у такой команды больше шансов убить вражеского героя и защититься в случае нападения.


Tower (тавер, башня, вышка)

Основное защитное сооружение в Dota 2, наносящее большой урон и не позволяющее вам пройти на базу противника. Партия сводится к тому, чтобы разрушить все башни врага по одной или нескольким линиям и уничтожить его главное строение. Разрушение башен дает золото всей команде. О них мы тоже поговорим в следующих статьях.


Team Kill (тимкилл, тимвайп, тимвайт)

Ситуация, когда вам удается убить всю команду противника. Отличное время для безопасного убийства Рошана или разноса вражеской базы.


Stun (стан)

Эффект оглушения. Оглушенный противник не может двигаться, атаковать или использовать способности — в течение ограниченного времени он полностью беззащитен.


Solo (соло)

Cтратегия, при которой на линии качается один герой. С одной стороны, в этом случае он получает больше опыта (в Dota 2 опыт от убийства крипов делится между всеми союзными героями, находящимися рядом). С другой, стоять на линии сразу против двоих противников намного сложнее.


Streak (стрик) — серия убийств. Если вам удается убивать вражеских героев и оставаться в живых, вы набираете стрик — для игрового баланса, награда за вашу голову тоже повышается с каждым фрагом. Таким образом, чем больше убийств вам удается сделать в течение одной жизни, тем больше ваш стрик и тем больше золота получит противник, который вас в конце концов спустит с небес на землю.


Silence (сайленс, сало)

Особый эффект (дебаффа), запрещающий герою использовать заклинания в течение ограниченного времени. Настоящая проблема для героев, которые в бою полагаются в основном на силу своих способностей: вовремя наложенная немота может обезвредить того или иного персонажа.


Summoner (суммонер)

Герой, который имеет способность призыва существ.


Nuke (нюк)

Заклинание, моментально наносящее большое количество урона. Многие способности героев в Dota 2 являются нюками — их довольно просто применять, что удобно для постоянного хараса героев противника.


Escape (эскейп, побег)

Герои, у которых есть способности, позволяющие им быстро убежать из драки, спасаясь от смерти. Особенностью этих героев могут быть способности невидимости или телепортации. Несмотря на то, что эти герои могут быстро отступить, они также могут быстро внедриться в битву, используя элемент неожиданности.




Роли и позиции в игре



Roamer (роумер, гангер)

Герой, который почти не стоит на своей линии, но бегает по всей карте, помогая союзникам убивать вражеских персонажей. Во многом благодаря усилиям роумера команде удается стабильно ганкать героев противника, но играть на этой роли надо уметь.


Хардлейнер (оффлейнер, 3 позиция)


Mider (Мидер, Соло мид, 2-ая позиция)

Игрок центральной линии. Название роли как бы намекает, что он стоит линию в одиночку. Мидеров принято считать второй позицией команды. Это герой-плеймейкер. Он быстрее всех получает опыт и уровень, имеет относительно хороший фарм (добычу золота) в начале игры и обычно сильные способности для ранних драк.


Carry (кэрри, керри)



Карта


Bot (bottom line, бот, низ, нижняя линия) — как ни странно, линия, расположенная внизу.


Dire (злые, тьма) — одна из двух сторон конфликта Dota 2, антипод Radiant. Их база располагается в правом верхнем углу карты.


Jungle (forest, лес, джангл) — область, в которой возрождаются нейтральные монстры, убийство которых приносит опыт и деньги — так же, как и смерть крипов на линии.


Line (лайн, линия, сторона) — одно из трех направлений движения крипов. Есть три основных линии — центральная (мид), нижняя (бот) и верхняя (топ).


Mid (Middle Line, мид, центр) — центральная линия, она же самая короткая. Как правило, в первые минуты игры именно на этом направлении разворачивается дуэль двух героев — по одному с каждой стороны.

Radiant (добрые, свет)


Одна из двух сторон конфликта Dota 2, антипод Dire. Их база располагается в левом нижнем углу карты.

Roshan (Rosh, Роша)


Уникальный и очень сильный монстр, убийство которого дает золото всей команде. Кроме того, Рошан роняет предмет Aegis of Immortal, который дает своему обладателю возможность тут же возродиться после смерти и вернуться в бой с полными силами. Убийство Рошана может перевернуть ход всего матча.

Rune (руна)

Особый предмет, дающий временные бонусы. Каждые две минуты на карте появляется одна руна. Мест ее появления два (выбираются случайным образом) — оба места располагаются на реке, делящей карту Dota 2 на две равные части. Всего существует пять видов рун:

  • Руна Ускорения (дает максимальную скорость передвижения)
  • Руна Регенерации (за несколько секунд восстанавливает ваш запас здоровья и маны)
  • Руна Иллюзий (создает две копии вашего героя)
  • Руна Двойного урона (внезапно — в два раза увеличивает ваш урон)
  • Руна Невидимости (думаю, вы и так понимаете).
Secret Shop (секретный магазин, лесной магаз)


Особое место на карте, где можно купить самые мощные и дорогие предметы, необходимые для создания наиболее мощных и дорогих артефактов. Таких магазинов два — по одному с каждой стороны.

Side Shop (сайд шоп, боковой магазин)


Магазин с ограниченным ассортиментом предметов, который располагается на боковых линиях.

Ward Place (вардплейс)


Особое место на карте, куда удобно ставить Observer Ward, дающий видимость в небольшой зоне. Особыми знаками на карте Dota 2 отмечены лишь четыре вардплейса, однако на деле их гораздо больше — экспериментируйте! Подробнее о грамотной расстановке Observer Ward мы тоже с вами обязательно поговорим.

Читайте также: